On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа

АвторСообщение
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 90
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.16 19:58. Заголовок: Путешествия Гюльденштэдта, Палласа, Райнегса, Клапрота и других на Кавказ


Предлагаю обсудить указанных иссследователей Кавказа, личности данных путешественников, их книги о Кавказе, а также толкование географических, этимологических и других сведений.
На это меня сподвигло то обстоятельство, что неискушенному историку-любителю затруднительно разобраться во всех этих немецких фамилиях и огромного количества книг, выпущенных по результатам их поездок.



Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]


Albert
администратор




Сообщение: 9858
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.16 09:18. Заголовок: Abrek пишет: Джашла..


Abrek пишет:

 цитата:
Джашла....тут я не о себе говорю.....
Вы все делаете большое дело....посвятив свое время изучению нашей истории. И это заслуживает особой оценки. Признаюсь честно до уровня Ваших знаний мне очень далеко.
Что касается меня....
Я просто удивился скудости переводов зарубежных источников именно о карачаево-балкарцах. Источников окозалось предостаточно. У меня хороший именно книжный язык....говорю не так четко, смешной акцент)
Переводы буду потихоньку делать... И если переводы помогут Вам при написании каких то работ,
то я их для этого и делаю....Чтобы люди знали☺ То есть меня об этом не надо спрашивать.
А так, если куда то копировать, самым правильным на мой взгляд будет ссылка на сайт Аланы.
О сайте Илмусу я не знал. Там много информации..Честно скажу до сих пор не прочитал форум и даже днк ветку

Ратмир, дело здесь не только о тебе! Дело в самом подходе! Допустим, если я беру у кого-то фразу и вставляю в свою работу, то я обязан делать сноску с указанием того, откуда я взял. Иначе это называется плагиатом. Если же мы ссылаемся на твои переводы, то я считаю, что мы должны делать ссылку на то, что это именно твои переводы, поскольку сами мы не владеем в той степени немецким, чтобы такие переводы самим осуществить. Я, например, время от времени сам перевожу кое-что из Дёрфера, например, но понятно, что я не могу это делать так, как делаешь это ты, поскольку мой школьный уровень немецкого не позволяет мне осуществлять мало-мальски серьезные переводы. Кстати, в переводах научных работ есть и сложности с одной стороны и бОльшая простота - с другой. Сложно то, что много незнакомых терминов, а простота в том, что в научных работах очень мало фразеологизмов, что для людей, не владеющих "живым" языком представляет огромную трудность.
Резюме такое: страна должна знать своих героев!))

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 9859
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.16 09:21. Заголовок: Abrek пишет: А так,..


Abrek пишет:

 цитата:
А так, если куда то копировать, самым правильным на мой взгляд будет ссылка на сайт Аланы.
О сайте Илмусу я не знал. Там много информации..Честно скажу до сих пор не прочитал форум и даже днк ветку


Проблема в том, что сайта такого нет! "Аланла" - это только форум.

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
Профиль
Багъатыр



Сообщение: 176
Зарегистрирован: 25.01.13
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.16 11:20. Заголовок: (под пивом предполаг..


(под пивом предполагается боза, я также думаю)
Пиво (сра) у нас делали. Даже моя бабушка делала. Были медные казаны (специально) для варки пива.

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 305
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.16 14:49. Заголовок: Багъатыр пишет: Т..


Багъатыр пишет:
[quote]`
Точно Бат..... Багъатыр

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 306
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.16 20:46. Заголовок: Albert пишет: Дерф..


Albert пишет:
[quote]`
Дерфера потерял ссылку на книгу и не нахожу.
У Мерцбахера есть карта Эльбруса и перевалов со всеми названиями, кесибизни тилибизде ...надо посмотреть, если не видели и может быть сравнить, есть измененные названия или нет.
http://digital.bib-bvb.de/view/bvbmets/viewer.0.5.jsp?folder_id=0&dvs=1460137310547~362&pid=2221449&locale=de&usePid1=true&usePid2=true

Спасибо: 0 
Профиль
Аття



Сообщение: 39
Зарегистрирован: 16.01.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.16 22:24. Заголовок: Abrek пишет: У Мерц..


Abrek пишет:

 цитата:
У Мерцбахера есть карта Эльбруса и перевалов со всеми названиями, кесибизни тилибизде



ачылмайды

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 308
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.16 22:32. Заголовок: Аття попробуй http:..


Аття попробуй

http://digital.bib-bvb.de/view/bvbmets/viewer.0.5.jsp?folder_id=0&dvs=1460143856509~386&pid=2221449&locale=de&usePid1=true&usePid2=true

по ссылке, потом klicken
Inhalt
Karte
Blatt 1

Аття копируй всю ссылку в поисковик


Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 9860
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.16 22:42. Заголовок: Abrek пишет: Дерфер..


Abrek пишет:

 цитата:
Дерфера потерял ссылку на книгу и не нахожу.

Ну, работа Дёрфера не о нас именно, а о тюркизмах и монголизмах в персидском языке. Сейчас у меня проблемы с загрузкой, так как инет притормаживает. Как станет лучше, сам загружу ее

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 309
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.04.16 23:23. Заголовок: Albert пишет: я н..


Albert пишет:
[quote]`
я нашел вроде...

странно, что Немета не могу найти

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 9862
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.04.16 21:48. Заголовок: Ратмир, тут мне напи..


Ратмир, тут мне написал админ сайта "илму.су" и говорит, что с удовольствием разместят у себя твои переводы. Надеюсь, ты согласен? Удобно будет, когда они на сайте, а не только на страницах форума.

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 321
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.04.16 22:39. Заголовок: Я с самого первого т..


Я с самого первого текста помоему написал: "все права защищены Альбертом!)))"
Я не против, делайте то, что считаете нужным.

Спасибо: 0 
Профиль
Аття



Сообщение: 40
Зарегистрирован: 16.01.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.04.16 10:24. Заголовок: Abrek Аття попробуй ..


Abrek
 цитата:
Аття попробуй

http://digital.bib-bvb.de/view/bvbmets/viewer.0.5.jsp?folder_id=0&dvs=1460143856509~386&pid=2221449&locale=de&usePid1=true&usePid2=true

по ссылке, потом klicken
Inhalt
Karte
Blatt 1



Сау бол, ачылды.

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 9866
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.04.16 14:39. Заголовок: Abrek пишет: Я с са..


Abrek пишет:

 цитата:
Я с самого первого текста помоему написал: "все права защищены Альбертом!)))"
Я не против, делайте то, что считаете нужным.


Сау бол! Тогда пусть публикуют на "илму.су"!

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 327
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.16 01:52. Заголовок: ..


Аталычевсто

«У князей имеется обычай передавать детей на воспитание вассалам. Эти принимают их в своих домах, совершают прилежно физические упражнения, учат их скакать на лошади и как можно в опасных ситуациях использовать хитрость. Невольно напоминает Пелеуса/Peleus, который воспитание своего сына Ахиллеса/Achilles доверил центариону Хирону.
Этот обычай воспитания имеется также у абхазов, а также у части грузин. Родители не платят воспитателю (на тюркском аталык — Atalik) ни за хлопоты, а также и за содержание ребенка; однако когда ученик становится молодым человеком, то передает он своему Аталыку пока у него проживает лучшую часть захваченных при нападениях и войнах трофеев. Преподаватель учит своего воспитанника красноречию и аналитике, что бы он мог блистать на собраниях, где о благополучии народа будут говорить.
Часто Аталык женит своего воспитанника. Находит если он девушку на его взляд воспитаннику подходящую, то похищает с помощью друзей и платит калым после того как с родителями все обговорит. Этот калым состоит из ружей, сабель, быков, лошадей и т. д. Аталик отвечает своей головой за возможный мезальянс. Мужчина, обнаруживший свою девушку, которую в жену взял нечистой, имел право без уплаты калыма вернуть ее родителям, которые ее или убивали или продавали.
Отец видет своего сына обычно лишь после его женитьбы. Это время возвращения в родной дом, которое отмечатается с размахом. Приглашаются все родственники. После этого
Аталык с подарками возвращается домой и имеет отныне статус близкого родственника/считается близким родственником. Если он ленник, то его признают благородным. Также и воспитанник сохраняет постоянную привязанность к Аталыку, что связано с немного холодными отношениями с отцом, с которым сын знакомится по прошествии стольких лет.
Девушки Кабарды воспитываются также, в доверии учителям, которые их в женской работе упражняют и об их своевременном замужестве заботятся. Не знаю имеется ли такой обычай воспитания девушек у прибрежных жителей.»

Frédéric Du Bois de Montpéreux путешествие к черкесам и абхазам, в Колхиду, Грузию, Армению и Крым.


Дети у черкесов воспитываются не в родительском доме, а передаются на воспитание в чужие руки. Исключения из этих правил встречаются только у детей бедняков, а в общем у людей, которые землю возделывают, а не воинственную жизнь ведет.
При выборе Аталыка решающую роль играет не его богатство и происхождение, а физические и духовные качества, храбрость, красноречие, сноровка. Чаще всего Атылыками молодых князей и узденей становятся люди низжих сословий. Они приравниваются к близким родственникам.
Аталык получает ребенка из рук родителей часто сразу после рождения либо, после окончания периода грудного кормления.
Воспитание состоит в воинском упражнениях, в тренировке навыков наездника, фехтования, стрельбы, охоты и т.п. Все способствует тому, что бы вырастить юношу отважным, ловким и хитрим. Воспитаннику разрешено воровство, как мы ранее отметили, если это тайно происходит и не в своем ауле. Удалось ему в чужом ауле барана, коня или корову незаметно увести, то этим он доставляет своему аталыку такое довольствие, как бу то бы он голову его врага принес.
О том что при воспитании юных черкесов речь не идет об исскустве и науке можно не упоминать. Особое внимание уделяется развитию красноречия., Аталык приучает
юношу с ранних времен изъяснятся коротко , быстро и искусно.
После того как закончилось воспитание, учавствует он в выборе супруги для молодого человека.
Возвращение домой сопровождается большим праздником. Отец устраивает большой праздник куда приглашаются родственники и друзья, который сопровождается танцами, музыкой и военными играми. Аталык под аккомпонемент множественных похвал прелюдно признается родственником дома и ему вручаются дорогие подарки — оружие, лошади и т. п. Связь Аталыка с воспитанником остается очень тесной и в дальнейшем.

Friedrich Bodenstedt, Народы Кавказа и их борьба за свободу ,1848.


У черкесов есть обычай, что мальчик получает свое воспитание и образование не в родительском доме. Рождается ребенок, то дают ему женщины, не придавая этому какого то религиозного значения , определенное имя, например «храбрость льва», «взор орла « и т. д. Так было и и сыном Арсланбека Джантемиром, которого «железная душа» назвали. Девочки в основном воспитываются матерью, но мальчики, которые считаются собствнностью всего народа или рода, получают воспитание вне пределов своих родительских домов. Каждый друг рода, который чувствует в себе уверенность взять на себя обязательства аталычества, может стать таковым. Родители не имеет права, если таковой, являясь из чужого рода, проявит такое желание. С момента как отвыкнет ребенок от кормилицы, теряют родители права принимать участие в воспитание ребенка, пока он в отважного воина не превратится и в отчий не вернется. Этот обычай очень ценился бывшими ханами Крыма, Казани и Астрахани, что они своих сыновей на Кавказ посылали, чтобы они смелыми воинами выросли. Прошел юноша эту школу воспитание, то возвращается он назад, сопровождаемый Аталыком. С этого момента Аталык считается родственником семьи воспитанника.

Eduard von Ambach, «Черкесы... « 1845


«Девочки воспитываются в основном дома, в то время как воспитание мальчиков доверяется посторонним. Когда они достигают возраста что могут коня оседлать и оржие носить, то несут они пажеские обязанности у своего Аталыка и зовут их в это время Джерат/Dscherat.
Джерат сопровождает своего Аталыка во всех военных походах, последний обучает его верховой езде, стрельбе и другим качествам обычно передаваевым при аталычестве.





„Fustra, isl. fostra, schw. fostra, dan.fostre, eng. Foster – кормить, воспитывать
isl. fostra - приемная мать, приемная дочь
isl. fostri – приемный отец, приемный сын

Крепостные, которые в доме родились и выросли, хотят они быть свободными или нет, получают также такое прроизвище. Так же следует отметить, что часто на воспитание принимается чужой ребенок, когда приемный отец сажал будущего воспитанника на колено и признавался приемным отцом/воспитатель.
Этот обычай воспитания — fosterage, был у ирландцев очень развит и нить, которая связывала воспитателя и воспитанника считалась более святой чем кровное родство. Этот обычай долгое время сохранялся в шотландских горах и на западных островах.»

Udo Waldemar Dieterich,



Англо-саксонская система fosterage

«Ребенок в Англии проживал в родительстком доме лишь пару лет. В Англии был единственный в своем роде на территории Европы обычай — ребенка - пока он не женат, в доме одного друга или чаще более высокого по статусу господина. Часто начиная с семилетнего возраста.
Там ребенок служил и учился. В то время когда дети простолюдинов учились лишь ведению домашнего хозяйства, мыть, чистить, прислуживать, топить, освещать, готовить, девочки благородных кровей учились шить, петь, музицировать и танцевать. Кроме этого многие учились вязать, как шерсть так и шелк. Вышивание было особнным исскуством. Во времена Ренессанса вышивка встречается практически на всех перчатках и предметах одежды аристократии.
Gentlewomen’s Lives: Traditionen und Innovationen im Leben elisabethanischer ...
von Anna Nießner «


«Одной из форм поощрения более низкого сословия был обычай ухода — fosterage. По традиции детей отдавали на воспитание в семьи более низкого сословного положения, откда пошло выражение от королевны и до кормилицы. Кроме присмотра за домашним скотом и земледелием, детей учили плавать на кораблях, читать, что в то время было само по себе чем то исключительным. Foster часто были теми кому господа доверяли больше чем родственникам.»
История европейских обычаев, 1833


« Одним из развитых в древности обычаев, который полностью взаимозаменял собой весь недостаток школ, был обычай передачи ребенка для воспитания посторонним умным и сдержанным мужчинам. Если кто либо свою признательность или свою дружбу доказать хотел, то предлагал он этой персоне своего сына воспитать. И если соглашался тот принять предложение, то в знак этого сажал ребенка на свое колено. Многие жети получали благодаря этому обычаю более тщательное воспитание чем в родительском доме.»
Государственное устройство и обычаи скандинавов. 1841


По поводу этимологии слова Аталык - то как звучит видимо самое возможное, хотя я подумал может имеется ввиду не Ата-лык, Ат- Алык. Тот кто себе имя получал/делал.

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 9877
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.16 14:51. Заголовок: Abrek пишет: По пов..


Abrek пишет:

 цитата:
По поводу этимологии слова Аталык - то как звучит видимо самое возможное, хотя я подумал может имеется ввиду не Ата-лык, Ат- Алык. Тот кто себе имя получал/делал.

Нет, именно "ата-лыкъ", то есть, человек становился "как бы" отцом!

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 1 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 356
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.04.16 19:29. Заголовок: ..


Языги

"Так же как имя скифов постепенно сменило имя сарматов, когда эти стали господами южнорусских степей, так на месте сарматов все чаще и чаще стали появляться готы, которые
большими группами мигрировали от Аральского моря и в результате окончательно укрепили власть над сарматами. Jornandes уже называет сарматов, как подданных готского короля Hermanrich.
Языги-сарматы в Венгрии сохраняли свою независимость напротив дольше и победили совместно с вестготами/westgohten и швабами/sueven римлян/römer на нижнем Дунае/Donau. Уже Pannius, король суэвов/швабов, набирал свои конные отряды из рядов языгов, как об этом передает Tacitus. В большой Маркоманской войне языги были наровне с Suaвen и Markomannen самыми значимыми народами. Позже, в середине 3-4 веков языги совместно с швабами (нем. Дикие общества/сообщества) прошли войной по римским областям, как передают Eutrop, Bopiscus, Ammian и Zosimus; они называли их то сарматами то языгами. Римская карта располагает в восточной части венгерской Дуная сарматскую степь и таким образом отличает постоянно кочующих всадников от тех кто свои повозки, то есть жен, детей и хозяйство при себе имеет. В то время Венды/Wenden или ВандалыVandalen, те самые которые будучи киммерийцами сначала проживали на Азовском море, перед сарматами отступили в области севернее Карпат,а Семигорье было занято готами, которых для отличия от стоявших на юге России остготов называли вестготами. На Тисе же напротив правили языги, но после того как даки или сегодняшние валахи, с которыми они как с рабами поступали, восстали то они их правителей из страны выдавили. Эти правители были в Hieronymi Chronikon названы Sarmatae Arcaragantes, а их рабы или Frohnknechte (uallach), Sarmatae limigantes.
Эти оба имени очень важны, так как они дают несомненные свидетельства о о языке и в этом случае и происхождении сарматов. До сегодняшнего дня никто еще не расшифровывал их, итак:
Argarrach –тот кто соответствует требованиям и обязательствам. Слово состоит из arg — который повелевает, то есть один Arger , и arrach или просто arach — Пропитание, Содержание от земледелия, а так же Власть и Авторитет. Выражение происходит таким образом из податей, которые валахские крестьяне платили языгам-аристократам, что также произошло в Крыму со стороны киммерийцев Wanen/ванов или Wenden/ вендов по отношению к скифам, как Страбон в седьмой книге об этом сообщает;
Limigantes – происходит от leamh, leamhach и обозначает беспокойный (leamhil Lümmel -деревенщина, олух), gandas же мстительный. Господа требовали больших выплат и подданые вбзунтовались и пронали их в римские области, где кайзер Константинус 30 000 из них различного возраста и пола принял и их в Тракии, Македонии и Италии разделил. Также в областях Рейна была поселена часть эммигрантов. Потом Limigantes пошли против римлян и были теми в область выдавлены, которую они и сегодня на востоке Тиса в Hazeker горах имеют.
С этим были повстанцы-валахи или Limigantes несогласны и годом позже в 359 , выступили они снова из гор и попробовали самого кайзера Константинуса у Acimincum, напротив устья Тиса (теперь Acsa), где еще видны римские развалины, победить - как рассказывает также Аммиан. Они были отброшены в свои горы и с римлянами воевавшие свободные языги или Arcaraganten снова получили свои области в равнинах Тиса. Когда позже вестготы, гунами из семигорья в Венгрию и Италию выдавлены были, вступили они также в конфликт с Limigantes в Хазекских/Hazeker горах. Последние ушли затем с их дороги и вместе с Arcaraganten с Тиса попали под власть гунов.
После падения гуннского государства через сепидов, которые в Карпатах сидели, языги были снова совобождены и сражались под их королями Beuga и Babai совместно с Sueven и Skiren против вестготов, которые тогда в Валахи стояли и были с римлянами дружны. Бабай одержал победу над римским полководцем Самундусом/Samundus но был впоследствии Теодорихом/ Theodorich, остготами, разбит. Совместно с сепидами (предки части сегодняшних словаков), языги еще долгое время сражались против остготов, когда же эти из Валахии в Италию переехали пошла часть из них с лонгобардами в Италию, как рассказывает Paulus Diaconus. Остальные, несмотря на появлиющихся уже аваров и мадьяров, свои области сохранили, так же как и Валахия в Хазекерских горах, где они сейчас властвующими мадьярами так же используются или как минимум использовались как и их предки Limigantes, использовались языгами, родственными мадьярам.
Валахи или Блахи во времена прибытия мадьяр в Венгрию, 900.., часто упоминаются греческими авторами, как например Pachnmeres_ Andronikos, Anna Comena, они довольствовались с грубыми, тяжело доступными местностями и там от жиновотноводства проживали, также не уклонялись от сражений с их соседями, в общем вели instetes жизнь и были из за своего языка блахами названы, то есть blageur или по немецки плавщик металла, кельтское blagair — болтун, тот кто много болтает.
Это греками принятое название является не верным, так как blach заменяет тут wlach, uallach и означает Frohnknecht/слуга. Сообщения византийцев показывают, что валахи со времен римлян в горах южного и западного семигорья проживали, как и сцеклеры/Szekler на востоке и утверждения профессора Рослера в Граце, что валахи лишь после саксов/Sachsen в семигорье из Тракии переселились, ошибочно. Обратные переселения прогнанныъ сарматами через Дунай даков в их старну Родины при этом не исключены.
Что касется языгов, то их имя сохранилось, если и не сохранился их язык, так как он выглядит сейчас полностью мадьяризированным, на западной стороне Тиса в местности Jazygia, венгерское Jaszsag, поблизости тюркских куманов, с которыми их частно путают, так как последние в 15 веке в качестве королевской гвардии на два подраздения разделены были: на метателей камней /Balistarii и лучников, венгерское Jasz, Jaszok, откуда и пошло народное Phhlister и Jazygen.
Непосредственно страна/земля языгов лежит на реке Zagnva, которая у Szolnok с северо-запада в Тис впадает, главный город языгов Jaszbereny (Jasygenburg или скотный двор, от bwran/маленький замок или buar-ion/скотный двор).
У венгров языгов называют коротко Jasz, как русские осетин на Кавказе Jass, турки грузин Os , арабы As , у Птолемея есть в форме Jassioi , он подразумевает тем самым языгов в Венгрии. Значение имени у венгров, как и у ирландцев — лучник и упоминается слово, как уже ранее отмечено в кельтских сагах, где говорится о переходе халдеев из Грузии через Кавказ,в форме Jath-sgiot/народ лучников".
Амазоны, сарматы, языги, поляки. Исследования. Wilhelm Obermüller.

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 359
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.04.16 00:22. Заголовок: ..


Поездка из Моздока в Черкасск через степь.

"12 июня - после обеда я выдвинулся из Моздока под прикрытием 85 козаков под командованием уздена из Большой Кабарды Чебазгирея Куденета. Генерал-лейтенат Медем сопровождал меня до удаленной на семь верст западной моздокской границы и перепоручил меня вышеуказанному Чебазгирею, к которому для более полной безопасности должен был присоединиться князь Кургок Татарханов. Я проследовал еще 7 верст на запад-юго-запад до местности на Тереке под названием Jеroschta, где сделали привал. Ось моей повозки и колесо другой были сломаны, так что я вынужден был отправить повозку в Моздок.
14 июня — мы выступили из Jеroschta и через 10 весрт прибыли к устью Малки Malk/Balk. Эта местность называется по татарски Бештамак, так как здесь устья пяти рек: Малк, Черек, Нальчик, Чегрин и Баксан. Проехав еще 12 верст далее на запад-северо-запад мы сделали на Малке привал, после чего проехали еще 4 часа. Затем проследовали выше Бештамака, по лежащей на северной стороне Малки местности Сайпака и несколько верст выше в месте впадения в Малку ручья Кара Терек/Kara Terek. Этот ручей течет с северной стороны равнинного предгорья, между Аргуданом и Череком. В этой местности как и возле ручья Dumanuka жители большой Кабарды содержат свой скот зимой и где ставят хижины. Практически напротив нашего местопребывания, лишь несколько выше и западнее находится устье Черека. Часть гор из которых он стекает называется Kaschka Tau. Там же в высокогорье находится татарский басианский район Малкар или Балкар; в его западной части стекает в высокогорье большая чистая река Черек-Хахо, на восточной стороне которого район Бизинги а на западной район Хулам, относящиеся к Басиании. На ручье Mischgigk и на Череке лежат восточные, крайние аулы большой Кабарды, а именно семья дворян Докшукин с 200 подданными, принадлежащие князьям Кургок Татархонов, который сам на Mischgigk проживает. На Нальчике проживают еще около 100 семей подданные князя Татарханова и его братьев. На реке Джалука и Кенша живет уважаемая дворянская семья большой Кабарды, Куденет с их подданными, которых может быть около 3000 семей. Сами Куденеты сила в 30 мужчин.
15 июня мы переночевали у Сулейман брода. Здесь я решил пройти на южную сторону Малки до предгорья, чтобы реки и деревни большой Кабарды и некоторые монументы рассмотреть получше. Для начала, чтобы достичь моих целей мне нужно было найти князей Татархановых. Двух узденей Джанхота Татарханова, которые сегодня от него из Бештау приехали я оставил в лагере и с Чебазгиреем и 10 казаками отправился в дорогу.
Утром мы проскакали на южную сторону Малки, эта река здесь не быстрая и лишь 60 шагов шириной. Через 2 версты на запад мы дошли до ручья Карасу, на котром несколько лет назад также были кабардинские деревни. Через 8 верст на запад-юго-запад мы дошли до второго ручья Карассу, который в Baksanish (старый Баксан) впадает, который ниже Сулейман брода в Малку впадает. Здесь начинаются кабардинские деревни, которые рядом друг с другом до гор расположены. Ниже этих мест лишь хижины, где зимой держат скотину. Через две версты мы достигли Баксана, что на татарском - смотри ты, который большой как и Аредон и Терек. Еще через 8 верст на юг мы дошли до реки Чегем, проскакали через эту меньшую чем Баксан реку. Через 7 весрт мы доскакали до речки Джалука и подножья гор и далее 3 версты по ее восточному рукаву, до деревни Чебазгирея Куденета. От Сулейман брода до деревни таким образом около 8 часов.
На Чегеме и Шаудане живет нация татарского района Чегем, но в подножье гор кабардинская фамилия Куденет с подданными. От устья Cundelen и ниже расположены кабаки большой Кабарды. Верхнюю часть занимает княжеская фамилия Атажукин с их подданными. Среднюю часть у подножья гор, княжеская линия Мисост/Moisauost, центральный населенный пункт которых на восточной стороне примыкающих к Баксану гор формирует рынок и Кыз Бурун (девичий рынок) называется. Нижнюю часть занимает княжеская линия Джамбулат. На впадающем в Баксан Kischpeg проживает узден Тамби. Последний с указанным Куденетом занимают среднее положение между князьями и дворянами, многие из которых подчинены князьям и им платят. Такие же есть и у Табми и Куденета в их районах. Родоначальник этих обоих аристократических семей был Gnarduk . Три уважаемые фамилии Barukwa, Elmursa и Susarukwa, которых под общим именем Ansor понимают, также считают Гнардука своим прародителем. На реке Кулькушин живет ветвь Мисоста с около 100 подданными, по имени Джангот, сын Мамбета, которого по его аталыку Сайдаков называют.
Так как я в Чебазгиреевском кабаке делал покупки, то узнал что в этом году кабардинцы установили более высокие цены на их товар, а именно:
1 войлок или фетр — 1,5 рубашки или 12 аршинов холста, по кизлярским ценам — 60 копеек. За годовалого барана 2 рубашки, за овцу 1 рубашку, за Чекмен от 4 и до 8 рубашек, за бурку 2-4 рубашки, за 12 пучков шерсти с 12 баранов 1 рубашка.
15 июня я переночевал в Джалуке у Чебазгирея Куденета. Ему, как будущему проводнику я сделал подарки на сумму 25 рублей. На следующие день мы поскакали назад до лежащего на юго-восточной части Баксана кабака узденской семьи Kunusch, которая воспитала Чебазгирея, что бы у него переночевать. По этой дороге я видел и скопировал два монумента, в форме креста из диких камней и разными надписями, похожими на те которые я видел в малой Кабарде на Осокой и Kunbeley, на восточной стороне Терека. Один камень стоит на восточной стороне реки Чегем, 6 верст севернее от подножья гор и несколько тысяч шагов от реки на равнине, напротив находящихся на берегу захоронений князей Бекмурза: сын его Шамбулат, около 80 дней назад во время встречи с крымскими татарами жизнь потерял, рядом с которым лежит его сын Эльмурза, умерший четыре года назад генералом в Кизляре и другие его потомки. Второй камень находится между Чегемом и Баксаном, в 9 верстах севернее от первого камня и лишь около 10 шагов от берега Баксана. У подножья гор у Кызбуруна, на восточной стороне Баксана, должны быть еще два таких камня-креста, проводить меня к которым мои сопровождающие не захотели.
17 июня я переночевал на восточной стороне Баксана, а утром мы поскакали через реку, вода которой доходила лошадям до живота, до кабака Кургока Татарханова. Тут я сделал остановку и посетил его супругу, которой я сделал различные подарки на сумму 8 рублей. Известное хорошее расположение Татархановых, от которых я ожидал безопасного сопровождения, обязывали меня к подобной политике, что я находящимся уже при мне двум его узденам сделал подарки на 6 рублей. Затем мы последовали к нашему лагерю и по дороге встречали множество мавзолеев кабардинских князей, с татарскими надписями, с именами умерших и годами жизни по хиджре; три дочери и два сына Шангота/Schangot Tatarchanov/Татарханова, которые в этом году от оспы умерли и лежат рядом друг с другом, с 4 угольной каменной оградой без крыши, сторона ограды 10 шагов.
18 июня утром мы проследовали до местности, которую татары Tuz Ketschu и Schguscha Jikego называют, то есть Kusch Bshapa, Kusch Rinok или Kusch Huke; где маленький каменный мавзолей находится, называемый русскими Beloi Medschet, где около обеда мы сделали остановку. Этот мавзолей могилы князей Мисост/Moisauost, сына Кара мурзы и отца Арсланбека или под именем Сокур-Хаджи известного вожака. Он был князем кубанских ногайцев, а именно орды Кассай, который 50 лет назад в этой местности и ниже на Малке и возле Джулата кэмпинговала, откуда судя по всему и татарские шрифты происходят. На Кулькушине кабардинские кабаки Шанхота Мамбетова а на Малке, ниже устья Кичмалки, у подножья гор, находится к абазинскому Алтикесеку относящийся, почти полностью черкесский аул Бабукт.
На высоте, на восточной части Jetaka, средней горы Temirkubschek севернее возле красивого ключа стоит статуя, с надписями аналогичными тем, которые я видел на Баксане и Чегеме. Статуя у черкесов называется Duka bek: но откуда она никто не знает. Записи частично напоминают греческие частично славянские. Кресты и всадники, которые вырезаны на монументах, подсказывают что это греческий шрифт. В этой местности еще 50 лет назад был густой лес, от которого теперь ничего не осталось. Статуя изображена на втором рисунке.
19 июня от ручья Jetaka мы проехали 9 верст до Малой Кумы, которую черкесы называют просто Cum, на восточном берегу которой между горами Баралык и Бештау мы сделали привал. Я послал к князю Кургоку Татарханову, который с другими кабардинскими князьями на Куме лагерем стоял, что бы сообщить о своем прибытии и что бы он приехал к месту моей остановки. Тот однако передал чтобы я приехал ближе к его лагерю.
Неподалеку от подножья Машука нас навестили кабардинские князья Джамбулатовской линии, а именно Dschangot и Kurgok Татархановы, Mametgirei Kasajev, Islam Dschambulatov , Ataguka Amursin сын теперешнего старейшины Almursa Arslanbekov. "
"Путешествие через Россию и в Kавказские горы," Гюльденштэдт под редакцией Палласа, 1791, том второй.


Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 360
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.16 16:45. Заголовок: " Так как я поки..


" Так как я покидаю места по соседству с Кубанью, которые я не смог посетить, то хочу я сообщить собранные мною сведения:
Кубан/Kuban, абазинское Кубин/Kubin, кабардинское Пси(д)же Psidsche (старая вода) стекает с Эльбруса и имеет нижеуказанные притоки по большей части с восточной части.
1.Горная речка Койден/Koiden
2.Джеханас/Dshechanes или Жахнас/Jachnas
3.Джегата/Dshegata на провой берегу которой стоит большая каменная женская статуя, называемая Эльтаркач.
4.Utschkul; это татарское название обозначает три крестьянина.
5. Kalmursa=Dshilgasse
6. Непосредственно сама Кубань/Kuban на которой находятся басианский район Шчайна/Dictrikt Schtschaina и к Басиании/Basiania относящийся район/Dictrikt Karatschai.
7.Теберде/Teberde с абазинской деревней Tramkt.
8.Шауно/Schauno.
9.Каракент/Karekent.
10.Чашедсере/Tschaschedsere.
11.Карданих/Kardanich с одной абазинской деревней.
12. Ессааул/Essauul с двумя абазинскими деревнями.
13.Марух/Maruch с одной абазинской деревней.
14.Кичи Инджик/Kitschi=Jndschik .
15.Улу Инджик/Ulu=Jndschik.
16. Большая река Уарп/Uarp с абазинским районом Psilbarisch и Kachtan.
17.Кичи/Кitschi и
18.Ulu=Gigena
19.Кичи Лаба/Kitschi Laba
20. Улу Лаба/Ulu=Laba
21.Шхагвфшо/Schhagwascho у подножья гор с черкесскими районами Темиргой/Temirgoi и Маншах/Manschah и оба абазинских района Бах/Bach и Сабай/Sabai. В нее впадает Кушупс/ Kuschups.
22.Пшага/Pschaga на которой абазинские деревни.
23.Хуадж(ш)Chuadsch, в нее впадает Садж(ш)и/Sadschi с черкесскими районами бжедух/Bsheduch и Шапушкокуш/Schapuschkokusch, а еще выше районы Туби/Tubi и Убых/Ubuch.
24.Хатупс/Chatups с абазинским районом Бешух хабла/Beschuch=habla
25.Пшехупс/Pschechups с абазинскими селениями.
26.Сахи/Sachi с абазинским районом Нажуха хабла/Najucha=habla.
27.Хурса/Chursa на которой черкесские и абазинские селения. От района нижний шапсух/Schapsuch до крепости Сочук кала/ Sotschuk=Kala лишь 24 версты.
Ниже впадения Хурсы/Chursa Кубань/Kuban делит себя на два рукава, из которых северный впадает в Азовское и южный в Черное моря. Тут же находится турецкая крепость Копил/Kopil жители котрой в основном черкесы и татары. Здесь заседает Сераскир/Seraskier крымского хана, который черкесов и абазин порте подчинил и с некоторых районов подати скотиной и людьми берет. Сегодняшний сераскир был брат тепершнего хана, Баты Гирей Солтан/Bati=Girei=Soltan.
Кое что о Копиле и озере Чубарголь/Tschubargol
Под сераскиром в Копиле стоят также некрасовские казаки. Они были замешаны/принимали участие в бунте донских казаков Кондратия Булавина и бежалина Кубань в 1708 году с соучастником Булавина, по имени Некрасов, где еще через терекских казаков умножились и где то 1000 семей составляют.
Когда они в последней войне русским отрядам очень тыжело дались и не захотели хану подчиниться, разрушили русские их три станицы Себелой/Sebeloi, Кангнат/Kangnat и Хантибе/Chantibe. Сами казаки спаслись в горах у абхазов. До этого они были обязаны крымскому хану 500 вооруженных всадников предоставлять. Они до сегодняшнего момента сохранили законы, образ жизни, язык и одежду как схожие с их братьями на Дону.
От Копила до Темиргоя 3 дня пути на северо-запад и Тамань в трех днях пути на запад на двумя руками Кубани образованном острове, который татары Минтана именуют. Жителей этого острова татары называют Adale/островитянин из чего русские сделали адалинцы.
Город и крепость Taman/Тамань лежит напротив Jenikul/Еникул, крепость очень разрушена и город «открыт».
Темрюк/Temrük, абазинское Turk, у северного устья Кубани у Азовского моря. Такой же как и Тамань. Кроме крепости еще есть стены. Темрюк можно легко укпрепить. Так как при захвате города многое сгорело, то жители живут за городом в землянках и палатках. И в Тамани и в Темрюке у крымских ханов таможни. Большинство жителей их черкесы и затем татары."
Путешествие через Россию и в Kавказские горы," Гюльденштэдт под редакцией Палласа, 1791, том второй

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 362
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.16 18:19. Заголовок: ..




здесь и ниже надписи , которые Гюльденштэдт скопировал с виденных монументов (фигур, крестов и т.д.)
Перевод первой есть на немецком. судя по всему могильный:" До второго пришествия Господа Иисуса Христа уснул Таодотос, сын Ноа.

Переводом других на немецкий нет, а в греческом я не силен.

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 363
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.16 18:22. Заголовок: ..




Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 364
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.16 18:23. Заголовок: ..




Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 365
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.16 18:34. Заголовок: ..




Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 366
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.16 18:47. Заголовок: Схема горячих ванн..




Схема горячих ванн из Книги Гюльденштэдта.

Спасибо: 0 
Профиль
фолькс



Сообщение: 379
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.16 20:05. Заголовок: Я ивинясь кончно.. ..


Я ивинясь кончно.. Даа -смешалась Алания вкучу люди кони и народы долгй хаос послее 1-ой чумы 1350-го и Тамерлана и левобережье Кубани -где Учкул т -е- Учхул(оползень- усточивый с прозрачной этимлогией топоним) тар певратился в 3-х холпов ( ст.красногорская) увлекая за собой Нижний и В Учкуланы где тоже были по 3-ое холпоа - и того 9 холопов - оччень даже...вот это науука-ай да наука молодец ай да наукисты на поводу( самое главное для ссылки источник есть) -Браво!-зачем думать, разбиратся- переписал у немца толковаие прводника ногайца немцу и концы в воду! у этого же автора по информу. от амянина из Георгиевска неекогда жившего в карачае ; на слияни рек Кубани и Хурзука есть село Карачай-тобищь КЪарачай джурт нынешний Н-Учкулан (до этого я думал Батагъа джурт где собирался ополчение и вече)очень полезная между строк информация к разиышлеию -сау бол Абрек!

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 367
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.16 21:45. Заголовок: Шчайна не эди Фолькс..


Шчайна не эди Фолькс?

Спасибо: 0 
Профиль
Солтан



Сообщение: 147
Зарегистрирован: 25.08.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.16 21:49. Заголовок: Чуана. Каракентда ан..


басианский район Шчайна- Чуанагъа(Шоанагъа) айтылгъанъа ушаеди, алай а мунъа бегирек келишеди

8.Шауно-Шоана. Каракентда аны къатында.

Дагъыда ма была къайсыла болурла ?
5. Kalmursa=Dshilgasse
10.Чашедсере/Tschaschedsere.
12. Ессааул/Essauul с двумя абазинскими деревнями
17.Кичи/Кitschi и
18.Ulu=Gigena

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 9925
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.16 22:29. Заголовок: фолькс пишет: Я иви..


фолькс пишет:

 цитата:
Я ивинясь кончно.. Даа -смешалась Алания вкучу люди кони и народы долгй хаос послее 1-ой чумы 1350-го и Тамерлана и левобережье Кубани -где Учкул т -е- Учхул(оползень- усточивый с прозрачной этимлогией топоним) тар певратился в 3-х холпов ( ст.красногорская) увлекая за собой Нижний и В Учкуланы где тоже были по 3-ое холпоа - и того 9 холопов - оччень даже...вот это науука-ай да наука молодец ай да наукисты на поводу( самое главное для ссылки источник есть) -Браво!-зачем думать, разбиратся- переписал у немца толковаие прводника ногайца немцу и концы в воду! у этого же автора по информу. от амянина из Георгиевска неекогда жившего в карачае ; на слияни рек Кубани и Хурзука есть село Карачай-тобищь КЪарачай джурт нынешний Н-Учкулан (до этого я думал Батагъа джурт где собирался ополчение и вече)очень полезная между строк информация к разиышлеию -сау бол Абрек!


Фолькс, речь не об Учкулане, а о речушке Учкурке))))) В Джегуте это.

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 9926
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.04.16 22:39. Заголовок: Abrek пишет: 14.Кич..


Abrek пишет:

 цитата:
14.Кичи Инджик/Kitschi=Jndschik .
15.Улу Инджик/Ulu=Jndschik.

Здесь явно карачаевские гидронимы, а не ногайские. По-ногайски нет "улу" и "кичи". Вместо "уллу" у них будет "уйкен", а вместо нашего "кичи" у них будет "кишкей".

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
Профиль
фолькс



Сообщение: 380
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.04.16 00:06. Заголовок: Альбрт спасибо! -ДЖе..


Альбрт спасибо! -ДЖегуту я плохо энаю .учкулское укрепление -это получается Къызыл къала? .шчайна по карачаевской версий по моей логике- къаудан ханс в басиянском далекте шаучайнау шау+чайнау= къау,шау-мёртвый+чайнау =жвачка-животным.то же самое ШАУ(чуана) +чАйНАу- чтоб индентфицировать 2 зимних выпаса рядом- овец то пасли круглый год.чем и отличается овца карачаевской породы.

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 9928
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.04.16 15:16. Заголовок: фолькс пишет: Альбр..


фолькс пишет:

 цитата:
Альбрт спасибо! -ДЖегуту я плохо энаю .учкулское укрепление -это получается Къызыл къала?


Не совсем.))
Вот: http://webmineral.ru/deposits/item.php?id=3421
Учкурка река, Усть-Джегутинский район, Карачаево-Черкесия, Северный Кавказ, Россия
Синонимы (варианты) названия: Учкулька
Река Учкурка - правый приток реки Кубань, впадающий в нее в 3,5 км выше райцентра Усть-Джегута

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 23
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет