On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа

АвторСообщение



Сообщение: 41
Зарегистрирован: 16.01.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.16 11:02. Заголовок: Абхазы




Из книги: АБХАЗСКАЯ НАРОДНАЯ ПОЭЗИЯ. Сост. Б. В. Шинкуба. 1959. С. 140.

Книга

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 31 , стр: 1 2 All [только новые]





Сообщение: 42
Зарегистрирован: 16.01.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.16 11:21. Заголовок: Легенды о вознесении..


Легенды о вознесении на небо.

Зосхан Маршания отличался необычайным мужеством, красотой, глубокими познаниями; он владел несколькими языками, хотя не получил никакого образования. Зосхан управлял всей страной. Обширные познания Зосхана и другие его выдающиеся качества возбудили недовольство высшей силы (бога), и Зосхан был взят на небо (со слов Биджа Лейба, общ. Мугудзырхва). Произошло это таким образом. Однажды ехал Зосхан Маршания верхом. Вдруг разразилась гроза, загрохотал гром, засверкала молния, и Зосхана унесло на небо. Там Зосхан присоединился к числу святых и следил за земными делами. Когда, бывало, люди молились Зосхану Маршания, дела их поправлялись. Кому Зосхан захочет повредить, он нашлет болезнь или другие бедствия; кому захочет помочь, у того все идет хорошо (со слов Мача Чукбар, общ. Калдахвара).

В этом рассказе, несомненно, отражаются отголоски библейского сказания о взятии на небо пророка Ильи, превратившегося в повелителя облаков, распоряжающегося дождем, громом и молнией.

Небезынтересно отметить, что легенда о вознесении на небо хорошо знакома карачаевцам. По их рассказам, на небо улетел князь Бехтемир Чотчаев. В честь его раз в год, во вторник, устраивается моление «курманлак»; и в этот день воспрещается всякая работа в доме, в особенности шитье.

Абхазы рассказывают и о другом случае вознесения, уже упомянутого выше. Когда-то в старину один из предков Шармат продал лошадь. Был ясный солнечный день. Дочь Шармата, молодая девушка, сидела во дворе и вышивала сафьяновые чувяки. Вдруг разразилась гроза, засверкала молния, спустилась с неба мрачная туча, подхватила и унесла девушку. Чувяк, который лежал у нее на коленях, упал на землю, а другой, который она держала в руках, улетел с нею. Это случилось в понедельник, и с тех пор фамилия Шармат считает понедельник своим «запретным днем», «амш-шар»; в этот день женщины не шьют, из дома ничего не дают и не продают (со слов Шармат, общ. Джгерды Кодорского уезда).

Эта легенда обнаруживает заметное сходство с легендарными рассказами карачаевцев, записанными мною в 1914 г. По одному из этих рассказов, на небо была взята девица из фамилии Байчоровых; когда она летела на небо, с ноги ее упал башмак, долго потом хранившийся в семье Байчоровых. Другое сказание говорит о вознесении на небо девицы из фамилии Крымшхаловых, выданной замуж за балкарца Абаева. Кстати, не лишним будет заметить, что фамилия Шармат переселилась в Абхазию с Северного Кавказа, из областей, занятых абазинами.

Еще один фактический рассказ о вознесении на небо записан мною в общ. Джгерды со слов Агумаа из Самурзаканского селения Цхири. Молодой человек женился. После свадьбы отправился в поле на работу. Возвращается домой — жены нет. Домашние объясняют, что неожиданно разразилась гроза и унесла жену. В связи с этим происшествием в этой семье не холостят бугаев и петухов.

Чурсин Г.Ф. Материалы по этнографии Абхазии. Абхазское государственное издательство. Сухуми. 1957. С. 240-241
книга


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 43
Зарегистрирован: 16.01.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.16 11:22. Заголовок: Песня о Гыдже Абыхуб..


Песня о Гыдже Абыхубе
(Исполнил Халит Калги. Записано 30/VII-1987 г.)

– Убит, убит я, Цвижба Такуи,
И не хватило [меня] поганым карачаевцам,

– Не бойся, не бойся,
Родня и сверстники
На руках понесут тебя, уаа!

Погоди, погоди, храбрец Такуи,
Послушай мой завет,

Заверни меня в мою чёрную бурку,
Положи мой белый платок мне на лицо,

И уложи меня, уаа!
Если положишь мне на грудь мои золотые часы,
Все узнают, что я бывалый молодец,

Отдашь моё золотое кольцо моей матери,
Будет она показывать его моим младшим сёстрам,

Отдашь моего коня и седло моему брату,
Будет сажать на него моих сверстников,

Отдашь мои доспехи моему зятю,
«Уах, бедный мой шурин!» – скажет он,
И каждый раз будет напоминать обо мне, уаа!

Кто прохаживал по ущелью Дала,
Кто ружейным огнём освещал до Нахара –

Так же как горы и долы не лишаться снега,
Так мои мать и сёстры для меня не пожалеют
Горьких слёз и причитаний, несчастный Гыдж, уаа!

Уа, если огромное море будет чернилами,
если соломинки уподобятся перу,

Если листья растений превратятся в книжные листы, –
И то не вместят мой завет, несчастный Гыдж, уаа!
Птицы и голуби – вестники его смерти,
Земля и небо ласкают его –
Несчастный Гыдж, уа-а-а!

______________________
Когониа В.А. Этюды по абхазскому фольклору и литературе. Сухум, 2014. С. 308-316.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 2924
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.16 11:49. Заголовок: Аття правильно что о..


Аття правильно что открыл) тема взаимоотношения карачаевцев с абхазами (цебельдинцами) развито слабее чем с остальными этносами. правда, есть хорошая статья Баразбиева и Бегеулова на эту тему


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 2925
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.16 11:55. Заголовок: кстати, выскажу мнен..


кстати, выскажу мнение, что абхазами от на усвоено три лексемы: "артмакъ" (в огуз. языках этого слова нет, в ног. артпак, в черкесских даилектах фонетический облк также ощутимо отличается), "саламелик" - вообще редко слово, тюркизм, и название ружей "кърымшамхал" ("горские ружья"), такой вид ружей известен также черкесам (бесленеевцам). вероятно, "внешняя" торговля ими шла через руки князей

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 341
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.16 14:09. Заголовок: наши дробовики счита..


наши дробовики считались лучшими...не знаю правда кто и где их делал.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 2240
Зарегистрирован: 04.08.09
Откуда: Turkey
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.16 14:16. Заголовок: Abrek пишет: "а..


Abrek пишет:

 цитата:
"артмакъ"

в каком смысле это слово используется?
в турецком артмакъ - "увеличивать" очень часто употребимое слово.



"Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя" (Коран, 13/11). Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 343
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.16 14:25. Заголовок: Мен бильмейме Turk, ..


Мен бильмейме Turk, джашла айтсынла, сау къаллыкла

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 2926
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.16 19:07. Заголовок: Turk пишет: в каком..


Turk пишет:

 цитата:
в каком смысле это слово используется?


"артмакъ" - это "переметная сумка", "сума", "дорожная сумка"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 9887
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.16 20:08. Заголовок: Turk пишет: в каком..


Turk пишет:

 цитата:
в каком смысле это слово используется?
в турецком артмакъ - "увеличивать" очень часто употребимое слово.



Артмакъ у нас это сумка с двумя большими карманами, свисающими по бокам лошади, осла или мула.

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 44
Зарегистрирован: 16.01.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.16 22:00. Заголовок: огъары учкулан сау б..


огъары учкулан сау бол.
перевод первого стихотворения было бы интересно найти

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 139
Зарегистрирован: 25.08.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.16 22:18. Заголовок: Abrek пишет: наши д..


Abrek пишет:

 цитата:
наши дробовики считались лучшими...не знаю правда кто и где их делал.



Не дробовики - нарезные ружья( просто понятие "винтовка" появилось намного позже). Длинные стволы и дальнобойность карачаевских ружей отмечал и Потто в описании Хасаукинского сражения. По полевым материалам М.Каракетова в Учкулане в начале 19-го века было шесть мастерских,производивших ружья. Были ли они собственностью Крымшамхаловых или просто ассоциировались у соседних народов с владетельными князьями -неизвестно, но и наши винтовки и наши лошади известны у них как Крымшокал. Правда особо одаренные из них пытаются приписать их крымцам :)

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 140
Зарегистрирован: 25.08.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.16 22:29. Заголовок: В Известиях Карачаев..


В Известиях Карачаевского НИИ №8 за 2012 год есть моя небольшая статья по нашим ружьям, даже не столько по ним, сколько про самого известного на Центральном Кавказе оружейного мастера Мечука.


С.А. Эльканов

Из истории оружейного дела карачаевцев и балкарцев

1. Винтовка «мечукъа» и её создатель
С огнестрельным оружием горцы Северного Кавказа были знакомы со времен Золотой Орды, но из-за несовершенства фитильных ружей того времени, широкого распространения они не получили. С изобретением надежного кремневого замка, огнестрельное оружие начинает повсеместно вытеснять луки и арбалеты. Первые упоминания о применении «огненного боя» горцами Северного Кавказа приходятся на начало XVII века. Это были ружья турецкого, европейского и русского производства, но уже к началу следующего века горцы сами начинают производство кремневых ружей, в основном собирая из привозных турецких, крымских и европейских стволов и замков. К середине XVIII века производство стволов и замков освоили уже многие оружейники Кавказа, самые известные из них – дагестанские мастера из с.Харбук , чьи изделия получили признание по всему Кавказу , ни в чем не уступая, а зачастую и превосходя знаменитые на то время крымские ружья. Часто стволы и замки передавались для дальнейшей сборки и украшения известным ювелирам-оружейникам с. Кубачи. Об этих ружьях, украшенных серебром и золотой насечкой по стали, мечтал каждый горец, но стоили они баснословно дорого и были доступны только феодальной верхушке.
Такие ружья карачаевцы называли «алтынлы» - имеющий золотую отделку, «алтынкулакъ» – золотоухий, имея ввиду золотую насечку на курке и по всему замку. Часто давали оружию собственные имена.
Но для карачаевцев-жителей высокогорья, скотоводов и охотников, намного важнее внешней отделки была дальность и меткость стрельбы, чем не могли похвастаться многие известные производители оружия.
Оружейники Карачая уже к середине XVIII начали производство нарезных винтовок для удовлетворения своих потребностей в легких и дальнобойных горных ружьях. Эти винтовки, как правило, имели шесть нарезов - «алтыхъырлы шкок» и очень длинные стволы – 120-130 и больше см.
Черный порох местного же производства, хотя и считался одним из лучших кавказских, но не успевал полностью сгорать в коротких стволах. В длинных же стволах, напротив, он передавал всю энергию, а значит, возрастала начальная скорость и настильность траектории полета пули, чего собственно и добивались карачаевские оружейники. Уже к концу XVIII века карачаевские ружья становятся известны и востребованы у соседних горских народов.
Британский автор Джеймс Бэлл, в своем «Дневнике пребывания в Черкесии» (1837-1839 гг.) приводит интересное свидетельство относительно качества карачаевских ружей. Упоминая о встрече с западноадыгскими предводителями, он сообщает, что каждый черкес «имел ружье: самые лучшие, как сказали мне, доставляются из района под названием Карачай (выделено мной, - Э.С.)».
К сожалению, история донесла до нас имена только некоторых мастеров, самым известным из них, видимо, был Мечукъа Хубиев. Именно его имя в Карачае стало нарицательным для кремневых нарезных длинноствольных винтовок «Мечука».
Еще в 1930 г. в Нальчике была издана книга М.И. Ермоленко «Предания, легенды и былое ущелий Кабарды и Балкарии центральной части Северного Кавказа», где со слов 90-летнего кабардинца Алия Машукова, говорится об обстоятельствах переезда к кабардинцам прославленного оружейного мастера-карачаевца. Согласно легенде «О горе Машук», житель Большого Карачая Машуко Хубиев из-за кровной мести переселился в одно из кабардинских сел в районе современного Пятигорска (С.5). Как отмечает д.и.н. А.И.Мусукаев, его потомки никогда не забывали о своем происхождении: «на протяжении жизни не одного поколения Хубиевы из Большого Карачая организовывали фамильные сходы с малкинскими Машуковыми в Пятигорске…» (Мусукаев А.И. «Века родословий» Нальчик, 1997. С.315).
Карачаевское имя «Мечукъа» получило кабардинскую фонетическую вариацию «Машукъо», отсюда и русское Машуко/Машук.
Если у самих кабардинцев, как мы видим, сохранились точные сведения о происхождении Машуковых и их легендарного предка, то у более дальних соседей, об этом мало кто знал. Поэтому Мечуку (Машуко) стали относить к представителям других народов, например абадзехов, как упоминали некоторые информанты Э.Г.Аствацатурян. Кстати, сама Эмма Григорьевна сообщает: «От стариков адыгов мне пришлось слышать в 1958 г. о нескольких мастерах, живших и работавших до 1864 г. …Машук делал металлические части легких винтовок с длинными стволами и черными прикладами, которые назывались по его имени “машуками”». (Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа. СПб, 2004. С.73).
Исследователь Х.Х. Яхтанигов приводит эпизод, «повествующий о драматической судьбе и мастерстве оружейников, связан с именем Машуко, чьи знаменитые потомки жили и творили до конца XIX века». Согласно одному из преданий, кабардинский феодал, «недовольный качеством клинка, сработанного Машуко, явился к нему и выстрелом в упор уложил мастера, а затем спокойно отправился в поход». Но Машуко выжил и, князь, узнавший об этом по возвращении через год, «подъехал к его дому и, не найдя его, поджег его жилье». Осознав угрозу, нависшую над его жизнью, кузнец переселился в Крым. Спустя годы, он заметил однажды группу всадников, возвращавшихся в Кабарду, и пригласил их к себе. Оказав им гостеприимство, Машук вручил «сундучок с ключом, взяв с них слово, что не раскроют его и передадут упомянутому обидчику». Те выполнили просьбу знаменитого земляка. Феодал, обрадованный подарком, и давно забыв о содеянном, «повернул ключ и приоткрыл крышку». Мгновенно грянули выстрелы, уложившие наповал обидчика и одного из его близких». В том сундучке «оказались семь пистолетов, направленных в разные стороны и готовых выстрелить» (Х.Х.Яхтанигов. Экспонаты повествуют Нальчик, 1984. С.22).
Упоминание о Машуко, жившем в Пятигорье, встречается и у Ш.Б.Ногмова, который в своей «Истории адыхейского народа» сообщает, что на сестре героя был женат крымский хан. Шора Бекмурзович полагает, что по имени Машуко получила название гора Машук. Здесь мы обходим вопрос о появлении данного топонима, который, видимо, является предметом отдельного исследования.


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1482
Зарегистрирован: 10.04.13
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.16 22:40. Заголовок: "Эреджеб" де..


"Эреджеб" деб шкокла балгъанмылла?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 141
Зарегистрирован: 25.08.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.16 22:45. Заголовок: Болгъандыла. Это изв..


Болгъандыла. Это известная семья оружейников Эраджабовых из с. Казанищи в Дагестане, больше всего известестны их ружья под названием "эреджеб", " иреджеб" у западных адыгов, где вроде бы один из них жил и работал.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 346
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.16 23:54. Заголовок: Солтан пишет: Аны..


Солтан пишет:
[quote]`
Аны бир эсиме кельсе къайда окъуганем, бир тауш этерме не джазылып турады.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 347
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.16 23:54. Заголовок: Солтан пишет: Аны..


Солтан пишет:
[quote]`
Аны бир эсиме кельсе къайда окъуганем, бир тауш этерме не джазылып турады.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 281
Зарегистрирован: 03.10.13
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.16 14:09. Заголовок: Солтан пишет: у зап..


Солтан пишет:

 цитата:
у западных адыгов, где вроде бы один из них жил и работал.


Есть кабардинская фамилия Эраджибовы. Мени бла бири ишлейди))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 350
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.16 14:33. Заголовок: когда говорят что а..


когда говорят что аланы готовили свое оружие из руды, что имеют ввиду, какой металл?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 142
Зарегистрирован: 25.08.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.16 15:57. Заголовок: Джаубермезов Мурат п..


Джаубермезов Мурат пишет:

 цитата:
Есть кабардинская фамилия Эраджибовы. Мени бла бири ишлейди))


Предок мог быть и дагестанец, но из тех ли оружейников только из семейных преданий можно узнать. Точно не скажу у каких народов было распространенно имя Эреджаб, Ириджиб и т.п., кроме дагестанцев, знаю еще у ногайцев да и у других наверняка встречалось.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 143
Зарегистрирован: 25.08.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.16 16:07. Заголовок: Abrek пишет: когда ..


Abrek пишет:

 цитата:
когда говорят что аланы готовили свое оружие из руды, что имеют ввиду, какой металл?



Железная руда конечно. У алан на очень высоком уровне было оружейное дело, очень много до сих пор копают и продают на всяких интернет площадках . Железо добывали и выплавляли сами, может и покупали частью, так же и цветные металлы, в основном серебро, тоже много изделий из него попадается.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 45
Зарегистрирован: 16.01.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.16 18:53. Заголовок: http://s017.radikal...




«Уаа, вместе с каждым рождающимся кто рождается,
Уаа, и вместе с каждым умирающим кто умирает,
Аджыра сын Данакей-герой!
Зааданская сосновая роща для кого была ночлегом,
Аркызские болота зарядами ружейными кто высушил,
Овец и коз вместе кто не оставил,
Матерям и сыновьям кто не дал воспитать друг друга,
Аджыра сын Данакей-герой!»

дальше что-то об "Аkарач", перевода не нашел)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 9897
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.16 20:14. Заголовок: Солтан пишет: По по..


Солтан пишет:

 цитата:
По полевым материалам М.Каракетова в Учкулане в начале 19-го века было шесть мастерских,производивших ружья.



Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 46
Зарегистрирован: 16.01.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.16 20:30. Заголовок: Аття пишет: дальше ..


Аття пишет:

 цитата:
дальше что-то об "Аkарач", перевода не нашел)



один добрый абхаз перевел:

"тот, кто пригонял (угонял?) кобыл с вершин Карачая...
<...> Аджыра сын Данакей-герой"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 9900
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.16 21:20. Заголовок: А что там за Заадан ..


А что там за Заадан и, особенно, Аркыз?

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 2927
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.16 22:43. Заголовок: «В ГЛУБОКУЮ СТАРИНУ ..


«В ГЛУБОКУЮ СТАРИНУ ЖИЛИ ПАСТУХИ. У НИХ БЫЛО МНОГО СКОТА. В ТЕ ВРЕМЕНА ЧАСТО СЛУЧАЛИСЬ НАБЕГИ. И НА ЭТИХ ПАСТУХОВ ПОЧТИ КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ НАПАДАЛИ КАРАЧАЕВЦЫ И УГОНЯЛИ ПОЛОВИНУ ИХ СКОТА. <…> ЕСЛИ ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ СТРАХА, ТО НЕ СМОЖЕШЬ ЛИ ОСИЛИТЬ КАРАЧАЕВЦЕВ? ОНИ КАЖДЫЙ ГОД ПРИЕЗЖАЮТ ИЗ-ЗА ПЕРЕВАЛА И ГРАБЯТ НАС. КОГДА РАМХУТУ ПРИНЕСЛИ ЭТУ ВЕСТЬ, ОН СОБРАЛ СВОИХ ДРУЗЕЙ И ПОЕХАЛ В КАРАЧАЙ <…> ОДНАЖДЫ РАМХУТ СНОВА СОБРАЛСЯ В НАБЕГ. <…> НО НА ЭТОТ РАЗ КАРАЧАЕВЦЫ УЗНАЛИ, ЧТО РАМХУТ СОБИРАЕТСЯ ГРАБИТЬ. ОНИ ДАЛИ ЗНАТЬ ВСЕМУ НАРОДУ, КОГДА РАМХУТ ВЪЕХАЛ В УЩЕЛЬЕ, ДВЕСТИ ЧЕЛОВЕК ОКРУЖИЛ ЕГО И ПРИНЯЛИСЬ СТРЕЛЯТЬ. РАНЕННЫЙ РАМХУТ ПРОДОЛЖАЛ СТРЕЛЯТЬ И УБИЛ СТО ЧЕЛОВЕК. НО В ЭТО ВРЕМЯ ЕГО РАНИЛИ НАСМЕРТЬ, И ОН УМЕР» (СТР. 407-410)

ШАКРЫЛ К. С., АБХАЗСКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ. МОСКВА. 1975 Г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 47
Зарегистрирован: 16.01.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.04.16 11:35. Заголовок: Albert пишет: А что..


Albert пишет:

 цитата:
А что там за Заадан и, особенно, Аркыз?



«Уаа, вместе с каждым рождающимся кто рождается,
Уаа, и вместе с каждым умирающим кто умирает,
Аджыра сын Данакей-герой!
Зааданская сосновая роща для кого была ночлегом,
Аркызские болота зарядами ружейными кто высушил,
Овец и коз вместе кто не оставил,
Матерям и сыновьям кто не дал воспитать друг друга,
Аджыра сын Данакей-герой!»


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 352
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.04.16 14:11. Заголовок: Солтан пишет: про..


Солтан пишет:
[quote]`
просто в немецком Fliente это гладкоствольное, а нарезное именуется Büchse.. В книге написан первый вариант.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 389
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.05.16 23:16. Заголовок: у Ногмова - первая ..


у Ногмова - первая жена Инала дочь абазинского осского князя Aschewa?
Тоже был интересный товарищ....вот вот должна была выйти книга ..и внезапно умер...в Питере..
Насколько кричтически нужно относиться к этой истории и интересно сопадают книга на немецком с оригиналом?!


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 56
Зарегистрирован: 16.01.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.09.16 18:07. Заголовок: Видеокадры Абхазии: ..


Видеокадры Абхазии:

1927 г.
1930 г.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 770
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.11.19 01:25. Заголовок: слова сами говорят о..


слова сами говорят о себе угольная база -над поселком эльбрусским и кълиян къолда таш кемюр или древесный из березы , кёрюк -горн от сокрашение кёмюрге юргюк . дующий на угли . гюрбеджи -кузня - от гюрюлдеген беч(печь) гудящий печь . метал -Рустави -грузия древнейшие копи руды и ГЮРДЖЮЛЮ -от гюрбеджили . Грузин -а последним известный у нас оружейник ДЖумарыкъ Гочияев .

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 771
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.11.19 20:12. Заголовок: Данакай - по нашему ..


Данакай - по нашему Танакай , уменшительно ласкательное отТАНА - теленок от куда и ж. имя Таня , Дон - Тан у греков , Днепр , укр . Дана + процювать -производить телят , Дунай - читай тана айнытхан суу - выхаживать телят . И это от Новосибирсеа до балкан .

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 31 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 54
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет