Отправлено: 27.10.13 23:37. Заголовок: Почему нет? По-моему..
Почему нет? По-моему, нормальная тема. Мы же здесь не собираемся обсуждать запретную для нас сословную тему. Исследоваться будут здесь лишь гаплогруппы высших сословных групп как то пши, тлекотлеши и дыженуго у адыгов, алдары у осетин, таубии у балкарцев и карачаевцев и т.п. Ниже спускаться не будем, поскольку именно там начинаются конфликтные темы!
Отправлено: 28.10.13 09:05. Заголовок: Albert пишет: Иссле..
Albert пишет:
цитата:
Исследоваться будут здесь лишь гаплогруппы высших сословных групп как то пши, тлекотлеши и дыженуго у адыгов, алдары у осетин, таубии у балкарцев и карачаевцев и т.п. Ниже спускаться не будем, поскольку именно там начинаются конфликтные темы!
Отправлено: 01.11.13 22:39. Заголовок: "Как известно, а..
"Как известно, аул Джамагат был основан баксанскими балкарцами. По материалам устного народного твор-чества, господствовавшими княжескими фамилиями в ауле Джамагат были Киикеевы, Тингиндиевы и Урусбиевы. В произведениях устного народного творчества в Джамагате встречается и другое имя — имя князя Бек-Булата" Лайпанов Х. О. К ИСТОРИИ КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ. 1958 г. стр. 65
Как фамилии никогда не слышал, а вот очень похоже на Кипкеевы первая, а вторая на Тинкилдиевых, кстати Тинкилдилери самый мощный атаул у Кипкеевых. Странно самое то что от Кипке я слышал что они, из Дуута переселилась часть в Джамагъат, хотя ну никакие не князья. И поэтому спор всегда бывал между ними и Байчоровыми, мол кто первые, ну как всегда Байчоровы выйгырвали. Просто совпадение.
Это и есть осетинская аристократия. Тут бросается в глаза полное отсутствие "ненавистного " нам КБ звука "ф" во всех фамилиях. Вообще звук "ф" требует доплнительного изучения , на мой взгляд. Дело в том , что он у нас (КБ - тюрков) отсутствует, у чеченцев (вайнахский язык) с этим звуком проблема. Часть пользуется - часть нет. Если не ошибаюсь , его (звук ф) не любят и картвелы- сваны.
У осетин , как видим, аристократии неприлично много. Это обьясняется тем , что простой , можно сказать , общепринятый кавказский титул ёзден у них в ранге аристократии. Если у нас ёздены - так себе , масса народа, свободные владельцы земли, то у осетин они тоже самое , но неприлично в малом количестве по отношению к остальной массе. Итак. Ёздены (осет.- уазданы, уоздоны) - осетины в силу отсутствия плюгативного (кажется Альберт так говорил)))) звука "Ё" слово КБ -ское слово ёзден произносят на свой лад. Это так называемые "стыр мыггаг"- большие фамилии, или "тыхджын мыггаг" - сильные фамилии. То есть налицо КБ- ский общественный строй. Типа нашего "тийре", где жили родами, со своими собственными мельницами, мечетями и кладбищами- у каждой фамилии своя. Но кроме узденов , есть и "хехесы". Хехесы- это тоже самое узден , и обладают теми же правами что и уздены но ЧУЖИЕ. Инородние . Это в Дигории. Дальше.... Фарсаглаги. К сожалению , нет никакой информации по процентам фарсаглагов. Но так как узденов к 19 веку было всего 5,5 процентов, можно говорить , что фарсаглаги и есть основная масса народа Осетии. Фарссаг- лаг. Фарс- бок. "Люди с боку", "пристроившиеся" - так этимологируют это слово иранисты. Но на мой взгляд можно посмотреть на это слово иначе. Так как выводы иранистов у меня , может даже заслуженно , не вызывают доверия.... Фарс, фарсы- это народ Ирана. В настоящий момент проживает в Индии. Потерял язык и все что угодно. Численность - 100 000 человек. Все мы тут знаем осетинский . )))) Фарс+ АГ. АГ- окончание принадлежности, типа гурджи (грузин) - гурджи+АГ, Ас . Ас+ АГ= Асиаг, балкарец. ФарсАГ = фарсиец. К нему прибавляется ЛАГ- мужчина , для означения социального статуса. К примеру уаздан - самодостаточное слово , тоже получил такое окончание Уаздан+Лаг, уазданлаг. Всего лишь мое предположение, но думаю, заслуживаюшее внимания. Итак, что происходит.... Ничем не отличное от наших население территории Осетии посещает чума. Это отражено в осетинском фольклоре. "Гибель царциат". Територия пустеет. Остатки прежних жителей и есть полновластные владельцы земли- уазданы. На опустевшую земли поселяются переселенцы - фарсаглаги. То есть на узденские земли. Уздены с удовольствием их пускают, так как берут за пользование землей плату. Это им выгодно. Это как москвич , впускающий в свою квартиру таджика- (для ясности картины). По работе Гуриева видно, что одна уазданская семья могла иметь по 40-60-75 семей фарсаглагов- поселенцев. Отношения между уазданами и фарсаглагами сугубо деловое . Один арендатор, другой арендодатель. Ничего личного- бизнес. Простое уазданское свободное сословие на територии Осетии принимает статус , таким образом феодалов - халявщиков. Но откуда фарсаглаги? Скорей всего из территории Грузии- "гурджиаги". Но праздное осетинское уазданство породило и другой тутул - "кавдасарды". Они (уазданы) могли иметь столько жен сколько хотели. Свою "родную" - для продолжения потомства , и сколько угодно побочных, из числа своих "арендаторов". Фарсаглаги часто с охотой выдавали своих дочерей за феодалов, за послабление арендной нагрузки. Кавдасарды не владели правами уазданов, но все равно были более близки к феодалам. Косаги - купленные и плененные. Надеяться на их гаплогруппы - все равно что опираться на воду. Но на мой взгляд, были и чисто независимые фарсаглагские поселения. Предположительно- Алагирское ущелье. Набег на это ущелье дигорцев (настоящих , уазданов) описывается в осетинской песне...
Набег Караджаева. Тут и Кубадиев.
Что за чудо погожим днем В Алагирском ущелье гром. Гром грохочет ,не унимается Уой,в ущелье гремит не гром, а джигит-Мисирби за чужим добром к Алагирским горам пробирается
Белый весь с головы до ног Восседает Илльяс-пророк Не гроза гремит-он ругается Не Ильяс-пророк,не гроза, А хромой Кубатиев Бекмирза Среди всадников возвышается
С волчьим сердцем в груди Мисирби летит впереди. На грабеж спешит,ухмыляется Мой Хуцау,мой Аллагъ!Дай силы нам,нас ждут бои! А после будем каятся...... (Записана Цеовым И. от М.Караева в сел.Лескен,1933г. ОРФ СОНИИ,ф.20,п.70,стр.20)
Из Хазнидона (в бывшем Караджаево) Мисирбий Караджаев нападает на село Быз. Его смертельно ранит слепой старик Бутаев.
Ключ к разгадке осетинских ГГ лежит в списке их фамилий. У уазданов и кавдасардов должны быть свои , тюркские , хотите аланские, хотите гунские гаплогруппы, у фарсаглагов свои . Только нет такого списка у них. Да и нужен ли им "список Петрусевича" по осетинский? Тут надо сказать, что именно уазданство и переселилось в Турцию. И именно уазданы и подверглись истреблению большевиками. Так что не стоит сильно надеяться на поиск родных гаплогрупп среди осетин. Если искать , то только у осетин - мухаджиров , перселенцев в Турцию. Напомню, что еще в 19 веке процент коренного уазданского населения был ничтожно мал в среде осетин. И к тому же в 1774 году в Дигории возникло вооруженное противостояние между коренными и фарсаглагами. Фарсаглаги- сторонники присоединения к России имели войско в 1000 человек, коренные - 600. Противостояние закончилось уступкой уазданлагов. Сами они присоединятся к России вместе с балкарцами , спустя 50 лет. Дальше и переселение в Турцию.
==================================
ПС.
Заранее извиняюсь если что. Перед осетинами, если было неприятно читать. Написал не со злобы. Но именно так русуется картина. Вся информация взята именно с осетинских источников... Работа Гуриева, Википедия, "Первый дигорский форум". Претендуете на предков КБ - алан, готовтесь услышать и другие мнения...
Отправлено: 02.11.13 14:38. Заголовок: Han09 пишет: Как фа..
Han09 пишет:
цитата:
Как фамилии никогда не слышал, а вот очень похоже на Кипкеевы первая, а вторая на Тинкилдиевых, кстати Тинкилдилери самый мощный атаул у Кипкеевых. Странно самое то что от Кипке я слышал что они, из Дуута переселилась часть в Джамагъат, хотя ну никакие не князья. И поэтому спор всегда бывал между ними и Байчоровыми, мол кто первые, ну как всегда Байчоровы выйгырвали. Просто совпадение.
тогда думаю это они и есть. Т.к. "Киикеевы" - это очень возможно типографский брак. А то что названы биями, это понятно. Лайпанов собирал материал от людей не 18 в., вот у Невской в книге 2 годами позже Джараштиевы тоже были названы биями, т.к. владели аулом Хасаут. В сознание людей мог забиться этот факт и в обработке они могли стать "князьями".
огъары учкуланHan09 Сау бол. Интересно. Еще больше интригу внес Амиго), говоря о их тамге и книги, ведь мы еще знаем, что где-то проходило сообщение в архивах о племени Кипке.
Отправлено: 12.11.13 21:19. Заголовок: Еще вопрос на засыпк..
Еще вопрос на засыпку, назовите кто сможете чанка из пришлых в Карачай раньше начала 19 века, кроме Казиевых.))))) че та я за сомневался после этой статьи, что и мы до 19 века таких в чанка определяли)
Еще вопрос на засыпку, назовите кто сможете чанка из пришлых в Карачай раньше начала 19 века, кроме Казиевых.))))) че та я за сомневался после этой статьи, что и мы до 19 века таких в чанка определяли)
Из акъсюеков у нас коренные: Крымшамхаловы (Кърымшаухаллары), Дудовы (Дудалары), Карабашевы (Къарабашлары), Коджаковы (Къоджакълары), Чипчиковы (Чыпчыкълары), Темирболатовы (Терболатлары), Магометовы (Махаметлери), Айсандыровы (Айсандырлары), Минкоевы (Мингкъойлары), Апаевы (Апайлары). Предполагаю, что Казиевы (Къазийлери) тоже могут войти в список коренных. Из пришлых: Кагиевы (из чегемских Келеметовых), Карамурзины (из кабардинских Мисостовых), Магаяевы и Калахановы (из Кумыкии), Джараштиевы (из Кабарды с повышением статуса), Айдаболовы (из Малкъара). Остается вопрос по поводу Шахановых! Результат тестирования показал, что от Крымшамхаловых они не могли отделиться. Но быть родней тем же Абаевым по линии Басията они тоже не могут. Вопрос: кто они? Может статься, что надо протестировать еще одного Шаханова... Хотя, мы и так мирненского тестировали. В итоге кроме Шахановых, которых 5 человек в списке Петрусевича, и они могли прибыть раньше, остальные явно прибыли в 19-м веке.
Отправлено: 12.11.13 21:52. Заголовок: Рассматривая Список ..
Рассматривая Список Петрусевича, я среди Шахановых обнаружил вот такой персонаж (ровно посередине):
"Киляр Хаджи", если я правильно прочитал рукописный текст! А может не было никакого Киляра Хачирова, а был Киляр Хаджи? Хотя, конечно же, сомневаюсь, что чанка полез бы на Эльбрус. Хотя, почему бы и нет? Ведь чанка Ахия Соттаев лазил много раз! Кроме того, не помню откуда сейчас я это взял, но где-то шла речь о каком-то родстве между Соттаевым и Киляром. Между Соттаевым и Хачировым не могло быть родства, а вот между Соттаевым и Шахановым - очень даже могло... Надеюсь, я не так страшно нафантазировал?
Отправлено: 12.11.13 22:12. Заголовок: Хотя, не уверен, что..
Хотя, не уверен, что в 1829 году он уже был "хаджи"... Но "хаджи" могло быть и составным элементом его имени. Обычно в подобном случае "хаджи" ставится спереди, но, наверное, могло быть и сзади...
Отправлено: 13.11.13 09:18. Заголовок: В принципе потому ка..
В принципе потому как Шахановы какое то время жили в Чегеме, родней Соттаевым могли оказаться запросто. Но с Хачировыми, ну тут тоже не все ясно, если вспомнить как Хачиров на Тогаевой женился... Там чуть ли не целые войсковые операции были со стороны Шатбековых была, за абы кого врядли они так впряглись бы..
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 18
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет