On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа

АвторСообщение
Тахир



Сообщение: 855
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.13 01:38. Заголовок: Сваны (продолжение)


Сва́ны (груз. სვანები) — народность сванской группы картвельской языковой семьи, часто рассматриваются как субэтническая группа грузинского народа. Самоназвание «shuaner», ед. «mushwan», античные авторы называли сванов мисимианцами. Говорят на сванском языке, входящем в отдельную от грузинского языка северную ветвь картвельской языковой семьи. До 30-х годов XX века выделялись отдельной народностью (перепись 1926 года), но затем последующие переписи не выделяли их отдельно и включали (как и сегодня) в состав грузин. Кроме своего родного языка, все сваны владеют грузинским языком. Сванские фамилии имеют окончание «ани».
Сваны проживают в Местийском муниципалитете края Самегрело и Земо-Сванети и Лентехском муниципалитете края Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети на северо-западе Грузии, объединяемых в историческую область Сванетия (сван. «Shwan»). Также немногочисленно проживают в Кодорском ущелье Гульрипшского района в Абхазии (т. н. Абхазская Сванетия). Численность по разным оценкам достигает от 62 000 до 80 000 человек.

Территория расселения сванов — Сванетия — один из самых высокогорных исторических райнов Грузии. Она расположена на южных склонах центральной части Главного Кавказского хребта и по обе стороны Сванетского хребта, в северной части Западной Грузии. Верхняя Сванетия (Земо-Сванети) находится в ущелье реки Ингури (на высоте 1000—2500 метров над уровнем моря), а Нижняя Сванетия (Квемо-Сванети) — в ущелье реки Цхенисцкали (на высоте 600—1500 метров над уровнем моря). На юго-востоке Сванетия граничит с историческими районами Рача и Лечхуми (восток и юго-запад края Рача-Лечхуми и Квемо-Сванети соответственно), на западе — с Абхазией, с юга примыкает Имеретия и часть территории Мегрелии. На севере граница Сванетии проходит по Главному Кавказскому хребту, по ту сторону которого находятся Карачай (Карачаево-Черкесия России) и Балкария (Кабардино-Балкария России).


Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 301 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [только новые]


Tsurungal



Сообщение: 134
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.13 01:51. Заголовок: Ясно, Альберт. Вы зн..


Ясно, Альберт. Вы знаете, я раньше часто в СеО бывал, такие хорошие были отношения с сельскими..В селах до Алагира , если ехать из Грузии ,многие понимали грузинский..дальше не знаю . ( в Алагире жило много гебинцев, несколько тысяч к 1920 годам ).
Кстати говоря, осетины юо ( не могу называть их кударцами, так как кударцы это только те, что живут на исторической земле Рачи ) не воспринимаются северными как свои, ни в какую. Вы должно быть, знаете об этом.

Насчет дигорцев я был, право же, другого мнения, но с дигорцами я знаком только лишь живущими в Грузии..Видимо, они тут другие))


Насчет эбзе..Мне почему то это напоминает адыгское слово, по шапсугски бзэкъэ язык, например, или по темиргоевски адыгабзэ..Но это вряд ли что либо, кроме созвучия. Я согласен на все сто - отношения очень древние..лучше всего отражены в названии одной книги..вспомнить бы дословно ... "Один народ по две стороны кавказского хребта "

Всегда приятно удивля ло такое теплое отношение со стороны балкарцев , как только заговаривал о Сванети и Раче. тут только древняя память о общей судьбе, предках ... От современных черкесов такого не очень то услышишь ))




Алмаиз, ты общаешься с ке м-нибудь из бацбийцев ( тушеби ром ариен , Алванщи цховробен ) ?.
Есть версия , что они прямые потомки двалов. Интересны их родовые предания .

Спасибо: 0 
Профиль
Tsurungal



Сообщение: 136
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.13 02:35. Заголовок: Albert пишет: Спаси..


Albert пишет:

 цитата:
Спасибо большое!
То есть, просто "лайпан" невозможно выделить?



Думаю, нет. По логике св. языка сочетание ла с й это аналог грузинского -и- в глаголе. Когда говорящий говорит конкретно о себе. Например вакетеб - делаю( вообще ), а викетеб - делаю только для себя. в этом плане картвельские очень точные языки , надо сказать.

ну а -пант- это корень - рассеиваться , разбрасываться, в обоих языках. также в грузинском есть корень с аналогичным значением - -планг- , гаплангва - разбрасываться

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 2191
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.13 08:29. Заголовок: огъары учкулан пишет..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
эбзели как-то не очень звучит. малгарлы, разве так так говорится? кстати, дюгерли, я тоже не слышал: дюгер Бадинат


Как раз "малгарлы" и говорится. Что касается дигорца, то именно "дюгерЛИ", а не "дюгер", поскольку "дюгер" - это прилагательное "дигорский", а "дюгерли" - "дигорец". Как и "тегейли".

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Turk
moderator




Сообщение: 757
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.13 11:13. Заголовок: Блин, набирал сообще..


Блин, набирал сообщение и улетучилось )).
Что известно по Чиковани? Видимо раз никто не ответил, значит нет информации?
Почему меня заинтересовал этот род, потому что по ДНК, он мне относительно близок, он тоже L, на Ysearch он первой строкой ко мне, между нами немало мутаций, но все же.
"По слухам", ему приписывали армнянское происхождение, но судя по его ДНК, он очень далек от армянских L. Да еще, если не ошибаюсь, есть разные Чиковани L, которые также далеки друг от друга.
Вообще, еще вопрос по походу дела, Чиковани - как сванское название, что обозначает?

Спасибо: 0 
Профиль
Almaiz



Сообщение: 180
Зарегистрирован: 16.01.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.13 12:09. Заголовок: Albert пишет: То ес..


Albert пишет:

 цитата:
То есть, просто "лайпан" невозможно выделить?



Думаю так!-Мне ничего не вспоминается.


Спасибо: 0 
Профиль
Tsurungal



Сообщение: 137
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.13 12:24. Заголовок: насколько я знаю, со..


насколько я знаю, современные Чиковани никакие давно не сваны - чистейшей воды мегрелы из Чхороцку и Цаленджихи. В этих районах многие - бывшие сваны. Еще они живут в Имерети, в Терджольском районе. Больше сказать нечего.
Та же тема и с Чарквиани кажетсоо - из Зугдиди и Имерети, бывшие сваны)) Спросим и Алмаиза, он наверняка больше знает в этом вопросе.

Вообще , например с имеретинскими фамилиями очень интересно получается - почти все они восходят куда-то - то в Рачу ( в основном ), то в шуан, то в Самцхе-Саатабаго. Возникает вопрос - млин, кто ж тут раньше жил то ?)))

Спасибо: 0 
Профиль
Turk
moderator




Сообщение: 758
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.13 12:30. Заголовок: Подождем Алмаиза :)...


Подождем Алмаиза :).

Tsurungal пишет:

 цитата:
Возникает вопрос - млин, кто ж тут раньше жил то ?)))

точно представители L , они вообще везде жили раньше
Кроме шуток, а что может и есть суть имеретинского диалекта результат всего этого смешения? Или все таки там есть, коренные фамилии? :)
А что ДНК имеретинцев?

Спасибо: 0 
Профиль
Tsurungal



Сообщение: 138
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.13 13:29. Заголовок: Я не силен в вопрос..


я,честно говоря, не силен в вопросах днк имеретинцев.
Насчет былого населения ясно одно - это были мегрелы, лазы и сваны

Turk пишет:

 цитата:
Кроме шуток, а что может и есть суть имеретинского диалекта результат всего этого смешения? Или все таки там есть, коренные фамилии? :)



имеретинский диалект - достаточно условен, он сам распадается на несколько поддиалектов, по сути же - диалектов самостоятельных. Об этом неоднократно писалось, это видно из повседневной жизни. например, судя по диалекту жителей Хонского района, Самтредского района - можно стопроцентно сказать - бывшие мегрелы . Район Вани - это огромное количество переселенцев из Рача-Лечхуми , надо думать, до этого он был опустошенным. Багдадский район - много переселенцев из исторических областей Самцхе-Джавахети,Тао и т.д.

Спасибо: 0 
Профиль
Turk
moderator




Сообщение: 759
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.13 14:11. Заголовок: Tsurungal пишет: На..


Про L это шутка канечно же , надеюсь без обид, что все под L присваиваю)), но что сделаешь, если факты на лицо)).

Tsurungal пишет:

 цитата:
Насчет былого населения ясно одно - это были мегрелы, лазы и сваны


Где-то читал, про ареал менгрело-занской общности вместе со сванами был куда более шире, чем сейчас.
Багдадский район интересно это, что современное название? или историческое? Почему он Багдадский район? :)

Самцхе-Джавахетия, Тао и другие регионы Южной Грузии, для меня генетический, исторический интерес, корни моего рода ведут туда. Точнее селение Занав, Адыгени. Кстати Занав одно из древнейшних поселений, упоминаемых в разных летописях.
Вообще мир очень тесен, интересно, что тут мы на форуме собрались разных национальностей и вероисповеданий, все между собой связаны, разными переплетениями находимся здесь под общими интересами.

У меня род по матери Узденовы, Алмаиз сван, у которого материнская линия Вездени, генетически да есть не совпадение, но по преданиям выходцы из Сав (КБ), при этом с Эсеном, мы как-бы из разных атаулов, но как-бы одного рода (генетически ин ша Аллах скоро выясним точно). А теперь еще мне Чиковани выскакивает близким
Мир очень тесен ))).



Спасибо: 0 
Профиль
Tsurungal



Сообщение: 139
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.13 17:51. Заголовок: Конечно без обид) ка..


Конечно без обид) какие могут быть обиды , если это правда)

Да, судя по топонимике, обычаям, быту - шире в несколько раз. если интересно, могу поведать на эту тему.

Адыгени я знаю, им район, и сам город, вот Занави не слышал. разузнаю вам, если интересно. Скажите, а турки-месхи сохраняют месхское ( ну или картвельское ) самосознание, слова из языка ? или это далеко в прошлом ?

Насколько мне известно , той областью управлял атабег из рода Джахъели . Область самцхе-саатабаго - буквально - Самцхское атабагство. По видимому, его верхушка добровольно вошла в Османскую империю.

Спасибо: 0 
Профиль
Turk
moderator




Сообщение: 761
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.13 18:28. Заголовок: Tsurungal пишет: Ад..


Tsurungal пишет:

 цитата:
Адыгени я знаю, им район, и сам город, вот Занави не слышал. разузнаю вам, если интересно. Скажите, а турки-месхи сохраняют месхское ( ну или картвельское ) самосознание, слова из языка ? или это далеко в прошлом ?



На счет прошлого, это "темная история", так как вопрос очень политизирован и на него долгие годы было привязана разрешение на репатриацию, мы пока единственный народ, которые не получал возможность вернутся в края, откуда наших дедов депортировали. То вопрос истории и этногенеза очень обострен.

Могу сказать, что 90% народа себя считает тюрками, среди нас есть лазские рода, смешанные семьи, после депортации с нами смешались частью хемшины, часть курды совсем мало. Сливаемся в одну группу с терекеме (тюрками - карапапахами).
Культура у нас восточно-анатолийская с кыпчакскими элементами, исследователи отмечают это как, то что кыпчаки (куманы) или племена к которым им относят приняли большую роль в нашем этногенезе.
Часть есть грузинские фамилии, какие-то по происхождению грузины (какой субэтнос не знаю), частью когда в результате реформы СССР, когда пытались всем дать грузинские фамилии, частью в следствии разных событий - там примирение между родами (турок и грузин) и т.д.
Но есть фамилия например Сванидзе (видимо предок был сван).

Делимся мы на йерли (местные до словно, земледельцы-скотоводы) и терекеме(кочевники-скотоводы, канечно кочевники это условно) это среди тюрок, нас и татарами называли, тюрками и турками в 19 веке и еще частью азербайджанцами в начале 20 века.

В Адыгени до депортации 90% процентов население были тюрки-ейрли и терекеме, затем уже частью аджарцы и лазы, в остальных районах далее на Восток уже возрастала доля грузин и армян, было не мало смешанных сел, где частью жили грузины, частью наши, это на момент 19 века, переписи были опубликованы. Кроме того, евреев община, иранцев и других.

На счет слов в языке, есть термины сельскохозяйственного направления, как лобия - фасоль, хынкал, хачапур и т.д.. Остальные по памяти не помню, но есть. Лезгинка у нас кстати - леккури называется, как раз у стариков спрашивал.

Но базис языка тюркский. Но чтобы окончательно посчитать заимствованную лексику, необходим непредвзятый анализ наших говоров, вышел один словарь, один большой ждет спонсора. Ин ша Аллах выйдет и можно будет исследовать.

Какие грузинские племена частью принимали участье в нашем этногенезе, думаю показала бы генетическое исследование, но пока я первый и оказался L - (метко попал в редкую гаплогруппу, которая ничего пока не говорит никому ), в остальном такое исследование будет возможно начать, когда завершится процесс репатриации, судя по обещаниями Иванишвили, такое право будет дано окончательно в течении нескольких лет, посмотрим ин ша Аллах. Так как сейчас любые вопросы истории превращаются в политические игры. Сами понимаете регион гео-стратего-тактико-очень-вдруг стал важный в мире, в последнии годы.

Tsurungal пишет:

 цитата:
Насколько мне известно , той областью управлял атабег из рода Джахъели . Область самцхе-саатабаго - буквально - Самцхское атабагство. По видимому, его верхушка добровольно вошла в Османскую империю.


Да вошли добровольно, но были переходы из рук в руки, основном борьба была между Сефевидским Ираном (тюрская династия тоже) и Османской империей. По ряду исследователей Атабекству положили начало кыпчаки, но ряд исследователей это игнорирует, думаю тут найти правду сложно так как вопрос всеровно политизирован.
Но я лично, думаю, что тюркские племена попали туда с древнейших времен, вокруг жили мегрело-занский племена, картвелы были чуть более на Восток, на это все условно, так как территория слишком маленькая. Об этом свидетельствует топономика края, видимо больше менгрелозанская, частью картвелская, частью тюркская, иранское, частью пока неизвестной этимологии.

Почему я так думаю, потому что по самым старым летописям говориться о племенах бунтурок (Мровели), кавказских булгар (Мар Аббас), затем кыпчак - все в регионе от Южной Грузии до Северо-Востока Анатолии, сельджук и наконец османов, то есть именно большую роль в нашем этногенезе составили тюрки разных племен, чем грузинские и армянские и другие племена, влияние было взаимным, иначе наш язык и обычаи были более похожи на современный например осетинскую трехкомпонентность, а у нас больше скорее вариант, как пример, КБ. Пример тому, наши соседнии рода лазов, которые сохранили самоидентификацию, и вообще лазы Турции, греки - цалкинцы, говорящие на турецком языке именно нашего говора, но сохранившую греческую самоидентификацию и веру (эти греки сейчас живут вокруг Пятигорска, Ессентуков, Кисловодска).

На счет племен месхов, я не знаю, вы, как представители Грузии, более осведомлены будете я думаю, тем более если район не плохо знаете. Либо месхи вошли частью в наш народ, либо они растворились в других грузинских субэтносах, либо часть так и живут как месхи, но насколько я знаю, как такого отдельного месхского диалекта грузинского языка не выделяют, скорее это больше картвельский, так ли это(?), среди нас те грузинские рода, что есть те, что я встречал были лазские, ну кроме, вот фамилии Сванидзе. Но масштабного хорошего исследования не было увы, по описанным выше причинам. Вообще в грузинской научной среде и мировой, как я читал (могу ошибаться), месхов, связывали иногда с библиейскими мушками, маскутами, которых относили, то к семитоязычным, то к ираноязычным, да к кому только не относили, но более сильнее закрепилось на начальных веках эры, как субэтнос грузин.
Может, тот момент, который ты сказал, о переселении родов из Самцхе-Саатабаго, надо искать ключ в этом, что за род, какая у него история.

На счет селения Занав, я узнавал, то что смог, но было очень интересно, если сможешь узнать, ведь в грузинских источниках может быть написанно по-больше, чем есть в открытом доступе.
Также интересует селение Гомора, его этимология кстати также как Занав.
С Гоморы выходцы мои родственники, да и вокруг села, как Цахан, Абастуман и другие.
По поводу Гомора читал, что ряд исследователей связывают его с этнонимом Кимерийцы. Так как где они отметились, там остались топононимы Гомора, Гимры, Гмро и т.д.. но может все гораздо проще и имеется грузинская этимология)?

П.С. это такой "маленький" экскурс про нас на твой вопрос, ниче, что я на ты? со мной можно и на ты. Не очень люблю оффициальные обращения :), тем более тут на форуме, в такой атмосфере.




Спасибо: 0 
Профиль
Turk
moderator




Сообщение: 762
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.13 18:44. Заголовок: Tsurungal пишет: Да..


Tsurungal пишет:

 цитата:
Да, судя по топонимике, обычаям, быту - шире в несколько раз. если интересно, могу поведать на эту тему.


Думаю будет интересно и не только мне.

Спасибо: 0 
Профиль
огъары учкулан
moderator


Сообщение: 433
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.13 19:10. Заголовок: Almaiz? Tsurungal не..


Almaiz, Tsurungal нет ли со сванского перевода этих слов?
Лахран, Лашкута, Лескен?

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 2203
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.13 23:05. Заголовок: огъары учкулан пишет..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
Almaiz, Tsurungal нет ли со сванского перевода этих слов?
Лахран, Лашкута, Лескен?


Не знаю насчет Лескен и Лахран, а Лашкута - точно сванское. Просто сейчас не помню как именно, но то, что расшифровывается со сванского - точно!

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Tsurungal



Сообщение: 140
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.13 18:55. Заголовок: огъары учкулан , вс..


огъары учкулан , все три слова сванские. Первое наверное от слова Лахвра - собрание, Лашкута это к Алмаизу..у меня вертится на языке, но не припомню, что за слово "шкут" . Лескен это же в Дигории , там рядом Галиат, Лезгор. Если в слове лескен К это КЪ. то есть общекавказская , то это переводится как "то, что должно быть сделано" .Опять таки, Алмаиз поправит, если не верно. От слова Ли- Скъи - договариваться, делать . Интересно то, что лескен образован из переселенцев на равнину в середине 19 в. Либо среди дигорцев были сваноговорящие,причем большинство, либо, скорее всего, этот топоним относился к заброшенному селению( сенокосу, пастбищу и тд ), которое существовало задолго до вселения новых жителей. Перевод Лезгора дается как от сванского - лесгур - безбокий ( по книге Цагаевой ), хотя корень сгур, насколько я знаю, означает садиться. По той же Цагаевой название пос. Дзинага - от нашего жинаг - барашек. Там, в Дигории, еще просто кучу картвельских топонимов отметил для себя - Одола - явный мегрелизм , Галиат, Мацута, Камунта , Мосота , Чикола , Камата, Калнахта.



Спасибо: 0 
Профиль
Tsurungal



Сообщение: 141
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.13 19:16. Заголовок: Turk , на ты конечно..


Turk , на ты конечно лучше общаться) пока вот нашел несколько фоток

http://wikimapia.org/9614240/ka/%E1%83%9E%E1%83%90%E1%83%A2%E1%83%90%E1%83%A0%E1%83%90-%E1%83%96%E1%83%90%E1%83%9C%E1%83%90%E1%83%95%E1%83%98


Занави:

[img]b.pix.ge:81/r/n9r7p.jpg[/img]


[img]a.pix.ge:81/t/xaq5s.jpg[/img] Почему-то не грузятся

В Грузии, оказывается, целых два Занави )

Вопрос , конечно, как и любой, политизирован. Честно говоря, не берусь сказать что либо, так как не общался особо с местным населением, хотя бывал не раз в тех краях. Общая картина по Самцхе-Джавахети такова, что коренное население по большей части было истреблено , либо уведено в рабство Ираном ( несколько миллионов ферейданцев тому доказательство ). Но какие этносы были коренными..сложно сказать, по крайней мере мне.. В этом районе множество мегалитов, чего не увидишь на севере Грузии.
То есть около 10 процентов месхетинцев имеет отличное от турецкого самосознание ?
Вокруг и правда Грузии раздули невесть что, игры политические..смешно просто)

кстати, ты не смотрел то фильм о древних могилах, я давал ссылку? Вроде монгольская символика, но это догадки .



Спасибо: 0 
Профиль
Turk
moderator




Сообщение: 764
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.13 21:45. Заголовок: Tsurungal пишет: То..


Tsurungal пишет:

 цитата:
То есть около 10 процентов месхетинцев имеет отличное от турецкого самосознание ?


Из них есть кто с грузинским самосознанием, есть кто с лазским (если по субэтносам), кто-то хемшины, кто-то курды. Но хорошой статистики нет, так как никто этим не занимался, это все на вскикду в народу, что говорят и не более, то есть приблизительные данные.
А так по документам при депортации из 120 000, около 80-90 тысяч были тюрки (те, кто себя йерли называли и терекеме) остальная часть хемшины и курды - все три группы тюркоговорящие в большинстве, частью курды говорили на своем, хемшины большинство туркоговорящие, но это армяни-мусульмане. В это число входили грузины мусульмане, которых связывали родственные узы, или которых по наговорам или "по-ошибки" также вместе депортировали, и лазы. У меня есть друзья лазы, например, тоже наши родные корнями лазы, чьих предков также депортировали).

Tsurungal пишет:

 цитата:
кстати, ты не смотрел то фильм о древних могилах, я давал ссылку? Вроде монгольская символика, но это догадки .


Видимо пропустил или в суете дел работы забыл, можешь скинуть ссылку снова, если не затруднит?

Да, мой родственник учился, служил в Грузии еще в Шеварнадзенские времена :), он часто бывал в наших селах, откуда депортировали, говорил там еще стоят стены дома прадеда, два селение Занави, "большое" и "малое" или несколько даже селений. Но села полупустые, по рассказам, живут несколько стариков аджарцев и еще чуть чуть люди, дядьки ездили, они до сих пор турецкий тоже помнят, и помнят, те времена. Они там посидели, пообщались)). В Адыгени, по рассказам, много пустующих сел, или от которых ничего не осталось. Но это по рассказам, сейчас ситуацию не знаю.

Места очень красивые!! :) Благодарю за фото!)


Спасибо: 0 
Профиль
Tsurungal



Сообщение: 142
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.13 00:03. Заголовок: https://fbcdn-sphoto..



Глола, 19 век


Геби , 19 век


Геби 1890г.



нац. костюмы. жители с. Шкмери, Онский район


нац. костюмы, супруги из Гъеби.



Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 2213
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.13 12:42. Заголовок: Внешне что сваны, чт..


Внешне что сваны, что рачинцы похожи на нас явно...

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Tsurungal



Сообщение: 143
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.13 12:52. Заголовок: Turk, вот ссылка htt..

Спасибо: 0 
Профиль
огъары учкулан
moderator


Сообщение: 439
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.13 13:17. Заголовок: Tsurungal есть какие..


Tsurungal есть какие либо контакты с историками или этнографами в Грузии? Надо бы отношения по гуманитарному сотрудничеству на новый уровень поднимать)) Общую историю надо сообща изучать и профессионально.
В РФ мы не можем чисто физически знакомится с грузинскими источниками, да и вообще никто не знает грузинского даже((


Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 2214
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.13 14:30. Заголовок: Tsurungal пишет: Та..


Tsurungal пишет:

 цитата:
Там, в Дигории, еще просто кучу картвельских топонимов отметил для себя - Одола - явный мегрелизм , Галиат, Мацута, Камунта , Мосота , Чикола , Камата, Калнахта.


А что может означать на сванском или грузинском "чикола"? Обычно осетины тоже признают, что это тюркское "юч къала" ("три крепости").

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Tsurungal



Сообщение: 144
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.05.13 16:56. Заголовок: огъары учкулан пишет..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
есть какие либо контакты с историками или этнографами в Грузии?

Видите ли, уважаемый огъары учкулан, современные по большей части думают о карьере. Говорить с ними о том, о чем говорим тут мы - просто неразумно. Из старых - вроде Гордезиани, или преемников Гобеджишвили, Вирсаладзе, к сожалению лично не знаю никого.Некоторый доступ к источникам есть, через библиотеки. Идеи , обсуждаемые нами на форуме, ну никак не приветствуются тут в стране. Это все равно , что говорить с большинством публики с сайта родства - ты им шитое, они крытое. Никто из них, уверен, вживую не видел ни тех, о ком пишут, ни тех мест, о которых пишут.
Albert пишет:

 цитата:
Внешне что сваны, что рачинцы похожи на нас явно...

конечно )

огъары учкулан пишет:

 цитата:
В РФ мы не можем чисто физически знакомится с грузинскими источниками, да и вообще никто не знает грузинского даже((

Вы дайте знать, что конкретно интересно...Допустим, я смогу перевести книгу вроде Верхняя Рача..Но таких источников на грузинском тысячи, десятки тысяч. АН ГССР, работала супер в свое время . причем тут не только о Грузии - а и о Северном кавказе, в частности - осетии, Даге, Чечне и так далее. Есть периодика академии наук гсср, там вообще намешано, надо оглавление открывать и смотреть, статьи о древней Албании, Иране, Азербайджане, Иране, Средней Азии.

Кстати, по дигорцам есть интересные труды Вилена Уарзиати , много написано о быте, взаимоотношениях с соседями. Он специально учил грузинский, чтобы читать в оригинале ,например , Вахушти.
Albert пишет:

 цитата:
А что может означать на сванском или грузинском "чикола"? Обычно осетины тоже признают, что это тюркское "юч къала" ("три крепости").


На груз. есть кличка такая, само слово ჩქოლა по-грузински значит молодой, только появившийся, тоненький ( о животных и растительности ) . Это так, предполагаю, может правда это просто уч-кала)

Спасибо: 0 
Профиль
Tsurungal



Сообщение: 145
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.13 00:09. Заголовок: https://fbcdn-sphoto..






Нижняя Рача

Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 1537
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.13 01:35. Заголовок: Красота! Культура Ка..


Красота! Хвастаться не красиво, но как непредвзятый взгляд: культура Кавказа - прекрасный вклад в общемировую культуру.

Спасибо: 0 
Профиль
Tsurungal



Сообщение: 146
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.05.13 12:53. Заголовок: https://fbcdn-sphoto..















Спасибо: 0 
Профиль
Умар



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.05.13 18:03. Заголовок: Tsurungal , в сванск..


Tsurungal , в сванском языке слово " сав" имеет вроде бы и значение " сани" . Не могли бы вы написать ,как по-свански называются следующие слова :
Полозья саней
Щека
Нижняя челюсть
Лук (оружие)
Бок, сторона
Радуга

Спасибо: 0 
Tsurungal



Сообщение: 148
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.13 00:13. Заголовок: Умар, могу лишь част..


Умар, могу лишь частично ответить

Челюсть вообще будет Хахъб- ჰაყბ ( читать желательно в груз. транскрипции - передать звучание первой буквы трудно)
Хахъбал - челюсти. означает также щеки, но есть еще другое слово, не знаю точно.

Лук - это кхемад, радуга - децильяртхъ ( опоясыващая небо ) , бок, также-ребро - лесг , вот про полозья саней точно не знаю. Может Алмаиз скажет. Сани обозначаются как сау . Но есть и другие обозначения.Это снова к Алмаизу. В их диалекте поболее исконных слов, нежели в нижнем.

Спасибо: 0 
Профиль
Умар
постоянный участник


Сообщение: 3
Зарегистрирован: 12.05.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.13 00:45. Заголовок: Благодарю. У нас эти..


Благодарю. У нас эти слова более-менее созвучны и ,возможно, как-то связаны между собой. Думал, у вас то же самое. Похоже, что нет.

Спасибо: 0 
Профиль
Tsurungal



Сообщение: 149
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.05.13 01:17. Заголовок: Умар, возможно эти с..


Умар,не за что.
Возможно эти слова раньше звучали иначе. Сотни слов в современном( если можно так назвать архаичный язык) сванском поменяли смысл.


Недавно вот обнаружил два странных топонима в регионе Картли. села Бза и Адзыкъва. Странно, не находите ? Бза еще можно перевести - это по грузински самшит. Адзыкъва посложнее. Отдает чем-то абх-адыгским.

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 301 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 23
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет