On-line: гостей 2. Всего: 2 [подробнее..]
Форум об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа

АвторСообщение
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 90
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.16 19:58. Заголовок: Путешествия Гюльденштэдта, Палласа, Райнегса, Клапрота и других на Кавказ


Предлагаю обсудить указанных иссследователей Кавказа, личности данных путешественников, их книги о Кавказе, а также толкование географических, этимологических и других сведений.
На это меня сподвигло то обстоятельство, что неискушенному историку-любителю затруднительно разобраться во всех этих немецких фамилиях и огромного количества книг, выпущенных по результатам их поездок.



Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]


Abrek
постоянный участник




Сообщение: 117
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.01.16 23:37. Заголовок: Райнегс был Розенкре..


Райнегс был Розенкрейцер....

В принципе ничего нового пока не нашел.....хотя

http://www.christies.com/lotfinder/ZoomImage.aspx?image=http://www.christies.com/lotfinderimages/d56231/d5623107&IntObjectID=5623107&lid=1

рисунок из книги Гюльденштадта продается на сотбис за ....28 000 долларов.
Не знаю кто нарисован, но если такие качественные рисунки были, то
нужно их искать. А может Вы их видели уже, его рисунки?
Кстати кто то из них лошадей зарисовывал. Притом каждую отдельно якобы по породам
не помню кто сейчас.

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 9588
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.01.16 15:26. Заголовок: Abrek пишет: Может ..


Abrek пишет:

 цитата:
Может слово Карачай быть не с тюркского, как мы думаем, а происходить из названия кавказских гор на греческом языке или же тюркский к тому времени уже был на кавказе? https://translate.google.at/?hl=ru#la/el/Coraxicus жмите на микрофон и слушайте произношение

Нет, конечно. Даже не сомневаюсь))

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 1869
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.01.16 19:09. Заголовок: Насчет рисунков Гюль..


Насчет рисунков Гюльд-та.
В его книге, изданной Палласом, много рисунков, Но это все перерисовки. Мне кажется, лично он этим не занимался. Там, во всяком случае. Есть фразы – велел, мол, своему рисовальщику перерисовать то и то. И в другом месте – «тщательно перерисовать». А так и человеческие фигуры, платья там, одежда всякая. и все такое. Все очень схематично.
Сотсби говорите? Ну, у них ведь там продаются имена. А часто не искусство вовсе.


Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 121
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.01.16 22:39. Заголовок: Моя руски плохо гов..


Моя руски плохо говорить))))
Альберт я все таки настаиваю...
этноним не по реке а по названию гор. тем более к тому времени язык возможно уже переняли от гунов.
Так что рассмотрите эту версию. Эх..жаль времени книги писать...


Is-Tina , у него был студент художник в экспедиции.
возможно их разрисовали но детали думаю передают точно костюмы.

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 9589
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.01.16 13:38. Заголовок: Abrek пишет: Моя ру..


Abrek пишет:

 цитата:
Моя руски плохо говорить)))) Альберт я все таки настаиваю... этноним не по реке а по названию гор. тем более к тому времени язык возможно уже переняли от гунов. Так что рассмотрите эту версию. Эх..жаль времени книги писать...

Не похоже на это совершенно!))) Да и звучание там совсем не то.

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 134
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.01.16 01:05. Заголовок: Albert пишет: Co..


Albert пишет:
[quote]`

Coraxi "селят" в основном на берегу моря, возмоэно просто похоже или.... я хотел что бы было похоже....




По поводу биографии Клапрота. Ничего нового кроме того что есть на русском языке не нашел. Единственное, уже после того как он покинул Россию и поселилися в Париже, его подозревали в шпионаже в пользу Пруссии.
Куда более интересная личность Паллас. О нем я думаю стоит поподробнее поговорить.


Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 163
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.01.16 01:53. Заголовок: Примечание к Lazier:..


Примечание к Lazier: Во времена Герода Лацы жили на меотском море. Оттуда они перешли на черное море и страна их называлась Зихия Zighia, после чего они дошли до Phafis откуда они прогнали старых колхов.
Плиниус был первым кто упоминул их в Колхиде и с того времени они тут живут как это и следует из источников в особенности византисйских. Гэрбер упоминает и Lazier и LESS как один народ, но это на самом деле не так.

Здесь нужно читать не их страна называлась Зихия, а Лазы перешли в страну которая тогда называлась Зихия.




Северо восточнее Лазов, там где начинают разделяться Keraunischen und Gordhäischen гор, в ушельях главных гор, один немногочисленный народ, которых имя ALANI. Татары зовут их OETEN или EDEKI ALAN.
Этот народ говорит на особенном диалекте старого кавказского-татарского языка и отличает тем самым себя от другого, проживающего юго-юго-восточнее в самых верхних ушельях народа и которое на своем смешанном языке говорит.

И тут где OETEN - последняя буква непонятная и при увелечении она больше все таки соответствует букве И. Соответственно OETEI.




Спасибо: 0 
Профиль
Гергокова Лейля
постоянный участник


Сообщение: 1218
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.16 12:17. Заголовок: Abrek пишет: Приме..


Abrek пишет:

 цитата:

Примечание к Lazier: Во времена Герода Лацы жили на меотском море. Оттуда они перешли на черное море и страна их называлась Зихия Zighia, после чего они дошли до Phafis откуда они прогнали старых колхов.
Плиниус был первым кто упоминул их в Колхиде и с того времени они тут живут как это и следует из источников в особенности византисйских. Гэрбер упоминает и Lazier и LESS как один народ, но это на самом деле не так.

Здесь нужно читать не их страна называлась Зихия, а Лазы перешли в страну которая тогда называлась Зихия.




Северо восточнее Лазов, там где начинают разделяться Keraunischen und Gordhäischen гор, в ушельях главных гор, один немногочисленный народ, которых имя ALANI. Татары зовут их OETEN или EDEKI ALAN.
Этот народ говорит на особенном диалекте старого кавказского-татарского языка и отличает тем самым себя от другого, проживающего юго-юго-восточнее в самых верхних ушельях народа и которое на своем смешанном языке говорит.

И тут где OETEN - последняя буква непонятная и при увелечении она больше все таки соответствует букве И. Соответственно OETEI.



Спасибо Абрек! Всегда с интересом читаю тебя.

Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 1895
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.16 15:49. Заголовок: Abrek пишет: И тут ..


Abrek пишет:

 цитата:
И тут где OETEN - последняя буква непонятная и при увелечении она больше все таки соответствует букве И.


Абрек, это буква "Й".
. «….отей или эдеки-алан, вероятно, потому, что они зависят от князей Айтековых , темиргоевских черкесов".

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 164
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.16 17:10. Заголовок: Гергокова Лейля пише..


Гергокова Лейля пишет:
[quote]` спасибо, это просто перевод в очень свободной форме. К большому сожалению недостаточно времени для их перевода.
сейчас уточняю через сколько лет после смерти автора теряется исключительное право на перевод. Вроде написано что через 75 лет. Получается что любая книга выпущенная скажем так до 1900 года может быть переведена.


Is-tina пишет:
[quote]`
Там читать не ОТЕЙ - ОЕ - это в немецком сегодня Ö, то есть Ё ближе к О и в конце EI - ай.
кроме него нигде не видел этого термина.


Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 1896
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.16 17:48. Заголовок: Абрек, термина нет, ..


Абрек, термина нет, потому что ведь это парафраз от "князья Айтековы".

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 170
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.16 14:17. Заголовок: Is-tina пишет: Мо..


Is-tina пишет:
[quote]`
Может и так.


Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 171
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.16 14:20. Заголовок: Небольшой отрывок из..


Небольшой отрывок из книги Мерцбахера.

Дадиш-Килиани

Внизу в лучах солнца виднелись деревянные строения Бешо.
Нас встречала группа людей во главе с приставом Верхней Сванетии Иваном Суравичем Гобаровым, который узнал сопровождавшего нас Бакрадзе. Поприветствовав друг друга мы прошли в канцелярию пристава. В комнате за столом, сидели три представителя семьи Дадиш-Килиани, из которых двое были из мусульманской линии, которые в Пари проживают и третий из христианской линии обитающей в Эзери. Упомянутые первыми были отцом и сыном, отец крупный склонный к полноте с густой коричневой (шатен) бородой и примерно семнадцати лет худощявый сын, оба в в черкессках. Князь из Эзери, был статным, с открытыми, благородными чертами лица, обрамленными острой коричневой бородой, также в национальном костюме. Это был князь Александр, младший брат князя Отара, к которому у нас и было рекомендательное письмо. Князь пригласил посетить его поместье в Эзери и уверил нас что окажет нам любую посильную помощь. Кроме них в комнате находился врач и мировой судья, которые прибыли из Кутаиси в связи с расследованием убийства, лесничий, семья пристава: жена и его два сына-шалуна. Прибытие экзотической экспедиции вызвало конечно большой интерес. Мы с радостью приняли предложение присоединиться к трапезе и на столе в привычной для этих мест последовательности появился сыр, соленые бараньи ножки, шашлык, суп и в конце подали айран.
Айран обчно приготавливают из смеси овечьего и коровьего молока. Айран освежает, насыщает и утоляет жажду. В Сванетии, а еще больше на севере от них, у горных тюрков , Айран один из главных продуктов питания. Европейцев при употреблении айрана нужно быть осторожными, не каждый желудок справится с этим «испытанием».
Из еды мне больше всего понравился шашлык из бараньих легких и почек.

В гостях у принца Дадиш-Килиани в Эзери. Летная резиденция.
Решив не терять день и выполнить обещанное мы отправились в Эзери в гости к князю Дадиш-Килиани. Последний встречал нас вместе со своей обоятельной молодой женой, урожденной княжной Эристав. Дом окнязя очень убранный (убранство) можно даже сказать изысканный. Как и в большинстве грузинских домов смесь восточного и европейского комфорта. На прибитом на стену ковре для украшения интерьера висели семейные раритеты, как например серебрянная уздечка, ружья, длинная цепь с кандалами (раньше использовалась в тюрьмах княжества). Так же на столе находились различные серебрянные чаши. Одна из них была в грузино-византийском стиле с Chutzuri надписью по кругу, из которой следовало, что имеретинский король Давид Вамек и его супруга Елена заложили строительство церкви. Позднее эта чаша была передена князю Дадиш-Килиани в качестве выкупа за пленных. Одна самая дорогая для дома вещь — это серебряный ящик (шкатулка), инкрустированный драгоценными камнями и покрытый куфическими надписями. Таким образом князья Дадиш-Килиани ссылаются на свое арабское происхождение, так же как на свое арабское происхождение ссылаются все мусульманские народы Кавказа.
Утверждения о кабардинском происхождении Дадиш-Килиани, так же как и утверждения что они пришли в Сванети, лишь в 15-16 веках , не соответствуют действительности (мнение автора). Происхождение шкатулки, за которую князю по его словам предлагали 10 000 рублей, объясняется просто — вторжение арабов на Кавказ в 7 веке, после чего они несколько десятилетий/веков оставались доминирующим народом.
Семья Дадиш-Килиани, как было раньше сказано, разделилась на мусульманскую и христианскую линии, так как в прошлом столетии Отар Дадешкилиани женился на горской тюрчанке (горской татарке) и принял Ислам. Западные владения Эзери и Чиубикеви, принядлежит сейчас Христианской ветви, восточные Бечо, Пари и Латал — мусульманской ветви и эти две ветви разделенены еще на несколько частей и они утратили уже здесь свое доминирующее положение. К обеднению князей также привело то, что молодые потомки
семьи уезжали в Тифлис..
Мы пьем чай на веранде, на деревянных стенах которой свои автографы оставили многие путешествовашие в этих местах как то — Пржевальский, Ковалевский, Принц Мурат, князья
Витгенштайны и много других.
На фотографии в центре в русской военной форме пристав, покрытые башлаком князья Дадиш-Килиани.


Спасибо: 1 
Профиль
Умар
постоянный участник


Сообщение: 787
Зарегистрирован: 12.05.13
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.16 17:49. Заголовок: Is-tina пишет: терм..


Is-tina пишет:

 цитата:
термина нет, потому что ведь это парафраз от "князья Айтековы".


Был ли термин ,мы уже никогда не узнаем ,но

 цитата:
.отей или эдеки-алан, вероятно, потому, что они зависят от князей Айтековых , темиргоевских черкесов


выделенное красным -комментарий Клапрота к записям Рейнеггса , т.е. его гипотеза .
Но там пишется ,что татары их называют отей или эдеки алан ,а не Клапрот.
Татары ,из языка которых эти слова можно перевести, -это турки )).

 цитата:
Tarama Sözlüğü
öteği, (öteye, ötey) anlamı
Evvelki, geçen.


Гугл-переводчик переводит как предыдущий, прошлый . Эти слова ,похоже, в турецком сейчас не употребляются ,потому что турецкий словарь ссылается на записи из прошлых веков.
Я предполагаю ,что корректный перевод на русский в фразе "отей или эдеки" должен быть типа "древний ".



Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 173
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.16 18:17. Заголовок: не забываем о самом ..


не забываем о самом главном - они говорят на старом тюркско-кавказском диалекте (тюркоязычность алан) ! И татары (может имеется ввиду ногайцы а может, а вероятнее всего турки) их Эдеки Алан называют.

Но термин впервые действительно упомянут Райнеггсом. Интересно где его рукописи хранятся если сохранились конечно. На них взглянуть бы.

Эдеки Edeki есть в баскском - лишены

Спасибо: 0 
Профиль
Аття



Сообщение: 17
Зарегистрирован: 16.01.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.16 18:53. Заголовок: Abrek в тюркских же ..


Abrek в тюркских же -ки аффикс притяжения эде+ки, где "эде" может быть тем самым "отей".

Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 1900
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.16 19:22. Заголовок: Умар, все красное по..


Умар, все красное понятно, конечно.

Что это Клапрот рассказывает про тот «народец», которых «татары называют отей или эдеки алан» и что они «зависят» от князей Айтековых».
И что они говорят «особенным наречием кавказско-татарского языка».


Но в цитате Абрека есть продолжение

«и отличает тем самым себя от другого, проживающего юго-юго-восточнее в самых верхних ушельях народа и которое на своем смешанном языке говорит».

Ну вот это всегда бросается в глаза, когда заходит что-то об аланах. Они всегда говорят на чьем-то языке. А не на своем». Это симптоматично.

Вот и в данном случае. Другой народ где-то на верхатуре говорит «на своем», А аланы опять непонятно на каком.


Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 174
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.16 19:25. Заголовок: Отличает себя от сва..


Отличает себя от сванов. Тут же понятно все. Эдеки алан, которые на кавказо-тюркском диалекте говорят и этим себя отличают от народа, которые на своем смешанном языке говорит и
себя Tson называет. Райнегес имеет ввиду что карачаевцы отличаются от сванов. Тут то все понятно.

Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 1901
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.16 19:32. Заголовок: Ну, Абрек! Это не ка..


Ну, Абрек! Это не карачаевцы. Там еще есть ведь описание их, где "они странные и "носят шляпы". И они закрыты в своем ауле. И с ними невозможно связаться. Это некий маленький анклав. Непонятно кто. В этом вся фишка.

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 175
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.16 19:35. Заголовок: где такое описание?..


где такое описание?

Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 1902
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.16 19:47. Заголовок: Ну это уже от Потоцк..


Ну это уже от Потоцкого. А рассказывает Вс. Миллер. В "Экскурс о болгарах и аланах".

Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 1903
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.16 20:07. Заголовок: Абрек, а точно если...


Абрек, а точно если. "Осетинские этюды", со стр 600. Скачать Миллера можно. То, о чем речь , стр 612

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 176
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.16 20:40. Заголовок: девушки из Махчека ..


девушки из Махчека

http://shot.qip.ru/00PyAr-6169kKa9CS/

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 177
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.16 20:57. Заголовок: Hadschi im Styr Digo..

Спасибо: 0 
Профиль
Умар
постоянный участник


Сообщение: 788
Зарегистрирован: 12.05.13
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.16 22:44. Заголовок: Аття пишет: тюркск..


Аття пишет:

 цитата:
тюркских же -ки аффикс притяжения эде+ки, где "эде" может быть тем самым "отей".


Да это однокоренные слова типа нашего эртде ,эртдеги .
У нас этот корень тоже есть ётген (заман) .
Рейнеггс букву "ё" такими способами изображал ))


Спасибо: 0 
Профиль
огъары учкулан
moderator


Сообщение: 2864
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.16 01:45. Заголовок: ЭТНОНИМЫ «АЛАН» И «А..


ЭТНОНИМЫ «АЛАН» И «АС» В XVIII-XIX ВЕКАХ
Р.М. Бегеулов
(Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева)


В процессе исторического и этнического развития нередко бывает, что этнонимы и производные от них топонимы надолго переживают «свои» этносы. Так было, например, с таврами в Крыму, с бриттами в Англии, с аланами и асами на Кавказе. Собственно этносы или группа этносов, выступавшие под эндоэтнонимами или экзоэтнонимами (до сих пор этот вопрос остается дискуссионным) аланы и асы, давно исчезли с этнической карты мира, оставив немало генетических потомков, вошедших в состав других народов. Но определенная память о них жива до сих пор и даже приобрела причудливые формы, выражаясь, в частности, в попытках ренессанса этнонима, что особенно характерно для карачаевцев, балкарцев и осетин, отдельные представители которых не только безоговорочно убеждены в своем аланском происхождении, но и в последнее время нередко пытаются сменить сложившиеся на протяжении последних столетий этнические самоназвания и стать «аланами». Но это отдельная тема для исследования и научного анализа. В данной же небольшой работе мы попытались показать ареал распространения упомянутых этнонимов в XVIII-XIX столетиях.

Смутные представления об аланах и асах довольно долго держались в памяти кавказских этносов и не совсем изгладились даже к началу новейшего времени. Данные средневековые этнонимы еще в XVIII-XIX вв. не вышли из употребления, но, что интересно, употреблялись они не в качестве самоназвания, а употреблялись соседними народами в качестве экзоэтнонима.

Можно начать с того, что на протяжении всего XVIII в. асами грузины называли практически все этнические группы высокогорной полосы, обитавшие по соседству с ними на северных склонах Главного Кавказского хребта, по крайней мере на пространстве Кубано-Терского междуречья. Впоследствии этот термин в несколько измененном виде (осы, овсы, осетины) закрепился и превратился в этноним групп ираноязычного населения, до середины XIX в. придерживавшихся традиционных эндоэтнонимов – дигорцы, иронцы, кударцы и т.д. Однако до этого времени он имел более широкое распространение. Асетинами (ассетинами) в XVIII-XIX вв. нередко называли не только этногруппы современных осетин, но и различные субэтнические группы балкарцев. Еще в 1830-е гг. в различных отчетах, записках и справках, составляемых представителями российской администрации (в том числе не только русского, но и кабардинского происхождения) они выступали именно под именем «асетин»[1]. Применялся этот этноним и в отношении карачаевцев. Например, в 1846 г. бывший кадий Карачая, выходец из Акушинского (Даргинского) общества Дагестана Агаев, обращаясь к российскому командованию писал: «…Я происхожу из акушинских узденей, которые приняли присягу быть государю императору верноподданными, а потом, выехавший я оттоль, и поселился в Карачаевской Асетии и находился у них эфендием»[2]. Сентенция в виде «горские племена, называющие себя осетинами и говорящие карачаевским языком…», встречается в военном обзоре за 1834 г.[3] Интересен и известный факт, что сами осетины (в современном смысле этнонима) называли асами или осами своих западных соседей - карачаево-балкарцев[4].

Впрочем, этноним «асы» и производные от него названия применялись по отношению к народам, жившим еще западнее. Так, например, 13 апреля 1834 г., выбежавший из за Кубани представитель зависимого сословия Кабарды Трох Магометов, описывал свои похождения российскому командованию следующим образом: хозяин «меня отдал к медовым асетинам (медовеевцам – Р.Б.), у коих я находился два года»[5].

Следует отметить, что этноним «алан» и производные от него названия на протяжении рассматриваемого хронологического отрезка времени, судя по имеющимся в распоряжении автора материалам, также применялся довольно широко. «К аланскому племени, как полагают, принадлежат обитатели Кюринского ханства, Самурского округа, большей части Табасарани и северо-западной части Кубинского уезда», - отмечалось в одной из записок главного военного министра[6]. Тем не менее, такие заметки были скорее исключением из правил. В основном же распространение этнонима алан носило более локальный характер, в основном, в пределах высокогорных зон западного Кавказа. На грузинских картах XVIII в. «аланы» проживали на довольно небольшой, ограниченной территории западнее Эльбруса[7]. Эти свои представления грузины, мингрелы явно экстраполировали на карачаевцев, проживавших в этот период в когда-то наиболее развитой и густонаселенной части бывшей Алании. Собственно карачаевцы в представлениях своих закавказских соседей, в частности мингрел, и фигурировали как аланы[8]. В таком же качестве («карачаевцы или аланы») они нередко представали в различных обзорах и отчетах, выходивших из под пера представителей российской военной власти и гражданской администрации[9].

Однако употребление этнонима «алан» в описываемое нами время не ограничивалось только территорией собственно Карачая. В материалах, относящихся к концу XVIII – началу XIX в. и собранных исследователем П.Г. Бутковым, содержатся весьма противоречивые данные, упоминающие алан. Мы можем привести три варианта текста. 1) «Близ самого начала этих гор находится жилище нухоего (так в тексте – Р.Б.) народа, называемого аланы. Татары же называют их Чехе (род ворон) или также Едеки алан. Язык их им только одним известен и от всех прочих отличен. Они располагаются к Зюйд, Ост Зюйду по главной цепи гор и по разделяющей оные долине к югу, где граничат они с другим народом, который имеет также особливый язык и называется сваны. Оные аланы точно и суть остаток древнего под сим именем известного народа…». 2) «Позади Карачая живет в горах единоплеменное им, судя по одному языку, поколение Едики, там называемого… алани…». 3) «Близ горы Эльбруса обитает немноголюдное татарское поколение называемое Едике, они говорят по татарски… живут в самых вершинах гор… называются баксанцы… Рейникс (Рейнегс – Р.Б.) называет их Едеки-алан»[10]. Юго-восточнее Эльбруса по соседству со сванами помещает «алан» капитан Семен Вистицкий, на составленной им в 1786 г. карте[11].

Также с аланами связывали и часть обществ горной Абхазии, в частности уже упоминавшихся нами медовеевцев (мдавей)[12].

Вообще, данную субэтническую группу абхазо-абазин, состоявшую из обществ псху, ахчипсы, аибга[13], по-видимому, связывало с карачаевцами не только относительное соседство, естественным образом стимулировавшее этнокультурные контакты. Между карачаевцами и медовеевцами, насколько позволяют судить имеющиеся в нашем распоряжении материалы, никогда не было каких-либо взаимных нападений и набегов, столь свойственных для описываемой эпохи. В 1833 г., во время обострения отношений Карачая с представителями российского командования на Кавказской линии, карачаевцы собирались покинуть верховья Кубани и поселиться в урочище Дал по соседству именно с «медиветовским» народом[14]. Аналогичный маневр карачаевцы, судя по всему, готовы были предпринять еще раньше – в 1788 г., когда в послании к генералу Текелли отмечалось, что если не прекратятся притеснения со стороны российского командования и покровительствуемых им кабардинцев карачаевскому населению, последние будут вынуждены «перекочевать за горы»[15]. Позднее, когда в начале 1860-х гг. российские отряды фактически «очистили» от населения горные районы Абхазии, принуждая население переселяться в Османскую империю, многие семьи из упомянутых обществ нелегально перешли на северные склоны Кавказского хребта. Причем, значительная их часть оказалась не в родственных по языку абазинских или хотя бы черкесских аулах, а в Карачае и Балкарии[16]. Возьмем на себя смелость предположить, что в данном случае, учитывая то обстоятельство, что данные народы нередко назывались одним или схожими этнонимами, карачаевцы и медовеевцы имели значительный процент общего этнического субстрата, который вполне возможно был аланским или алано-асским.

Таким образом, в результате проведенного нами анализа определенного круга источников, можно констатировать, что в подавляющем большинстве случаев аланы и асы в представлениях народов Кавказа локализовались в центрально-кавказской части региона. Это, в основном, соответствует территории расселения алано-асских племен в период средневековья. В то же время вопрос о степени и глубине алано-асского влияния на этногенез и дальнейшее этноразвитие народов региона остается, на наш взгляд, открытым. Он и будет таковым до тех пор, пока не будут получены дополнительные материалы и источники, базирующиеся на данных не только смежных с историей наук, но и биологии, информатики, физики и т.п.


[1] Например, «Шегемские асетинцы» (т.е. чегемцы) неоднократно упоминаются в материалах архивного дела, содержащем переписку за 1839-1848 гг. (См.: Российский государственный исторический архив (РГВИА). Ф. 13454. Оп. 2. Д. 296. Л. 1, 9 и др.

[2] Бейтуганов С.Н. Кабарда и Ермолов. Очерки истории. Нальчик, 1993. С. 114.

[3] РГВИА. Ф. ВУА. Т. 3. Д. 19247. Л. 31об. Отметим еще раз, что в описываемое время ни один из народов в качестве самоназвания этноним «осетин» не употреблял.

[4] См.: Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев. М.-Ставрополь, 2002. С. 44.

[5] Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики (ЦГА КБР). Ф. 1. Оп. 1. Д. 31. Л. 144.

[6] РГВИА. Ф. 482. Оп. 1. Д. 94. Л. 15.

[7] См., например: Карты Кавказа. Составил Вахушти Вахтангеевич, грузинский царевич (первая половина XVIII в.) // Собрание рукописных карт библиотеки Российской Академии наук.

[8] См.: Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев. М.-Ставрополь, 2002. С. 44.

[9] См., например: РГВИА. Ф. ВУА. Т. 3. Д. 19247. Л. 31об; Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев. М.-Ставрополь, 2002. С. 45 и др.

[10] РГВИА. Ф. 482. Оп. 1. Д. 192. Л. 103, 142, 137.

[11] РГВИА. Ф. ВУА. Д. 20479.

[12] РГВИА. Ф. 13454. Оп. 13. Д. 70. Л. 3.

[13] Медовеевцы (так называли их адыги) обитали на южных склонах Главного Кавказского хребта, на территории Абхазии. Но часть исследователей относит их к абазинам. (См., например: Тхайцуков М.С. Абазинское зарубежье. Черкесск, 2003. С. 22-26.).

[14] Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 13454. Оп. 2. Д. 101. Л. 1.

[15] РГВИА. Ф. 52. Оп. 1/194. Д. 481. Л. 44.

[16] Часть этих переселенцев, позднее, переселилась в селение Хасаут (Схауат). (См.: ЦГА КБР. Ф. 40. Оп. 1. Д. 8. Т. I. Л. 2об).

Спасибо: 1 
Профиль
огъары учкулан
moderator


Сообщение: 2865
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.16 01:47. Заголовок: «ОСЕТИНСКИЕ»-БАЛКАРС..


«ОСЕТИНСКИЕ»-БАЛКАРСКИЕ КНЯЗЬЯ В ГРУЗИНСКИХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДОКУМЕНТАХ
XIX СТОЛЕТИЯ
М.И. Баразбиев
(Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова)


В средние века в грузинских источниках этноним «осетин», «овс» имел более широкое значение и охватывал собой не только современное коренное население Северной и Южной Осетий. Известно, что осетинами грузины в этот период именовали также и жителей Балкарии. Так, в знаменитой работе XVIII столетия «География Грузии» царевич Вахушти Багратиони писал: «Ущелья, оставшиеся за царями овсов называются так: Чими, Тагаури, Куртаули, Валагири, Паикоми, Дигори и Басиани; именами этими названы они (ущелья) или по именам селений или главным образом вступившими сюда овсами: после похода Чингис-хана Батохакан разбил (овсов) и опустошил (страну их), осетины же ушли внутрь Кавказа и именами их стали называться ущелья эти: ибо превосходнейшие из овсов имеют фамилии и фамилии овсов следующие: Басиани, Баделидзе, Черкесидзе, Тагаури, Куртаули, Сидамони и Чахилидзе»[1].

Наименование Басиани, упоминаемое царевичем Вахушти, является производным от имени легендарного родоначальника балкарских князей – Басиата[2]. Следует отметить, что и в более поздний период в грузинских документальных материалах жителей Балкарии зачастую называли осетинами.

В данной работе мы постараемся выявить в русскоязычных документах XIX столетия балкарских князей, называемых осетинами. Первый подобный документ относится к 1846г. В сентябре этого года заседатель Рачинского участка Грузии писал, что казенный крестьянин из селения Геби Георгий Гавашелишвили принес ему жалобу на «жителя селения Малкаки Али Мусакашвили, который в августе отнял у него лошадь, купленную два года назад у жителя селения Абуки кабаки осетина Абрега за 25 рублей»[3]. Из анализа данного документа и знакомства с современными ему документальными материалами становится понятным, что под жителем селения «Малкаки» Мусакашвили подразумевается житель Малкарского (Черекского) общества Балкарии князь Али Мисаков, а под осетином Абрегом из селения «Абуки кабаки» - житель селения князей Абаевых князь Абрек Алиевич Биев. Оба этих феодала, - и Али Мисаков, и Абрек Биев, - упоминаются в документе 1846 г. в качестве правителей Балкарии[4].

Следующий документ относится к 1850 г. и повествует о том, что правитель Мингрелии князь Дадиани обратился с жалобой к начальнику центра Кавказской линии, в которой писал: «Жители владения моего селения Чолури Князья сыновья Мурзакана и Джанука Гадабхадзевы в поданном мне прошении объясняют, что проходит довольное время, осетинские Князья Обаяновы, Мусакариановы Канука, Умар и Бинагор не удовлетворяют их четырьмя душами крестьян»[5]. Под упоминаемыми в данной жалобе князьями «Обаяновыми» и «Мусакариановым» следует понимать князей из Черекского общества Балкарии Канука и Омара Абаевых и Бийнегера Мисакова.

История же с требуемыми от них князьями Гардапхадзе крестьянами восходит к началу XIX в., когда грузины-сваны угнали у балкарцев 500 голов мелкого рогатого скота, а балкарцы в ответном набеге захватили их князя Хусия Геловани с сыном. Убедившись, что князь Хусия невиновен, балкарцы отпустили его на родину, но к тому времени его сын умер, из-за свирепствовавшей тогда в Балкарии чумы. Князь Геловани не поверил этому, считая, что его сын был убит и потребовал за него «кровную» плату. На состоявшемся по обычаю разбирательстве конфликт Геловани с балкарцами был исчерпан. Однако, когда примерно через двадцать лет после этих событий Канука и Омар Абаевы и Бийнегер Мисаков отправились в Сванетию в гости к своим родственникам, Хусий Геловани их неожиданно арестовал и вновь стал требовать платы за кровь сына. Родственники балкарских князей Мурзакан и Джанук Гардапхадзе освободили их из плена, отдав за их освобождение четырех своих крестьян. Возмещения этого ущерба и добивались впоследствии от Абаевых и Мисакова сыновья Мурзакана и Джанука Гардапхадзе[6].

В документе 1854 г. сообщалось: «Житель Вольной Сванетии дворянин Дадаш Курдиани в поданной докладной записке объясняет, что в июне месяце настоящего года пришли к нему осетины: имеющие жительство в селении Джедзели Отар и Огуш Булатгорна, Кошун и Махамет Сарбашаевы, принадлежащие в крестьянство тамошним дворянам Буту Керметше и Сербию Баймурдзаму и объявили ему, что помянутые помещики отняли у них: быков, коров, овец и несколько душ крестьян, всего на 1350 рублей серебром. Кроме того, недовольствуясь этим требовали еще от них подать; подобным действием помещиков видя они себя обиженными, уклонились от дачи подати и пришли к нему Курдиани с просьбою принять за них ходатайство пред Высшим Начальством, чтобы помещики возвратили им все отнятое и довольствовались бы теми податями, какие они отбывали до настоящего времени»[7]. Из ответа на эту жалобу пристава Балкарии майора Абисалова становится понятно, что под селением «Джедзели» следует понимать балкарское селение Чегем, а под дворянами «Бутой Керметшей» и «Сербием Баймурдзамом» - князей Чегемского общества Биту Келеметова и Сарыбия Темирбулатовича Кучукова (Кучуковы ветвь Баймырзаевых – М.Б.)[8].

Следующий документ датируется 1856 годом. В мае этого года Уцерский участковый начальник писал «Малканскому», т.е. балкарскому приставу: «крестьянин Давид Капиянидзе имеет жалобу на осетина заведываемого Вам приставства Мизарбеги Мусакашвили о лошади, которую он поручив и в последнее время утерян им и не возвращает…»[9]. В данном документе под «Мизарбегом Мусакашвили» следует понимать князя Мырзабека Хатуевича Мисакова, который впервые фиксируется в качестве балкарского феодала в документе 1843 г.[10].

В документе 1861 г. Лечхумский окружной начальник сообщал, что должен будет отобрать у «осетина Абрека Биева, проживающего в Балкарии, крестьянина Гогия Квачадзе, проданного ему князем Сисо Чиковани»[11]. Из дальнейших материалов становится понятно, что «осетин Абрек Биев» является, на самом деле, уже упоминавшимся в данной работе балкарским князем Абреком Биевым[12].

Документ 1871 г. повествует о следующих событиях: «Лет 25 тому назат, а может быть более или менее, Тобе Коболиани преследуемый помещиком своим князем Циоком Дадишкелиани бежал с женою и детьми в Осетию, где и родилась Толкуз в доме князя Исмаила Ворспиева, в последствии времени Тоба возвратился в Сванетию, а Толкуз осталась в доме Исмаила, она крестьянского происхождения, отец которой в то время принадлежал князьям Дадишкелиановым, а после казенный»[13]. В этом документе под «Осетией» следует понимать Урусбиевское (Баксанское) общество Балкарии, а под князем Исмаилом «Ворспиевым» - князя Исмаила Мырзакуловича Урусбиева, одного из наиболее известных балкарских феодалов XIX столетия[14].

Завершая предлагаемое исследование можно прийти к выводу, что дальнейшее выявление и изучение грузинских документальных материалов, в которых упоминаются Осетия и осетины имеет немаловажное значение для балкарской истории, так как из приведенных нами примеров можно заметить, что для грузинских авторов эти понятия были неоднозначны и зачастую обозначали как территорию современной Балкарии, так собственно, и само балкарское население.

[1] История Осетии в документах и материалах (с древнейших времен до конца XVIII века). / Составители: Г.Д. Тогошвили и И.Н. Цховребов. Т.1. Цхинвали, 1962. С. 215.

[2] Гюльденштедт И.А. Путешествия господина академика И. А. Гюльденштедта через Россию и по Кавказским горам в 1770, 1771, 1772 и 1773 годах // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974. С. 207.

[3] Центральный государственный архив КБР (ЦГА КБР). Ф. 16. Оп. 1. Д. 604. Л. 26об.

[4] Там же. Д. 520. Л. 30.

[5] Там же. Д. 3. Л.121.

[6] Сафарян С.Н. Султанбек Абаев. Нальчик, 1988. С. 10,11.

[7] ЦГА КБР. Ф. 16. Оп. 1. Д. 1568. Л. 1, 1об.

[8] Там же. Л. 4об.

[9] ЦГА КБР. Ф. 16. Оп. 1. Д. 1825. Л. 17об.

[10] ЦГА КБР. Ф. 16. Оп. 1. Д. 209. Л. 19.

[11] ЦГА КБР. Ф. 2. Оп. 1. Д. 540. Л. 1.

[12] Там же. Л. 24.

[13] ЦГА КБР. Ф. 3. Оп. 1. Д. 178. Л. 241.

[14] Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов / Сост., ст. об авторах, прим. и коммент. Т. Ш. Биттировой. Нальчик, 2007. С. 17.








Спасибо: 1 
Профиль
Turk
moderator




Сообщение: 2198
Зарегистрирован: 04.08.09
Откуда: Turkey
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.16 10:15. Заголовок: огъары учкулан http..


огъары учкулан

"Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя" (Коран, 13/11). Спасибо: 0 
Профиль
Гергокова Лейля
постоянный участник


Сообщение: 1220
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.16 11:01. Заголовок: огъары учкулан спаси..


огъары учкулан сау бол

Спасибо: 0 
Профиль
Аття



Сообщение: 18
Зарегистрирован: 16.01.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.16 11:37. Заголовок: Еще один любопытный ..


Еще один любопытный фрагмент, буду признателен, если кто-то разъяснит:


«Путь из Владикавказа начинается через реку Терек по довольно длинному и широкому деревянному мосту, устроенному на толстых каменных столбах или быках, потом продолжается 7 вёрст равнинного, непременно возвышающегося к горам, до так называемого нового редута, основанного на возвышении, почти при самом въезде в Тагаурское ущелье; в нём находится 60 человек пехоты и 10 казаков, при одном офицере. Около него лежат две осетинские деревни, состоящие под управлением двух старшин Ина*ла и Султана, Дударовой фамилии. Первый из них имеет от Российского правительства золотую медаль на Георгиевской ленте, за оказанную им храбрость с российскими войсками при наказании за хищничество кубанских осетин.
Газ. «Тифлисские ведомости», 1830, № 20. »

(ППКОО I. c.11.)


Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 63
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет