С. Хотко "Карачай. Страна на вершине Кавказа".
http://www.elbrusoid.org/upload/iblock/a97/a971e3a7ca9692278e904f8ec2f4f2cd.pdf "Исследованием установлено, что скотоводство в Карачае составляет главную отрасль
сельского хозяйства и служит горскому населению единственным источником дохода и главным средством к существованию. (О значительном развитии скотоводства в Карачае писали практически все наблюдатели XVIII–XIX вв. Так, генерал Г. И. Филипсон отмечал: «Между карачаевцами есть немало людей богатых. В мое время (в 30е годы XIX в. – Прим. С. Х.) говорили, что Крымшаукал имел до 200 тысяч овец». См.: Воспоминания Григория Ивановича Филипсона. М., 1885. С. 95. Прим С. Х.). Природа гор указывает им быть скотоводами и горцы с особой заботливостью относятся к главному фактору своего благосостояния; в этом отношении скотоводство и коневодство в Карачае, по сравнению с соседними горцами, развито в больших размерах...
Между тем скотоводство и коневодство в Карачае имеет огромное значение не только в
смысле сбыта живого скота и его продуктов на местные рынки в Кубанской области, но
также имеет широкое распространение в пределах Терской области, Тифлисской и Кутаисской губерний, куда сбывают карачаевцы свой скот и знаменитых карачаевских барашек целыми стадами, а большинство казачьих полков Кубанского войска снабжается прекрасными строевыми лошадьми. В этом отношении местные исследования указывают, что карачаевское население ежегодно продает 9595 лошадей, 30787 рогатого скота и 107552 овцы на сумму 2940660 рублей.* От продуктов скотоводческого хозяйства население продает: 25000 пудов овечьей шерсти на 250000 руб., 6600 пуд. масла на 66000 руб., кож и овчин на 50709 руб., а всего на сумму 3 307 369 рублей. См.: Кубанский сборник. Т. XV. Екатеринодар, 1910. С. 237365
П.С. Паллас, один из ведущих европейских исследователей в области географии и зоологии, в
1793 г. посетил регион Пятигорья. Он составил подробный отчет о своей поездке на Северный Кавказ, в котором отметил, что коневодство и скотоводство являются ведущими отраслями хозяйства карачаевцев. «Они (карачаевцы. – Прим. С. Х.) выращивают небольшую, но выносливую и горячую породу лошадей, которые известны своими выдающимися качествами». (Паллас П.С. Заметки о путешествии в южные наместничества российского государства в 1793–1794 годах // Северный Кавказ в европейской литературе XIIIXVIII веков. Сборник материалов. Издание подготовил В. М. Аталиков. Нальчик: «ЭльФа», 2006. С. 356).
С. Броневский, автор одной из наиболее основательных книг о народах Кавказа, в начале 20х годов XIX в. писал: «У них есть мелкая, но крепкая порода горских лошадей, известная под именем карачаевских». (Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Нальчик: «Эль Фа», 1999. С. 216.).
Броневский, таким образом, является первым наблюдателем, который зафиксировал
существование породы лошадей под наименованием карачаевской породы. Свидетельство Палласа так же является достаточным для утверждения о существовании в Карачае собственной породы лошадей.
Венгерский путешественник ЖанШарль де Бесс, посетивший Кабарду и Карачай в 1829 г., отмечал: «Карачаевцы разводят лошадей прекрасной породы; среди них есть такие, которые в Европе стоили бы до двух тысяч франков. Гн Клапрот утверждал со слов наемных переводчиков, что в этих краях лошади низкорослые; в действительности же лошади здесь обычно того роста, который пригоден для использования в легкой кавалерии. Кстати, они легки на ходу, и я не знаю другой породы лошадей, которая была бы более подходящей для езды по крутым скалистым склонам и более неутомимой". (Бесс Ж.Ш. де. Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и в Константинополь в 1829 и 1830 гг. // АБКИЕА. С. 334).
В 1851 г. офицер генерального штаба Н. Н. Забудский, автор комплексного описания Северного
Кавказа, отметил существование конного завода Крымшамхаловых со своим тавром. (Обозрение Кавказского края по северную сторону Главного хребта, в историческом, топографическом и статистическом описаниях, соcтавленное генерального штаба штабскапитаном Н. Н. Забудским в 1851 г. Ч. II. Ставрополь, 1914. Список конных заводов дан в виде отдельной таблицы, которая пронумерована латинскими цифрами, указание на карачаевский завод Крымшамхалов содержится на с. I
* Такой маленький Карачай и такой большой поставщик. Очевидно, люди живут богато. Примечание редактора XV тома Кубанского сборника Л. Т. Соколова...
Вадим Парфенов: «Северный Кавказ всегда был центром развитого табунного коневодства, где создавались и широко использовались в мирной и военной жизни различные породы лошадей...
Здесь на богатых разнотравных пастбищах водораздела рек Каспийского и Черного морей, в долинах Кумы, Кубани, Зеленчука, Лабы и других рек, издавна было развито скотоводство и коневодство. Установить происхождение местных лошадей с достаточной точностью не представляется возможным, хотя очевидно влияние на них лошадей скифских и ногайских, лошадей монгольского корня и восточных, преимущественно арабских. Карачаевская порода на протяжении веков культивировалась и использовалась как универсальная горная лошадь для широкого круга хозяйственных работ и в меньшей мере для военных целей. Первые достоверные сведения об этих лошадях относятся к XVII стoлетию. В XIX веке карачаевские лошади становятся известны и за пределами Кавказа... После труднейшего похода через ледники Кавказского хребта, совершенного отрядом генерала Бабича в 1878 году, газета «Кубанские областные ведомости» писала: «Условиям могли удовлетворять исключительно только лошади карачаевской породы».
По свидетельству В. Шевцова, относящемуся к тому же периоду, «Лошади их (карачаевцев) считаются из лучших кавказских пород, они более ценны смелостью своей везде по скалистым и крутым тропам, шаг их верен и спокоен». К концу прошлого века на Северном Кавказе было широко распространено мнение, что самые красивые лошади встречаются в табунах карачаевского коннозаводчика Джераштиева. Эти лошади часто служили предметом богатых подарков.
В начале нашего столетия карачаевские лошади уже были предметом широкого вывоза в другие районы Кавказа и за его пределы. Известный ветеринарный врач А. Атаманских в журнале «Юговосточный хозяин» в 1913 году писал: «Высокие качества карачаевской лошади обеспечили ей хороший сбыт в Кубанские и Терские казачьи полки, а также горцам Закавказья....» И далее: «Карачай, в данном случае, играет значительную роль, снабжая строевыми лошадьми большинство Кубанского войска и сбывая вообще до 10 тысяч лошадей ежегодно».
В двадцатых годах, в период восстановления коневодства и коннозаводства Северного Кавказа
после разрушительных лет гражданской войны работа с карачаевской породой приобрела более четкое
направление и плановость. В 1927 году была создана Верховая Государственная заводская конюшня, как писал В.П.Войтяцкий: «Для сохранения превосходных качеств карачаевской лошади, для придания ей роста и вообще для введения в более правильное русло коневодческого дела...» В 1929 году в области был создан Госплемхоз карачаевских лошадей, преобразованный в 1930 году в Карачаевский конный завод (носивший одно время имя И.В. Сталина).
Детальное зоотехническое обследование коневодства Северного Кавказа, проведенное авторитетными комиссиями в конце 20х годов, дало основание считать карачаевскую породу лошадей одной из самобытных и ценных местных пород. Эта порода, наряду с кабардинской, была внесена в 1й том Госплемкниги горских лошадей. В выпущенной в 1930 году книге «Коневодство» профессор В.А. Шадрин писал о карачаевских лошадях: «...лошади эти отличаются необыкновенной выносливостью и цепкостью в горах, они резвы, смелы и в то же время осторожны, так что могут под всадником и под вьюком пробираться по таким горным тропинкам, которые совершенно недоступны для других лошадей».
В 1937 году в целях дальнейшего совершенствования лошадей карачаевской породы на племенных фермах колхозов и совхозов был создан Государственный племенной рассадник карачаевских лошадей, работа которого внесла большой вклад в развитие и распространение породы. Улучшение качеств карачаевских лошадей, проводившееся в эти годы путем чистопородного разведения, было отчетливо видно, что подтверждается словами известных кавказских коневодов – И. Ковтуна и П.Драгилева: «Тип современной карачаевской лошади указывает на то, что влияние других пород было незначительным...» и далее «карачаевская лошадь нисколько не уступает в резвости и выносливости донской, кабардинской и даже полукровной лошади, а иногда и превосходит их». В первой выпущенной в СССР инструкции по бонитировке племенных лошадей карачаевская порода отнесена к группе из 19 племенных улучшающих пород.
Развитие породы было в известной мере нарушено и замедлено в 1943 году, когда карачаевский народ был подвергнут репрессиям и выселен в республики Средней Азии. Карачаевскую породу автоматически отнесли к кабардинской и во 2й, 3й и 4й тома ГПК она записывалась под этим названием. В этот период взаимное влияние горских пород было более заметным. Однако оно заключалось преимущественно для использования в разведении кабардинских лошадей жеребцов карачаевской породы. Так по данным госплемкниг в хозяйства КабардиноБалкарии из племенных хозяйств Карачаево-Черкессии (в первую очередь из Карачаевского конного завода) поступило более 90 жеребцовпроизводителей, в то время, как в разведении карачаевских лошадей в этот период было использовано только 3 кабардинских жеребца. Более того, после того, как в начале пятидесятых годов был расформирован Малкинский конный завод в Кабардино-Балкарии, а в конце того же десятилетия вновь стал комплектоваться производящим составом, в его маточные табуны были переданы кобылы из Карачаевского конного завода, составив до 70% всего взрослого поголовья.
В восьмидесятых годах дискриминационное решение о причислении карачаевских лошадей к кабардинской породе было отменено, и порода вновь получила статус самостоятельной, войдя отдельным разделом в 5й том Госплемкниги.
Лошадей этой породы в настоящее время разводит Карачевский конный завод и ряд племенных ферм в Карачаево-Черкессии. Совершенствование табунной формы содержания лошадей, успешное внедрение в конном заводе разработанного в 30е годы метода культурнотабунного коневодства обеспечили создание здесь современного типа горной лошади. Средние промеры взрослых кобыл породы, составлявшие в начале 30х годов высоту в холке – 140,3, обхват груди – 170,4, обхват пясти 17,9, были значительно увеличены и достигли уже в 1952 году в конном заводе соответственно: 151,7 – 177,2 – 18,5.
А по данным последнего 5го тома госплемкниги они составляют в Карачаевском конном заводе: 154,2 – 188,4 – 19,2. На племенных репродукторных фермах промеры также достаточно высоки: 150,3 – 181,9– 13,9. Следует отметить, что увеличение роста сопровождалось и повышением массивности, индекс обхвата груди взрослых кобыл конного завода составил 122,2.
В карачаевской породе в конце 20-х годов были заложены мужские линии, получившие развитие и сохранившиеся до настоящего времени. Одной из наиболее знаменитых стала линия Даусуза. Его потомки характеризовались исключительной крепостью конституции, массивностью, высокой плодовитостью, универсальной работоспособностью. В работе с линией нередко использовали метод родственного спаривания, что даже в близких степенях не давало отрицательных результатов, но напротив, закрепляло тип и основные качества лошадей этой линии.
В кроссе с другой линией, Борея, характеризовавшейся большим ростом и лучше выраженными
верховыми формами, были получены особенно ценные лошади, неоднократно становившиеся чемпионами породы на ВДНХ СССР. В их числе замечательный жеребец Дубочек, от которого сформирована собственная мужская линия, широко распространившаяся в породе. Весьма интересной стала и линия гнедого жеребца Аргамака, представители которой имели производительные движения и хорошо за рекомендовали себя в спорте. Ряд жеребцов этой линии: имели рост 160–162 см и отлично прыгали, выступая в конкурах по высоте до 150 см (Арбат, Артек, Ансамбль, Азарт). Позднее, в пятидесятых, с использованием жеребцов кабардинской породы, путем вводного скрещивания, в карачаевской породе были созданы еще две мужские линии: Залога и Арсенала. Обе они удачно вписались в породу и позволили расширить ее генофонд. В последнее время одной из наиболее ценных линий стала группа потомков вороного англокарачаевского Лувра. Более рослые, очень массивные, резвые и обладающие высокой плодовитостью лошади этой линии завершили формирование генеалогической структуры породы, получившей тем самым достаточное разнообразие при общей консолидированности по основным признакам.
Для современных карачаевских лошадей характерны: средней величины, сухая, часто горбоносая голова с небольшими, очень строгими заостренными ушами (иногда у лучших представителей породы между ушами образуется промежуток, имеющий лирообразную форму), средняя по длине и выходу, хорошо обмускуленная шея, достаточно длинная холка, прямая прочная спина, ровная с хорошей мускулатурой поясница, широкий, средней длины и нередко спущенный круп, глубокая с округлыми ребрами грудная клетка. Конечности карачаевских лошадей недлинные, обычно правильно поставленные, иногда с небольшой косолапостью, с копытами правильной формы и очень крепким рогом, что часто позволяет работать в горах даже без подков. Для лошадей породы характерны вороная, караковая и темногнедая масть. В линиях Аргамака и Зураба часто встречаются гнедые лошади, а в ушедшей в матки линии Абрек Заура была распространена золотистогнедая масть. Карачаевские лошади имеют хорошую оброслость гривы и хвоста, часто с извитым волосом.
Основным достоинством лошадей этой породы следует считать их высокую работоспособность и выносливость. Многочисленные свидетельства высоких результатов участия карачаевских лошадей в длительных пробегах подтверждают это. Одним из наиболее ярких примеров этого стал многодневный пробегвокруг Кавказского хребта общей протяженностью 3000 км. Совершенный за 47 дней в трудных условиях многоснежной зимы 1935/1936 годов на лошадях разных пород, он стал показателем уникальных способностей карачаевских лошадей, которые на Клухорском перевале через главный кавказский хребет шли в голове колонны и расчищали ей путь в снегу, глубина которого достигала в некоторых местах полутора метров.
В 1998 году группа конников Карачаево-Черкесии с тремя карачаевскими лошадьми совершила
беспримерный подъем на восточную вершину горы Эльбрус (5642 м над уровнем моря), а в 1999 году такое же восхождение было совершено и на западную вершину этой высочайшей горы Европы.
Отличительной особенностью карачаевских лошадей является очень мягкий и производительный шаг. Многие лошади идут при этом своеобразным аллюром, похожим на иноходь, развивая на шагу скорость до 12 км в час. Такой аллюр особенно мягок и приятен. Многочисленные туристы, проходящие конными маршрутами Северного Кавказа, с восторгом отзываются об этих лошадях. Да и в условиях Подмосковья карачаевские лошади стали известны, как отличные верховые для длительных прогулок и охоты. Конный клуб «Авангард» в Можайске, укомплектованный этими лошадьми, пользуется большим авторитетом среди конников. Не случайно карачаевские лошади в недавнем прошлом пользовались особенно высоким спросом со стороны пограничников, приезжавших даже из Среднеазиатского округа. Их считали лучшими лошадьми для службы в горах.
Ценнейшим качеством карачаевских лошадей является их высокая плодовитость. В условиях круглогодового табунного содержания они способны давать выход жеребят по 9095 голов на каждые сто кобыл, что делает их разведение особенно экономичным. Наряду с чистопородным разведением лошадей карачаевской породы, на протяжении многих лет проводится и скрещивание их с жеребцами чистокровной верховой породы. Полукровные, англокарачаевские лошади наследуют в большинстве своем крепость конституции материнской основы и лучшие их особенности, становясь при этом заметно крупнее и резвее. Ряд таких лошадей успешно выступал в соревнованиях по стипльчезам в Чехословакии , a также в соревнованиях по конкурам и по троеборью.
Уникальная горная порода карачаевских лошадей и впредь будет служить животноводам республики, туристам и всем любителям верховой езды по пересеченной местности». (Парфенов В. Карачаевские лошади // Золотой мустанг. Информационноаналитический журнал о лошадях. 2000. No 6. См.:
http://www.goldmustang.ru/articles_10_38.html).
Березин М., директор-корреспондент Северо-Кавказского бюро НТВ (г. Пятигорск) рассказывает
по телеканалу НТВ о древней карачаевской породе: «Чтобы сохранить древнюю родословную породы, не дать ей раствориться в лошадях других кровей, карачаево-черкесские коневоды провели специальный генетический анализ. Эта практика, принятая во всем мире, позволяет выделить племенных особей.
Результаты экспертизы, сделанные во Франции, способствовали официальному признанию карачаевской породы.
Хизир Джатдоев, начальник отдела животноводства и племенного дела Министрества сельского хозяйства Карачаево-Черкесии: «Мы зарегистрировали тавро породы, которое должно стоять на левом бедре лошади». Генетический паспорт, конечно, не гарантирует, что завтра карачаевские лошади окажутся в лучших конюшнях мира. Нужны регулярные победы на международных выставках и турнирах. Впрочем, в своих силах местные коневоды не сомневаются. В этом смысле у горских наездников и их скакунов схожий характер». (http://www.ntv.ru/novosti/183917).
В исследовании А. Д. Бесланеева и И. М. Шаманова в связи с карачаевским коневодством и коннозаводством сообщается следующее: «По Эльборусскому округу среди карачаевского населения крупнейшими коннозаводчиками были: Крымшамхаловы – 800 лошадей, Байчоров Ожай – 200, Карабашев – 100 и Байчоров Джамбулат – лошадей... Как уже говорилось выше, затяжная война и резкое сокращение пастбищ привели к сильному уменьшению поголовья лошадей... В дальнейшем, не выдерживая конкуренции с овцеводами и притесняемые крупными землевладельцами, коневодчики вынуждены были уступить пастбища всей пред горной полосы им и сократить поголовье лошадей. Так, у горцев в 1887 г. было 43623 лошади, в 1888 г. –
40132, в 1889 г. – 34853, в 1891 г. – 34053 лошади.
Одновременно с количественным сокращением происходит и качественное ухудшение поголовья. Причины этого – недостаток кормов и слишком раннее использование лошадей на работе. Возможно, что такое сокращение не беспокоило бы царских чиновников, если бы горские табуны не являлись главными источниками комплектования строевыми лошадьми казачьих воинских частей, ежегодная потребность которых в конце XIX в. равнялась 5458 лошадей. Это обстоятельство сильно беспокоило кавказскую администрацию и заставляло ходатайствовать перед правительством об оказании помощи горским коневодам. В 90х годах XIX в. по этому вопросу шла оживленная переписка кавказской администрации с Главным управлением казачьих войск. В одной из записок в Главное управление казачьих войск наказной атаман Кубанского казачьего войска генералмайор Малама от 19 марта 1894 года всех коневодов Кубанской области делит на четыре группы. Говоря о коневодахгорцах, он пишет: «4ю группу, самую многочисленную и наиболее бедствующую, составляют коневодчикигорцы. Населяя юговосточную часть Кубанской области, группа эта ютится в местах по преимуществу малоудобных для земледелия, почему скотоводство вообще, между которым первое место занимает коневодство, составляет главное занятие населения этих мест. В настоящее время коневодство среди них сильно упало, как в количественном, так и в качественном отношении, тем не менее, еще и теперь горские табуны могут считаться главным источником комплектования казачьих частей строевыми лошадьми».
В заключение своей записки Малама пишет: «Если горскому населению не будут предоставлены льготы в пользовании пастбищами всей нагорной полосы, то горское коневодство падет еще ниже, и казачье население останется без лошадей». И в качестве единственного выхода из создавшегося положения он предлагал: «Отдать в исключительное и долгосрочное пользование на льготных условиях частным коневодам свободных казенных земель. Таким образом, устранится главная и почти единственная причина упадка коневодства – недостаток свободных пастбищ». Но на многочисленные записки и проекты о мерах к поднятию коневодства в Кубанской области вообще и у горцев, в частности, Главное управление казачьих войск ответило так: «По вопросу о поддержании частного коневодства Главное управление казачьих войск обращает внимание на то, что иногородним, а в особенности горцам, едва ли возможно будет рассчитывать на предоставление им чеголибо из тех 34 000 десятин, которые имеется в виду отвести под коневодство. Ими воспользуются преимущественно коневодыказаки».
Таким образом, горское коневодство не получило никакой поддержки от царского правительства, и коневодчики вынуждены были сами искать свободные земли, которые зачастую находились очень далеко и сдавались в аренду за высокую цену. Так, например, карачаевские аулы Карт-Джурт, Учкулан, Хурзук, которые «считаются главными скотоводами, пробираются на пастбища кабардинцев Терской области, нанимают участки войсковой земли в юрте станицы Красногорской, ютятся по пригорным станицам Баталпашинского и Майкопского отделов, арендуют так называемые «вечные» участки, находящиеся в собственности древних карачаевских дворянских и княжеских семейств, кроме того, перебирались раньше даже в Закавказский край», – писал ветврач С. В. Ваганов. Далее он приводит количество лошадей, которое содержали на стороне эти три аула в 1897 году: КартДжурт – 4188, Учкулан – 4215, Хурзук – 3877 лошадей.
Возникает справедливый вопрос: кто же мог арендовать такие большие участки земли под пастбища и содержать столь значительное поголовье лошадей? Как известно, коневодство требует специального ухода и присмотра за скотом, а также немалых затрат. Поэтому коневодство в пореформенный период было доступно только лишь немногим крупным землевладельцам, сумевшим перестроить свое хозяйство на капиталистический лад, и отчасти молодой сельской буржуазии. Так, по данным Коваленского, крупнейшими коневодчиками аула Учкулан были: Ожай Байчоров, имевший 917 лошадей, из них 430 маток, Джурджир Текеев – 333 лошади, 183 матки, Султан Алботов – 227 лошадей, 117 маток, Давлет-Герий Байрамкулов – 172 лошади, 79 маток, Мазан
Шидаков – 139 лошадей, 73 матки, Сосран Джанибеков – 138 лошадей, 79 маток.
А самым богатым коневодом в Карачае, по данным В. М. Сысоева, был другой Байчоров, Тенибек Байчоров, который содержал до 1500 лошадей. Таким образом, в Учкулане в 1897 году из 4500 лошадей 3426 принадлежали семи коневодам, а остальные 636 дворов имели всего лишь 1074 лошади, причем иэто количество распределялось очень неравномерно». (Бесланеев А. Д., Шаманов И. М. Очерки истории хозяйственного быта горцев Кубанской области. Вторая половина XIX века. Черкесск, 1972. С. 58).
Значительное развитие коневодства, как отрасли народного хозяйства в Карачае, в 1929 г. отметил Н. Фарсон: «О, да! Заметила супруга секретаря. – Они проводят встречи целый день. Встречи, встречи, встречи и все они посвящены лошадям!». Это было для нас хорошей новостью. Разведение и продажа коней, казалось, составляли жизнь хассаутских карачаевцев. Лошадиный аукцион начался напротив нас в то время, когда мы завтракали. Это мероприятие происходило вокруг разветвленного на три части ствола, воткнутого рядом с маленьким зданием совета. Мы наблюдали такие символические древесные стволы по всему склону Северного Кавказа. Такие же разветвленные на три части коновязи мы видели рядом с кошами и даже в столице Карачая. Когда вы достигаете такого древесного ствола вы спешиваетесь и ожидаете соблюдения установленных правил поведения, то есть даете пригласить себя в гости в коше или в селении. Эта коновязь является также местом проведения аукциона.
Мужчины селения сидели вокруг, развалившись и прислонившись к стенам и валунам на теплом солнце, бородатый аукционист в подпоясанной кавказской черкеске и в обуви без подметок, с обычным кинжалом на своем поясе, закручивая папиросу, выкрикивал предложения цены. Он делал это небрежно, никого не убеждая покупать, и он предлагал сбить цену, когда считал цену завышенной. И здесь вряд ли стоило ожидать безрассудной покупки – среди людей, которые, можно сказать, выросли на коне и являлись тонкими знатоками лошадей». (Farson N. The Lost World of the Caucasus. New York, 1958. P. 78).
Прим. С.Х. ".