On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа

АвторСообщение
Albert
администратор




Сообщение: 488
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.09.10 09:09. Заголовок: Генетическая структура народов Кавказа


...

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 1 
Профиль
Ответов - 105 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]


Эсен
постоянный участник


Сообщение: 7
Зарегистрирован: 20.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.10 16:12. Заголовок: Albert пишет: Значи..


Albert пишет:

 цитата:
Значит, снипы - это мутации, которые определяют гаплогруппы? Только о каких гаплогруппах идет речь? Например, R, R1, R1a, R1a1, R1a1a или, к примеру, R1a1a7? Можно ли всё это называть гаплогруппами? Или гаплогруппой является только R, а все остальное - субклады? Тогда почему, например, R1a1a тоже называют гаплогруппой?



Принципиальной разницы между субкладом и гаплогруппой нет. Буквенно-цифровые обозначения присвоены условно. Например, R1a и R1b выявили и назвали гаплогруппами ещё до принятия современной классификации. Тогда были просто гаплогруппы Hg1,Hg2,Hg3 и т.д.
Гаплогруппа ( субклад ) - группа людей, у которых тестирование характерных для этой группы снипов даёт абсолютно идентичный результат. Так, например,у всех R1b все тесты на все, известные науке снипы, (кроме "внутренних", которые делят R1b на более мелкие группы) должны давать абсолютно одинаковые результаты.

Albert пишет:

 цитата:
Странно, что грузину было неинтересно тестировать сванские образцы, хотя, в то же время, образцы других этносов он протестировал.



Сам он вроде как не тестровал, а просто использовал данные от других исследователей.

Спасибо: 0 
Профиль
Эсен
постоянный участник


Сообщение: 8
Зарегистрирован: 20.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.10 16:28. Заголовок: Turk пишет: Но с др..


Turk пишет:

 цитата:
Но с другой стороны если бы карачаевские гаплотипы были бы опубликованы на открытом сайте, то в работе бы указали бы ссылку на ID номер, где можно было бы это посмотреть.
Кстати вот пример на YSearch:
User ID: ZFNBN
Haplogroup: G2a1a*
Last name: Uzdenov
Там представлен сам набор маркеров, так что кто умеет может сравнить к примеру с осетинским.



Т.к. в этом гаплотипе всего 17 маркеров, время "расхождения" линии Узденова с другими людьми будет не точным. Однако сразу видно, что имеющиеся в этой Базе осетинские гаплотипы G2a1a далеки от Узденова (где-то 4 тыс. лет). Хотя при увеличении количества исследуемых маркеров расстояние может сократиться (либо увеличиться).



Спасибо: 0 
Профиль
Эсен
постоянный участник


Сообщение: 9
Зарегистрирован: 20.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.10 16:36. Заголовок: гвоздь пишет: На..


гвоздь пишет:


 цитата:
На родстве вроде бы была информация о близости (идентичности) какого то карачаевского G с осетинским. Хоть это только один чел, но думаю что остальные карачаевские G так же окажуться близкими к осетинским. Хотя если у наших и у ваших G один субклад то близкое родство лежит тут как тут на поверхности.



Я сравнивал этот гаплотип со всеми G2a1a из базы Ysearch. Ближайшие - это гаплотипы из Ирана. Один из иранских азербайджанцев, другой из провинции Казвин. В общем, ближайшая (на данный момент) родня - в Северном Иране. а осетины относительно далеки, как я уже написал.


Спасибо: 0 
Профиль
Эсен
постоянный участник


Сообщение: 10
Зарегистрирован: 20.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.10 16:47. Заголовок: Turk пишет: Есть ещ..


Turk пишет:

 цитата:
Есть еще и среди тюрков казахов суб-группа у которых преобладает G, аргуны если не ошибаюсь.


Да, только у них G1

Turk пишет:

 цитата:
А по КБ, есть же на Ysearch как минимум два гаплотипа Байрамукова и Узденова G, возможно больше есть (канечно они короткие) чтобы сравнивать когда жил их общий предок?


Даже на этих коротких гаплотипах видно, что они далеки. Расстояние - 6 мутаций на 10 сравниваемых маркерах, что свидетельствует о том, что их линии разделились до н.э как минимум.

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 542
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.10 10:28. Заголовок: огъары учкулан пише..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
да? хм... я в лингвистике ничего не понимаю, спорить не буду))


А что тебя смущало в этом слове?

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Джинн



Сообщение: 29
Зарегистрирован: 17.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.10 16:19. Заголовок: Albert "4. Полу..


Albert
"4. Полученные данные по распределению частот гаплогрупп мтДНК
хромосомы свидетельствуют в пользу гипотезы замены языка у карачаевцев"

Имеется ввиду замена субстратного применительно для Кавказа языка на тюркский?



















<a href=http://www.bestmarket.com.ua/ >картридж hp 21</a>Albert Albert Albert

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 545
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.10 16:49. Заголовок: Эсен пишет: Т.к. в ..


Эсен пишет:

 цитата:
Т.к. в этом гаплотипе всего 17 маркеров, время "расхождения" линии Узденова с другими людьми будет не точным. Однако сразу видно, что имеющиеся в этой Базе осетинские гаплотипы G2a1a далеки от Узденова (где-то 4 тыс. лет). Хотя при увеличении количества исследуемых маркеров расстояние может сократиться (либо увеличиться).


Вроде бы, сбывается наше предсказание о том, что наша G2a1 может быть просто автохтонным, а не осетинским.

Касательно происхождения Узденовых и Байрамуковых, чьи представители дали нам данную гаплогруппу, то оба рода являются самыми многочисленными в настоящее время в Карачае. Удивительно, что Байрамуковы обогнали даже Батчаевых. Конечно, надо учитывать такой момент, что в выборку могли попасть не "чистые" Узденов и Байрамуков, а те, чьи предки после крестьянской реформы "взяли" эту фамилию. А таковых среди этих родов много. Но вполне может быть, что исследовались коренные представители этих родов. К сожалению, мы не знаем, из каких атаулов они были.
Оба рода (Байрамуковы - Байрамукълары и Узденовы - Ёзденлери) являются исконно карачаевскими родами: Байрамуковы относятся к фратрии Будияна, наряду с другими весьма многочисленными родами, а Узденовы не входили во фратрии, полагаю, потому что были и так самодостаточными вследствие своей многочисленности. Узденовых обычно относя к коренным родам, иногда отмечают, что они пришли (или вернулись) из Сванетии, где они пребывали после нашествия врага (скорее всего, Тамерлана). Наличествует в Сванетии род Вездени, но это явно позднее ответвление от карачаевских Узденовых.
Байрамуковы - жители села Хурзук, а Узденовы - сел Хурзук и Карт-Джурт. Ныне эти рода распространились по всему Карачаю, а Узденовых много и среди балкарцев. Есть они и среди ногайцев уже.

Эсен пишет:

 цитата:
Я сравнивал этот гаплотип со всеми G2a1a из базы Ysearch. Ближайшие - это гаплотипы из Ирана. Один из иранских азербайджанцев, другой из провинции Казвин. В общем, ближайшая (на данный момент) родня - в Северном Иране. а осетины относительно далеки, как я уже написал.


Казвин тоже находится на стыке районов проживания иранских азербайджанцев, персов и татов. Примерно на этой же территории и другие тюркские народы Ирана проживают, помимо азербайджанцев.



Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 546
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.10 16:50. Заголовок: Джинн пишет: Albert..


Джинн пишет:

 цитата:
Albert
"4. Полученные данные по распределению частот гаплогрупп мтДНК
хромосомы свидетельствуют в пользу гипотезы замены языка у карачаевцев"
Имеется ввиду замена субстратного применительно для Кавказа языка на тюркский?


Салам алейкум, Мурат!

Вроде того, наверное, имеется в виду.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
огъары учкулан
moderator


Сообщение: 70
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.10 16:58. Заголовок: Albert пишет: Байра..


Albert пишет:

 цитата:
Байрамуковы - жители села Хурзук, а Узденовы - сел Хурзук и Карт-Джурт. Ныне эти рода распространились по всему Карачаю, а Узденовых много и среди балкарцев. Есть они и среди ногайцев уже.


Они есть уже и среди абазин; кстати. интересно что у абазин, R1a - 20% от их числа: с учетом их более раннего, по преданиям единоглассно, приходу на С,Кавказ, по сравнению с кабардинцами (черкесами) то мне кажется, это еще один из поводов считать R1a "аланской" или одной из "главных" аланских гаплогрупп.
Albert пишет:

 цитата:
Вроде бы, сбывается наше предсказание о том, что наша G2a1 может быть просто автохтонным, а не осетинским


Как я говорил, мне кажется если бы это гаплогруппа была связанна с миграцией, то вряд ли бы была картина. что у карачаевцев ее больше чем у соседственных осетинам балкарцев

Спасибо: 0 
Профиль
Эсен
постоянный участник


Сообщение: 11
Зарегистрирован: 20.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.10 19:04. Заголовок: Albert пишет: Касат..


Albert пишет:

 цитата:
Касательно происхождения Узденовых и Байрамуковых, чьи представители дали нам данную гаплогруппу, то оба рода являются самыми многочисленными в настоящее время в Карачае. Удивительно, что Байрамуковы обогнали даже Батчаевых.


В газете "Къарачай" публиковали численность фамилий. Правда, не ручаюсь за достоверность:



http://elbrusoid.org/newforumbb/viewtopic.php?p=473198#473198<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
Профиль
Эсен
постоянный участник


Сообщение: 12
Зарегистрирован: 20.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.10 19:16. Заголовок: Albert пишет: Касат..


Albert пишет:

 цитата:
Касательно происхождения Узденовых и Байрамуковых, чьи представители дали нам данную гаплогруппу, то оба рода являются самыми многочисленными в настоящее время в Карачае. Удивительно, что Байрамуковы обогнали даже Батчаевых. Конечно, надо учитывать такой момент, что в выборку могли попасть не "чистые" Узденов и Байрамуков, а те, чьи предки после крестьянской реформы "взяли" эту фамилию. А таковых среди этих родов много. Но вполне может быть, что исследовались коренные представители этих родов. К сожалению, мы не знаем, из каких атаулов они были.



Не буду больше о себе в третьем лице писать. Протестированный Узденов - это я )))).
Я из хурзукских Узденовых, атаул - Сыгынчылары. Вроде как "чистый" )))

Спасибо: 0 
Профиль
Turk
moderator




Сообщение: 79
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.09.10 10:34. Заголовок: Эсен пишет: Не буд..


Эсен пишет:

 цитата:

Не буду больше о себе в третьем лице писать. Протестированный Узденов - это я )))).
Я из хурзукских Узденовых, атаул - Сыгынчылары. Вроде как "чистый" )))


Прикольно :)).
У меня сторона матери Узденовы, атаул Хаджибийлары, Верхений Баксан.
Наверное они должны быть такой же гаплогруппы, как я понимаю один род.


Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 548
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.09.10 19:21. Заголовок: огъары учкулан пише..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
Они есть уже и среди абазин;


У абазин их совсем мало. У них буквально прадед был карачаевцем. Одна из таких Байрамуковых уже абазинской национальности работает судьей верховного суда КЧР. У абазин есть и Байрамкуловы, кстати. У них тоже где-то прадед, если не дед, был карачаевцем.

огъары учкулан пишет:

 цитата:
кстати. интересно что у абазин, R1a - 20% от их числа: с учетом их более раннего, по преданиям единоглассно, приходу на С,Кавказ, по сравнению с кабардинцами (черкесами) то мне кажется, это еще один из поводов считать R1a "аланской" или одной из "главных" аланских гаплогрупп.


Среди абазин много карачаевцев в свое время ассимилировалось. Да и сейчас немало ассимилируется. В одном Красном Востоке столько карачаевских фамилий - Карабашевы, Магометовы, Каракетовы, Гебеновы и др. Да и в других абазинских населенных пунктах тоже. Кроме того, известен факт, что много алан ассимилировалось среди абазин - аланеты-медовей - это аланы, которые уйдя от преследований Тамерлана, постепенно ассимилировались среди абазин по ту сторону хребта. Кроме того, и к абхазам-цебельдинцам в 19 веке в Дал и Цебельду ушло относительно немало карачаевцев. Правда, цебельдинцы практически все выехали в Османскую империю после окончания Кавказской войны. Так что, это, наверно е, можно не рассматривать.
Вообще, многие аланы, которые остались на территории западнее Большого Карачая, которые решили остаться, а не ушли в Карачай, как раз растворились среди абазин. Известно, что абазины, перешедшие на северный склон главного хребта после того как эти земли в значительной мере опустели в результате нашествия Тамерлана, встретили там именно карачаевцев.
Мне тоже представляется, что гаплогруппу R1a1 на Кавказе распространили главным образом аланы, учитывая то, что большинство носителей этой гаплогруппы составляют карачаевцы и балкарцы, а также и то, что эта гаплогруппа очень распространена среди народа, с которым у карачаевцев и собственно алан были достаточно тесные контакты на протяжении нескольких веков.

огъары учкулан пишет:

 цитата:
Как я говорил, мне кажется если бы это гаплогруппа была связанна с миграцией, то вряд ли бы была картина. что у карачаевцев ее больше чем у соседственных осетинам балкарцев


Разумеется! В отличие от балкарцев, у которых известно немало родов, которые восходят именно к осетинам-дигорцам (как, кстати, и наоборот, у дигорцев много фамилий, которые родом из Балкарии), у карачаевцев таких родов неизвестно практически. Даже если бы они и были, то в любом случае, процент G2a1 у карачаевцев должен был быть заметно ниже, чем у балкарцев, активно общавшихся с дигорцами.

Эсен пишет:

 цитата:
В газете "Къарачай" публиковали численность фамилий. Правда, не ручаюсь за достоверность:
http://elbrusoid.org/newforumbb/viewtopic.php?p=473198#473198<\/u><\/a>


Да, я видел этот список. Кстати, если у кого есть, давайте поместим сюда список целиком.
А среди малочисленных фамилий подавляющее большинство так вообще не карачаевские фамилии. К примеру, в этот список Нюрлю Гербеков включил и фамилии, например, женщин, которые замужем за некарачаевцами и носят, разумеется, фамилии своих мужей. Разумеется, у них не может быть формы карачаевских фамилий с окончаниями "-лары" и "-лери". А Нюрлю дает их в русской форме, кроме некоторых, которые дает с карачаевскими окончаниями. Мне в этой связи непонятна причина включения в список таких "карачаевских фамилий", состоящих из одного чаще всего человека - либо женщины, которая замужем за некарачаевцем, либо мужчины, который, возможно, просто живя среди карачаевцев просто знает карачаевский язык. Но как его можно назвать карачаевцем?
Такие здесь в левом списке, например, такие фамилии как Чабаров, Чельдиев, Чесебиев, Чуков, Шавлухов, Шайсутдинов, Шакиров, Шамаев, Шамаков, Шаматаев, Шамилов, Шамсутдинов, Шампиров, Шамшудинов, Шамырзов, Шавтиков, Шахмирзов, Шейхов, Шукуров, Шовхов, Эдиков, Эминов, Якубов, Янгулов, Яхьяев. И это только в нижней части списка, начиная с буквы «Ч». Разумеется, это не карачаевские фамилии.

Эсен пишет:

 цитата:
Не буду больше о себе в третьем лице писать. Протестированный Узденов - это я )))).
Я из хурзукских Узденовых, атаул - Сыгынчылары. Вроде как "чистый" )))


Вот оно как! Прекрасно!
Да, да - чистый! Из хурзукских Узденовых. Причем, по-моему, Сыгынчылары самый многочисленный атаул.



Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
огъары учкулан
moderator


Сообщение: 73
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.09.10 21:23. Заголовок: Albert пишет: У аба..


Albert пишет:

 цитата:
У абазин их совсем мало. У них буквально прадед был карачаевцем. Одна из таких Байрамуковых уже абазинской национальности работает судьей верховного суда КЧР. У абазин есть и Байрамкуловы, кстати. У них тоже где-то прадед, если не дед, был карачаевцем.



Albert пишет:

 цитата:
Среди абазин много карачаевцев в свое время ассимилировалось. Да и сейчас немало ассимилируется. В одном Красном Востоке столько карачаевских фамилий - Карабашевы, Магометовы, Каракетовы, Гебеновы и др. Да и в других абазинских населенных пунктах тоже. Кроме того, известен факт, что много алан ассимилировалось среди абазин - аланеты-медовей - это аланы, которые уйдя от преследований Тамерлана, постепенно ассимилировались среди абазин по ту сторону хребта. Кроме того, и к абхазам-цебельдинцам в 19 веке в Дал и Цебельду ушло относительно немало карачаевцев. Правда, цебельдинцы практически все выехали в Османскую империю после окончания Кавказской войны. Так что, это, наверно е, можно не рассматривать.
Вообще, многие аланы, которые остались на территории западнее Большого Карачая, которые решили остаться, а не ушли в Карачай, как раз растворились среди абазин. Известно, что абазины, перешедшие на северный склон главного хребта после того как эти земли в значительной мере опустели в результате нашествия Тамерлана, встретили там именно карачаевцев.
Мне тоже представляется, что гаплогруппу R1a1 на Кавказе распространили главным образом аланы, учитывая то, что большинство носителей этой гаплогруппы составляют карачаевцы и балкарцы, а также и то, что эта гаплогруппа очень распространена среди народа, с которым у карачаевцев и собственно алан были достаточно тесные контакты на протяжении нескольких веков.



Да, они мне сами говорили, что их очень не дальние родственники были из карачаевцев: но сейчас мне кажется картина обратная, маленькая часть абазин "окарачаивывается" а большинтсво, точнее значительная часть, "очеркешивается". Что касается гаплогрупп - то тут я согласен, ибо так оно и выходит по Литвинову

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 551
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.10 10:47. Заголовок: огъары учкулан пише..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
Да, они мне сами говорили, что их очень не дальние родственники были из карачаевцев: но сейчас мне кажется картина обратная, маленькая часть абазин "окарачаивывается" а большинтсво, точнее значительная часть, "очеркешивается". Что касается гаплогрупп - то тут я согласен, ибо так оно и выходит по Литвинову


Окарачаивается вообще мизер. У нас, к сожалению, отсутствует способность ассимилировать иноэтничные элементы. А вот сами часто ассимилируемся. К примеру, чаще всего дети межнациональных браков карачаевцев и черкешенок, как и дети черкесов и карачаевок, становятся в результате черкесами и черкешенками, а не карачаевцами и карачаевками. Просто, адыги умеют ассимилировать, а наши - нет. У нас чаще всего иноэтничные элементы воспринимаются как чужаки, а для адыгов уже второе поколение, роженное от адыгской женщины и мужчины другой национальности уже воспринимаются как коренные адыги. У нас же ситуация совсем иная.
Касательно же абазин, да, многие абазины очеркесиваются, некоторые обрусевают. Окарачаивание, наверное, на третьем месте.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Эсен
постоянный участник


Сообщение: 13
Зарегистрирован: 20.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.10 10:48. Заголовок: Turk пишет: Прикол..


Turk пишет:

 цитата:
Прикольно :)).
У меня сторона матери Узденовы, атаул Хаджибийлары, Верхений Баксан.


Знаю, братан)). Я тебе года 3 назад на Эльбе пытался доказать, что Узденовы от свана произошли)).

Turk пишет:

 цитата:
Наверное они должны быть такой же гаплогруппы, как я понимаю один род.


Ну по идее, должны быть ). Мы ж родня). Ну кроме тех, кто взял фамилию Узденов)





Спасибо: 0 
Профиль
огъары учкулан
moderator


Сообщение: 74
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.10 10:55. Заголовок: Albert пишет: Окара..


Albert пишет:

 цитата:
Окарачаивается вообще мизер. У нас, к сожалению, отсутствует способность ассимилировать иноэтничные элементы. А вот сами часто ассимилируемся. К примеру, чаще всего дети межнациональных браков карачаевцев и черкешенок, как и дети черкесов и карачаевок, становятся в результате черкесами и черкешенками, а не карачаевцами и карачаевками. Просто, адыги умеют ассимилировать, а наши - нет. У нас чаще всего иноэтничные элементы воспринимаются как чужаки, а для адыгов уже второе поколение, роженное от адыгской женщины и мужчины другой национальности уже воспринимаются как коренные адыги. У нас же ситуация совсем иная.
Касательно же абазин, да, многие абазины очеркесиваются, некоторые обрусевают. Окарачаивание, наверное, на третьем месте.


ты чересчур пессимечтичен)) не буду тут рисовать пессимистичные картины, но ассимилция идет)) сам видел пару примеров, хотя конечно, "долбаное" фамильное разбирательство, уже мешает консолидации этноса, его развитию

Спасибо: 0 
Профиль
Эсен
постоянный участник


Сообщение: 14
Зарегистрирован: 20.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.10 10:56. Заголовок: Albert пишет: Такие..


Albert пишет:

 цитата:
Такие здесь в левом списке, например, такие фамилии как Чабаров, Чельдиев, Чесебиев, Чуков, Шавлухов, Шайсутдинов, Шакиров, Шамаев, Шамаков, Шаматаев, Шамилов, Шамсутдинов, Шампиров, Шамшудинов, Шамырзов, Шавтиков, Шахмирзов, Шейхов, Шукуров, Шовхов, Эдиков, Эминов, Якубов, Янгулов, Яхьяев. И это только в нижней части списка, начиная с буквы «Ч». Разумеется, это не карачаевские фамилии.


Этот список фамилий, чьи представители считают себя карачаевцами. Так что мы тоже кое-кого ассимилировали))

Albert пишет:

 цитата:
Причем, по-моему, Сыгынчылары самый многочисленный атаул.


Вот этого не знаю, но, да, нас не мало . Альберт Магометович из наших


Спасибо: 0 
Профиль
Turk
moderator




Сообщение: 81
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.10 11:06. Заголовок: Эсен пишет: Знаю, б..


Эсен пишет:

 цитата:
Знаю, братан)). Я тебе года 3 назад на Эльбе пытался доказать, что Узденовы от свана произошли)).


ас саламу алейкум братка). да да припоминаю))). А ты до сих пор считаешь, что от свана или уже нет?
Эсен пишет:

 цитата:
Ну по идее, должны быть ). Мы ж родня). Ну кроме тех, кто взял фамилию Узденов)


:) Ради контроля можно было про тестировать нескольких Узденовых из разных атаулов.
Надо какого-нибудь родственика по материнской линии сподвигнуть на этот подвиг )).
А потом вычислить, когда жил первопредок Ёзден).



Спасибо: 0 
Профиль
Руслан





Сообщение: 35
Зарегистрирован: 03.07.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.10 11:47. Заголовок: Albert пишет: Гвозд..


Albert пишет:

 цитата:
Гвоздь - вполне адекватный участник. Никаких чуднЫх идей он не высказывает. А если он приводит статью явно ангажированного кабардинского исследователя Балкарова, так это его право, и он не будучи специалистом в языкознании, вполне мог и поверить Балкарову. Для того мы здесь и существуем, чтобы опровергать откровенные натяжки. Мне вполне импонируют такие адекватные участники!


Поддерживаю !!! Адекватные участники всегда должны чувствовать себя здесь уютно ,а насчет флуда , то все мы в большей или меньшей степени флудим...))) Я вон в соседней ветке вчера не по теме написал ...)) Яндекс все считывает и выкидывает в поисковик ,так что в разумных пределах - не так уж вреден флуд ...)))

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 553
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.10 15:13. Заголовок: Эсен пишет: Знаю, б..


Эсен пишет:

 цитата:
Знаю, братан)). Я тебе года 3 назад на Эльбе пытался доказать, что Узденовы от свана произошли)).


У меня такое ощущение складывается, что на всех форумах практических одни и те же участники. Один лишь я только кроме "Карачайза" и "Родства" больше почти нигде и не участвовал. А теперь вообще только в этом форуме участвую. И то, наверное, потому что я являюсь его администратором.

огъары учкулан пишет:

 цитата:
ты чересчур пессимечтичен)) не буду тут рисовать пессимистичные картины, но ассимилция идет)) сам видел пару примеров, хотя конечно, "долбаное" фамильное разбирательство, уже мешает консолидации этноса, его развитию


Вот именно, что "пара примеров"! Исключения есть всегда и везде. Но, в основном, тенденции такие, какими я их описал. Есть, конечно, в последние годы много случаев, когда карачаевцы женятся на абазинках. Каков будет результат этого массового скрещивания, посмотрим через несколько лет, когда их детишки подрастут. Но абазины неустойчивы к ассимиляции, в отличие от адыгов.
Кстати, в последние годы, благодаря, во многом, тому, что Абхазия де-юре оформила свой суверенитет, у абазин уровень национальной консолидации несколько возрос. То, что Батдыев дал им район, тоже влияет на это в определенной степени. Но вообще наиболее реальная консолидация происходит у абазин с черкесами, когда они вместе пытаются пакостить карачаевцам.

Эсен пишет:

 цитата:
Этот список фамилий, чьи представители считают себя карачаевцами. Так что мы тоже кое-кого ассимилировали))


Во-первых, их, все равно, мизер. А, во-вторых, не думаю, что Нюрлю их опрашивал на предмет того, кем они себя считают. У нас даже такие, вроде бы, достаточно давно (еще до революции) окарачаившиеся фамилии, как грузины Лобжанидзе, лакцы Кузнецовы, Ардухановы и Акачиевы, аварцы Шамасуровы и некоторые другие до сих пор себя считают "не совсем" карачаевцами. Большинство из них даже в паспортах (когда в них была соответствующая графа) писались соответственно грузинами и лакцами. У меня в Усть-Джегуте соседи были Лобжанидзе из аула Элтаркъач. Старший из сыновей у них был моим ровесником. Говорил, разумеется, только по-карачаевски, по-грузински не знал ни слова. Но себя называл грузином! Хотя, матушка его, разумеется, карачаевка - Айбазова, да и бабушка со стороны отца тоже карачаевка. По-моему, и прабабушка, а, возможно, и прапрабабушка тоже карачаевка. Но сами себя они позиционировали несколько иначе.

Эсен пишет:

 цитата:
Вот этого не знаю, но, да, нас не мало . Альберт Магометович из наших


Я знаю, что он из ваших. Я вообще очень многих из Сыгынчылары знаю. Среди джегутинских Узденовых много из атаула Сыгынчы.

Turk пишет:

 цитата:
:) Ради контроля можно было про тестировать нескольких Узденовых из разных атаулов.
Надо какого-нибудь родственика по материнской линии сподвигнуть на этот подвиг )).
А потом вычислить, когда жил первопредок Ёзден).


Кстати, Эсен, а ты не вычислял, есть ли родство между твоим гаплотипом и гаплотипом того Байрамукова, который тоже оказался G2a1? Вот был бы прикол, если бы Узденовы и Байрамуковы оказались родственниками, хотя, ни в каких фамильных преданиях ни о чем подобном даже не упоминается.

Руслан пишет:

 цитата:
Поддерживаю !!! Адекватные участники всегда должны чувствовать себя здесь уютно ,а насчет флуда , то все мы в большей или меньшей степени флудим...))) Я вон в соседней ветке вчера не по теме написал ...)) Яндекс все считывает и выкидывает в поисковик ,так что в разумных пределах - не так уж вреден флуд ...)))


Пофлудить я тоже люблю.


Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Эсен
постоянный участник


Сообщение: 15
Зарегистрирован: 20.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.10 16:35. Заголовок: Turk пишет: ас сал..


Turk пишет:

 цитата:
ас саламу алейкум братка). да да припоминаю))). А ты до сих пор считаешь, что от свана или уже нет?



Уалейкум салам).
Я в сомнениях, но теперь уже я склоняюсь в пользу карачаевца Ёздена))).

Turk пишет:

 цитата:
:) Ради контроля можно было про тестировать нескольких Узденовых из разных атаулов.
Надо какого-нибудь родственика по материнской линии сподвигнуть на этот подвиг )).
А потом вычислить, когда жил первопредок Ёзден).



Эх, мечты-мечты. Не скоро это будет)). Если что, ставлю на вторую половину 16 века))






Спасибо: 0 
Профиль
Эсен
постоянный участник


Сообщение: 16
Зарегистрирован: 20.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.10 16:44. Заголовок: Albert пишет: Кстат..


Albert пишет:

 цитата:
Кстати, Эсен, а ты не вычислял, есть ли родство между твоим гаплотипом и гаплотипом того Байрамукова, который тоже оказался G2a1? Вот был бы прикол, если бы Узденовы и Байрамуковы оказались родственниками, хотя, ни в каких фамильных преданиях ни о чем подобном даже не упоминается.


Как писал выше, Байрамуков далек от меня, разделение было до н.э. точно. У него очень короткий гаплотип (12 маркеров). Впрочем и у меня не фонтан (17 маркеров).
Хотел спросить его, собирается ли он доисследоваться до 67 маркеров (для уточнения родства), но он так ничего и не ответил. Видимо потерял интерес к ДНК-генеалогии.

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 556
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.10 19:58. Заголовок: Эсен пишет: Я в сом..


Эсен пишет:

 цитата:
Я в сомнениях, но теперь уже я склоняюсь в пользу карачаевца Ёздена))).


Это вернее всего!

Вообще, надо заметить, что сваны, попадая в Карачай, никогда не занимали в карачаевском обществе каких-то высоких мест, я бы сказал. Возможно, это влияние того, что сваны обычно в Карачае присутствовали в теплое время года в качестве наемных работников - "джалчы". Узденовы же и в Хурзуке, и в Карт-Джурте были всегда достаточно влиятельным родом. Да и древняя вражда, которая имела место между Узденовыми и Боташевыми, была бы немыслима, если бы Ёзден был просто "неким сваном". Быть же не просто "неким сваном" он мог только в том случае, если бы был из родов Дадешкелиани или Геловани. Но это просто исключено, поскольку в этом случае Узденовы не попали бы в число узденьских родов. Да и родовое имя - Ёзден является явно тюркским - карачаевским. Кроме того, в Карачае до сих пор известны сванские рода, которые очень давно стали карачаевскими, но в отношении Узденовых никогда не говорится, что они сваны. Есть и у Узденовых, и у Чотчаевых связи со Сванетией, но эти связи носят не характер происхождения из Сванети, а в плане возвращения оттуда. В отношении Чотчаевых и в списке Петрусевича конкретно указано, что речь шла только о возвращении из Сванетии обратно в Карачай.

Эсен пишет:

 цитата:
Как писал выше, Байрамуков далек от меня, разделение было до н.э. точно. У него очень короткий гаплотип (12 маркеров). Впрочем и у меня не фонтан (17 маркеров).
Хотел спросить его, собирается ли он доисследоваться до 67 маркеров (для уточнения родства), но он так ничего и не ответил. Видимо потерял интерес к ДНК-генеалогии.


А откуда он, не скажешь? И не знаешь, из какого он атаула?
А с осетинскими гаплотипами какие связи у Байрамукова?

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Turk
moderator




Сообщение: 83
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.10 21:40. Заголовок: Albert пишет: У мен..


Albert пишет:

 цитата:
У меня такое ощущение складывается, что на всех форумах практических одни и те же участники. Один лишь я только кроме "Карачайза" и "Родства" больше почти нигде и не участвовал. А теперь вообще только в этом форуме участвую. И то, наверное, потому что я являюсь его администратором.



Действительно сложился круг завсегдатаев))))), заочно все друг друга знают)).
Мир очень тесен, я как то раз также познакомился с пару пацанами, а потом случайно один учился и теперь живет в Турции, я с ним лично познакомился потом узнали что на одном сайте "жили" :), а другой оказался его хорошим другом и общим знакомым общих знакомых)).

Albert пишет:

 цитата:
Быть же не просто "неким сваном" он мог только в том случае, если бы был из родов Дадешкелиани или Геловани.


Кстати про род Дадешкелиани тоже как бы где-то читал на кумыском сайт, о связях его с кумыкскими Шамхальским родом, вроде о происхождении его оттуда или просто родственной связи и одновременно связи с балкарскими Таубиями.
Да и само слово Дадеш (Дадаш - так в восточной Турции называют старших братьев на одном из диалектов, на нашем называют Тада, а ласково Тадаш), канечно может это просто совпадание.

Кстати по поводу узденского сословия, всегда хотел спросить вот те же Эбзеевы - они берут начало от свана, но род сам по себе является частью узденского сословия все таки включен в него или нет?
Также и по остальным старым пришлим родам?


Спасибо: 0 
Профиль
огъары учкулан
moderator


Сообщение: 75
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.10 23:34. Заголовок: Albert пишет: Во-пе..


Albert пишет:

 цитата:
Во-первых, их, все равно, мизер. А, во-вторых, не думаю, что Нюрлю их опрашивал на предмет того, кем они себя считают. У нас даже такие, вроде бы, достаточно давно (еще до революции) окарачаившиеся фамилии, как грузины Лобжанидзе, лакцы Кузнецовы, Ардухановы и Акачиевы, аварцы Шамасуровы и некоторые другие до сих пор себя считают "не совсем" карачаевцами. Большинство из них даже в паспортах (когда в них была соответствующая графа) писались соответственно грузинами и лакцами. У меня в Усть-Джегуте соседи были Лобжанидзе из аула Элтаркъач. Старший из сыновей у них был моим ровесником. Говорил, разумеется, только по-карачаевски, по-грузински не знал ни слова. Но себя называл грузином! Хотя, матушка его, разумеется, карачаевка - Айбазова, да и бабушка со стороны отца тоже карачаевка. По-моему, и прабабушка, а, возможно, и прапрабабушка тоже карачаевка. Но сами себя они позиционировали несколько иначе.



Ты знаешь, отчасти как я говорил это вина карачаевского общества: где еще так любят ковыряться в уздентсве, во всем Кавказе, как у нас? НИГДЕ. Даже в Балкарии, это не так, в Кабарде, воторая имела куда более жестку, если не жестокую градацию населения, такого сейчас нет... У нас любвоь к истории, выраежется в желании повысить свой род до верхних пределов: 90-ые годы прошли под лозунгом, "кто еще не объявил себя потомками биев?"!))
Причина номер два: это комплекс наказанного народа. Он был, надо это признать... Де-юре все ограничения по репресированным народам, не были же отменены: на практике это чувствовалось еще более значительнее. У меня есть знакомые люди которые не учили родной язык, я говорю, о людях от 35...

Но, сейчас, надо это признать, мне кажется наконец эти изжившие себя миллион лет назад сословные "выкрутасы" уходят в прошлое: мои сверстники уже не мало кто обращает внимание на вопрос с фамилией. Во вторых, протвиоположная медаль 90х, что теперь, люди выросшие с 80 годов и далее, не носят на себе память депортации....
Словом, такие вещи с "обособлением" уже в прошлом, а Малый Карачай, уже давно настоящий плавильный цех, в этом смысле))


Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 558
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.10 01:12. Заголовок: Turk пишет: Действи..


Turk пишет:

 цитата:
Действительно сложился круг завсегдатаев))))), заочно все друг друга знают)).
Мир очень тесен, я как то раз также познакомился с пару пацанами, а потом случайно один учился и теперь живет в Турции, я с ним лично познакомился потом узнали что на одном сайте "жили" :), а другой оказался его хорошим другом и общим знакомым общих знакомых)).


Действительно, в основном, заочно знакомы.

Turk пишет:

 цитата:
Кстати про род Дадешкелиани тоже как бы где-то читал на кумыском сайт, о связях его с кумыкскими Шамхальским родом, вроде о происхождении его оттуда или просто родственной связи и одновременно связи с балкарскими Таубиями.
Да и само слово Дадеш (Дадаш - так в восточной Турции называют старших братьев на одном из диалектов, на нашем называют Тада, а ласково Тадаш), канечно может это просто совпадание.


Да, род сванских князей Дадешкелиани считается, что имеет отношение к шамхальским родам. Об этом есть информация. Они фактически вытеснили из Сванети настоящих сванских князей Геловани в Лечхум.

Turk пишет:

 цитата:
Кстати по поводу узденского сословия, всегда хотел спросить вот те же Эбзеевы - они берут начало от свана, но род сам по себе является частью узденского сословия все таки включен в него или нет?
Также и по остальным старым пришлим родам?


Во-первых, я бы не хотел на форуме затрагивать такую острую тему, как социально-кастовая структура карачаевского общества. Мы от остальных Кавказцев, судя по всему, отличаемся до сих пор еще тем, что вопрос выяснения "хорошести" фамилий носит такой почти конфликтный характер. По мне так пускай каждый род сам по себе кайфует от того, что у него были такие блатные предки, а на люди эту тему особо не выносит. С другой стороны, ей-богу, "добивает", когда некоторые чуть ли не всем родом переписывают свою фамилию. Это вообще дико, по мне.
Касаемо, к примеру, Эбзеевых, можно говорить, что они не были в Карачае зависимыми. И, кстати, их несколько родов, которые друг другу не родня. Насколько мне известно, Эбзеевых в Карачае три разных рода. И вышесказанное мы не можем отнести ко всем трем родам. На этом будет лучше, если остановимся, пока не появились вопросы по поводу разных иных карачаевских родов.

огъары учкулан пишет:

 цитата:
Ты знаешь, отчасти как я говорил это вина карачаевского общества: где еще так любят ковыряться в уздентсве, во всем Кавказе, как у нас? НИГДЕ. Даже в Балкарии, это не так, в Кабарде, воторая имела куда более жестку, если не жестокую градацию населения, такого сейчас нет... У нас любвоь к истории, выраежется в желании повысить свой род до верхних пределов: 90-ые годы прошли под лозунгом, "кто еще не объявил себя потомками биев?"!))
Причина номер два: это комплекс наказанного народа. Он был, надо это признать... Де-юре все ограничения по репресированным народам, не были же отменены: на практике это чувствовалось еще более значительнее. У меня есть знакомые люди которые не учили родной язык, я говорю, о людях от 35...

Но, сейчас, надо это признать, мне кажется наконец эти изжившие себя миллион лет назад сословные "выкрутасы" уходят в прошлое: мои сверстники уже не мало кто обращает внимание на вопрос с фамилией. Во вторых, протвиоположная медаль 90х, что теперь, люди выросшие с 80 годов и далее, не носят на себе память депортации....
Словом, такие вещи с "обособлением" уже в прошлом, а Малый Карачай, уже давно настоящий плавильный цех, в этом смысле))


Заблуждение считать, что у нас это комплекс наказанного народа. Ерунда! Наказаны были и балкарцы, и чеченцы, и ингуши. Но кастовая структура сохранилась только у нас. Кстати, она в последние годы уже нивелируется. В отношении кабардинцев является большим заблуждением считать, что у них данная структура была жестче, чем у нас. Абсолютно нет! За исключением княжеского сословия - пши и т.н. первостепенных узденей тлекотлешей и дыжинуго, все остальные социальные группы кабардинского общества могли "перетекать" друг в друга. Во всяком случае, даже самый последний унаут (холоп) мог стать уорком-шаотлигуса, а затем и беслен-уорком. То есть, сословие кабардинских уорков (дворян) могло формироваться из низших социальных групп, в отличие от карачаевского общества, в котором эти социально-кастовые группы были замкнутыми. Ныне сословие князей - пши у кабардинцев исчезло "благодаря" октябрьской революции, как и большинство представителей наших княжеских родов, от которых остались лишь остатки, а некоторые, как например, балкарские чегемские таубии Балкаруковы были уничтожены полностью. То же самое случилось и с кабардинскими пши. От тлекотлешей кабардинских также уже мало что осталось относительно. И они не могут радикально отделять себя от остального народа, поскольку их слишком мало. А остальной народ Кабарды - это тльфокотли - формально свободные, но фактически закрепощенные крестьяне, составлявшие большинство населения Кабарды, т.н. уздени низших степеней, большинство из которых также происходят из более низких социальных групп, ну и настоящие представители низших социальных групп. Поэтому в Кабарде эти различия стерлись намного раньше Карачая. У нас же, в отличие от Кабарды, давным давно уже существовало право собственности на землю и пришельцам приходилось достаточно туго. Были, разумеется, пришельцы, которые получили достаточно высокий статус. Но подавляющему большинству пришельцев приходилось довольствоваться низким статусом. Причин, я считаю, две: первая - феодальные традиции, сложившиеся еще в аланском государстве, наследницей которого явилось карачаевское общество, и вторая, связанная с первой причиной, это разделение всего Карачая на феодальные вотчины при отсутствии "свободных" земель. А собственниками земель в Карачае являлись не столько даже князья, сколько т.н. уздени, хотя бы потому что узденьские рода были более многочисленны и самих этих родов было, конечно же, больше, чем бийских.
Поэтому, мне представляется, что наличествующая в нашем обществе "кастовость" традиционна для Карачая, и характеризует карачаевское общество как общество со сформировавшейся на протяжении сотен лет структурой, которая, разумеется, оказалась более устойчивой, чем у соседей.

Я отнюдь не считаю, что это хорошо, что у нас людей до сих пор оценивают по тому, из какого он рода. Я противник этого. Но мне как исследователю интересно всё, что характерно для нашего общества: как позитивное, так и негативное. И мне как исследователю - уж простите меня за крамольное высказывание - хотелось бы, чтобы сохранялись однородные в социально-кастовом отношении группы населения. Но не для того, чтобы было этим людям похвастаться друг перед другом, что, мол, мы - ёзденле, а они, мол, къулла. Нет, конечно! Боже упаси! А лишь с исследовательской целью. В частности, только в закрытых группах сохраняются изначальные антропологические, культурные и языковые особенности в наиболее чистом виде. Для нас этот момент важен, главным образом, в плане антропологии, поскольку зависимое сословие почти целиком - это, де-факто, представители соседних народов в прошлом. И когда, к примеру, наши "доброжелатели" начинают приписывать нам несуществующую монголоидность, поскольку, по их мнению, она должна у нас быть, чтобы нас объявить родственниками ногайцев, казахов и иже с ними, то для подтверждения или опровержения этого мы должны исследовать представителей базовой части этноса - узденьское сословие - собственно носителей карачаево-балкарского языка и культуры. А это исследование дает однозначный ответ, что никаких признаков монголоидности нет. И т.п.

В последние, т.н. "капиталистические" годы "кастовые" различия стираются, но формируются другие - "социальные". Они, конечно же, совсем не такие устойчивые, но не менее вредные для любого общества, поскольку социальные особенности отнюдь не предполагают какой-то морально-нравственный уровень носителя определенного социального статуса, в отличие от кастового. А значит, моральные уроды на дорогих иномарках, живущие в особняках, будут диктовать моду на поведение и стиль жизни. Благо, социальный статус, в отличие от кастового, улетучивается как только исчезают должности и деньги. Поэтому, по мне лично, "ёзденлик" милее сердцу, чем хамоватый способ общения барыги, сумевшего украсть крупную денежную сумму.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Turk
moderator




Сообщение: 84
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.10 08:33. Заголовок: Albert пишет: На эт..


Albert пишет:

 цитата:
На этом будет лучше, если остановимся, пока не появились вопросы по поводу разных иных карачаевских родов.


Ну я в плане интересовался не конкретно по фамилиям, допустим какая-то Х фамилия, то есть как я понял, пришедшее родая в сословие Узденей войти не могло. В этом плане значит Уздени почти не имеют инородной примеси.
А так я полностью согласен с тем, что кастовые и другие разделения внутри народа только вредят, нужна консолидация во всем, чтобы выжить в наше время, особенно на Кавказе.


Спасибо: 0 
Профиль
огъары учкулан
moderator


Сообщение: 76
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.10 10:05. Заголовок: Albert пишет: Заблу..


Albert пишет:

 цитата:
Заблуждение считать, что у нас это комплекс наказанного народа. Ерунда! Наказаны были и балкарцы, и чеченцы, и ингуши. Но кастовая структура сохранилась только у нас. Кстати, она в последние годы уже нивелируется. В отношении кабардинцев является большим заблуждением считать, что у них данная структура была жестче, чем у нас. Абсолютно нет! За исключением княжеского сословия - пши и т.н. первостепенных узденей тлекотлешей и дыжинуго, все остальные социальные группы кабардинского общества могли "перетекать" друг в друга. Во всяком случае, даже самый последний унаут (холоп) мог стать уорком-шаотлигуса, а затем и беслен-уорком. То есть, сословие кабардинских уорков (дворян) могло формироваться из низших социальных групп, в отличие от карачаевского общества, в котором эти социально-кастовые группы были замкнутыми. Ныне сословие князей - пши у кабардинцев исчезло "благодаря" октябрьской революции, как и большинство представителей наших княжеских родов, от которых остались лишь остатки, а некоторые, как например, балкарские чегемские таубии Балкаруковы были уничтожены полностью. То же самое случилось и с кабардинскими пши. От тлекотлешей кабардинских также уже мало что осталось относительно. И они не могут радикально отделять себя от остального народа, поскольку их слишком мало. А остальной народ Кабарды - это тльфокотли - формально свободные, но фактически закрепощенные крестьяне, составлявшие большинство населения Кабарды, т.н. уздени низших степеней, большинство из которых также происходят из более низких социальных групп, ну и настоящие представители низших социальных групп. Поэтому в Кабарде эти различия стерлись намного раньше Карачая. У нас же, в отличие от Кабарды, давным давно уже существовало право собственности на землю и пришельцам приходилось достаточно туго. Были, разумеется, пришельцы, которые получили достаточно высокий статус. Но подавляющему большинству пришельцев приходилось довольствоваться низким статусом. Причин, я считаю, две: первая - феодальные традиции, сложившиеся еще в аланском государстве, наследницей которого явилось карачаевское общество, и вторая, связанная с первой причиной, это разделение всего Карачая на феодальные вотчины при отсутствии "свободных" земель. А собственниками земель в Карачае являлись не столько даже князья, сколько т.н. уздени, хотя бы потому что узденьские рода были более многочисленны и самих этих родов было, конечно же, больше, чем бийских.
Поэтому, мне представляется, что наличествующая в нашем обществе "кастовость" традиционна для Карачая, и характеризует карачаевское общество как общество со сформировавшейся на протяжении сотен лет структурой, которая, разумеется, оказалась более устойчивой, чем у соседей.

Я отнюдь не считаю, что это хорошо, что у нас людей до сих пор оценивают по тому, из какого он рода. Я противник этого. Но мне как исследователю интересно всё, что характерно для нашего общества: как позитивное, так и негативное. И мне как исследователю - уж простите меня за крамольное высказывание - хотелось бы, чтобы сохранялись однородные в социально-кастовом отношении группы населения. Но не для того, чтобы было этим людям похвастаться друг перед другом, что, мол, мы - ёзденле, а они, мол, къулла. Нет, конечно! Боже упаси! А лишь с исследовательской целью. В частности, только в закрытых группах сохраняются изначальные антропологические, культурные и языковые особенности в наиболее чистом виде. Для нас этот момент важен, главным образом, в плане антропологии, поскольку зависимое сословие почти целиком - это, де-факто, представители соседних народов в прошлом. И когда, к примеру, наши "доброжелатели" начинают приписывать нам несуществующую монголоидность, поскольку, по их мнению, она должна у нас быть, чтобы нас объявить родственниками ногайцев, казахов и иже с ними, то для подтверждения или опровержения этого мы должны исследовать представителей базовой части этноса - узденьское сословие - собственно носителей карачаево-балкарского языка и культуры. А это исследование дает однозначный ответ, что никаких признаков монголоидности нет. И т.п.

В последние, т.н. "капиталистические" годы "кастовые" различия стираются, но формируются другие - "социальные". Они, конечно же, совсем не такие устойчивые, но не менее вредные для любого общества, поскольку социальные особенности отнюдь не предполагают какой-то морально-нравственный уровень носителя определенного социального статуса, в отличие от кастового. А значит, моральные уроды на дорогих иномарках, живущие в особняках, будут диктовать моду на поведение и стиль жизни. Благо, социальный статус, в отличие от кастового, улетучивается как только исчезают должности и деньги. Поэтому, по мне лично, "ёзденлик" милее сердцу, чем хамоватый способ общения барыги, сумевшего украсть крупную денежную сумму.


Я считаю, что у интелегенции, судя по некоторым работам, изысканием, подобное все же было: например, любопытна реакция на работу Л. Лаврова о расселении сванов, до 19 в.
Но, это я не говорил касательно кастовости: ибо я имел ввиду, что некоторые представители мелких по численности фамилии, могли, не идентифицироваться карачаевцами по причине, желания быть"в сторонке" от "карачаевских бандитов" (устойчивое сочетание для для КМВ, кстати) )))
Альберт, кел гитче ткъукъумланы юсюнден постланы сюртейик! Ансызда да гичте миллетибизни, юлешмейик, келе-кете тургъан, хоншула да буну окъуб кеслерини игилеклерине бурур сагъышлары боллукъдула!
Бундан ары. тукъум затланы без конкретики селешейик...

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 559
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.09.10 11:16. Заголовок: Turk пишет: Ну я в ..


Turk пишет:

 цитата:
Ну я в плане интересовался не конкретно по фамилиям, допустим какая-то Х фамилия, то есть как я понял, пришедшее родая в сословие Узденей войти не могло. В этом плане значит Уздени почти не имеют инородной примеси.


Не совсем так! Разумеется, были исключения. И их тоже было относительно немало. Но войти иноземцам в данную сословную группу было очень непросто. В общем, есть, как бы, такая особенность, как возможность иноземцам войти в Карачаевское общество с понижением статуса. Но это, опять же, не только для нас характерно. Но, при том, представитель княжеского сословия иных народов не мог получить статус "ёзден" в Карачае, поскольку это вопрос не социальный, а кастовый. А потому попадавшие в Карачай представители княжеского сословия других народов получали статус "чанка", как и представители коренных княжеских родов - потомки неравных браков. "Чанка" можно поэтому назвать "полукняжескими" родами.
Поэтому, ты прав, что в массе своей именно узденьская сословная группа наиболее однородна этнически.

огъары учкулан пишет:

 цитата:
Я считаю, что у интелегенции, судя по некоторым работам, изысканием, подобное все же было: например, любопытна реакция на работу Л. Лаврова о расселении сванов, до 19 в.


Я не понял, что ты имел в виду.

огъары учкулан пишет:

 цитата:
Но, это я не говорил касательно кастовости: ибо я имел ввиду, что некоторые представители мелких по численности фамилии, могли, не идентифицироваться карачаевцами по причине, желания быть"в сторонке" от "карачаевских бандитов" (устойчивое сочетание для для КМВ, кстати) )))


Это устойчивое словосочетание вообще для КЧР, да и для всего Ставропольского края в прошлом. Но вопрос идентификации сложней, чем просто нежелание быть частью "народа-бандита". У нас ведь коренных карачаевских родов (сюда я уже включаю не только узденей, но и все рода, которые выводили свои корни из аулов Большого Карачая, вне зависимости от их социально-кастового статуса) относительно немного, и мало среди них таких родов, о которых не слышали другие карачаевцы. И, когда люди слышат незнакомую фамилию, сразу возникает отношение к их представителю как к инородцу. Есть ведь такое у нас! А тем более, если известно, что у человека по отцовской линии предки были другой национальности, их по традиции в Карачае продолжают считать соответственно черкесом, абазином, сваном, грузином и т.п. И каждый раз, слыша незнакомую фамилию, сразу пытаются выяснить национальную принадлежность предков этого человека, и когда оказывается, что у него предки были некарачаевцами, все сразу начинают относить его к представителям другого народа. Например, сколько раз я слышал от людей в отношении гл. редактора республиканской газеты на карачаевском языке "Къарачай" Хусея Какушева, что, мол, неужели не нашли карачаевца, чтобы он мог возглавить нашу национальную газету, вместо абазина Какушева? И это при том, что Какушев давно уже является достаточно известным в республике поэтом и журналистом, и очень хорошо владеет карачаевским языком. Но то, что у него дед или прадед был абазином Какупшевым, сразу "вытесняет" его "за пределы" карачаевского этноса. А его "женская" линия никого не волнует. Разумеется, это создает предпосылки для того, что он начинает в большей степени относить уже себя не к карачаевцам, а к абазинам и черкесам. Я даже в этой связи наблюдал комичный случай, когда описывая в газете "Къарачай" результаты чемпионата Республики по армрестлингу, написали, что команда Абазинского района, хотя участвовала в данном чемпионате в первый раз, но показала очень высокий результат (буквально: "уллу джетишимле кёргюзтдю"). При том, что эти представители не заняли вообще никакого призового места. Все первые и призовые места заняли исключительно карачаевцы. Но, тем не менее, редактора "тянет" больше к абазинам, чем к карачаевцам. В большей степени это вина, наверное, самих карачаевцев, отторгающих инородцев.

огъары учкулан пишет:

 цитата:
Альберт, кел гитче ткъукъумланы юсюнден постланы сюртейик! Ансызда да гичте миллетибизни, юлешмейик, келе-кете тургъан, хоншула да буну окъуб кеслерини игилеклерине бурур сагъышлары боллукъдула!
Бундан ары. тукъум затланы без конкретики селешейик...


Анда тургъан джукъ барды деб билмейме. Мен ол списокдан да джангыз бир-эки адамы болгъанланы джазгъанма. Кёбюсюне башха миллетлеге баргъан тиширыула джюрютген тукъумладыла. Ала къарачайлыла тюлдюле, боллукъ да тюлдюле къарачайлыла асламысына. Ол себебден, форумда тургъанлыкъгъа уллу хата боллукъ болмаз. Мундан ары джазмазгъа кюрешейик джангыз быллай затланы. Не да, ол-бу тукъумла ол миллетдендиле, бу миллетдендиле деб айтханлыкъгъа, мен анда джашырыр зат кёрмейме. Джангыз тукъумланы ичинде иги-аманны айыргъанны къойсакъ болду, деб турама.


Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 105 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 44
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет