Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 22.08.16
Репутация:
0
Отправлено: 22.08.16 04:43. Заголовок: Гипотезы ученых о тесной языковой взаимосвязи карачаевцев и кипчаков (половцев)
Привет всем! Хотелось бы по данной тематики дабы обогатить знания узнать мнения и знатоков на форуме, естественно не заходя за рамки науки, одним словом не переходя в плоскость каких каких бы то ни было личных национальных симпатий и выгод. Так как будет не только псевдонаучно и лишено смысла, но и дискуссия как можно догадаться получится крайне не конструктивной, никчемной и пустой. Ну вы понимаете о чем речь если вы опираетесь исключительно на науку а не на приоритет каких бы то ни было личных симпатий и установок.
Лингвистические перипетии.
Для начала пока не очень сложный материал>>
цитата:
Карачаевцы – тюрко-язычный народ Северного Кавказа, говорят на карачаево-балкарском языке кыпчакской группы. Карача́евцы (карач. -балк. къарачайлыла, таўлула — тюркоязычный народ на Северном Кавказе, коренное население Карачаево-Черкесии, населяющее в основном её горные и предгорные районы по долинам рек Кубань, Теберда, Подкумок, Малка, Джегута, Большая Лаба и их притокам.
В середине XI в. в Предкавказье хлынули новые волны тюрко-язычных кочевников — кипчаков, которых русские летописи называют половцами, а западноевропейские авторы — команами или куманами.
Карачаевцы и балкарцы - тюрки, потомки кыпчаков или как у нас чаще их называют половцев. На основании исторического материала, вне всяких сомнений можно считать что Карачаевцы и балкарцы -тюрки - потомки тюркских кочевых народов. пришедших из Центральной Азии... (половцы, кыпчаки, татары, ногайцы...). Они говорят на тюркских языках - очень схожих с крымско - татарским.
Цитата: "Карачаевцы и балкарцы относятся к тюркским народам Центрального Кавказа. По своему происхождению, по языку, по материальной и духовной культуре эти народы столь близки, что рассматривать их этногенез раздельно нет смысла."
"... К сожалению, в последние 15-20 лет усилиями целого ряда историков и филологов Балкарии и Карачая развивается — в угоду ложно понимаемому национальному «патриотизму» — околонаучная концепция тюркоязычия алан, происхождения карачаевцев и балкарцев от реконструируемых тюрок-алан и об отсутствии аланского населения в бассейне Верхней Кубани (небезызвестный тезис об «исконности» территории)..." (В.А. Кузнецов)
"Среди многочисленных точек зрения связывающих карачаевцев и родственных им балкарцев с гуннами, болгарами, хазарами, кыпчаками (половцами), наиболее убедительной кажется та, которая считает, что основную роль в этногенезе карачаевцев сыграли половцы." (Народы Кавказа. Т 1. стр. 243. гл. Карачаевцы. Москва 1960 г.)
Из истории знаем, что чагатайцы — те же кипчаки (половцы). По определению филологов, язык их относится к кипчакской группе тюркских языков, к кипчакско-огузской подгруппе. Чагатайский язык возник на базе уже существовавшего в Средней Азии огузо-кипчакского литературного языка. Не зря Ламберти был поражен чистотой тюркского языка у карачаевцев.
Монголы и позднее полчища Тимура (хромого) хлынувшие в Аланию войной (не без помощи и кипчаков-половцев бывших союзников Алан которые их предали) и захватившие к концу 1230-х годов плодородные равнинные районы Предкавказья, вынудили уцелевших аланов-асов-асетин (Осетин) укрыться в горах Центрального Кавказа и в Закавказье и продолжать уже на равную войну. Из всех народов Кавказа и Закавказья только осетины говорят на индоевропейском языке. Этот интересный факт собственно и привлекает ученых всего мира к осетинам как прямым потомкам Алан.
"Адыги принадлежат к числу местных, кавказских народов, обитавших в горах и предгорьях Кавказа с глубокой древности (С. 3) Кипчаки-половцы, разбитые монголами, переселились в горные ущелья, в верховья рек Зеленчуков, Кубани, Баксана, Чегема и Черека. Кипчаки являются одним из основных этнических элементов, из которых образовались карачаевская и балкарская народности. В формировании карачаевцев приняли участие также хазары и другие племена, населявшие горы и предгорья Кавказа в средние века (С. 7)" (КЧНИИ языка и литературы. Е.П. Алексеева и др. Добровольное присоединение Черкесии к России (к 400-летнему юбилею). Под редакцией Э.А. Джанибекова. Черкесск, 1957)
Еще она же пишет в той самой указанной вами книге: "Кипчакский язык поразительно близок карачаево-балкарскому. Около 70-80% слов и названий Кодекс Куманикус совпадает с современным карачаево-балкарским языком..."
Касательно лингвистики есть вещи намного важнее. И не нужно приводить искусственно сконструированные карачаевскими и балкарскими националистами неолингвистические построения, противоречащие всем правилам языкознания.
Еще раз обращаю ваше внимание на сказанное балкарским лингвистом Соттаевым на научной сессии: "Большинство тюркологов считало, что языки, наиболее близкие половецкому, следует искать на Кавказе, где в свое время кочевали половцы, а также среди народов, исторические судьбы которых так или иначе связаны с половцами. Таким языком, характеризующимся близостью с половецким, на СК по нашему мнению, является балкарский язык. Объясняя происхождение своих родов, старики-балкарцы говорят: «Биз асхак Темиландан къалгкабыз» (мы остались от хромого Тимура)" (Материалы научной сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов (22 – 26 июня 1959 г.). Нальчик, 1960)
Там же, но уже карачаевский историк Х. Лайпанов приводит любопытнейшие и стопроцентные схождения между карачаево-балкарскими языками и кыпчакским:
Речь, зафиксированная в Куманском кодексе, представляет собою ближайшего предка современного языка карачаевцев и балкарцев как в отношении фонетического строя, так и в отношении мифологии и, главным образом, в отношении лексики.
Для иллюстрации приведем несколько примеров: Кипчакский яз. Карач. Бий бий – князь. Ёзден ёзден – узден. Кул кул – раб. Къарауаш къарауаш – рабыня.
Интересное совпадение возвратного местоимения: Кипчакский – кенси, карач.-балк. – кеси, чего нет ни в одном языке тюркской группы. Важно отметить наличие в кипчакском языке слов, которые имеются только в карачаевском, балкарском и караимском языках.
Codex Cumanicus: K(i)lisia — церковь Карачаево-балкарский: килиса — церковь Караимский: клиса — церковь
Половецкий и карачаево-балкарский обнаруживают прямое лексическое сходство, в отличие от ногайского, кумыкского и других тюркских языков.
Очень интересно также отметить почти полное совпадение местоимений у кипчаков с местоимениями карачаевцев и балкарцев. Так, в решении данной проблемы неоценимое значение приобретает общность языка кипчаков, карачаевцев и балкарцев. На основании приведенного материала я считаю, что кипчакский элемент в сложном этническом составе карачаевцев и балкарцев играл главную роль, т.е. их первоначальное ядро – это кипчаки"
Первые исторические сведения о балкарцах и карачаевцах относятся к XVII в. В 1639 г. посол московского царя Федот Елчин со своей свитой ехал в Сванетию через Баксан. Здесь они застали карачаевцев и остановились у их предводителей братьев Крым-Шамхаловых. Так впервые название «карачаевцы» появилось в отчете русского посла мундан менге ясно что Къарачайлыла в 1639.
Гипотеза Арканджело Ламберти. Еще в 1854 г. католический миссионер Ламберти, проживший 18 лет в Мингрелии, написал, что карачаевцы, или кара-черкесы, являются потомками гуннов. Спустя 20 лет к этому мнению присоединился и французский путешественник Жан Шарден Ламберти свое заключение основывает на двух предпосылках. С одной стороны, карачаевцы «сохранили среди столь многих различных народов чистоту турецкого языка», а с другой — он прочел у Кедрина, что «гунны, от которых происходят турки, вышли из самой северной части Кавказа»
Мнение Клапрота. ученый и путешественник Клапрот, посетивший Карачай и Балкарию в начале XIX в., собирал народные предания, знакомился с жизнью, бытом и языком карачаевцев и балкарцев. На основании этих материалов Клапрот приходит к заключению, что карачаевцы и балкарцы — выходцы из хазарского города Маджары, который был разрушен Тимуром в 1395 г. и остатки которого видны и теперь на реке Куме. Хазары фигурируют в истории со II столетия и. а. Первоначально это был особый народ со своим языком и довольно высокой культурой. В VI — VII вв. на территории Нижнего Поволжья они образовали большое царство под названием Хазарский каганат..
Отправлено: 29.08.16 22:16. Заголовок: Adam пишет: Дорогой..
Adam пишет:
цитата:
Дорогой Раймонд-Святослав, а к чему вы привели фото аула Байчоровых, который находился в окрестностях Кисловодска? Я там вижу только на переднем плане каменную саклю с ровной стеной и конической крышей, на заднем плане слева - прямоугольный деревянный дом, на заднем плане справа - мазанная постройка адыгского типа. Вы адыгский домик хотите "предъявить" нам как кипчакское наследие?)
Я ничего не "предъявляю" и не утверждаю как вы могли бы заметить, но лишь обращаю внимание на некоторые интересные аналогии пытаясь разобраться в интересующей меня (очень интересной) теме.
Тогда как все горцы Кавказа строили свои жилища из камня, карачаевцы воздвигали монументальные срубы из бревен, хотя и в Карачае камня более чем достаточно. Двускатные крыши из досок покрывались хворостом и толстым слоем земли, а вдоль фасада, делался опиравшийся на столбы навес. В убранстве интерьера важную роль играли узорные войлоки, клавшиеся на пол, топчан, кровать, ковры, украшавшие стены. Эти незатейливые карачаевские ковры, выполненные обычно в технике аппликации, искусно изготовлялись женщинами. Главное отличие карачаевских срубных домов - это массивность бревен и земляная крыша.
Отправлено: 29.08.16 22:30. Заголовок: Adam пишет: Святос..
Adam пишет:
цитата:
Святослав, кто, по-вашему, построил эти полигональные склепы в Чегемском ущелье?
Хороший вопрос.
Коспартинский склеп-кешене
Расположение и описание: Черекское ущелье, левовобережье Черека–Балкарского, покинутое селение Коспарты. Склеп представляет собой типичный восьмиугольник с пирамидальной крышей. Рядом расположены полуразрушенные наземные, полуподземные и подземные склепы, а также могильник, синхронный с ними.
Сравниваем с этим:
цитата:
К числу слабоизученных археологических памятников Балкарии и Карачая, как и всего Северного Кавказа, относятся различные погребальные комплексы XIII—ХVIII вв., состоящие из грунтовых могил, каменных ящиков, полуподземных и наземных склеповых сооружений. Последние виды памятников также представляют большой интерес для воссоздания средневековой истории балкарского народа. Определенный интерес представляют также вопросы генезиса и эволюции склеповых сооружении в указанных районах, их соотношения с подобными памятниками раннего средневековья. Разработка этих вопросов требует освещения их на фоне данных всего Северного Кавказа, Правильное решение их намного обогатило бы наши знания о средневековой истории как Балкарии и Карачая, так и соседних областей края. По имеющимся сведениям, на территории Балкарии и Карачая зафиксировано около пяти десятков наземных склепов.
Описание и типология наземных склепов Балкарии и Карачая Завершающим звеном позднесредневекового комплекса археологических памятников Балкарии и Карачая являются наземные склепы-мавзолеи. Эти памятники были распространены по всем ущельям указанных областей — по рекам Черек, Чегем, Баксан, Кубань и др. Как и прочие памятники, они были известны многим дореволюционным исследователям, и существование их неоднократно отмечено ими в литературе и отчетах. В 1965—1968 гг. Сейчас их можно насчитать 17 экз., в том числе 1 — у с. Ташлы-Тала, 4 — в районе с. Верхняя Балкария, 1—у замка Джабоевых в Хуламо-Безенгийском ущелье, 7 склепов - ус. Верхний Чегем и 3— у с. Карг-Джург в Карачае. Они представляют собой погребальные сооружения в виде домиков и башенок различной величины, сложенных из обработанных камней.
Тогда как все горцы Кавказа строили свои жилища из камня
Ладно, займемся немного просвещением)
цитата:
Карачаевцы воздвигали монументальные срубы из бревен, хотя и в Карачае камня более чем достаточно.
Автор - любимец осетин Батчаев/Малкондуев?). Абсолютно бессмысленное утверждение. Такие жилища строили в Большом Карачае и Баксанском ущелье именно по причине обилия строительного леса. В местности, где сосновый лес был недоступен, карачаевцы строили стены из камня.
Тогда как все горцы Кавказа строили свои жилища из камня, карачаевцы воздвигали монументальные срубы из бревен, хотя и в Карачае камня более чем достаточно.
Утверждение, что в Карачае камня более чем достаточно - это чушь дилетантов, ни черта не смыслящих в строительстве! В Большом Карачае НЕТ строительного камня - слоистого песчаника! Там сплошной гранит, а из гранита строить дома ой как сложно при отсутствии специальных инструментов. Вот почему в Большом Карачае не строили дома из камня. Ну и плюс к тому, если есть прекрасный строевой лес как компенсация отсутствию строительного камня, то почему бы не строить из бревен?
Отправлено: 30.08.16 15:46. Заголовок: Adam пишет: Ладно, ..
Adam пишет:
цитата:
Ладно, займемся немного просвещением)
Неудачный пример. Явно не в тему. Это 1890-е годы как мы видим. Вероятнее всего это фото переселенцев снятое у какого-то сарая. Если у меня фото за спиной Лувр, Бундестаг или Мачу-Пикчу, это конечно же не означает что я там живу.
Как известно осетины и другие горцы всегда для строительства предпочитали именно КАМЕНЬ. Не редко бывало и так, что за хороший угловой камень для башни (и не только) осетины давали 1 - 3 баранов или телёнка. Камень у осетин был в большом почете.
Adam пишет:
цитата:
Такие жилища строили в Большом Карачае и Баксанском ущелье именно по причине обилия строительного леса. В местности, где сосновый лес был недоступен, карачаевцы строили стены из камня.
В горах всегда полно камня. Даже при обилии строительного леса, горцы всегда предпочитали именно КАМЕНЬ. Камень нельзя сжечь. Камень служить как оборонительное средство. Скажем с каменными оборонительными стенам многократно возрастают шансы отразить нападения неприятеля. С деревянными же, даже при умелой стратегии и формировании укрепления, шансы всегда малы. Даже Кремль в своё время после пожара был отстроен из камня раз и навсегда.
Отправлено: 30.08.16 16:07. Заголовок: Раймонд пишет: В го..
Раймонд пишет:
цитата:
В горах всегда полно камня. Даже при обилии строительного леса, горцы всегда предпочитали именно КАМЕНЬ. Камень нельзя сжечь. Камень служить как оборонительное средство. Скажем с каменными оборонительными стенам многократно возрастают шансы отразить нападения неприятеля. С деревянными же, даже при умелой стратегии и формировании укрепления, шансы всегда малы. Даже Кремль в своё время после пожара был отстроен из камня раз и навсегда.
У камня есть свои преимущества у дерева свои. Карачаевцы и балкарцы строили из дерева (чаще) и там где нет леса строили из камня. Об этом свидетельствуют развалины нсаеленных пунктов. Например: Схауат-постройки исключительно из камня. Такие же дома, из бревен, с земляной крышей строили и сваны, и скандинавы. Последние и сейчас строят такие дома. Нападение неприятеля: карачаевцы не допускали нападение неприятеля до своих населенных пунктов. Если неприятель дойдет до твоего дома, из чего-бы не строил, шансов выжить не остается.
Отправлено: 30.08.16 16:37. Заголовок: Albert пишет: В Бо..
Albert пишет:
цитата:
В Большом Карачае НЕТ строительного камня - слоистого песчаника!
Можно подумать что в других горных обществах Северного Кавказа и Закавказья строительный камень "произростал" в изобилии.
Albert пишет:
цитата:
Там сплошной гранит, а из гранита строить дома ой как сложно при отсутствии специальных инструментов.
Для толковых мастеров, гранит, хоть и твёрдая порода, но всегда в виду своих качеств был превосходным материалом для строительства. И потом какие специальные инструменты кроме зубила и молота (ну и ещё кое чего) могли быть в те времена? Уж не станок-ли по обработке камня на 380V? Ведь ля строительства домов использовался ведь не кирпич а гранитные камни разной величины, которые мастера очень умело подгоняли так, что постройки стоят до сих пор почти как в первозданном виде. Гранит это сила!
Albert пишет:
цитата:
Вот почему в Большом Карачае не строили дома из камня.
Это мало убедительно. Здесь скорее перевешивает другое.
Albert пишет:
цитата:
Ну и плюс к тому, если есть прекрасный строевой лес как компенсация отсутствию строительного камня, то почему бы не строить из бревен?
Впрочем это уже дело предпочтений человека. Когда есть выбор. Но в плане преимуществ, камень на порядок выше. Особенно в те времена.
Отправлено: 30.08.16 21:29. Заголовок: Альберт прав-из за о..
Альберт прав-из за огромной силы природного катклизма при образований Кубанского каньёна весь строительный камень засыпан оползнями и обвалами(чем тяжелее тем глубже тонет в рыхлой массе) ,чему свидтельствуют тёбеле(каменныё курганы) из мелкого камня собранные с поверхности при расчистке. даже аквадук Ныхыт к Салпагаровым построен из колотого со скального утёса камня, я извиняюсь конечно но не каждый способен замечать какой огромный утёс снесли чтоб выпрямить русло канала -за одно и камень для кладки.
АДАМ- наверно нечем сказать- как буркнул себе под нос Манштейн выйходя из совешания в рейхстаге-штопка дыр ожидать успеха не следует! держать пари не дыры штопать дырявыми же заплатами.
Можно подумать что в других горных обществах Северного Кавказа и Закавказья строительный камень "произростал" в изобилии.
В других его было в изобилии! Я смотрел геологическую карту Кавказа, меньше всего слоистого песчаника в Верховьях Кубани (Большой Карачай) и в самых верховьях ущелий Балкарии. Геология такая! В остальных районах Кавказа всё намного лучше обстояло. Но у балкарцев не было леса почти, потому они вынуждены были осваивать даже неудобные камни для строительства, а у карачаевцев леса навалом, потому строили срубные дома.
Отправлено: 30.08.16 23:25. Заголовок: Раймонд пишет: Как ..
Раймонд пишет:
цитата:
Как известно осетины и другие горцы всегда для строительства предпочитали именно КАМЕНЬ. Не редко бывало и так, что за хороший угловой камень для башни (и не только) осетины давали 1 - 3 баранов или телёнка. Камень у осетин был в большом почете.
Заметил, что там поблизости нет строевого леса?))))))
Раймонд пишет:
цитата:
В горах всегда полно камня. Даже при обилии строительного леса, горцы всегда предпочитали именно КАМЕНЬ. Камень нельзя сжечь. Камень служить как оборонительное средство. Скажем с каменными оборонительными стенам многократно возрастают шансы отразить нападения неприятеля. С деревянными же, даже при умелой стратегии и формировании укрепления, шансы всегда малы. Даже Кремль в своё время после пожара был отстроен из камня раз и навсегда.
Даже в соседней Балкарии было очень мало строевого леса - хвойного. В остальных республиках тоже мало.
Вот Северная Осетия: Площадь лесов республики составляет 248,4 тыс. га, 96% которых произрастают в её горной части. Среднее значение лесистости составляет 22,4%, по районам варьирует - от 0,6% в Правобережном, до 52,6% в Дигорском. Основные типы леса представлены влажными буковыми, дубово-грабовыми, сосново-берёзовыми лесами. Главной лесообразующей породой является бук восточный, занимающий 58,4% площади, затем идет берёза - 9%, граб - 8%, сосна - 5%, дуб - 4,5%, прочие породы - 15,1% (ольха, липа, ясень, ильмовые, редкие и исчезающие породы и др.). Всего в лесах встречается около 175 видов древесно-кустарниковых пород. Средневозрастные насаждения занимают 54,8%, молодняки I и II классов возраста - 4,2%. Спелые и приспевающие экземпляры и биогруппы встречаются в лесах повсеместно. Средний запас древесины составляет 180 куб.м/га, средний годичный прирост - 2,5 куб.м/га, средний класс бонитета - 2,7, средняя полнота - 0,8. Все леса республики переведены в 1 группу и главные рубки заменены лесовосстановительными рубками. По своим защитным функциям леса делят на категории: запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб; другие леса, имеющие важное значение для защиты окружающей среды; леса зелёных зон (в том числе лесопарковые); леса I и II зон санитарной охраны курортов. Санитарное состояние лесов республики сравнительно благополучное. Леса с высокой степенью пожароопасности занимают площадь в 313 га. Это в основном хвойные насаждения, расположенные в высокогорьях Алагирского, Ирафского, Владикавказского и Терского лесхозах, а также созданные лесопарки в Терском и Владикавказском лесхозах.
Для толковых мастеров, гранит, хоть и твёрдая порода, но всегда в виду своих качеств был превосходным материалом для строительства. И потом какие специальные инструменты кроме зубила и молота (ну и ещё кое чего) могли быть в те времена? Уж не станок-ли по обработке камня на 380V? Ведь ля строительства домов использовался ведь не кирпич а гранитные камни разной величины, которые мастера очень умело подгоняли так, что постройки стоят до сих пор почти как в первозданном виде. Гранит это сила!
И кто из гранита строил из кавказцев? Может покажешь фотографии башен, построенных из гранита? Превосходный материал))))). Дилетантизм, в общем)))
Отправлено: 31.08.16 01:02. Заголовок: Adam пишет: Раймонд..
Adam пишет:
цитата:
Раймонд , я вас спрашиваю, кто строил склеп в Чегеме, а вы приводите аналогичный в Малкъаре. Нельзя прямо ответить, кто построил и там и там?
Вы что же, хотите что я так вот разом на вскидку, без углубленного исторического анализа ответил на ваш вопрос? Извините уважаемый, но подобными дилетантскими играми я не увлекаюсь. Вам надо полагать хочется что бы вам помимо всего прочего назвали и их имена, фамилии, основной род деятельности, их хобби, знаки зодиака что-ли? Что за вопросы неопределенные? Если бы вы действительно были бы в теме, вы бы спросили не кто строил, а какой культуре древности они относятся. После подобного вопроса с вашей стороны, можно сделать вывод о том что вы далеки от науки. Я вам уже, в недвусмысленной форме вывел на важные для понимания возникновения данного некрополя «города мертвых» («кешене») параллели. На сегодняшний день существует несколько версий касаемо возникновения этих склепов. Одни относят Верхне-Чегемские склепы к XVII-XVIII веку. Но это лишь одна из версий.
Есть и иные версии. По некоторым данным и через Чегемское ущелье – когда-то проходил важный отрезок Великого Шелкового пути, соединяющий территорию которая сегодня называется Кабардино-Балкария с другими регионами мира. Возле реки Чегем находится село Верхний Чегем, которое делится на две части ущельем Джилги-Су. Раньше на месте села было поселение предков балкарцев, которое называлось Эль-Тюбю. Дословно с тюркского языка оно переводится как селение на дне долины, что указывало на его географическое расположение.
Следы жизнедеятельности обнаружены в гроте Кала-Тюбю, ставшем пристанищем для первых жителей этой местности. Позже тут был построен деревянный город. Спустя столетия деревянные постройки заменены на каменные. В Эль-Тюбю не было особой планировки города, что обуславливалось близостью гор и необходимостью защищаться от нападок соседей. С этой целью возведены башни, в которых проживала знать. Подобные строения были характерной особенностью многих кавказских селений, но до наших дней сохранились лишь немногие из них.
Склепы органически увязаны с местной «архитектурой» горских могил. Мы видим, как каждый тип является лишь усложнением предыдущего. Но несмотря не на что, неизменной остаётся форма сооружения, которая как говорилось выше по округлости своей напоминает юрту.
Архитектурные традиции кумыков
Особый интерес в связи с этим представляет гипотеза С. Ш. Гаджиевой, выдвинутая ею по поводу бытовавшего в прошлом кумыкского круглопланового жилища "алачыкъ". Как пишет С. Ш. Гаджиева, "алачыкъ - это большое, довольно массивное, цилиндрической формы сооружение, плотно сплетенное из прутьев, с конической крышей, сделанной из жердей или прутьев и покрытое соломой". В верхней части конуса крыши изнутри укреплено колесо; оно опиралось на "высокую жердь, установленную посередине помещения". С.Ш. Гаджиева справедливо связывает форму "алачыкъа" с кочевнической юртой. Модификацией круглопланового жилища было жилище квадратное, сложенное из саманных кирпичей (С.Ш. Гаджиева. Ук.соч. С.204-205.) . Нельзя не согласиться с С. Ш. Гаджиевой, что исследование ранних архитектурных форм кумыкского жилища представляет большой интерес и может пролить свет на особенности этногенеза кумыков.
Есть одна архитектурная деталь, сближающая кумыкский "алачыкъ", а возможно и квадратное жилище, с юртой кочевников и с многогранными срубами карачаевцев. Мы имеем в виду "жердь", т. е. центральный столб - "багъана", подпиравший кровлю кумыкского круглопланового жилища "алачыкъ". Этот столб сохранился и позже как у кумыков, так и у карачаевцев; осталось за ним и название "багъана", означающее в переводе "опорный столб". Приведенные соображения свидетельствуют, что С. Ш. Гаджиева имела полное основание рассматривать кумыкский "алачыкъ" XIX в. как угасший ныне пережиток кочевнического (половецкого?) наследства в материальной культуре кумыков.
Отправлено: 31.08.16 01:24. Заголовок: Albert пишет: Даже ..
Albert пишет:
цитата:
Даже в соседней Балкарии было очень мало строевого леса - хвойного. В остальных республиках тоже мало.
Тем более. Если было не очень много строевого леса и хватало камня, то почему в Балкарии предпочтение отдовали лесу? Не проще было бы из камня, да и прочнее. Похоже что здесь дело в другом. Судя по всему это была традиция. C чем именно она связанна, это уже другой, не менее интересный вопрос.
Albert пишет:
цитата:
И кто из гранита строил из кавказцев? Может покажешь фотографии башен, построенных из гранита? Превосходный материал))))). Дилетантизм, в общем)))
Встречаются башни на Кавказе, где в кладке среди прочей пoроды камней, гранит далеко не редкость. У каждой породы камня, было своё применение. Скажем менее твёрдые породы камня использовали для арок. Сланцевой породой при наличии более твёрдой, лишь дополняли. Но фундаментные камни всегда были из твёрдых и массивных пород.
Если бы вы действительно были бы в теме, вы бы спросили не кто строил, а какой культуре древности они относятся.
Могут ученые мужи Ирыштона прямо, без привычного виляния хвостом ответить, к какой культуре они относятся?
Раймонд, я, в отличие от вас, без притязаний на научность, но после таких "профессинальных" ваших переводов (или того специалиста, которого вы цитируете), мне жалко тратить время на разбор ваших опусов:
цитата:
Раньше на месте села было поселение предков балкарцев, которое называлось Эль-Тюбю. Дословно с тюркского языка оно переводится как селение на дне долины, что указывало на его географическое расположение.
Отправлено: 31.08.16 13:44. Заголовок: Раймонд пишет: Вы ч..
Раймонд пишет:
цитата:
Вы что же, хотите что я так вот разом на вскидку, без углубленного исторического анализа ответил на ваш вопрос? Извините уважаемый, но подобными дилетантскими играми я не увлекаюсь.
Дык это... Вы постоянно демонстрируете дилетантизм сами))))
Раймонд пишет:
цитата:
Если бы вы действительно были бы в теме, вы бы спросили не кто строил, а какой культуре древности они относятся. После подобного вопроса с вашей стороны, можно сделать вывод о том что вы далеки от науки.
Кто бы говорил?
Раймонд пишет:
цитата:
Раньше на месте села было поселение предков балкарцев, которое называлось Эль-Тюбю. Дословно с тюркского языка оно переводится как селение на дне долины, что указывало на его географическое расположение.
Вы нас будете учить нашему же языку?)))) "Эл-тюбю" - это буквально "селище" или "место, где находилось село".
Раймонд пишет:
цитата:
Есть одна архитектурная деталь, сближающая кумыкский "алачыкъ", а возможно и квадратное жилище, с юртой кочевников и с многогранными срубами карачаевцев. Мы имеем в виду "жердь", т. е. центральный столб - "багъана", подпиравший кровлю кумыкского круглопланового жилища "алачыкъ". Этот столб сохранился и позже как у кумыков, так и у карачаевцев; осталось за ним и название "багъана", означающее в переводе "опорный столб". Приведенные соображения свидетельствуют, что С. Ш. Гаджиева имела полное основание рассматривать кумыкский "алачыкъ" XIX в. как угасший ныне пережиток кочевнического (половецкого?) наследства в материальной культуре кумыков.
Да будет тебе известно, что большинство юрт не имеют опорного столба. Да и "багъана" - это всего лишь означает "столб" и предназначен для поддержки крыши и не надо в нем искать какую-то сакральную связь с юртами)))). Опорные столбы для крыши наличествуют в самых разных строительных традициях. Те же самые небезызвестные колонны, которые, я надеюсь, ты не считаешь тюркской традицией, тоже являются опорными столбами - багъана для крыши. Так что не надо искать юрту там, где ее отродясь не было!))) Что касается многоугольного срубного дома, то, насколько я помню, единственное такое строение - сарай было зафиксировано в ауле Дуут, в котором по определению дома не могли быть очень старыми)))
Раймонд пишет:
цитата:
Тем более. Если было не очень много строевого леса и хватало камня, то почему в Балкарии предпочтение отдовали лесу? Не проще было бы из камня, да и прочнее. Похоже что здесь дело в другом. Судя по всему это была традиция. C чем именно она связанна, это уже другой, не менее интересный вопрос.
Ну вот сразу видно, что ты даже с темой не соизволил ознакомиться! С чего это ты взял, что в Балкарии предпочтение отдавали лесу? Единственным ущельем Балкарии, где были срубные дома, было Баксанское ущелье! И оно же единственное, где БЫЛ строевой хвойный лес! В остальных ущельях не было хвойного леса, потому дома все были КАМЕННЫЕ, а не деревянные!
Раймонд пишет:
цитата:
Встречаются башни на Кавказе, где в кладке среди прочей пoроды камней, гранит далеко не редкость. У каждой породы камня, было своё применение. Скажем менее твёрдые породы камня использовали для арок. Сланцевой породой при наличии более твёрдой, лишь дополняли. Но фундаментные камни всегда были из твёрдых и массивных пород.
Разве только там, где находились обломки гранита или их можно было достаточно легко разбить, но это лишь как исключение! Целиком, либо даже частично строить башни и дома из гранита невозможно было в принципе. Если не согласен, покажи гранитные башни на Кавказе!)))
Adam пишет:
цитата:
Могут ученые мужи Ирыштона прямо, без привычного виляния хвостом ответить, к какой культуре они относятся?
Не вилять они, как я уже заметил по своему большому опыту, не могут))))
Отправлено: 31.08.16 15:37. Заголовок: Albert пишет: Да бу..
Albert пишет:
цитата:
Да будет тебе известно, что большинство юрт не имеют опорного столба. Да и "багъана" - это всего лишь означает "столб" и предназначен для поддержки крыши и не надо в нем искать какую-то сакральную связь с юртами)))). Опорные столбы для крыши наличествуют в самых разных строительных традициях. Те же самые небезызвестные колонны, которые, я надеюсь, ты не считаешь тюркской традицией, тоже являются опорными столбами - багъана для крыши. Так что не надо искать юрту там, где ее отродясь не было!))) Что касается многоугольного срубного дома, то, насколько я помню, единственное такое строение - сарай было зафиксировано в ауле Дуут, в котором по определению дома не могли быть очень старыми)))
Альберт, мне одно не ясно. Любители приписать нам чужих предков ищут что- нибудь "юртообразное" и на этом пытаются строить свою теорию происхождения карачаевцев. Я думаю, что, именно, отсутствие "юртообразных" строений доказывет отсутствие участия алан (кочевников-животноводов) в этногенезе осетинского народа. Или я не прав?
Альберт, мне одно не ясно. Любители приписать нам чужих предков ищут что- нибудь "юртообразное" и на этом пытаются строить свою теорию происхождения карачаевцев. Я думаю, что, именно, отсутствие "юртообразных" строений доказывет отсутствие участия алан (кочевников-животноводов) в этногенезе осетинского народа. Или я не прав?
Ну да! Хоть юртообразного, хоть иного кочевнического... У них ничего этого нет, но себя они тупо пытаются приписать к кочевникам))))
Альберт, мне одно не ясно. Любители приписать нам чужих предков ищут что- нибудь "юртообразное" и на этом пытаются строить свою теорию происхождения карачаевцев. Я думаю, что, именно, отсутствие "юртообразных" строений доказывет отсутствие участия алан (кочевников-животноводов) в этногенезе осетинского народа. Или я не прав?
у алан были не юрты а повозки-кибитки, вот реконструкция сарматской повозки
Ну арба допустим тоже не именно осетинская, а общекавказская, и разные кавказские народы заимствовали его наверняка у кочевников еще в древности. На фото абазин Ермаков почему-то отметил, что арба карачаевская. Вторую пару колес на арбах наших скифо-аланских предков в горах нам пришлось снять И кстати, источник сейчас не вспомню, но читал, что в Осетии больше всего ценились карачаевские волы.
Отправлено: 31.08.16 21:29. Заголовок: Раньше на месте сел..
цитата:
Раньше на месте села было поселение предков балкарцев, которое называлось Эль-Тюбю. Дословно с тюркского языка оно переводится как селение на дне долины, что указывало на его географическое расположение.
Albert пишет:
цитата:
Вы нас будете учить нашему же языку?)))) "Эл-тюбю" - это буквально "селище" или "место, где находилось село".
Большую ли вы видите разницу между "селищем" и "селением"
Albert пишет:
цитата:
Да будет тебе известно, что большинство юрт не имеют опорного столба. Да и "багъана" - это всего лишь означает "столб" и предназначен для поддержки крыши и не надо в нем искать какую-то сакральную связь с юртами)))). Опорные столбы для крыши наличествуют в самых разных строительных традициях. Те же самые небезызвестные колонны, которые, я надеюсь, ты не считаешь тюркской традицией, тоже являются опорными столбами - багъана для крыши. Так что не надо искать юрту там, где ее отродясь не было!))) Что касается многоугольного срубного дома, то, насколько я помню, единственное такое строение - сарай было зафиксировано в ауле Дуут, в котором по определению дома не могли быть очень старыми)))
Со столбом "багъана" иль без столба но в юрте. Вот о чем речь-то.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 64
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет