On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа

АвторСообщение
Тахир



Сообщение: 460
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.10 14:38. Заголовок: Эвлия Челеби о карачаево-балкарцах в 17 веке


http://www.kumukia.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=9242<\/u><\/a>

Эвлия Челеби в стране карачаево-балкарцев.

Книги, написанные современниками, проходя через века, становятся свидетелями времени, своеобразными окнами в тот мир, который был, существовал очень давно. Такова "Книга путешествия" турецкого путешественника Эвлия Челеби. Он родился 25 марта 1611 года в Стамбуле. Получил хорошее образование, был хафизом (то есть знал Коран наизусть), изучал философию и право, искусно резал по камню, знал музыку, грамматику и греческий язык, писал стихи. Был, как мы сейчас говорим, разносторонне развитой личностью. Во сне пришло к нему понимание смысла собственной жизни - быть путешественником, объездить и описать много стран, создать книгу путешествий. Ушедшее, казалось, навсегда время, его приметы всплывают со страниц книги. Путешественник Эвлия Челеби дал в ней описания многих земель и народов Ближнего Востока, Кавказа, Крыма, Поволжья и Подонья, берегов Каспийского и Черного морей.

Готовя данный материал, я пользовался в основном турецким изданием "Книги путешествий" (Evliya Celebi Seyahatnameleri. Istanbul. 1996. s.445-448. Evliya Celebi Seyahatnamesi. I-II. Sadelestirilen: Tevfik Temelkuran, Necati Aktas. Baskiya hazirlayan Mumin Cevin. Ucdal Nesriyat. Istanbul.1986.). Хотелось бы подчеркнуть, что в русском переводе сочинений турецкого путешественника некоторые детали и подробности описания путешествия, представляющие для нас особенный интерес, к сожалению, упущены.

Qarachaili

[10 октября мы вступили в земли Черкесов1). Быстрым темпом проехали на восток 4 часа]. Крымский Хан Мехмет Гирей со своей армией вместе с Эвлия Челеби доходят до ногайского поселения. [Столетний ногаец мирза, которого зовут Чобан, является предводителем всех ногайских татар. Эта племя породнилась с черкесским племенем Шугаки, беря у них девушек в жены, но сами им своих девушек не выдавали. Эта племя ногайцев обосновались и живут в Черкезистане. Они ведут кочевнический образ жизни в горах и долинах, численность всех составляет около 10 тыс. юртов. Военная дружина ногайцев составляет около 10 тыс. стрелков. Все являются сильными и смелыми воинами с лошадьми и оружием. Отсюда мы двинулись на восток и проехали по горам и долинам около 5 часов и дошли до черкесского племени Шугаки. Отсюда и дальше местные жители свои поселения зовут "кабак", а татары свои поселения звали "сыла". Эти жители "кабаков" очень непослушные, но подчиняются Хану Мехмет-Гирею. Преподнесли Хану продуктов и высказали свое уважение и гостеприимство. Племя Шугаки смешалось с ногайцами. Здесь вышла потасовка из-за того, что один из воинов татарин взял, не спросив, у одного черкеса с арбы рыбу. За это черкесы убили трех татар. На столько черкесы являются злобными и окаянными. Но настолько же полезны и храбры.]

Таким образом, Крымский Хан Мехмет Гирей и Эвлия Челеби проезжают через многочисленные племена черкесов (адыгов) и ногайцев. Погостив так же и у кабардинцев, они приезжают к черкесскому племени Биберды2).

[Биберды живут междуречье Кубани и Джинджик (иногда он называет эту реку "Инджик" - это река Зеленчук). На севере Бибердов живут Калмыкские татары. Почти до реки Терек простирается земля Бибердов. Биберды состоят из 4 господ, каждый из которых имеет по сто кабаков. Два из них подчинены кабардинскому господину, а два Султану Тауистана ("Тауистаном" Эвлия Челеби называет Карачай и Балкарию и указывает на то, что часть Бибердов, а именно 2 рода, были зависимы от Тауистана). Один из этих господ по тому, как живет рядом с калмыками, подчиняется калмыкскому Шаху Мусенджаку. В начале года дает калмыкам одного быка и много разных подарков. Таким образом, сохраняет себя от калмыкского нападения.]

[Вышеупомянутые 4 господина имеют каждый по 2 тыс. вооруженных воинов, но так как они не являются мусульманами, на них иногда нападает Падишах Дагестана. Берет у них пленных, а также разные припасы. Им сложно, потому что в их землях нет скалистых гор, где можно было бы укрыться. Все живут на равнинных, лесистых местах. Эта племя тоже дало Хану подарки, а также помогло своей сопроводительной армией. Дальше мы пошли на восток и проехали 8 часов пути. Дошли до местности Беш Таг (Пятигорск). Это местность находится недалеко от кабардинских земель. Оттуда мы проехали на восток 5 часов, проехав кабардинские земли дошли до реки Золька. Эта река течет с горы Эльбрус и впадает в Терек. Отсюда за этой рекой начинаются земли Тауистана.] (Эвлия Челеби указывает на то, что река Золька была границей между Кабардой и Таустаном).

[Тауистан удивительно большая губерния. Одна сторона на севере граничит с Московским государством. Другая сторона на востоке граничит со страной Дагестан3). Третья сторона на юге у Эльбруса граничит со Сванетией.]

Отец всех гор - гора Барс (так называл Эльбрус Эвлия Челеби).

[На арабском языке его называют Эбуль-Джибаль (в переводе отец всех гор). Однако по той причине, что вокруг этой горы проживал народ под названием Барс, иранцы прозвали эту большую гору горой Барсов. На греческом языке его называют "Петре Аджан". На монгольском языке - "Тилтав", на языке Кахтани - "Пеште-и Дадьян", на лазском языке - "Зехунда", на языке кытак "Тавбан", на черкесском языке "Ритау", на татарском "Чылдыр Отак", на чагатайском гора "Миян". По-разному называют и другие историки, в числе которого и название "Кюх-ель Барс".]

[Древние философы, ученые по хадисам и тафсирам говорили: "Создатель всех миров Аллах своим словом "Кюн" создал на Земле 140 больших гор. Если бы не было этих гор, то земля постоянно расшатывалась бы". Про эти самые горы был спущен 63 аят суре Зуммер Священной книги Корана... По преданиям Батламуса, Бократа, Сократа и Пифагора гора Барс является одной из всех этих 140 гор. Эта гора Барс находится близко к Железным воротам. Вышеупомянутые путешественники считают, что гора Барс находится посередине всех остальных гор, возможно и посередине всего мира. Исследователи так говорят: Арабы назвали эту гору Абуль-Джибаль4). Ибо все горы Китая, Мачин, Хыта, Хутен, Фагфур и Индии (Эвлия Челеби перечисляет древние страны) примыкают именно к этой горе...]5)

[На юге-востоке горы Барс находятся земли Сванов. На юго-западе по побережью Черного моря расположены земли Абазов. На западе, по тем местам где мы прошли, расположены земли Черкесов, их соседи Кабардинские Черкесы и Тауистанские Черкесы. Отсюда на запад в 47 днях находится Крым. На севере горы Барс расположена Московское государство, у которой на границе находится Терская крепость].

[Вкратце если сказать, вокруг этой горы расположены земли 11 падишахов, до такой степени большая гора (Здесь имеется в виду весь Кавказский хребет). Такая большая гора, что и летом и зимой вершину не увидишь, все время покрыта облаками. И даже в хорошую погоду не возможно увидеть вершину. Ближе к вершине и деревья отсутствуют, потому что большие ураганы рвут их с корнями.]

[В июле чабаны народа Таустана выходят на пастбища у подножья этой горы Барс пасти свои стотысячные стада баранов. Это местность относится к Султану Таустана. Проехав на восток 4 часа, а затем еще 9 дошли до реки Балык. Эта река берет свое начало у горы Барс потом впадает в реку Терек, а затем и в Хазарское море (Каспийское море)). А затем мы прошли еще 5 часов на восток, а потом и еще 7 часов и дошли до селения Тауилистан. Здесь недалеко от реки Бахисан6) увидели развалины древнего города, из которого сохранилось около 1.000 покрытых бревнами домов, а остальные разрушил Тимурленк. Если дома черкесов покрыты тростником или камышами, то здесь дома покрыты деревянными бревнами. В этом селении растут фруктовые деревья. Тауилистан очень старый и ухоженный город. Тауилистан является таким же большим государством, как и Дагестан.]

[Нынешних господ того селения, в которое мы пришли зовут Кючукбий Шакман и Джауханбий Шакман7). Общее количество военной дружины этого селения составляет 12.000 азнауров и еще 2.000 оруженосцев. В основном все придерживаются шафиитского мазхаба. Большей частью дружат с грузинами. Торговцы и некоторые другие продвинутые жители владеют и русским языком.]

Одежда жителей Тауистана. [Одежда всех похожа на иранские покрывало, с дырочками и привязанные на подмышках и с высокими воротниками. На голову одевают белый башлык. На ногах иранские башмачки. Головы побриты, бороды подстрижены.]

Одежда женщин Тауистана. [Все женщины и девушки одевают шапки из белой ткани лисьей кожи. Волосы открыты, но не свисают. Одевают разные и разноцветные кафтаны, которые чуть затянуты. Одеты, как и остальные черкесские девушки.]

[Красивые парни и отборные девушки, бесподобные люди. Здесь тоже, как и в остальных районах черкесов нет рынков, денег, бань и садов. В этом поселении имеется 2 больших и 7 маленьких мечетей. Хутбы читают в начале на имя Дагестанского падишаха8) (шаухала Тарковского, валия дагестанского), а затем своего господина Кючюка Шакмана. Но настоящих мусульман мало.]

[Здесь протекает река Баксан, которая идет из грузинской Сванетии и впадает в Терек. В Баксане есть рыба, которая называется аргъы балык (форель). Она не похожа ни на одну речную рыбу. Шарообразная рыба. Кажется будто приукрашена золотыми дорогими камешками. По своему вкусу похожа на английскую сардалью. В середине имеется одна косточка, подобная алифу, больше костей нет. Имеет очень приятный своеобразный запах. Эта рыба очень полезна и питательна.]

Климат Тауистана. [Климат очень мягкий, совсем нет болеющих эпилепсией, прокаженных и шпигатом. Этот народ ни за что не потерпит обиды над собой. У людей крепкое здоровье и телосложение. В основном все живут 100-150 лет (некоторое преувеличение, однако, кавказское долголетие общеизвестно).]

[Оттуда, отдохнув три дня с ханом, приехали к реке Балык. Перешли ее на лошадях. Эта река тоже рождается из белоснежных гор Грузии и впадает в реку Терек. Оттуда мы прошли в сторону юга 3 часа и дошла до большого разрушенного Тимуром города. Здесь некогда от Тимура укрывался Татарский Хан Тохтамыш. Этот город населяли очень воинственные и храбрые люди, которые не подчинились воле Тимура. Но Тимур в течении семи дней держал осаду этого города и в результате, взяв город, убил Баксанского султана. Это место тоже принадлежит Тауистану. После того, как насмотрелись этого разрушенного города, мы в сторону востока прошли еще 7 часов и дошли до реки Чегем, перешли ее на лошадях и прошли еще 2 часа. Потом дошли до реки Лачин (Ладжек). После перешли и эту реку и дошли до "Яркай Кабака". Яркай кабак тоже относится к Таустану и очень благоустроен. Оттуда прошли еще 4 часа и дошли до реки Черек (Чарук). Эта река тоже идет из Таустана и впадает в Терек. И ее тоже перешли лошадьми и прошли еще 4 часа. Дальше дошли до большой реки Терек... на восток прошли еще 15 часов и дошли до реки Сунжа. Наконец-то наша нога вступила в мусульманскую землю Дагестана. Нас встретил дагестанский падишах Султан Махмут Шамхал Шах... Здесь в этих местах свои города называют не кабак, а "Кент"9).]

На этом Эвлия Челеби вместе с Крымским Ханом Мехмет Гиреем покидают Таустан и вступают в Дагестан.




2) Биберды - старинное название абазин и части адыгов.

3) Чеченцы до сих пор называют горную часть своей республики Дегиста. По тюркски "даг" - гора, "стан" - страна.

4) Здесь Дарьяльский проход.

5) Согласно античным представлениям, впоследствии некритически заимствованным средневековыми арабами Кавказ, Гиндукуш и Гималаи являлись частью единого хребта по имени Каф, охватывающего весь земной шар. За этой горой по арабским представлениям находился конец света.

6) Баксан.

7) В XIX в. балкарских князей из рода Шакъман стали называть Шахмановыми.

8) То есть в честь шаухала Тарковского, валия дагестанского

9) У кумыков раньше слово "кент" применялось лишь в отношении крупнейших сёл, лишь со временем эта особенность перестала быть строго обязательной.


<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 108 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]


Руслан





Сообщение: 24
Зарегистрирован: 03.07.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.10 13:15. Заголовок: гость пишет: Что ..


гость пишет:

 цитата:
Что значит не решился? А ты просил чтоли представиться? Попроси и тебе представяться! Я тут увидел ваши идиотские "открытия" и решил вам это заметить. Более ничего. Вы не представляете интереса для общения и это видно по вашему широкому кругу здесь.


Начинается лай ...)))
гость пишет:

 цитата:
Ну ты как был болтуном так и остался. Будучи админом вычислять айпи гостей и разглашать гостей - много ума и скромности не надо. Потом обижаешься, когда тебя идиотом называют)))


Надеюсь ты не обижаешься когда тебя псом называют..? Причем из той породы которая только тявкает....
гость пишет:

 цитата:
Всего хорошего, "ученые" к-б!!!!


Напоминает движение когда наложив кучу задними лапами её присыпают песочком и уходят...
гость пишет:

 цитата:
А я не хотел чтобы меня узнавали иначе бы написал свое имя. Решительности мне не занимать для этого, уважаемый! Чтобы написать здесь два-три сообщения нет необходимости регистрироваться и можно это сделать в качестве гостя.


Весели нас весели про свою решительность и все такое...))
гость пишет:

 цитата:
Вообще-то это было не так и ты как всегда в своей лживой манере не договариваешь. Там всё было по нормальному. Тебя несколько раз попросили ПРЕДСТАВИТЬСЯ, что ты за ученый такой чтобы знать. Это нормальная практика среди специалистов. Ты свое имя не называл непонятно почему, также как кстати и Тахир. Вот я вас и представил вместо вас! Здесь же ты поступил как всегда по гнилому, профессия у тебя такая. Никогда и нигде я не скрываюсь и всегда могу назвать себя сам, если меня попросят!


твой репертуар вызывает только улыбку...
гость пишет:

 цитата:
Я не знаю где этот туфтовый перевод еще выкладывался. Увидел его здесь - вот и высказался. Может быть ты где-то в других местах указывал на ошибочность суждений этого Гаджаева, но ты это не показал. ЗДесь же показал свое молчаливое согласие.


А твои туфтовые мнения здесь не интересны ...

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 479
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.08.10 23:47. Заголовок: огъары учкулан пише..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
во первых. из старо-аланского.


Кстати, слово "дорбун" - наше исконное тюркское слово. Я в своей статье его приводил. В старой редакции моя статья есть на сайте у Абрека. У меня в компьютере тоже где-то есть, но найти мне сейчас не так просто. И, кстати, к той статье по поводу слова "дорбун", я уже мог бы добавить аналогию из русского языка. Если в нашем языке "дорбун" (пещера) идет из "дорба" (мешочек), то в русском языке "пещера" образовано из "пещер" (корзина). Так что, аналогия очевидна.



Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 480
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.08.10 09:41. Заголовок: гость пишет: Для те..


гость пишет:

 цитата:
Для тех кто в танке еще раз: На странице этого форума некий гость оставил пару сообщений и всего-то... Сам гость не пожелал представиться, никто из местных также не попросил его представляться. И вдруг этого гостя обвиняют в нерешительности ("так и не решился представиться..", можно понять будто долго пытался это сделать), а админ тут же определяет его айпи и выдает на ура "я его пробил по айпи - это такой-то такой-то и живет там.." и прочее.
Вот эта всё какой логикой можно обяснить? Идиотизм какой то


Учитывая сложившиеся между нами "теплые" отношения, не рассчитывай на то, что я буду молчать, если замечу, что ты обитаешь на этом форуме. Как не стоит тебе рассчитывать на то, что я при личной встрече пройду мимо и не набью тебе морду!
(Прошу прощения у форумчан за непарламентские выражения!)

гость пишет:

 цитата:
Потому как это заимствования из старо-осетинского. Они вышли из обихода осетин, а вы их сохранили в таком виде, каком получили. Спасибо.


Из осетинского в карачаево-балкарском языке (в основном, конечно же, в балкарском!) даже с натяжками не более 40 лексических заимствований, тогда как в осетинском из карачаево-балкарского языка заимствований около 400! Ты же, надеюсь, помнишь, что я привел этот список.


Кстати, насчет обозначения Таустан по причине наличия там кабардинских князей Таусултановых хотелось бы привести такую цитату:
"Но у подножия Эльбруса садов и виноградников нет. Эта страна и представляет собой изначальное Дагестанское падишахство, которое называют Таусултан. Но так как [ныне тот город] потерял свою силу, то его бея не называют шамхал-шахом. Но именно здесь находилась древняя столица Дагестана". http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Celebi5/text3.phtml?id=7005<\/u><\/a>

Интересно вот, с каких таких пор кабардинцы имеют отношение к Дагестану?

И еще, я забыл сказать, что этого "интернет-геройчика" Русланбека, который здесь зарегистрировался как "гость" я забанил на неделю по причине его оскорбительных высказываний в мой адрес. Пусть отдохнет, очухается! Я ему еще на "Родстве" говорил, что ничуть не возражаю против его участия в нашем форуме, если, конечно, он будет вести себя прилично. У него не получилось прилично себя вести. Так что, пора на отдых.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 481
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.10 17:13. Заголовок: Уважаемые форумчане!..


Уважаемые форумчане! Я подключил нетбук к интернету, а потому, хоть и нахожусь за пределами дома, могу заходить на форум.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 536
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.09.10 14:32. Заголовок: Уважаемые участники..


Уважаемые участники форумного обсуждения! Вы как-то увлеклись руганью, что явно не перспективно. Давайте вернемся к позитиву.

Я лично вынуждена вернуться к своему вопросу, поставленному в посте 526. ( О содержании географического понятия Овсетия), . Для меня это очень важно. И я обращаюсь к Тахиру, постановка которого и вынудила меня написать тот пост.

Дорогой Тахир, в своей работе ты пытаешься узаконить тезис о том, что
«овсы – это не что иное (не кто иные) как карачаево-балкарцы».

И теперь ты, Тахир, нам задал задачу – продолжать нам считать себя осетинами. Или начать учиться вживаться в новое название – «карачаево-балкарцев».
Ну, неуютно мне, вживаться! Я так привыкла считать себя в Осетинской сущности!

Разумеется. Это полнейшая сумятица то, что ты пишешь. Извини, если это грубо.

НО самое главное, ты невинно ссылаешься на такого авторитета как Н.Я. Марр.

Вот цитата из твоей работы:
«… овсы – исконное название грузинскими народами карачаево-балкарцев»
В скобках ссылка Н.Я. Марр», и др.)

Я очень удивилась этой фразе, потому что знаю работы Марра. Он так не сказал бы.

Откуда ты это извлек? Разреши процитировать тебе как раз Марра:

1. «Di-gor, племенное название одной из разновидностей овсского, так наз. Осетинского социально-экономического образования».
Марр, Н.Я.Этно- и глоттогония Восточной Европы» 1935 г. стр 491.
Далее там же Марр пишет как раз о разнице «в карачаевской и дигорской огласовке…»
То есть у него это все не тождество.

2.Далее, там же стр 509 «…gmir, с сохранением полноты огласовки у «осетин» (овсов): gumir “великан», «исполин».».

3. Там же стр. 520 «… народными эпическими сказаниями грузинским, овсским (осетинским) и абхазским об Амиране, из коих самый древний извод, овсский, дает опору для возведения типа кавказского Амирана-Солнца-Огня, двойника скифо-кавказского Прометея…»

То есть, Марр как раз отождествляет «овсское» и «осетинское». А карачаевское рассматривает отдельно. И нигде нет отождествления карачаевского и овсского. Того. о чем пишешь ты.

Конечно, в географическом понятии "Овсетия" есть свое содержание. Но я пока отвлекаюсь от него. Сначала надо поставить точки над "i" в самом термине "овсы".



Спасибо: 0 
Профиль
гвоздь



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.09.10 16:39. Заголовок: Речь шла о том что о..


Речь шла о том что овсы изначально это название карачаево-балкарцев, а на осетин этот этноним распространился под влиянием грузинской интеллигенции.

Спасибо: 0 
Albert
администратор




Сообщение: 490
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.09.10 13:46. Заголовок: Is-tina пишет: Я ли..


Is-tina пишет:

 цитата:
Я лично вынуждена вернуться к своему вопросу, поставленному в посте 526. ( О содержании географического понятия Овсетия), . Для меня это очень важно. И я обращаюсь к Тахиру, постановка которого и вынудила меня написать тот пост.

Дорогой Тахир, в своей работе ты пытаешься узаконить тезис о том, что
«овсы – это не что иное (не кто иные) как карачаево-балкарцы».

И теперь ты, Тахир, нам задал задачу – продолжать нам считать себя осетинами. Или начать учиться вживаться в новое название – «карачаево-балкарцев».
Ну, неуютно мне, вживаться! Я так привыкла считать себя в Осетинской сущности!

Разумеется. Это полнейшая сумятица то, что ты пишешь. Извини, если это грубо.


Продолжайте считать себя "ирон" и "дигорон". Да и осетинами тоже, поскольку уже такая традиция называть иронцев и дигорцев осетинами серьезно внедрилась благодаря "книжному" грузинскому языку. Ведь называют же себя аварцы по-русски аварцами, хотя к историческим аварам никакого отношения не имеют, а на своем языке называют себя "маарулал" ("горцы"). Да и едва ли не большинство народов имеет экзоэтнонимы. Так и осетины. "Осетин" для вас это экзоэтноним, как известно, при чем даже с грузинским суффиксом "-ети".
Разумеется, вживаться в этноним "карачаево-балкарцы" не надо , поскольку "осетин" было всего лишь экзоэтнонимом для ряда народов Северного Кавказа в речи грузин-интеллигентов. Знали грузины, что по "ту сторону хребта" находится Овсети / Осети. И все близлежащие северо-кавказцы для них либо осы, либо леки (дагестанцы). Другое дело для непосредственных соседей осетин и карачаево-балкарцев в той же Грузии. Я имею в виду горные группы грузинского народа. Они более четко знали, кто есть кто.

Is-tina пишет:

 цитата:
НО самое главное, ты невинно ссылаешься на такого авторитета как Н.Я. Марр.

Вот цитата из твоей работы:
«… овсы – исконное название грузинскими народами карачаево-балкарцев»
В скобках ссылка Н.Я. Марр», и др.)

Я очень удивилась этой фразе, потому что знаю работы Марра. Он так не сказал бы.

Откуда ты это извлек? Разреши процитировать тебе как раз Марра:

1. «Di-gor, племенное название одной из разновидностей овсского, так наз. Осетинского социально-экономического образования».
Марр, Н.Я.Этно- и глоттогония Восточной Европы» 1935 г. стр 491.
Далее там же Марр пишет как раз о разнице «в карачаевской и дигорской огласовке…»
То есть у него это все не тождество.

2.Далее, там же стр 509 «…gmir, с сохранением полноты огласовки у «осетин» (овсов): gumir “великан», «исполин».».

3. Там же стр. 520 «… народными эпическими сказаниями грузинским, овсским (осетинским) и абхазским об Амиране, из коих самый древний извод, овсский, дает опору для возведения типа кавказского Амирана-Солнца-Огня, двойника скифо-кавказского Прометея…»

То есть, Марр как раз отождествляет «овсское» и «осетинское». А карачаевское рассматривает отдельно. И нигде нет отождествления карачаевского и овсского. Того. о чем пишешь ты.

Конечно, в географическом понятии "Овсетия" есть свое содержание. Но я пока отвлекаюсь от него. Сначала надо поставить точки над "i" в самом термине "овсы".


Разумеется, Марр отождествляет "овсское" и "осетинское", поскольку в последние столетия, когда от тюрок-овсов уже почти ничего не осталось, кроме топо-оро-гидронимов, грузины из Тифлиса отождествляли с овсами почти исключительно иронцев и в даже гораздо меньшей степени дигорцев. Есть в грузинских источниках даже такие разграничения: "осетины и дигорцы".
Но ведь тот же Н.Я. Марр подчеркивает, что для непосредственных соседей - грузинских горцев рачинцев и сванов "осы" и "овсский язык" - понятия, относимые не к ироно-дигорцам, а к карачаево-балкарцам. Но у горцев-грузин, в отличие от интеллигентов-карталинцев из Тифлиса, письменных источников нет, а есть только устные традиции.


Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 537
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.09.10 14:59. Заголовок: Albert пишет: Но у ..


Albert пишет:

 цитата:
Но у горцев-грузин, в отличие от интеллигентов-карталинцев из Тифлиса, письменных источников нет, а есть только устные традиции.



Значит, Альберт, "гвоздь" это - ты?

А -то думала , как обратиться. "Уважаемый "гвоздь"? Я ведь вежливый человек. Но получается как-то по-чеховски: " уважаемый шкаф".

А что касается по существу? Так чего нет, того и нет! Письменных источников, я имею в виду. То же самое касается и первой части твоего поста. Нет источников! А фольклор? Тоже. конечно, вещь. Но менее существенная по рангу. (для исторических выводов, я имею в виду).

Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 538
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.09.10 15:11. Заголовок: Albert пишет: Разум..


Albert пишет:

 цитата:
Разумеется, Марр отождествляет "овсское" и "осетинское", поскольку в последние столетия, когда от тюрок-овсов уже почти ничего не осталось,



Оказывается, и тюрки - "овсы"? Но в хрониках "овсы" числятся в века, когда тюрок на Кавказе еще не было!

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 494
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.09.10 22:28. Заголовок: Is-tina пишет: Знач..


Is-tina пишет:

 цитата:
Значит, Альберт, "гвоздь" это - ты?

А -то думала , как обратиться. "Уважаемый "гвоздь"? Я ведь вежливый человек. Но получается как-то по-чеховски: " уважаемый шкаф".

А что касается по существу? Так чего нет, того и нет! Письменных источников, я имею в виду. То же самое касается и первой части твоего поста. Нет источников! А фольклор? Тоже. конечно, вещь. Но менее существенная по рангу. (для исторических выводов, я имею в виду).


Я не понял, что ты имеешь в виду...

Is-tina пишет:

 цитата:
Оказывается, и тюрки - "овсы"? Но в хрониках "овсы" числятся в века, когда тюрок на Кавказе еще не было!


Тина, а откуда ты знаешь, когда тюрки появились на Кавказе?И кого именно ты имеешь в виду под тюрками? Если для тебя эти тюрки есть бежавшие от монголов непонятно в какую сторону кипчаки 1222 года, то говорить, боюсь, совершенно не о чем. Я лично отнюдь не в состоянии утверждать о том, в какой фименно век тюрки забрели на Кавказ. Знаю лишь одно: это было достаточно давно. И уж во всяком случае заметно раньше, чем ты, боюсь, думаешь, судя по твоему посту.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 539
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.10 12:45. Заголовок: Albert пишет: Тина,..


Albert пишет:

 цитата:
Тина, И кого именно ты имеешь в виду под тюрками?



В самом древнем случае - гуннов. А потом - каганаты... Тогда именно эта раса инициализировалась. Но вы с этим не соглашаетесь. Вам вечность подавай. А что плохого, что с каганатов пошла волна?

Albert пишет:

 цитата:
а откуда ты знаешь, когда тюрки появились на Кавказе?



Да немножко из истории. Иногда имею слабость копаться в ней.
Когда на Кавказе? Эдак, к пятому веку. Кавказ от степей далеко. и другая фауна и флора.

Но ты станешь опять утверждать, что тюрками были, например, кочевники, наседавшие на границы пространства откуда родом Заратустра. И я опять не буду соглашаться.

А кипчаки - это совсем поздняя редакция. Вы их почему-то не любите. Хотя многие говорят о смешении разных ветвей тюркских народов на Сев. Кавказе. И даже Руслан (твой напарник и соадмин данного форума, с аватаром чикагского крестного. Как его звали. кстати. Аль Пачино, кажется?) )сомневается в первозданной генетической чистоте этносов перемешавшихся. И я с ним, Русланом. согласна. Хотя выше Руслан как-то переменился, и стал защищать твою позицию. А со своей. стало быть, уже не будет согласен? Но это бывает. Ради друга, я понимаю.




Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 497
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.10 14:35. Заголовок: Is-tina пишет: В са..


Is-tina пишет:

 цитата:
В самом древнем случае - гуннов. А потом - каганаты...


Ошибаешься, Тина! Гунны - это уже поздние пришельцы. Этакие в значительной степени монголизированные тюрки. Хотя, возможно, что они банально включили в свой состав угорские народы. История тюрок на территории Восточной Европы однозначно начинается со скифов. Об этом свидетельств уж слишком много, чтобы этого не замечать. И древние иранцы всегда знали, что соседят с тюрками, называя их турами, как известно.

Is-tina пишет:

 цитата:
Тогда именно эта раса инициализировалась. Но вы с этим не соглашаетесь. Вам вечность подавай. А что плохого, что с каганатов пошла волна?


Ничего плохого бы не было, если бы это было так! Но это глубокое заблуждение! И изначальный расовый тип тюрок не мог быть монголоидным, он был европеоидным. Кстати, ДНК это фактически уже подтверждает. Уже ясно, что тюркские гаплогруппы формировались на основе линии R1, а это европеоидная линия. Сходство с монгольскими языками произошло лишь благодаря влиянию тюркских языков на монгольский. Это не только моя версия. Это версия одного из самых известных лингвистов-тюркологов А.М. Щербака. Эту версию современная ДНК-генеалогия уже полностью подтверждает. Гаплогруппа С, как оказывается, наличествует у азиатских тюрок именно в древних монгольских родах, но не в тюркских. Касаемо расы, поэтому, Тина, стоит повнимательнее взглянуть, к примеру, на соседей по Кавказу - карачаево-балкарцев и кумыков. Эти народы абсолютно европеоидны. Наличие у тех или иных отдельных субъектов в крайне редких случаях каких-то монголоидных черт сразу выдает познюю метисацию и наличие у них чаще всего ближайшей ногайской, казахской или киргизской примеси. Лиц, имеющих монголоидные черты заметно больше у адыгов, абазин и осетин, чем у нас, если говорить о наших соседях. А так, монголоидностью у нас и не пахнет. Но если бы она была, поверь мне, я бы ничего плохого в этом бы не увидел. Просто, очень неприятно, когда люди пытаются описывать нас, не видя нас самих.

Is-tina пишет:

 цитата:
Да немножко из истории. Иногда имею слабость копаться в ней.
Когда на Кавказе? Эдак, к пятому веку. Кавказ от степей далеко. и другая фауна и флора.


Ты в данном случае не в истории копаешься, а в выводах, которые тебе преподносят те или иные "специалисты" (в кавычках и без!). Эти "специалисты" относят время появления тюрок к столь позднему периоду, поскольку до этого надо на данную территорию "поместить" древних "кочевых иранцев" - скифов . А тюркам нашли новую родину и новое время "прикочевки". Кстати, никого не удивляет безразмерность Алтая, который всё время снабжает Восточную Европу, Среднюю и Центральную Азию всё новыми и новыми завоевателями? Может, они из-под земли выходят всё время?

Is-tina пишет:

 цитата:
Но ты станешь опять утверждать, что тюрками были, например, кочевники, наседавшие на границы пространства откуда родом Заратустра. И я опять не буду соглашаться.


А зря не соглашаешься, поскольку так оно и было. Не существовало никогда евразийских кочевников иранцев! Имена туров этимологизируются с тюркского. Слов Франграсйана иранцы, как известно, не понимали. Одного этого было бы более чем достаточно. Но даже более того, "познейших" тюрок те же персы всегда ассоциировали именно с турами и саками, как известно. Неужели и этого недостаточно? Или современные "ученые" лучше самих древних персов знают, кого они должны были называть турами?

Is-tina пишет:

 цитата:
А кипчаки - это совсем поздняя редакция. Вы их почему-то не любите. Хотя многие говорят о смешении разных ветвей тюркских народов на Сев. Кавказе. И даже Руслан (твой напарник и соадмин данного форума, с аватаром чикагского крестного. Как его звали. кстати. Аль Пачино, кажется?) )сомневается в первозданной генетической чистоте этносов перемешавшихся. И я с ним, Русланом. согласна. Хотя выше Руслан как-то переменился, и стал защищать твою позицию. А со своей. стало быть, уже не будет согласен? Но это бывает. Ради друга, я понимаю.



Во-первых, ты из его слов услышала только то, что хотела услышать.
Во-вторых, никаких данных о возможном слиянии алан с гуннами и хазарами на Кавказе не существует! И если Руслан всерьез так считает, то он ошибается. Каждый имеет право на ошибку!
А, в-третьих, я достаточно серьезно изучал и изучаю сей вопрос, чтобы мне не указывали на то, что сказали другие. Давай ссылку на мои собственные слова!

P.S. Аль Пачино - это американский актер итальянского происхождения ("Крестный отец", "Адвокат дьявола" и мн. др.). А на аватаре у Руслана изображен Аль Капоне (Альфонсо Капоне) известный чикагский гангстер 30-х годов.



Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 544
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.09.10 15:02. Заголовок: Да, да, я всегда пу..



Да, да, я всегда путаю актера и роли. Так мне и казалось. что Аль Капоне.

Второе. Ты полагаешь, что одни "копаются" в истории, вернее. собирают выводы неких неразумценв. а ты - занимаешься истинным историковедением.

Ну, это твое право так считать.

Спасибо: 0 
Профиль
умар



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.09.10 00:32. Заголовок: уважаемая.тина.вы о..


уважаемая.тина.вы одна из немногих кто идёт по собственному мнению.продолжайте пожалуйста.давайте быть потерпимее друг к другу.ведь те же древние обряды чоппа и даже проклятия таббасарны азыгъы болгъун свидетельствуют о нашем родстве.

Спасибо: 0 
Albert
администратор




Сообщение: 500
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.09.10 15:02. Заголовок: Is-tina пишет: Втор..


Is-tina пишет:

 цитата:
Второе. Ты полагаешь, что одни "копаются" в истории, вернее. собирают выводы неких неразумценв. а ты - занимаешься истинным историковедением.

Ну, это твое право так считать.


Я занимаюсь языкознанием, Тина. Ну и историей приходится заниматься, поскольку сравнительно-исторического языкознания без истории быть не может. В исторической науке созданы изначально неверные предпосылки, которые, разумеется, привели к неверным выводам. Сформировалось что-то вроде параллельной реальности. Я очень люблю уже довольно старый голливудский фильм Роберта Земекиса "Назад в будущее". Если ты помнишь, во второй части этого фильма, сложилась такая ситуация, когда вернувшись в свое время главные герои обнаружили совершенно другую реальность. И чтобы исправить то, что произошло, им пришлось вернуться назад в прошлое и исправить совершенную ошибку. Конечно, это кино. Но в исторической науке происходит примерно то же самое. Неверные предпосылки приводят к недействительным итогам. Касаемо же тюрок, европоцентричная наука очень не желала наблюдать "татарву" в Восточной Европе еще со времен до новой эры. Возникло совершенно понятное желание "дать" скифам другой язык, только не тюркский и не финно-угорский. Были разные версии, но подлинную "революцию в науке" совершил небезызвестный всем нам осетинский исследователь Василий Иванович Абаев, который "расшифровав" скифские имена с использованием иранских и других индоевропейских языков, применяя такие безумные натяжки, что получившиеся в итоге этимологии стали настолько смешны, что для любого неангажированного исследователя послужили бы однозначным поводом для того, чтобы выбросить эти расклады в мусорную корзину. Но не таков был Васо Абаев. Как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад. Вот и Абаев, желая дать своему народу великую историю, дал на самом деле своим соплеменникам величайшую ложь и фальсификацию их истории. До сих пор многие осетины уверены в своем скифо-сарматском и аланском происхождении. Было бы смешно, если бы не было так грустно...


Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 545
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.09.10 20:45. Заголовок: умар пишет: уважаем..


умар пишет:

 цитата:
уважаемая.тина.вы одна из немногих кто идёт по собственному мнению.продолжайте пожалуйста.давайте быть потерпимее друг к другу.ведь те же древние обряды чоппа и даже проклятия таббасарны азыгъы болгъун свидетельствуют о нашем родстве.



Умар, спасибо за ваши слова. Да, вы правы. Мы все одной породы люди. А между нами запускают троянских коней. И бывает, что мы становимся нетерпимыми друг к другу.

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 503
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.10 11:15. Заголовок: умар пишет: ведь те..


умар пишет:

 цитата:
ведь те же древние обряды чоппа и даже проклятия таббасарны азыгъы болгъун свидетельствуют о нашем родстве.


Полностью поддерживаю призыв быть друг к другу терпимее. Но вот что касается отдельных обрядов и традиций, то это далеко не всегда может свидетельствовать о родстве. Это признак культурного взаимодействия. А таковое происходит обычно у соседей, и соседи в плане культуры и фольклора порой даже оказываются ближе друг к другу, чем родственники. Но этими словами я не пытаюсь сказать, что мы с осетинами не родственники. Мы, разумеется, родственники и с осетинами, и с грузинами. Об этом свидетельствует и наличествующая у нас гаплогруппа G2a. Но, еще раз хочется подчеркнуть, что родство это не по аланской линии, а по местной автохтонной, поскольку к аланам осетины никакого отношения не имеют ровным счетом. Но по местной автохтонной линии мы с осетинами и грузинами наиболее близкие друг к другу, наверное, народы.

Is-tina пишет:

 цитата:
Мы все одной породы люди. А между нами запускают троянских коней. И бывает, что мы становимся нетерпимыми друг к другу.


Как говорил Савелий Крамаров: "Лошадью ходи! Век воли не видать".
Не надо поддаваться, когда троянские лошадки возникают!

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 546
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.10 12:56. Заголовок: Albert пишет: Мы,..



Albert пишет:

 цитата:
Мы, разумеется, родственники и с осетинами, и с грузинами.




Albert пишет:

 цитата:
Но, еще раз хочется подчеркнуть, что родство это не по аланской линии, а по местной автохтонной, поскольку к аланам осетины никакого отношения не имеют ровным счетом.




Ну, вот, Альберт, еще бы «аланские бантики» расставить нормально.
Насчет «ровного счета» я бы с тобой не согласилась. Аланы были и в восточной и в западной части С. Кавказа. Но осетинские автохтоны выпростались и освободились. Это в компромиссном, интеллигентном выражении так можно сказать - «выпростались». А так, нет ведь и сведений, что аланы «покорили, мол, Овсов». То есть местных автохтонов! Вообще нет нигде в древних и средневековых источниках о взаимосвязи между аланами и автохтонами на Кавказе!
Какая-то частица всех пришлых и проходящих через перевалы народов оставалась на этих местах. Но от того что мы гуляем нынче по свету. Живем то в одной. То в другой стране и пространстве – мы ведь не перестаем быть своей исконной сущностью?
Однако отдать свое имя кому-то пришлому. Заместить в истории свой народ пришлым? Это категорически неправильно! И вот об этом сыр-бор.

Аlbert пишет:

 цитата:
Но по местной автохтонной линии мы с осетинами и грузинами наиболее близкие друг к другу, наверное, народы.


Это твой компромисс. Но прежде чем ты принял его, ты уже расчленил народ на автохтонную его внутреннюю часть существа и на то, что от пришлого. А так не бывает!
Я не берусь рассматривать истоки происхождения народов, которых ты называешь «мы».
Но мне кажется, что в западной части большее влияние было тюркских нашествующих племен. И, естественно, смеси получились отличные от тех, что в Центральном Кавказе. Но эти «нашествующие» были, как известно, разными. И не обязательно аланами, или - не только! Поэтому, как автохтоны спрессовались в более западной части с пришлыми тюркскими, я этого не знаю. Или - (вежливо) не берусь судить.
Может быть, какие-то колонии, типа диаспоры, - превращались в этносы, – не знаю. У меня пока задача расплетать и оберегать корни своего народа.


Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 547
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.10 13:16. Заголовок: Да, еще насчет ..




Да, еще насчет "троянских коней".
Я не ограничилась бы Савелием Краморовым. Все серьезнее и содержательнее. Как раз все это и надо распутывать.

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 506
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.10 16:29. Заголовок: Is-tina пишет: Ну, ..


Is-tina пишет:

 цитата:
Ну, вот, Альберт, еще бы «аланские бантики» расставить нормально.
Насчет «ровного счета» я бы с тобой не согласилась. Аланы были и в восточной и в западной части С. Кавказа. Но осетинские автохтоны выпростались и освободились. Это в компромиссном, интеллигентном выражении так можно сказать - «выпростались». А так, нет ведь и сведений, что аланы «покорили, мол, Овсов». То есть местных автохтонов! Вообще нет нигде в древних и средневековых источниках о взаимосвязи между аланами и автохтонами на Кавказе!


А с чего ты решила, что "овсы" являются местными автохтонами? Какие у тебя основания так считать? В-общем, изначально "овсы" - это, вероятней всего, пришлые тюркоязычные асы, а не какие-то автохтоны. Тот факт, что постепенно грузины распространили этот экзоэтноним и на иноязычных иронцев, свидетельствует лишь о том, что иронцы тоже входили когда-то в состав аланского государства. Впрочем, этого ведь никто не отрицает. Ведь один тот факт, что в осетинском языке около 400 тюркизмов карачаево-балкарского характера, уже является доказательством тому, что аланы немало воздействовали на осетинский этнос. Да и тот факт, что главная река Осетии - Терек (и не только он!) имеет однозначно карачаево-балкарское (тюркское) название, тоже, думаю, доказательство того же. Вряд ли можно всерьез предполагать, что овсы и асы - совершенно разные народы. Думаю, что это один народ. А то, что асы - карачаево-балкарцы, знают и сами осетины лучше, чем кто-либо.

Is-tina пишет:

 цитата:
Какая-то частица всех пришлых и проходящих через перевалы народов оставалась на этих местах. Но от того что мы гуляем нынче по свету. Живем то в одной. То в другой стране и пространстве – мы ведь не перестаем быть своей исконной сущностью?
Однако отдать свое имя кому-то пришлому. Заместить в истории свой народ пришлым? Это категорически неправильно! И вот об этом сыр-бор.


Не так уж и много народов сочли для себя возможным остаться на ПМЖ в высокогорьях. Ведь высокогорья всегда были трудны для проживания. Другое дело - предгорья и равнины. Эта территория, разумеется, очень привлекательна. Но только не горы! И нам из истории не известно народов, кроме монголов и Тамерлана, которые бы заставили горцев Центрального и Западного Кавказа замкнуться в высокогорьях. А версию о проходящих и приходящих вряд ли можно воспринимать всерьез, уж извини.

Is-tina пишет:

 цитата:
Это твой компромисс. Но прежде чем ты принял его, ты уже расчленил народ на автохтонную его внутреннюю часть существа и на то, что от пришлого. А так не бывает!


Тина, ты должна была заметить, что я никогда не иду на компромиссы. Особенно в отношении истории. Я даже не думаю о том, что кого-то могу обидеть, высказав свое мнение. История, я считаю, не терпит шулерства и лжи. Подобными вещами человек может нагадить самому себе. А мне этого не хочется. Потому я и не иду на компромиссы.

Как я могу утверждать, что народ являлся и в прошлом единым целым, если это не так? Наш язык уже говорит о том, что мы, как минимум, двусоставны, поскольку язык у нас чисто тюркский, а внешность - чисто кавкасионская. Мы ведь не можем утверждать, что тюрки сформировались на Кавказе и именно Кавказ был древней родиной тюрок, откуда они разбрелись по свету. Ведь так? А значит, мы содержим в себе два компонента: автохтонный и пришлый тюркский.
Аналогичная картина имеет место и у осетин, кои также имея кавказскую внешность, говорят на языке смешанного иранско-кавказского характера.

Is-tina пишет:

 цитата:
Я не берусь рассматривать истоки происхождения народов, которых ты называешь «мы».
Но мне кажется, что в западной части большее влияние было тюркских нашествующих племен. И, естественно, смеси получились отличные от тех, что в Центральном Кавказе. Но эти «нашествующие» были, как известно, разными. И не обязательно аланами, или - не только! Поэтому, как автохтоны спрессовались в более западной части с пришлыми тюркскими, я этого не знаю. Или - (вежливо) не берусь судить.


Единственным "нашествующим" тюркским народом, утвердившимся на долгое время в предгорьях и горах Северного Кавказа были аланы. Остальные были далеко. Даже болгары, хотя, возможно, их этноним имеет отношение к одному из субэтнонимов балкарцев - малкарцам. Та же картина и с хазарами, которые даже до предгорий никогда не доходили, не говоря уже о горах. Получается, что особо и некому, кроме алан, смешаться с нашими автохтонными предками. Да и не помним и не упоминаем мы никого другого, кроме алан, имя коих мы употребляем при обращении к своим соплеменникам.

Is-tina пишет:

 цитата:
Может быть, какие-то колонии, типа диаспоры, - превращались в этносы, – не знаю. У меня пока задача расплетать и оберегать корни своего народа.


Поверь, что мы в отыскании корней осетинского народа заинтересованы не меньше самих осетин, дабы они оставили в покое наших предков.



Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 549
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.10 16:55. Заголовок: Albert пишет: мы в..



Albert пишет:

 цитата:
мы в отыскании корней осетинского народа заинтересованы не меньше самих осетин, дабы они оставили в покое наших предков.



Это забавная фраза. Но лично я "оставляю в покое", И не трогаю даже содержания всего данного твоего поста.

Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 550
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.10 17:02. Заголовок: Albert пишет: А с ч..


Albert пишет:

 цитата:
А с чего ты решила, что "овсы" являются местными автохтонами? Какие у тебя основания так считать? В-общем, изначально "овсы" - это, вероятней всего, пришлые тюркоязычные асы, а не какие-то автохтоны. Тот факт, что постепенно грузины распространили этот экзоэтноним и на иноязычных иронцев, свидетельствует лишь о том, что иронцы тоже входили когда-то в состав аланского государства.



Даже вот эту твою цитату "оставляю в покое". Хотя, к примеру, грузины термин "овсы" относят ко временам за несколько веков до появления аланов на С. к.

Спасибо: 0 
Профиль
гвоздь



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.10 19:16. Заголовок: Овсы/осы никакого от..


Овсы/осы никакого отношения к аланам не имеют. Это автохтонное кавказское племя, а аланы это народ живший на западном кавказе, в районе зеленчука, кубани, фарса. Гадло считает что овсы это автохтонное племя на кавказе, включенное в аланский союз племен. То есть овсы это и есть осетины, а аланы это аланы, пришлые кочевники. Овсы жили на территории Кабарды и Осетии, потом пришли аланы и включили овсов в свой племенной союз. Это и объясняет почему у нас с карачай-балкарцами есть некоторые похожие элементы в культуре. Овсы это g2a, которая есть у кб, а так же у кб есть арийская или тюркская r1a1, которой нет у осетин. Отсюда можно сделать вывод что именно осетинская g2a (овская) послужила субстратом для кб.

Спасибо: 0 
Is-tina



Сообщение: 551
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.10 19:45. Заголовок: гвоздь пишет: То ес..


гвоздь пишет:

 цитата:
То есть овсы это и есть осетины, а аланы это аланы, пришлые кочевники.



Ну вот эту истину как трудно втолковать многим! Вообще у Вас замечательный пост! Очень перспективный, не глухой! Просторный. Можно думать в разных направлениях.
Скажите, а где это - g2a? Я за этой тематикой совсем не слежу. Наверное недооцениваю.
Кстати, я давно пытаюсь узнать - кого карачаевцы считают "своими автохтонами", но безуспешно пытаюсь.

Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 552
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.10 19:51. Заголовок: Хотя - как же безусп..


Хотя - как же безуспешно? На всей этой странице рефреном звучит что овсами называли карачаевцев, исключая при этом осетин. С этого ведь и начался мой спор.

Спасибо: 0 
Профиль
гвоздь



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.10 21:33. Заголовок: Скажите, а где это -..



 цитата:
Скажите, а где это - g2a?


Это "ген" у осетин - G2a, на кавказе его можно назвать "осетинским" так как у осетин его больше всего из всех народов кавказа (у южных осетин-47,6%, у северных осетин-63,6%). У адыгов, абхазов и грузин (мегрелов) есть свои разновидности G, эти народы наши ближайшие родственники и братья по генетике и культуре. У кб тоже есть G2a, как у осетин, но его у них около 23%. У кб еще есть арийский или тюркский "ген" R1a1, около 27,5%. Я думаю что это как раз согласуется со смешением алан с осами (осетинами) на территории Карачая и Балкарии.

Спасибо: 0 
Is-tina



Сообщение: 554
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.10 22:20. Заголовок: Вы замечательны! Дл..



Вы замечательны! Для меня это очень ценная информация.

Но почему Вы говорите - "арийский или тюркский"?

Спасибо: 0 
Профиль
гвоздь



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.10 23:08. Заголовок: Но почему Вы говорит..



 цитата:
Но почему Вы говорите - "арийский или тюркский"?


Потому что он присутствует в немалых дозах у разных тюркских народов, а так же у славянских, индийских, иранских, балтийских, и проч..


Спасибо: 0 
Is-tina



Сообщение: 555
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.10 01:37. Заголовок: А может это какой-т..


А может это какой-то общечеловеческий ген, а его принимают за арийский. тюркский и т.д.

Мне почему-то кажется, что чем глубже туда в совершеннейшую предысторию, тем более сглажены гены.Тем меньше мутаций произошло. То есть, у большего количества племен имеются одни и те же гены. Опять же, то есть, люди все больше приближаются там к стерильно-генетическому Адаму.



Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 507
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.10 18:30. Заголовок: гвоздь пишет: Овсы/..


гвоздь пишет:

 цитата:
Овсы/осы никакого отношения к аланам не имеют. Это автохтонное кавказское племя, а аланы это народ живший на западном кавказе, в районе зеленчука, кубани, фарса. Гадло считает что овсы это автохтонное племя на кавказе, включенное в аланский союз племен. То есть овсы это и есть осетины, а аланы это аланы, пришлые кочевники. Овсы жили на территории Кабарды и Осетии, потом пришли аланы и включили овсов в свой племенной союз. Это и объясняет почему у нас с карачай-балкарцами есть некоторые похожие элементы в культуре. Овсы это g2a, которая есть у кб, а так же у кб есть арийская или тюркская r1a1, которой нет у осетин. Отсюда можно сделать вывод что именно осетинская g2a (овская) послужила субстратом для кб.


Можем для чистоты эксперимента предположить, что овсы - автохтонное кавказское племя, не имеющее никакого отношения к асам.
Кстати, в районе реки Фарс жили адыги, а не аланы. Это уже достаточно далеко от Алании. И название Фарс никакого отношения к иранскому (осетинскому) "фарс" (бок, сторона) не имеет. В восточно-адыгских языках "хуэрэзэн" ("-эн" - формант, обозначающий инфинитив) означает "кружиться, парить". В западно-адыгских языках восточно-адыгское лабиализованное "ху" переходит в "ф". Так что, получается "фарэз". Значение "кружащаяся", "бурлящая" - вполне приемлемое для горной реки.

Is-tina пишет:

 цитата:
Ну вот эту истину как трудно втолковать многим! Вообще у Вас замечательный пост! Очень перспективный, не глухой! Просторный. Можно думать в разных направлениях.
Скажите, а где это - g2a? Я за этой тематикой совсем не слежу. Наверное недооцениваю.
Кстати, я давно пытаюсь узнать - кого карачаевцы считают "своими автохтонами", но безуспешно пытаюсь.


Вся проблема в том, что у нас невозможно обнаружить языковой субстрат. Язык у нас чисто тюркский, слова, которые можно отнести к кавказизмам, относятся к совершенно разным кавказским языкам. И они, кстати, не входят в базовую лексику нашего языка. Чаще всего, они являются словами контактного хозяйственно-бытового характера. Главным образом, заимствования из кавказских языков у нас в терминах такого вида хозяйственной деятельности, как собирательство. А это, как известно, женское занятие. Складывается такое странное ощущение, что аланы, придя в кавказские горы и предгорья, изначально просто похищали женщин у разных народов Кавказа, кои, будучи разноязыки, были вынуждены учить язык своих мужей - алан. В том случае, если бы наши праматери были представительницами одного из кавказских народов, мы должны были бы иметь хоть какой-то языковой субстрат, относящийся к одному из кавказских языков, а не ко многим. А этого мы не наблюдаем.
Думаю, следует еще учитывать то, что у нас у четверти исследованного населения митохондриальная ("женская") ДНК относится к гаплогруппе H, которая на Западном Кавказе более чем у нас распространена у адыгейцев, армян и абазин, а менее чем у нас - у абхазов, кубанских ногайцев, черкесов, северных осетин, мегрелов и южных осетин.
Мне не известны гаплотипы митохондриальной ДНК у народов Восточного и Южного Кавказа (если кто знает, прошу поместить на форум!), чтобы сравнить с нашей. А пока можно сделать очень и очень предварительный вывод о том, что относительно больший процент женщин были у наших предков из адыгеек, армянок и абазинок. Однако более высокий процент данной гаплогруппы у нас, чем, например, у черкесов и абхазов, опять ставит нас в тупик в вопросе признавать ли факт, что среди наших праматерей было много абазинок и адыгеек. Ведь в этом случае, процент данной гаплогруппы у черкесов и абхазов должен был быть однозначно выше, чем у нас. Но этого мы вновь не наблюдаем. Так что, в плане митохондриальной ДНК пока вопросов больше, чем ответов. Соответственно, мы пока не можем сказать, женщин каких племен Кавказа у нас было больше.

Is-tina пишет:

 цитата:
Хотя - как же безуспешно? На всей этой странице рефреном звучит что овсами называли карачаевцев, исключая при этом осетин. С этого ведь и начался мой спор.


Понимаешь, Тина, мы говорим здесь о словах Н.Я. Марра, который, как известно, был очень крупным специалистом по Грузии. Не доверять его словам, что рачинцы и сваны относили этноним "ос / овс" и прилагательное "осури" к карачаево-балкарцам и карачаево-балкарскому языку, мы не можем. А ведь рачинцы и сваны наболее близкие наши соседи за хребтом.

гвоздь пишет:

 цитата:
Это "ген" у осетин - G2a, на кавказе его можно назвать "осетинским" так как у осетин его больше всего из всех народов кавказа (у южных осетин-47,6%, у северных осетин-63,6%).


Вполне возможно, что так велик процент этого гена у осетин вследствие достаточно высокой гомогенности осетинского этноса. То есть, вследствие того, что очень много родов пошло от одного единственного предка.

гвоздь пишет:

 цитата:
У адыгов, абхазов и грузин (мегрелов) есть свои разновидности G, эти народы наши ближайшие родственники и братья по генетике и культуре.


Но это родство оказывается очень древним. Как я мог понять из выводов специалистов, оно никак не меньше 5 тысяч лет. То есть, ствол один, но ветви его разошлись очень давно.

гвоздь пишет:

 цитата:
У кб тоже есть G2a, как у осетин, но его у них около 23%. У кб еще есть арийский или тюркский "ген" R1a1, около 27,5%. Я думаю что это как раз согласуется со смешением алан с осами (осетинами) на территории Карачая и Балкарии.


Не отрицаю наличие общих корней с осетинскими G2a, но мы пока не можем однозначно утверждать, что наша G2a идет от осетин, поскольку, насколько я могу судить, высокий процент данной гаплогруппы дают и грузины. Как я уже сказал, у осетин высокий процент данной гаплогруппы может свидетельствовать о гомогенности этноса. Насколько я помню, у осетин обнаружилось всего два гаплотипа этой гаплогруппы. Надо бы сопоставить гаплотипы наших G2a, чтобы сделать вывод о происхождении данной гаплогруппы у нас. Если они идут из осетинских гаплотипов, тогда вопросов нет. А если нет?
Кстати, на территории Карачая нет осетинских топо-гидро-оронимов, в отличие от территории Балкарии, где они есть.

Is-tina пишет:

 цитата:
А может это какой-то общечеловеческий ген, а его принимают за арийский. тюркский и т.д.

Мне почему-то кажется, что чем глубже туда в совершеннейшую предысторию, тем более сглажены гены.Тем меньше мутаций произошло. То есть, у большего количества племен имеются одни и те же гены. Опять же, то есть, люди все больше приближаются там к стерильно-генетическому Адаму.


Вряд ли он общечеловеческий, поскольку есть и другие гены. Например, гаплогруппы восточных народов - монголоидов - С и О, гаплогруппа сибирских лапоноидов - финно-угров и частично монголоидов - N, гаплогруппа американских индейцев - Q, европейская гаплогруппа - I, переднеазиатская гаплогруппа - J, африканская (во всяком случае, североафриканская) гаплогруппа - Е. Так что, т.н. арийско-тюркская гаплогруппа R далеко не единственная.


Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 108 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 83
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет