Отправлено: 07.05.16 09:44. Заголовок: Дшашла время от врем..
Дшашла время от времени в голову приходят мысли с тайными логическими цепочками -может мне к Фольксу в тему попроситься) например в той же книге княхь Хатажоко - тоже странное совпадение....
Дшашла время от времени в голову приходят мысли с тайными логическими цепочками -может мне к Фольксу в тему попроситься) например в той же книге княхь Хатажоко - тоже странное совпадение....
С этимологиями, Ратмир, вообще нужно быть очень осторожным - очень просто попасть в соблазн этимологизировать всё подряд средствами родного языка))). А что касается Хатажоко, то это наверняка Атажукин (Хатахшокъуэ).
Отправлено: 07.05.16 18:13. Заголовок: В контексте -хатасы ..
В контексте -хатасы ждокъ-сносный, хата джукъан - прстрадавший, хатасы джукъан- наносящий вред, хатасы джкъмагъан- хАТАЖУКин ?(известный у нас как- Хадагъужукъ бий?)...и-т-д- не когда бывшие гуманитарные дисциплины приволокли к наукам - настояшая науука изучает физику твётдого тела -н -пр-р- молекулярная генетика а история своими методологиями( понятиями и домыслами) тут в роли ГУГУК-( Кукушки) ? Али я не прав?.
Отправлено: 08.05.16 21:15. Заголовок: у Айхвальда отрывок ..
у Айхвальда отрывок где он пишет - карачаевцы живут на реках хорзоко- хурзук. поэтому я и обратил внимание на Хатажоко. Кстати момент о подписании договора с Россией описан именно у него в этой книге. и сора...... Бизенги - от чего происходит название села?
Отправлено: 20.05.16 12:50. Заголовок: Albert пишет: В с..
Albert пишет: [quote]` В советской этнографии прочитал что владельцы сами давали имена родившимся крепостным.Например имя для девушки - Хаиркыз. Таким образом я бы не стал исключать что Атажукин это от Хатаджок.
Отправлено: 20.05.16 16:18. Заголовок: я так и знал что ты ..
я так и знал что ты это напишешь☺
я не говорю что они были крепостным, я говорю о том как давались имена.Если в широком смысле....то именно пример с этими кончекле из Коленати заставил меня по другому смотреть на эти имена собственные
Отправлено: 20.06.16 11:48. Заголовок: Я- полностю ЗА! и н..
Я- полностю ЗА! и не отсюда ли ТЕКЕ -козёл? КЕКЕЛЬ+сакъал транскрипцией К на Т с сокр. ТЕКЕ= хохлобородый . близкоо- срав.-хохолатый попугай, петух .хохлатка -птичка- и-т-д-.
Отправлено: 27.06.16 09:50. Заголовок: Как по- русски будет..
Как по- русски будет "джайылгъан шкилди". Не путать с "къара шкилди" и "къызыл шкилди". Это вроде хвойное растение . Низкорослое и стелющаяся по земле. Хочу посадить у себя во дворе.
Отправлено: 27.06.16 11:31. Заголовок: Это Кеме как я понял..
Это Кеме как я понял- называется къая ышхылды-(можжевельник) растёт только из трещин полгих скал на солнечной стороне где на ночь в камне аккумулируется теппо (къотур къаяла) выращивать на земле врядли получится- он как и родедендрон индокатор экологической чистоы-успеха тебе! а как по русский не знаю-
Можжевельник я знаю. Растет на скалах. Есть в Малом Карачае и немало. Но в Хурхуке я видел стелится по земле и более бурно растет. Это типичный можжевельник или все таки отдельный вид интересно. Похожи в принципе. Слышал вроде только в Хурзуке только растет. Особенно много росло по солнечную сторону, за рекой.
Отправлено: 27.06.16 18:53. Заголовок: по иголкам больше на..
по иголкам больше напоминает кипариса не больно колючие-открой вид можжевелловые там огромная куча картинок видов- твой вариант- нааание- можжевельник стелющися тоже встречается (с сухими побегами видными в середине) но редко- если в диком виде в округе нет то врядли? там это звено эволюций леса 1 -й малинник -барбарис- 2-ой под его сенью можжевельник 3ий4 тый-сосна- и завешает цикл ель-и называется НЫЗЫ-нарат ызындан полня версия-я жизнь учил не по учебникам-брат-
Отправлено: 27.06.16 20:18. Заголовок: пришлось прерватся
и всем этим знаком воочию .на более питательном месте буйный сам себе сздаёт корням тень наскалах хилый и плзучий(куда судбьа закинет) и глядиш его одолела сосна- и со временем на том месте сосновый лес на теневой стороне это делают черника и брусника (к стати плоды черники и можжеведьника очень похожи) и мораль сей басни-не такие уж и диеие были назвавшие всё это ЫШЫКЪ+КЪЫЛДЫ= создающий комфорт=ышхылды и ишкильди в разных сдучаях- А теперь вопрос- что можеш сказать про гатЛЕШ и гапДЕШ ? вот говорят ДЕШТ кыпчак по моему КБ это будет КЪЫПЧАКЪ КЪЫРДЫШ=типчаковый луг степь-есть ли какой параллель- в смысле корм- ответиш спасибо нее ответиш то же спасибо!
Отец (он учкуланец) говорил, что и чернику и бруснику просто сосгребали ладонями- настолько бурно росла ягода. Сам я ни разу не видел эту ягоду. Это я к тому что можжевельник вроде семена имеет типа как с твердой оболочкой. Кстати сказать, если чуток нагреть на закрытом огне сухую ветку можжевельника издает просто волшебный запах. Некоторые почему то не чувствуют его. ================
Насчет "габдеш".
К примеру, есть "адеж" - караван из лошадей. Я в этом вижу "ат эш". То есть "ат" - конь , "эш" - связывать. Есть "къалеж" , где я вижу "къала" - крепость , + "эш" - связывать. "Къала эш". Получается связка крепостей- городище.
Есть "эшик" - дверь. Тоже от слова "эш" - связка , но думаю от связывать, плести. То есть "плетенка". Надо полагать , двери были плетеными или же просто перекрещенные доски (балки). Перекрещенные для придания жесткости , чтобы не не шатались (Ючден дагъан таймаз). Может относилось это слово только для загонов для скота. Там уже двери точно легкие и плетеные. "Кётлеш" (пардон)- это уже два человека на одной лошади.
А вот уже "габдеш" от слова "габ" (огузизм) , то есть по нашему "къаб" - кушать, откусывать. Слово по простоте и давности применения должно быть древним и может остаться от общности тюркских языков. Может сперва имело форму - "къабды" - "габды" с прибавлением в последующем "эш". Не претендую, только предположение.
Отправлено: 28.06.16 20:55. Заголовок: кеме пишет: К приме..
кеме пишет:
цитата:
К примеру, есть "адеж" - караван из лошадей. Я в этом вижу "ат эш". То есть "ат" - конь , "эш" - связывать. Есть "къалеж" , где я вижу "къала" - крепость , + "эш" - связывать. "Къала эш". Получается связка крепостей- городище.
И "адеж", и "къалеж" - это адыгизмы. "Къалеж" буквально "старая крепость"
кеме пишет:
цитата:
А вот уже "габдеш" от слова "габ" (огузизм) , то есть по нашему "къаб" - кушать, откусывать. Слово по простоте и давности применения должно быть древним и может остаться от общности тюркских языков. Может сперва имело форму - "къабды" - "габды" с прибавлением в последующем "эш". Не претендую, только предположение.
Считается, что "гапдеш" - это осетинизм. Я выдвинул свою версию (опять же, я стараюсь не быть категоричным в таких ситуациях!), что "гапдеш" может происходить от "къаб-" + аффикс совместности "-даш / - деш", то есть, кормушка, откуда скот совместно питается.
Отправлено: 28.06.16 23:31. Заголовок: Спасибо Кеме вспомн..
Спасибо Кеме вспомнил у одного деда был (къышлыкъда) Гапдеш .Это был прочное сооружение на раме из брёвен вбитыми кольяим плетня полуовальной формы без дна чтоб оподали семена которого пеемещал волком по лугу (сам трактором перемещал однажды по его просьбе) одновременно кормил КРС и удобрял это говорил наш старинный метод. не скапливать в одном месте чтоб весной развозить - 4-в одном-прагматично!? къабды-еда-изредка и сегодня на слуху-къабды+эшилген=сокр.=гапдеш=.едальня для КРС плетённая-Вот однажды я выпросл Лейли от куда у тебя уверенность что чек это граница- ответ Огъары Учкулан так писал! во дают -у него ясный ХЫРтдыгъа+ ыШЫ=хыршы-оселок- тоже осетинизм- а чек это центр у круга-середина прямого или плоского на-пр-р(у колеса-кеёбчек-ступица или двух земельных учасков рядом)граница=ырджы-АРы+ДЖанЫ-та сторона=чужое-не сочтите за грубость- обидно слюши да-
Отправлено: 22.10.16 10:57. Заголовок: всегда считал, что К..
всегда считал, что Крымшахмал имеет отношение к Крыму. Оказывается кумуки говорили Ярым шамхал, что значит шамхал наполовину,то есть будущий шамхал, Крым это уже изменения форма.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 25
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет