On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа

АвторСообщение
Тахир



Сообщение: 460
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.10 14:38. Заголовок: Эвлия Челеби о карачаево-балкарцах в 17 веке


http://www.kumukia.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=9242<\/u><\/a>

Эвлия Челеби в стране карачаево-балкарцев.

Книги, написанные современниками, проходя через века, становятся свидетелями времени, своеобразными окнами в тот мир, который был, существовал очень давно. Такова "Книга путешествия" турецкого путешественника Эвлия Челеби. Он родился 25 марта 1611 года в Стамбуле. Получил хорошее образование, был хафизом (то есть знал Коран наизусть), изучал философию и право, искусно резал по камню, знал музыку, грамматику и греческий язык, писал стихи. Был, как мы сейчас говорим, разносторонне развитой личностью. Во сне пришло к нему понимание смысла собственной жизни - быть путешественником, объездить и описать много стран, создать книгу путешествий. Ушедшее, казалось, навсегда время, его приметы всплывают со страниц книги. Путешественник Эвлия Челеби дал в ней описания многих земель и народов Ближнего Востока, Кавказа, Крыма, Поволжья и Подонья, берегов Каспийского и Черного морей.

Готовя данный материал, я пользовался в основном турецким изданием "Книги путешествий" (Evliya Celebi Seyahatnameleri. Istanbul. 1996. s.445-448. Evliya Celebi Seyahatnamesi. I-II. Sadelestirilen: Tevfik Temelkuran, Necati Aktas. Baskiya hazirlayan Mumin Cevin. Ucdal Nesriyat. Istanbul.1986.). Хотелось бы подчеркнуть, что в русском переводе сочинений турецкого путешественника некоторые детали и подробности описания путешествия, представляющие для нас особенный интерес, к сожалению, упущены.

Qarachaili

[10 октября мы вступили в земли Черкесов1). Быстрым темпом проехали на восток 4 часа]. Крымский Хан Мехмет Гирей со своей армией вместе с Эвлия Челеби доходят до ногайского поселения. [Столетний ногаец мирза, которого зовут Чобан, является предводителем всех ногайских татар. Эта племя породнилась с черкесским племенем Шугаки, беря у них девушек в жены, но сами им своих девушек не выдавали. Эта племя ногайцев обосновались и живут в Черкезистане. Они ведут кочевнический образ жизни в горах и долинах, численность всех составляет около 10 тыс. юртов. Военная дружина ногайцев составляет около 10 тыс. стрелков. Все являются сильными и смелыми воинами с лошадьми и оружием. Отсюда мы двинулись на восток и проехали по горам и долинам около 5 часов и дошли до черкесского племени Шугаки. Отсюда и дальше местные жители свои поселения зовут "кабак", а татары свои поселения звали "сыла". Эти жители "кабаков" очень непослушные, но подчиняются Хану Мехмет-Гирею. Преподнесли Хану продуктов и высказали свое уважение и гостеприимство. Племя Шугаки смешалось с ногайцами. Здесь вышла потасовка из-за того, что один из воинов татарин взял, не спросив, у одного черкеса с арбы рыбу. За это черкесы убили трех татар. На столько черкесы являются злобными и окаянными. Но настолько же полезны и храбры.]

Таким образом, Крымский Хан Мехмет Гирей и Эвлия Челеби проезжают через многочисленные племена черкесов (адыгов) и ногайцев. Погостив так же и у кабардинцев, они приезжают к черкесскому племени Биберды2).

[Биберды живут междуречье Кубани и Джинджик (иногда он называет эту реку "Инджик" - это река Зеленчук). На севере Бибердов живут Калмыкские татары. Почти до реки Терек простирается земля Бибердов. Биберды состоят из 4 господ, каждый из которых имеет по сто кабаков. Два из них подчинены кабардинскому господину, а два Султану Тауистана ("Тауистаном" Эвлия Челеби называет Карачай и Балкарию и указывает на то, что часть Бибердов, а именно 2 рода, были зависимы от Тауистана). Один из этих господ по тому, как живет рядом с калмыками, подчиняется калмыкскому Шаху Мусенджаку. В начале года дает калмыкам одного быка и много разных подарков. Таким образом, сохраняет себя от калмыкского нападения.]

[Вышеупомянутые 4 господина имеют каждый по 2 тыс. вооруженных воинов, но так как они не являются мусульманами, на них иногда нападает Падишах Дагестана. Берет у них пленных, а также разные припасы. Им сложно, потому что в их землях нет скалистых гор, где можно было бы укрыться. Все живут на равнинных, лесистых местах. Эта племя тоже дало Хану подарки, а также помогло своей сопроводительной армией. Дальше мы пошли на восток и проехали 8 часов пути. Дошли до местности Беш Таг (Пятигорск). Это местность находится недалеко от кабардинских земель. Оттуда мы проехали на восток 5 часов, проехав кабардинские земли дошли до реки Золька. Эта река течет с горы Эльбрус и впадает в Терек. Отсюда за этой рекой начинаются земли Тауистана.] (Эвлия Челеби указывает на то, что река Золька была границей между Кабардой и Таустаном).

[Тауистан удивительно большая губерния. Одна сторона на севере граничит с Московским государством. Другая сторона на востоке граничит со страной Дагестан3). Третья сторона на юге у Эльбруса граничит со Сванетией.]

Отец всех гор - гора Барс (так называл Эльбрус Эвлия Челеби).

[На арабском языке его называют Эбуль-Джибаль (в переводе отец всех гор). Однако по той причине, что вокруг этой горы проживал народ под названием Барс, иранцы прозвали эту большую гору горой Барсов. На греческом языке его называют "Петре Аджан". На монгольском языке - "Тилтав", на языке Кахтани - "Пеште-и Дадьян", на лазском языке - "Зехунда", на языке кытак "Тавбан", на черкесском языке "Ритау", на татарском "Чылдыр Отак", на чагатайском гора "Миян". По-разному называют и другие историки, в числе которого и название "Кюх-ель Барс".]

[Древние философы, ученые по хадисам и тафсирам говорили: "Создатель всех миров Аллах своим словом "Кюн" создал на Земле 140 больших гор. Если бы не было этих гор, то земля постоянно расшатывалась бы". Про эти самые горы был спущен 63 аят суре Зуммер Священной книги Корана... По преданиям Батламуса, Бократа, Сократа и Пифагора гора Барс является одной из всех этих 140 гор. Эта гора Барс находится близко к Железным воротам. Вышеупомянутые путешественники считают, что гора Барс находится посередине всех остальных гор, возможно и посередине всего мира. Исследователи так говорят: Арабы назвали эту гору Абуль-Джибаль4). Ибо все горы Китая, Мачин, Хыта, Хутен, Фагфур и Индии (Эвлия Челеби перечисляет древние страны) примыкают именно к этой горе...]5)

[На юге-востоке горы Барс находятся земли Сванов. На юго-западе по побережью Черного моря расположены земли Абазов. На западе, по тем местам где мы прошли, расположены земли Черкесов, их соседи Кабардинские Черкесы и Тауистанские Черкесы. Отсюда на запад в 47 днях находится Крым. На севере горы Барс расположена Московское государство, у которой на границе находится Терская крепость].

[Вкратце если сказать, вокруг этой горы расположены земли 11 падишахов, до такой степени большая гора (Здесь имеется в виду весь Кавказский хребет). Такая большая гора, что и летом и зимой вершину не увидишь, все время покрыта облаками. И даже в хорошую погоду не возможно увидеть вершину. Ближе к вершине и деревья отсутствуют, потому что большие ураганы рвут их с корнями.]

[В июле чабаны народа Таустана выходят на пастбища у подножья этой горы Барс пасти свои стотысячные стада баранов. Это местность относится к Султану Таустана. Проехав на восток 4 часа, а затем еще 9 дошли до реки Балык. Эта река берет свое начало у горы Барс потом впадает в реку Терек, а затем и в Хазарское море (Каспийское море)). А затем мы прошли еще 5 часов на восток, а потом и еще 7 часов и дошли до селения Тауилистан. Здесь недалеко от реки Бахисан6) увидели развалины древнего города, из которого сохранилось около 1.000 покрытых бревнами домов, а остальные разрушил Тимурленк. Если дома черкесов покрыты тростником или камышами, то здесь дома покрыты деревянными бревнами. В этом селении растут фруктовые деревья. Тауилистан очень старый и ухоженный город. Тауилистан является таким же большим государством, как и Дагестан.]

[Нынешних господ того селения, в которое мы пришли зовут Кючукбий Шакман и Джауханбий Шакман7). Общее количество военной дружины этого селения составляет 12.000 азнауров и еще 2.000 оруженосцев. В основном все придерживаются шафиитского мазхаба. Большей частью дружат с грузинами. Торговцы и некоторые другие продвинутые жители владеют и русским языком.]

Одежда жителей Тауистана. [Одежда всех похожа на иранские покрывало, с дырочками и привязанные на подмышках и с высокими воротниками. На голову одевают белый башлык. На ногах иранские башмачки. Головы побриты, бороды подстрижены.]

Одежда женщин Тауистана. [Все женщины и девушки одевают шапки из белой ткани лисьей кожи. Волосы открыты, но не свисают. Одевают разные и разноцветные кафтаны, которые чуть затянуты. Одеты, как и остальные черкесские девушки.]

[Красивые парни и отборные девушки, бесподобные люди. Здесь тоже, как и в остальных районах черкесов нет рынков, денег, бань и садов. В этом поселении имеется 2 больших и 7 маленьких мечетей. Хутбы читают в начале на имя Дагестанского падишаха8) (шаухала Тарковского, валия дагестанского), а затем своего господина Кючюка Шакмана. Но настоящих мусульман мало.]

[Здесь протекает река Баксан, которая идет из грузинской Сванетии и впадает в Терек. В Баксане есть рыба, которая называется аргъы балык (форель). Она не похожа ни на одну речную рыбу. Шарообразная рыба. Кажется будто приукрашена золотыми дорогими камешками. По своему вкусу похожа на английскую сардалью. В середине имеется одна косточка, подобная алифу, больше костей нет. Имеет очень приятный своеобразный запах. Эта рыба очень полезна и питательна.]

Климат Тауистана. [Климат очень мягкий, совсем нет болеющих эпилепсией, прокаженных и шпигатом. Этот народ ни за что не потерпит обиды над собой. У людей крепкое здоровье и телосложение. В основном все живут 100-150 лет (некоторое преувеличение, однако, кавказское долголетие общеизвестно).]

[Оттуда, отдохнув три дня с ханом, приехали к реке Балык. Перешли ее на лошадях. Эта река тоже рождается из белоснежных гор Грузии и впадает в реку Терек. Оттуда мы прошли в сторону юга 3 часа и дошла до большого разрушенного Тимуром города. Здесь некогда от Тимура укрывался Татарский Хан Тохтамыш. Этот город населяли очень воинственные и храбрые люди, которые не подчинились воле Тимура. Но Тимур в течении семи дней держал осаду этого города и в результате, взяв город, убил Баксанского султана. Это место тоже принадлежит Тауистану. После того, как насмотрелись этого разрушенного города, мы в сторону востока прошли еще 7 часов и дошли до реки Чегем, перешли ее на лошадях и прошли еще 2 часа. Потом дошли до реки Лачин (Ладжек). После перешли и эту реку и дошли до "Яркай Кабака". Яркай кабак тоже относится к Таустану и очень благоустроен. Оттуда прошли еще 4 часа и дошли до реки Черек (Чарук). Эта река тоже идет из Таустана и впадает в Терек. И ее тоже перешли лошадьми и прошли еще 4 часа. Дальше дошли до большой реки Терек... на восток прошли еще 15 часов и дошли до реки Сунжа. Наконец-то наша нога вступила в мусульманскую землю Дагестана. Нас встретил дагестанский падишах Султан Махмут Шамхал Шах... Здесь в этих местах свои города называют не кабак, а "Кент"9).]

На этом Эвлия Челеби вместе с Крымским Ханом Мехмет Гиреем покидают Таустан и вступают в Дагестан.




2) Биберды - старинное название абазин и части адыгов.

3) Чеченцы до сих пор называют горную часть своей республики Дегиста. По тюркски "даг" - гора, "стан" - страна.

4) Здесь Дарьяльский проход.

5) Согласно античным представлениям, впоследствии некритически заимствованным средневековыми арабами Кавказ, Гиндукуш и Гималаи являлись частью единого хребта по имени Каф, охватывающего весь земной шар. За этой горой по арабским представлениям находился конец света.

6) Баксан.

7) В XIX в. балкарских князей из рода Шакъман стали называть Шахмановыми.

8) То есть в честь шаухала Тарковского, валия дагестанского

9) У кумыков раньше слово "кент" применялось лишь в отношении крупнейших сёл, лишь со временем эта особенность перестала быть строго обязательной.


<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 108 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]


Albert
администратор




Сообщение: 527
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 19:45. Заголовок: Тахир пишет: Почему..


Тахир пишет:

 цитата:
Почему это? Сами придумали?
Тем более, если человека с чьей книги я цитирую - уважаю и доверяю ему.


К сожалению, каждый человек может ошибаться. И Исмаил Мизиев, к сожалению, не исключение. Если честно, я заново перечитал книгу Н. Волковой "Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа", но таких слов не нашел. Может, Мизиев перепутал книги? Может, она в другой книге написала это?

Is-tina пишет:

 цитата:
Так обычно огрызаются, когда нечем отвечать. Я даже рада что ты это написал. не надо себя утомлять ответами.


Как говорил генерал (актер Булдаков) из фильма "Особенности национальной охоты": "Но-но, вы еще подеритесь, горячие финские парни!" Ну, поскольку здесь не только парни, то лучше я скажу словами кота Леопольда: "Ребята и девчата, давайте жить дружно!".


Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 488
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 20:01. Заголовок: гвоздь пишет: Это ж..


гвоздь пишет:

 цитата:
Как могут быть овсы карачаевцами и балкарцами, когда древнее грузинское название их опсы?

Откуда взято?


 цитата:
Это же автохтонный кавказский народ, до иранский и дотюркский, связанный с абхазскими и адыгскими племенами.

Очередная фантазия. Овсы - чётко фиксируются, как народ пришлый и родственный хазарам.


 цитата:
У вас почти поровну G2a1 и R1a1, это результат смешения овсов-осетин с тюрками.

Где G2a1 - вероятно кобанцы, а R1a1 - скифы, аланы (овсы у грузин).


 цитата:
G это основная гаплогруппа у коренных народов западного кавказа.

Это так. Но не осетины, а скорее всего кобанцы.

Овсы к современным осетинам - иронцам и дигорцам по большому счёту отношения не имеют.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 528
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 20:27. Заголовок: Тахир пишет: Ин ша ..


Тахир пишет:

 цитата:
Ин ша Аллах, представляется, что моя концепция - единственно реальная и никакой другой реальной, по крайней мере, на данный момент нет. И маловероятно появление таковой, в принципе .
Также, хотелось бы видеть какую-то конкретику в критике, Альберт. И уже достаточно давно. А то, в этом вопросе у тебя её почему-то совершенно нет, только некоторую смуту вводишь в умы сомнениями.
Буду благодарен конструктивной критике, если таковая возможна.


Тахир, при всем уважении, я не могу однозначно поддержать именно позицию об отборных всадниках, когда на территории Северного Кавказа (исключая горный Дагестан) осетины были самым "безлошадным" народом. То есть, количество лошадей у осетин было самым низким на душу населения. Всадники не могут так просто отказаться от лошадей как вида транспорта. Хотя бы одно это должно было навести на размышления. И давай, все-таки, займемся исследованием митохондриальной ДНК осетин и сравнивать ее с митохондриальной ДНК грузин. Если принять безусловно твою версию, то "женская" ДНК осетин должна совпадать с грузинской. Надо изучить этот вопрос глубже, если это возможно. Не в обиду, Тахир, но я всегда высказываю свою точку зрения. Версия у тебя оригинальная, достойная, но надо исследовать и другие версии.

гвоздь пишет:

 цитата:
Как могут быть овсы карачаевцами и балкарцами, когда древнее грузинское название их опсы? Это же автохтонный кавказский народ, до иранский и дотюркский, связанный с абхазскими и адыгскими племенами. Опсы овсы это предки осетин. Вам генетика вообще ни о чем не говорит? У вас почти поровну G2a1 и R1a1, это результат смешения овсов-осетин с тюрками. G это основная гаплогруппа у коренных народов западного кавказа.


А откуда версия, что древнее грузинское название их "опсы"?
У Мровели "овсы" не автохтонный кавказский народ, а потомки хазарского царя, вернее, его сына Уобоса.
В отношении смешения овсов-осетин с тюрками, для начала надо исследовать непосредственно гаплотипы карачаево-балкарцев и их схождения с осетинскими. Кроме того, как известно, у грузин данная гаплогруппа тоже весьма распространена. Надо рассмотреть количество субкладов (так, кажется, это называется?) у грузин. У осетин, насколько я помню, их всего два, и оба с мутациями совсем недавними, если я не ошибаюсь. А значит, высокий процент G2a1 у осетин есть результат исследования определенных родов - по возможности коренных и родственных между собой. Очень бы хотелось узнать, представители каких осетинских фамилий были исследованы? Если исследованы только близкородственные рода, то результаты не совсем корректны применительно ко всему этносу. Но определена основа, то есть, определено, к какой гаплогруппе относится основа осетинского этноса. Разумеется, это тоже важно. Но в связи с проведением исследования среди родственных родов, мы пока не можем говорить о том, что у осетин данная гаплогруппа составляет такой громадный процент. Это все равно, что если бы провели, скажем, у казахов исследование только в одной родоплеменной группе.
Теперь, если говорить о сходстве гаплогруппы адыгов и осетино-грузино-карачаево-балкарцев, то между ними более 5 тысяч лет. То есть, да, это кавказско-ближневосточная гаплогруппа, но оба ее субклада распались очень давно - гораздо раньше времен, описываемых Леонтием Мровели.

Все, вроде бы, ясно, но остается один вопрос: почему Вы решили, что вот эти автохтоны должны были называться именно "овсами"? Ведь у осетин нет никаких следов наличия в языке следов этнонима "овс". Поскольку этнонимы гораздо моложе, чем гаплогруппы, то не думаю, что следует с такой уверенностью утверждать, что овсы и есть кавказские автохтоны.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
гвоздь



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 20:39. Заголовок: Откуда взято? мегрел..



 цитата:
Откуда взято?


мегрельское опс


 цитата:
Очередная фантазия. Овсы - чётко фиксируются, как народ пришлый и родственный хазарам.


Потому что жили на северных склонах Кавказа. Адыги частью тоже жили далеко к северу от кавказа. Может потому и связь с хазарами.

Спасибо: 0 
Тахир



Сообщение: 489
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 20:49. Заголовок: Albert пишет: Тахир..


Albert пишет:

 цитата:
Тахир, при всем уважении, я не могу однозначно поддержать именно позицию об отборных всадниках, когда на территории Северного Кавказа (исключая горный Дагестан) осетины были самым "безлошадным" народом. То есть, количество лошадей у осетин было самым низким на душу населения. Всадники не могут так просто отказаться от лошадей как вида транспорта. Хотя бы одно это должно было навести на размышления.



Альберт, предки осетин были всадниками, но не коневодами. И естественно, что то количество лошадей, которое было изначально, со временем в поколениях приходило в упадок. Не было нужды держать большое количество лошадей, тем более, при отсутствии навыков масштабного коневодства. Как, например, оно было у каждого тюркского народа. Но в осетинском языке есть необходимый набор собственной терминологии для воина-всадника. Воины-всадники и народы-коневоды далеко не одно и тоже. Воину-всаднику достаточно во время кормить, поить, ухаживать за своим конём и всё. Но он не разводит табуны лошадей, у него нет навыков коневодства. Так было и у предков осетин.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 490
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 20:53. Заголовок: гвоздь пишет: мегре..


гвоздь пишет:

 цитата:
мегрельское опс

А Марр пишет, что у мингрелов офс-и.

"Термин осский (осетинский) у сванов означает не иронский язык, как мы это понимаем, иранского происхождения, а карачаевский, относящийся к турецкой семье. Для иронского у сванов термин "дигорский"... Кстати, по личному сообщению А.Г.Шанидзе, так обстоит дело и в гебском подговоре рачинского говора грузинского языка: здесь ос-и, кстати, звучащее в глольском говоре иногда, как и в древнегрузинском, - овс-и (ср. мингр.: офс-и), означает обычно карачаевца, а осури-карачаевский язык, что же касается переноса и распространения этого этнического термина также и на иронов-осетин, т.е. употребление его вместо племенных названий дигор-ел-и "дигорец" и двал-и "двал", то в этом надо видеть плод влияния грузинского литературного языка или точнее грузинской речи интеллигенции… ".

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
гвоздь



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 20:54. Заголовок: Где G2a1 - вероятно ..



 цитата:
Где G2a1 - вероятно кобанцы, а R1a1 - скифы, аланы (овсы у грузин).


ДНК кобанцев пока неизвестно.. так что...одни вопросы пока.


 цитата:
Это так. Но не осетины, а скорее всего кобанцы.


Так у вас 23,2% именно что "осетинского" субклада G2a1a. У северных осетин его 63,6%, ясен пень что поток шел от нас к вам, а не наоборот. А "адыгской" у вас 8,7%


Спасибо: 0 
Albert
администратор




Сообщение: 529
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 20:57. Заголовок: Я понимаю, что есть ..


Я понимаю, что есть желание представить все так, что будто бы этноним "овс" однокоренной с этнонимом абхазов "апсуа", но я лично не вижу пока такой связи. Можно, конечно, привести здесь и экзоэтноним сванов у карачаево-балкарцев - "эбзе". Но вот то, что этноним адыгов ("адыгэ") совсем другой, явно не однокоренной с "апсуа", а адыги явно ближе к абхазо-абазинам, чем осетины или сваны, то, думаю, что здесь обычные созвучия. Причем, весьма далекие.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 491
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 21:00. Заголовок: гвоздь пишет: Потом..


гвоздь пишет:

 цитата:
Потому что жили на северных склонах Кавказа. Адыги частью тоже жили далеко к северу от кавказа. Может потому и связь с хазарами.



Да нет, овсы были родственны хазарам и пришли с ними. Читайте Мровели: у него они не входят в число народов потомков ни Таргомоса, ни Кавкаса.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 492
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 21:08. Заголовок: гвоздь пишет: Так..


гвоздь пишет:

 цитата:


Так у вас 23,2% именно что "осетинского" субклада G2a1a. У северных осетин его 63,6%, ясен пень что поток шел от нас к вам, а не наоборот. А "адыгской" у вас 8,7%



Может наоборот, в осетинах карачаево-балкарского происхождения? Насколько я знаю, древний предок этого субклада в осетинах относится только лишь к 14 веку. Т.е. совпадает с разгромом Алании и миграции части населения с нашей территории. На счёт адыгских G2 у меня информации нет, что бы о чём -то говорить.

Кроме того уверен, что с генетическими исследованиями у осетин явно какая-то методологическая ошибка. По данным языка осетины являются, примерно трёхкомпонентным народом - иранцы в основе со значительным кавказским и тюркским компонентом. А генетические результаты получаются какими-то однотипными. Тут что-то явно не то.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
гвоздь



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 21:33. Заголовок: А откуда версия, что..



 цитата:
А откуда версия, что древнее грузинское название их "опсы"?
У Мровели "овсы" не автохтонный кавказский народ, а потомки хазарского царя, вернее, его сына Уобоса.


В грузинском ведь небыло буквы Ф...... Педерация (федерация) например.. Не знаю везде указывается на мегрельское опс , сродни абхазскому а-уапс. Кстати очень близко стоит к Уобосу (ауапс).


 цитата:
В отношении смешения овсов-осетин с тюрками, для начала надо исследовать непосредственно гаплотипы карачаево-балкарцев и их схождения с осетинскими.


На родстве вроде бы была информация о близости (идентичности) какого то карачаевского G с осетинским. Хоть это только один чел, но думаю что остальные карачаевские G так же окажуться близкими к осетинским. Хотя если у наших и у ваших G один субклад то близкое родство лежит тут как тут на поверхности.


 цитата:
Кроме того, как известно, у грузин данная гаплогруппа тоже весьма распространена. Надо рассмотреть количество субкладов (так, кажется, это называется?) у грузин.


В основном у мегрелов G2a1a - 35,4%. У остальных грузин не знаю.. Но из тех грузин у которых G2a1а и которых я знаю корни идут из Южной Осетии))) У осетин все равно этого субклада намного больше чем у любого другого народа на кавказе, по крайней мере на данный момент. Может еще сваны подтянуться. Интересно к какому субкладу они будут относиться если у них тоже окажется G в основной массе.


 цитата:
У осетин, насколько я помню, их всего два, и оба с мутациями совсем недавними, если я не ошибаюсь. А значит, высокий процент G2a1 у осетин есть результат исследования определенных родов - по возможности коренных и родственных между собой. Очень бы хотелось узнать, представители каких осетинских фамилий были исследованы? Если исследованы только близкородственные рода, то результаты не совсем корректны применительно ко всему этносу. Но определена основа, то есть, определено, к какой гаплогруппе относится основа осетинского этноса. Разумеется, это тоже важно. Но в связи с проведением исследования среди родственных родов, мы пока не можем говорить о том, что у осетин данная гаплогруппа составляет такой громадный процент. Это все равно, что если бы провели, скажем, у казахов исследование только в одной родоплеменной группе.


У осетин один основной субклад G - G2а1а: у северных осетин его 63,6%, у южных осетин - 47,6%.
Исследовались же представители разных фамилий и родов, как дигорских так и иронских, в том числе и кударцы. Вобщем все было как можно более всеобъемлющим)))


 цитата:
Все, вроде бы, ясно, но остается один вопрос: почему Вы решили, что вот эти автохтоны должны были называться именно "овсами"? Ведь у осетин нет никаких следов наличия в языке следов этнонима "овс". Поскольку этнонимы гораздо моложе, чем гаплогруппы, то не думаю, что следует с такой уверенностью утверждать, что овсы и есть кавказские автохтоны.


Я думаю что овсы (опсы) связаны с автохтонной адыго-абхазской средой (апсы, апсны, опсы все очень схоже). Часть из них стала предками осетин. Да, осетины не знают таких слов как опс, овс (хотя есть топоним Даргафс) У нас есть только Ос или Ос-Багатар, в качестве предков. Может быть Осы/Овсы/Опсы не есть Асы? Может это два разных народа?

Спасибо: 0 
Тахир



Сообщение: 493
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 21:38. Заголовок: Albert пишет: И дав..


Albert пишет:

 цитата:
И давай, все-таки, займемся исследованием митохондриальной ДНК осетин и сравнивать ее с митохондриальной ДНК грузин. Если принять безусловно твою версию, то "женская" ДНК осетин должна совпадать с грузинской. Надо изучить этот вопрос глубже, если это возможно.

Давай. А есть где данные? Для южных осетин больший процент в строну вайнахской и балкарской, для южных - грузинской. Но самые древние субсклады митохондриальной ДНК и для северных, и для южных осетин, по идее, будут по большей части грузинскими. А для адыгов какие данные есть по G?

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
гвоздь



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 21:47. Заголовок: Может наоборот, в ос..



 цитата:
Может наоборот, в осетинах карачаево-балкарского происхождения?


Для тюрков G нехарактерна.


 цитата:
Насколько я знаю, древний предок этого субклада в осетинах относится только лишь к 14 веку. Т.е. совпадает с разгромом Алании и миграции части населения с нашей территории. На счёт адыгских G2 у меня информации нет, что бы о чём -то говорить.


Это у североиронцев. Но тут есть свои тонкости, возраст то может увеличиться в глубь веков, при дальнейшем сравнении всех осетинских G. Но есть еще южные осетины. Их то никто не громил))


 цитата:
Кроме того уверен, что с генетическими исследованиями у осетин явно какая-то методологическая ошибка. По данным языка осетины являются, примерно трёхкомпонентным народом - иранцы в основе со значительным кавказским и тюркским компонентом. А генетические результаты получаются какими-то однотипными. Тут что-то явно не то.


В днк "не так" не бывает.. Наука то точная, в отличии от истории и лингвистики)))

Спасибо: 0 
Тахир



Сообщение: 494
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 22:14. Заголовок: гвоздь пишет: Для т..


гвоздь пишет:

 цитата:
Для тюрков G нехарактерна.

Я обратного и не утверждаю. Давайте условно договоримся считать G - автохтонными Центрального и Западного Кавказа? Но при этом, никак не абхазо-адыгами. Просто для подобных представлений нет никаких оснований.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 495
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 22:18. Заголовок: гвоздь пишет: Это ..


гвоздь пишет:

 цитата:

Это у североиронцев. Но тут есть свои тонкости, возраст то может увеличиться в глубь веков, при дальнейшем сравнении всех осетинских G. Но есть еще южные осетины. Их то никто не громил))

гвоздь пишет:
[quote]
В днк "не так" не бывает.. Наука то точная, в отличии от истории и лингвистики)))

`

Точная наука - математика, но даже при этом, как говорил "вождь народов", не важно как голосуют, а важно, как считают.

В ДНК-генеалогии, чтоб выдать однотипный показатель по народу, можно провести тестирование представителей заранее известных родственных между собой родов и получить однотипный показатель среди любого народа.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
гвоздь



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 22:20. Заголовок: Я обратного и не утв..



 цитата:
Я обратного и не утверждаю. Давайте условно договоримся читать G - автохтонными Центрально и Западного Кавказа? Но при этом никак не абхазо-адыгами. Просто для подобных представлений нет никаких оснований.


Но G у абхазо-адыгов так же является основной гаплогруппой. Вы хотите сказать что адыго-абхазы не являются автохтонами? Или вы хотите сказать что у абхазо-адыгов нет G? Просто мы ведь не знаем днк автохтонов кавказа, ведь никто не исследовал кобанцев к примеру, и алан тоже..

Спасибо: 0 
Albert
администратор




Сообщение: 530
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 22:35. Заголовок: гвоздь пишет: мегре..


гвоздь пишет:

 цитата:
мегрельское опс


В мегрельско-русском словаре книги И. Кипшидзе "Грамматика мегрельского (иверского) языка":
оси, опъси – ос (народ); осети – Осия (страна). (С. 295).

Вот как объясняет звук «пъ» учебник грузинского языка Д.А. Джавахии, который у меня имеется: «Глухой согласный. Произносится как «п» с придыханием или как слитно произнесенный «пф» с акцентом на «п».

Вот как И. Кипшидзе в своей книге "Грамматика мингрельского (иверского) языка" объясняет вставку и наращение в мегрельском языке: «Вставка и наращение в мингрельском сильно распространены; … В начале и середине слов кроме «н» и «р» нарастают «б», «л», «м», «пъ», «в», «д», например, … опъси // оси «ос» (осетин);… (с. 8. Глава «Грамматика мингрельского языка»).

То есть, Кипшидзе полагает, что "пъ" здесь обычная вставка. Мне же представляется, что это обычная форма, идущая от грузинского "овси".

гвоздь пишет:

 цитата:
Потому что жили на северных склонах Кавказа. Адыги частью тоже жили далеко к северу от кавказа. Может потому и связь с хазарами.


Не так уж и далеко жили адыги. Вернее сказать, адыги жили только на Кавказе. Никакой связи с хазарами не вижу у адыгов, поскольку адыги появились на территории Центрального Кавказа только после разгрома Алании Тамерланом, то есть, не раньше начала 15 века.

Тахир пишет:

 цитата:
Альберт, предки осетин были всадниками, но не коневодами. И естественно, что то количество лошадей, которое было изначально, со временем в поколениях приходило в упадок. Не было нужды держать большое количество лошадей, тем более, при отсутствии навыков масштабного коневодства. Как, например, оно было у каждого тюркского народа. Но в осетинском языке есть необходимый набор собственной терминологии для воина-всадника. Воины-всадник и народы-коневоды далеко не одно и тоже. Воину-всаднику достаточно во время кормить, поить, ухаживать за своим конём. Но он не разводит табуны лошадей, у него нет навыков масштабного коневодства. Так было у предков осетин.


Всадник и коневод - это чаще всего один и тот же человек. Воин был приучен всегда ухаживать за своей лошадью. Иначе и быть не могло. Неужели в походы воины должны были брать специальных коневодов, которые бы ухаживали за их лошадьми? Это можно было бы принять, если говорить о воинах как о дворянах и князьях, тогда с ними должны были отправляться в походы и их слуги. Но, вообще-то, за конем своим даже князь и дворянин ухаживали сами. Если и говорить о специалистах-коневодах, то неужели таковых не было в гарнизонах? Думаю, что это просто исключено. Ведь без должного ухода за лошадьми, гарнизон бесспорно может потерять свою боеспособность. А это персидским шахам совсем не выгодно. Поэтому коневодческая традиция у воинов прерваться не могла в принципе.

гвоздь пишет:

 цитата:
ДНК кобанцев пока неизвестно.. так что...одни вопросы пока.


Да, пока не известно, но похоже, что G2a1.

гвоздь пишет:

 цитата:
Так у вас 23,2% именно что "осетинского" субклада G2a1a. У северных осетин его 63,6%, ясен пень что поток шел от нас к вам, а не наоборот. А "адыгской" у вас 8,7%


Я говорю, что сначала нужно выяснить, те ли гаплотипы (к сожалению, для меня субклады и гаплотипы мало друг от друга отличаются), так вот, гаплотипы осетин (а их, по-моему, всего два) должны совпасть с гаплотипами гаплогруппы G2a1a у карачаевцев и балкарцев. Если будет совпадение, то тогда можно будет говорить о родстве с осетинскими или о том, что к нам они "пришли" от осетин. А если нет совпадения, то надо искать аналогии среди грузинских групп.
Да и, я ведь сказал, что по мне исследование осетин происходило среди гомогенных групп - среди групп родственных родов.


Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
огъары учкулан
moderator


Сообщение: 67
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.10 23:54. Заголовок: гвоздь пишет: Так у..


гвоздь пишет:

 цитата:
Так у вас 23,2% именно что "осетинского" субклада G2a1a. У северных осетин его 63,6%, ясен пень что поток шел от нас к вам, а не наоборот. А "адыгской" у вас 8,7%


Ну знаете, вы странные ребята: когда вы говорите о наличи в сусбтрате осетинского языка, например, нахских (прото-), то как и говорил Абаев, вы отмечаете, и подчеркиваете, что это не заимствование а субстрат, на базе которого образовался осетинский народ, в т.ч.. А в нашем случае, вы даже те слова, которые Абаев отмечал как отсуствующие в осетинском языке - как заимствования, впрочем сам он был иного мнения.

По моему глубокому убеждению, никаких "передач потока" не было: это автохонный субстрат карачаево-балкарцев. И я бы назвал его либо майкопским, либо кубанским. На нем уже в дальнейшем образовались карачаево-балкарцы, и они никуда не уходили, они там были очень давно... В дальнейшем те которые, грубо говоря, жили в Осетии стали осетинами, с их уникальным языком, а те которые восточнее - карачаево-балкарцами. Тот факт что адыги у карачаевцев и балкарцы + у осетин представлены таким еебольшим процентом потверждает вывод, что собственно сами адыги пришли в эти места достаточно поздно, даже позднее R1a и b.
Правда, я бы еще отметил, что G очень существенно присутствует у менгрел и по всей видимости, она "собственная". В абсолютных цифрах наверно сравнимо с числом носителей у осетин...
Тот факт, что карачаево-балкарское эбзе близко к убызскому, что некоторые карачаево-балкарское "кенчек" ближе к исходному чем кабардинское. ИМХО, это потверждает.
Помимо этого, привожу интересный материал:

З. Д. Джапуа
(Сухум)


СХОДНЫЕ СЮЖЕТЫ В АБХАЗСКИХ И БАЛКАРО-КАРАЧАЕВСКИХ
НАРТСКИХ СКАЗАНИЯХ О САСРЫКУА / СОСУРУКЕ
(опыт сравнительного указателя)


На сходные образы, сюжеты и мотивы в разных версиях кавказской Нартиады так или иначе указывали почти все исследователи-нартоведы. Но более подробно об этом писали: Е.М.Мелетинский [24; 74-81; 25; 156-206], А.И.Алиева [4; 5; 39-48], Ш.Д.Инал-ипа [23; 30-68], Ю.С.Гаглойти [9; 57-71; 10; 11; 5-37], У.Б.Далгат [13], А.Х.Бязыров [8; 109-114], А.З.Холаев [31], Ш.Х.Салакая [28], Ж.Дюмезиль [20; 21], А.А.Аншба [6; 65-117], В.Г.Ардзинба [7; 128-168], Ю.А.Дзиццойты [19], З.К.Ханаева [30; 229-244], А.М.Гадагатль [12]. Что касается абхазо-балкаро-карачаевских нартских параллелей, то первые более веские наблюдения над ними принадлежат Ш.Д.Инал-ипе, который в своем историко-этнографическом обзоре национальных версий кавказской Нартиады отметил, что “поразительные совпадения устанавливаются между абхазскими и балкаро-карачаевскими сказаниями. Это объясняется, вероятно, не только глубоко уходящими культурно-историческими связями, но является и результатом длительного процесса взаимной этнической инфильтрации между этими народами” [23; 50].

Целью данного Указателя является выявление конкретной картины сходных сюжетов и мотивов о Сасрыкуа / Сосуруке в абхазской и балкаро-карачаевской версиях нартского эпоса, на основе сопоставительного анализа эпических текстов и их сюжетных констант. Это отчасти продолжает ранее разработанную нами систематику и интерпретацию нартских сказаний [15; 16; 8-24, 98-140; 17; 18; 29-94, 145-155]. Материалом для сравнительного Указателя послужили тексты почти всей сохранившейся коллекции абхазского нартского эпоса и балкаро-карачаевские сказания, изданные в академической серии “Эпос народов Европы и Азии” [26]. (В Указателе аннотации сюжетов и мотивов выделены курсивом, а наиболее сходные образы и описания в них – полужирным шрифтом).

1. “Чудесное рождение героя из камня”

В абхазской версии:

Матерь нартов Сатаней-Гуаща утром направляется к берегу реки. В полдень, купаясь в реке, она видит на противоположном берегу пастуха нартов и зовет его. Пастух, пробудившись ото сна, воспылает к ней страстью и, не сумев переплыть реку, отправляет с того берега свое мужское семя. Оно попадает в камень, на котором появляется человеческий образ. Кузнец нартов Айнар-жьи высекает из камня зародыш. Сатаней-Гуаща, завернув его (иногда весь камень) в вату (или в какой-либо другой теплый материал), кладет под мышку / прикладывает к животу, и по прошествии опре

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 108 , стр: 1 2 3 4 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 20
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет