On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа

АвторСообщение



Сообщение: 2
Зарегистрирован: 07.11.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.09 21:34. Заголовок: Историко-лингвистический анализ термина "ёзден" (продолжение)


Знаю, что тему была, но думаю, есть смысл к ней вернуться!
Уже тот факт, что слово (в различных его вариациях) встречается, у сванов, КБ-цев, вайнахов, кумыков, осетин и ногайцев, не было чуждо адыгам (это все, как миниум!) думаю делает его просто таки уникальным!)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 124 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]


администратор




Сообщение: 868
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.07.12 23:06. Заголовок: Умар пишет: Термин ..


Умар пишет:

 цитата:
Термин азат всё-таки был (и в списках Петрусевича отмечен).Только, здесь я с тобой согласен, вернее всего это поздний термин,связанный с распространением ислама,когда для спасения души отпускали на волю .А арат я просто для хохмы привёл, хотя чёрт его знает.


Термин "азат" был и есть, но это не общенародный термин. Он стариками, которых я застал, воспринимался как чужеродный. Некоторые его вообще не знали. Для них всех азат = къул. В карачаевском обществе вольноотпущенников, которых принято именовать азатами, тем не менее, продолжали именовать къулами.

Turk пишет:

 цитата:
Сослан, Ачимез и т. д. но наверное не все. Тут я ошибся походу :).


А что именно в отношении Ачемеза?
Касаемо имени Сослан, то Абаев выводил из ногайского суслы "грозный". При том, что он вполне мог бы этимологизировать как осетинско-тюркское "сос улан" - "сын полого камня". Но почему-то такая версия его не устроила. Хотя, это больше походило бы на верную этимологию.

Turk пишет:

 цитата:
Втянулся


Есть немного...

Turk пишет:

 цитата:
Есть ли сведения, о том как звучит слово ёзден и какую смысловую нагрузку оно несет в других языках Кавказа, остался видимо один Дагестан, так как у адыг термин другой.


Ну, и вайнахи тоже. В отличие от осетин, у которых это изолированный от иранцев термин, у тюрок этот термин, все же, более распространенный. Причем даже в несколько различных фонетических формах.


Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 226
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.07.12 21:57. Заголовок: Здесь кстати говорит..


Здесь кстати говорить об изначальном значении йезданов в Дигории:
Дигорское общество, Уздени

Не сложно понять, что там изначально были свободные общинники со своей пахотной землей. То есть очевидно семантика со временем изменилась от свободного общинника в понятие благородный.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.07.12 00:39. Заголовок: Turk пишет: Помимо ..


Turk пишет:

 цитата:
Помимо Ёрюзмека, которое тоже на "иранский" взгляд их слово


Касательно Ёрюзмека да и вообще нартского эпоса возникли у меня кое-какие сомнения после прочтения некоторых исторических документов.А может всё это легенды времён Золотой Орды ,которые каждая из сторон выдаёт как собственное изобретение ? Допустим ,прототип Ёрюзмека - хан Узбек(Юзбек). Эр-Юзбек в слитном слове у нас имеет шанс превратиться или в Ёрюзбека, или в Эризбека (у нас нет ни одного слова с анлаутным Э и со второй гласной Ю , а переход Б-М есть).Нижеследующие совпадения в биографиях героев взяты мной из "Узбек-хан проблема прихода к власти" Ж.Сабитов и "Чингиз-наме" Утемиш-хаджи (в сети есть).
"Был [некто] по имени Баджир Ток-Буга 66 из омака уйгур 67. [А уйгур] был эль с многочисленными [и] сильными родами [и] племенами, и был он также аталыком хана. Шайтан попутал [его]—ведь был он черный человек—провозгласил себя он ханом. И взял также в жены Келин-Байалин и других жен хана. Некоторые [же так] рассказывают. Баджир был уйгур, [а] Ток-Буга—нутин. Похоже, [что] это утверждение ошибочно, так как трудно, чтобы в одном месте из двух (разных] родов два [человека] одновременно были ханами. /46б/ Вернее, что имя его было Баджир, а прозвище — Ток-Буга.

Словом, этот Баджир Ток-Буга провозгласил себя ханом, женился на женах [Токтага-]хана и подчинил себе весь народ" Къызыл-Пук
"[Исполнилось] ему в этому году четырнадцать лет" Узбеку
"Наутро двинулись они и прибыли к месту, где находилась ставка. Баджир Ток-Буга сидел на троне в ставке, [а] беки его и нукеры стояли на страже перед дверью. Подъехали они, спешились перед дверью и, возопя единожды “чав-чав”, вскричали “ча” и ринулись на Баджир Ток-Бугу. Не успел он подняться [с трона], как подскочил [к нему] Исатай и рубанул его по шее, [да так, что] голова его отлетела на целый шаг. Алатай насадил [ее] на кинжал, поднял высоко [над собой] и когда закричал:

“Вот [она] голова вашего повелителя! Не двигайтесь со своих мест!”,—все оторопели [и так и] застыли [на своих местах]. Потом носили эту голову по куреням и возглашали: “Воцарение черных людей с этой поры да прекратится!”.

Когда убили Баджир Ток-Бугу, подняли ханом хазрат Узбек-хана, и воссел он на троне" Убийство Пука
"Исследователь Мыськов Е.П. считал, что Узбек был избран курултаем на трон Золотой Орды мирным путем [13, с. 48-51], его мачеха Баялун и двоюродный брат Кутлук-Тимур очень содействовали этому путем подкупов и оказания различных услуг эмирам [14, с. 155]. " Баялун в роли Сатанай
"Эмиры и нойоны стали спорить относительно царской власти. Кутлук-Тимур, эмир Сарая, сказал: «Царство принадлежит сыну Токтая, но сперва, нужно схватить Узбека, потому что он враг (наш), а после того уже можно сделать царем сына Токтая». Они (эмиры) согласились с этим. Узнав о смерти Токтая, Узбек покинул войско и прибыл в Сарай, не подозревая о помыслах и намерении эмиров. В числе их (находился) один эмир, по имени также Кутлук-Тимур; он известил Узбека о замысле их. Причиною вражды эмиров к Узбеку было то, что Узбек постоянно требовал от них обращения в правоверие. Он настаивал на своем, они же, вследствие этого, чувствовали к нему вражду и отвращение и старались устранить его. С этой целью они устроили пирушку, чтобы (на ней) покончить с ним. Когда Узбек прибыл на пир, то Кутлук-Тимур, сообщивший ему секретно о замысле эмиров, сделал ему знак глазом. Узбек заподозрил (опасность) и под предлогом удовлетворения нужды встал и вышел. Тот эмир (Кутлук-Тимур) пошел вслед за ним и рассказал ему, что они сговорились сделать. Узбек немедленно сел на коня, ускакал и, собрав войско, одержал верх (над ними). Сына Токтая с 120 царевичами из урука Чингизханова он убил," Приглашение на пир с западнёй
"Показывали хану неверные колдуны и неверные жрецы такое чудо. Приносили они с собой на маджлис к [Узбек-] хану [мед] в жбане и устанавливали [его. Прилаживали затем к жбану] змеевик и подготавливали чаши. Мед сам скапливался в змеевике и сцеживался в чашу, и чаша сама двигалась к тому человеку. Колдунов этих и жрецов своих почитал хан за своих шейхов, сажал [их] рядом с собой и воздавал [им] большой почет и уважение" А это бочонок Агуна или чаша Уасамонга
Только,чур, сразу гнилыми яйцами не забрасывать , сперва почитайте сами вышеуказанные источники.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
moderator




Сообщение: 227
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.07.12 01:12. Заголовок: Умар Кстати http://..


Умар
Кстати http://lib.kbsu.ru/elib/books/3/39/1/p210.pdf вот тут у Мизиева есть подобное, связывает его с кыпчаком Арджамаком и Золотоордынским эмиром Кызыл-Буком.
Так, что видимо эту версию со счетом можно не скидывать :)



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.07.12 10:53. Заголовок: К термину ёзден http..


К термину ёзден


Критерии узденства- личная свобода,владение землёй и родовитость.
Наличие жира и святости в расчёт не принималось

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
moderator




Сообщение: 229
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.07.12 12:00. Заголовок: Умар т.е. изначально..


Умар т.е. изначально полноправные и свободные члены общества, непришельцы, не из числа зависимых или бывше-зависимых.
Это также совпадает со значением этого термина в соседних народах - вайнахах и в Дагестане по историческим цитатам.

Эсен приводил еще работу (да простит он меня, что без него привожу ):
Газданова В.С. Золотой дождь. Исследования по традиционной культуре осетин.

Кстати, что на этом сайте, что на выше по ссылке на сайт с работой Бзарова, много интересных материалов :).

Может следует подвести итог, по пунктам от линвгистики и словарей до исторических сведений?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.07.12 13:41. Заголовок: Turk пишет: Может с..


Turk пишет:

 цитата:
Может следует подвести итог, по пунктам от линвгистики и словарей до исторических сведений?


Зачем,для кого и для чего? Для того чтоб кому-то что-то доказать? Для тех кто это слово выводит из жира и сала вперемешку со святыми по барабану все эти доводы.И ёзден не может быть тюркским якобы из-за окончания на -ден.Тогда и къаудан,тылдан,абадан тоже бессмыслица, потому что окончания тоже переводятся как "от".(от сухого,от теста,от старшего ).Людям всему миру доказывающим ,что слово алдар монголы заняли у осетин, ошарашенные их мужественным сопротивлением, по фигу то что было всё наоборот.Это монголы навели шок и трепет на всех.А алдарская фамилия на монгольском будет славная фамилия ( в тюркских -сыйлы тукъум, белая кость).Но даже исследования Старостина
http://starling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?single=1&basename=/data/nostr/nostret&text_number=+647&root=config
доказывающие ,что никаких армдаров не было,что это монголизм, абсолютно не повлияют на мнение людей занятых созданием новых сказок. Лишняя трата времени и нервов.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
moderator




Сообщение: 230
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.07.12 15:20. Заголовок: Умар пишет: Зачем,д..


Умар пишет:

 цитата:
Зачем,для кого и для чего? Для того чтоб кому-то что-то доказать?


Если мне не изменяет память, нет работы (или статьи) по анализу этого термина у кавказских народов по совокупности всех факторов?

Умар пишет:

 цитата:
..абсолютно не повлияют на мнение людей занятых созданием новых сказок. Лишняя трата времени и нервов.

полностью согласен с этим

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.07.12 10:27. Заголовок: Turk пишет: Если мн..


Turk пишет:

 цитата:
Если мне не изменяет память, нет работы (или статьи) по анализу этого термина у кавказских народов по совокупности всех факторов?


Ну это уже хороший специалист должен поработать.
Кстати есть одно слово ,которое образует очень чёткие параллельные значения к этому слову .
Ёзден (от себя) - сый (подарок, честь)
ёзден тукъум - сыйлы тукъум
ёзденлик(благородность, приличие и т.д.)-сыйлылыкъ ( то же самое)
ёзденлик (земельный участок ,подаренный бием уздену)- суюргал (монг. и тюрк. 1) пожалование вообще, то же, что суюргамиши; 2) пожалование в лен земельного владения ).


Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 869
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.07.12 20:02. Заголовок: ­Turk пишет: Здесь к..


*PRIVAT*

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 870
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.07.12 22:37. Заголовок: Умар пишет: Зачем,д..


Умар пишет:

 цитата:
Зачем,для кого и для чего? Для того чтоб кому-то что-то доказать? Для тех кто это слово выводит из жира и сала вперемешку со святыми по барабану все эти доводы.И ёзден не может быть тюркским якобы из-за окончания на -ден.Тогда и къаудан,тылдан,абадан тоже бессмыслица, потому что окончания тоже переводятся как "от".(от сухого,от теста,от старшего ).Людям всему миру доказывающим ,что слово алдар монголы заняли у осетин, ошарашенные их мужественным сопротивлением, по фигу то что было всё наоборот.Это монголы навели шок и трепет на всех.А алдарская фамилия на монгольском будет славная фамилия ( в тюркских -сыйлы тукъум, белая кость).Но даже исследования Старостина
http://starling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?single=1&basename=/data/nostr/nostret&text_number=+647&root=config
доказывающие ,что никаких армдаров не было,что это монголизм, абсолютно не повлияют на мнение людей занятых созданием новых сказок. Лишняя трата времени и нервов.


Правильно! Особо упертых, все равно, не убедишь ни в чем! Такие откровенно больные люди, как, допустим, Болат, даже если его на машине времени отправишь в прошлое, будет талдычить свое. Это уже клиника...

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 871
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.07.12 17:08. Заголовок: Умар пишет: А алдар..


Умар пишет:

 цитата:
А алдарская фамилия на монгольском будет славная фамилия ( в тюркских -сыйлы тукъум, белая кость).Но даже исследования Старостина
http://starling.rinet.ru/cgi-bin/response.cgi?single=1&basename=/data/nostr/nostret&text_number=+647&root=config
доказывающие ,что никаких армдаров не было,что это монголизм, абсолютно не повлияют на мнение людей занятых созданием новых сказок. Лишняя трата времени и нервов.


А что говорил по этому поводу С. Старостин? Твоя ссылка на другую страницу выходит.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.07.12 17:20. Заголовок: Albert пишет: А что..


Albert пишет:

 цитата:
А что говорил по этому поводу С. Старостин? Твоя ссылка на другую страницу выходит.


Именно по этому слову он ,насколько я знаю, ничего не говорил. Это общая база для всех языков, где показывается ,так сказать, от какого корня какие слова идут и изменения их значений в разных языках.
После входа по ссылке надо нажать на значок + в той группе языков, которой интересуешься.


Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 704
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.07.12 18:23. Заголовок: алдар - тюркское сло..


алдар - тюркское слово, значит - вождь, предводитель. от алда - эр (ар). Но у нас почему то этого слова нет?!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.07.12 18:53. Заголовок: Тахир пишет: алдар ..


Тахир пишет:

 цитата:
алдар - тюркское слово, значит - вождь, предводитель. от алда - эр (ар). Но у нас почему то этого слова нет?!


У нас получилось бы или алчы ,или алдагъы. Да и в самой Осетии ,я думаю, это поздний термин, иначе выскочило бы в каких- нибудь источниках домонгольского времени.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 705
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.07.12 20:09. Заголовок: Умар пишет: У нас ..


Умар пишет:

 цитата:

У нас получилось бы или алчы ,или алдагъы. Да и в самой Осетии ,я думаю, это поздний термин, иначе выскочило бы в каких- нибудь источниках домонгольского времени.

Алдар тоже, вполне могло получится, только его нет.)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.07.12 08:48. Заголовок: Turk , у меня к вам ..


Turk , у меня к вам небольшая просьба.
Не могли бы вы просмотреть турецкие словари по слову дюгер и имеет ли оно там значения полка,возвышенное место ,помост , бугор и т.д (а то я в турецких словарях полностью не могу понять значения слов).

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
moderator




Сообщение: 232
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.07.12 14:57. Заголовок: Умар хорошо, что най..


Умар хорошо, что найду выложу.

еще напомню, что огузское племя дюгер (есть его родословная на турецких сайтах), там же представленна тамга тюгеров.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.07.12 18:41. Заголовок: Turk пишет: Умар хо..


Turk пишет:

 цитата:
Умар хорошо, что найду выложу


Сау бол. Я не знаю ,имеет ли отношение к слову ёзден вот это слово
1 ызгъыл карач. 1) потомок, отпрыск 2) род; бир ~данбыз мы из одного рода
но к слову ысхылты ,по-моему , имеет . Ызгъыллы= ысхылты.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 709
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.07.12 22:23. Заголовок: Умар пишет: Я не з..


Умар пишет:

 цитата:
Я не знаю ,имеет ли отношение к слову ёзден вот это слово
1 ызгъыл карач. 1) потомок, отпрыск 2) род; бир ~данбыз мы из одного рода
но к слову ысхылты ,по-моему , имеет . Ызгъыллы= ысхылты.



Не имеет. В приведённых словах, в основе корень ыз - след, а в ёзден - ёз - сам.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 235
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.12 00:31. Заголовок: Умар На сегодня, чт..


Умар
На сегодня, что нашел приведу снизу список. Дальше если еще что найду, допишу.

Название рода Дюгер в Анатолии приняло несколько форм Тёгъер, Дюгъер, Дюгер, Дёгер.
Есть несколько селений с этим названием в разных частях Турции, напрямую связывающее с этим родом.

1) Дюгер, Дёгер,

Döger: < ET tögmek: döver; döven [ Erzurum ]
Ссылка "Словарь турецких говоров"

В Эрзрумском диалекте, если я не ошибаюсь слово получило значение - бить, избивать, молотить, молотилка (палка с острыми концами молотящая) (тёгъ- старое слово глагол, надо уточнить еще).
В этимологическом словаре Т. Гюленсоя. Имя огъузского рода Дёгер, Дюгер этимологизируется именно с корня Д(Т)ёгъ, Д(Т)югъ - бить, избивать, мять, давить, далее приняло форму молотилки. Аналог карачаево-балкарского тюй- (Словарь Т. Гюленсоя, в 1-м pdf файле 297 страница).


2) В другом говоре приняло значение:
Döğer: Direkten büyük ağaç kiriş. - брус балка большое дерево
Ссылка "Словарь турецких говоров"


3) Döger: öz. a. tar. Oğuz Türklerinin yirmi dört boyundan biri. - Огъузских турок 24 его ветвь.

5) Общий турецкий словарь
Döğer:

Direkten büyük ağaç kiriş.
Türkiye Türkçesi Ağızları Sözlüğü

döğer
bk. düver -2
BSTS / Zanaat Terimleri Sözlüğü 1976

Döğer
Afyon ili, İhsaniye ilçesi, merkez bucağına bağlı bir yerleşim birimi. (кратко поселение районе Афьена)

Döğer
Diyarbakır ili, Dicle ilçesi, merkez bucağına bağlı bir yerleşim birimi. (кратко поселение в районе Диярбакъыра)

Есть еще этимологический словарь Арына. Там много значений этого слово и схожего, надо разбираться.

Интересные статьи:
Abulgazi Bayadur Khan Огъузские Тамги. Статья (Англ)
Та же статья на русском. (есть разница между статьями, в приведенных данных).

Один из первоисточников Рашид-ад-Дин: Джами Ат-Таварих говорит:

 цитата:
Второй – Дукер, т.е. «ради собрания»; [его рода]
Тамга *** | ‌Онгон – орел |‌ Часть мяса – правая лопатка [ляжка?].



Дёгер ветвь Огъузов

Тамга рода Дёгер, Дюгер:
Значение тамги: коршун, орёл, ястреб. (так пишется на английском)
На турецком немного другое: küçügen, yani kuzuların büyük çakırdoğanı - надо уточнить.

Если мне изменяет память, есть какая-то работа по тамгам Дигорцев, надо бы сравнить. :)
Есть род и Агузовы среди них. Тамги очень важный момент и может кое-что прояснить.


Селение Дюгъер, напрямую связанное с этим родом:
[url=http://tr.wikipedia.org/wiki/Düğer,_Burdur]Дюгъер, район Бурдур[/url]
Почему-то эту ссылку нормально не показывает, хотя на предосмотре все ок..

Есть также селение Дигор, возле Карса, но тут может быть просто совпадение, так как пишется, что название свое получило от армянской церкви Тикор.
Река там тоже называется Дигор, тоже возможно от названия армянской церкви. Но там надо выяснять.
Дигор, Карсская область

Есть еще и другая версия этой Тамги Дюгеров. Но мне кажется тут есть ошибка, так как Дюгери считаются потомками Бегъдили, у Бегъдили тамга как выше показанная Дюгерская, но без вертикальной палки и тотем у бегъдили был ворон.
На ниже рисунке тотемное животное у Дюгеров - ястреб, коршун, значение тамги: çevre (чевре) - круг, окружность, окрестность, окружение, окружающая среда.



Список интересных статей по поводу тюркских тамг, в том числе с рисунками.
Кыргызские, Казахские, Огъузские и т.д.
О том как они образовывались, техническая сторона (корни).
Корень тюркских тамг
Гёктюркское письмо
Тюрксие тамги: Uysyn, Dulat, Uigur, Cuvaldar, Bechenek, As, Ashina, Ashide, Kushan, Ediz
Рашидадин Тамги
Каратаев, Кыргыз-Огузские тамги
Казахские тамги
Форум Евразика

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.12 08:41. Заголовок: Turk пишет: На сего..


Turk пишет:

 цитата:
На сегодня, что нашел приведу снизу список. Дальше если еще что найду, допишу.


Бек сау бол . А теперь посмотри какие значения у нас даёт это же слово .
"В очажном комплексе таулу следует отметить плетеный навес в форме плоской прямоугольной корзины, обмазанной с верхней стороны глиной (24, с. 202; 33, с. 51–52). Такая плетенка была известна в Осетии (лæдæрсæн), на ней сушили солод, зерно, лучины для освещения. Любопытно, что в языке таулу для обозначения этой плетенки употребляется номинация «дюгерлик», в основе которой отчетливо проступает балкарский этноним «дюгер», означающий осетин. Замечу, что «название осетин в устах балкаро-карачаевцев употребляется также для названия двух предметов материальной культуры, именно «дюгер» значит «поперечная перекладина саней», а «тегей» — «лопасть мельничной турбины» (1, с. 280–281)."
Это из ОиЯФ Абаев.
Дюгерлик - Яндекс.Словари
ДЮГЕРЛИК. 1 Обмазанный глиной горизонтальный плетень над открытым очагом внутри коша, защищающий крышу от возгорания. 2 Настил из брёвен или жердей, играющий роль полатей в карачаевском доме с пристенным очагом
И ещё дюгер -кладовая (возможно из-за полок название).
В турецком словаре я нашёл вот такие значения для düğer :
1)Yapılarda kullanılan kalas, mertek, direk
2)(Mimarlık) Sütun görevi olan direk
3)düğer, (düğer ağacı)Kalın direk, mertek, kiriş
И того имеем kalas, mertek, direk, kiriş
Вводил эти слова в тот же словарь.
Проверь,пожалуйста, я правильно понимаю , что все эти слова обозначают примерно такие понятия - полка на возвышенности,помост, перекладина и т.д.?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
moderator




Сообщение: 236
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.12 09:30. Заголовок: Turk пишет: Dö..


Turk пишет:

 цитата:
Döğer: Direkten büyük ağaç kiriş.


Здесь я в торопях написал просто подряд слова :).
А так тоже самое, что ты снизу написал.
Умар пишет:

 цитата:
В турецком словаре я нашёл вот такие значения для düğer :
1)Yapılarda kullanılan kalas, mertek, direk
2)(Mimarlık) Sütun görevi olan direk
3)düğer, (düğer ağacı)Kalın direk, mertek, kiriş
И того имеем kalas, mertek, direk, kiriş
Вводил эти слова в тот же словарь.
Проверь,пожалуйста, я правильно понимаю , что все эти слова обозначают примерно такие понятия - полка на возвышенности,помост, перекладина и т.д.?



kalas 1) деревянная балка, брус, [длинная] доска 2) дубина, балда

mertek - стропило

direk -ği 1) столб, стойка; мачта; шест baş direk — грот-мачта çadır direği — стойка палатки çatı direği — подпорка для навеса, опора навеса işaret direği — сигнальная мачта kalenin [sağ] direği — [правая] штанга ворот sancak direği — древко знамени, флагшток telsiz direği — радиомачта 2) опора

kiriş 1) сухожилие 2) [жильная] струна; кетгут; тетива 3) бревно, горизонтальная балка, брус 4) хорда - kiriş kırmak
5) балка, брус, ригель, ферма

Примерно все тоже самое + разные производные от этого слова, строительные термины. Что в КБ, что в турецком примерно одно и тоже.

Но корень слова судя по всему именно: düğ(g), döğ(g), döv, tüğ(g), töğ(g). В КБ тюй- или туй-?

В связи с чем тебя это заинтересовало? Что именно тебе хочется выяснить, интересно? :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 237
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.12 09:41. Заголовок: Умар пишет: а «тег..


Умар пишет:

 цитата:
а «тегей» — «лопасть мельничной турбины»


Тегей еще изначально - "верховье"? лопасть мелничной турбины это вторичное уже не так ли?
Если Терк Башы Тегей (Осетия) - это верховье Терека (географ. Трусовское ущелье) - имено иронцы.
Дюгер быть может тоже укажет на географию?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.12 10:06. Заголовок: Turk пишет: Дюгер б..


Turk пишет:

 цитата:
Дюгер быть может тоже укажет на географию?


Может быть.Если и в турецком это слово означает плоскость на возвышении. Типа тапха-полка,плоскость на склоне горы.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
администратор




Сообщение: 874
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.12 12:35. Заголовок: Умар пишет: Именно ..


Умар пишет:

 цитата:
Именно по этому слову он ,насколько я знаю, ничего не говорил. Это общая база для всех языков, где показывается ,так сказать, от какого корня какие слова идут и изменения их значений в разных языках.
После входа по ссылке надо нажать на значок + в той группе языков, которой интересуешься.


Мне известен этот ресурс Сергея Старостина "Вавилонская башня". Там, конечно, очень много ошибок, но и материала по разным языкам немеренно, а потому, это очень хороший сайт.

Тахир пишет:

 цитата:
алдар - тюркское слово, значит - вождь, предводитель. от алда - эр (ар). Но у нас почему то этого слова нет?!


Возможно, ты прав, Тахир! Очень может быть, что это слово от "алда эр". Фонетически, морфологически и семантически никаких препятствий! Во всяком случае, это гораздо более реально, чем "арм-дар".



Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 875
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.12 13:00. Заголовок: Умар пишет: Я не зн..


Умар пишет:

 цитата:
Я не знаю ,имеет ли отношение к слову ёзден вот это слово
1 ызгъыл карач. 1) потомок, отпрыск 2) род; бир ~данбыз мы из одного рода
но к слову ысхылты ,по-моему , имеет . Ызгъыллы= ысхылты.


Нет, не имеет. Там разные корни! А вот имеет ли "ысхылты" отношение к "ызгъыл", не знаю. В "ызгъыл" корень "-ыз" (след).

Умар пишет:

 цитата:
Бек сау бол . А теперь посмотри какие значения у нас даёт это же слово .
"В очажном комплексе таулу следует отметить плетеный навес в форме плоской прямоугольной корзины, обмазанной с верхней стороны глиной (24, с. 202; 33, с. 51–52). Такая плетенка была известна в Осетии (лæдæрсæн), на ней сушили солод, зерно, лучины для освещения. Любопытно, что в языке таулу для обозначения этой плетенки употребляется номинация «дюгерлик», в основе которой отчетливо проступает балкарский этноним «дюгер», означающий осетин. Замечу, что «название осетин в устах балкаро-карачаевцев употребляется также для названия двух предметов материальной культуры, именно «дюгер» значит «поперечная перекладина саней», а «тегей» — «лопасть мельничной турбины» (1, с. 280–281)."
Это из ОиЯФ Абаев.


Умар пишет:

 цитата:
ДЮГЕРЛИК. 1 Обмазанный глиной горизонтальный плетень над открытым очагом внутри коша, защищающий крышу от возгорания. 2 Настил из брёвен или жердей, играющий роль полатей в карачаевском доме с пристенным очагом
И ещё дюгер -кладовая (возможно из-за полок название).


Это явно влияние соседнего народа - дигорцев на материальную культуру. Взаимовлияние соседей - обычное явление. Другого здесь, боюсь, нет.

Turk пишет:

 цитата:
direk -ği 1) столб, стойка; мачта; шест baş direk — грот-мачта çadır direği — стойка палатки çatı direği — подпорка для навеса, опора навеса işaret direği — сигнальная мачта kalenin [sağ] direği — [правая] штанга ворот sancak direği — древко знамени, флагшток telsiz direği — радиомачта 2) опора


В карачаево-балкарском аналог турецкого direk - тиреу "подпорка". Здесь общая глагольная основа "dire- / тире-" (подпирать). "Дюгер" с этим никак не связано!

Turk пишет:

 цитата:
Тегей еще изначально - "верховье"? лопасть мелничной турбины это вторичное уже не так ли?
Если Терк Башы Тегей (Осетия) - это верховье Терека (географ. Трусовское ущелье) - имено иронцы.
Дюгер быть может тоже укажет на географию?


Нет, не "верховье"! Терк Башы Тегей - буквально: "Осетия верховий Терека". "Тегей" - Осетия. Карачаевцы, как это не удивительно, видимо, лучше всего знали самых восточных осетин - тагаурцев, раз всех осетин называли "тегей".



Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.12 13:20. Заголовок: Albert пишет: Возмо..


Albert пишет:

 цитата:
Возможно, ты прав, Тахир! Очень может быть, что это слово от "алда эр"


Всё- таки, я думаю, это монгольский термин.И в самой Осетии этот термин очень чётко прикреплён именно к тагаурцам.Я думаю,что от них в значении "князь" передалось и в другие общества Осетии.Где хоть один исторический документ ,где упоминается это слово до монгол на Кавказе? Кроме того, бизнес тагаурцев-сбор налога за проезд по Дарьялу очень уж напоминает название одного ордынского налога (правда, не за проезд)-тагар.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.12 13:43. Заголовок: Albert пишет: В кар..


Albert пишет:

 цитата:
В карачаево-балкарском аналог турецкого direk - тиреу "подпорка". Здесь общая глагольная основа "dire- / тире-" (подпирать). "Дюгер" с этим никак не связано!


Если я правильно понял там написао вот так
Döğer: Direkten büyük ağaç kiriş.
Дюгер:Тиреуден мийик агъач кириш.
или вот это
düğer-mertek - стропило сравни с поперечной перекладиной горских саней.
Дигорцы на турецкий язык при всём желании не смогли бы повлиять.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
moderator




Сообщение: 238
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.12 14:01. Заголовок: Albert пишет: В кар..


Albert пишет:

 цитата:
В карачаево-балкарском аналог турецкого direk - тиреу "подпорка". Здесь общая глагольная основа "dire- / тире-" (подпирать). "Дюгер" с этим никак не связано!


Там Direk как объяснение смысла одного из значений слова Дюгер.

Умар пишет:

 цитата:
Если я правильно понял там написао вот так
Döğer: Direkten büyük ağaç kiriş.
Дюгер:Тиреуден мийик агъач кириш.
или вот это
düğer-mertek - стропило сравни с поперечной перекладиной горских саней.
Дигорцы на турецкий язык при всём желании не смогли бы повлиять.



Да именно так.
Никак есстественно не могли, хотя кто-то может еще и будет утверждать обратное .

Albert пишет:

 цитата:
Терк Башы Тегей - буквально: "Осетия верховий Терека".



Умар приводил скриншот словаря (ниже), я даже это как спрашивал в теме тукъум,тийре и т.д. про буквальный перевод названия Осетии:


Какой именно это словарь и какая страница?
Я не нашел в своем.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 124 , стр: 1 2 3 4 5 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 53
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет