On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа

АвторСообщение
Тахир



Сообщение: 460
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.10 14:38. Заголовок: Эвлия Челеби о карачаево-балкарцах в 17 веке


http://www.kumukia.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=9242<\/u><\/a>

Эвлия Челеби в стране карачаево-балкарцев.

Книги, написанные современниками, проходя через века, становятся свидетелями времени, своеобразными окнами в тот мир, который был, существовал очень давно. Такова "Книга путешествия" турецкого путешественника Эвлия Челеби. Он родился 25 марта 1611 года в Стамбуле. Получил хорошее образование, был хафизом (то есть знал Коран наизусть), изучал философию и право, искусно резал по камню, знал музыку, грамматику и греческий язык, писал стихи. Был, как мы сейчас говорим, разносторонне развитой личностью. Во сне пришло к нему понимание смысла собственной жизни - быть путешественником, объездить и описать много стран, создать книгу путешествий. Ушедшее, казалось, навсегда время, его приметы всплывают со страниц книги. Путешественник Эвлия Челеби дал в ней описания многих земель и народов Ближнего Востока, Кавказа, Крыма, Поволжья и Подонья, берегов Каспийского и Черного морей.

Готовя данный материал, я пользовался в основном турецким изданием "Книги путешествий" (Evliya Celebi Seyahatnameleri. Istanbul. 1996. s.445-448. Evliya Celebi Seyahatnamesi. I-II. Sadelestirilen: Tevfik Temelkuran, Necati Aktas. Baskiya hazirlayan Mumin Cevin. Ucdal Nesriyat. Istanbul.1986.). Хотелось бы подчеркнуть, что в русском переводе сочинений турецкого путешественника некоторые детали и подробности описания путешествия, представляющие для нас особенный интерес, к сожалению, упущены.

Qarachaili

[10 октября мы вступили в земли Черкесов1). Быстрым темпом проехали на восток 4 часа]. Крымский Хан Мехмет Гирей со своей армией вместе с Эвлия Челеби доходят до ногайского поселения. [Столетний ногаец мирза, которого зовут Чобан, является предводителем всех ногайских татар. Эта племя породнилась с черкесским племенем Шугаки, беря у них девушек в жены, но сами им своих девушек не выдавали. Эта племя ногайцев обосновались и живут в Черкезистане. Они ведут кочевнический образ жизни в горах и долинах, численность всех составляет около 10 тыс. юртов. Военная дружина ногайцев составляет около 10 тыс. стрелков. Все являются сильными и смелыми воинами с лошадьми и оружием. Отсюда мы двинулись на восток и проехали по горам и долинам около 5 часов и дошли до черкесского племени Шугаки. Отсюда и дальше местные жители свои поселения зовут "кабак", а татары свои поселения звали "сыла". Эти жители "кабаков" очень непослушные, но подчиняются Хану Мехмет-Гирею. Преподнесли Хану продуктов и высказали свое уважение и гостеприимство. Племя Шугаки смешалось с ногайцами. Здесь вышла потасовка из-за того, что один из воинов татарин взял, не спросив, у одного черкеса с арбы рыбу. За это черкесы убили трех татар. На столько черкесы являются злобными и окаянными. Но настолько же полезны и храбры.]

Таким образом, Крымский Хан Мехмет Гирей и Эвлия Челеби проезжают через многочисленные племена черкесов (адыгов) и ногайцев. Погостив так же и у кабардинцев, они приезжают к черкесскому племени Биберды2).

[Биберды живут междуречье Кубани и Джинджик (иногда он называет эту реку "Инджик" - это река Зеленчук). На севере Бибердов живут Калмыкские татары. Почти до реки Терек простирается земля Бибердов. Биберды состоят из 4 господ, каждый из которых имеет по сто кабаков. Два из них подчинены кабардинскому господину, а два Султану Тауистана ("Тауистаном" Эвлия Челеби называет Карачай и Балкарию и указывает на то, что часть Бибердов, а именно 2 рода, были зависимы от Тауистана). Один из этих господ по тому, как живет рядом с калмыками, подчиняется калмыкскому Шаху Мусенджаку. В начале года дает калмыкам одного быка и много разных подарков. Таким образом, сохраняет себя от калмыкского нападения.]

[Вышеупомянутые 4 господина имеют каждый по 2 тыс. вооруженных воинов, но так как они не являются мусульманами, на них иногда нападает Падишах Дагестана. Берет у них пленных, а также разные припасы. Им сложно, потому что в их землях нет скалистых гор, где можно было бы укрыться. Все живут на равнинных, лесистых местах. Эта племя тоже дало Хану подарки, а также помогло своей сопроводительной армией. Дальше мы пошли на восток и проехали 8 часов пути. Дошли до местности Беш Таг (Пятигорск). Это местность находится недалеко от кабардинских земель. Оттуда мы проехали на восток 5 часов, проехав кабардинские земли дошли до реки Золька. Эта река течет с горы Эльбрус и впадает в Терек. Отсюда за этой рекой начинаются земли Тауистана.] (Эвлия Челеби указывает на то, что река Золька была границей между Кабардой и Таустаном).

[Тауистан удивительно большая губерния. Одна сторона на севере граничит с Московским государством. Другая сторона на востоке граничит со страной Дагестан3). Третья сторона на юге у Эльбруса граничит со Сванетией.]

Отец всех гор - гора Барс (так называл Эльбрус Эвлия Челеби).

[На арабском языке его называют Эбуль-Джибаль (в переводе отец всех гор). Однако по той причине, что вокруг этой горы проживал народ под названием Барс, иранцы прозвали эту большую гору горой Барсов. На греческом языке его называют "Петре Аджан". На монгольском языке - "Тилтав", на языке Кахтани - "Пеште-и Дадьян", на лазском языке - "Зехунда", на языке кытак "Тавбан", на черкесском языке "Ритау", на татарском "Чылдыр Отак", на чагатайском гора "Миян". По-разному называют и другие историки, в числе которого и название "Кюх-ель Барс".]

[Древние философы, ученые по хадисам и тафсирам говорили: "Создатель всех миров Аллах своим словом "Кюн" создал на Земле 140 больших гор. Если бы не было этих гор, то земля постоянно расшатывалась бы". Про эти самые горы был спущен 63 аят суре Зуммер Священной книги Корана... По преданиям Батламуса, Бократа, Сократа и Пифагора гора Барс является одной из всех этих 140 гор. Эта гора Барс находится близко к Железным воротам. Вышеупомянутые путешественники считают, что гора Барс находится посередине всех остальных гор, возможно и посередине всего мира. Исследователи так говорят: Арабы назвали эту гору Абуль-Джибаль4). Ибо все горы Китая, Мачин, Хыта, Хутен, Фагфур и Индии (Эвлия Челеби перечисляет древние страны) примыкают именно к этой горе...]5)

[На юге-востоке горы Барс находятся земли Сванов. На юго-западе по побережью Черного моря расположены земли Абазов. На западе, по тем местам где мы прошли, расположены земли Черкесов, их соседи Кабардинские Черкесы и Тауистанские Черкесы. Отсюда на запад в 47 днях находится Крым. На севере горы Барс расположена Московское государство, у которой на границе находится Терская крепость].

[Вкратце если сказать, вокруг этой горы расположены земли 11 падишахов, до такой степени большая гора (Здесь имеется в виду весь Кавказский хребет). Такая большая гора, что и летом и зимой вершину не увидишь, все время покрыта облаками. И даже в хорошую погоду не возможно увидеть вершину. Ближе к вершине и деревья отсутствуют, потому что большие ураганы рвут их с корнями.]

[В июле чабаны народа Таустана выходят на пастбища у подножья этой горы Барс пасти свои стотысячные стада баранов. Это местность относится к Султану Таустана. Проехав на восток 4 часа, а затем еще 9 дошли до реки Балык. Эта река берет свое начало у горы Барс потом впадает в реку Терек, а затем и в Хазарское море (Каспийское море)). А затем мы прошли еще 5 часов на восток, а потом и еще 7 часов и дошли до селения Тауилистан. Здесь недалеко от реки Бахисан6) увидели развалины древнего города, из которого сохранилось около 1.000 покрытых бревнами домов, а остальные разрушил Тимурленк. Если дома черкесов покрыты тростником или камышами, то здесь дома покрыты деревянными бревнами. В этом селении растут фруктовые деревья. Тауилистан очень старый и ухоженный город. Тауилистан является таким же большим государством, как и Дагестан.]

[Нынешних господ того селения, в которое мы пришли зовут Кючукбий Шакман и Джауханбий Шакман7). Общее количество военной дружины этого селения составляет 12.000 азнауров и еще 2.000 оруженосцев. В основном все придерживаются шафиитского мазхаба. Большей частью дружат с грузинами. Торговцы и некоторые другие продвинутые жители владеют и русским языком.]

Одежда жителей Тауистана. [Одежда всех похожа на иранские покрывало, с дырочками и привязанные на подмышках и с высокими воротниками. На голову одевают белый башлык. На ногах иранские башмачки. Головы побриты, бороды подстрижены.]

Одежда женщин Тауистана. [Все женщины и девушки одевают шапки из белой ткани лисьей кожи. Волосы открыты, но не свисают. Одевают разные и разноцветные кафтаны, которые чуть затянуты. Одеты, как и остальные черкесские девушки.]

[Красивые парни и отборные девушки, бесподобные люди. Здесь тоже, как и в остальных районах черкесов нет рынков, денег, бань и садов. В этом поселении имеется 2 больших и 7 маленьких мечетей. Хутбы читают в начале на имя Дагестанского падишаха8) (шаухала Тарковского, валия дагестанского), а затем своего господина Кючюка Шакмана. Но настоящих мусульман мало.]

[Здесь протекает река Баксан, которая идет из грузинской Сванетии и впадает в Терек. В Баксане есть рыба, которая называется аргъы балык (форель). Она не похожа ни на одну речную рыбу. Шарообразная рыба. Кажется будто приукрашена золотыми дорогими камешками. По своему вкусу похожа на английскую сардалью. В середине имеется одна косточка, подобная алифу, больше костей нет. Имеет очень приятный своеобразный запах. Эта рыба очень полезна и питательна.]

Климат Тауистана. [Климат очень мягкий, совсем нет болеющих эпилепсией, прокаженных и шпигатом. Этот народ ни за что не потерпит обиды над собой. У людей крепкое здоровье и телосложение. В основном все живут 100-150 лет (некоторое преувеличение, однако, кавказское долголетие общеизвестно).]

[Оттуда, отдохнув три дня с ханом, приехали к реке Балык. Перешли ее на лошадях. Эта река тоже рождается из белоснежных гор Грузии и впадает в реку Терек. Оттуда мы прошли в сторону юга 3 часа и дошла до большого разрушенного Тимуром города. Здесь некогда от Тимура укрывался Татарский Хан Тохтамыш. Этот город населяли очень воинственные и храбрые люди, которые не подчинились воле Тимура. Но Тимур в течении семи дней держал осаду этого города и в результате, взяв город, убил Баксанского султана. Это место тоже принадлежит Тауистану. После того, как насмотрелись этого разрушенного города, мы в сторону востока прошли еще 7 часов и дошли до реки Чегем, перешли ее на лошадях и прошли еще 2 часа. Потом дошли до реки Лачин (Ладжек). После перешли и эту реку и дошли до "Яркай Кабака". Яркай кабак тоже относится к Таустану и очень благоустроен. Оттуда прошли еще 4 часа и дошли до реки Черек (Чарук). Эта река тоже идет из Таустана и впадает в Терек. И ее тоже перешли лошадьми и прошли еще 4 часа. Дальше дошли до большой реки Терек... на восток прошли еще 15 часов и дошли до реки Сунжа. Наконец-то наша нога вступила в мусульманскую землю Дагестана. Нас встретил дагестанский падишах Султан Махмут Шамхал Шах... Здесь в этих местах свои города называют не кабак, а "Кент"9).]

На этом Эвлия Челеби вместе с Крымским Ханом Мехмет Гиреем покидают Таустан и вступают в Дагестан.




2) Биберды - старинное название абазин и части адыгов.

3) Чеченцы до сих пор называют горную часть своей республики Дегиста. По тюркски "даг" - гора, "стан" - страна.

4) Здесь Дарьяльский проход.

5) Согласно античным представлениям, впоследствии некритически заимствованным средневековыми арабами Кавказ, Гиндукуш и Гималаи являлись частью единого хребта по имени Каф, охватывающего весь земной шар. За этой горой по арабским представлениям находился конец света.

6) Баксан.

7) В XIX в. балкарских князей из рода Шакъман стали называть Шахмановыми.

8) То есть в честь шаухала Тарковского, валия дагестанского

9) У кумыков раньше слово "кент" применялось лишь в отношении крупнейших сёл, лишь со временем эта особенность перестала быть строго обязательной.


<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 108 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]


Albert
администратор




Сообщение: 469
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.08.10 17:51. Заголовок: Тахир пишет: http:/..


Тахир пишет:

 цитата:
http://www.kumukia.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=9242

Эвлия Челеби в стране карачаево-балкарцев.


Это статья Альберта Гаджаева. Недавно ее опубликовали в сборнике "Тюрки Северного Кавказа", вышедшем в Москве.


 цитата:
2) Биберды - старинное название абазин и части адыгов.


Вернее было бы сказать, что Бибердовы - это княжеский абазинский род, разумеется, тюркского происхождения. Этимологизируется имя тоже по-тюркски: "бий берди" - "князь дал".


 цитата:
По тюркски "даг" - гора, "стан" - страна.


"Даг" - действительно по-тюркски. А вот "стан" - заимствование из фарси, наличествующее в тюркских языках Средней Азии, где чрезвычайно высоко было влияние языка персов и таджиков.


 цитата:
9) У кумыков раньше слово "кент" применялось лишь в отношении крупнейших сёл, лишь со временем эта особенность перестала быть строго обязательной.


"Кент" - тоже иранское заимствование, распространенное среди многих тюркских народов для обозначения сел.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 471
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.08.10 11:52. Заголовок: Albert пишет: Это с..


Albert пишет:

 цитата:
Это статья Альберта Гаджаева.

Бек сау болсун! Иги иш эткенди.

И Эвлия Челеби, конечно, же молодец, Аллах гюнахларын къурутсун.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
гость



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.10 06:55. Заголовок: Гаджаев ошибается в ..


Гаджаев ошибается в своих выводах, в чем можно легко убедиться исходя из оригинальных турецких изданий и их переводов. Таустан у Челеби - это владения кабардинских князей Таусултановых, что позднее в русских источниках "Малая Кабарда".

Страна Таустан — Малая Кабарда. О черкесах таустан см. примеч. 35 к гл. I, После Эвлии Челеби название области Таусултан, а не Малая Кабарда, приводит только Главани (1724 г). http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Celebi5/text3.phtml?id=7005<\/u><\/a>

"Кучук-Кабарта = Малая Кабарда (кучук по-турецки = малый).
Тауз-султан-кабак ошибочно вместо Тау-султан-кабак. Название тау-султан (тюрк. тау = гора, следов. тау-султан = горский султан) носил владельческий род Малой Кабарды."
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1720-1740/Xaverio_Glavani/text.htm<\/u><\/a>

Тексты Эвлия Челеби на турецком языке:

Evliya Çelebi "Seyahatname".
7. Cilt: Avusturya, Kırım, Dağıstan, Deşt-i Kıpçak, Esterhan.(7-й том.Путешествие на Северный Кавказ)
http://www.pomak.eu/board/index.php?topic=2099.0<\/u><\/a>

Спасибо: 0 
огъары учкулан
moderator


Сообщение: 49
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.08.10 13:05. Заголовок: Я не думаю, что Тауи..


Я не думаю, что Тауистан это именно Маля Кабарда, это скорее всего Малая Кабарда + Карачаевцы и Балкарцы.

Спасибо: 0 
Профиль
гость



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.10 04:56. Заголовок: Таустан - это род Та..


Таустан - это род Тавсултановых,Тлостановых, Талостанхэ - кабардинских князей из рода Иналидов. Всего в Кабарде главенствовали три "дома" иналидов: Къайтыкъуэхэ/Кайтукиных, Идархэ/Идаровых и Талостанхэ/Тавсултановых. По названию рода князей Тавсултановых автор Э.Челеби называет вообще территорию их владений, также как называет страна/племя Болоткай - темиргоевцев по названию главного и самого владетельного рода Болотоковых.
Челеби правильно дает описание границ Таустана/Таусултановых от реки Золка и до реки Сунжа для 1666 года, тогда как впоследствии другие княжеские семьи выдавили их на восток до пределов Терека и Сунжи.
Турецкий путешественник Эвлия Челеби прошел из Крыма в Дагестан в 1666 году и не дает сведения о горских племенах карачаевцев, балкарцев, осетин, ингушей и чеченцев, так как не поднимался в горы. С ним следовал лишившийся ханского престола в Крыму Магомет-Гирей 4-й, который по прибытию с Челеби в Дагестан остался здесь в качестве дервиша и умер там же через 8 лет в 1674 году.
Челеби приводит довольно подробные сведения о Западном Кавказе и его народах, местах их проживания. Описывает племена абаза/абазинов на притоках Кубани и в том числе дает сведения о истоках Кубани в высокогорье. При этом называет реку Уруп также как она известна осетинам в сказаниях - Уарп.
"Исток великой реки Кубани. Она совсем невелика, когда доходит до этих мест, спускаясь с гор земли Дадиан, что в Грузии, к югу от горы Эльбрус.."
Турецкий путешественник не указывает в истоках Кубани абаза, татар, ногаи, таустан, карачаи или еще какое племя, что видимо подтверждает отсутствие в 1660-х годах какого-либо населения и причисляет эту местность к владениям Дадианской Мегрелии.
Гаджаев пишет: на черкесском языке "Ритау",
Пропущена одна буква по сравнению с оригинальным турецким текстом, где значится Iritav. Переводчик Гаджаев почему-то потерял одну букву... Видимо его смущает название Ири-тау, "ирская-осетинская гора" для Эльбруса в повествовании Эвлия Челеби.

Спасибо: 0 
Белхан



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.10 09:24. Заголовок: А где-то в инете мож..


А где-то в инете можно читать ориганал текста ?

Спасибо: 0 
Энки



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.10 09:56. Заголовок: гость пишет: Видимо..


гость пишет:

 цитата:
Видимо его смущает название Ири-тау, "ирская-осетинская гора" для Эльбруса в повествовании Эвлия Челеби.


Наверно не стоит торопиться с выводами, поскольку нет уверенности в том что "ири-тау" значит именно иранская гора, поскольку "тав, тау" явно тюркское слово "гора", тогда следует ожидать что слово "ири-тау" дано было горе каким то тюркоязычным народом проживавшим поблизости от этой горы. В непосредственной близости от этой горы живут карачаевцы и балкарцы, в языке которых осетины обозначаются словами "тегей" и "дюгер". Если же попробовать этимологизировать слово "ири-тау" с карачаево-балкарского, то можно получить не менее двух совершенно логичных вариантов: "тающая гора" (ледники тают и дают начало рекам); "гора мужчин" (восхождение на эту гору требует большого мужества).

Спасибо: 0 
гость



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.10 12:53. Заголовок: Как бы там не было, ..


Как бы там не было, в течение последних двухсот лет было сделано около 10-ти переводов этого автора(Э.Челеби) и ни в одном нет таких искажений и выводов на скорую руку, что сделал некто карачаевский парень Гаджаев Альберт, экономист по образованию. Он просто научился читать и писать по турецки, но уже делает свои переводы с громкими названиями вроде "Эвлия Челеби в стране карачаево-балкарцев".
Знакомый почерк, неправда ли? Так вот, совершенно верное замечание: НЕ СТОИТ ТОРОПИТЬСЯ С ВЫВОДАМИ! Дилетантов на вторых и третьих ролях в науке достаточно много, точнее вне науки.
//Если же попробовать этимологизировать слово "ири-тау" с карачаево-балкарского, то можно получить не менее двух совершенно логичных вариантов://
Если же попробовать с осетинского, то можно получить не менее четырех логичных вариантов; А если попробовать с чеченского, то можно получить не менее шести вариантов этимологии; А если из грузинского, то еще около десяти вариантов и так далее и тому подобное)))

Спасибо: 0 
огъары учкулан
moderator


Сообщение: 50
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.10 17:16. Заголовок: гость к сожалению н..


гость
к сожалению наш дорогой гость так и не решился открыть свое имя, и поэтому приходится обращаться так.
Наверно можно говорить о том что в каждой из республик С.Кавказа, уже давно. сложились собственные исторические школы. Как ты правильно отметил Альберт Гаджаев не историк, и к этой школе отношения не имеет. Более того, я лично не знаком ни с одной работой карачаевского историка-профессионала, где этот текст бы использовался. При этом отдельные историки-карачаевцы напротив заявляли что не согласно с тотждествлением "таусултании" и собственно говоря карачаево-балкарских раннегосударственных образований.
Однако, ты заявил:

 цитата:
Знакомый почерк, неправда ли?


ты можешь привести примеры, на основании которого, ты говоришь, о знакомости?

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 472
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.10 18:50. Заголовок: огъары учкулан пише..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
гость
к сожалению наш дорогой гость так и не решился открыть свое имя, и поэтому приходится обращаться так.


Думаю, что он будет не против, если я назову его имя. Его зовут Руслан Тавитов. То бишь, небезызвестный форумчанин Русланбек! Не думаю, что в Благовещенске так много осетин, интересующихся историей.

гость пишет:

 цитата:
Гаджаев ошибается в своих выводах, в чем можно легко убедиться исходя из оригинальных турецких изданий и их переводов. Таустан у Челеби - это владения кабардинских князей Таусултановых, что позднее в русских источниках "Малая Кабарда".


И ты это серьезно, Русланбек?
С каких это пор владения малокабардинских пши Таусултановых распространялось на такую территорию:
[Тауистан удивительно большая губерния. Одна сторона на севере граничит с Московским государством. Другая сторона на востоке граничит со страной Дагестан3). Третья сторона на юге у Эльбруса граничит со Сванетией.]


гость пишет:

 цитата:
При этом называет реку Уруп также как она известна осетинам в сказаниях - Уарп.


И при том, в осетинских сказаниях Уарп - это уже вражеская территория!

гость пишет:

 цитата:
Гаджаев пишет: на черкесском языке "Ритау",
Пропущена одна буква по сравнению с оригинальным турецким текстом, где значится Iritav. Переводчик Гаджаев почему-то потерял одну букву... Видимо его смущает название Ири-тау, "ирская-осетинская гора" для Эльбруса в повествовании Эвлия Челеби.


Узнаю Русланбека уже и по почерку, а не только по Ай-Пи!
Понимаешь, Русланбек, не нужно во всем искать подвох. Ты видел оригинальный текст? Я - нет! Так, может быть, моему тёзке, как раз-таки, виднее. Он, насколько мне известно, переводил оригинальный текст. Я этим вплотную не занимался, поэтому не могу с уверенностью что-либо сказать.

гость пишет:

 цитата:
Гаджаев пишет: на черкесском языке "Ритау",


И, кстати говоря, что-то я не припомню, чтобы черкесы во-первых, называли осетин - "ири", а во-вторых, гору обозначали как "тау"! Эльбрус у адыгов имеет одно название - Уашхамахуэ. И никакими "ирами" ни на Эльбрусе, ни возле него никогда и не пахло!



Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 474
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.10 19:01. Заголовок: И еще, хочется отмет..


И еще, хочется отметить, что для Челеби "Эльбрус" - это едва ли не весь Кавказский хребет. Надо понимать и этот момент. Всё равно, что для Грузии "Овсети" - это вся территория северней Главного Кавказского хребта.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
гость



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.10 10:21. Заголовок: )))))..


)))))

Спасибо: 0 
гость



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.10 11:45. Заголовок: к сожалению наш доро..



 цитата:
к сожалению наш дорогой гость так и не решился открыть свое имя, и поэтому приходится обращаться так.


Что значит не решился? А ты просил чтоли представиться? Попроси и тебе представяться! Я тут увидел ваши идиотские "открытия" и решил вам это заметить. Более ничего. Вы не представляете интереса для общения и это видно по вашему широкому кругу здесь.

 цитата:
Альберт Гаджаев не историк, и к этой школе отношения не имеет.

Оно и видно. Не то что не специалист, еще и намеренно искажает.

 цитата:
Думаю, что он будет не против, если я назову его имя.

Ну ты как был болтуном так и остался. Будучи админом вычислять айпи гостей и разглашать гостей - много ума и скромности не надо. Потом обижаешься, когда тебя идиотом называют)))

 цитата:
С каких это пор владения малокабардинских пши Таусултановых распространялось на такую территорию:

Изначально, во времена Челеби (середина 17 век) владения Таусултановых были от реки Золка на западе до реки Сунжа на востоке, где граничали с владениями кумыкских ханов(Дагестан по Челеби). На севере граница с казачьими городками, что по Челеби "Московское государство" представляют. На юге - Дадиановская Сванетия. Малые горские племена карачаи, чегем, холам, болкар, дигор, ир, галгай - все в горах и являются зависимыми от Таусултановых и попадают для Челеби в состав Таустана. Соответсвенно и границы владений Таустанов/Тавсултанов по данным автора от середины 17 го века.

 цитата:
И при том, в осетинских сказаниях Уарп - это уже вражеская территория!

Не вражеская, а соседняя. Конечно сейчас Уруп довольно далеко находится от осетин, но в прошлом очевидно осетины жили рядом и очень хорошо знали эти места. Потому предания осетин изобилуют местами охоты на Уарпе и иными событиями.
А в карачаевских преданиях встречается Уарп и как часто? Кстати, Челеби правильно не отметил карачаевцев в истоках Кубани, так как видимо Карча еще находился в верховьях Баксана и приведет своих соплеменников к истокам Кубани лет этак через 15-20, как подтверждают и другие источники. В 1670-80-х годах карачаевцы появляются в долинах Учкулана и Хурзука. Это и есть исторический Карачай впоследствии. Если говорить современным языком, то карачаевцы до этого жили в КБР и только потом появилисть в КЧР. Итого ваша "древность" на территории КЧР 320-325 лет.

Спасибо: 0 
гость



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.10 11:46. Заголовок: Он, насколько мне из..



 цитата:
Он, насколько мне известно, переводил оригинальный текст.

Он не решился показать эти места из оригинального текста и хочет чтобы ему поверили на слово как НЕспециалисту. А текст у него был турецкое издание от 1996 года. Какой он же он оигинальный? С оригинальными работали ученые и много раз. Там всё уже известно вдоль и поперек. Этот просто по своей неграмотности посчитал сосвучное Таустан за "страну карачаевцев и балкарцев" вот и напереводил как ему захотелось.

 цитата:
И, кстати говоря, что-то я не припомню, чтобы черкесы во-первых, называли осетин - "ири",

Напоминаю, черкесы-кабардинцы называли осетин иронцев "къущхэ ир", дигорцев - "къущхэ дегор". Это во первых. Во вторых, во времена Челеби черкесы или часть их могли еще помнить иное название для Эльбруса, связанное с "Ир". Ирытав означает по осетински "колыбель ир-ов". От слова тав-ын "греть". Сравни перс. тав,таб "греть", "жечь", "блестеть", товун "блестящий"; курдское taw "солнце". В осетинском к тав-ын "греть" примыкает тафсын "оттаивать".
К сведению, не только в труде Челеби встречается привязка "ир" к этому району, но и за 260 лет до него летописец Тамерлана дает описание его вторжения в Приэльбрусье к "Ас"-ам и назвает область и племя Иркувун. Это название в осетинском языке сейчас значит Иры куван "святилище осетин"(от кувын "молиться").
Храбрецы победоносного войска овладели таким образом этой крепостью и умертвили множество людей из племени ИркувунШЕРЕФ-АД-ДИН ЙЕЗДИ "КНИГА ПОБЕД".

Спасибо: 0 
гость



Сообщение: 4
Зарегистрирован: 26.08.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.10 12:10. Заголовок: Вероятнее всего эта ..


Вероятнее всего эта крепость располагалась в Чегемском ущелье, где множество разрушенных старых крепостей и башен, которые местные балкарцы не считают своими. Судя по тому, что балкарцы называют здесь средневековые захоронения и склепы в скалах словом лгытты, можно утверждать о принадлежности к осетинам-аланам. В осетинском лагатта "пещеры", "гроты" мн.ч., лагат ед.ч. Археологические исследования в Чегеме показали значительную аналогичность материала с данными из раскопок в Дигорском, Алагирском и Куртатинском ущельях Осетии.
Учитывая всё это, вполне логично складывается связь между Иркувун от Йезди(14в) и Ирытав от Челеби(17в).

 цитата:
Всё равно, что для Грузии "Овсети" - это вся территория северней Главного Кавказского хребта.


Не вся территория, а всего лишь часть. А именно в прошлом: от Терека до притоков Кубани. Это и есть историческая Алания Кавказская. Впоследствии название Овсети-Осети относится только к территории нынешних осетин + вплоть до 18 века сохранялась еще за балкарским Черекским ущельем ближайшем к нынешней Осетии.

Всего хорошего, "ученые" к-б!!!!


Спасибо: 0 
Профиль
огъары учкулан
moderator


Сообщение: 51
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.08.10 19:23. Заголовок: гость Что значит не..


гость

 цитата:
Что значит не решился? А ты просил чтоли представиться? Попроси и тебе представяться! Я тут увидел ваши идиотские "открытия" и решил вам это заметить. Более ничего. Вы не представляете интереса для общения и это видно по вашему широкому кругу здесь.


обычно когда люди хотят чтобы их узнали, они сразу говорят свое имя. На форуме специально для этих целей есть функция авторизации. Поэтому никому ничего не надо просить. А тем более лично у тебя никто и не собирался!
Во вторых, пускай этот форум хоть самый малоинтересный и худший в мире, но есть один человек для которого он все же, представляет интерес, и это ты. Фактом своего посещения ты это доказал; иными словами если форум и внизу "биологической лестницы", то ты ее ее замыкае5шь!


 цитата:
Оно и видно. Не то что не специалист, еще и намеренно искажает.


Тебя никто и не просит читать и верить словам неспециалиста. Если хочешь что либо знать об истории, и касательно Эвлия Челеби, мог бы, попросить об этом, например: Adilhan Adiloglu, архивист, историк, карачаевец, потомок мухаджиров, в своих трудах, указывает что не относит данное упоминание к карачаево-балкарцам. Но, зачем же, искать и читать эти труды, когда можно развести такой дешевый треп. да?


 цитата:
Ну ты как был болтуном так и остался. Будучи админом вычислять айпи гостей и разглашать гостей - много ума и скромности не надо. Потом обижаешься, когда тебя идиотом называют)))


К сожалению "гость", сразу низошел до банальных оскарблений! Видимо, кто то не вырос еще из детского садика!)))


 цитата:
Изначально, во времена Челеби (середина 17 век) владения Таусултановых были от реки Золка на западе до реки Сунжа на востоке, где граничали с владениями кумыкских ханов(Дагестан по Челеби). На севере граница с казачьими городками, что по Челеби "Московское государство" представляют. На юге - Дадиановская Сванетия. Малые горские племена карачаи, чегем, холам, болкар, дигор, ир, галгай - все в горах и являются зависимыми от Таусултановых и попадают для Челеби в состав Таустана. Соответсвенно и границы владений Таустанов/Тавсултанов по данным автора от середины 17 го века.


Профанация с амбициями на отождествление с исторической наукой)))
Взаимоотношения горских племен с Таусултановым, это даже не отношения с Кабардой. Формат и содержания этих отношений менялись; какими они были в середине 17 в. отдельный вопрос. Даже если представить, за абсолютную истину, что кабардинцы безгранично (sic!) доминировали; то это не говорит, что такого уровня влиания достигли отдельно Таусултановы. а не представители даже Большой Кабарды, и к середине 17 в.
Более того, тот факт, что Челеби указывает что в Таусултании молились за дагестанского падишаха, намекает на истинных хозяев положения - Шамхалов Тарковских.


 цитата:
Вероятнее всего эта крепость располагалась в Чегемском ущелье, где множество разрушенных старых крепостей и башен, которые местные балкарцы не считают своими. Судя по тому, что балкарцы называют здесь средневековые захоронения и склепы в скалах словом лгытты, можно утверждать о принадлежности к осетинам-аланам. В осетинском лагатта "пещеры", "гроты" мн.ч., лагат ед.ч. Археологические исследования в Чегеме показали значительную аналогичность материала с данными из раскопок в Дигорском, Алагирском и Куртатинском ущельях Осетии.
Учитывая всё это, вполне логично складывается связь между Иркувун от Йезди(14в) и Ирытав от Челеби(17в).


Бред. Давайте говорить о каждом отдельно памятники. Что за попытки скрыться за общими фразами? А. Миллер, отмечал, что памятники Балкарии это собственно балкарские. Сами балкарцы их с собою и отождествляли! Полуразрушенные памятнки в 19 в., еще помнили своих владельцев: Къарча-кала, Басханук-кала, Джаболаны-кала.


 цитата:
Не вся территория, а всего лишь часть. А именно в прошлом: от Терека до притоков Кубани. Это и есть историческая Алания Кавказская. Впоследствии название Овсети-Осети относится только к территории нынешних осетин + вплоть до 18 века сохранялась еще за балкарским Черекским ущельем ближайшем к нынешней Осетии.


Овсети, есть документ 18 в., середины, называлась терр. от Карачая до Ингушетии. А те только Черекское ущелье. Может поспорим?


Спасибо: 0 
Профиль
гость



Сообщение: 5
Зарегистрирован: 26.08.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.10 03:47. Заголовок: обычно когда люди хо..



 цитата:
обычно когда люди хотят чтобы их узнали, они сразу говорят свое имя.

А я не хотел чтобы меня узнавали иначе бы написал свое имя. Решительности мне не занимать для этого, уважаемый! Чтобы написать здесь два-три сообщения нет необходимости регистрироваться и можно это сделать в качестве гостя.
 цитата:
Тебя никто и не просит читать и верить словам неспециалиста.

И тебя никто не просил комментировать мои слова и писать свой бред относительно моей решительности!

 цитата:
Adilhan Adiloglu, архивист, историк, карачаевец, потомок мухаджиров, в своих трудах, указывает что не относит данное упоминание к карачаево-балкарцам.

Сделал открытие, называется... Да никто из исследователей вообще не относит данное Таустан к кб!!! Никто из более чем десяти(!) специалистов разных стран, что работали с этим трудом Челеби. Что там Адилоглу)) И если ты знал об этом, что Таустан не карачаево-балкарцы, то чего не опроверг заблуждения своего земляка??? Пусть тиражируется туфта получается. Это и есть откровенно предвзятый и бесчестный подход.
 цитата:
Давайте говорить о каждом отдельно памятники.

Так тебе написали о памятнике Лгытты! Поговори о них отдельно и обясни почему балкарцы Чегема называют их осетинским названием! И речь шла о именно Чегеме, если ты не понял... Какое отношение сюда имеют Къарча-кала и другие что ты почему-то решил сюда привнести? Чегемское ущелье можно связывать с источниковыми Иркувун асов и Ирытав от Челеби. Туда же Лгытты балкарцев Чегема. Туда же река Джилги-су, что протекает близ этих памятников Лгытты в Чегеме и называлась еще лет сто назад Шаудан.. И всё это - с осетинами/аланами. Вот что тебе второй раз пришлось написать.
 цитата:
Сами балкарцы их с собою и отождествляли!

Нет, не отождествляли.
"Обратимся теперь к кладбищу, лежащему вблизи аула. На нем сохранились большие памятники в виде часовень, кладенных прочно на извести и оштукатуренных внутри. Нынешним обитателям долины вовсе неизвестно искусство кладки на известковом цементе. В Чегеме нет ни одной сакли, которая могла бы сравняться в прочности и чистоте отделки с памятниками... Чегемцы, по их преданиям, заняли уже кем-то разоренные и пустые земли неведомого племени. Не выдержали эти сооружения дружного натиска бесчисленных орд и скалы, — не спасли они своих обитателей: пали все их сооружения, исчезло и самое племя, не сохранив о себе никаких воспоминаний у современных обитателей долины Чегема. Время хранит еще пока могилы древних обитателей этого края, да остатки их оборонительных сооружений. По этим памятникам старины и строят догадки нынешние обитатели каждый на свой лад." В.А.Тепцов "По истокам Кубани и Терека. Часть 3-я, Чегем." 1892 год.
http://www.a-u-l.narod.ru/Tepcov-V-Ya_Po_istokam_Kubani_i_Tereka.html<\/u><\/a>

 цитата:
Овсети, есть документ 18 в., середины, называлась терр. от Карачая до Ингушетии. А те только Черекское ущелье. Может поспорим?

Детский сад говоришь? Если ты знаешь такой документ, то приведи его без всяких детских "давай поспорим". Есть не один, а масса документов и старинных грузинских карт(17-19вв), где показаны пределы Овсети. До конца 18 века в Овсети по грузинским источникам входит из кб ущелий только Балкарское по Череку.

Спасибо: 0 
Профиль
огъары учкулан
moderator


Сообщение: 52
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.10 09:18. Заголовок: гость пишет: А я не..


гость пишет:

 цитата:
А я не хотел чтобы меня узнавали иначе бы написал свое имя. Решительности мне не занимать для этого, уважаемый! Чтобы написать здесь два-три сообщения нет необходимости регистрироваться и можно это сделать в качестве гостя.


у тебя логика отсуствует, то ты сперва говоришь что мол-де, не трудно будучи админом узнать ай-пи, теперь говоришь, что изначально не хотел узнаваться... Детский сад, повторюсь!
И да, я очень "впечатлен", этой решимости, вай-вай, "для этого" - оставить пару сообщений - ее у тебя хватила, молодец! Держи конфету!))))))))

гость пишет:

 цитата:
И тебя никто не просил комментировать мои слова и писать свой бред относительно моей решительности!


допиши, "сам дурак". Образ истерики перед компьютером будет дополнен!))))))

гость пишет:

 цитата:
Сделал открытие, называется... Да никто из исследователей вообще не относит данное Таустан к кб!!! Никто из более чем десяти(!) специалистов разных стран, что работали с этим трудом Челеби. Что там Адилоглу)) И если ты знал об этом, что Таустан не карачаево-балкарцы, то чего не опроверг заблуждения своего земляка??? Пусть тиражируется туфта получается. Это и есть откровенно предвзятый и бесчестный подход


Дорогой гость! Ты думаешь это единтсвенное место где выкладывался этот документ? Что в других местах он не обсуждался? Или что я не высказывал свой отход?
ты как нибудь попробуй вместо этой истерики, нормально начать разговор...

гость пишет:

 цитата:
Так тебе написали о памятнике Лгытты! Поговори о них отдельно и обясни почему балкарцы Чегема называют их осетинским названием! И речь шла о именно Чегеме, если ты не понял... Какое отношение сюда имеют Къарча-кала и другие что ты почему-то решил сюда привнести? Чегемское ущелье можно связывать с источниковыми Иркувун асов и Ирытав от Челеби. Туда же Лгытты балкарцев Чегема. Туда же река Джилги-су, что протекает близ этих памятников Лгытты в Чегеме и называлась еще лет сто назад Шаудан.. И всё это - с осетинами/аланами. Вот что тебе второй раз пришлось написать.



Во первых, осетины/аланы - не катит, дорогой. Ибо эти понятия не тождественны, см. В.Кузнецов. Аланский язык, и аланская культура - это не одно и тоже. Пускай аланский язык язык ультра-иранский, но это именно осетинский и это именно аланская культура. Ну ты наверно прекрасно знаешь, что дорбуны всякие там, Абаевым почему то не считались заимствованием из осетинского.... не знаешь почему?
Во вторых, ты можешь как бы показать эту пеименованную реку на карте?
гость пишет:

 цитата:
Нет, не отождествляли.
"Обратимся теперь к кладбищу, лежащему вблизи аула. На нем сохранились большие памятники в виде часовень, кладенных прочно на извести и оштукатуренных внутри. Нынешним обитателям долины вовсе неизвестно искусство кладки на известковом цементе. В Чегеме нет ни одной сакли, которая могла бы сравняться в прочности и чистоте отделки с памятниками... Чегемцы, по их преданиям, заняли уже кем-то разоренные и пустые земли неведомого племени. Не выдержали эти сооружения дружного натиска бесчисленных орд и скалы, — не спасли они своих обитателей: пали все их сооружения, исчезло и самое племя, не сохранив о себе никаких воспоминаний у современных обитателей долины Чегема. Время хранит еще пока могилы древних обитателей этого края, да остатки их оборонительных сооружений. По этим памятникам старины и строят догадки нынешние обитатели каждый на свой лад." В.А.Тепцов "По истокам Кубани и Терека. Часть 3-я, Чегем." 1892 год.
http://www.a-u-l.narod.ru/Tepcov-V-Ya_Po_istokam_Kubani_i_Tereka.html<\/u><\/a>


Потрясающая "глубина анализа текста"))))
Во первых, конце 19 в., многое чегемцам было не нужно, в том числе строить оборинительные сооружения из камня. То что именно они строили эти сооружения: в Чегем есть башни Балкаруковых, есть кешене, обитателй, это мало того что и имеющие тюркское названия объекты, так и напрямую отождествляются с самими чегемами. Нужно это расписывать?
гость пишет:

 цитата:
Детский сад говоришь? Если ты знаешь такой документ, то приведи его без всяких детских "давай поспорим". Есть не один, а масса документов и старинных грузинских карт(17-19вв), где показаны пределы Овсети. До конца 18 века в Овсети по грузинским источникам входит из кб ущелий только Балкарское по Череку.



"Вышеписанные горские народы, начав от Абаза, простираютца до чеченского народа, и все оные народы грузинцы на своем языке называют осии, то есть горские от чеченска – (стр. 38) го народа и далее до Персии, в горах же живущие народы грузинцы своим языком называют лезгии."
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XVIII/1740-1760/Rus_gruz_otn_18_v_c_1/text1.htm<\/u><\/a>

и кстати, насчет меток территорий, вот что пишет в своей диссертации ученик Малкондуева:

"Развитие авторской историко-героической поэзии в Карачае и Балкарии второй половины XIX – начала XX века обусловлено событиями, определившими существенные этапы в жизни народа. Самый древний пласт этих событий связан с нашествием войск Тимура на Северный Кавказ (1395; 1400) и в частности на тер-риторию предков карачаевцев и балкарцев. Характерные черты авторского худо-жественного сознания проявились в произведениях Д. Шаваева [Хаджи; годы жизни - 1800-1892 - о.у.], посвященных историческим событиям, связанным с нашествием войск Тимура: «Предание о Хромом Тимуре» и «Грустные думы-размышления Дауут-Хаджи» Д. Шаваева.
В поэме «Предание о Хромом Тимуре» поэт воссоздает отдельные черты этой эпохи, изображает достоверный образ Тимура как жестокого военачальника. В походах Тимура Д. Шаваева интересуют в основном лишь события, связанные с историей своих предков. Сюжетная основа поэмы «Предание о Хромом Тимуре» определяется идеей Тимура «довести границы своего государства до Минги Тау», склонить словом к миру непокорных жителей, живущих «по отрогам пяти гор». Неизвестно, пользовался ли поэт какими-либо источниками, кроме преданий, но он проявляет осведомленность в названиях племен и народов, предков нынешних карачаево-балкарцев (во всяком случае, соответствующих одной из существующих гипотез). Так, поэт именует карачаево-балкарцев, «обитателей гор и равнин»: таулу, маджар, дюгер, карачай. Автор изображает своих пращуров настоящими патриотами, готовыми защищать родину, не желающими покоряться никому, кроме Аллаха. Весь комплекс художественно-выразительных средств, используемый поэтом для характеристики противоборствующих сторон, свидетельствует о связи поэмы с эпической традицией нартского эпоса.
Поэмы Д. Шаваева, донесшие до нашего времени отголоски событий, свя-занных с походом войск Тимура на территорию нынешнего Северного Кавказа, представляют исключительную ценность для историка как косвенное свидетель-ство об одной из трагических страниц в истории карачаево-балкарцев. В то же время для исследователя литературы поэма важна как один из первых опытов ав-торской поэзии в осмыслении истории. Изображение трагедии карачаево-балкарского народа, сочетание мотива скорби с героическим пафосом придает произведениям Д. Шаваева эпический характер.
Характерные черты эпической поэзии развиваются и обогащаются в карачаево-балкарской авторской исторической поэзии, посвященной Кавказской войне XIX века. В двух историко-героических песнях К. Байрамкулова (1772-1862) «Хасаука» и «Умар», сюжетно связанных между собой, повествуется о реальном историческом событии – сражении, происшедшем между карачаевскими ополченцами и царскими войсками у горы Хасаука (20 октября 1828 года). В песне «Хасаука» элементы героического предания уступают место авторскому видению реальной картины сражения. Бой с противником представляется историческим событием, в котором решается судьба не отдельного героя, общины, а народа. Патриотический пафос песни обусловлен описанием всенародного подъема, самоотверженности героев, сражающихся против «кровавого царя, который хочет набросить ярмо на Карачай».
Если в песне «Хасаука» преобладает описание картины сражения и упоми-наются только отдельные имена сражающихся воинов, то песня «Умар» посвяще-на подвигу и героической гибели главного героя Умара. Влияние эпической тра-диции проявляется в гиперболизации образа героя: он наделяется сверхфизиче-ской силой, воинской удалью. Изображение гибели Умара происходит в соответ-ствии с принципами эпического жанра: он гибнет на поле боя, в неравном по-единке, продемонстрировав богатырскую суть. В то же время авторское начало в произведении реализуется в осознанном художественном вымысле, в котором от-ражается народное представление о героическом идеале. Принцип понимания ге-роического образа трансформируется: герой сознательно повинуется своей траги-ческой судьбе, предназначенности быть защитником Отечества.
Формирование авторского художественного сознания отчетливо просматривается и в набеговых песнях, «поджанре» исторической песни. Типологические черты данного жанра ярко выражаются в произведениях карачаевского поэта К. Кочхарова – «Джандар»; балкарских поэтов, в том числе Д. Шаваева – «Легенда о Кереметове Мухае», «Песня о Хахоеве Борлаке и его Белом Коне», «Песня о Жанхотове Азнауре и его коне Карабуу»; К. Мечиева – «В Желтой Кошаре»"
из: Тетуев Борис Инзрелович "СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОЙ АВТОРСКОЙ ПОЭЗИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА: КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА, ПОЭТИКА", Автореферат.


Спасибо: 0 
Профиль
Энки



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.10 09:21. Заголовок: гость пишет: Нет, н..


гость пишет:

 цитата:
Нет, не отождествляли.
"Обратимся теперь к кладбищу, лежащему вблизи аула. На нем сохранились большие памятники в виде часовень, кладенных прочно на извести и оштукатуренных внутри. Нынешним обитателям долины вовсе неизвестно искусство кладки на известковом цементе. В Чегеме нет ни одной сакли, которая могла бы сравняться в прочности и чистоте отделки с памятниками... Чегемцы, по их преданиям, заняли уже кем-то разоренные и пустые земли неведомого племени. Не выдержали эти сооружения дружного натиска бесчисленных орд и скалы, — не спасли они своих обитателей: пали все их сооружения, исчезло и самое племя, не сохранив о себе никаких воспоминаний у современных обитателей долины Чегема. Время хранит еще пока могилы древних обитателей этого края, да остатки их оборонительных сооружений. По этим памятникам старины и строят догадки нынешние обитатели каждый на свой лад." В.А.Тепцов "По истокам Кубани и Терека. Часть 3-я, Чегем." 1892 год.



Я например не возражаю против того что эти могилы остались от предков осетин, но есть одна маленькая проблемка - нет доказательства того, что они были возведены именно аланами. У тебя есть доказательство того, что эти "лгытты" оставили аланы?
Что же касается речки "Шаудан", то в балкарском языке одним из названий родника является слово "шаудан", это явное заимствование из осетинского, но говорить что всякий шаудан связан с осетинами, как сам понимаешь, неуместно.

Спасибо: 0 
Is-tina



Сообщение: 526
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.10 11:40. Заголовок: огъары учкулан пише..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
Овсети, есть документ 18 в., середины, называлась терр. от Карачая до Ингушетии.



Умиляет вся эта подспудная попытка по-особому расшифровать понятие «Овсети», которое существовало много веков (первое тысячелетие, и большую часть второго тысяч. н.э.)_ .Расшифровывайте, конечно! Но следует помнить, что за почти два тысячелетия существования этого названия происходили большие события. И наполнение этого слова (территории) – менялось. И, в конце концов, прежнее население сомкнулось на той территории, которая называется «Осетия», и в народ «осетины». Что же здесь удивительного и спорного?

Да! В 18 веке там уже просматривается Карачай. Как и другие племена и народы. Но это уже более поздние издания народов. Более позднее наполнение древнего понятия «Овсети». Да уже и сама территория так не стала называться. Потому что ушел из нее сам первоисточник, носитель названия. И не странно, что последующие народы находили там неразгаданные и непонятные им памятники.
Но я уже даже читала . что «овсети», и также овсы или осы, это не что иное как Карачай и карачаевцы. .Это совершенная лажа»!


Спасибо: 0 
Профиль
Энки



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.10 13:20. Заголовок: Is-tina пишет: Это ..


Is-tina пишет:

 цитата:
Это совершенная лажа»!


Простите великодушно, но пока не будут даны вразумительные ответы на след. вопросы:
1. Почему осетины называют асами не себя, а балкарцев?
2. Почему аланами называют себя не осетины, а карачаево-балкарцы?
совершенной лажой являются попытки сделать из осетин потомков алан.

Спасибо: 0 
Is-tina



Сообщение: 527
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.10 13:38. Заголовок: Энки, я же про алан..



Энки, я же про алан-осетин ничего не написала. И не приписывайте мне погрешности других. Я отвечаю только за себя.

Знаете, Энки, иногда кто-то называет себя Наполеоном. Простите меня тоже великодушно.

Спасибо: 0 
Профиль
Энки



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.10 14:01. Заголовок: Is-tina пишет: Энки..


Is-tina пишет:

 цитата:
Энки, я же про алан-осетин ничего не написала. И не приписывайте мне погрешности других. Я отвечаю только за себя.

Знаете, Энки, иногда кто-то называет себя Наполеоном. Простите меня тоже великодушно.



А вы пытались ответить на эти два вопроса?
На случай с Наполеоном очень похоже нынешнее поведение осетин.

Спасибо: 0 
Is-tina



Сообщение: 528
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.10 14:41. Заголовок: - Да! - Я бы сказа..



- Да!

- Я бы сказала. - и ваших тоже.



Спасибо: 0 
Профиль
огъары учкулан
moderator


Сообщение: 53
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.10 16:10. Заголовок: Энки пишет: Что же ..


Энки пишет:

 цитата:
Что же касается речки "Шаудан", то в балкарском языке одним из названий родника является слово "шаудан", это явное заимствование из осетинского, но говорить что всякий шаудан связан с осетинами, как сам понимаешь, неуместно.


Это правильно. Конечно же, никто не спорит, что "шаудон", а таких гидронимов, как минимум несколько, это не может быть прямым "иранским" остатком в местности. Но, надо учитовать и тот факт, что "шаудон", это и слово в значении "родник". Например, у Казима мечиева, оно в активном обороте!


Is-tina пишет:

 цитата:
Умиляет вся эта подспудная попытка по-особому расшифровать понятие «Овсети», которое существовало много веков (первое тысячелетие, и большую часть второго тысяч. н.э.)_ .Расшифровывайте, конечно! Но следует помнить, что за почти два тысячелетия существования этого названия происходили большие события. И наполнение этого слова (территории) – менялось. И, в конце концов, прежнее население сомкнулось на той территории, которая называется «Осетия», и в народ «осетины». Что же здесь удивительного и спорного?


Тина, я далек от мысли пытаться пересмотреть принятые взгляды на истории народов, хотя бы потому что в число моих интересов не входит Средневекая история. Я в аланской теме, профан. И не скрываю это. Но тут "гость" пишет, что Овсети грузинских источников исключительно одно ущелье, но это не так... это не попытка расшифровать термин, это просто указание, что чьи-то воззрения строятся не неверных источниках и представлениях. Не более того. Делает ли это нас прямыми наследниками алан (этот источник) - безусловно, нет. Длоя этого нужен целый комплекс источников, при этом "современников". Опровергает ли это сказанное "гостем"? Безусловно, да.
Во вторых, "гость", сразу перейдя на тон оскарблений, хоть и не в мой адрес, высказывает по сути дела, интересную картину: в его предсталвении карачаево-балкарский этнос, это позднейшие насельники, которые пришли всего пару веков назад, заняли под шумок землю. Какой то такой перерывчитый этногенез))) что же касается это противпоставления местному, балкарскому населению, памятников Балкарии. То типично шовинизм
Я надеюсь ничем не обидел ваши национальные чувства, собственно говоря, вроде как и немог, т.к. говорил исключительно про Балкарию.

Спасибо: 0 
Профиль
Turk
moderator




Сообщение: 73
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.10 16:18. Заголовок: Тахир пишет: Кючукб..


Тахир пишет:

 цитата:
[Нынешних господ того селения, в которое мы пришли зовут Кючукбий Шакман и Джауханбий Шакман7). Общее количество военной дружины этого селения составляет 12.000 азнауров и еще 2.000 оруженосцев. В основном все придерживаются шафиитского мазхаба. Большей частью дружат с грузинами. Торговцы и некоторые другие продвинутые жители владеют и русским языком.]
....

[Красивые парни и отборные девушки, бесподобные люди. Здесь тоже, как и в остальных районах черкесов нет рынков, денег, бань и садов. В этом поселении имеется 2 больших и 7 маленьких мечетей. Хутбы читают в начале на имя Дагестанского падишаха8) (шаухала Тарковского, валия дагестанского), а затем своего господина Кючюка Шакмана. Но настоящих мусульман мало.]



Здесь все ясно сказано, и каких владетелях и чьих князьях идет речь, а где о кабардинских князьях Таусултановых и других при описании Таулустана?

Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 529
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.08.10 18:54. Заголовок: Огъары Учкулан Да не..


Огъары Учкулан
Да нет, Аслан, какие обиды! Тем более от тебя. Я тоже всего лишь хотела поставить какую-то точку по поводу географического названия Овсети. (Ибо действительно замечаю слишком «прозападное» его толкование). И воспользовалась твоей фразой, в которую вложена некоторая доза негатива. .(Остальное – по тексту).

Спасибо: 0 
Профиль
гость



Сообщение: 6
Зарегистрирован: 26.08.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.10 05:45. Заголовок: у тебя логика отсуст..



 цитата:
у тебя логика отсуствует, то ты сперва говоришь что мол-де, не трудно будучи админом узнать ай-пи, теперь говоришь, что изначально не хотел узнаваться...

Для тех кто в танке еще раз: На странице этого форума некий гость оставил пару сообщений и всего-то... Сам гость не пожелал представиться, никто из местных также не попросил его представляться. И вдруг этого гостя обвиняют в нерешительности ("так и не решился представиться..", можно понять будто долго пытался это сделать), а админ тут же определяет его айпи и выдает на ура "я его пробил по айпи - это такой-то такой-то и живет там.." и прочее.
Вот эта всё какой логикой можно обяснить? Идиотизм какой то.

 цитата:
Вообще-то, помнится, ты первым назвал мои имя и фамилию в "Родстве", на что я ответил тебе тем же!

Вообще-то это было не так и ты как всегда в своей лживой манере не договариваешь. Там всё было по нормальному. Тебя несколько раз попросили ПРЕДСТАВИТЬСЯ, что ты за ученый такой чтобы знать. Это нормальная практика среди специалистов. Ты свое имя не называл непонятно почему, также как кстати и Тахир. Вот я вас и представил вместо вас! Здесь же ты поступил как всегда по гнилому, профессия у тебя такая. Никогда и нигде я не скрываюсь и всегда могу назвать себя сам, если меня попросят!
 цитата:
Ты думаешь это единтсвенное место где выкладывался этот документ? Что в других местах он не обсуждался?

Я не знаю где этот туфтовый перевод еще выкладывался. Увидел его здесь - вот и высказался. Может быть ты где-то в других местах указывал на ошибочность суждений этого Гаджаева, но ты это не показал. ЗДесь же показал свое молчаливое согласие.
 цитата:
что дорбуны всякие там, Абаевым почему то не считались заимствованием из осетинского.... не знаешь почему?

Потому как это заимствования из старо-осетинского. Они вышли из обихода осетин, а вы их сохранили в таком виде, каком получили. Спасибо.
 цитата:
Вышеписанные горские народы, начав от Абаза, простираютца до чеченского народа, и все оные народы грузинцы на своем языке называют осии,

Это не принимается и это не грузинский источник. Смотрите за своими словами: Всё равно, что для Грузии "Овсети" - это вся территория северней Главного Кавказского хребта.
Мои слова: Не вся территория, а всего лишь часть. А именно в прошлом: от Терека до притоков Кубани. Это и есть историческая Алания Кавказская. Впоследствии название Овсети-Осети относится только к территории нынешних осетин + вплоть до 18 века сохранялась еще за балкарским Черекским ущельем.
Овсети, есть документ 18 в., середины, называлась терр. от Карачая до Ингушетии.
Мои слова: Есть не один, а масса документов и старинных грузинских карт(17-19вв), где показаны пределы Овсети. До конца 18 века в Овсети по грузинским источникам входит из кб ущелий только Балкарское по Череку.
ТАК ВОТ, для тех кто в танке: ПОКАЖИТЕ гДЕ ДЛЯ ГРУЗИИ ОВСЕТИ включает в себя территорию Северного Кавказа! И временные эпохи: 1-10 века; 10-15 века; 15-20 века! Не для кого-то со стороны, а именно для Грузии! Грузинская хроника весьма богатая материалами. Показывайте.

Спасибо: 1 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 478
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.10 10:45. Заголовок: гость пишет: Ты, па..


гость пишет:

 цитата:
Ты, падаль, по себе не суди о других... Знаем тебя. Тебе лично некий ученый Клесов так наплевал на физиономию и выкинул как комок грязи! А ты потом как утерся - дифирамбы ему пел, как последняя тварь. Ты так ничтожно перед ним извинялся даже, когда он не посчитал нужным извиниться со своей стороны! И правильно сделал, этим он показал тебе на твое никчемное место. Любому нормальному человеку было бы стыдно после такого унижения, но только не тебе адвокатик.


В отношении этой падали под названием Русланбек, я думаю, будет лучше, если он здесь не будет, мягко говоря, пахнуть. Он и дальше, если его здесь оставить, будет вот так на форуме гадить, и в то же время, его природная трусость, помимо интернет-провокаций, никогда его не сподвигнет на разборки вживую. Таков он этот Русланбек. А потому я не вижу никакой пользы в его присутствии на этом форуме. Гнилой провокатор! Каким он был, таким и остался.

А в ответ на его последний постинг, скажу следующее, что некий ученый Клёсов, который по утверждению этого Русланбека якобы наплевал мне в физиономию и выкинул как комок грязи , на самом деле погнал на тему, что будто бы русские как этнос существуют уже едва ли не 10 тысяч лет. То есть, Клёсов, не будучи в этих вопросах специалистом, верил в то, что так называемая "Велесова книга" - не фальшивка, коей ее считают все без исключения исследователи, а исторический источник. И он вмешался в обсуждение этого "источника". У нас в этой связи с ним вышли разногласия. Признаюсь, я высказался в "личке" в его адрес грубо, даже матом, в ответ на неуважительный тон. И меня забанили на "Родстве".
Прошло время, и после наших дебатов на том же "Родстве", тот же Клёсов уже радикально изменил свое мнение в отношении тюрок. Этому свидетель не только я, но и Тахир, и Огъары Учкулан, и Тюрк, и Руслан. Клёсов дошел до того, что посчитал, что одна из двух т.н. "арийских" гаплогрупп - R1b может являться именно ТЮРКСКОЙ гаплогруппой. Разумеется, в этом отношении я с ним не вполне согласен, поскольку считаю, что тюркской является гаплогруппа R1a, но это не суть важно. Человек радикально поменял свои взгляды, когда поглубже узнал нашу позицию. За это респект ему. Дифирамб я ему после этого не пел, но подчеркнул, что с уважением отношусь к позиции ислледователя, когда он способен изменить свое мнение, и считаю, что этим Клесов показал, что он настоящий исследователь. И не надо, "уважаемый" Русланбек врать тут при всех, что будто бы я перед ним "ничтожно извинялся"! Ты каким был вруном, таким и остался. В отличие от тебя, у меня есть чувство собственного достоинства! Матом покрыл его в свое время я, а не он. А значит, извиниться должен был я, особенно после того, как он и сам понял, что всё совсем не так, как он считал до того времени. Тем более, что он гораздо старше. Вот и всё!
И не не сделал ничего такого, за что мне должно было быть стыдно! Я никогда ни перед кем не унижался, и впредь, надеюсь, Всевышний предохранит меня от унижений! А вот тебя, русланбечек, только унизив и опустив ниже уровня городской канализации, можно поставить на место хоть на время. Так с тобой поступал не только я, но и практически каждый из участников форума, отстаивавших позицию тюркоязычия алан. Ты в отношении каждого из нас погнал в "личке", и каждый из нас тебя также четырехэтажным матом в ответ покрыл. Иначе ты ничего не понимаешь! Интернет-террорист, понимаешь ли!


Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
огъары учкулан
moderator


Сообщение: 54
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.10 11:01. Заголовок: гость пишет: Для те..


гость пишет:

 цитата:
Для тех кто в танке еще раз: На странице этого форума некий гость оставил пару сообщений и всего-то... Сам гость не пожелал представиться, никто из местных также не попросил его представляться. И вдруг этого гостя обвиняют в нерешительности ("так и не решился представиться..", можно понять будто долго пытался это сделать), а админ тут же определяет его айпи и выдает на ура "я его пробил по айпи - это такой-то такой-то и живет там.." и прочее.


Идиотизм, это твой метод. Для тех не понимает: сперва ты говоришь что ты хотел остаться икогнито, атеперь иронизируешь над Альбертом, что он узнал тебя. Да, впрочем, чего ты хотел, если твой фирменный почерк, плюс вот это "//....//" выдали тебя раньше)))


 цитата:
Я не знаю где этот туфтовый перевод еще выкладывался. Увидел его здесь - вот и высказался. Может быть ты где-то в других местах указывал на ошибочность суждений этого Гаджаева, но ты это не показал. ЗДесь же показал свое молчаливое согласие.


во первых не тебе судить о моей нравственности: я что бы там не было, не кентовался годами с одними потом обиженный на тех, не метался по форумам с речами прощенья для противной стороны))) меня вот предателем нации уж точно не называли)))
далее: моя точка зрения для всех кто здесь бывал прекрасно известная. Более того,я уже здесь высказлся что думаю, это описание не только карачаевцев и балкарцев, открой свои глаза по шире, уже этим, на "молчаливое согласие" это не тянет. Так что прекрати писать свою "правду" - заправленную в листья обличающей, откровенно говоря, истерики.

 цитата:
Тебе уже не раз указывали на твою безграмотность. Запомни еще раз, что Карачай находился во время поселения осетин в Осетиновке - высоко в горах по истокам Кубани! И осетины живут в предгорьях нынешнего КЧР раньше, чем карачаевцы. Осетины карачаевцам даже в аренду сдавали участки земли. Посмотри неуч карту и даты образования карачаевских поселений на равнине!


При царе кабардинцы платили за терр. которые входили в их состав задолго до прихода сюда первых казак. Карачаевцы, в том числе, жили и на равнине, до прихода, даже, кабардинцев. Что же касается самих осетин то с ними у нас отличные отношения, и нечего тебе в них лезть. У нас ними общая родина и земля. ИншАллах так все в мире и будут жить в мире!


 цитата:
Потому как это заимствования из старо-осетинского. Они вышли из обихода осетин, а вы их сохранили в таком виде, каком получили. Спасибо.


во первых. из старо-аланского. Т.к. алан и язык и осетин (иронец-дигорец) понятия не тождествены. Тебе нравятся академики - так вот это слова двух видных академиков, Кузнецов и т.д.
во вторых не получили, не от кого либо: это непосредственная часть карачаевского карачаевского языка. Так считают, опять таки академики.

Что касается Овести:

ты пишешь:

 цитата:
Смотрите за своими словами: Всё равно, что для Грузии "Овсети" - это вся территория северней Главного Кавказского хребта.



Где я говорил, что Овсети грузины называли Весь Северный Кавказ? Покажи мне это! Ты уже не впервый раз делаешь так: причисляешь мне слова которые я не говорил. Покажи, и япродолжу.

Я с тобой веду дисскусию об этом: впрочем у тебя это на нормальную дискуссию, явно не похоже)))

Да, кстати, а что означает слово "алан" в КБ-языке? Я так смотрю, все знают наш язык лучше нас)))

Далее: спасибо, за текст легенды. Не скинешь и другие ее версии?))))

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 108 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 49
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет