On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа

АвторСообщение
Тахир



Сообщение: 460
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.10 14:38. Заголовок: Эвлия Челеби о карачаево-балкарцах в 17 веке


http://www.kumukia.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=9242<\/u><\/a>

Эвлия Челеби в стране карачаево-балкарцев.

Книги, написанные современниками, проходя через века, становятся свидетелями времени, своеобразными окнами в тот мир, который был, существовал очень давно. Такова "Книга путешествия" турецкого путешественника Эвлия Челеби. Он родился 25 марта 1611 года в Стамбуле. Получил хорошее образование, был хафизом (то есть знал Коран наизусть), изучал философию и право, искусно резал по камню, знал музыку, грамматику и греческий язык, писал стихи. Был, как мы сейчас говорим, разносторонне развитой личностью. Во сне пришло к нему понимание смысла собственной жизни - быть путешественником, объездить и описать много стран, создать книгу путешествий. Ушедшее, казалось, навсегда время, его приметы всплывают со страниц книги. Путешественник Эвлия Челеби дал в ней описания многих земель и народов Ближнего Востока, Кавказа, Крыма, Поволжья и Подонья, берегов Каспийского и Черного морей.

Готовя данный материал, я пользовался в основном турецким изданием "Книги путешествий" (Evliya Celebi Seyahatnameleri. Istanbul. 1996. s.445-448. Evliya Celebi Seyahatnamesi. I-II. Sadelestirilen: Tevfik Temelkuran, Necati Aktas. Baskiya hazirlayan Mumin Cevin. Ucdal Nesriyat. Istanbul.1986.). Хотелось бы подчеркнуть, что в русском переводе сочинений турецкого путешественника некоторые детали и подробности описания путешествия, представляющие для нас особенный интерес, к сожалению, упущены.

Qarachaili

[10 октября мы вступили в земли Черкесов1). Быстрым темпом проехали на восток 4 часа]. Крымский Хан Мехмет Гирей со своей армией вместе с Эвлия Челеби доходят до ногайского поселения. [Столетний ногаец мирза, которого зовут Чобан, является предводителем всех ногайских татар. Эта племя породнилась с черкесским племенем Шугаки, беря у них девушек в жены, но сами им своих девушек не выдавали. Эта племя ногайцев обосновались и живут в Черкезистане. Они ведут кочевнический образ жизни в горах и долинах, численность всех составляет около 10 тыс. юртов. Военная дружина ногайцев составляет около 10 тыс. стрелков. Все являются сильными и смелыми воинами с лошадьми и оружием. Отсюда мы двинулись на восток и проехали по горам и долинам около 5 часов и дошли до черкесского племени Шугаки. Отсюда и дальше местные жители свои поселения зовут "кабак", а татары свои поселения звали "сыла". Эти жители "кабаков" очень непослушные, но подчиняются Хану Мехмет-Гирею. Преподнесли Хану продуктов и высказали свое уважение и гостеприимство. Племя Шугаки смешалось с ногайцами. Здесь вышла потасовка из-за того, что один из воинов татарин взял, не спросив, у одного черкеса с арбы рыбу. За это черкесы убили трех татар. На столько черкесы являются злобными и окаянными. Но настолько же полезны и храбры.]

Таким образом, Крымский Хан Мехмет Гирей и Эвлия Челеби проезжают через многочисленные племена черкесов (адыгов) и ногайцев. Погостив так же и у кабардинцев, они приезжают к черкесскому племени Биберды2).

[Биберды живут междуречье Кубани и Джинджик (иногда он называет эту реку "Инджик" - это река Зеленчук). На севере Бибердов живут Калмыкские татары. Почти до реки Терек простирается земля Бибердов. Биберды состоят из 4 господ, каждый из которых имеет по сто кабаков. Два из них подчинены кабардинскому господину, а два Султану Тауистана ("Тауистаном" Эвлия Челеби называет Карачай и Балкарию и указывает на то, что часть Бибердов, а именно 2 рода, были зависимы от Тауистана). Один из этих господ по тому, как живет рядом с калмыками, подчиняется калмыкскому Шаху Мусенджаку. В начале года дает калмыкам одного быка и много разных подарков. Таким образом, сохраняет себя от калмыкского нападения.]

[Вышеупомянутые 4 господина имеют каждый по 2 тыс. вооруженных воинов, но так как они не являются мусульманами, на них иногда нападает Падишах Дагестана. Берет у них пленных, а также разные припасы. Им сложно, потому что в их землях нет скалистых гор, где можно было бы укрыться. Все живут на равнинных, лесистых местах. Эта племя тоже дало Хану подарки, а также помогло своей сопроводительной армией. Дальше мы пошли на восток и проехали 8 часов пути. Дошли до местности Беш Таг (Пятигорск). Это местность находится недалеко от кабардинских земель. Оттуда мы проехали на восток 5 часов, проехав кабардинские земли дошли до реки Золька. Эта река течет с горы Эльбрус и впадает в Терек. Отсюда за этой рекой начинаются земли Тауистана.] (Эвлия Челеби указывает на то, что река Золька была границей между Кабардой и Таустаном).

[Тауистан удивительно большая губерния. Одна сторона на севере граничит с Московским государством. Другая сторона на востоке граничит со страной Дагестан3). Третья сторона на юге у Эльбруса граничит со Сванетией.]

Отец всех гор - гора Барс (так называл Эльбрус Эвлия Челеби).

[На арабском языке его называют Эбуль-Джибаль (в переводе отец всех гор). Однако по той причине, что вокруг этой горы проживал народ под названием Барс, иранцы прозвали эту большую гору горой Барсов. На греческом языке его называют "Петре Аджан". На монгольском языке - "Тилтав", на языке Кахтани - "Пеште-и Дадьян", на лазском языке - "Зехунда", на языке кытак "Тавбан", на черкесском языке "Ритау", на татарском "Чылдыр Отак", на чагатайском гора "Миян". По-разному называют и другие историки, в числе которого и название "Кюх-ель Барс".]

[Древние философы, ученые по хадисам и тафсирам говорили: "Создатель всех миров Аллах своим словом "Кюн" создал на Земле 140 больших гор. Если бы не было этих гор, то земля постоянно расшатывалась бы". Про эти самые горы был спущен 63 аят суре Зуммер Священной книги Корана... По преданиям Батламуса, Бократа, Сократа и Пифагора гора Барс является одной из всех этих 140 гор. Эта гора Барс находится близко к Железным воротам. Вышеупомянутые путешественники считают, что гора Барс находится посередине всех остальных гор, возможно и посередине всего мира. Исследователи так говорят: Арабы назвали эту гору Абуль-Джибаль4). Ибо все горы Китая, Мачин, Хыта, Хутен, Фагфур и Индии (Эвлия Челеби перечисляет древние страны) примыкают именно к этой горе...]5)

[На юге-востоке горы Барс находятся земли Сванов. На юго-западе по побережью Черного моря расположены земли Абазов. На западе, по тем местам где мы прошли, расположены земли Черкесов, их соседи Кабардинские Черкесы и Тауистанские Черкесы. Отсюда на запад в 47 днях находится Крым. На севере горы Барс расположена Московское государство, у которой на границе находится Терская крепость].

[Вкратце если сказать, вокруг этой горы расположены земли 11 падишахов, до такой степени большая гора (Здесь имеется в виду весь Кавказский хребет). Такая большая гора, что и летом и зимой вершину не увидишь, все время покрыта облаками. И даже в хорошую погоду не возможно увидеть вершину. Ближе к вершине и деревья отсутствуют, потому что большие ураганы рвут их с корнями.]

[В июле чабаны народа Таустана выходят на пастбища у подножья этой горы Барс пасти свои стотысячные стада баранов. Это местность относится к Султану Таустана. Проехав на восток 4 часа, а затем еще 9 дошли до реки Балык. Эта река берет свое начало у горы Барс потом впадает в реку Терек, а затем и в Хазарское море (Каспийское море)). А затем мы прошли еще 5 часов на восток, а потом и еще 7 часов и дошли до селения Тауилистан. Здесь недалеко от реки Бахисан6) увидели развалины древнего города, из которого сохранилось около 1.000 покрытых бревнами домов, а остальные разрушил Тимурленк. Если дома черкесов покрыты тростником или камышами, то здесь дома покрыты деревянными бревнами. В этом селении растут фруктовые деревья. Тауилистан очень старый и ухоженный город. Тауилистан является таким же большим государством, как и Дагестан.]

[Нынешних господ того селения, в которое мы пришли зовут Кючукбий Шакман и Джауханбий Шакман7). Общее количество военной дружины этого селения составляет 12.000 азнауров и еще 2.000 оруженосцев. В основном все придерживаются шафиитского мазхаба. Большей частью дружат с грузинами. Торговцы и некоторые другие продвинутые жители владеют и русским языком.]

Одежда жителей Тауистана. [Одежда всех похожа на иранские покрывало, с дырочками и привязанные на подмышках и с высокими воротниками. На голову одевают белый башлык. На ногах иранские башмачки. Головы побриты, бороды подстрижены.]

Одежда женщин Тауистана. [Все женщины и девушки одевают шапки из белой ткани лисьей кожи. Волосы открыты, но не свисают. Одевают разные и разноцветные кафтаны, которые чуть затянуты. Одеты, как и остальные черкесские девушки.]

[Красивые парни и отборные девушки, бесподобные люди. Здесь тоже, как и в остальных районах черкесов нет рынков, денег, бань и садов. В этом поселении имеется 2 больших и 7 маленьких мечетей. Хутбы читают в начале на имя Дагестанского падишаха8) (шаухала Тарковского, валия дагестанского), а затем своего господина Кючюка Шакмана. Но настоящих мусульман мало.]

[Здесь протекает река Баксан, которая идет из грузинской Сванетии и впадает в Терек. В Баксане есть рыба, которая называется аргъы балык (форель). Она не похожа ни на одну речную рыбу. Шарообразная рыба. Кажется будто приукрашена золотыми дорогими камешками. По своему вкусу похожа на английскую сардалью. В середине имеется одна косточка, подобная алифу, больше костей нет. Имеет очень приятный своеобразный запах. Эта рыба очень полезна и питательна.]

Климат Тауистана. [Климат очень мягкий, совсем нет болеющих эпилепсией, прокаженных и шпигатом. Этот народ ни за что не потерпит обиды над собой. У людей крепкое здоровье и телосложение. В основном все живут 100-150 лет (некоторое преувеличение, однако, кавказское долголетие общеизвестно).]

[Оттуда, отдохнув три дня с ханом, приехали к реке Балык. Перешли ее на лошадях. Эта река тоже рождается из белоснежных гор Грузии и впадает в реку Терек. Оттуда мы прошли в сторону юга 3 часа и дошла до большого разрушенного Тимуром города. Здесь некогда от Тимура укрывался Татарский Хан Тохтамыш. Этот город населяли очень воинственные и храбрые люди, которые не подчинились воле Тимура. Но Тимур в течении семи дней держал осаду этого города и в результате, взяв город, убил Баксанского султана. Это место тоже принадлежит Тауистану. После того, как насмотрелись этого разрушенного города, мы в сторону востока прошли еще 7 часов и дошли до реки Чегем, перешли ее на лошадях и прошли еще 2 часа. Потом дошли до реки Лачин (Ладжек). После перешли и эту реку и дошли до "Яркай Кабака". Яркай кабак тоже относится к Таустану и очень благоустроен. Оттуда прошли еще 4 часа и дошли до реки Черек (Чарук). Эта река тоже идет из Таустана и впадает в Терек. И ее тоже перешли лошадьми и прошли еще 4 часа. Дальше дошли до большой реки Терек... на восток прошли еще 15 часов и дошли до реки Сунжа. Наконец-то наша нога вступила в мусульманскую землю Дагестана. Нас встретил дагестанский падишах Султан Махмут Шамхал Шах... Здесь в этих местах свои города называют не кабак, а "Кент"9).]

На этом Эвлия Челеби вместе с Крымским Ханом Мехмет Гиреем покидают Таустан и вступают в Дагестан.




2) Биберды - старинное название абазин и части адыгов.

3) Чеченцы до сих пор называют горную часть своей республики Дегиста. По тюркски "даг" - гора, "стан" - страна.

4) Здесь Дарьяльский проход.

5) Согласно античным представлениям, впоследствии некритически заимствованным средневековыми арабами Кавказ, Гиндукуш и Гималаи являлись частью единого хребта по имени Каф, охватывающего весь земной шар. За этой горой по арабским представлениям находился конец света.

6) Баксан.

7) В XIX в. балкарских князей из рода Шакъман стали называть Шахмановыми.

8) То есть в честь шаухала Тарковского, валия дагестанского

9) У кумыков раньше слово "кент" применялось лишь в отношении крупнейших сёл, лишь со временем эта особенность перестала быть строго обязательной.


<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 108 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]


Руслан





Сообщение: 31
Зарегистрирован: 03.07.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.10 20:13. Заголовок: Is-tina пишет: Хотя..


Is-tina пишет:

 цитата:
Хотя выше Руслан как-то переменился, и стал защищать твою позицию. А со своей. стало быть, уже не будет согласен? Но это бывает. Ради друга, я понимаю.


Поясните пожалуйста где это я свою позицию изменил..?

Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 559
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.10 21:59. Заголовок: Все это было в сосе..



Все это было в соседней теме – в «генетике», У вас там есть пост:

Но насколько мы можем судить помимо алан на Кавказе присутствовали также и гунны и хазары , которые потом слились с теми же аланами и их роль на Кавказе была доминирующей ... Как теперь определить какая из гаплогрупп была автохтоной , а какая пришлая.? ДНК-генеалогия очень молодая наука , она может только дополнять археологию , антропологию и все другие науки , а у нас сразу бросаются писать труды и делать выводы....

Руслан, когда Вы написали этот прекрасный пост, такой, несколько скептический, но зрелый и правильный, я обрадовалась ему (черт те что, я радуюсь любому удачно сказанному кем-то слову или мысли. Такой характер. И часто попадаю впросак со своими восторгами по поводу чьих то удачных находок).
И я написала тогда, поддержав тот Ваш пост Сказав. а вот, мол, Альберт посчитал, что "Эврика!". Что генетич данные закрепили его выводы.
Вот тогда Вы опять ответили, опрокинув тот мой пост. Отметив, что Альберт, мол, правильно считает, что "Эврика".
Таким образом я посчитала, что Вы сделали для своего друга исключение и не распространили на его взгляды свое, совершенно правильное мнение.
Вот и всё.





Спасибо: 0 
Профиль
Руслан





Сообщение: 32
Зарегистрирован: 03.07.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.09.10 14:45. Заголовок: Is-tina пишет: Вот ..


Is-tina пишет:

 цитата:
Вот тогда Вы опять ответили, опрокинув тот мой пост. Отметив, что Альберт, мол, правильно считает, что "Эврика".
Таким образом я посчитала, что Вы сделали для своего друга исключение и не распространили на его взгляды свое, совершенно правильное мнение.
Вот и всё.



Ну как вы знаете мы всегда разделяли и разделяем тезисы Альберта в отношении алан (откуда они и кто они ) , нормальное явление когда он увидел подтверждение своей версии , тем более что его анализ основан на трудах многих других историков , лингвистов , археологов и т.д....Что касается моего мнения по поводу "Эврики " и его заявителей ,то тут вы правы - Альберт в данном случае исключение , но не по причине нашей дружбы , а в виду его беспристрастного подхода к изучаемому предмету или вопросу.

Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 561
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.09.10 15:41. Заголовок: Хорошо, Руслан, я н..


Хорошо, Руслан, я надеюсь и думаю, что инцидент исчерпан. Каждый волен в своих взглядах. Что касается вашего поста первого, то он, мне продолжает казаться и очень хорош и правильный. Перспективный! А то, что Вы разделяете тезисы Альберта в отношении алан - и это Ваше полное право. И нет желаний покушения на них. Внутри каждого из нас вызревает и формируется собственный стержень, воздействовать на который может только сам его носитель.

Иногда мы странные люди. Все желаем подкорректировать чьи-то взгляды. Я думаю, что каждый это делает по доброте. Он тем самым и собственные взгляды пытается корректировать и обтачивать как бы. Но когда дело доходит до "антагонистических противоречий", надо это дело прекращать. "В огне брода нет",

Спасибо: 0 
Профиль
Руслан





Сообщение: 33
Зарегистрирован: 03.07.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.09.10 16:22. Заголовок: Is-tina пишет: Хоро..


Is-tina пишет:

 цитата:
Хорошо, Руслан, я надеюсь и думаю, что инцидент исчерпан. Каждый волен в своих взглядах. Что касается вашего поста первого, то он, мне продолжает казаться и очень хорош и правильный. Перспективный! А то, что Вы разделяете тезисы Альберта в отношении алан - и это Ваше полное право. И нет желаний покушения на них. Внутри каждого из нас вызревает и формируется собственный стержень, воздействовать на который может только сам его носитель.


Да не было на самом деле инцидента..)))
Понимаете есть много моментов которые указывают нам на то, что аланы это наши непосредственные предки .. То же самое обращение друг к другу .. Лошади вот хорошо подтвердили кое какие моменты , хотя многие наши опоненты пытаются иронизировать по этому поводу... Так что на сегодняшний день с каждым годом становится все больше и больше фактов в нашу пользу....)))

Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 474
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.09.10 18:20. Заголовок: Is-tina пишет: Я ..


Is-tina пишет:

 цитата:


Я лично вынуждена вернуться к своему вопросу, поставленному в посте 526. ( О содержании географического понятия Овсетия), . Для меня это очень важно. И я обращаюсь к Тахиру, постановка которого и вынудила меня написать тот пост.

Дорогой Тахир, в своей работе ты пытаешься узаконить тезис о том, что
«овсы – это не что иное (не кто иные) как карачаево-балкарцы».

И теперь ты, Тахир, нам задал задачу – продолжать нам считать себя осетинами. Или начать учиться вживаться в новое название – «карачаево-балкарцев».
Ну, неуютно мне, вживаться! Я так привыкла считать себя в Осетинской сущности!



Дорогая Тина, мы не собираемся называться осетинами – этнонимом грузинского происхождения. Тем более, что он уже с 19 века закреплён за соседним народом. И мы (карачаево-балкарцы) данный этноним не считаем своим.

 цитата:
НО самое главное, ты невинно ссылаешься на такого авторитета как Н.Я. Марр.

Вот цитата из твоей работы:
«… овсы – исконное название грузинскими народами карачаево-балкарцев»
В скобках ссылка Н.Я. Марр», и др.)". Я очень удивилась этой фразе, потому что знаю работы Марра. Он так не сказал бы.




Это не совсем цитата с моей работы.

Вот цитата с моей работы: "(овсы – исконное название грузинскими народами карачаево-балкарцев (Марр Н.Я., Волкова Н.Г., Шанидзе А.Г.), осетины называют карачаево-балкарцев – асами. – М.Т.)".



 цитата:


Откуда ты это извлек?



Ссылка на Марра Н.Я. из книги Мизиева И.М. "История рядом", 1990.

Вот слова Марра:

"Термин осский (осетинский) у сванов означает не иронский язык, как мы это понимаем, иранского происхождения, а карачаевский, относящийся к турецкой семье. Для иронского у сванов термин "дигорский"... Кстати, по личному сообщению А.Г.Шанидзе, так обстоит дело и в гебском подговоре рачинского говора грузинского языка: здесь ос-и, кстати, звучащее в глольском говоре иногда, как и в древнегрузинском, - овс-и (ср. мингр.: офс-и), означает обычно карачаевца, а осури-карачаевский язык, что же касается переноса и распространения этого этнического термина также и на иронов-осетин, т.е. употребление его вместо племенных названий дигор-ел-и "дигорец" и двал-и "двал", то в этом надо видеть плод влияния грузинского литературного языка или точнее грузинской речи интеллигенции… ".

Подобное свидетельство приводит и Волкова Н.Г. "Термин овси сваны закрепляют за карачаевцами".
(Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973.).



 цитата:

Разреши процитировать тебе как раз Марра:

1. «Di-gor, племенное название одной из разновидностей овсского, так наз. Осетинского социально-экономического образования».
Марр, Н.Я.Этно- и глоттогония Восточной Европы» 1935 г. стр 491.
Далее там же Марр пишет как раз о разнице «в карачаевской и дигорской огласовке…»
То есть у него это все не тождество.

2.Далее, там же стр 509 «…gmir, с сохранением полноты огласовки у «осетин» (овсов): gumir “великан», «исполин».».

3. Там же стр. 520 «… народными эпическими сказаниями грузинским, овсским (осетинским) и абхазским об Амиране, из коих самый древний извод, овсский, дает опору для возведения типа кавказского Амирана-Солнца-Огня, двойника скифо-кавказского Прометея…»

То есть, Марр как раз отождествляет «овсское» и «осетинское». А карачаевское рассматривает отдельно. И нигде нет отождествления карачаевского и овсского. Того. о чем пишешь ты.



Конечно. Но он это уже от себя говорит, в соответствии с терминологией того времени (19-20 вв). А не этнографические факты приводит.


 цитата:

Конечно, в географическом понятии "Овсетия" есть свое содержание. Но я пока отвлекаюсь от него. Сначала надо поставить точки над "i" в самом термине "овсы".



Овсы у грузинских народов в изначальном своём значении – асы Северного Кавказа, или те же аланы. На современных осетин данный этноним распространился с 18 века по географическому принципу. А так это в основном территория Къарачая и Балкарии.

Вот у Мровели, например:

http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Mroveli/text.phtml?id=959<\/u><\/a>

"Хазары освоили оба пути, как-то: Морские ворота Дарубанди и ворота Арагвские, которые суть Дариала. Стали частыми походы хазар, увод людей в плен, и никто не мог им противостоять. Отныне стали все Таргамосианы данниками хазар...
В первый же свой поход хазарский царь перевалил горы Кавказа и полонил народы, о чем выше писано мною. Был у него сын по имени Уобос, которому дал пленников Сомхити и Картли. Дал ему часть страны Кавкаса, к западу от реки Ломека (Терек) до западных пределов гор (здесь описана территория Алании - Карачаево-Балкарии). И поселился Уобос. Потомками его являются овсы (карачаево-балкарцы - Марр, Шанидзе, Волкова)... Это и есть Овсети (Карачаево-Балкария)..."
.




<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 562
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.09.10 19:50. Заголовок: Тахир! О чем ты го..



Тахир пишет:

 цитата:
Вот у Мровели, например:

"Хазары освоили оба пути, как-то: Морские ворота Дарубанди и ворота Арагвские, которые суть Дариала. Стали частыми походы хазар, увод людей в плен, и никто не мог им противостоять. Отныне стали все Таргамосианы данниками хазар...
В первый же свой поход хазарский царь перевалил горы Кавказа и полонил народы, о чем выше писано мною. Был у него сын по имени Уобос, которому дал пленников Сомхити и Картли. Дал ему часть страны Кавкаса, к западу от реки Ломека (Терек) до западных пределов гор (здесь описана территория Алании - Карачаево-Балкарии). И поселился Уобос. Потомками его являются овсы (карачаево-балкарцы - Марр, Шанидзе, Волкова)... Это и есть Овсети (Карачаево-Балкария)...".




Тахир! О чем ты говоришь! Когда был Леонтий Мровели и когда Марр, и в придачу к нему Волкова?
Напомнить? Мровели - 11 век!
Марр - 20 век.
Волкова - конец 20 века!


Как Мровели мог цитировать Волкову?


А привести тебе настоящего Мровели?

"хазарский царь перевалил горы Кавказа и полонил народы, о чем выше писано мною. Был у него сын по имени Уобос, которому дал пленников Сомхити и Картли. Дал ему часть страны Кавкаса, к западу от реки Ломека до западных пределов гор. И поселился Уобос. Потомками его являются овсы. Это и есть Овсети, что была частью [удела] Кавкаса. Дурдзук же, что был самым знаменитым среди сынов Кавкаса, ушел и расположился в горной теснине, которой и дал имя свое — Дурдзукети, и стал данником хазарского царя"

И не мог Мровели в 11 веке писать о карачаево-балкарцах. Это слишком рано для данной терминологии.


Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 475
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.09.10 22:40. Заголовок: Is-tina пишет: Тахи..


Is-tina пишет:

 цитата:
Тахир! О чем ты говоришь! Когда был Леонтий Мровели и когда Марр, и в придачу к нему Волкова?
Напомнить? Мровели - 11 век!
Марр - 20 век.
Волкова - конец 20 века!

Как Мровели мог цитировать Волкову?


С чего это такие выводы интересные?
А в скобках мои комментарии.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 476
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.09.10 22:45. Заголовок: Is-tina пишет: "..


Is-tina пишет:

 цитата:
"хазарский царь перевалил горы Кавказа и полонил народы, о чем выше писано мною. Был у него сын по имени Уобос, которому дал пленников Сомхити и Картли. Дал ему часть страны Кавкаса, к западу от реки Ломека до западных пределов гор. И поселился Уобос. Потомками его являются овсы. Это и есть Овсети, что была частью [удела] Кавкаса. Дурдзук же, что был самым знаменитым среди сынов Кавкаса, ушел и расположился в горной теснине, которой и дал имя свое — Дурдзукети, и стал данником хазарского царя"



А я это же самое привёл только с моими комментариями в скобках.

Is-tina пишет:



 цитата:
И не мог Мровели в 11 веке писать о карачаево-балкарцах. Это слишком рано для данной терминологии.

Овсы Мровели - это именно карачаево-балкарцы. Иронцам и дигорцам приписали нашу историю. А современные осетины на самом деле - потомки иранских гарнизонов на перевалах Центрального Кавказа.



<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 522
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 11:00. Заголовок: Тахир пишет: Подобн..


Тахир пишет:

 цитата:
Подобное свидетельство приводит и Волкова Н.Г. "Термин овси сваны закрепляют за карачаевцами".
(Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973.).


Честно говоря, я, что-то, не припомню подобного свидетельства у Волковой.
У Марра есть, а вот у Волковой, по-моему, нет такого. Ты не мог бы страницу указать?

Is-tina пишет:

 цитата:
А привести тебе настоящего Мровели?

"хазарский царь перевалил горы Кавказа и полонил народы, о чем выше писано мною. Был у него сын по имени Уобос, которому дал пленников Сомхити и Картли. Дал ему часть страны Кавкаса, к западу от реки Ломека до западных пределов гор. И поселился Уобос. Потомками его являются овсы. Это и есть Овсети, что была частью [удела] Кавкаса. Дурдзук же, что был самым знаменитым среди сынов Кавкаса, ушел и расположился в горной теснине, которой и дал имя свое — Дурдзукети, и стал данником хазарского царя"

И не мог Мровели в 11 веке писать о карачаево-балкарцах. Это слишком рано для данной терминологии.


Но ведь он пишет о хазарах! Не знать о том, что хазарский язык и ироно-дигорский (осетинский в нынешнем понимании этого слова) не имеют совершенно ничего общего, он, я думаю, не мог. Он ведь был современником хазар! Как же он мог выводить от тюркоязычного хазарского царя ираноязычных осетин? Ты не думала об этом?

И хотелось бы узнать, что ты имеешь в виду под словами:
"Это слишком рано для данной терминологии"?

Тебе кажется, что во времена Уобоса не могло быть тюркоязычных предков карачаево-балкарцев? С чего ты это решила?

Тахир пишет:

 цитата:
А современные осетины на самом деле - потомки иранских гарнизонов на перевалах Центрального Кавказа.


Это можно принять как одну из версий, Тахир! Эта версия гораздо более реальна, чем версия о происхождении осетин от алан и скифов. Но будет лучше, если мы будем говорить об этой версии как о версии, а не как об установленном факте. Нужно еще разработать версии о заселении мидийцев скифами, отмеченные Гаем Плинием Секундом Старшим и Диодором Сицилийским.



Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 477
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 11:11. Заголовок: Albert пишет: Честн..


Albert пишет:

 цитата:
Честно говоря, я, что-то, не припомню подобного свидетельства у Волковой.
У Марра есть, а вот у Волковой, по-моему, нет такого. Ты не мог бы страницу указать?

Это не непосредственно с работы Волковой, а у Мизиева есть ссылка на это её высказывание.

Albert пишет:

 цитата:
Это можно принять как одну из версий, Тахир! Эта версия гораздо более реальна, чем версия о происхождении осетин от алан и скифов. Но будет лучше, если мы будем говорить об этой версии как о версии, а не как об установленном факте. Нужно еще разработать версии о заселении мидийцев скифами, отмеченные Гаем Плинием Секундом Старшим и Диодором Сицилийским.




Моя версия - единственно правильная.
А данная твоя версия - точно такая же как и Миллеровско-Абаевская.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 523
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 11:18. Заголовок: Albert пишет: Это м..


Albert пишет:

 цитата:
Это можно принять как одну из версий, Тахир! Эта версия гораздо более реальна, чем версия о происхождении осетин от алан и скифов. Но будет лучше, если мы будем говорить об этой версии как о версии, а не как об установленном факте. Нужно еще разработать версии о заселении мидийцев скифами, отмеченные Гаем Плинием Секундом Старшим и Диодором Сицилийским.


В настоящее время можно, как мне представляется, принять три версии происхождении осетин:
1. Твоя версия о происхождении осетин из населения персидских гарнизонов.
2. Версия о происхождении осетин от мидийцев, которых заселили скифы. Правда, мидийцев (савроматов) скифы заселили в районы Подонья и Приазовья. Может быть, от них идут гидронимы Днепр, Днестр? Не знаю.
3. Версия о постепенном заселении предками осетин эрами территории Западной Агвании и Восточной Грузии (Эрети), которое произошло вследствие переселения эров из Эраншахра (Ирана). Возможно, Леонти Мровели при описании переселения Уобосом людей из Сомхити и Картли, имел в виду переселение эров на территорию нынешней Осетии. Хотя, Сомхити находится южней, а Картли несколько западнее. Но, думаю, что это не столь принципиально. И вряд ли эры жили компактной группой в Эрети.

Во всяком случае, факт происхождения осетин с территории Грузии подтверждается картвельским субстратом осетинского языка. На территорию Грузии же осетины, разумеется, попали с юга - с территории Ирана.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 524
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 11:28. Заголовок: Тахир пишет: Это не..


Тахир пишет:

 цитата:
Это не непосредственно с работы Волковой, а у Мизиева есть ссылка на неё, на это высказывание.


Мизиев не указал страницу?
Просто, у меня есть ксерокопия книги Волковой.

Тахир пишет:

 цитата:
Моя версия - единственно правильная.
А это твоя версия - точно такая же как и Миллеровско-Абаевская.


Зачем же так, Тахир?
Я просто не могу до конца принять одну из версий. Надо ведь и посмотреть данные митохондриальной ДНК у осетин и сопоставить их с грузинскими. Если данные будут аналогичные грузинским, тогда твоя версия получит свое серьезное подкрепление. Но ты знаешь, что я очень осторожен в отношении версий о происхождении народов. Может быть, даже слишком осторожен. Но, считаю, что иначе нельзя.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 478
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 11:49. Заголовок: Albert пишет: Мизие..


Albert пишет:

 цитата:
Мизиев не указал страницу?

Нет, только название работы в конце книги.

Albert пишет:

 цитата:
Зачем же так, Тахир?

Извини за такую постановку вопроса, но так и получается, Альберт. Выйдет практически таже самая теория, что и у Миллера с Абаевым. С точно теми же обоснованиями. ))

Это, также не соответствует и "бритве Оккама". Странно тянуть предков осетинам с Приазовья, коль известно, что на их территории пребывали иранские воины, контролировавшие перевалы.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 479
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 12:03. Заголовок: Albert пишет: Тебе ..


Albert пишет:

 цитата:
Тебе кажется, что во времена Уобоса не могло быть тюркоязычных предков карачаево-балкарцев? С чего ты это решила

Она имела ввиду терминологию - "карачаево-балкарцы".

Всё что в скобках - мои комментарии, Тина почему-то воспринимала, как слова приписываемые Мровели.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 563
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 13:06. Заголовок: Альберт: Но ведь о..



Альберт:


 цитата:
Но ведь он пишет о хазарах! Не знать о том, что хазарский язык и ироно-дигорский (осетинский в нынешнем понимании этого слова) не имеют совершенно ничего общего, он, я думаю, не мог. Он ведь был современником хазар! Как же он мог выводить от тюркоязычного хазарского царя ираноязычных осетин? Ты не думала об этом?



Еще раз цитата:

 цитата:
Ты не думала об этом?



Конечно, думала!
Мровели –современник хазар. Однако в летописях речь идет о событиях, если не вообще библейских, то о временах примерно 7 в до н.э. Когда хазаров на авансцене истории не было еще. Именно тогда активны были скифы!

Возможно, что это тот же прием, что и у Цеца. «Каждого приветствую на его языке. Аланов.. и т.д. Со скифами – на скифском» И т.д. А ведь шел 12-й век. Развитое
средневековье! А он все о скифах!!! Такие примеры можно продолжить…

А скажи, Альберт, – был ли Ной? О внуках которого идет речь в летописях? Что известно о реальном Вавилонском столпотворении, если оно было, но о котором тоже идет речь. И был ли реальный Таргамос, от которого якобы пошло расселение кавказских народов?

Надо учиться видеть древность. У нас этой научной культуры нет. Здесь должен быть принцип - «Сказка ложь, да в ней намек». Вот этот «намек» извлечь и правильно понять – в этом суть проблемы. Для познания Древнего Мира – это замечательная установка.
Но мы слишком прямолинейны. И тогда споры становятся невозможными, и думаешь, да пусть каждый думает, как хочет.

Еще ты спрашиваешь (риторически) о хазарском влиянии на овсов. Ты вопрошаешь – как же он мог из тюркоязычного царя выводить осетинско-иранский язык?

Во-первых, мне кажется, вы слишком преувеличиваете «ираноязычность» осетин.

И потом. Даже у Мровели такого утверждения нет! Он пишет, что те кавказские народы стали данниками хазар. Данники – одно. И представь, что «быть данниками» означало в древности. Платить дань! Одну овцу в год. Ну и наподобие этого. А не то, что Уобосовцы действовали , как примерно и наподобие Александру Македонскому, который горел желанием распространять греческий язык и греч. культуру повсюду куда его войска приходили. В общем, опять надо представлять степень древности состояния общества, о котором идет речь.


Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 564
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 13:14. Заголовок: Albert пишет: И хо..



Albert пишет:

 цитата:
И хотелось бы узнать, что ты имеешь в виду под словами:
"Это слишком рано для данной терминологии"?

Тебе кажется, что во времена Уобоса не могло быть тюркоязычных предков карачаево-балкарцев? С чего ты это решила?




Я говорю, что там где речь идет о Уобосе у Мровели, я карачаево-балкарской терминологии действительно не встречала. И вообще, в других перечнях племен древне-кавказских, честно говоря, тоже не встречала.

Разные народы формировались в разные времена.


Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 565
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 13:19. Заголовок: Тахир пишет: Это н..



Тахир пишет:

 цитата:
Это не непосредственно с работы Волковой, а у Мизиева есть ссылка на это её высказывание.



Тахир, не следует цитировать с чужих слов. Тем более, даже страница не указана.

Тахир пишет:

 цитата:
Моя версия - единственно правильная.



Версия – «единственно правильной» не бывает. На то она и версия.


Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 566
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 13:26. Заголовок: Тахир пишет: Тина п..


Тахир пишет:

 цитата:
Тина почему-то воспринимала, как слова приписываемые Мровели.



А потому, что ты кавычки закрыл после всего фрагмента целиком взятого. Посмотри, у тебя кавычки после многоточия и закрытой скобки. (твой пост 474)

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 525
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 14:07. Заголовок: Кстати, я, отвечая н..


Кстати, я, отвечая недавно Русланбеку на вопрос об одном из названий Эльбруса как Ири-тау, приведенном Эвлия Челеби, я ошибся, полагая, что "ири" может быть образовано из глагола "йыр-" (карачаево-балкарское "джыр-"), означающего "рассекать", "разрезать". На самом деле, "ири" в данном орониме имеет другое значение. Во многих тюркских языках "ири" означает "крупный", "большой", "значительный", "видный", "толстый", "объемистый". Например, в туркменском, турецком, азербайджанском, крымскотатарском, караимском, киргизском, казахском, ногайском, каракалпакском, татарском, башкирском, узбекском, уйгурском. В значении "великий" слово "ири" наличествует в чагатайском языке. (Этимологический словарь тюркских языков, т. 1, с. 371)
То есть, "Ири-тау" означает буквально "Великая гора".

Разумеется, ни о какой "горе иров", как это пытался представить Русланбек, и речи идти не может.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 480
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 15:04. Заголовок: Is-tina пишет: Верс..


Is-tina пишет:

 цитата:
Версия – «единственно правильной» не бывает. На то она и версия.

Версии могут быть разными в этом вопросе, но моя - единственно правильная. Об этом речь.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 481
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 15:06. Заголовок: Is-tina пишет: Тахи..


Is-tina пишет:

 цитата:
Тахир, не следует цитировать с чужих слов. Тем более, даже страница не указана.

Почему это? Сами придумали?
Тем более, если человека с чьей книги я цитирую - уважаю и доверяю ему.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 482
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 15:09. Заголовок: Is-tina пишет: Коне..


Is-tina пишет:

 цитата:
Конечно, думала!
Мровели –современник хазар. Однако в летописях речь идет о событиях, если не вообще библейских, то о временах примерно 7 в до н.э. Когда хазаров на авансцене истории не было еще. Именно тогда активны были скифы!

Возможно, что это тот же прием, что и у Цеца. «Каждого приветствую на его языке. Аланов.. и т.д. Со скифами – на скифском» И т.д. А ведь шел 12-й век. Развитое
средневековье! А он все о скифах!!! Такие примеры можно продолжить…

А скажи, Альберт, – был ли Ной? О внуках которого идет речь в летописях? Что известно о реальном Вавилонском столпотворении, если оно было, но о котором тоже идет речь. И был ли реальный Таргамос, от которого якобы пошло расселение кавказских народов?

Надо учиться видеть древность. У нас этой научной культуры нет. Здесь должен быть принцип - «Сказка ложь, да в ней намек». Вот этот «намек» извлечь и правильно понять – в этом суть проблемы. Для познания Древнего Мира – это замечательная установка.
Но мы слишком прямолинейны. И тогда споры становятся невозможными, и думаешь, да пусть каждый думает, как хочет.

Еще ты спрашиваешь (риторически) о хазарском влиянии на овсов. Ты вопрошаешь – как же он мог из тюркоязычного царя выводить осетинско-иранский язык?

Во-первых, мне кажется, вы слишком преувеличиваете «ираноязычность» осетин.

И потом. Даже у Мровели такого утверждения нет! Он пишет, что те кавказские народы стали данниками хазар. Данники – одно. И представь, что «быть данниками» означало в древности. Платить дань! Одну овцу в год. Ну и наподобие этого. А не то, что Уобосовцы действовали , как примерно и наподобие Александру Македонскому, который горел желанием распространять греческий язык и греч. культуру повсюду куда его войска приходили. В общем, опять надо представлять степень древности состояния общества, о котором идет речь.



Много написано и ничего не сказано. Это присуще тем, кто вокруг да около ходит. Овсы - карачаево-балкарцы - вот и всё объяснение, как не крути, дорогая Тина.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 483
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 15:15. Заголовок: Is-tina пишет: А по..


Is-tina пишет:

 цитата:
А потому, что ты кавычки закрыл после всего фрагмента целиком взятого. Посмотри, у тебя кавычки после многоточия и закрытой скобки. (твой пост 474)

Неужели не понятно что то, что выделено курсивом и в скобках - мой комментарий? Это же более логично предположить, чем думать, что Мровели цитировал Волкову.
Интересный вы народ - прекрасная половина человечества.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 567
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 15:54. Заголовок: Тахир пишет: Много ..


Тахир пишет:

 цитата:
Много написано и ничего не сказано. Это присуще тем, кто вокруг да около ходит



Так обычно огрызаются, когда нечем отвечать. Я даже рада что ты это написал. не надо себя утомлять ответами.

Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 484
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 16:04. Заголовок: пишет: Так обычно ..


Is-tina пишет:

 цитата:
Так обычно огрызаются, когда нечем отвечать. Я даже рада что ты это написал. не надо себя утомлять ответами.



Is-tina, а что я не прав что ли? Перед вами стоит вопрос: почему это грузины объединяли хазар и овсов?

Раз в 11 веке у Мровели был повод объединять вместе хазар и овсов, а также ассоциировать хазар со скифами античности, значит у него для этого были все основания.

И вместо ответа на этот вопрос, ты вслед за некоторыми "иранистами" уходишь в пространное рассуждение, что под хазарами у Мровели следует подразумевать скифов античности. Да, это совершенно верно. Но для вашей позиции это никакой поддержки не даёт, а наоборот - против неё.

Т.к. и скифы античности, и хазары, и овсы, и аланы - тюрки.
И других разумных объяснений этому нет. Глупые есть, а разумных нет. ))

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 526
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 16:48. Заголовок: Тахир пишет: Нет, т..


Тахир пишет:

 цитата:
Нет, только название работы в конце книги.


Судя по всему, Мизиев ошибся или что-то спутал. У Волковой дано сванское наименование осетин как "осил". Понятно, что оно напрямую идет из грузинского книжного наименования. Да и сваны, как известно, с осетинами непосредственно не граничат. Барьером между ними являются балкарцы и рачинцы. Кроме того, Волкова в той же книге приводит другое наименование сванами как балкарцев, так и осетин - "савьяр" (ед. число "мусав"), и связывает это наименование с древними савирами, имя которых встречается на этой территории с 3 века до н.э. Она всячески пытается "не заметить", что савиры, вообще-то, были тюрками.
Видимо, Мизиев спутал этот момент не намеренно, так же, как не намеренно он спутал наименования адыгов и балкарцев у абхазов, согласно Лопатинскому. И.М. Мизиев указал, что абхазы, согласно Лопатинскому, называют балкацев "азухо", тогда как на самом деле Лопатинский пишет, что в речи абхазов "азыхуа" (абхазский префикс "а-" + древний адыгский этноним "зих") - это адыги, а балкарцы - "ас". То есть, из этого видно, что Мизиев не сознательно спутал немного этнонимы. Кстати говоря, абхазское наименование осетин - "ауапс", как видно, прямо идет из мегрельского "офс", которое в свою очередь идет из грузинского "овс": абхазский префикс "а-" + "уапс" (в абхазском грузинская гласная "о" заменяется на дифтонг "уа", поскольку гласная "о" в абхазском отсутствует; грузинская согласная "в" или мегрельская "ф", отсутствующие в абхазском, меняются на "п"). И тот факт, что наименование осетин, в отличие от балкарцев, не "ас", а "ауапс" уже означает, что абхазы этноним "ас" к осетинам не относили.

Тахир пишет:

 цитата:
Извини за такую постановку вопроса, но так и получается, Альберт. Выйдет практически таже самая теория, что и у Миллера с Абаевым. С точно теми же обоснованиями. ))

Это, также не соответствует и "бритве Оккама". Странно тянуть предков осетинам с Приазовья, коль известно, что на их территории пребывали иранские воины, контролировавшие перевалы.


Тахир, я не могу принять эту критику, поскольку сам являюсь сторонников другой версии. Пусть не столь яркой, но более реальной. Она близка твоей версии, но и отличается от нее немного тем, что заселение северных районов Грузии осетинами происходило не одномоментно, а постепенно. Так, известно, что во времена тех же Сасанидов вся Грузия до Кавказского хребта входила в Ираншахр. До Сасанидов положение Грузии было ничем не лучше. Полагаю, что и эры (иры) заселились в Эрети (и не только туда!) не одномоментно (при Мириане), а постепенно, наращивая диаспору Ираншахра в подвассальных территориях.
Что касается языка, то у меня, после достаточно длительного изучения особенностей иранских языков, сложилось ощущение, что их, почему-то, искусственно удревняют. Нет никаких оснований полагать, что две тысячи лет назад между западными и восточными иранскими языками были какие-либо серьезные различия. Кстати, даже сейчас эти различия только фонетические, а попросту говоря, условные. Осетинский же язык, попав на иноязычную основу - субстрат, претерпел максимальные изменения. Только этим и объясняется сильное расхождение его с другими иранскими языками. Все исследователи признают, что осетинский язык является двусоставным: иранско-кавказским. Я всегда для примера привожу якутский язык, который, аналогично осетинскому, является двусоставным тюркско-монгольским.
Таким образом, мы имеем длительное проникновение на территорию Грузии - подвассальную территорию Иранской империи иранцев с юга. Постепенно сформировался район более или менее компактного проживания этих иранцев - Эрети "страна эров". Не надо, кстати, забывать, что в пехлевийский (среднеиранский период) страна имела название Эран, и лишь в новоиранский период - Иран. Постепенно, возможно вследствие ослабления Ирана и усиления Грузии, начало происходить давление на иные этнические группы, проживавшие в Картли и Кахетии, и, возможно, эры были вынуждены просачиваться в предгорья и горы Главного хребта для обеспечения собственной безопасности. Просачиваться в горы Восточной Грузии шансов было мало, поскольку те районы всегда были очень густо заселены аварцами и народами лезгинской группы, а грузины, проживавшие в долинах Кахетии постоянно подвергались нападениям тех же дагестанцев. Западнее также горная территория была достаточно густо заселена пшавами, хевсурами, тушинами и кистинами (вайнахами). Да и не было там места столько, чтобы там могли разместиться уже достаточно многочисленные осетины. В итоге предки осетин - эры оказались в пределах нынешней Южной Осетии, а впоследствии перешли и на северный склон хребта. Может быть, есть какой-либо резон в истории про Уобоса и его заселении пленниками из Сомхити и Картли этих районов. Все может быть. Может, Уобос намеренно заселил данные территории именно "инородцами" среди грузин, коими были ираноязычные иры. К сожалению, тут вопросов пока заметно больше, чем ответов. Поэтому я уверен, что нельзя быть слишком категоричным в таком вопросе.

Тахир пишет:

 цитата:
Она имела ввиду терминологию - "карачаево-балкарцы".


Ну, в отношении термина, я уже ранее неоднократно приводил данные, что Хоручон, как местность, которую ассоциировали и академик П.Г. Бутков, и осетинский исследователь Г.А. Кокиев с Карачаем, упоминается в 6 веке; а этническая группа "каратасеи" в кавказских горах вообще в 1 веке н.э. (Гай Плиний Секунд Старший, если я не ошибаюсь!). Этнонимы балкарцев также встречаются очень рано. Так что, с терминами все просто.

Is-tina пишет:

 цитата:
Конечно, думала!
Мровели –современник хазар. Однако в летописях речь идет о событиях, если не вообще библейских, то о временах примерно 7 в до н.э. Когда хазаров на авансцене истории не было еще. Именно тогда активны были скифы!

Возможно, что это тот же прием, что и у Цеца. «Каждого приветствую на его языке. Аланов.. и т.д. Со скифами – на скифском» И т.д. А ведь шел 12-й век. Развитое
средневековье! А он все о скифах!!! Такие примеры можно продолжить…


Хорошо! Предположим, что под хазарами Леонти Мровели имел в виду скифов! Тут возникает вопрос: как он мог ассоциировать скифов и хазар? Ведь последние были тюркоязычны! Это ведь должно означать, что и скифов он тоже считал тюркоязычными! Да и прямая ассоциация овсов с хазарами, по-моему, так же прямо свидетельствует о родстве овсского и хазарского языков. Разве не так? Да и можем ли мы говорить, что речь идет о 7 веке до н.э.? И какие у нас основания так утверждать? Думаю, что никаких! Ведь, имея конкретный этнос - хазар, мы скорее должны исходить из этого. Если не собственно хазар, то их возможных предков - тоже тюрок! Тут интересен еще и такой момент, как наименование и осетин, и карачаево-балкарцев сванами - савьяр. Данное наименование ведь можно сопоставить с савирами - хазарами. Может быть, здесь собака зарыта? Может, легенда о хазарах и Уобосе может объяснить происхождение осетин? Но речь, все-таки, должна идти не о мифических скифах, а о более реальных хазарах-савирах?

Is-tina пишет:

 цитата:
А скажи, Альберт, – был ли Ной? О внуках которого идет речь в летописях? Что известно о реальном Вавилонском столпотворении, если оно было, но о котором тоже идет речь. И был ли реальный Таргамос, от которого якобы пошло расселение кавказских народов?

Надо учиться видеть древность. У нас этой научной культуры нет. Здесь должен быть принцип - «Сказка ложь, да в ней намек». Вот этот «намек» извлечь и правильно понять – в этом суть проблемы. Для познания Древнего Мира – это замечательная установка.
Но мы слишком прямолинейны. И тогда споры становятся невозможными, и думаешь, да пусть каждый думает, как хочет.


Известно, что чем глубже уходят предания, тем меньше в них правды, а легендарного и мифического - сколько хочешь. Многие народы, и даже отдельные рода, часто выводят своих предков от волков, львов, тигров и других представителей животного мира. Разве кто-либо может всерьез рассматривать такой вопрос? Разумеется, нет. Поэтому, у православных грузин, разумеется, было уже стремление рассматривать все сообразно Библии. Поэтому, когда речь идет о древних генеалогиях, нужно просто поменьше доверия испытывать к этим источникам. Древние генеалогии, как правило, сильно преувеличивали продолжительность жизни предков (известен "Мафусаилов век", а ведь далеко не только один Мафусаил имел громадную продолжительность жизни, согласно древним преданиям, и не только библейским, кстати!), а также имели свойство "пропускать" очень многих предков, кои не отметились чем-либо сверхъестественным. Ну и часты случаи, когда многие себе в предки приписывают известных древних героев. Едва ли не самым "плодовитым" древним героем по числу "детей лейтенанта Шмидта" оказался небезызвестный Искандер (Александр Македонский).

Is-tina пишет:

 цитата:
Еще ты спрашиваешь (риторически) о хазарском влиянии на овсов. Ты вопрошаешь – как же он мог из тюркоязычного царя выводить осетинско-иранский язык?

Во-первых, мне кажется, вы слишком преувеличиваете «ираноязычность» осетин.

И потом. Даже у Мровели такого утверждения нет! Он пишет, что те кавказские народы стали данниками хазар. Данники – одно. И представь, что «быть данниками» означало в древности. Платить дань! Одну овцу в год. Ну и наподобие этого. А не то, что Уобосовцы действовали , как примерно и наподобие Александру Македонскому, который горел желанием распространять греческий язык и греч. культуру повсюду куда его войска приходили. В общем, опять надо представлять степень древности состояния общества, о котором идет речь.


Во-первых, не мы об этом утверждаем, а все без исключения лингвисты-иранисты, в том числе и Абаев! Нет оснований им не доверять, поскольку главным компонентом осетинского языка является, все же, иранский!
Во-вторых, уж точно осетинский, в отличие от хазарского, не является тюркским! Думаю, в этом никто не сомневается. )))
И, в-третьих, Мровели пишет, что кавказские народы из Сомхити и Картли были лишь пленниками сына хазарского царя - Уобоса, но не его потомками! А потомками Уобоса стали овсы! То есть, потомками тюркского (хазарского) царя могут быть, наверняка, только тюрки, а не иранцы! Разве не так? А в этих же пределах - в Овсетии остались жить и бывшие пленники из Сомхити и Картли. Но они не потомки Уобоса, и они не овсы! По-моему, у Мровели все логически выверено!

Is-tina пишет:

 цитата:
Я говорю, что там где речь идет о Уобосе у Мровели, я карачаево-балкарской терминологии действительно не встречала. И вообще, в других перечнях племен древне-кавказских, честно говоря, тоже не встречала.

Разные народы формировались в разные времена.


А какую ты этническую терминологию встречала? Неужели, ты встречала этнонимы "ир" и "дигор"? Так ведь нет! Тогда что иное, указывающее на иронцев и дигорцев ты можешь указать у Мровели?

Is-tina пишет:

 цитата:
А потому, что ты кавычки закрыл после всего фрагмента целиком взятого. Посмотри, у тебя кавычки после многоточия и закрытой скобки. (твой пост 474)


Тина, кавычки никогда не разрывается, если идет пояснение внутри цитаты. Просто, пояснения берутся в скобки. По-хорошему, единственно, надо было, наверное, в скобках через тире поставить инициалы - Т.М., чтобы ясно было, что это комментарии Тахира. Но это не всегда обязательно. Так что, здесь Тахир не допустил никаких нарушений.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 485
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 18:00. Заголовок: Albert пишет: Тахир..


Albert пишет:

 цитата:
Тахир, я не могу принять эту критику, поскольку сам являюсь сторонников другой версии. Пусть не столь яркой, но более реальной.


Ин ша Аллах, представляется, что моя концепция - единственно реальная и никакой другой реальной, по крайней мере, на данный момент нет. И маловероятно появление таковой, в принципе .
Также, хотелось бы видеть какую-то конкретику в критике, Альберт. И уже достаточно давно. А то, в этом вопросе у тебя её почему-то совершенно нет, только некоторую смуту вводишь в умы сомнениями.
Буду благодарен конструктивной критике, если таковая возможна.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 486
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 18:22. Заголовок: Is-tina пишет: А ск..


Is-tina пишет:

 цитата:
А скажи, Альберт, – был ли Ной? О внуках которого идет речь в летописях?




Хотя и не мне вопрос, но на него надо конкретно ответить.

Да, был великий пророк Ной: по-арабски Нух (мир ему и милость Аллаха). От него происходят многие современные народы. Он был очень праведным и терпеливым человеком.



 цитата:
Что известно о реальном Вавилонском столпотворении, если оно было, но о котором тоже идет речь.


А это явно сказка.




<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
гвоздь



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 19:07. Заголовок: Как могут быть овсы ..


Как могут быть овсы карачаевцами и балкарцами, когда древнее грузинское название их опсы? Это же автохтонный кавказский народ, до иранский и дотюркский, связанный с абхазскими и адыгскими племенами. Опсы овсы это предки осетин. Вам генетика вообще ни о чем не говорит? У вас почти поровну G2a1 и R1a1, это результат смешения овсов-осетин с тюрками. G это основная гаплогруппа у коренных народов западного кавказа.

Спасибо: 0 
Ответов - 108 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 23
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет