On-line: гостей 2. Всего: 2 [подробнее..]
Форум об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа

АвторСообщение
Тахир



Сообщение: 855
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.13 01:38. Заголовок: Сваны (продолжение)


Сва́ны (груз. სვანები) — народность сванской группы картвельской языковой семьи, часто рассматриваются как субэтническая группа грузинского народа. Самоназвание «shuaner», ед. «mushwan», античные авторы называли сванов мисимианцами. Говорят на сванском языке, входящем в отдельную от грузинского языка северную ветвь картвельской языковой семьи. До 30-х годов XX века выделялись отдельной народностью (перепись 1926 года), но затем последующие переписи не выделяли их отдельно и включали (как и сегодня) в состав грузин. Кроме своего родного языка, все сваны владеют грузинским языком. Сванские фамилии имеют окончание «ани».
Сваны проживают в Местийском муниципалитете края Самегрело и Земо-Сванети и Лентехском муниципалитете края Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети на северо-западе Грузии, объединяемых в историческую область Сванетия (сван. «Shwan»). Также немногочисленно проживают в Кодорском ущелье Гульрипшского района в Абхазии (т. н. Абхазская Сванетия). Численность по разным оценкам достигает от 62 000 до 80 000 человек.

Территория расселения сванов — Сванетия — один из самых высокогорных исторических райнов Грузии. Она расположена на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта и по обе стороны Сванетского хребта, в северной части Западной Грузии. Верхняя Сванетия (Земо-Сванети) находится в ущелье реки Ингури (на высоте 1000—2500 метров над уровнем моря), а Нижняя Сванетия (Квемо-Сванети) — в ущелье реки Цхенисцкали (на высоте 600—1500 метров над уровнем моря). На юго-востоке Сванетия граничит с историческими районами Рача и Лечхуми (восток и юго-запад края Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети соответственно), на западе — с Абхазией, с юга примыкает Имеретия и часть территории Мегрелии. На севере граница Сванетии проходит по Главному Кавказскому хребту, по ту сторону которого находятся Карачай (Карачаево-Черкесия России) и Балкария (Кабардино-Балкария России).


Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 301 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [только новые]


Tsurungal



Сообщение: 82
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 11:34. Заголовок: Я не думаю, что Ахвл..


Я не думаю, что Ахвледиани является княжеским родом, однако надо узнать получше..да и потом, какие именно князья. После реформы 15 века состав элиты значительно изменился, появились новые княжеские сословия - азнаури, тавади, мтавари. Также эристави и еще разные)

Гумбати - это купол ( церковный , к примеру )

Спасибо: 0 
Профиль
Tsurungal



Сообщение: 83
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 11:38. Заголовок: Список Тавади : Кн..


Список Тавади :


Князья Абамелики (Абамелек, Абымеликовы)
Князья Абамелек-Лазаревы
Князья Абашидзе
Князья Абашидзе-Горленко
Князья Абхази (Абхази, Абхазишвили, Абхазовы, Анчипадзе-Абхазовы, Абхазовы-Анчабадзе)
Князья Авалишвили (Аваловы)
Князья Агиашвили
Князья Аматуни
Князья Амилахвари (Амилахваровы, Амилахори, Амилахоровы)
Князья Амиреджиби (Амиреджибовы)
Князья Андроникашвили (Андрониковы)
Князья Анчабадзе (Ачба)
Князья Апакидзе
Князья Аргутинские-Долгорукие (Аргуташвили, Мхаргрдзели-Аргуташвили)
Князья Аредба
Князья Асатиани
Князья Асихмовани (Асихмовановы, Осихмовани), первоначально — Тулашвили
Князья Ахвледиани
Князья Бараташвили, (Баратаевы, Баратовы)
Князья Бебуташвили (Бебутовы)
Князья Бегтабегишвили Бегтабеговы)
Князья Бежанидзе
Князья Вахвахишвили (Вахваховы)
Князья Вачнадзе
Князья Визиришвили (Визировы, Везировы)
Князья Габашвили (Габаевы)
Князья Гардапхадзе
Князья Гедеванишвили
Князья Геловани
Князья Гугунава
Князья Гурамишвили (Гурамовы)
Князья Гургенидзе
Князья Дгебуадзе
Князья Джавахишвили (Жеваховы, Джаваховы)
Князья Джандиери (Джандиеришвили, Джандиеровы)
Князья Джапаридзе
Князья Джаини
Князья Джорджадзе
Князья Дзяпш-Ипа (Зепишвили)
Князья Диасамидзе
Князья Иашвили (Яшвили)
Князья Инал-Ипа (Иналишвили)
Князья Кавкасидзе (Кавкасидзевы)
Князья Каралашвили (Караловы, Кораловы)
Князья Кипиани
Князья Кобулашвили (Кобуловы)
Князья Кортодзе
Князья Кочакидзе
Князья Лионидзе
Князья Лордкипанидзе
Князья Магалашвили (Магаловы, Магаладзе)
Князья Макашвили (Макаевы)
Князья Максименишвили
Князья Манвелашвили (Манвелишвили, Манвеловы)
Князья Маршания
Князья Мачабели (Мачабеловы)
Князья Мачутадзе
Князья Микадзе
Князья Микеладзе
Князья Месхидзе
Князья Мхеидзе(Пхеидзе, Хеция)
Князья Накашидзе
Князья Нижарадзе
Князья Орбелиани (Орбелиановы, Орбельяновы, Джамбакуриан (Джамбакур-Орбелиани, Джамбакур-Орбелиановы)
Князья Павленишвили (Павленовы)
Князья Пагава
Князья Палавандишвили (Палавандовы)
Князья Парнаджаиани
Князья Ратишвили (Ратиевы)
Князья Робиташвили (Робитовы)
Князья Русишвили (Русиевы)
Князья Сагинашвили (Сагиновы, Сагидзе)
Князья Сидамонидзе-Эристави (Сидамоновы, Сидамон-Эристовы)
Князья Солагашвили (Солаговы)
Князья Сумбаташвили (Сумбатовы)
Князья Тавдгиридзе
Князья Тактакишвили (Тактаковы)
Князья Тархан-Моурави (Тархнишвили, Тархан-Моуравовы, Тархановы-Моуравовы)
Князья Туманишвили (Тумановы)
Князья Туркестанишвили (Туркистанишвили, Туркистановы, Туркестановы)
Князья Тусишвили (Тусиевы)
Князья Херхеулидзе (Херхеулидзевы)
Князья Хидирбегишвили (Хидирбеговы)
Князья Химшиашвили (Химшиевы)
Князья Ходжаминасовы
Князья Цанба
Князья Церетели (Цертелевы, Церетелевы)
Князья Цицишвили (Цициановы)
Князья Цулукидзе
Князья Чаабалырхуа
Князья Чавчавадзе
Князья Чолокашвили (Челокаевы, Чолокаевы)
Князья Черкезишвили (Черкезовы)
Князья Чиджавадзе
Князья Чиковани
Князья Чичуа
Князья Чхотуа (Чкотуа)
Князья Чхотуа (из рода Чкония)
Князья Чхеидзе
Князья Шаликашвили (Шаликовы)
Князья Катковы-Шаликовы
Князья Шелия
Князья Эмухвари (Эмхвари, Эмхаа)

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 1900
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 11:55. Заголовок: Tsurungal пишет: Я ..


Tsurungal пишет:

 цитата:
Я не думаю, что Ахвледиани является княжеским родом, однако надо узнать получше..да и потом, какие именно князья. После реформы 15 века состав элиты значительно изменился, появились новые княжеские сословия - азнаури, тавади, мтавари. Также эристави и еще разные)


Все эти сословные группы Грузии были признаны Российской империей за княжеские и дворянские. Северокавказским владетельным сословиям повезло намного меньше. Высшие сословия народов Северного Кавказа, видимо, вследствие их мусульманского вероисповедания (даже у осетин князья были мусульманами) Российской империей признавались с большим скрипом, как говорится. А многих называли просто "старшинами".

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 1901
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 11:58. Заголовок: Tsurungal, а почему ..


Tsurungal, а почему нет в этом списке мегрельских князей Дадиани и сванских - Дадешкелиани?

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
огъары учкулан
moderator


Сообщение: 384
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 12:11. Заголовок: Albert пишет: Все э..


Albert пишет:

 цитата:
Все эти сословные группы Грузии были признаны Российской империей за княжеские и дворянские. Северокавказским владетельным сословиям повезло намного меньше. Высшие сословия народов Северного Кавказа, видимо, вследствие их мусульманского вероисповедания (даже у осетин князья были мусульманами) Российской империей признавались с большим скрипом, как говорится. А многих называли просто "старшинами".


это произошло в самом начале 19 в., в конце 18. Признание их в достоинтсве князей "взорвало" Империю, т.к. в относительно небольшой Грузии оказалось очень много тех кто получил признание в высоких званиях. Для России это имело довольно обременяющие последствия. В конечном итоге, если некоторые рода действительно обладали и могуществом и богатсовм, то некоторые из призняннаых князей ничем подобным не обладали. Северокавказская интелегенция, в пору сословных комиссий указывало, что мол наши фамилии в бльшей степени соотвествует понятию феодалов, чем многие рода признанные в Закавказье, но признания не имеют..

Спасибо: 0 
Профиль
Tsurungal



Сообщение: 84
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 12:41. Заголовок: Albert, эти две фами..


Albert, эти две фамилии стояли выше тавади ( абхазскю - атауадаа ). Как и князья Меликишвили.

У сванов, к примеру, было слово варг - дворянин, но не было подкатегорий для него.

Спасибо: 0 
Профиль
Tsurungal



Сообщение: 85
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 12:45. Заголовок: Вообще, это приведен..


Вообще, это приведенный мной из инета список далеко не полный. например, там нет убыхских фамилии Аублаа ( мегрельск. - Убилава ), Хамыш,садзов Гечба ( потомки живут в том числе в Батуми ). также фамилия Лоо является ответвлением Анчабадзе и Ачба. и так далее.

Согласен, российская имп. сыграла решающую роль в признании дворянства, которое было занесено в бархатную книгу Р И. Среди этих фамилий есть и моя фамилия, но опять таки положение двоякое.Нет документов. подтверждавших бы принадлежность к именно кн язьям. так и Ахвледиани. тем более Ахвледиани очень многочисленная по груз. меркам фамилия. Поди пойми кто у них там князь)

Спасибо: 0 
Профиль
Almaiz



Сообщение: 138
Зарегистрирован: 16.01.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 19:38. Заголовок: Это-группа грузин-им..


Это-группа грузин-имеретинцы,численность: 850 000 человек.ДНК анализы.



Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 1904
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 19:49. Заголовок: Almaiz пишет: Это-г..


Almaiz пишет:

 цитата:
Это-группа грузин-имеретинцы,численность: 850 000 человек.ДНК анализы.


А карталинцы с кахетинцами исследовались? Хотя, предполагаю, что карталинцы будут самой смешанной группой.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Tsurungal



Сообщение: 86
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 20:08. Заголовок: Albert, карталинцы с..


Albert, карталинцы сильнее всего смешаны с осетинами. У любого осетина из Гори, Карели, Цхинвали и т.д. есть в крови карталинцы и у любого почти карталинца - осетины. та же картина с мтиульцами и мохевцами, совершенно перемешанными с осетинами.

Что касается Днк имеретинцев. то было б еще интереснее узнать, в каких районах Имерети проводилась выборка. Ведь даже ежику в тумане ясно, что имеретинцы Хонского района - это одно, Сачхерского района - другое, Багдадского - вообще другое..и так далее.

Кахетинцы, только южные,немного смешаны с иранцами , что сразу заметно.

Спасибо: 0 
Профиль
Tsurungal



Сообщение: 87
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 20:30. Заголовок: Кстати, Альберт, пом..


Кстати, Альберт, помните, я писал про южноамер. мумии. так вот, меня больше всего тронула вот эта картинка) Ну чем не сваны) И характерный овал изображает не что иное, как бороду





Спасибо: 0 
Профиль
Almaiz



Сообщение: 140
Зарегистрирован: 16.01.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 22:06. Заголовок: Albert пишет: А кар..


Albert пишет:

 цитата:
А карталинцы с кахетинцами исследовались? Хотя, предполагаю, что карталинцы будут самой смешанной группой.



Albert- настолько я знаю пока нет,но обещают исследовать.
Хочу добавить что в количественном отношении западные грузины превосходят восточных.

Tsurungal-все ясно!- В западной грузии доминирует сванско-мегрелские - G2a1a.Это так и должно было быть.

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 1906
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 22:58. Заголовок: Tsurungal пишет: К..


Tsurungal пишет:

 цитата:

Кстати, Альберт, помните, я писал про южноамер. мумии. так вот, меня больше всего тронула вот эта картинка) Ну чем не сваны) И характерный овал изображает не что иное, как бороду


К сожалению, картинки не отобразились.

Almaiz пишет:

 цитата:
настолько я знаю пока нет,но обещают исследовать.
Хочу добавить что в количественном отношении западные грузины превосходят восточных.


И мне кажется, что этнически западные грузины более "чистые", наверное...

Tsurungal пишет:

 цитата:
Albert, карталинцы сильнее всего смешаны с осетинами. У любого осетина из Гори, Карели, Цхинвали и т.д. есть в крови карталинцы и у любого почти карталинца - осетины. та же картина с мтиульцами и мохевцами, совершенно перемешанными с осетинами.


Да, я знаю, что у карталинцев сильная смешение с осетинами, а у южных осетин - с карталинцами. При этом, тем более непонятно то, что южные осетины, отказавшись от предлагаемых им Михаилом Саакашвили помощи и развития, пошли на конфронтацию с Грузией и затеяли с нею войну оружием 58-й армии. А потом уже и сама 58-я армия России вступила в войну... Принцип расейской власти - разделяй и властвуй - в действии!

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Almaiz



Сообщение: 141
Зарегистрирован: 16.01.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.13 00:10. Заголовок: Albert пишет: И мне..


Albert пишет:

 цитата:
И мне кажется, что этнически западные грузины более "чистые", наверное...



Да,конечно!В западной грузии только грузины 98% живут.Моноэтническое население.


Спасибо: 0 
Профиль
Tsurungal



Сообщение: 88
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.13 01:12. Заголовок: Как Вам сказать Альб..


Как Вам сказать Альберт, насчет осетин Грузии - очень запутанная тема. Какая-то часть обоих народов повелась на поводу у пропаганды . Результат все знаем. Но осетин в Картли и по сей день больше, чем в самой ЮО. Всю воду мутит молодое поколение, которое не знает своего прошлого и соответственно висит в воздухе.
А в целом, с обоих сторон допущены грубейшие ошибки во взаимоотношениях.

Almaiz пишет:

 цитата:

Да,конечно!В западной грузии только грузины 98% живут.Моноэтническое население.



Я бы так не сказал. тут тоже было много других народов, до того как Звиад раскрыл рот.

Albert , вот тут можно посмотреть. http://curanderos.ru/karajia_08.htm


Спасибо: 0 
Профиль
Almaiz



Сообщение: 142
Зарегистрирован: 16.01.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.13 10:54. Заголовок: Tsurungal пишет: Я ..


Tsurungal пишет:

 цитата:
Я бы так не сказал. тут тоже было много других народов, до того как Звиад раскрыл рот.



Tsurungal-факт что абсолютное большинство населения составляют-грузины.Еврей жили в имереты и раче но уже пачти все переселились в Израиль.Также русские,украинцы жили и живут в Батуми,Поти,но немногие.

Спасибо: 0 
Профиль
Adam



Сообщение: 3
Зарегистрирован: 14.04.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.13 13:29. Заголовок: http://f1.s.qip.ru/8..




«Жители Дадіановской Сванетіи по типу близко подходятъ къ имеретинамъ. Говорятъ на сванетскомъ языкѣ, но многіе знаютъ и грузинскій, какъ большинство сванетъ Верхней Сванетіи знаетъ языкъ карачаевскій. » — , Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Том 10, стр.165
1890 г.

Спасибо: 0 
Профиль
Adam



Сообщение: 5
Зарегистрирован: 14.04.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.13 15:01. Заголовок: « Въ деревняхъ зд


« Въ деревняхъ здѣсь нѣтъ башень, какъ въ Верхней Сва-нетіи, почему и видъ деревень не привлекателенъ. Здѣшняя деревня близко напоминаетъ имеретинскую. Сходство это выражается и въ манерѣ строить дома (сакли). Дерева здѣсь въ изобиліи, почему и сакля складывается изъ бревенъ, съ земляной или деревянной крышей. » — , Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Том 10, стр.165

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 1909
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.13 17:17. Заголовок: Так называемая Дадиа..


Так называемая Дадиановская Сванети - это Нижняя Сванети, расположенная в долине реки Цхенисцхали.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Tsurungal



Сообщение: 89
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.13 19:47. Заголовок: В Н. Сванети есть ба..


В Н. Сванети есть башни, однако за ними просто не ухаживали и большинство из них просто не дошло до наших дней. Ввиду своего расположения, как мне кажется, нижним сванам не нужны были башни , как очаги защиты от врага. Потому и не следили . Кроме того, башни есть на территории Мегрелии и Имеретии, также в Раче и Лечхуми.Именно сванские, а не просто башни. Вообще нижние сваны считают верхних диковатыми). Что касается знания грузинского, то тут он правда был намного более распространен, тогда как в верхней Св. его знали лишь дворяне и может быть торговцы. В Нижней сванетии вплоть до сегодняшнего дня есть старики, не знающие языка, кроме сванского. , Вот такие пироги)

Albert пишет:

 цитата:
И мне кажется, что этнически западные грузины более "чистые", наверное...

Да, как бы так, просто западные в намного меньшей степени подверглись персизации и влиянию Османской империи. В восточной Грузии среди дворян довольно долгое время считалось зазорным говорить на родном языке - они говорили на фарси. Это примерно времена Г. Саакадзе. Восточная Грузия вообще сильно отлична от Западной, и , соответственно, наоборот) Совсем особняком стоят Тушины, Хевсуры. Впрочем, и они делятся на множество подгрупп со своими диалектами. Как пример, Тушины делятся на две основные группы - чагъма и цъова. Цъова - это бацби. Чагъма в шутку зовут их кистами) Цъова, тоже в шутку, зовут чагъма дидойцами))

Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 854
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.13 20:10. Заголовок: Tsurungal, не могу н..


Tsurungal, не могу не сказать Вам, что Вы замечательно рассказываете. Вот так, будто сидишь у костра, дымящегося. горящего, подкидываешь дрова и слушаешь. "Вот такие пироги". (Извините, в форумах такие вещи не говорят. (Я имею в виду то, что я написала), В них только ругаются и качают права - кто на что - кто на предков, кто на слова, на язык, в общем, на соседнюю территорию. И т.д. В форумах кипит работа...) А Вам - спасибо!

Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 855
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.13 20:36. Заголовок: Хочу продолжить "..


Хочу продолжить "свое выступление", Несмотря на странность его смысла. Критически отнесясь к себе. к нам. мне кажется. что мы. стали какими-то искусственными, под влиянием то ли науки, то ли вообще так называемой "цивилизации", . Ведь наряду со многим хорошим эти два "типа" принесли много и плохого. И манера вести разговор и темы у нас какие-то оскопленные. Будто душа что-ли вынута и мы стали как "заводной апельсин" (Правда. я не знаю что такое "заводной апельсин". Знаю какое-то произведение искусства. а какое - нет. Но у меня просто создается образ. самих нас, как "заводных апельсинов", Таки дела.

Спасибо: 0 
Профиль
Turk
moderator




Сообщение: 684
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.13 22:49. Заголовок: Is-tina пишет: Вот ..


Is-tina пишет:

 цитата:
Вот так, будто сидишь у костра, дымящегося. горящего, подкидываешь дрова и слушаешь.

красиво подмечено), не хватает вот этого.

Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 1327
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.13 14:47. Заголовок: Tsurungal пишет: Кс..


Tsurungal пишет:

 цитата:
Кстати, Альберт, помните, я писал про южноамер. мумии. так вот, меня больше всего тронула вот эта картинка) Ну чем не сваны)

Да, конкретно похожи. "Самые быстрые в мире" фильм-комедия есть такой, там рачинцы как-бы первыми открывают Америку, но, судя по этим скульптурам, сваны ещё быстрее оказались.

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 1916
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.04.13 15:39. Заголовок: Тахир пишет: "..


Тахир пишет:

 цитата:
"Самые быстрые в мире" фильм-комедия есть, там рачинцы как-бы первыми открывают Америку, но, судя по этим скульптурам, сваны ещё быстрее оказались.


Ничего удивительного, ведь рачинцы - это во многом сваны, потерявшие свой язык.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Tsurungal



Сообщение: 90
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.13 00:58. Заголовок: Is-tina пишет: Tsur..


Is-tina пишет:

 цитата:
Tsurungal, не могу не сказать Вам, что Вы замечательно рассказываете. Вот так, будто сидишь у костра, дымящегося. горящего, подкидываешь дрова и слушаешь. "Вот такие пироги". (Извините, в форумах такие вещи не говорят. (Я имею в виду то, что я написала), В них только ругаются и качают права - кто на что - кто на предков, кто на слова, на язык, в общем, на соседнюю территорию. И т.д. В форумах кипит работа...) А Вам - спасибо!



И Вам спасибо, уважаемая Ис-Тина. Как ни парадоксально...вроде бы форум и создан для общения , особенно если нет возможности общаться в реале, но его возможности используют для обливания грязью друг друга и тому подобное..Почему, зачем--не совсем понятно.
Создается впечатление, что люди хотят тут воплотить в жизнь некие выдуманные ими самими гипотезы. Только зачем ? Неужели кто-то от этого станет аланом или потомком древних албанцев ? На самом же деле все эти типажи вообще не в курсе, о ч ем пишут. Эдакое восполнение чем-попало внутренней пустоты. Комплексы, и все из них вытекающее. Это ко всем относится, к моим соплеменникам в том числе. Ну необразованные люди..ничего тут не попишешь.
Один известный блоггер вообще прямым текстом пишет - надо разобрать эти старые башни на стройматериалы. Тут же идут вопли - о мой бедный многострадальный народ..Еще бы, когда состоит из таких вот непонятных типов) Спроси его - что это за горы за городом - он не знает. Зато у него наверняка майка с флагом ) Хочется сказать таким - ребята..вы уж если ассимилируетесь, то не надо метаться , словно Фигаро, ибо поздняк вам пить Боржоми.

Спасибо: 0 
Профиль
Tsurungal



Сообщение: 91
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.04.13 22:38. Заголовок: Вот очень интересный..


Вот очень интересный текст о народе царца. Думаю, это имеет отношение и к сванам .


Пословицы и поговорки о царциатæ
1. Царцаты сæфт фесты – погибли подобно царцатам.
2. Царциаты цæрдцу кæнынц – подобно царциатам сильно голодают.
3. Уæ, мæнæ та дыссæгтæ, царцаты диссæгтæ – О, вот еще чудеса,
царцатские чудеса: т.е. это похоже на те чудеса, которые
совершались царциатами.
4. Ныццарта ис – процарцаился, сделался подобно царца. Так
говорят про негодную, пришедшую в ветхость вещь, про разорившегося
хозяина. Примеры: уæрдон ныццарца – арба развалилась; цухъхъа
ныццарца – черкеска износилась; хæдзар ныццарца – дом обрушился,
остался без хозяина.
5. Цæрдцу фæкæ – будь голодным! Так говорят тому, кто
настойчиво просит есть.
Уже из вышеприведенных поговорок видно, что царцатæ или
царциатæ одно и то же понятие, что они испытывали голод, что они
совершали чудесные деяния, имели чудесные предметы обихода.

Сказания о гибели царциатæ
В сказаниях о гибели царциатæ (царцатæ) находим полное
совпадение с описанием гибели Нартов: те и другие погибают от
голода.
В селах Дарьяльского и Санибанского ущелий оставшееся
осетинское население твердо убеждено, что царциатæ погибли от
голода и болезней. Эти сведения были записаны мной совместно с Б.Г.
Карсановым во время этнолого-лингвистической экспедиции в 1927 г.
Более подробные сведения о гибели царциатæ сохранились у
жителей Куртатинского ущелья. По «Фольклорным записям» С.С.
Джанаева, Хадиков Гацыр из с.Лац сообщил, что царциатæ переживали
неурожайный год (æнæ хорæй фыд аз), сильно голодали, в ожидании
смерти готовили себе катакомбы для всей семьи и живыми заходили
туда, чтобы не остаться непогребенными, что у осетин считается
большим позором. Кладбища их, как и кладбища Нартов до сих пор
показывают в с. Лац и около него. В случайно открытых царциатских
могилах нашли груды костяков целых семей с домашним скарбом.
Говорят, что они погибли от своей гордости.
В другом варианте сказаний гибель царциатæ описывается так:
хлеб (хор) у них перестал расти, тогда они стали сеять кукурузу
(нартхор), но и она перестала расти, и они умирали от голода; тогда
они стали копать себе могилы семьями, живыми входили и там умирали.
Еще более подробные сведения приведены у профессора Г.Ф.
Кокиева (Склеповые сооружения горной Осетии, Владикавказ. 1928 г.)
Запись произведена в селе Дзивгис. Царца жили здесь до прихода
осетин.
Случился голод из-за неурожая. То, что сеяли днем, ночью
поспевало, а с рассветом опять превращалось в зелень; чтобы не
умереть от голода, придумали железные наконечники стрел с широким
расщепом и по ночам подкрадывались к спелым нивам и стреляли по
колосьям. Стрелы скашивали некоторое количество спелых колосьев,
которые собирали, растирали в ладонях и тут же съедали. Этого было
недостаточно, и люди умирали от голода. Дабы не остаться
непогребенными, стали строить склепы у подножья горы Ахсиуан, куда
заходили семьями и там умирали. Так поголовно погиб народ царца.
Добавляют, что к голоду присоединилась и чума.
По записям Муссы Цаллагова («Фольклорный материал». Запись от
Бигулаева Ягора, 1932 г.), в Северной Туалетии рассказывают о том,
что сильный народ царцата постигла какая-то заразная болезнь и они
умирали сотнями.
Нарты и царца, говорится в другом сказании, были горды и
заносчивы, как даредзаны; за это наказаны богом (И. Джанаев, запись
в Кесаты Кау, 1932г).
Автором записано от Калоева Заурбека Забаевича из села Калоты
Кау (материалы в личном архиве) следующий вариант сказаний. Гибель
Нартов и царциата передается так: за гордость Нартов их решил
уничтожить Сафа (божество огня), но на их стороне стоит Уацилла
(божество хлебородия), который дает им в изобилии хлеб, а Фалвара
(божество скота) дает им семижды семь раз (авд-авды) четвероногих.
Тогда Сафа ниспослал на Нартов злосчастное время царциатское и
вселил в них сомнение относительно дальнейшего их питания. Он
ограничил урожай хлебных злаков. Нарты бросили в землю зерна
фæдæгъда…, из которых произрастала кукуруза. Эта кукуруза днем была
с водой, неспелой, а ночью поспевала, и нарты сбивали ее стрелами.
Нарты оказались в безвыходном положении, и с ними случилась царциа
(царциа сыл скодта), т.е. случилось то же самое, что с царца –
голод и гибель.
В сказаниях жителей дигорской части Осетии гибель народа царца,
жившего до прихода дигорцев
, объясняют тем, что они сильно
возгордились и перестали признавать бога. Они стали делать высокие
двери, чтобы при выходе не наклоняться, а то, мол, примет это за
поклонение ему. За это бог послал всепоглощающий огонь, от которого
целые семьи уходили в склепы и там умирали. После огня бог послал
потоп (ахар), который смыл мягкую землю, и от этого образовались
горы и ущелья в Осетии (Гергий Кокиев, там же.
Другое сказание, записанное в селе Галиат, рассказывает
следующее. На Нисан-авцаге (Целевой перевал) жил неизвестный народ.
Он не признавал бога, его дзуаров. Бог за это ниспослал на них
лунный свет Цирохса, и «были они освещены светом луны Цирохса»
(Цирохси Майрохс сæбæл искодтæй). Народ от этого света уходил
умирать в склепы. После них в Нисан авцæг жили туальцы. И они не
поклонялись богу и также погибли (Георгий Кокиев, там же).
В Южной Осетии по данным Чурсина, полученным от старика
Бегизова Левана, Содтиева Макси, о гибели царцатæ говорили
следуюшее. В нагорной части жил неизвестный народ царцатæ или
царциатæ, который умел зашивать раненые головы медными пластинками.

Этот народ развратился, испортился, а бог решил погубить его. Хлеб
ночью созревал по воле бога, а с насту-плением дня снова становился
зеленым. Царцматæ пускали в колосья раздвоенные стрелы и что таким
образом сбивали, тем и питались (Чурсин).
Они погибли каким – то необыкновенным и ужасным образом,
поэтому, пишет Чурсин, обо всем необычном, вызывающем удивление,
осетины говорят: «чудо царциатское». В селах Эдис и Хев до сих пор
показывают захоронения – «царциатские холмы». После их гибели
страна опустела, и все кругом заросло лесом. Тогда-то с севера на
юг, вследствие малоземелья, переселились осетины.
Осетинские
предания ничего не говорят о грузинском населении и помнят только о
царциатах (Чурсин. Южная Осетия. Этнографический очерк).

Спасибо: 0 
Профиль
Tsurungal



Сообщение: 92
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.04.13 02:10. Заголовок: Набрел на такой заме..


Набрел на такой замечательный рассказ)

Делюсь с вами, друзья)

http://www.risk.ru/users/veronika/16389/

Спасибо: 0 
Профиль
Almaiz



Сообщение: 143
Зарегистрирован: 16.01.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.04.13 20:17. Заголовок: Adam пишет: «Жители..


Adam пишет:

 цитата:
«Жители Дадіановской Сванетіи по типу близко подходятъ къ имеретинамъ. Говорятъ на сванетскомъ языкѣ, но многіе знаютъ и грузинскій, какъ большинство сванетъ Верхней Сванетіи знаетъ языкъ карачаевскій. » — , Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Том 10, стр.165
1890 г.



Сваны тогда и сейчас, чаще всего пешком, ходили в в Сав и обменивали разные товары, в основном сухофрукты из диких яблок и груш, на продукты животноводства, особенно на сушеное мясо, сыр и масло, а также ячмень, пшеницу и овес Карачаевские и Балкарскиеземли по сравнению со сванскими более благоприятны для животноводства и орошаемого земледелия Кроме того, многие Сваны после
убийства, боясь кровной мести со стороны родственников убитого покидали Сванети и обосновывались в Карачаево-Балкарии.Самое делали и
Карачаево-Балкарцы.

А про мулахцев у нас даже шутки ходят.Они пачти всегда там были.Как только мулахца исполнится 15 лет
берет в руки косу,топор и идет на работу.

"-Где мулахцы?
-Мулахцы где будут,в сав будут,они же без косы и топора не могут!"


k

Спасибо: 0 
Профиль
Almaiz



Сообщение: 144
Зарегистрирован: 16.01.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.04.13 01:29. Заголовок: Линбанæ:л(клятв..


Линбанæ:л(клятва)- мудрость веков

Клятва на иконе-лимбанæ:л - самый главный правовой акт в Сванетии.

На территории всей Вольной Сванетии земля была поделена между общинами очень строго. Внутри общины земля делилась между кланами, внутри кланов между семьями. Никто не должен был покушаться на землю соседа - это было одно из самых главных требований мирной жизни.
Для горцев земля стоила дороже жизни.
Здесь в горах каждый клочок использовался с умом и пользой для людей. Земли вокруг общины возделывали и выращивали на них просо, бобовые, пшеницу. Скот пасли высоко в горах на альпийских лугах, там где травы больше и она гораздо питательнее. Сено косили там же и потом привозили на санках, запряженных в быков. Работа была не легкая, но чтобы выжить в этом регионе, где зима длится полгода, а дорога закрываясь и отрезает от внешнего мира на 8-9 месяцев, люди должны были всем необходимым обеспечивать себя сами. Например, чтобы прокормить семью из 5-6 человек, требовалось минимум 1-1,5 гектара земли.
Так и рождались методы устойчивого землепользования, когда каждый участок имел свое назначение, а люди с умом и оглядкой на будущее заботились о принадлежащих им полям и лесам.
Так и появлялись законы гор, которые, кстати, действуют и по сей день и имеют, среди местного населения, гораздо больший вес, чем современные государственные законы.
Но не всегда удавалось сохранять этот баланс. Были в Сванетии и войны за землю, начаналась вражда между кланами, между соседями.
Сваны помнят одну историю, когда князья из Княжеской Сванетии хотели захватить земли, принадлежащие жителям Вольной Сванетии. Во время одной из таких войн махwши сказали "Кто будет убит в этой войне, тому и достанется самая лучшая земля" и в ответ один старик сказал: пусть лучше умрет кто-то из моего клана!. Так неистово воевали за свои земли Сваны.
Но не все конфликты заканчивались убийством или войной. Каждое гражданское или уголовное дело рассматривалось местным судом, в состав которого входили судьи – медиаторы,мореw ма:рæ:л (медиатор-мореw ма:ре. медиаторы-мореw ма:рæ:л).Если конфликт возникал между соседними кланами или между соседями, тогда в спор включались медиаторы задача которых была разрешить решить конфликт мирно и максимально объективно.
Называлось это-линбанæ:л(клятва).
Процесс этот был долгим и требовал от участников максимальной сосредоточенности, честности, объективности, справедливости.
Начиналось все с того, что обе стороны, ведущие тяжбу, выбирали медиаторов.Медиаторы совершали инбæних. инбæних – это клятва медиаторов на иконе в том, что они будут объективными и сделают все, чтоб решить конфликт правильно в соответсвии со сванскими законами и что стороны примут их решение, и что это решение будет максимально правильным для обеих сторон.
Как рассказывают старики, в тот период, когда медиаторы занимались поиском решения для конфликтной ситуации, они часто закрывались в своем доме, почти никуда не выходили и почти ни с кем не общались. В комнату к медиатору, когда он размышлял, никто не мог входить. Только женщине разрешалось тихонько зайти, чтобы оставить ему еду. Медиаторы говорили, что торопится никогда нельзя, и если это дело требует неделю, значит и нужно потратить на это неделю, если требует год, значит должен пройти год.
Если медиатору приходилось общатся с людьми, то чаще всего это были участники процесса, свидетели, пострадавшая сторона и т.д. Свидетели, дающие свои показания медиаторам также клялись на иконе. Но бывало так, что медиатор не доверял словам свидетеля, он мог знать, что этот человек не настолько верующий, что клятва для него имела бы значение. В этом случае к делу привлекались его ближайшие родственники, которые также должны были поклясться, что он не обманет и уже это точно имело сильное влияние на человека, который был ответственный не только перед собой, но и перед своей семьей.
Процесс примирения был очень долгим, но почти всегда результат стоил того. От мирного разрешения конфликта было лучше всем. И тем кто совершил проступок и тем, кто имел претензии, так как удавалось сохранить баланс, а порой избежать убийства, а значит и следующей за ним кровной мести.
После того как медиаторы принимали и озвучивали решение, с этим решением должны были согласиться обе стороны. Этот процесс называется лæгнажи-лигне,поставить себя на место другого;Главный принцип сванского суда.
Ритуал клятвы происходило во дворе церкви-клятва перед Богом и церковью.И в этом процессе тоже все было достаточно фундаментально продумано. Таким образом, что обе стороны, перед приняем результатов, должны были поставить себя на место другого, почувствовать то, что чувстовал он, подумать так, как думал другой, понять все его внутренние мотивы, мысли. Это очень хорошо, как говорят сваны, если человек сможет почувствовать себя на месте другого человека и сделать это честно. Это мощьный инструмент, который позволяет быть объективным.
При совершении лягнажилигне сваны говорят «Ми исгу адгилжи чухwирди сгаjескъа:лдæс», что можно перевеси так:
«Если бы я был на твоем месте, я бы примирился

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 301 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 22
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет