Отправлено: 29.08.10 23:28. Заголовок: тукъум,тийре и т.д. (продолжение)
в нашем языке есть такие слова-тукъум,тийре\фамилия\ слово тукъум есть и у других народов кавказа, и у киргизов, и у сибирских народов.слово тийре встречается у нас ,у туркмен,у курдов и у каракалпаков.что интересно слово алан к первым трем народам имеет прямое отношение.у кого какие мнения на сей счет?
14. Уйг. будд, üjек 'буква, иероглиф, слог', üzik, üsik, MK üjük 'буква, алфавит', куман. ušuq 'написание', ср.-кыпч. (Хоутсма) üšük'перо'. Очевидно, < согд. užak 'буква' ['wj'k] Gharib № 1893 (? < др.-кит. dzyiy, см. EDT 24, VEWT 525). Уйг. (?) > монг.: письм.-монг. üsüg, üjüg, халха üseg, üzeg 'буква, литера', 'перо для писания'. Новые языки: галт. üzük bieik 'монгольское письмо', тув. üjük 'буква' - очевидно из монг., возможно, отттуда же тур. диал. анат. üzük 'буква' EDT 24. Тат., башк. üjek 'слог', скорее всего, восходят к тюрки, т.е. языки унаследовали слово через литературную традицию
Эджиклерге -читать по слогам
цитата:
АКРОМОНОГРА´ММА (от греч. ἄκρος — верхний, крайний, μόνος — один и γράμμα — запись) — лексико-композиционный прием, заключающийся в повторении конца стиха в начале следующего стиха. Это явление повторов встречается в поэзии всех времен и народов. В русской поэзии различаются три вида А.: 1) слоговая А., когда последние слоги стиха или группа звуков повторяются на стыке двух смежных строк:
Отправлено: 17.11.13 14:37. Заголовок: вася пишет: Это из ..
вася пишет:
цитата:
Это из газеты или книги? Как называется, и есть ли ссылка на статью.
Это из газеты Заман №84 от 6 мая 2009 года. http://www.smikbr.ru/2009/zaman/05/06.pdf Автору статьи Исхакъу Газаеву (жаннетли болсун) можно доверять. Он был талантливым исследователем и краеведом.
это наименование аристократии в Чегемском ущелье. "секельт"/схылты"/и т.д.
цитата:
Социальная категория таубиев (ак сюеков) чанка былa распространена в Чегемском обществе Балкарии и служила обозначением фамилий в лице Эбуевых, Мурачаевых, Гудуевых, Соттаевых, Тудуевых, Эфендиевых и Джаубермезовых. Они жили в селениях Чегемского общества: Думала, Джора, Джуунгу и Тузулгу
Отправлено: 17.11.13 19:59. Заголовок: Умар пишет: Я прави..
Умар пишет:
цитата:
Я правильно понял ,что в других обшествах или данного сословия не было, или называли по другому ?
ну собственно говоря не было. в Балкарии отдельные ветви князей не теряли княжеского достоинтсва, а переселившихся биев как бы и не было. по всей видимости появление чанка в Чегеме результат связи с Кумыкией. Есть много исторических моментов, что тамошнии биия, якобы, роднились тарковскими, предания, что в войне с чегемцами кабардинцем помогали тарковские, и т.д. Умар пишет:
цитата:
Это предположение ?
"Относительно балкарцев можно сказать следующее. Во главе социальной лестницы стояли князья-таубии. В балкарских обществах князей называли по разному, в Балкарском обществе за ними закрепился термин басиаты, по имени легендарного предка Басиата. В Чегемском обществе князей называли схылты. <...> Существовала понятие "Малкъар басиаты, Чегем схылтысы" Азамат Башиев, Сословная структура балкарцев и кумыков: сравнительный анализ. см. тут
http://shot.qip.ru/00eXw9-4RFrXB9Ih/ http://shot.qip.ru/00eXw9-3RFrXB9Ii/ и вот это из казахского сияқты -аналогичный; подобный; похожий секілді -похожий; подобный; сықылды - похожий; подобный
по моему не похоже) Мизиев видел в этом термине передачу скифского "сколоты"_
по моему не похоже) Мизиев видел в этом термине передачу скифского "сколоты"
Не знаю ,можно и ошибиться в этимологиях. Но баш сой или бас сиякъты как главный род басият ,по моему, вполне логично. Что же касается скифов : Арпоксай, Колоксай и Липоксай (родоначальники) имеют подозрительные окончания имён на -сай .
Мы же иногда любим "поиздеваться" над словами ,метатезы и всё такое . Апостол-абыстол-апсолты-апсаты . Может под ником Апсаты у нас некий апостол "окопался"?
Отправлено: 20.11.13 16:21. Заголовок: вроде слово есть. я ..
вроде слово есть. я в сборнике по финно-уграм видел. поищу. мне прсото культы всякие не интересны)) кажется в марийском что то было, апсат - кажется кузнец...
Отправлено: 20.11.13 21:16. Заголовок: Афсати. У нас божест..
Афсати. У нас божество. Покровитель благородных диких зверей. И у сванов есть, и у абхазов. По-моему, во всех Нартских сказаниях. Только у всех немного разно произносится. (Типа -Апсат).
Отправлено: 20.11.13 22:15. Заголовок: Тутыр у нас покровит..
Тутыр у нас покровитель (и распорядитель) волков. А тот - благородных зверей! Тутыр управляет волчьим миром. Без него они - никуда. И люди, если на стадо нападали волки. взывали к нему. божеству. пиры в честь устраивали. И он - отгонял волков!
Умар, Вас, наверное, шокирует все это языческое. А нам - так бальзам на душу!
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 12
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет