On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа

АвторСообщение
постоянный участник


Сообщение: 42
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.04.13 20:53. Заголовок: Все о Холамо-Безенгийском ущелье Балкарии


В юго-западной части Кабардино-Балкарии расположен самый высокогорный район России – Черекский. Площадь его территории составляет 2,21 тыс. км2. Черекский район является самым крупным муниципальным образованием Кабардино-Балкарской Республики. Административным центром Черекского района является поселок Къашхатау. Численность населения Черекского района около 26,5 тысяч человек. Здесь проживают представители 12 национальностей. Самый многочисленный народ в этом районе - балкарцы, и я являюсь их представителем. Сами себя мы называем «таулу», что означает «горец», или «владелец гор», обращаемся испокон веков друг к другу «алан». У нашего народа не принято обращаться на «Вы», но это всего лишь означает, что мы и к самому младшему относимся так же уважительно, как к аксакалу. Строго чтим предков, до седьмого колена знаем их и помним, но у нас не принято обращаться по отчеству, чтобы человек не прикрывался достижениями отца, а сам стремился к высотам и новым свершениям. Родина и Мать - самые святые для нас понятия на этом свете!
Территория Черекского района лежит на берегах реки Черек, имеющей два крупных притока ледникового происхождения. Оба они образовали два ущелья: Черекское (Малкъарское) и Хуламо-Безенгийское. Я хочу рассказать именно о Хуламо- Безенгийском ущелье, т.к. сама родом именно оттуда. Еще хочу сказать, что термин "малкъарлы" (малкарец-балкарец) нами воспринимается исключительно как выходец Черекского (Малкъарского) ущелья, и нам не нравится, что это название русские распространили на всех таулу.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 269 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All [только новые]


постоянный участник


Сообщение: 103
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 09:40. Заголовок: Is-tina пишет: «…Бе..


Is-tina пишет:

 цитата:
«…Безенгийском ущелье, т.к. сама родом именно оттуда. Еще хочу сказать, что термин "малкъарлы" (малкарец-балкарец) нами воспринимается исключительно как выходец Черекского (Малкъарского) ущелья, и нам не нравится, что это название русские распространили на всех таулу».

Уважаемая Is-tina, кударцу понравится, если его будут называть дигорцем, или дигорцу, если назовут его ироном??? Ответ очевиден: НЕТ! Малкъарлы, холамлы, чегемли и т.д. у нас разделение по ущельям, а не по этническому составу. Эти термины служат для обозначения лиц, живущих в том или ином ущелье. Величайшей ошибкой русских было по незнанию таких тонкостей назвать весь мой народ "жителями малкъарского ущелья"!!! Is-tina пишет:

 цитата:
То есть, Вам не нравится, что вас назвали балкарцами?.... Значит, будем называть вас не балкарцами, а безенгийцами

Можете называть нас ( выходцев из Хуламо-Безенгийского ущелья) Холамлы. А всех представителей моего народа ТАУЛУ (это наше самоназвание) Is-tina пишет:

 цитата:
И общей составляющей у вас нет.

Шутку Вашу оценила Is-tina пишет:

 цитата:
то почему мне должно нравиться, что вы называете себя кобанцами? А?

Хорошо, чтобы не задевать Вас, буду писать "представители кобанской культуры" Is-tina пишет:

 цитата:
История. Хоть и нехорошая наука. Как ее обзывают. Но у нее есть принцип. Оперирование доказательствами. Чтобы глаголить о древности в 4 тысячи лет, нужно «Открыть Трою». То есть, нужны артефакты. Записи и все такое.

Я высказала свое мнение, Вы можете соглашаться или не соглашаться с ним. Это Ваше право. Заметьте, я пока с Вашей стороны тоже не видела "оперирования доказательствами". У Вас они есть? Is-tina пишет:

 цитата:
А в Кобани, может быть, и не было таких названий.

Не понимаю Вашего стремления переворачивать все с ног на голову. Впрочем, "Кобан" и есть тюркское название.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 104
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 09:58. Заголовок: Is-tina пишет: Начне..


Is-tina пишет:

 цитата:
Начнем с .... вашей гневной филиппики.

P.S. Ваше "странное" чуть ли не враждебное поведение по отношению ко мне (совершенно незнакомому Вам человеку) наводит на мысль, что это все РЕВНОСТЬ. Я "нагло" вторглась на форум, где Вы были единственной представительницей слабого пола. Но пусть это Вас не беспокоит, у меня нет цели свергнуть Вас с трона.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1895
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 10:02. Заголовок: Гергокова Лейля пише..


Гергокова Лейля пишет:

 цитата:
Ваше "странное" чуть ли не враждебное поведение по отношению ко мне (совершенно незнакомому Вам человеку) наводит на мысль, что это все РЕВНОСТЬ. Я "нагло" вторглась на форум, где Вы были единственной представительницей слабого пола. Но пусть это Вас не беспокоит, у меня нет цели свергнуть Вас с трона.


О нет! Этого точно нет! Просто, женский пол часто друг к другу бывает предвзят. Девчата, давайте жить дружно!

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1896
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 11:07. Заголовок: Is-tina пишет: То е..


Is-tina пишет:

 цитата:
То есть, Вам не нравится, что вас назвали балкарцами? Вот видите. А вас-то в общей сложности в двух ущельях всего 26 тысяч. Куда же еще делиться (еще) на более мелкие части? Значит, будем называть вас не балкарцами, а безенгийцами. Так? И общей составляющей у вас нет.


Не надо утрировать, Тина! Лейля говорила об этнониме "малкъарлы". Это весьма порой острый вопрос для балкарцев, когда карачаевец любого балкарца начинает называть "малкъарлы". По той простой причине, что не всякий балкарец является "малкъарлы", поскольку себя так называют только самые восточные балкарцы - жители и выходцы ущелья Черека Балкарского. Все остальные категорически не могут быть "малкъарлы". Это всё равно, что иронца назвать дигорцем, а чеченца ингушом. А среди карачаево-балкарцев всё равно, что балкарца назвать карачаевцем, а карачаевца - балкарцем. Другой вопрос - уже принято все группы горцев КБР (и баксанцев, и чегемцев, и холамцев, и безенгийцев, и малкарцев) называть по-русски балкарцами. Но это экзоэтноним и он уже устоялся. Потому против наименования на русском языке себя балкарцами, а свою территорию Балкарией, балкарцы не возражают, естественно. Но экзоэтнонимы на то и экзоэтнонимы, чтобы на них, как говорится, не обижаться. Вон, нохчи именуются чеченцами, гъалгъай - ингушами, ироны и дигороны - осетинами, адыгэ - черкесами и кабардинцами, картвели - грузинами, магъарулаалы - аварцами, а хаи - армянами.

Is-tina пишет:

 цитата:
А теперь к кобанцам.
Если вам не нравится что вас называют «балкарцами», ( то есть из другого ущелья), то почему мне должно нравиться, что вы называете себя кобанцами? А?


Достаточно сказать, что "кобанцами" условно именуют носителей культуры, открытой изначально возле осетинского селения Кобан. Оттого и пошло это наименование. Потому это всё условное название, которое можно распространить и на древнее население нынешних Балкарии и Карачая, поскольку и там и там проживало население этнически гомогенное с населением древнего Кобана.

Is-tina пишет:

 цитата:
Пожалуйста, называйте себя и дигорцами и кобанцами и кем хотите.


Дигорцем себя никто из балкарцев не называет. Разве только те из них, у кого предки родом из Дигории.

Is-tina пишет:

 цитата:
Чтобы глаголить о древности в 4 тысячи лет, нужно «Открыть Трою». То есть, нужны артефакты. Записи и все такое.


Это другой вопрос. С этим я согласен. Для того, чтобы говорить о языке "кобанцев", нужно иметь либо исторические сведения об этом, либо артефакты - письмена.



Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1897
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 11:09. Заголовок: Гергокова Лейля пише..


Гергокова Лейля пишет:

 цитата:
Можете называть нас ( выходцев из Хуламо-Безенгийского ущелья) Холамлы. А всех представителей моего народа ТАУЛУ (это наше самоназвание)


Безенгийцы не согласятся называться "холамлы"! Они скажут непременно, что они - бызынгылыла.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 850
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 11:19. Заголовок: Ладно, выбрось эту п..


Ладно, выбрось эту последнюю муру.опять правку быстренько убрал.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1899
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 11:41. Заголовок: Is-tina пишет: Ладн..


Is-tina пишет:

 цитата:
Ладно, выбрось эту последнюю муру.опять правку быстренько убрал.


Я совершенно не трогаю "настройки" участников форума.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 105
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 15:14. Заголовок: Albert пишет: Безен..


Albert пишет:

 цитата:
Безенгийцы не согласятся называться "холамлы"! Они скажут непременно, что они - бызынгылыла.

Ты прав, Альберт К Холамскому обществу относились,Холам, Тюп Холам, Усхур, Атабийлары, Жаболары, Къара-Суу.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 106
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 23:11. Заголовок: Простое совпадение и..


Простое совпадение или? Ме+теке= МЕТЕКЕ (балк. улитка) Изделия кобанской культуры

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 107
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 23:15. Заголовок: Аякъ (тюрк. 1."ч..


Аякъ (тюрк. 1."чаша для питья" 2. "нога")

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 108
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 23:17. Заголовок: ..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 109
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 23:20. Заголовок: Примерно такие була..


Примерно такие булавы нашли и у нас в селе.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 110
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 23:22. Заголовок: ..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 111
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.13 23:25. Заголовок: ..


Взято отсюда

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.13 16:49. Заголовок: Гергокова Лейля пише..


Гергокова Лейля пишет:

 цитата:
Простое совпадение или? Ме+теке= МЕТЕКЕ (балк. улитка)


Возможно, что не просто совпадение .
Текелемюйюз . Метеке-текемет-теке маталлы .
маталлы - подобный; образный, видный; адам ~ человекообразный; бир ~ единообразный;
матал - форма, вид; шар ~да в форме шара джомакъ ~да как притча, как легенда
мет - балк. этн. украшение ромбовидной формы из серебра или кожи с галуном (обычно на вороте бурки)
А вот это из монгольского словаря

И вот это
http://alanla.forum24.ru/?1-5-0-00000007-000-210-0#064.001.001.002.001.001.002



Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 112
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.13 21:00. Заголовок: Умар пишет: Возможн..


Умар пишет:

 цитата:
Возможно, что не просто совпадение .
Текелемюйюз . Метеке-текемет-теке маталлы .
маталлы - подобный; образный, видный; адам ~ человекообразный; бир ~ единообразный;
матал - форма, вид; шар ~да в форме шара джомакъ ~да как притча, как легенда
мет - балк. этн. украшение ромбовидной формы из серебра или кожи с галуном (обычно на вороте бурки)
А вот это из монгольского словаря

И вот это

Спасибо большое Получается МЕТЕКЕ- "похожий на козла". Носители кобанской культуры" все же не с проста такой сюрприз в виде улитки с козьими рогами нам оставили. И чаши в форме сапога или ноги, сегодняшние наши аякъ. Чем они хуже письменных доказательств? Игра слов КБ (Аланского) языка в найденных археологических материалах налицо.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.04.13 21:21. Заголовок: Гергокова Лейля пише..


Гергокова Лейля пишет:

 цитата:
Чем они хуже письменных доказательств? Игра слов КБ (Аланского) языка в найденных археологических материалах налицо.


Не всё так просто.Не только у нас подобная игра слов.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
moderator




Сообщение: 710
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.13 10:57. Заголовок: А продолжение будет?..


А продолжение будет?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 20
Зарегистрирован: 13.04.13
Откуда: россия, черкесск
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.13 11:30. Заголовок: ходжа


молодец Лейля, смайлики правда я так и не научился ставить, такой анекдот про Василич Ивановича и Петьку. когда Чапаев спросил, сколько будет дважды два, Петька ответил, ну вот нутром чую, только сказать не могу. как я раньше и говорил, мне нет надобности кому то что то доказывать. я вырос в этих горах, я вырас с лошадьми, скотоводство у меня в крови. и потом появляется какой то умник, и начинает мне доказывать что на моем языке нет названия той или иной части упряжи и т д. причем приводит какие то аргументы, давит незнакомой мне терминологией, вообщем в итоге я оказался безлошадным, неимеющим никакого представления о лошадях и коневодстве профаном. в ответ, наверное сама и помнишь, я смог предложить лишь сесть на необъезженных лошадей. хотя мне уже сорок, (къыркъ болдунг, тыркъ болдунг) с этим вопросом ко мне господа осетины больше не пристают. и носпожа Истина, у меня к вам стойкое недоверие. в абхазском форуме про одно, здесь чуть другое. конечно же я не могу формулировать свои мысли как вы, я скотовод а не писатель. вообщем это как дважды два, нутром чую......

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 121
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.13 17:19. Заголовок: Turk пишет: А продо..


Turk пишет:

 цитата:
А продолжение будет?

Конечно! Просто к очередному конкурсу готовилась времени не было.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 122
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.13 17:27. Заголовок: Ходжа пишет: къыркъ..


Ходжа пишет:

 цитата:
къыркъ болдунг, тыркъ болдунг

Не нравится мне эта пословица Наши сорокалетние любому двадцатилетнему фору дадут.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 123
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.13 17:41. Заголовок: Еще один красивейш..


Еще один красивейшим водопад «Тыжынты» (в переводе означает вода, просачивающаяся сквозь гору), туристы называют его «Девичьи слезы» мне это крайне не нравится. Некоторые наши "умники" тоже начали подражать туристам. Не понимаю зачем придумывать что-то новое, когда есть свое родное! Закажу табличку ТЫЖЫНТЫ и установлю там . Мне интересно есть ли это слово в других тюркских языках...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 124
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.13 17:45. Заголовок: Очень вкусная вода. ..


Очень вкусная вода. Каждый раз почему-то начинаю представлять себе, как мои далекие предки, точно так же как я сейчас, утоляли жажду стоя на этом же месте.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2016
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.13 17:45. Заголовок: Гергокова Лейля пише..


Гергокова Лейля пишет:

 цитата:
Не нравится мне эта пословица Наши сорокалетние любому двадцатилетнему фору дадут.


Мне тоже не нравится!

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 125
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.13 17:53. Заголовок: Albert пишет: Мне т..


Albert пишет:

 цитата:
Мне тоже не нравится!

Спасибо! Хоть ты меня понимаешь

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 2018
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.13 17:56. Заголовок: Гергокова Лейля пише..


Гергокова Лейля пишет:

 цитата:
Спасибо. Хоть ты меня понимаешь


Конечно, понимаю, мне ведь как раз сорок лет!

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 126
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.13 18:03. Заголовок: Albert пишет: Конеч..


Albert пишет:

 цитата:
Конечно, понимаю, мне ведь как раз сорок лет!

А я подумала: мне ведь тоже когда-нибудь будет сорок и "тыркъ болдунг" не вписывается в мои планы

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 127
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.13 18:05. Заголовок: Альбер, в Карачае сл..


Альберт, в Къарачае слово "тыжын" употребляется?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 128
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.13 18:22. Заголовок: Кстати, еще о воде. ..


Кстати, еще о воде. Я слышала, что у подножия Акъ Къая был источник "князя Шакманова". Князь был убежден, что вода источника исцеляет от многих болезней. (Кто знает, может это и на самом деле так, ведь балкарцы раньше жили до 110-120 лет и отличались крепким здоровьем). Князь не разрешал простым смертным пить из него. Вот бы найти этот источник! Обычно балкарцы любили своих князей, но Шакманов был исключением. Вспомним народную песню «Темирболат», в которой говорится о том, что молодой юноша, Махиев Темирболат, заманил к подножию Ак Кая поохотиться на туров князя Шакманова и столкнул его с горы. Жителей села смерть князя не огорчила, поскольку он отличался своей жестокостью и жадностью. Он также пользовался правом первой брачной ночи, поэтому юноши не хотели жениться, а девушки - выходить замуж.
Шакъманлары Холам элде жашайдыла,
Жарлы халкъны къой этинлей ашайла,
Келинлени ал кечеде марайла…
Буквальный перевод текста песни: « Шакмановы живут в Холаме, простой народ «поедают», как мясо барана, невест в первую брачную ночь поджидают».
Акъ Къаябыз- жугъутурлу, текели, къаяда
Къалды Омар бийни мыллыгы анда.
«Акъ Къая – гора, на которой много оленей и туров. Тело князя Омара осталось там».


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 394
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.13 18:52. Заголовок: Гергокова Лейля пише..


Гергокова Лейля пишет:

 цитата:
Махиев Темирболат, заманил к подножию Ак Кая поохотиться на туров князя Шакманова и столкнул его с горы


Темирболатладан? къарачайлы?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 269 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 32
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет