On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа

АвторСообщение
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 90
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.16 19:58. Заголовок: Путешествия Гюльденштэдта, Палласа, Райнегса, Клапрота и других на Кавказ


Предлагаю обсудить указанных иссследователей Кавказа, личности данных путешественников, их книги о Кавказе, а также толкование географических, этимологических и других сведений.
На это меня сподвигло то обстоятельство, что неискушенному историку-любителю затруднительно разобраться во всех этих немецких фамилиях и огромного количества книг, выпущенных по результатам их поездок.



Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]


Is-tina



Сообщение: 1904
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.16 12:01. Заголовок: Из всего материала в..


Из всего материала выходит, что балкарцы - это ассимилированные тюрками - осетины.

"Кубанские осетины" означают то же самое. Что осетины занимали плоскостные земли. Об этом достаточно хорошо сказано и у Вахушти.

Спасибо: 0 
Профиль
Гергокова Лейля
постоянный участник


Сообщение: 1221
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.16 12:26. Заголовок: Is-tina пишет: з вс..


Is-tina пишет:

 цитата:
з всего материала выходит, что балкарцы - это ассимилированные тюрками - осетины.

Генетика говорит об обратном: часть осетин -дигорцев - ассимилированные балкарцы, другая часть осетин (75% гг G2) - вообще дети одного человека, жившего 1200 лет назад, который сильно напоминает грузина.

Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 1905
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.16 12:35. Заголовок: По генетике все дети..


По генетике все дети - от одного человека. От Адама.

Спасибо: 0 
Профиль
Turk
moderator




Сообщение: 2199
Зарегистрирован: 04.08.09
Откуда: Turkey
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.16 14:13. Заголовок: Is-tina пишет: Гене..


Is-tina пишет:

 цитата:
Генетика говорит об обратном: часть осетин -дигорцев - ассимилированные балкарцы, другая часть осетин (75% гг G2) - вообще дети одного человека, жившего 1200 лет назад, который сильно напоминает грузина.


Немного поправлю тебя на счет ДНК. Какая-то пока, что очень незначительная часть осетин-дигорцев ассимилированные балкарцы, потомки переселившихся людей из Балкарии (согласно ДНК) в средневековье 400-600 лет назад. Остальная часть из G2a1 – из общих с иронцами веток (переселенцы с Алагира?). Также есть еще ветки R1b, вторая по % гаплогруппа среди дигорцев, вот их происхождение пока неопределенное, но интересное. Минорные ветки не пишу.
Вообщем:
Термин А(О)сетины скорее перешел с Запада на Восток, а не наоборот, так как 1.ое самые старые свидетельства, говорят о том, что весь северо-запад Кавказа называли Асетины (осетины) в устах всех соседей + сами осетины асами называют своих западных соседей балкарцев/карачаевцев (например, есть рода называемые выходцы из Асии, родом с Кубани), 2.ое ДНК не в пользу версии ассимиляции балкарцами предок иронцев и дигорцев, а в пользу ассимиляции части балкарцев дигорцами/иронцами (те несколько веточек в нынешней Осетии выходцы из Асии/Балкарии).
Уже совсем в позднее время в конце 19 века и начало 20 века термин осетины закрепился за иронцами, дигорцами + кударцами.




"Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя" (Коран, 13/11). Спасибо: 0 
Профиль
Умар
постоянный участник


Сообщение: 789
Зарегистрирован: 12.05.13
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.16 18:09. Заголовок: Аття пишет: Около н..


Аття пишет:

 цитата:
Около него лежат две осетинские деревни, состоящие под управлением двух старшин Ина*ла и Султана, Дударовой фамилии. Первый из них имеет от Российского правительства золотую медаль на Георгиевской ленте, за оказанную им храбрость с российскими войсками при наказании за хищничество кубанских осетин.
Газ. «Тифлисские ведомости», 1830, № 20. »


Is-tina пишет:

 цитата:
Из всего материала выходит, что балкарцы - это ассимилированные тюрками - осетины.
"Кубанские осетины" означают то же самое. Что осетины занимали плоскостные земли.


А вообще то из материала выходит только то, что Инал Дударов участвовал в карательной экспедиции Абхазова в Осетии в 1830 году (сожжение деревни Кобан и т.д.)

Спасибо: 0 
Профиль
Аття



Сообщение: 19
Зарегистрирован: 16.01.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.16 18:53. Заголовок: Сау бол, Умар. Тепер..


Сау бол, Умар.
Теперь прояснилось

Спасибо: 0 
Профиль
Умар
постоянный участник


Сообщение: 790
Зарегистрирован: 12.05.13
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.16 19:01. Заголовок: Пардон , ошибка )) В..


Пардон , ошибка ))
Вроде бы Инал был награжден в 1815 году. Не будем возводить напраслину ,что он был участником экспедиции Абхазова. Верней всего он до этого имел дело с жителями Кобани . Вроде бы в 1815 верховья нашей Кубани не атаковались русскими войсками.


Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 1906
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.16 19:11. Заголовок: Turk пишет: Уже сов..


Turk пишет:

 цитата:
Уже совсем в позднее время в конце 19 века и начало 20 века термин осетины закрепился за иронцами, дигорцами + кударцами.




Ислам, названия общие стали закрепляться. когда племена и рода начали потихоньку объединяться в единые, или более крупные, общества. То есть потихонечку происходило становление народов, этносов.

Но я смотрю что и сегодня разговор спустился до уровня того же исходного. И все еще по-прежнему – не народы, а рода и племена рассматриваете на исторических площадках. Получается так. Настолько вы ушли в тему. Ну не Вы, Ислам, а вся постановка такая на форуме. Что, история начинается с первобытно-общинного снова?


Умар, я наверное не так что-то поняла, когда писала ту реплику. Но все же, на вашу реакцию –
кубанские и кобан – говорю, что это разные вещи. Территории. И я их, по-моему, не перепутала.

Если же вы все желаете возобновить разборки тех племен , родов, власти и все такое , то , конечно, из форума придется уходить.


Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 1907
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.16 19:16. Заголовок: Умар, Ваше самоиспра..


Умар, Ваше самоисправление я прочитала позже чем запустила пост. Оно существенно.

Но функции "правки" я лишена и оставляю все как есть.

Спасибо: 0 
Профиль
Умар
постоянный участник


Сообщение: 791
Зарегистрирован: 12.05.13
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.16 22:12. Заголовок: Закрою вопрос о "..


Закрою вопрос о "кубанских осетинах" Инала Дударова ))

 цитата:
Владикавказский комен-дант Дельпоццо выделил ему землю в двух верстах се-вернее военного укрепления Елизаветинского. Здесь, на левом берегу Камбилеевки, Инал Дударов и его подвласт-ные в количестве 26 семей летом 1810 года стали стро-ить свои жилища, маленькие плетеные дома или шала-ши (мусонгтзе), накрытые камышом и осокой. Материа-лом служили мелкий лес и камышовая растительность.
Селение Хумалаг - Разрешив занять землю под поселение, местное во-енное начальство поручило Иналу Дударову охрану Военно-Грузинской дороги от Моздока до Владикавка-за, проходившей тогда по правому берегу Терека. «На его обязанности,— говорится в документе,— лежало ох-ранение Военно-Грузинской дороги от прорыва хищни-ков (горцев.— Б. Б.) и расставлявшиеся от его аула пикеты на удобных для прорыва местах были порученьв его ведению»
- See more at: отсюдаhttp://osetialove.ru/selenie-xumalag/#sthash.E1XCy0Ud.dpuf





Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 185
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.16 00:59. Заголовок: ..


Аул Урусби

" Аул Урусби находится находится на высоте 1506 метров.
Дома как и снаружи так и изнутри, производят мрачное впечатление. Однако в полное удивление приводит читота и свежесть жителей, особенно если до этого побываешь в Сванетии. Уму непостижимо, как им удается соблюдать чистоту, свежесть и оставаться в хорошем расположении духа, проживая в таких своеобразных домах.
Жители аула мусульмане, хотя руины церквей в византийском стиле, которые нам попадились на пути, говорят о том, что христианство проникло в эти горы раньше.
В Баксанском ущелье, так же как и в параллельном Чегемском ущелье проживает народ известный нам как горные татары или же Таулу.
Они очень любят учиться и как и во всех других крупных поселениях, в ауле Урусби есть школа, руководит которой местный мулла. В школе кроме Корана на арабском языке, преподаются также Элементарные предметы и татарский язык (видимо имеется ввиду родной язык).
В ауле развито животноводство, хотя не так много лошадей, но большое количество коров, овец и коз.
Несмотря на то, что феодальный строй, хотя и не в такой угнетающей форме как в картвельских обществах Закавказья, сохранялся тут до 1864 года, в глаза бросается зажиточность и обеспеченность урусбиевцев, чему подтверждением служит их одежда и образ жизни.
Одна и крупных феодально-княжеских семей — это князья Урусбиевы, которые и сейчас влиятельны. Основную часть своих земель Урусбиевы обрабатывают сами, но значительная также часть передана в аренду бывшим крепостным.
Здесь выращивают ячмень, рожь и овес , просо и немного пшеницы и кукурузы, а также много овощей, фасоль, горох, катофель и т.д, что дает основание предполагать что питание людей в какой то степени вегетарианское. Основными продуктами питания являются : хлеб из овсяной муки, пуддинг из проса и овощи, айран и сыр.
Национальный напиток - кислое молоко разведенное водой. Его берут с собой в дорогу в кожаных бурдюках. Алкоголя, в заложниках которого находится человечество, горные татары не знают и я подозреваю, что именно это и является причиной обеспеченности и воспитаннотси этого народа.
В то же время они производят напиток бозу, из ячменя и кукурузы сваренных с медом и водой. Путешственники европейцы называют его пивом, хотя в действительности этот напиток похож на пиво, которое мы знаем также, как сельтерская вода похожа на шампанское.
Баранина у горских тюрок самая вкусная, которую я пробовал.
Отношение «ранних» феодалов к сельчанам, во всяком случае из того что я видел, очень дружелюбное, социальное деление не такое острое и все общаются между собой как одна большая семья.
Вечером я наблюдал как представительницы Урусбиевых принимают участие в сельском тое. В обществе Урусбиевском царит демократия.
С помощью пристава мы арендовали три лошади по два рубля в день и двух носильщиков по 1.20 после чего я хотел уже идти отдыхать, когда увидел горящий костер в деревне и услышал звуки музыки. Почувствовав тотчас же , что я могу стать свидетелем чего то исключительного , направился в сторону звуков музыки. Я увидел группу различного возраста танцующих горцев. Торжества по поводу свадьбы или рождения ребенка должны продолжаться 5 дней. На низкой лавочке, ближе к костру сидели молодые княгини, в их ярких нарядах и играли на гармошках, стоящие рядом два джигита били в такт плоскими досками и в середине круга один играл на флейте а другой на скрипке.

Меленчук похлопал меня по плечу и сообщил что князь Исмаил прибыл и хочет нас навестить.
Я с большой неохотой покидал этот удивительный праздник.
Пока мы смотрели за танцующими горцами, нашу комнату осветили керосиновыми лампами и князь Исмаил не заставил себя долго ждать.
Это был ходощавый, аристократичного вида мужчина с красивым лицом обрамленным бородой, около 30 лет в парадном национальном костюме. Он говорил бегло по русски и добродушно поприветствовал нас в своем доме. Что касается восхождения на Эльбрус, князь плказал себя очень знающим и поделился с нами историями покорений кавказских гор совершенных Фрешфильдом, Мором, Гроу и другими. Многи из них так же как и мы останавливались в его доме. Князь был очень эрудированный, задавал вопросы о европейской жизни. Узнав что, Пурчеллер покорял Килиманджаро, попросил его рассказать об африканском континенте . Становилось поздно, мы были уже довольно уставшие и охотно отправились бы к своим спальным мешкам. Князь заметил нашу усталость, но все таки не покидал нашу комнату и наоборот был немного не спокоен и поглядывал то на свои часы то на двери. После 11 часов двери открылись и двое занесли большой поднос со множеством пиал, скатерти и т. д. В скорости перед нам лежало столько еды, которой можно было накормить взвод солдатов. Для нас, непривыкших к позднему обеду это было настоящим диетическим испытанием."

Aus den Hochregionen des Kaukasus. Том 1
Merzbacher, Gottfried

Спасибо: 1 
Профиль
Аття



Сообщение: 20
Зарегистрирован: 16.01.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.16 09:25. Заголовок: Спасибо, Abrek! Чита..


Спасибо, Abrek!
Читаю с большим интересом твои переводы!

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 186
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.16 10:04. Заголовок: Сау бол Аття. Алан..


Сау бол Аття.


Аланла ну и историю с этим Килларом раздули и все из за рапорта генерала, который в подзорную трубу якобы увидел вбежавшего
на Эльбрус проводника. ) Попробуем разобраться в этой истории.....
Генерал забыл одно ......с ним же были некоторые ученые, рассказавшие затем об этом восхождении....



Спасибо: 0 
Профиль
огъары учкулан
moderator


Сообщение: 2871
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.16 13:23. Заголовок: Abrek Аллахдан игили..


Abrek Аллахдан игилик аллыкъ, бек уллу саубол этген джумушунга!

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 9658
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.16 14:07. Заголовок: Да, Абрек, очень хор..


Да, Абрек, очень хорошая работа!

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 187
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.16 15:31. Заголовок: огъары учкулан Алла..


огъары учкулан , Albert


Аллах ыразы болсун барыбызгъа.
Блайда къуру тылмач иш барды. Сора эски китаплада эски немча тильбла джазылъаны барды. Заманыма кёре кечюрюрге кюреширме.

Это на самом деле довольно короткий перевод. Потому как он допустим танец описывает. Или там они похороны описывают. или там что мулле дают и т.д. В общем про все народы где они бывают. Вот где нужно исследование мне кажется финансировать. Несколько переводчиков, историков, лингвистов.
Переводить нужно эти книги.





Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 9659
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.16 17:32. Заголовок: Да, это всё очень ва..


Да, это всё очень важно! Но у нас, к сожалению, денежные мешки, вместо работы, любят заниматься декларациями и констатациями.

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 188
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.16 18:59. Заголовок: ..



из книги М. Dechy: Покорение Эльбруса


"Первые новости о восхождении на Эльбрус появились по результатам предпринятой в 1828 году российской военной экспедиции. Экспедиция была предпринята как в политических так и в исследовательских целях и командовалась Генералом Эммануэлем. Последний включил штаб экспедиции ученых: минералога Купфера, ботаника Майера, физика Ленца, Зоолога Менетриеса и архитектора Бернардзи. С небольшим отрядом военным и казаков экспедиция промаршировала в находящееся в на северном склоне Эльбруса ущелье Малка, где примерно на высоте 2400 метров встала лагерем. Теперь мы последуем описанию истории экспедиции со слов руководителя ученых А. Купфера (было опубликовано на французском языке в 1829 году в сообщениях академии наук в С.-Петербурге.
Генерал остался в лагере и пообещал Cirsassian (черкесам, по описанию Купфера, Karatschaier Bergtataren), которые будут сопровождать экспедицию получат высокое вознаграждение в случае покорения вершины. 21 июля 1829 года к 4 часам путешественники достигли кромки снега на высоте примерно 10000 шагов. Здесь мы переночевали и на следующий день в 3 часа утра с некоторыми местным жителями и козаками продолжили восхождение. В начале все шло легко, сложности появились когда крутизна снежных склонов стала увеличиваться и начало припекать солнце. Быстрый подъем, на который нас подталкивал тот факт, что солнце размягчит снег, оказался выше наших сил и в конце мы были вынуждены на каждом шагу останавливаться и восстанавливать дыхание. Тонкость воздуха на такой высоте очень большая и недостаточна для дыхания. Губы мои «горели», гдаза страдали от сверкающего отблеска снега. Мои чувства притупились, голова кружилась и моментами наступал полный упадок сил, который я струдом преодолевал. Верхушка Эльбруса из множества утесов, своего рода лестницы, которые облегчают подъем. Однако я и господа Майер, Менетрис, Бернардзи были настолько обезсилены, что решили пару часов отдохнуть. Купфер также надеелся , что Ленц произведет измерения высоты, тот был в первой группе. Когда Ленц достиг скал, он был отделен от вершины снежным участком, снег на котором от солнца стал до того мягким, что на каждом шагу они проваливались в него по колено и была опасность что можно проволиться в него полностью. В конце концов было принято решение возвратиться опять в лагер. Таким образом из ученых ни один не поднялся на вершину. Однако господин Купфер рассказывает далее: В этот наполненный событиями день, генерал сидел перед своей палаткой и наблюдал наш подъем в прекрасную подзорную трубу, предоставленную ему мной (Купфером). Сразу после исчезновения утреннего тумана он увидел как мы разделились на две группы. Одна продвигалась к вершине, вторая остановилась. Но внезапно он увидел одного единственного человека , вырвавшегося вперед. Он находился недалеко от снежных склонов между вершиной и окончанием этой своеобразной лестницы из скал. Видел как он приблизился к отвесным скалам, которые собственно составляют вершину и на фоне темных скал исчез из глаз и пропал в тумане, вновь окутавшем вершину. Это произошло в 11 часов. Генерал решил, что кто то из нас достиг вершины. По цвету одежды он понял, что это был один из сопровождавших черкесов (как отмечено выше — проводники были горные тюрки карачаевцы). Однако расстояние было очень большим и он не разглядел лица. Киллар, так зовут горца поднявшегося на вершину, лучше нас знал что снег станет мягким и поэтому максимально использовал утренний мороз. Он опередил господина Ленца настолько, что когда тот был на самой высшей точке своего подъема, Киллар возвращался назад. Так описывает Купфер. По сообшениям последнего поднимавшегося скрыл не только туман, а скорее всего нужно предполагать, что какая то часть вершины, которая из ущелья выглядит как пик горы, когда последний скрыт за туманом. Ни один знаток гор не поверит, что генерал находившийся на высоте 2400 метров и в горизантальном удалении около 18 км разглядел скалы на вершине.Так же звучит неправдоподобно, что генерал смог увидеть в подзорную трубу человека на вершине Эльбруса и еще к тому же и разглядел форму и цвет одежды. После моего посещения ущелья Малки, я должен без всяких сомнений установить, что оттуда невозжно увидеть высшую точку вершины Эльбруса и историю об этом первом покорении Эльбруса, хотя она и получила распространение как и в российской так и иностранной литературе, разумнее будет отнести к небылицам/басням/вымыслу.
Долгое время после этого не предпринимались попытки восхождения на Эльбрус, пока заслуженный исследователь кавказских стран доктор Густав Радде, в 1865 году, с запада, с хурзукского ущелья, сопровождаемый карачаевцами / Karatschaiern не предпринял смелую попытку. Радде сообшает: «на высоте 3500 метров мы отдыхали значительное время. Усталость привела к головокружениям у меня и у двоих меня сопровождавших, мы были обезсилены до полной потери подвижности.» Несмотря на это они продвинудись выше. Лишь через какие то интервалы времени могли мы передвигаться - пишет Радде. Головокружение и слабость в коленях, полная усталость принудила руководителя возвращиться назад. Около двух часов нас накрыл туман. Так закончилась эта с большой энергией предпринятая попытка покорения Эльбруса известным исследователем."


примечание: 1. Сопровождавшие экспедицию горцы - были.
2.Их называют черкесами- этнотермином принятым для обозначения местного жителя. Далее Купфер разъясняет, что это были Karatschaier Bergtataren — горные тюрки-карачаевцы) — из чего мы можем сделать вывод , что проводники были КАРАЧАЕВЦАМИ.
Хотел бы немного разъяснить: по сообщениям многих путешественников у них часто возникали проблемы с наймом носильщиков при переходах через перевалы. Оснаванием для этого служило то, что у многих горцев просто не было подходящей для перехода по снежным перевалам обуви. Считаю\. Что разумнее будет согласиться с выводами автора о несостоявшемся покорении Эльбруса.
Однако без сомнения мы имеем подтвердившийся факт, что участие в экспедиции Эманнуеля принимали карачаевцы.

Kaukasus: Reisen und Forschungen im kaukasischen Hochgebirge. M. Von Dechy

Спасибо: 1 
Профиль
Гергокова Лейля
постоянный участник


Сообщение: 1222
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.16 20:36. Заголовок: http://alanla.forum..




Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 9660
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.16 21:56. Заголовок: http://alanla.forum..




Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
Профиль
Turk
moderator




Сообщение: 2200
Зарегистрирован: 04.08.09
Откуда: Turkey
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.16 22:21. Заголовок: http://alanla.forum..




"Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя" (Коран, 13/11). Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 189
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.01.16 09:44. Заголовок: Albert пишет: Кни..


Albert пишет:
[quote]`
Книги то должны быть в национальной библиотеке (республиканской) - в идеале. Продаются довольно недорого в интернете. Мерцбахер около 40 евро том. Так же как и фотографии. Наша история в этих книгах, а мы пользуемся переводами отрывков, сделанных в 60-70 годы и цитируем короткие эпизоды, выпущенные под цензурой.

Кстати с цензурой сталкивались все печатавшиеся тогда в российской империи, потому как 3 экземпляра книги были обязаны отправлять в цензорский отдел.

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 190
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.01.16 11:48. Заголовок: Воспоминания о путе..


Воспоминания о путешествиях профессора Ф.Коленати, 1859

Черкассия

В 1843 году, в Ставрополе я посетил театр, находившийся ниже домов служащих и выше базара. Была премьера водевиля: «Два купца и два отца». В о втором акте украинскую оперу «Наталья Полтавка» . Ложа первого классса стоит 3 рубля, ложа в партере 2.50, место в трех первых рядах 1 рубль, в других рядах 75 копеек, на вхлоде и в партере 40 копеек и 20 копеек на галерее. В губернской ложе я застал Азамат Гирея, султана из Черкессии, в ранге генерала и с ним трех прекрасных черкесских юношей 12 лет:Эльмурза Тозартуков, Даудустан Курхоков и Кизилбек Шоколов, которые были аманатами.
В Невинномыске я купил черкесскую лошадь за 80 рублей. В составе нескольких знакомых офицеров я отправился в истоки Зеленчука, Кефар, Бешгон, Уруп и Оштен, вблизи горы Марух. Как врач (по черкасски - Джара) я часто сталкивался с послами ногайцев, беглыми кабардинцами, Будархойцами, Бошахсами, Карачаевцами, Аланетами, Бибердукавцами, Башильбаевцами, Егерукаевцами и Бесленеевцами и имел возможность сделать кое какие заметки. Мне помогал абазин омар, который ребенком был увезен в османскую Азию, оттуда был послан пашой в Египет, а затем и в Париж, где выучил арабский и французский языки. Тпозде он поступил на службу Драгоманом к Генералу Безобразову.

Черкасские народы


Мужские имена: Омер, Эльнес (Али), Махомед, Майсол, Тамасса, Гулат, Арсланбек, Тему, Хаммурза, Джантемир.
Женские имена: Кенша, Джадра, Фатме, Тепсике, Кистамар, Дженет.
Одежда — страница 12.
Одежда: заостренная шапка Пао, скифский капюшон, который казаки башлык называют.
Бешмет или Кафтан. Линейные казаки называют Бешмет. Цие, верхняя одежда, известная как Черкесска. Бшюрюп — ремень. Кхлеай — гамаши для всадника, Длха гоан дже кхлеай — гамаши до колен. Ча коа — Бурка, Вака — обувь у казаков Чувеки. Мэст — верхня обувь.
Оружие: Камэ, Сэ, Сэ Шхоа, Шаше, Ссешо, Шешкуа.

Тамги справа и слева на заднем бедре— стр. 16.
Кто подделает тамгу того ожидает кровная месть, его и всю семью преследуют и убивают.

Черкесы, возможно свободные керкеты Геродато и зихи Страбона, получили свое имя от ногайцев и оно значит тот кто режет головы. От ногайского Черк (отрезать) и Кес (голова).
Византийские турки и и генуэзцы говорили Чиркасси.


Территориальное деление

Адыги:
- убыхи, все враждебные - 25 000
-шапсуги, натухайцы, шегеки , все враждебные 80 000
-абадзехи, все враждебные- 120 000
-бжедухи, темиргои, егуруковцы, хатукаи,
мохошы и бесленеи, все враждебные 11060
всего 236 000 мужчин все мусульмане.
Кабарда
-Карачай и беглые кабарды всего 11 650 мужчин, все неблагонадежные ( иммется ввиду отношение к короне)
Большая Кабарда, мирные 24 950 мужчин
Малая Кабарда , мирные 8 400 мужчин
Всего 45 000, все мусульмане.

Абхазы

Абхазы — 39 023 христианина, 55 000 мусульман, всего 94 023 мужчин
Самурзакан - 5896 , 4 000 , 9896
Зебельди 9327
Джигети или Садзы 6180

итого: 44 919 христиан и 74 507 мусульман, в общей сложности 119 426 мужчин.

Адыги, Кабарда и Абхазия всего 417 409 мужчин. Здесь учитываются лишь боеспособные мужчины. Численность народов можно оценивать примерно в 3 000 000 человек.

Делятся на следующие народности:
Адыги (от Аде - ущелье, каньон, теснина и Цхе (хе) море.
Sache - живут ниже Убыхов на черном морев истоках Соча и Псаха и граничат с абхазами.
Варданы — на черном море, ниэе убыхов северо-западнее Садзов, в истоках Сепес и Вардан.
Убыхи — они живут выше указанных ранее двух народностей, в истоках Шахе, Вардан, Псоха и Соча.
От этих народностей охраняют: посты на Арлана, крепости Навагинское и Головинская.

-Шаспуги- проживают на южных склонах гор Сасуха между реками Шапсухо и Шахе на черном море. От них охроняют крпеости Тенгинское, Велеминовское и Лазарев.
-Натухайцы побережье черного моря иот реки Вулар и до крепости Кабардинское. Крепости против них — Михайловск, Новотроицк, Геленджик и неспоредственно Кабардинское.
-Шегег — побережье черного моря между крепостью Новоросийсск и Анапа и постов Джеметийское и Каранбугаскийй, Кардстрах и Бугас.
-Шапсуги (указаны два раза) северные склоны Папай, Кензекур, Сиусфеза и часть Бегеншука до реки Кубань - крепости Тиховский батар, Тет де понт, Ольгинская, Беслиней, Ново-Екатериновская, Екатериновский батар, Ново Марчинский батар, Еланский, Елизаветинский, Велико лагерный, Алексеевский.

-Бжедухи: два рода — Черченеи.
-Хатукаи — по имени князя Хатиук. Крепости от них — Константиновск, Подмочильный, Воронежский, каран редутский и крепость Усть Лаба .
Темиргоевцы -между Кубанью и Лабой — посты и крепости от них — Усть Лаба, Декатибратевский, Дубовский, Ладожский, Саламатин, Тифлиский, Кадушкин, Казанский и Некрасовский.
Егеруковцы и Адемейцы
Мохоши
Абазехи
Беслиней

Беглые Кабардинцы — переехали на левый берег Кубани от Невиномысской и до Учкульской. Посты и крепости — Невинномыская, Усть-Невинка, Осторожный, Беломечетская, Джаман-Джильгинкая, Шмурин, Баталпашинская, Усть Тохтамышевская, Черноморская, Усть Джегута, Учкульская.
Большая Кабарда
Посты и крепости на Маре: Каменный мост, Застава, Кумской, Эшкаконский,
на Хасауте — верхний Хасаутский, Хасаутский Дольный
На Кичмалке — Кабардинский, Кичмалский,
На Малке — Каменный мост, Нижний Джиналек, Беломедведская, Пробежной, Солнобродский, Сулиманов, Сухопадинский, Бабуков, Приближной.
Крепости и форты Кинжальский, Чегем, Баксан, Мечедск, Нальчик, Урвань, Черек и в середине области защищают от нападений со стороны карачаевцев, урусов, чегемцев, хуламцев и балкарцев.


Уруссы - восточные склоны Эльбруса, в истоках Баксана. Их земля с вотока на запад 51 верста, с севера на юг 21 верста.
-Чегемцы — на северных склонах Мачикпар (Махаула) Бутцила и в истоках Чегема.С сево запада на юго восток 14 верст и северо востока на юго запад 44 версты, 7 аулов.
-Хулам — На северных склоанах Бутцила и истоках Черека. С севера востока на юго запад
северо запада на юго запад 14 верст, 4 аула.
-Балкарцы — северные склоны горы Влиети в истоках реки Двик су и хозни дон — 11 аулов. С севера на юг 39 верст, с запада на восток 39 верст. На востоке они граничат с Осетией.

Абадзы
Карачай 48 верст с востока на запад и 50 верст с севера на юг.
Башаги : часть Башаги, часть Аланеты.
Башильбеи : будархойцы, бибердуковцы и башильбейцы
Казилбеки
Там
Шегиреи
Бого
Баракай

Абхазы
-Ахчипсу
-Пшу
-Зебельди
-Джигети или Садзы :
- Звидж
-Бага
-Ареда
-Айбуга
-Зандрич
-Геча

-Бзибск
-Абхазы
-Абджубы
-Самурзаканцы



Хоть и сваны и ногайцы не относятся к черкасам, приводим также сведения и о них.
Сваны

Сваны делятся на следующие рода:

1. Михаэльские сваны или Циохи. Их земля самая большая и самая западная. С севера на юг 46 верст, с востока на запад 46 верст. Они живут на реках Дорш, Лахам и Нескра. Они подданые сванского князя Михаэля.
2. Татарханская Сванетия. Их область самая маленькая, с севера на ог 30 верст, с востока на запад 9 верст. Они подданые одного татарского хана.
3. Большая Сванетия или Свободная Сванетия. Они граничат по Мачикпару, с севера на юг 26 верст, с востока на запад 40 верст и они занимают верхние истоки Ингури.
4. Дадианская Сванетия. Их область самая южная с севера на юг 20 верст и с востока на запад 47 верст.

В сумме сваны сила в 12 500 человек, в том числе 10 000 христиане, 2 500 мусульмане, 1000 из которых полумирные и 1500 враждебные.
Крепости Лентехи, Чалур, Лачана и Мури защищают от их нападений на Мингрелию.

Ногайцы

Переехали на кавказкую линию между казаками и враждебными народыми, проживают также в Таврии и Крыму. Они частично татарского частично калмыцкого происхождения.
Лицо и строение черепа различные аварские или татарские, калмыцкие или полумонгольскиес узкими глазами.

Делятся на три рода:
1. Главный род — белые ногайцы. Строение черепа более благородные и близские к кавказским. Цвет кожи более белый, но есть среди них и калмыцкие типы. Их еще называют закубанские ногайцы. Мусульмане, силой в 14 970 мужчин. Занимают степи между Кубанью и Лабой, область на западе Кавказской линии, которая с севро-запада на юго-восток 160 верст длиной и с севера-востока на юго-восток 54 версты шириной. Они делятся на два подрода: -наруузовцы на северо-западе
-массуры (н) на юго-востоке.
Первые граничат с темиргоевцами, егеруками, мошохами, последние с бесленевцами и беглыми кабардинцами.
2. Черные или кара ногайцы. Лицо калмыцкого типа, кожа грязновато-коричневатого цвета. Живут в степях между калмыками и восточной кавказской линией. С севера на юг 140 верст, с востока на запад 200 верст. Делятся на два подрода:
-малую орду на западе
-большую на востоке.

3.Кумыцкие ногайцы. Строение лица аварское, кожа гразновато желтая. Проживают в устье Терека севернее от настоящих кумуков. С севера на Юг 72 версты, с востока на Запад 95 верст. Мусульмане , сило в 19 600 мужчин.
Также нужно указать подданых Шахмала , напоминающих кумыкских ногайцев — 60000 мужчин.
Все эти ногайские рода много страдают от местных горских народов, в результате н разбойных нападений которых угоняются не только скот и лошади ну и дети для продажи в рабство. Похищенных мужчин используют в качестве рабочей силы, рудокопов. В отместку ногайцы вороют девушек из Черкассии, Чечни и Лезгистана для улучшения своего потомства.
22 октября, совместно с командаванием козаков Бароном Футтенхофом, капитаном графом Хемиот под прикрытием 40 линейных козаков отправились в находившийся в 4 верстах аул мирного черкасского князя Адель Гирея Капланова. Здесь я встретил настоящую черкашенку а именно его 16 летнюю красавицу дочь. Я заметил что наши немецкие и австрийские девушки не выдерживали сравние с черкасской. Целью военной операции было наказание родов Карачай, Там, Башильбай за нападение и чтобы начать строительство крепости на Кефаре, Надеждинской, нужно наладить мост через Кубань в районе Невинномыской.
10 дней я посвятил ботаническим исследованиям. 16 мая я наблюдал большое количество черкасов у генерала, стоявших в зависимости от своего ранга: Пшех, Пших (Султан), Князи, Ворки, Урядники (Бароны и Дворяне) и Чокооксы (сельчане). 19 мост был построн, а 21 Лагерь был разбит на другой стороне Кубани.

Длинное перечисление военных подразделений, принимающих участие в военной операции. В авангарде шел генерал Адиль Гирей. В 5 верстах впереди группой их двух частей.
Группировка состояла в том числе из кавалерии, житомирских и подольских охотников генерала майора Куташова, артиллерия, 8 верблюдов. С каждым командиров был вызывающий доверие черкас, который помогал советами, делами и т. п. Проследовав 14 верст мы остановились в степи. Недалеко , на расстоянии одной версты находились 6 аулов скакавшего с нами и подружившегося со мной Султана Мансурова.
С 14 по 26 июня мы в боевом порядке под командованием Султана Абаса и сопровождении черкасов, кубанских казаков, двумя пушками, саперами, мушкетерами и т. д. Выдвинулись вперед. Цель и задачи похода не сообщались. Впереди следовал Абас. Он старался держаться отдельно от черкасов. В верховьях Урупа мы достигли места Башильбековцев.
Наш козачий пикет был атакован всадниками в количество около 200 человек.
Во время боя из леса откуда стреляли, почвился мулла и прокричал «Пошел.Пошел вон. Джаур — гяур?) Ему было отвечено выстрелом из пушки.
Описываются обстоятельства боя.
Внезано появился 16 летний князь Мухамед с его Аталыком.

У Ахмед хана Мансурова 80 000 овец, 7 000 коров, 1000 лодашей, 6 аулов на левом берегу Кубани и вместе слияния с малым зеленчуком. В одном из домов нам пристваили мальнькие круглые столики, что нам пришлось сиделт на полу на коврах.
Подавали: Жареную козлятину, Колбасу из козлятины, сваренное в соленой воде баранина с кислым молоком, приятное на вкус, суп из баранины и козлятины с молоков, маслом, перцем и солью, бараний сыр с соусом, берек с клубникой, вместо хлеба пшенная каша, буза и кумыс. Для нас также принесли вино Сана — его в основном производят убыхи.
У черкасских князей и дворян бывают кубки из серебра и золота, стоимостью 300-500 дукатов.
Так как черкесы все мусульмане и не образовывают одного общего гусударства, а напротив
каждый сам Султан, Хан, Пши, Ворк или Саиди своих владений и подданых, то используют они для своих судебных нужд Шариат и решения основанные на Коране. Так как неправильная трактовка Корана со стороны Мурз и присущая им власть не играла на руку народу, то было решено шариат или суд в специальных случаях прводить избранными старшими мурзами или биями. Раньше решения суда объявлялись вслух.
Судебный орган состоящий из старых, уважаемых и знающих людей называется Маслагат.
Канла — кровная месть. Глаз за глаз, кровь за кровь, рана за рану, жизнь за жизнь.
За убийство мурзы 200 коров, или равнозначное количество овец. За Чокоока 100 коров, за крепостного 50 коров. Неосторожное убийство, подтвержденное свидетелями снимало вину.
Выбитый зуб — 3 лошади или 1 верблюд.
Масалагат применяет для судопроизводства Коран, и книги законов из Медины: Ногает, Майзаде, Хасанет, Серури, Шарамуштар, Мултока, Абулмикарам, Дуриор, Гурур,Устершейх.
Глава маслагата Кади. Он помощник наиба . Послений может принимать единоличные решения по вопросам клятв, наследования, принятия веры, разводов, аппеляций свободного человека принужденного к рабству. Согласно мединским книгам при клятвах не нужны свидетели кроме кади и других. Клянутся на Коране или бородой пророка (Да благословит его Аллах). Эта клятва одна из самых святых клятв на востоке.
После смерти главы семьи кади сообщает Наибу о имуществе умершего, из которого тот получает 10 процентов.
Обычай аталычества.
Сообщение о смерти — рассылаются всадники. Женщины царапают лицо.
Султан — наследуемый титул правителя всей области.
Хан — наследуемый титул правителя района или нескольких аулов
Пших — князь, наследуемый титул, (так же у татаров Бек), владеющий несколькими хозяйствами. Однако пших не имеет на собраниях больше прав, чем два указанных выше сана. Такие князья — Джамбулат, Мойсукл, Кайтук, Бекмурза, Курхоков, Тозартуков, Шоколов.
Ворк — дворянин или барон
Мурзи- любой из этих четырех сословий, побывавший в Мекке.
Саиди — родственники пророка Мухаммада ( Да благословит его Аллах), Али, Умар. Абу Бакр, Осман, Хасан, Хусейн, Фатима. Сайди носит зеленый тюрбан, мурзи белый.
Чокок свободный, селянин.
Нукер — сопровождающий, оруженосец.
Крепостные — ногайцы, татары, калмыки , пленные русские, а так украденные дети линейных казаков.
Аталик-воспитатель
Кикоакоа — поэт или певец.
Абрек-поклявшийся умереть, отказавашийся от мирских благ и мститель.


Кади — судья.
Наиб- помощник Кади. В Чечне это правитель района.
Ахунти — Мулла в трауурных мероприятиях.
Баба-Мулли — тот кто занимается обрезаниями.
Имам- читающий молитвы.
Муэдзин — зазывающий на молитву.
Джара- черкесский врач
Собрано 30 пудов пиявок и доставлено в поольский город Влодова где и было продано.
Сбор приявок довольно развит. Собирают в озерах вокруг Ставрополя. Приезжают тоговцы пиявкми и Позена, например Эльберс, из Гамбурга.

История живущих в Пятигорске и Ставрополе ногайцев.
Бештауский народ состоит из трех родов -
Касаевский
Едижанский
Едишкульский

Предки ногайцев жили в Бухаре и называли себя узбеки. Когда Султан Бабатукл Джалал Эддин принес ислам в Бухару, последовали ему много узбекских родов : магнитовские, Эдилянские, Эдишкулские, Касаевские. Наймановские, Купчакские и перехали на реку Волга в сегодняшнюю Астраханскую губернию. Они называли себя Нойнгай, что в переводе — и ты должен стать неудачником (и тедя постигнет неудача?). Теперь эти узбеки называют себя ногайцами. По сведениям Абулгази пошли они от хана Узбека. После смерти Бабатукла, его место занял сын Терме Бабатуклес. У него есть сын Исмаил Терметов. У него был сын Имир
Исмаилов, от него Кадир Имиров, а от него Куттир Кадиров сыном которого был Эдигей Куттиров. У того был сын Норадин, который народ выбрал Мурзой, который подданых своих уздени называл. Норадин имел от двух жен 12 сыновей. От первой жены по имени Султанка Ними происходят: Альчагир, Угимамая, Сайдака, Дженмамбета и Жуарга. От второй жены по имени Бегтази родились: Сикмамайя, Сагима, Казима, Алибек, Оразалия, Досума и Исмаил.
Бештауские ногайцы от Сайдаки и Исмаила Мусабиева. У первого есть сын Ислам, который касаевского рода .
Рисунок монеты Абас - https://play.google.com/books/reader?id=b1tCAAAAcAAJ&printsec=frontcover&output=reader&hl=ru&pg=GBS.PA107


https://play.google.com/books/reader?printsec=frontcover&output=reader&id=b1tCAAAAcAAJ&pg=GBS.PP2

перевод беглый, прошу простить за возможные описки.


Спасибо: 1 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 9661
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.01.16 12:53. Заголовок: Abrek пишет: Длха г..


Abrek пишет:

 цитата:
Длха гоан дже кхлеай — гамаши до колен.

Интересно, а как в оригинале было - на латинице?

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 191
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.01.16 15:00. Заголовок: Albert пишет: Dl..


Albert пишет:
[quote]`

Dlha-goan-dsche-kchleaei

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 192
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.01.16 18:27. Заголовок: а Гюльденштедта запи..


а Гюльденштедта записки о Грузии переведены, где имена там правителей перечисляются?

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 194
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.01.16 02:01. Заголовок: "27 и..




"27 июля я встретился с Медемом с мыслью под его защитой проследовать на Малку и Баксан и в Грузию. В Большой Кабарде было не спокойно и отклонил мою просьбу, я меня передоверил князю Арсланбек Таусултан. С ним и его двоюродным братом Девлетука Келемет я двинулся из Моздока, через Терек в малую Кабарду.
До 15 августа я обследовал реку Урух и Jref. Здесь проживают народ, которых как Дугоров знают и их деревни Джинага Стурдугор. От этих деревень идет дорога через перевал к границе Имеретии.
Дугорцы просили за помощь: за каждого сопровождающего переход мужчину — 5 рубашек или 40 платков (может отрез ткани имеется ввиду), 2 рубашки за каждую лошадь. А также носильщику 5 рубашек. Такими возможностями я не располагал.
18 августа о достиг аула Nischnoi где попал под защиту осетинских старейшин Темур Султана и Ахмета. Отсуюда 25 верст до первой грузинской деревни князя Казбека.
В конце месяца мы достигли Душет, где меня гостеприимно принимал князь Койхосро Чалокашилли.
Ганжа (Ганджа-Gandscha) Хан Магомед, который 16 февраля уезжает, перед этим посетил меня, сидели за столом, пообещал всяческую помощь. Я сделал ему различные подарки
15 февраля меня посетили три царевича.
Поездка Заря Гераклиуса по юго-восточным по грузински — татарским районам Каз(с)ахи Kasachi и Барчало Bartschalo затягивалась и я испросил у него разрешения самому исследовать кое какие провинции. Мне выделили охрану. Сопровождать вызвался Ксинис Эристав Давид с 30 мужчинами. Царь выделил 40 человек и с моми казаками получась 100 человек. Получил провиант.
7 июля от Цоны мы поскали на север северо-запад до места где Dscedscho впадает в Рион, через плохой мост заехали в село Кудара, которое с Цони три года назад имеретинскими князьями опустошена была.Башни были наполовину разрушены. Деревня относится к осетинскому району Двалети Distrikt Dwaleti.
Ниже Кудари живут Имеретинцы князей Джапариси, который вместе с Kadschis Эриставом господствует над обоими осетинскими районами Двалет и Вапсани (Dwalet и Wapsani).
Грузинские провинции
1.Семо Картвели, верхняя Картвелия
2.Квето Картвели, нижняя Картвелия
3.Сомчити
4.Кахети или Кахетия
5.Чина Картвели, внутрення Картвелия или средняя Картвелия.
6.Имеретия
7.Гурия
8.Мингрели, Мингрелия
9.Сванети
Кроме этого грузины в Перия, у Испахан в Персии которых Шах Абас из Картули как колонистов разместил и в М(В)асандеране.
Среди кавказских народов, особенно среди лезгин и осетин много грузин, которые со своей религией также потеряли и свой язык.
Кроме грузин проживают:
Татары, в основном терекеменские или туркоманские, особенно в провинции Сомчити. Жители последней в основном они. Также есть они в верхне Картвели и Гурии немного, в Кахетии 5 деревень. Они говорят турецкий диалект тюркского языка (написано тюркский диалект татарского языка)
Армяне.
Осетины или Осси (Osseten, Ossi), во многих остениских районах в горах подданными грузинских царей или князей являются и которые не живут среди грузин. (возможно иммется ввиду что они себя или свободными считают или же что не смешиваются с грузинами)
Евреи по грузински Урия

Генеалогия Багратиони
Кахетинская линия:
1.Александр
2.Таймураз
3.Эрекле или Николаус. Он был рожденный христиани звали его Константин, однако принял Ислам и имя Эрекле Erekle(Irakle)
4.Jman Kuli Chan
5.Mahamet Kuli Chan – это был сын Царя Эрекле, правил сначала под пересидской потом под русской защитой. Его жена была дочь шамхала в Тарку. Он был убит в 1724 в турецком лагере убит. Его два сына Магомет Мурза или Али хан умерли один в Персии и другой после него в Кахетии.
6.Таймураз, брат предыдущего. Был коронован в 1740 году Тамас ханом или персидскими ханом Шахом Надиром на царство Кахетии и Картвелии. Вахтанг со своей семьей преследунмый турками уехал в Россию. А Надир Шах выдавил турков из Картвелии. После смерти Шах Надира он не смог выстоять против давления лезгин и турков, отправлся в Петербург и в 1761 году скончался.
7.Хелена, которая носила татарский титул Бегуна. Она была дочерью Эракле сестрой Таймураза и она была женой Ясси (Jasse), двенадцатого в Картвельской линии.
8.Магомет Мурза
9.Али Хан — о которых было выше сказано.
Картвельская линия
1.Луарсас Luarsas
2.Симон 1, сын первого
3.Симон 2, сын Симона 1
4.К(Р, Н)устан Хан , приемный сын царя Симона, родом из Кахетии.
5.Шанавас, сын ном.4.
6.Арчил, сын Шанаваса
7.Солиман 2 сын Шанаваса
8.Левран 3 сын Шанаваса
9Георгий, 4 сын Шанаваса
10.Хорас хан, сын Леврана. Он был отправлен как принц от персидского шаха в Кадасор и там погиб.
От него осталась принцесса Анна, которая в 1772 жила в Москве.
11.Ясси Jasse_ второй сын Левана ном..8. Правил недолгое время под покровительством турков примерно в 1750 году в Картули как царь Мепе. Был мусульманином, долго жил в Испахане и умер в Тифлисе. Его жена балы Хелена, дочь Ираклия. У него были еще жены и от них сыновья.
12.Таймураз, сын Левана, номер 8, умер в юности в Картвели.
13.Вахтанг, 4 сын Левана. Ограблен турками и умер в Астрахани. От него 3 сына и дочь Тамара, первая жена царя Гераклиуса.
14. Царевич Симон, 5 сые левана умер в России.
15. Домети, 6 сын Левана умер будучи патриархом Картвели и Кахети.
16. Арчил, старший сын Ясси, мусульманином звали Абдулла. Правил недолго в Картвелии и умер при Шахе Надире. Детей не было.
17. Александр, второй сон Ясси, ребенком его звали Исак бей Jsak Bei. В 1772 нрлу он жил в Кизляре. Получал пенсию в ранге старшего лейтенанта. Два его сына на военной службе России.
18. Леван и
19. Бусамбек, оба сыновья Ясси умерли в Картвели.
20.Антон, пятый сын Ясси, называемый Таймураз был в 1773 году патриархом Картвели и Кахети.
21. Бакар, старший сын царя Вахтанга, в 1773 году проживал в Москве, генерал.
22. Георги, 2 сын Вахтанга
23. Вахушт, третий сын Вахтанга.Умер в Москве
24. Леван Александр — сегодняшний царь Картули и Кахети (Мепе Картули и Кахети)
Раньге его жена была Тамара. Теперь Таредхан, дочь предыдущего и сестра теперешнего Дадиана из Мингрелии (его злейших врагов)

Его царевичи или принцы:
1. Георги 28 лет
2. Леон 20
3. Улон Julon, 12
4. Вахтанг, 10
5. Таймураз, 8
6. Мериан, 7
7. Александр 2
8. Лоарсуб, полгода

принцессы:
1. Тамара, замужем за Saltuchses(Генерал)Орбетичилло Orbetischillo
2. Хелене Helene_ замужем за князем Арчилом, братом имеретинского царя Саломона.
3. Мария ее муж Kalakis Maura князь Давид Цицишилло
4. Кетуан, замужем за князем Мухран Батони
5. Хорошан 4 года
6. Анастасия 3 года

Еще живая вдова Царя Таймураза Анаханум Такалтовиани. Ее дочь умерла женою Дадиана из Мингрелии.
В 1772 были живы
1. Теперь уже умерший имеретинский царь Александр, брат Георги. Теперь он живет как имеретинский князь со своими подданными.
2. Таймураз или Темураз, племянник царя Александра, от Мамуки.
Сыновья царя Александра: Соломон
Йосип
Баград
Арчил
3.Из них Саломон правит Имеретией. Он родился в 1735 году и начал править молодым. Турки забрали у него страну и отстранили от правления, а вместо него признали Таймураза. Однако Саломон с помощью верных князей разбил турков и Темура и снова завоевал трон и страну. Когда же позже в страну пришли русские под командованием Котлебена они очистили Имеретию от турков.
4. Йосип, брат царя Соломона и патриарх католикос Имеретии, Мингрелии и Гурии.
5.Баград и 6.Арчил живут как имеретинские князя от своих владений. Арчил женат на принцессе ХеленеЮ дочери картвельского Царя Ираклия.
7.Александр, 1760 родился
8.сын князя Арчила.
Отношение к армянской, католической, мухамеданской и еврейской, которые не относятся к греческой церкви благожелательное, без ограничений. Также нет проблем в Грузии у иностранцев.
Грузинский язык особенный. В разных провинциях говорят на неслишком отличных диалектах, так, что все друг друга понимают.
В Кахетии, верхней, Средней и нижней Karduel, в Имеретии и Гурии, грузинский язык примерно с одинаковым диалектом.
Однако в Мингрелии и Сванетии довольно сильно отличающиейся диалект. В общем школ нет, каждый сам отвечает за образование своих детей. Сврй язык грузины называют Картули Эна (Ина)
Турецкого царя они именуют Chuntka
Персидского шаха Keni
Кавказские горы Temi
Персов — Кизилбаш
Русских-Русети
немцев- Сапрангети
Армян-Сомахи
Евреев-Урия
грехов -Берсеми
Персия, Спарта
Верхняя Картвелия, уже 200 лет под турецким владением. Турецкий паша провинции заседает в Ахалцихе.
Жители в большинстве христиане, так как турки оставили церкви (не разрушили). Некоторая часть приняла Ислам. Среди много князей и дворян. Среди грузин много тюрков, говорят на грузинском и тюркском, но чаще на первом, языках.


Титул царя Мепе Картулиси, царь или король Картели и Кахети.
Князья Шили, Шилли и Швили и Танати и дворянин Азнаури.
У некоторых князей титул Эристав
Князья Тауати Tauati Кахетии:
1. семья Чолака Шили в Маркопи
2. Чекаси Шили в Бешин
3. Эндроника Шили
4. Туши Шили в Ахмета
5. Тамити Шили
6. Мака Шили в Саднети
7. Надари Шили в Куиспуири
8. Чока Шили в Ахмете
9. Корчи Бачиани Швилли в Телави
10. Чолокиани Швили в Матани

Княжеские фамилии провинции Картуэли
14.Амилахоари в Чала
20.Цици Шили или Цециани Швилли
15.Авали Шили в Брети
17.Мачабели на Дидо Лиахве
26.Амеречилли
21. Тархуан Шили
22. Джаваха Шили
16. Хитрибагис Шили
27. Абашитзе
28. Давид Шили
23. Каплана Шили в Сомхити
24. Барата Шили или Баратиони Шили в Сомчита
25. Солага Шили в Сомчита
29. Орбели шили
18.Палавандиоми
19.Тактаки Швили в Крцинвал
11.Арагис Эриставиани на Араги
12.Кснис Эриставиани
13.Мухран Батони
30. Саурари Швили в Сагурам
31. Химсия Шилли в Балачурт

Князи с 11 по 19 имеют владения на левом северном берегу, под номерами 20-21 на правом или южной части Куры.
Страна сельская типа, домашнее хозяйство.

Каждый подданый мужского пола, кроме евреев, военнообязан и должен явиться по первому требованию.
Генерал командующий - Салтухсеси Saltuchsessi
Кахети Салтухсесси
Картвели Салтухсесси
Нафис
Эскагобаш
Диванбет — главный судья
Эристав или Эристави
Мауров — губернатор или глава района
Ксури
Казбек — деревенский судья
Майтар — каммердинер царя
Кабичбах смотритель
Йарешеби — хранитель ковров
Песареули — кухонный мастер
Кулухши
Мешарбати
Медженибе
Моладжарсеси
Басиери
Нерикипе

Район Кас(з)ахи на правом берегу Куры от Инджа до Борчало и частично до Санджа, на юге до района Бамбек. В этоим районе 6 000 семей и них ¾ татары и ¼ армяне.

В раййнах Казахи, Барчало, Байдар, Санджа, Эриван, Эрзерум и карс, как и в Ширване и Шамахи говрят на тарском с тюркским диалектом. Тюрский и общий татарский отличаются также как латинский и итальянский.
Грузинские районы Магран Двалети и Меджункеви
Таман Чеми
Тактакиани
Квемо Тактакиани
Свери
Ачабети
Курта
Кехвицихе
Крцхинвал, по осетински Креба
Семон Никосси
Кремо Никосси
Курта
Пихенесси
Ахалдабо
Чиндиси
Цариани
Сакашети
Арашенда
Куиси
Урбниси
Тинискити
Мегнтекиси
Меджурис
Кехви
Ачабети
Тамарачеви
Тактакиани
Удонети
ГрисиСемохити
Квемохити
Сакахети
Арашенда
Анакари
Сусала
Супта
Свери
Тихириви
Сарцени

Князья Имеретинские

Каджис Эристав
Цалукиси
Джапариси
Йяшвилли
Кипиани
Церетели
Лордкипиани
Микеласи
Абашиси
Чидси
Хаидси
Субилта
Арошвили
Пинеси швилли и Огигеваси. Пятеро последних не богатые.
Имеретинское дворянство многочисленно, однако семья Месхе и Квинехиси самы богатые

Сванетия

Сваны или Сони грузинская провинция, которая добилась независимости.
Они в основном свободные. Некоторыми в М енгрелии правит Дадиани.
Свани, Сванети, Сони или Сонети называют грузины народ, который себя Шнау зовет. Гора паса делит ихъ от Басиан. Сванов около 5 000 семей.
Язык отличается от всех кавказских, но грузинский материнский к нему.


Описание провинции Басианиа или Басиана

Рев занимает альпийские горы на Малке, Тереке, Аргудане или Аргуен до Кубани и граничит на востоке с Осетией, южнее с Грузией, Имеретией и Сванетией, западнее с Абхазией, севернее с Черкесией.
Жители точно татарского (тюрского происхождения). Они говорят на другом языке чем окружающие их народы. Предположительно они пришли в горы скрываясь от врагов. Различные районы говрят на незначительно различающихся диалектах типа ногайского языка.
1.Малкар по басиански, Балкар по черкесски, Басиани по грузински
маленькая часть дивет в Аргудане, большая на Череке, Терек. На востоке их осетинские дигоры, на юге имеретинский Р(к)аджа, на севере часть большой Кабарды, которая Кашкатау называется.
Около 1000 семей, в небольшиъ деревнях: Улу Малкар, Мухол, Ишканта, Шаарда, Хурдайса,Гробсарта, Аджалга и другие.
Семья Басиани считается княжеской и признается черкесами. По ним называют вероятно грузины всю страну Басиани
2.Бисинге или Бизниге на Череке 100 семей.
3.Хулам на Череке. Тоже небольшой аул.
4.Чегем, по грузински Джики, 360 семей около 10 деревень. Улу Эль главное село. Мимала, Тобениншил — Бердеби, Аче, Чегем, Кам, Орсундак, Булунгу, Джерлиг.
5.Карачай Басиан
Черкесы зовут их Каршага, грузины Карачагети или Кара Джики.
В истоках Кубани, на западе граничит с абазинским районом Башильбай, Сванами на юг, на востоке Чалпак делит их от Кабардинцев на Баксане.
6.Баксан.
Вся Басиания была в грузинском подданстве, тогда и приняли христианство греческой консессии. Сохранились еше старые церкви. Такая церковь осталась в чегеме в Улу Эльте.
Сейчас грузинское владычество сюда не распространяется. Причиной этому также высокие перевалы отделяющие Басианию от Сванетии.. От Они и Имерети до Чегема 2 дня пути.
Малкарцы приходят на рынки Они в Раджу на Рионе и продают шерсть, мех. Кабардинским князьям дают в год по барану.
Имена у Басиан: Мухамет, Мусласали, Девлет, Хамзо, Келемет, Хасмурза, более тюркские.

Черкессия

Жители называют себя Адыги, тюрки и татары — Черкас, грузины — Черкесиани, Русские — черкесы, немцы — черкасы, осетины однако Казах. Черкесов, осетин и кистинцев русские неопределенно называют горцы или таулинцы.
У черкесов много князей и один очень сильный дворянин. Влиятельны Джамбулат, Картук, Бекмурза, Мойсохл, все в большой Кабарде. У них нет городов. Они живут в деревнях.
Бесленей
Темиргой
Мамшах
Хатукей
Бшанер

Осетия, на востоке кистинцы, на юге грузины на западе Басиане и черкесы и на севере черкесы и кистинцы.Черкесы и татары называют их Куша (кости)
Осетины вероятно остатки Половцев или Узов. Мужские имена — Ирлар, Китан, Урус, Саба, Качин, Янсланоп, Кунем, Кусток, Ченегреп, Сурбар, Малдуса. Пробы языка показывают что осетинский отдельный язык однако родственен персидскому. Когда в 1110 году половцы были биты русскими на Дону, выгляжит так, что остаток их в сегодняшних осетинах спасились в горах Кавказа.

Магран Двалети, вверху на Диди Лиахве, под властью князеской фамилии Эристава Ксан.
У чеченцев есть князья. Правящая семья Туркан и в родстве с Ауар (Анар) Ханом.
Князь Ахмед восстал в 1770 году против России, но был утихомирен.В скорости умер и он и его старший сын. После правит Али Султан. Младшего сына от послал в Кизляр как аманата.
Князей Хасбулат чеченцы разбили сами. Его внуки Хасбулат и Алхани Татархан были в 1773 году молоды.
Карабулак, черкесы называют Балсу. Под аксайским княземю В 1772 были аманаты взяты в Кизляр."

D. Johann Anton Güldenstädt, часть 1.
1787 под редакцией Палласа. Оформлена Гюльденштэдтом в виде дневника.


Спасибо: 1 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 199
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.16 02:44. Заголовок: "Черкассы делят..



"Черкассы делятся на князей- Bey, дворян - Usdenn и рабов -Kull.
Только князьям разрешается носить кольчугу. Во время еды не разговаривают.
За князем ухаживает дворянин, которому помогают крепостные.
Каждый дворянин находится в зависимотси от своего князя, хотя даже князь не может распоряжаться крепостными, рабами и имуществом. Также как и дворянин не может
прикасаться к имуществу своего раба, крепостного, его скоту и лошади и тем более не имеет права распоражаться этим имуществом. Князья и дворяне имеют право на 10 часть имущества.
Князья пользуются уважением среди подданых. Если князь в гневе убил допустим даже не раба, а дворянина, то должен он заплатить за кровь в денежном эквиваленте, но не несет он ответственности по закону кровной мести. Более того запрещено ему объявлять кровную месть. И даже во время ограбления жизнь князя находится вне опасности. Он должен только выплатить цену свободы.
Если княжеский батрак становится состоятельным, что он может 25 рабов освободить и сделать своими батраками, то приравнивается он после к дворянину, хотя это и не дает ему каких то особых прав и преимуществ. Он пользуется правом /честью сопровождать князя. Ему дается право сидеть в присутствии князя. В общем, должен он князя одарить в годовом эквиваленте половиной десятой части его имущества.
Хочет если княжеский батрак аристократом стать то должен он следуюшее средство использовать:
Когда у князя или у другого члена княжеской семьи/рода сын родится, то должен он (батрак) через просьбы и подарки уговорить мать ребенка, что бы она разрешили сына украсть. Разрешить мать, то должен батрак с семью дворянами ночью в княжеский дом прийти, взять ребенка и оставляет его в своем доме расти. Свидетели, эти 7 дворян, по очереди наблюдают, чтоюы ребенка не подменили, запоминают каждые изменения происходящие с ребенком и это записывает мулла. Чтобы исключить все подозрения о возможности подмены ребенка.
Когда юноша достиг положенного возраста, набрался знаний какие князь должен иметь: в религии, грамоте и чтении, известны ему все преимущества, которые человек джигитовке, стрельбе и грабежах и иполнилось ему уже 16 полных лет, то должен тогда его отец-воспитатель в новую одежду одеть: кольчугу, саблю, кинжал, лук, стрелы, лошадь и одного раба еще дать. Когда все готово, то отец (князь) юноши, княжеский род, другие аристократы приглашаетюся на праздничное угощение во время которого отец своего сына впервые видит с момента его рождения. Семь свидетелей клянутся княжеским происхождением ребенка, весь княжеский род признает своего потомка и князь обнимает сына. Молодой князь прозается со своим отцом-воспитателем и в качестве благодарности дарит ему титул дворянина.
Однако не может дворянин быть в сан князя приведен, так как князьями у них только рождаются. Так как их княжеские фамилии к одним и тем же фамилиям относятся, которых происхождение и древность с незапамятных времен идет, то жндать кого то князем это как чужого в семью принять и этого черкасская гордость не позволяет. Аристократ бывает узденами и дворянами согласно возраста (имеется ввиду древность рода)более или менее уважаем. В этих вопросах привилегий они до того ревнивы, что даже при вступлении в брак с точностью высчитывают древность родов. Большая редкость чтобы сын нового Уздена женился на дочери из «старого» дома."

перевод из "Aligemeine historisch-topographische beschreibung des Kaukasus, Band 1
von Jacob Reineggs."

Спасибо: 1 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 200
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.16 15:43. Заголовок: "Дорога от Больш..


"Дорога от Большой Кабарды до этого озера (озеро Тамби) занимает занимает на волах (быках) 8 дней и столько же нужно для возвращения. Этой русской солью, снабжают кабардинцы также и своих горных соседей, кубанские, различные черкесские, абазинские и татарские народности.
Ногайские татары ездят на озеро сами и обеспечивают районы Темиргой, Беслен, Абазех и другие. Несмотря на то, что в этих районах люди употребляют в пищу мало соли, используется она тут в больших объемах. Причина — Домашнее животноводство.
Контроль поставок соли, хотя и не приносит большой выгоды, используется кабардинцами как одно из средств для усмирения горцев. Такая же ситуация в Чечен, малой Кабарде и Аксае. К озеру Тамби на водопой было пригнано 3000 -ное стадо, лошади различных князей большой Кабарды. Рядом, повыше и Темир Кубшек еще около 1000 лошадей. Кабардинские лошади имеют тавро на левом бедре (рисунок - стр. 21), порода называется Беслен.
Эти лошади белые или коричневые. С начала следующего месяца ( запись сделана 23.06.1773г) лошажей будут перегонять в высокогорье к подножью Эльбруса. В сентябре-октрябре их опять пригонят вниз и ноября до апреля будут они пастись в теплых равнинах нижней Кумы, до Маджара, на Куре, в нижней Малке и Баксане. Все время в полях, не в конюшнях. Им дают редко сена, практически никогда, так как снег зимой никогда не покрывает на равнинах землю.
В районе Машука густой лес. Здесь недалеко знаменитая своими лошадьми, деревня Трам.

Маджар, план которого на рисунке 4, занимает примерно 400 квадратных метров, около 50 строений из жженого кирпича (частично опубликованы в Büschings Magazin für Gesch. und Erdbeschr. Строения не дома, а мавзолеи, с куполами (подвалом). Это могилы. В них складывались гробы. В 500-тах Faden находяться руины мусульманской мечети, с башней и минаретом. Еще в 500 , руины такого же молельного дома. Между вероятно находились жилища, от которых сейча ни осталось и следа.
Из некоторых надписей я узнал, что место в 8 веке Хиджры, или около 500 лет назад было заселено. Архитектура и мечети, мавзолеи позволяют сделать вывод что жители были мусульмане и согласно истории местных были ногайцами. Сегодняшние маджары (венгры) теряет таким образом права на эти руины. Возможно они были еще ранее татарами выдавлены, если то что они тут жили правда.
Так я оказался по соседсту с рекой Кубань, проехать которую мне не удалось, то хочу я здесь привести, собранные географические новости .

Кубан Kuban, по абазински Кубин, кабардински Psidsche, стекает с Эльбруса.
В него впадают Джеганас
-Джегата, на правой берегу ее каменная статуя Эльтаркач.
-Учкул, татарское значение три селенянина
-Калмурза
-сама Кубан, в верховьях которой Бассианский район Schtschaina Шчайна и бассианский район Карачай.
-Теберде , с абазинской деревней Трамкт.
-Schauno
-Karekent
-Tschaschedsere
-Kardanich с одной абазинской деревней
-Эссаул с двумя абазинскими деревнями
-Марух, с одной абазинской деревней
-Кичи-Индж(ч)ик
-Улу-Индж(ч)ик
-большая река Уарп с абазинцами Псилбариш и Кахтан
-Кичи
-Улу Eizena ?
-Улу Лаба
-Шхагвашо с черкессами Темиргой и Маншах, абазины Бах и Сабай.
-Пшаца с абазинскими деревнями
-Хуадж с черкесами бжедух и шапушкокуш, верзу Туби и Убых.
-Хатупс с абазинским районам найуха-хабла
-Хурса на которой несколько черкесских и абазинских районов.
В углу, где делится Кубань, стоит турецкая крепость Копил, жители которой черкесы и татары/тюрки. От Копил до темиргой 3 дня пути. Остров Таман, который татары Минтана называют, также в 3 днях пути. Жители острова Адале (Инсуланер) от Ада (остров) и русские их адалинцы называют.
Темрюк, по абаззински Турк."


Путешествия Гюльденштедта, том 2, под редакцией Палласа 1791г.

Спасибо: 1 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 9668
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.02.16 17:37. Заголовок: Abrek пишет: Dlha-g..


Abrek пишет:

 цитата:
Dlha-goan-dsche-kchleaei

"Для" (где "л" своеобразный черкесский звук), а дальше "гоншекхле".)) То бишь, кёнчекле))

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 1 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 17
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет