On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
Форум об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа

АвторСообщение
постоянный участник




Сообщение: 90
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.16 19:58. Заголовок: Путешествия Гюльденштэдта, Палласа, Райнегса, Клапрота и других на Кавказ (продолжение)


Предлагаю обсудить указанных иссследователей Кавказа, личности данных путешественников, их книги о Кавказе, а также толкование географических, этимологических и других сведений.
На это меня сподвигло то обстоятельство, что неискушенному историку-любителю затруднительно разобраться во всех этих немецких фамилиях и огромного количества книг, выпущенных по результатам их поездок.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет , стр: 1 2 3 4 5 6 All [см. все]





Сообщение: 563
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.01.17 12:24. Заголовок: чонгар=джонгурчха ?,..


чонгар=джонгурчха ?,стружка,или щепка.(известный Лайпан улу джонгурчха был маленький ,щуплый)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 543
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.17 01:07. Заголовок: какие есть сегодня ..


какие есть сегодня объяснения и предположения: с чем было связано название Bassiania/Бассиания...Есть Один любопытный момент - в древнем Риме, а точнее в Паннонии, бывшей частью римской империи, была провинция и город Bassiana......позднее насколько я могу судить эти места были заняты гунами.....
что интересно в римской империи также был город Sabaria-Savaria и тоже в Паннонии.. (созвучно с Кабар)..


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 38
Зарегистрирован: 13.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.17 02:34. Заголовок: Abrek пишет: какие ..


Abrek пишет:

 цитата:
какие есть сегодня объяснения и предположения: с чем было связано название Bassiania/Бассиания...Есть Один любопытный момент - в древнем Риме, а точнее в Паннонии, бывшей частью римской империи, была провинция и город Bassiana


На ум приходит Басилия.

ЧЁРНЫЕ КЛОБУКИ
— у киевлян общее прозвище племен, прикочевавших к лесостепным границам Киевской Руси после того, как Подонские степи заняли Кыпчаки-Половцы. Русские стали так их называть но внешнему виду, чёрным войлочным шапкам. Летописцы часто называют их и отдельными племенными именами, чаще всего Торкамн и Берендеями. У Константина Багрянородного это "Узы" (см). В летописях для Берендеев встречается и наименование Перендеи. Если считать, следуя русскому историку Татищеву, что имя Торков произошло от сарматского "гневливый" или от скандинавского языческого бога Тора, то можно с уверенностью признать в имени Перендий точный перевод названия этого бога. Соответственно с понятиями славянскими, Перундив, как и скандинавский Тор, бог грома и молнии. И не случайно о таинственны» Берендеях на Руси возник ряд легенд и сказок мистического содержания. Торетов вспоминают на Кавказе самые ранние греческие географы. На Днепр они пришли с давно сложившейся бытовой культурой и, без сомнения, с сильным отпечатком долгого сожительства с Казарскими Славянами. Берендеи по имени, ближе всего к Беренджерам арабских авторов. При многоразличных "разночтениях" древних рукописей, нет ничего необычайного в том, что сами Арабы пишут это имя "Баранджер", что у Армян оно обратилось в "Варанждин" и "Варачан", у персидских ге- ографов пишется, как "В. Н. НД. Р", а в русских летописях, как Берендичи, Берендея, Перендеи. Страна, горы и реки в районе Терека, где вначале проживали Беренджеры, носили их имя. Иногда в источниках оно заменяется названием Басилы, в котором не трудно узнать Базилеев древности. В стране Береаджер христианство господствовало уже в VII в. По Плинию там же когда-то жили Удзы. Все они могли быть и Туранцы и Кавказские Славяне и туранославянской смесью. Но в годы 721-37 Арабы уничтожали их во множестве, топили в реках или просто убивали. Части же их удалось скрыться на север. Во всяком случае, Ибн Фадлан в 922 г, видел в Камском Булгаре пять тысяч Баранджеров, а персидские географы того же столетия знали христиан В.Н.НД.Р. на Верхнем Дону, южнее Окских Угро - Финнов, Маджар. Как они попали на Дон, рассказывает Константин Багрянородный. Ему они были известны под общим с Торками именем Узов (см. УЗЫ). В 948 году он писал: "Пятьдесят лет назад, так называемые Узы договорились с Казарами; сообща с ними побили Печенегов в сражении и изгнали их из их собственной страны, которую так называемые Узы занимают до сих пор". О том, где до этого времени жили Печенеги, Татищев говорит: "Оные прежде жили между Дона и Волги, до Яика, а последи до Дунаяраспространился''. Это же подтверждает и археология, Следовательно, после изгнания Печенегов и до прихода в наши стели Половцев (1060 год), Ч. К., Торки и Берендеи, проживали между Верхним Доном и Волгой и ниже по Дону, где персидская география (Гудуд ал Алэм) указывает В.Н.НД.Р., два племени Б. Радас (Бродников) и Казарскнх Печенегов. Все эти выходцы с Кавказа, несомненно, находились и в державе Томаторканской, где составляли кадры касажской и хазарской дружины Мстислава Храброго. После же того, как Половцы заняли наши степи, они ушли от них на запад и оказались при границах Киевской Руси. После этого Ч. К. почти два века находились в состоянии непримиримой вражды и непрерывной войны с Половцами. Поэтому видеть между ними какие-либо родственные связи немыслимо. В. Н. Татищев, ранний русский историк, составил подробный летописный свод, для которого имел возможность использовать и списки, после бесследно исчезнувшие из архивов. В летописях, по его словам, "их историки разно имянуют, яко торки, печенеги, козары, черники, клобуки и берендеи, мню, что разные смешаны были" (История России- екая, т. 1, примечание к главе 26). "И было их войско немалое, иногда козарами прозванное, иногда же поршане или поросяне от реки" (там же том П, примечание к гд, 5-й и 6-й). "Они их разно имяновали. Видно ж, что в одном месте у одного торки иди козары, у другого берендеи» у третьего черные клобуки" (там же той IV, примечание к главе 11). Наряду с туранскими именами их вождей: Моначкж, Сатмаз, Каракозь, Мнюз, Карас, Кокей, в летописях обнаруживаются и имена со звучанием алан» - скандинавским: Чекоман, Тошман, Кулдьяр, Кондувдый, Тудор. Вообще, Ч. К,. стали народом, пережившим основательную метисацию. По данным археологии: "Торки, прошедшие по южнорусским степям, были настолько смешаны с другими народами и, в частности, с Печенегами, что выделить их памятники на этой территории не представляется возможным" (С. А. Плетнева, МИА 62, стр. 165). Попав в непосредственное соседство с Киевской Русью, Ч. К. заняли положение, известное в истории под термином "федераты" (см.). Они участвовали в ее политической жизни и в княжеских междоусобиях, помогали в борьбе со степными кочевниками. По словам Татищева, их пребывание там каждый князь потому "видел за полезнейшее, что в Черных клобуках много было мужей искусных и храбрых, понеже непрестранно себя обороняя или исча прибытка, в войне пребывали". Значение их в политической жизни древней Руси было подобно тому, какое позднее выпало на долю их потомкам, Казакам, в Литве и в России. С крупными и малыми владетелями на Руси Ч. К. заключали договоры в своих собственных интересах и без всякого принуждения с их стороны. Одним ив многих примеров подобного соглашения приводит Ипатьевская летопись под годом 1159; племенные вожди Берендеев и Торков послали к Мстиславу предложение "Аще ны хощеши любити, яко же ны есть любил отец твои н по городу ны даси по девшему, то мы на тон отступим от Изяслава: Мстислав рад был речи той... и яся им по всю волю их". Они жили в отданных им на кормление городах, между Русами, но основали и несколько своих; Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев и др. Ч. К. получили у Русов наименование по внешнему виду, чёрным войлочным шапкам. Оно возникло в народе, но так же их называли и летописцы., С развитием же русской научной мысли, составители летописных сводов не удовлетворились таким примитивным прозвищем и обратили внимание, что эти народы, как вы-ходцы из страны Черкасии, должны называться общим именем Черкасов. Поэтому в Московском летописном своде XV века под годом 1152 поясняется: "Все Черные Клобуки еже зовутся Черкасы". Несколько позднее такое же пояснение помещено и в Воскресенской летописи. На основании всех этих летописных данных, русский историограф Н. М. Карамзин и делает свой вывод (см. Карамзин), что имя Казаков древнее Батыева нашествия (1237 г.) и принадлежало Торкай и Береадеям, которые у Русских назывались н Черкасами, т. е. так же как и Казаки в официальных актах. От XIII в. прозвище Ч. К., вообще исчезает из летописей, в хрониках и актах появляются их имена — Черкасы и Казаки.
Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А.. Составитель словаря Г.В.Губарев, редактор - издатель А.И.Скрылов. 1966-1970.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 2376
Зарегистрирован: 04.08.09
Откуда: Turkey
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.17 10:14. Заголовок: Abrek пишет: какие ..


Abrek пишет:

 цитата:
какие есть сегодня объяснения и предположения: с чем было связано название Bassiania/Бассиания...Есть Один любопытный момент - в древнем Риме, а точнее в Паннонии, бывшей частью римской империи, была провинция и город Bassiana......позднее насколько я могу судить эти места были заняты гунами.....
что интересно в римской империи также был город Sabaria-Savaria и тоже в Паннонии.. (созвучно с Кабар)..


Кроме этого в исторической области Тао-Кларджети, что на северо-востоке Турции была такая область Бассияни тоже, сейчас топоним сохранился, как Пасинлер. Что интересно недалеко, там есть и Дюгер, у него нет четкой и ясной истории этого топонима, несколько спорных версий со спорными этимологиями.

"Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя" (Коран, 13/11). Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 544
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.17 10:46. Заголовок: сударь, в начале эры..


сударь, в начале эры эти города уже присутствуют.. то есть они появились еще до Аттилы ...

Turk, я кстати этим заинтересовался, когда увидел ролик грузинского церковного хора Басиани.....может есть какая то этимология с грузинских языков? Но версии что Карачай потому что Карча и Басиания потому что Басиат кажутся мне маловразумительными...



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 545
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.17 11:25. Заголовок: по поводу черных шап..


по поводу черных шапок есть тоже интересный момент: Фишер, из словаря которого я приводил небольшой перевод - самым серьезным образом проводил изыскания, чтобы доказать свою версию появления названий белые и черные гуны : он считал что все дело в войлочном пальто (вбейте szür в поисковик, чтобы понять о чем речь), которое носили кочевники......у одних оно было белое, а других темное..(темное в свою очередь было нескольких цветов, этот момент приведу позже).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 2377
Зарегистрирован: 04.08.09
Откуда: Turkey
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.17 11:32. Заголовок: Abrek пишет: Turk, ..


Abrek пишет:

 цитата:
Turk, я кстати этим заинтересовался, когда увидел ролик грузинского церковного хора Басиани.....может есть какая то этимология с грузинских языков? Но версии что Карачай потому что Карча и Басиания потому что Басиат кажутся мне маловразумительными...


Насколько я знаю нет, на лингвофоруме пытались дать этимологии древним грузинские топонимам и этнонимам, но безуспешно: Карты, Тао, Кларджети, Басияне и так далее.
Я тоже сомневаюсь, что Басияне от Басият. Думаю, тут нужно обратиться к эпосу Деде Коркут, некоторые сведения можно извлечь из него, как раз есть там про эти места.

Abrek пишет:

 цитата:
которое носили кочевники......у одних оно было белое, а других темное..(темное в свою очередь было нескольких цветов, этот момент приведу позже).


Аналогия, как были ак коюнлу (белые овцы) и кара коюнлу (черные овцы)

Abrek пишет:

 цитата:
по поводу черных шапок есть тоже интересный момент


название похожего или этого племени сохранилось по сей день: карапапахи (кара-папах черная шапку, носили черные каракуливые шапки) или второе название терекеме, скотоводы, кочевники. Это довольно многочисленное племя было и есть, которые проживали от Дагестана (вошли в состав кумыков) до Северо-Востока Анатолии, до 19 века большое число жило даже в Тифлисе, после падения Османской империи большая их часть карапапах перешла в Турцию. Другая часть населяла Месхетию - депортировали в Среднию Азию -> сохранили этноним терекеме или карапапахи, но небольшая группа стали называть себя турки, часть населяет Борчалы, где они в большинстве своем стали называть себя азери.


"Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя" (Коран, 13/11). Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 39
Зарегистрирован: 13.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.17 11:50. Заголовок: Abrek, Turk, необяза..


Abrek, Turk, необязательно искать этимологию непременно с грузинского. Можно и с армянского попробовать. Значительную часть истории Басиани входил в состав Армении как округ Басен.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 2378
Зарегистрирован: 04.08.09
Откуда: Turkey
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.17 12:08. Заголовок: сударь если вам изве..


сударь если вам известно, то озвучьте армянскую версию(и) этимологии Басияне. Можно если есть и Тао-Кларджети, Картлы и так далее.
Область Басияне вполне подходит под упоминания Мар Абаса, а затем его данных в армянской летописи о переселившихся булгар с цепи Кавказских гор к Югу от Колхиды (Колхида - черноморское побережье Грузии и Абхазии) в "наши" плодородные земли (здесь имеется ввиду поселились на тот момент на армянских землях при царе Аршаке - 3 век до нашей эры).

"Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя" (Коран, 13/11). Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 546
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.17 12:59. Заголовок: Turk, про трухменов ..


Turk, про трухменов я знаю, у немцов много...переводы их опубликованы? (если память не изменяет о них писали и Гюльденштэдт и другие) - они подробно рассказывают об этих провинциях...Борчала, Ахалцихе ...

вот я и подумал - какая нибудь логика была в том, что одни носили белые папахи и бурки, а другие черные или же это связано лишь с тем каких баранов держали...

сударь, как армянское Басен может быть связано с римской провинцией Басиана...или там армяне жили?)

я так думаю кочевники откочевывали назад в места откуда прибыли..после того как то или иное государственное образование, которое они основывали по результатам набегов , приходило в упадок и прекращало свое существование....часть народа истреблялась, часть оставалась на прежних местах...а часть откочевывала (бежала) обратно.....принося с собой и название топонимов...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Сообщение: 40
Зарегистрирован: 13.05.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.17 13:06. Заголовок: Turk пишет: если ва..


Turk пишет:

 цитата:
если вам известно, то озвучьте армянскую версию(и) этимологии Басияне. Можно если есть и Тао-Кларджети, Картлы и так далее.


Я бы озвучил, но у меня ее нет. Я вообще в вопросах этимологии не силен. По мне, так если есть прямая связь, только тогда стоит говорить о происхождении слова. Ну как например с упомянутыми Вами Ак-Коюнлу и Кара-Коюнлу, которые запросто переводятся с тюркского, и поэтому ни у кого тут не возникнет сомнений, что термины тюркские.
Об армянах я в данном случае вспомнил, потому что вспомнили о грузинах. Я посчитал, что если искать грузинскую этимологию на том основании, что область входила в состав Грузии, то надо бы и к армянам обратиться, поскольку и в состав Армении эта земля тоже определенный период входила, при чем раньше, чем она входила в состав Грузии.

Turk пишет:

 цитата:
Область Басияне вполне подходит под упоминания Мар Абаса, а затем его данных в армянской летописи о переселившихся булгар с цепи Кавказских гор к Югу от Колхиды (Колхида - черноморское побережье Грузии и Абхазии) в "наши" плодородные земли (здесь имеется ввиду поселились на тот момент на армянских землях при царе Аршаке - 3 век до нашей эры).


По Хоренаци, область называлась Басеаном еще до переселения булгар. При чем поселились они в Верхнем Басеане, который в дальнейшем был назван Ванандом, по имени предводителя этих булгар. А Нижний Басеан видимо так и остался Басеаном, или Басеном.
Выходит, название Басен не связано с булгарами. Тюркскую булгарскую этимологию надо искать у Вананда. А по Басену пока не совсем ясно откуда это. Может быть это что-то очень древнее, времен вторжения в регион ариев. Среди них могло быть племя ассов.


Abrek пишет:

 цитата:
сударь, как армянское Басен может быть связано с римской провинцией Басиана...или там армяне жили?)


А это уже не ко мне вопрос, а к Турку, непонятно зачем прилепившему сюда закавказскую Басиани-Басен
Я же сперва говорил о пред-кавказской Басилии, пытаясь найти связь с Вашей дунайской Басианой. Просто разговор перешел на закавказскую Басиани. Но это совершенно разные области.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 203
Зарегистрирован: 25.01.13
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.17 14:21. Заголовок: Turk пишет: ак кою..


Turk пишет:

 цитата:
ак коюнлу (белые овцы) и кара коюнлу (черные овцы)


По карачаевски будет "ак койлу" и "кара койлу". Без Н.
сударь пишет:

 цитата:
Среди них могло быть племя ассов.


Я тоже думаю "Басиан" имеет связь с асами. От би+ ас. Подобие "царских скифов".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 572
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.17 15:31. Заголовок: По моему блуждаем у ..


По моему блуждаем у себя- дома! къракъалпакъ у кого то это къарапапах, (дагестанская папаха къара=чёрный -калган(оставшаяся часть тела не покрываемая одеждой) =голова + пакъ(паковать) покрыть сокр. КЪАРАКЪАЛгъан (русск.калган)+ ПАКЪ. Къоюн-пазуха-(къойнунга ал!)=тёмнокожий- темнокожая пазуха, там где, куда не доходит(под одеждой) ультрафиолет солнца). КЪАРТА-складчатый,от сюда и КЪАРТа болгъанды=устарел =моршины, топоним КЪАРТаДЖУРТ=поселение на складчатом месте ,(а не как официально - старая родина) .АКЪКОЮНЛУ -светлокожий.Топонимы ареала таулула между Кубанью иТереком(7-миречье к) названы по системе рычажных весов;Балыкъ=БАЛалЫКЪ=нерестилище,БАСХАН= противовес,ЧЕГЕМ= центр(точка опоры рычага)ЧЕРЕК= ЧЕЛЕК - ТАРА - а чирик суу чирик кёл (запах-тухлого яйца-сероводорода с водоёма) и УРУХ-разность с УРУП. (вавилон?)БАСХАН- Басиян-БАСИЯНин?- Басхан-эталонная часть инструмента? может ср. с этим? . Да ещё совет- дружить с Абульфедой ,удивительно легко и прозрачно этимологизируются тюркизмы именно с Русского -на вскидку- КЕССЕК и КУСОК= отрезанный и откушенный -семантический 1 Х 1.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 573
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.17 18:30. Заголовок: про между прочим упс..


про между прочим упстил главную мысль- тубан басханды,суу басыб къойгъанды, джау келиб басханды-враг заполонил Н-ную территорию, базарны къытайлыла басыб къойгъадыла -и.т.д. выходит басхан не только давить и нажимать и ещёи заполонить как я понимаю.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 574
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.17 19:36. Заголовок: перечитываю уже памя..


перечитываю уже память ен та чтоб излжить сразу все мысли-КАРТА-топографическая тюркизм то же от къарта -сладки,моршины -не трудно убедится рисунок кнапоминает сомканную, а после выровненную бумагу. Абрек-у тебя какя понял интерес кслову кабарда.Моя этимология с КБ ,ранние поселения- крепости были огороженны плотным забором-частоколом из дерева(от сюда огроженный= город) который поКБ КЪАБАКЪ от КЪАБ= оболочка ( ворота КБ къабакъ эшик)и строили их на уступах с крутым склоном вкруг с подездом в одном узком месте и назывлся место КЪАБХАКЪ =подобие оболчки. къабакъ=оболочка+арты=за оболочкой- КЪАБАкъАРТЫ =то ли гордской то ли крепостной. и каждый князь имел свой къабакъ . что дошло до нас в виде Абук къабакъ Лоу къабакъ и .т.д. хотя и далеки от крепости.хоть и возражают но в КБ есть сокращеия (трансформация к фелективному) да ещё акакие! как я понимаю.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 204
Зарегистрирован: 25.01.13
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.17 10:25. Заголовок: фолькс пишет: фоль..


фолькс пишет:
[quote]` фолькс пишет:

 цитата:
басхан не только давить и нажимать и ещёи заполонить как я понимаю.



Бий асланы ханы тургъан джер (ставка) дерге да боллукъду. Би+ас+хан.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 547
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.17 11:43. Заголовок: вот еще вариант: Ме..


вот еще вариант:

Месхи, являющиеся древнейшими картвельскими племенами, в I тысячелетии древнего летоисчисления проживали во многих местах территории Грузии, и их след остался во множестве, будь то археология или топонимика (для сравнения Мцхета> месхта; Самцхе>самесхе - место месхов и т.д.). В этнониме месхи есть многие картвельские диалектные формы: мосохи, месхи/масхи/басхи и т.д. а их топонимы остались во многих уголках Грузии.

"Абасхи и абсилы лингвистическим анализом можно разложить только ветвями картвельских языков (грузинский, занский, сванский):

1) Корень названия обоих племен "бас", который является эквивалентом месхи, и рассеянная за пределами Абхазии топонимика доказывает это, например:
* Басиани, то есть место месхов- территория исторической Месхетии, в настоящее время в Турции, в окрестностях реки Аракс, где в начале X III века произошла большая битва между грузинами и сельджуками.
* Также второй Басиани в Раче;
* Древнее название Пазиси-Поти (греческое оформление Басиси, корень "бас", а "иси" картвельская форма, такая как Тбил-иси, Кута-иси, Болн-иси, Дман-иси, Самтав-иси);
* А также в Абхазии Басхи, которую сейчас на апсуйском языке зовут Псху, и многие другие.

2) Между тем, "или" (абс-или) и "хи" (абасхи) являются типичными картвельскими конечными, характерными для грузинского языкового мира, как этнически-топонимический суффикс, и название большинства картвельских племен завершалось именно этой формой (месхи, таохи, витерухи, кахи (кахетинцы), кухи, санихи, картухи (карталинцы) джавахи и так далее. А также "или", являющееся эквивалентной формой "хи" (ели/или, для сравнения кахели, картлели, гуриели, мегрели и т.д.)
http://abkhazeti.info/history/1335810302.php


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 575
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.17 11:48. Заголовок: Всё же- на тот случа..


Всё же- на тот случай есть имя соб. Бийаслан=БИЙАСЛадАН , у БАС множество производных-бир джерге бир БАСылмады,орналмады!в.дс.- осёдлость или же бир джерге бир кёл бсмады-не остепенился- кёл БАСХАНды-остепенился по моему речь больше об оседлости кочевых АСов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 576
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.17 17:02. Заголовок: Абрек я раньше специ..


Абрек я раньше специально спросил уАлмаиза переврд топонима Ушкули что по сванский означает- изнанка .Учкулан от учхулгъан=оползень.Папрльель; ушкули- обнажившаяся внутрь (ущелие) оползня, Учкулан ичи-( ущелие)=внутренность оползня и оба села на оползнях -стакан на половину пустой? или полный? примеров множество ; по КБ малгар (менгрел) и малкъар=мал+къы(а)р(дыш)-къырдыш= альпийский луг предпочтительно дляМРС,Баджа-биджо, река псоу чем не бузоу къысдаган суу( если у апсны нет гласных ОиУ ,есть р.Бузоу и в Румыний)и.т.д.и.т.п. Каждый тянет лоскутное одеало на себя .Да вот нас завевали Османы не принимаю ( ты назови прблему ,я сочиню прчину?) моя не понимайт, а вот пост ника Сударья мне импонирует,это уже серьёзно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 548
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.17 20:49. Заголовок: будем думать Фолькс...


будем думать Фолькс...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 549
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.17 20:49. Заголовок: Из книги Карла Хана ..


Из книги Карла Хана "Картины из Кавказа: Новые исследования для изучения Кавказа", 1900г.
"Небольшой городок Нальчик, в клубе которого нам предоставили недорогое и хорошее жилье, был отправным пунктом нашей, состоявшей из трех человек, экспедиции. В этот раз я имел намерение писать ежедневник, там и здесь совершая экскурсы в область этнографии, лингвистики, ботаники, в которых я конечно осознаю свое делитантство.
Заручившись хорошими рекомендациями районного шефа 23 июля мы отправились в путь. Через широкие улицы селения мы проследовали вниз до берегов реки Нальчик, при переходе через которую повозка погрузилась в воду выше осей.
На левом берегу Чорока дома кабардинского аула Догушотова. Позади ущелья виднеются три поросшие лесом горные цепи. Слева и справа простираются прекрасные луга и плодородные земли. Сеют в основном просо. Через 6 часов мы достигли Кашка-тау, северные окраины земель балкаров или как звучит административное обозначение «балкарское общество». Мы проследовали к канцелярии, где были угощены бесплатно чаем. Этот прекрасный обычай распространен по всей Балкарии. Когда новость о том, что один из моих друзей — врач и при себе имеет некоторые медикаменты, разнеслась по округе, отовсюду стали приходить люди и просить лекарства от разных болезней. В основном просили медикаменты от температуры. Частота простуд объясняется прохладным горным воздухом во взаимосвязи с тем, что люди спят на земле.
Чорок-чахо называется Урвань в своем верхнем течении и истекает из самого большого ледника Кавказских гор, Безенги. Он протекает в землях двух балкарских обществ, Безенги и Хулам. Это самая бурная река , которую я видел на Кавказе. Мы перешли через Чорок по висячему мосту. После того как мы перешли большой ручей Кара-су, мост ведет нас на правый берег Чорока где впереди в середине леса перед нами заблескало таинственное озеро Цирик-гель-Ширигана (длина около 300 шагов при ширине около 150 шагов). Поблизости от него находится еще два других ,небольших озера. Говорят в одно из них много лет назад упала целая отара овец. Время от времени на поверхность всплывает шерсть. Нас настигла непогода и дождь вынудил быстро поставить палатку, хотя разжечь костер снаружи у нас не получилось и нам пришлось сделать это внутри палатки. Кашка-тау был от нас примерно в 15 км, до ближайшей балкарской деревни около 20 верст. Наступила ночь и мы решили переночевать возле озера. От озера мы поскакали на лошадях, которых привели с собой из Кашка-тау, так как по близости нет аулов, ущелье узкое и для поселений не пригодное. Было влажное и прохладное утро. Наш путь лежал по ущелью Кизги-чирт, красивейшему из виденных мною на Кавказе. В нем истекает много горячих серных источников. Наконец река делает поворот, долина расширяется, лес заканчивается и растительность становится ниже. Вскорости начинается и обработанная , где это только возможно, земля.
Появились первые аулы балкарцев. Их около 20 примерно из 1000 дворов. Значимые Куним и Шканти. Балкарский князь А., который сопровождал нас от Кашка-тау провел нас к дому старейшины Кюнума, который расположен высоко над аулом. В наше пользование была предоставлена постройка находившаяся рядом с домом , с верандой, с чистой и уютной большой комнатой и прихожей. На стенах висели шкуры туров Стол, две кровати и несколько венских стульев составляли убранство комнаты. Дом, как и все дома в Балкарии, был из гранитных камней. В комнату часто заглядывали местные. Пригодная для земледия местность засеяна, однако этого недостаточно для прокорма населения. Земля находится в собственности князей, которые передали ее в пахт бывшим крепостным и получают 2/5 от урожая. Кроме земледия основное занятие животноводство и коневодство, а также производство седел, бурок и сукна. С момента отмены крепостного права многие состоятельные семьи обеднели. Князь А. на полном серьезе спрашивал не собирается ли новый царь вернуть крепостное право и тем самым улушчить состояние балкарских князей. Люди действительно сожалели и говорили , что у них нет ничего «кроме камней». Они просили меня оказать содействие , чтобы им была предоставлена земля на равнине.
К какому то определнному типу отнести балкарцев нельзя, так же как и горных татар на Баксане, Чегеме и Урвани. Хотя имеются типы , которые говорят о тюркском происхождении, в тоже время встречается также достаточное количество и других, не редко семитских. Балкарцы среднего роста и несмотря на скудное питание сильного телосложения. Цвет кожи темный, волосы черные , глаза также преимущественно темные. Схожесть имени балкарцев с болгарами, империя которых была раньше на Волге, возможно не случайна. Некторые фамилии говорят о чужих элементах, например Шаханов, что значит король Ани - столица армянского царства, Шаноков, что значит чужой и другие. Да даже и римляне были здесь; во всяком случае мне была продемонстрирована так называемая «башня римлян». Но как известно римляне здесь не бывали. Откуда балкарцам может быть известно о римлянах? Мне стоило больших трудов что то узнать от людей. Меня направили к старейшинам аула, которые могли обладать сведениями. Их было около 10 в праздничных национальных костюмах с тюрбанами на голове. На все мои вопросы они отвечали: «Это знает эфенди». Пришел эфенди, но и он не знал. Я поинтересовался имеются ли какие либо предания о проживании здесь ранее евреев. Единственное, что мне удалось узнать, что во времена дедов здесь царила ужасная чума, которая тогда уничтожала целые деревни. Это было тогда, дополняют они, когда еще русских здесь не было. Другие предания сообщают в народных устах о великанах-героях, нартах: Кайсыне и Бек Мурзе. Это были сильные и храбрые люди, которые в одиночку спускались на равнину и вступали в сражения с «абреками» (возможно с кабардинцами).
Через некоторое время нам принесли обед. Он состоял из чая с сыром и выпечки из тяжелой муки; затем последовала баранина с соусом из кислого молока , чесноком и пикантной зеленью, потом голова с мозгами и в конце крепкий мясной бульон. Его подавали в деревянных чашах. На десерт принесли кефир, очень освежаюший напиток, которым нас втечение последующих восьми дней угощали по всей Балкарии и Дигории. (Кефир, по татарски «айран», в последнее время в лечебных целях применяется по всей Германии, имеет вкус хорошо взбитого кислого молока. Этот аппетитный напиток приготавливается в кожанных бурдяках, в которых находятся кефирные грибки. Залитое затем молоко бродит под воздействием грибков и взбивания. Как образовываются грибки и каким образом размножаются еще не понятно). Наступил поздний вечер и мы стали готовиться отдыхать. Висевшие на стене шкуры были брошены на пол, а сверху них матрацы и вскорости мы погрузились в глубокий сон.
На слеудющий день утром мы хотели завершить основную часть нашего дневного маршрута. Перед нами лежали снежные контуры респектабельного Шканти-баши-къая. Но прежде нас ожидала «церомония» приема пищи. Меню мало отличалось от вечернего. Затем нам было сообщено, что нас ожидает дочь хозяина дома. Нас провели в комнату, где она находилась в традиционном платье, на стенах комнаты висели разные одежды. Девушка должна была вскорости выйти замуж за представителя известной дигорской фамилии Тугановых и данные костюмы являлись приданным. Эта красивая девушка поприветствовала нас и мы присели на почтительном от нее удалении и стали слушать как она играла на ручной гармонике. Затем она танцевала со своей подругой.
В это время послышался крик владельцев лошадей, вздоривших по какому то поводу. Самих лошадей не было и следов. Лишь после настоятельных аппеляций к старшине аула, те были приведены и через некоторое время в сопровождении почетного конвоя, состоявшего из эфенди и двух помощников старейшины села, мы отправились в путь. Через полчаса мы были в Шканти. За ним широкая дорога прекращалась и начиналсь узкая тропа по левому берегу Чорока. Через 6 часов мы достигли караулки, что находилась выше впадения Дю(и)ш-су в Чорок в месте где начиналось узкое ущелье. Через Дюш-су ведет мост , с закрывающемтся воротами. Кто хочет из Чорока попасть в Кутаис, должен пройти по этому мосту. Поэтому каждый год ранним летом и осенью, здесь прогоняют большой и малый скот и лошадей. Скотину здесь контролируют не является ли она ворованной. Плата за переход составляет: за козу 7 копеек, за овцу 6 копеек, за корову или быка 20 копеек, за лошадь 25 копеек. Эти платежи составляют ежегодно несколько сот рублей, из которых оплачиваются шесть постовых. Один из этих постовых часто упоминаемый вкавкзской литератре храбрый охотник Цанаев, укладывающий своим ружьем до 50 туров в год. Нам также приготовили и угостили их вкусным мясом.....»
Перевод: Ratmir Abrek.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 577
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.17 15:10. Заголовок: Огромное тебе ещё ра..


Огромное тебе ещё раз спасибо Абрек за подсказку к главному из моих загадок- что къырчайыр-луговина кторый даёт разгадкуразбросанному по евразий къарачай, малкъар ,кыпчак(типчак) къырдыш(иранисты превратили в дешт -честь мундира?)караджай -къара джайлыкъ-в разных тюркских диалектах диалектах семантический это высотные засушливые пастбища без паразитов овец(не имея возможности передвигатся к водёму инвазий и пр. водятся в сырых луговинах низин и болотах)а дальше больше-ЧАЙКЪАМДЫ=ВЗБОЛТАННЫЙ и ЧАЙ (къалмукъ шай,шекер шай)питьё-очень жидкое молоко или сметана разбавленное водой настоем из трав- тюркизм или китай?( как официально) ЧАЙКА- птица предвестник волнения-бури? .Двацетеричное исчисление: А чтто отуз (30) и къыркъ (40) ? а не джыйрмабла он и эки джыйырма? где зашифровано от куда такая огромная популяция тюрок от японий до балкан. пр.р.(топонимы УР и наш урунган, урбун, уртлагъан=ууурртлагъан=ортлагъан ныне отлагъан =растиельная пища-от сюда (О)аральсекое море -аму- да- оОР- уя , сыр..да ОР уя-арыкъ= орукъ и наш сугъаргъан =суугъаургъан=намочить =поливать ).на всё это наверно не хватит словарей какими авторитетными не были составители .Все это моё хобби ,не умею сопровождать смайылчиками и по сему хочу быть правильно понятым.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 550
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.17 14:18. Заголовок: Фолькс...я еще не за..


Фолькс...я еще не закончил перевод кое каких слов из словаря Фишера...но по нему Аj (ай) в венгерском - это ущелье, долина в ущелье, расселина и т.п.

я не помню честно говоря где я прочитал про то что это луг) но такое встречалось....

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 579
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.17 17:02. Заголовок: Как я думаю АУУЛ и А..


Как я думаю АУУЛ и АЙЫЛ это не в смысле поселеня а границы территорияльных владений в складчатой местности плоскогорий (ауул или айыл такого то и естественно что там было село хоозяина) что подразумевает деление по верху между двумя долинами (аууш = АУул ) и айыл=то же самое только от соседних от гебня(по серединам) до гребня с двух сторон поперёк по низу ущелия=айыл полная версия- ёзенни тюбю бла АЙланган джер белги, пр.р.ат джерни(тюбю бла) айыллангаллары=сокр. АЙылла а к нам привнесённое понятие,ка мне кажется и единственный по всей округе топоним урочище ГумАЙЫЛ -в соседстве монголойдными каменными бабами.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 552
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.17 16:23. Заголовок: Список н.п. Большой..



Список н.п. Большой Кабарды/Kabardah, отмеченных на карте цифрами:
1.Нижнее Абази/Unter Abasi
2.Хитсере Абази/Chitsere Abasi
3.Эксептцкил Абази/Exeptzkil Abasi
4.Верхнее Абази/Ober Abasi
5.Ветовил Тори/Wetowi Tori (гора, с которой стекает горячий источник).
6.Бабукова/Babukowa
7.Алшабова/Alschabowa
8.Два замка князей Могомеда, Кургодина/Mogomeda, Kurgodina
9.Замки князей Алия и Шламова/Alia und Schlamowa
10.Замок князей Коссая/Kossaja
11.Две деревни Эросохтева/ÄErosohtewa
12.Диуменева/Diumenewa
13.Три деревни Матсшамасакеви.Сагатрхтеви/
Matshamasakewi.Sagatrchtewi
14.Три деревни Чипшеви и Глорова/Tschiptshewi und Glorowa
15.Кулат/Kulat
16.Три деревни Кассашия, Тушеви, Кусура/Cassashia, Tushewi, Kusura
17.Пять деревень Итлескирова, Баматева, Ругева/Itleskirowa, Bamatewa, Rugewa
18.Замок князей Карамурзи/Karamursi
19.Тонетешева/Toneteschewa
20.Пять деревень, 3 Чипчеви, две другие Лескирова и Утарова/Tschiptshewi , Leskirowa und Utarowa.
21.Замок князей Магонсета, Атажукина/Magonceta, Ataschukina
22.Восемь деревень по имени Сидакот/Sidakot
23.Тушева/Tushewa
24.Таубнева/Taubnewa
25.Кундентева/Kundentowa
26.Девять деревень Кусбукунденкеви/Kusbukundenkewi
27.Коробова/Korobowa
28.Замок князей Раслебока/Rasleboka
29.Мшко/Mschko
30.Батакова/Batakowa
31.Пять деревень Кудентуви/Kudentuwi
32. и 33. Замки князей Баслобока/Baslaboka, Тауба/Tauba, Лагурс/Lagurs, Алепша/Alepsha, Сихагапца/Sihagapza, Зех/Sech, Багус/Bagus, Магукева/Magukewa, Вакутсулон/Wakutsulon, Казакина/Kasakina, Кандусука/Kandusuka, Карабой/Caraboi, Мекенешафиак/Mekeneshaviak, Аксауби/Axaubee, Кушусукова/Kushusukova, Колишпеев/Kolishpeew, Татноо/Tatnoo, Салтананов/Saltanov. (проживают карачаевцы, христианской религии).


Список населенных пунктов Малой Кабарды:

34.Левять деревень Азоров/Asorow
35.Шоловатка/Scholowatka
36.Утакстатуповой горы/Utaxtatupowoi Gori, на горе Татартуп деревня Какалгаева/Kakalgaewa
37.Аскабанова/Ackabanowa
38.Впадина/пещера на горе по имени Тартоп Какалгаева, населяемая указанными людьми.
39.Душуева/Duschuewa
40.Замок князя Алдугисса/Aldugisca
41.Пять деревень Мартасов/Martasow
42.Четыре деревни Тусакова/Tusakova, Каубекукева/Kaubekukewa, Эхтиупова/Ectiupowa, Бутешева/Buteschewa
43.Пять деревень Алемурзу/Alemursu
44.Пять деревень Аузоров/Ausorow
45.Батушкова, Cекизилиак/Batusckowa, Seckisiliak
46.Пять деревень Нарукева/Narukewa, Чебатгрева/Tschebatgrewa, Челкаабарова/Tschelkaabarowa, Бештова/Beschtowa, Назранова/Nasranowa
47.Замок князей Косия/Kosja
48.Замок князей Батимурой/Batimuroi, Андитов/Anditow, Баева/Baewa, Хапцова/Chapzowa, Хакова/Chakowa, Пиштова/Pischtowa, Кургокума/Kurgokuma.


Анекдоты из жизни князя Потемкина, 1792г. (Автор книги не указан, но считается , что она вышла из под пера П.С. Палласа. В книге размещена вышуказанная карта, которую можно увеличить и рассмотреть по ссылке. Интересно, что выше Сванетии написано Karahetai.

http://ids.lib.harvard.edu/ids/view/13500995?buttons=Y

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 554
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.17 22:07. Заголовок: "История Венгерс..


"История Венгерской империи" 1834.
Йоханн Кристиан Энгель.
"Что стало причиной того что венгры из сурового севера переместились в южную Азию по соседству с Кавказом нам не известно. История сообщает нам о них в этих местах на реке Терек (стекающего с северной стороны Кавказа и впадающего в западную сторону Каспийского моря)- и от Терека, этой реки мадьяры получили у древних византийцев, у Константина Пурпурного и Лео, имя тюрки, в тоже время не будучи с тюрками одного происхождения. Нахождение в этих местах оказало благоприятное воздействие для образования единой свободолюбивой мадьярской нации. Здесь они научились выращивать все сорта злаков (которые они назвали своими именами, как допустим вино — бор). Однако они долго не практиковали земледелие и жили просто молоком, рыбалкой и диким мясом; старые ловили рыбу и смотрели за скотиной; молодые ежедневно ходили на охоту. Влиятельные венгры, сообщает Нестор, становятся известны ко временам кайзера Гераклиуса; они выступили с ним против персидского шаха Хосроя в 626 году. Тогда они возможно разорили в то время еще персидский город, руины которого сегодня именуют Маджар, в месте соединения Кумы и Бюрума. Однако они выступали не одни, а в союзе с хазарами, подчиненными группами которых являлись. Хазары, народ тюрко-татарского происхождения, вскорости после прибытия подчинили себе хотя и кочевников, но в общем то маловоинственных венгров. Последнее ознакомило венгров с войной. С ними не стали обращаться как с рабами. А дали им жить по своим обычаям, сохранить свой язык и их лидеров, из которых, согласно древним кочевым порядкам, не один не имел преимущества перед другим.
В 680 году из за продвижения булгаров из средней Азии хазары изменили свои места, и переместили их от Каспийского моря на Черное в Крым на Таврийский полуостров и Саркель (Белгород, Акерман). С ними из Азии в Европу двинулись и мадьяры и заняли территории между Днепром и Доном на реке Ингуль в сегодняшней Катеринославской губернии (Лебедиас Константина соответствует современному русскому Лебедин). В этих местах они оставались 203 года, где то до 883 г., постоянно вместе с хазарами, на их стороне и ими защищенные, в войнах принимая участие, возможно через совместные браки смешавшись. Мадьярский народ пастухов, охотников и рыбаков становился все более воинственным. Сложно утверждать, что венгры еще в 720 году вторгались до Фриаул, Тироль, но известно, что в 838 году они были на стороне булгаров против византийцев на нижнем Дунае, а в 862 году они даже появились в Германии, возможно под командованием Ратислава , герцога из Моравии, против кайзера Людвига.
О многих военных делах венгров история молчит; но известно что на востоке постоянно просходили стычки и сражения с печенегами или Канкарами, тюрко-татарской нацией, которые были выдавлены родственными им Узами, половцами или куманами. Хазары постановили назначить венграм военное командование и военного главнокомандующего и одному из предводителей семи венгерских племен было дано имя и звание главного военноначальника (Омраха, Фё-Везер, герцог в древнемецком). Первым кому был присвоен этот титул был, согласно Константину, Лебедиас. Чтобы укрепить связи венгров с хазарами, хан выдал за Лебедиаса дочь одного из своих вельмож. Однако от этого брака детей не было.
Еще более не удачен был Лебедиас на войнах. Он проиграл одно из значительных сражений против печенегов в 884 году и всё его войско было разгромлено. Часть
венгров вернулась в старые места жительства на Кавказе, по соседству с Персией. Судьба этой части не известна и места их поселений должны быть установлены в результате поездок ученых. Еще до времен Матиаса Корвинуса, царя Петра Великого существовали саги и сообщения о мадьярах в азиатской России, в северной Сибири, на Кавказе. Вторая, более многочисленная часть, двинулась южнее, перешла у Киева Днепр и поставила палатки и кочевые повозки между Днепром, Днестром, Прутом и Серет, в нижней Украине и в Молдавии. (Ателкузу /Атель-кёз Константина. Атель тогда назывался Днестр). Так как хан хазаров терял влияние на мадьяр, сам находясь под постоянным давлением печенегов, то решил он назначить главного военноначальника Лебедиаса князем и регентом мадьяр, но также чтобы он принес клятву преданности хазарскому двору. Лебедиас, чувствуя себя виноватым за последние неудачи, уступил свое право старому Алмусу, а если же хана он не устраивает, то его сыну Арпаду, молодому отважному человеку. Хан выбрал последнего и по хазарскому обычаю и до сегодняшнего дня сохранившемуся у венгров, подняли его на щитах и прокламировали князем венгров. Однако затем в Хазарии случилась гражданская война и хазарское государство пришло в упадок. Одно из племен хазар, относившихся к проигравшим, переселилось к мадьярам в Атель-Козу. Согласно византийцам их звали кабары (возможно они получили, от охочих до кличек венгров, прозвище коборлок-беженцы и выучили вместе с их хазарским и венгерский. Эти кабары составили восьмое племя мадьяров и тут Константинос упоминает другие семь племен/родов. Нельзя не отметить, что секеи, в семигорье на границе с Молдавией, жили передавая управление(службу) из поколения в поколение до 16 века. Кроме того есть некоторое сходство и с упоминаемыми Константином племенами
Неке/Наги (ветвь)
Мегере/Мегиэс (род)
Куртугермати/Курт (ветвь) Гярнас (ветвь)
Тариани/Адорян (род)
Генах/Жено (род)
Каре/Гиказ (ветвь)
Касе/Каз?
Когда между булгарским князем Симеоном и византийским кайзером Лео в 889 году разгорелась кровавая война Арпад был предводителем Венгрии и Куржан его генерал. Одному византийскому генералу удалось с помощью подарков склонить Арпада против булгар. Венгры, переправившись через Дунай на византийских кораблях, под командованием одного из сыновей Арпада (Лео называет его Леонтиус), в трех сражениях разбивают Симеона и продвигаются до его резиденции в Перстлаба. Здесь они продали пленных византийцам и вернулись домой. Но скоро булгары отомстили и в 890 перешли через Дунай и опустошили земли мадьяр.
Тот самый кайзер Лео, которому венгры помогали в 889 году, оставил в своей книге следующие их описание: Венгры, свободная и многочисленная нация с детских лет всадники и не любят ходьбу пешком. На плече они носят длинное копье, в руке держат лук, с которым они особенно искуссно обращаются и пронзают бегущего врага насквозь. Их грудь как и передняя часть их лошади, покрыта железным панцирем или толстой шкурой. Он отдавали предпочтения сражениям , в которых не нужно было вступать в рукопашную. Таким образом они были мастерами по части причинения противнику постоянного беспокойства посредством внезапных нападений, захвата провианта, засад.
В 893 король франков Арнульф пригласил венгров в поход против Святополка, князя Большой Моравии. Карл Толстый в 885 году помирил Арнульфа со Святополком и в результате тех договоренностей Святополк сохранил тогда часть Паннонии. Перемирие длилось недолго и в 893 году перешло в открытую войну. Проводники Арнульфа вели венгров через перевалы (клаустра) и они пришли в сердце Большой Моравии, вступили со Святополком в сражение, разбили его и принудили к миру с Арнульфом. Тогда же они (венгры) отметили про себя , что если им придется покинуть теперешние места, то Паннония самое подходящее для перезда. В этот момент, когда основная армия мадьяр была в большой Моравии , а их старики, женщины и дети вместе со отарами, стадами и табунами под охраной небольшого количества вооруженных людей в верхней Молдавии, Симеон организовал на них нападение печенегов и булгар. Многие были убиты. Те кто был вооружен счастливым образом скрылись в близлежащих горах, которые отделяют сегодняшнюю Молдавию от Семигорья. От них происходят секеи, действительно из породы настоящих венгров, которые дольше всех сохроняли древние мадьярские обычаи, обряды и порядки и говорили на чистом мадьярском языке. По мадьярски их зовут зекелиек, которое по моему мнению произошло от зэкни-сбежать, беженец. Древние мадьяры щедрые на прозвища и штрафы, тех кто покинул поле боя, таким образом отмечали что те пустились в бега, а не сражались храбро. Когда впоследствии мадьяры при завоевании Семигорья встретили этих своих земляков (секеев) в горах напротив Молдавии, то они их возможно опознали и использовали в дальнейшем всегда в аванграде своих сил. Кроме того в венгреских анналах они носили имя вредных мошенников секеев (nequissimi et vilissimi), хотя теперь они самые храбрые воины.
Согласно Константину возвращавшиеся из Большой Моравии мадьяры под командованием их вождя Арпада предприняли попытку вернуть себе земли в верхней Молдавии; были в тоже время побеждены печенегами и им не осталось другого выбора кроме как искать новые места обитания.
Перед тем как приступить к этим большим начинаниям, предводители племен провели совещание, на котором было принято решение, передать власть из рук молодого Арпада в руки старого Алмуса; ему решила нация следовать, куда бы он ее не повел. Были заключены по форме федеративные соглашения с потомственным правлением. Это управление не было формой монархии, ну должно было к ней привести...."
продолжение следует...
Перевод: Ratmir Abrek.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 1371
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.17 21:39. Заголовок: Бек сау бол. Очень и..


Бек сау бол. Очень интересно

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 556
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.17 23:13. Заголовок: Гергокова Лейля пише..


Гергокова Лейля пишет:
[quote]`

дальше тоже не будет скучно)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 557
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.17 23:33. Заголовок: "История Венгерс..


"История Венгерской империи" 1834.
Йоханн Кристиан Энгель.
"Они сделали титул верховного главнокомандующего (сюзерена) наследуемым не только лишь желая избежать оскорбления Арпада, командовавшего ими до настоящего времени, но и для того что бы таким образом определить границы следующих претедентов на «трон». Наследуемым они также сделали титул главы рода, чтобы каждый заботился о своем роде.


Древняя сага донесла, хотя и исковерканные, имена глав шести родов и их потомков.

1. Элеуд-Заболч-N
2. Кунду-Курзан(Чёрз)
3. Оунд-Эте
4. Тосу(Тас(ш))-Лелу(Лехель)
5. Хуба-Цемере
6. Тухутум-Хорка-1.Гюла и 2.Цомор. От Гюлы -Карольда,Саролта, и Гюла. От него Буа эт и Букна.

Также будет интересна генеология двора Алмуса:
Эд — Хулек, Фгек
Хулек-Звард, Кадуса
Фгек-Алмус (1-первый герцог)
Алмус (1) — Лиунтика, Туркатзуш, Йелех , Юутотзаш, Арпад 2.
Туркатзуш-Тебеле-Терматзуш.
Йелех-Эзелех
Юутотзаш-Ташеш, Пхали или Пхалитзиш. Ташеш-Бултзу.
Арпад (2)- Золтан(3)-Токсуш(4)
Токсуш-Гейша(5), Михаэль-Ладислаус, Василий.
Штефан (6).

Участие в совместном управление каждого главы племени отмечается во времен Константина; он заверяет, что права герцога не безграничны. В основном главы родов были во взаимосвязи с герцогом на случай нападения на одно из племен и оказания совместного сопротивления. Завоеванная земля к 940 году была поделена между племенами и части их были реками, служащими природными границами, отделены друг от друга.
Алмус(ш) с нацией переправился через Днестр. Первоначальный план Алмуса был поселиться в сегодняшней Украине и киевских русских усмирить. Олег, князь киевских руссов, привлек на свою сторону куманов или половцев, которые заняли места печенегов по берегу Черного моря. Руссы и куманы несмотря на объединение были разбиты, многие , их унизили лишением длинных волос и затем уничтожили; другие осаждены в Киеве. Мадьяры, не имевшие опыта в осаде, были уже готовы приставить лестницы к городским стенам, но противникам удалось договориться. Руссы должны были: выплачивать ежегодный трибут в размере 10000 марок, подношения в виде продуктов питания, дорогих мехов, 40 верблюдов, лошадиную сбрую и т. п., а также князья должны были выдать сыновей в качестве заложников. Мадьяры решили идти в Паннонию, которая между земель славов, булгар, валахов, немцев и итальянцев. Многие руссы- любители приключений решили отправиться с ними, как и куманы. Семь родов куман присягнули в верности Алмусу и его наследникам, а тот в свою очередь поклялся в наделении их одинаковыми с мадьярами правами. Имена этих предводителей родов/племен достойны внимания, так как им в последствии будут предоставлены земли в Венгрии:
1.Эду
2.Эдумер-N-Пота, Самуэль (Аба)
3.Эту
4.Бунгер-Борш
5.Оусад-Фрсууру
6.Бойта-N-Бруча
7.Кетель-Олуптулма или Тулма
Затем они двинулись через Владимир и Галич. Князья их предстали с заложниками и подарками, а именно: князь Владимирский 2000 марок Серебром, 100 марок золота в слитках, 30 лошадей в сбруе, 25 верблюдов, 1000 быков; князь Галичский 3000 марок серебром, 200 марок золотом, 300 лошадей и дорогие одежды. Мадьяры продолжили путь. Две тысячи вооруженных руссов- лучников и 3 тысячи руссов -крестьян, должны были прокладывать им дорогу, вырубая леса и т. д. (прим. В сагах часто приумножают цифры).
Древняя сага описывая народы и географию Паннонии по прибытию венгров полностью совпадает с другими историческими сведениями. Сватоплук(Святополк) скончался в 894 году и его наследники Моймир, Сватопулк и Сватобой поделили Моравию между собой. В современной Венгрии, после того как в 893 году была потеряна Паннония, они занимали земли до рек Ваг и Гран. Через год после разделения владений Сватопулка, между его тремя сыновьями возникли разногласия. Арнульф правил в 899 году до Дуная, а именно не только в восточном маркграфстве (Австрия), но и в районе по ту сторону Дуная. В этой области до Весприма или Вайсбрунна находились немецкие поселенцы (тевтонцы); далее проживали итальянцы, которые были поселены Карлом Великим для защиты границ от аваров. Они владели многочисленными стадами. Еще ниже находились хорваты, сербы и далматы, образовавшие под правлением своих князей отдельные государства. Между Дунаем,Тисом и Вагом правил булгарский князь Салан (так как со времен Крумуса (813 год) на Тисе была Булгария, у которого были два различных подданных народа; в высокогорье славы, которые были выдавлены из нижнего Дуная,на равнинах же собственно настоящие булгары; Он сам (Салан) занимал места, которые и сегодня названы его именем Салан-Камень. На левом берегу Тиса до реки Марос правил, опиравшийся на византийское покровительство, хазарский князь Марот, у которого был многочисленный гарем в резиденции Битор и имевший в подданстве хазар, пришедших после падения хазарского каганата. Между Маросом и Орсова правил булгарский князь Клад, пришедший из Виддина и приведший с собой печенегов-солдат; его подданными судя по всему были румыны (валахи), переселившиеся из Тракии. И наконец в современной Трансильвании правил князь Гелу, возможно булгарского происхождения, подданными которого были однако румыны, часто страдавшие от набегов печенегов с территории современной Молдавии.
Мадьяры вступили в Паннонию через Унгвар и Мункач, примерно 215 000 вооруженных, то есть максимум около одного миллиона человек, поделенные на 7 племен и 108 родов. Они использовали хитрость, выдав себя за потомков Аттилы, ранее правившего в Паннонии, чтобы таким образом заявить право на владение этой землей и напугать проживающие народы. В этих местах венгры остановились для отдыха и в течение 40 дней за ними ухаживали славы, добровольно им покорившиеся. Тут же Алмус передал правление своему сыну Арпаду, заявив главам родов, что теперь нужна храбрость и отвага, чтобы завоевать необходимые земли.
Вначале мадьяры вторглись на правый берег Тиса, через Лаборзу и Борсва и до Бодрога и Цемплинского замка и предложили Салану всю территорию от Карпат и до места впадения реки Сайо в Тис и до замка Сайо (современный Сайо-Зегед) обменять на 12 белых лошадей. Земли им были переданы. Салан, племянник Крумуса, попытался, с привлечением в то время еще могущественной Булгарии, оказать сопротивление. Но был вынужден пойти на условия венгров. Руссы были оставлены в Мармаросе и Унге, где их потомки русняки и живут до сегодняшнего дня. Затем мадьяры обратили свои взгляды на левый берег Тиса. Марот не соглашался добровольно отдать землю, угрожая могуществом своего господина кайзера Византии, но был вынужден оставить современный Заболч, затем территории на реке Замос и так называемый Нирхат (за большим грушевым лесом )до горы Мезеш (ее перевалы были укреплены) и ему пришлось отступить до Кёроса.
Третьим настала очередь Трансильвании. Тухутум разведав эти богатые золотом и солью земли, перешел через Мезеш, разбил у Алмаса Гелу, затем настиг и убил его у Капуса и принудил валахов у Оскюллё (в современном комитете Добока) дать присягу. Также и Константин называет кроме рек Тис, Кёрёш, Темеш, на которых проживали венгры, Тутес, в правильном написании Алутес, что подразумевает старую реку.
Четвертое расширение было осуществлено в землях Салана, ему пришлось добровольно за подарки в виде лошадей, верблюдов, юношей- куман, девочек- руссов и дорогих мехов, отдать район на реке Загива. Это значит соверменный комитет Хевес. На севере территория была ограничена горами Татра.
Пятое расширение территорий было осуществлено в сторону ручья Хангони, через Гёмёр, Неоград, Барс, Зулюм на Айпеле, реке Гран, где венграм не было оказано сопротивления и до реки Нитра, где моравский военноначальник Цобор был схвачен и бесчеловечно повешен. Галготц, Бецко, Тренчин, то есть вся земля на Ваге между ним и рекой Морава отошла венграм: Владычество моравцев, сопровождаемое внутренними волнениями, пришло в этих землях к своему концу.
Шестое, самое значительное из всех предыдущих, было осуществлено после победы в сражении с Саланом и его помощниками булгарами недалеко от Титела. Ценой этой победы была вся территория между Тисом и Дунаем до Белграда, куда бежал Салан. В одном из лагерей мадьяр у Пуста Зер, в современном комитете Чонград, был определен порядок управления захваченными землями. Затем военноначальники Арпада совершили набеги через Сербию, Далматию до Спалатры и Кроатии: замки Заграб, Посега и Валко были присоединены к государству. Остров Чепель был также занят.»
Перевод: Ratmir Abrek.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 559
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.02.17 10:37. Заголовок: ..



Серкланд/Circassia
страна серков


".... однако не стану больше отвлекать читателей историей Холмогории/Holmgärdsche Geschichte, которая взаимосвязана и с историей Швеции. Хочу лишь сказать, что с древних времен шведы оказывали постоянное покровительство этому царству, не говоря уж деловых контактах и родственных связях между обоими дворами; пока наконец не произошло жестокое вторжение тартаров, хазар и подобных им народов от Каспийского и до Черного морей, внесшее изменения. Они заполонили Россию, покорили всех, что казалось случилось землятрясение после потопа. Замки, города и крепости были разрушены. Старые имена исчезли. От Холмгарда, Хунугарда, Альтхема, Альдейборга, Котала и подобных не осталось и следов, кроме как в шведских книгах по истории.
Прим: этот народ кочевников, о котором я говорил выше в главе 13 §10, долго терзал Россию на востоке. Древние варяги или шведы называли их козары или Куссар и часто с ними спорили о влиянии на Холмогорское царство. К этим народам можно также отнести жителей в малой стране Серков или тех, которых теперь называют чиркассами/циркассами. S.H.Brenner, E.Biörner. „

История шведского королевства, 1756г. Олаф Далин.


«Серкланд/Serkland имя,которым обозначалась Африка, но и многие другие расположенные на юге страны, без сомнения это Серика/Serica;Синия страна/Blauland древних, южная часть которой не заселена из за жары, Эфиопия, большая Суйфиод/Suithiod и по имени и по значению скорее всего древняя Скифия магна/Schytia magna.
Прим.: географ из Равенны связывает оба имени, когда он говорит Индия Серика/India Serica, а Байер считает, что имя Серика/Serica, Серкланд/Serkland, происходит от арабского Шерк/Scherk, Шарк/Schark, что значит — восток/Orient (от множественного числа Шаркин/Scharkin получили свое имя сарацины/Saracenen). Было три Индии, одна была в Синей стране/ (Мавритания), другая страна Серк и третья на конце мира. Так же указывается, что Тигрис протекал через страну Серк/Serkland.»


История Швеции, 1826, E.G.Geijer.


«В одной саге, говорится о Азмунде/Asmund, он взял в жены БрюннхильдBrynnhild, дочь короля Хертрюгга/Hertrygg из страны Риcа/Risaland, что между гуннов Hunnaland и Гардарих/Gardarich, которая была похищена Гауто/Gauto сыном короля Аускрадера/Auskrader из Й(Ж)отун(хайма)/Jotinheim, но Азмунду удалось ее вернуть. Его сестра Аза/Asa вышла за Гарана/Garan сына Родиана/Rodian короля страны Серков/Serkland. Азмунд взял второй женой дочь султана из страны Серков/Serkland. Бьйорнер/Biörner помещает страну Серков/Serkland в Чиркассии/Tschirkassien и считает что сарацины происходят оттуда и переселились в Аравию и оттуда в Африку и наконец в Испанию и далее. Schöning считает, что это Азия, Персия, часть Африки и Испании, где Сарацины жили. Хедин/Hedin, сын Хиаранда/Hiarand короля страны Серков /Serkland когда возвращался из Индии в Данию, прибыл на один остров, который потом был назван его именем и северные географы считают что это Крымский полуостров. Хролф/Hrolf, завоевавший потом Нормандию, был Ярлом Форгню/Jarl Thorgny послан в Ютланд/Jütland к королю Эриху/Erich из Гардариха/Gardarich по свадебных вопросам, и при случае был назачен татарским ханом губернатором полуострова Хедин/Hedin; в более поздние времена упоминается норвежец Ярл/Jarl, который приплыл на многих кораблях из Константинополя на этот Остров и основал колонию готов. То что с древних времен скандинавы плавали в Черном и Греческом море нам сообщают северные историки. У Азмунда был корабль, названный Гноде/Gnode, сравниться с которым в размерах в Греческом море не мог ни один другой. Pernigskiöld приводит из одной саги, что Инго/Ingo король в Манхайме, построил своему сыну флот, что бы тот поплыл в Аравию, в страну серов/Seren или сарацинов/sarazenen (Serkland) , до восточной Индии. Байер считает что путь проходил из Черного моря в Средиземное на Александрию.»

История немецкой торговли. Ф.К.Й.Фишер, 1793



« Напиток херков/Cherken это вода и боза, какой делают из зерен из которых пекут хлеб и он опьяняет как вино — его (вина) в этих землях нет.

«Самый главныи праздник или церемонию комухи и херки/Cherquen или чиркассы празднуют в конце осени.»


Описание шести путешествий, совершенных Йоханном Баптистой Таверни в Турцию, Персию и Индию. 1681


Перевод: Ratmir Abrek

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет , стр: 1 2 3 4 5 6 All [см. все]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет