Отправлено: 08.04.13 15:52. Заголовок: Исскуственное орошение у карачаево-балкарцев
КБ-цы были одним из тех народов, которые занимались исскуственным орошением своих полей. Верхняя дата определяется довольно сложно: очевидно это наследие предков КБ-цев, нижняя, это период, вплоть до коллективизации в Карачае и Балкарии. Позже предоставлю эти материалы.
Сообщение из Нальчика, помещенное в №14 «Каспия» и перепечатанное из «Терских ведомостей», грешит неточностями.
Прежде всего, там нет Чеченского общества, а есть Чегемское; также нет реки Терек, а есть река Черек, в верховьях которой и расположено Хуламское общество, а не Чеченское.
Сел. Хулам находится в Хуламском обществе. Чегемское общество расположено за хребтом на север от Хуламского общества в верховьях реки Чегем.
Сделавшему такое важное открытие, как одноверстный водопровод, следовало бы прежде всего хорошенько расспросить о местах, где он находился, а потом уже сообщать в газеты. Что касается того, что водопровод этот подавал воду по закону сифона, то таких водопроводов на Кавказе очень много.
Напечатано под псевдонимом «Горец» в газете «Каспий», 1902 год, № 20. Поводом для выступления в печати М. Абаеву послужило напечатанное в той же газете за № 14 следующее сообщение:
«Нальчик. В чеченском обществе, Нальчикского округа, Терской области, в безлесных горах в верховьях реки Терека, на утесе гребня, вдающегося в ущелье, стоят две полуразвалившиеся четырехугольные башни. У подножия их – аул Хулам. Башни эти имеют характерный вид сторожевых башен. И вот, оказывается, здесь к этим башням устроен подземный водопровод гончарными трубами. Помимо исторической давности, этот водопровод интересен еще тем, что он подавал воду по закону сифона, т. е. оконечность водопровода у башен выше его середины, проложенной через балку. Устроен водопровод обычною смычкою труб, заложен на глубине 1-2 аршин. Нашли его, по словам «Т. В.», горцы случайно при постройке саклей. Водопровод около версты протяжением. Началом его и теперь пользуются жители».[/i]
Отправлено: 08.04.13 16:33. Заголовок: Из книги археолога В..
Из книги археолога В. Батчаева:
"Общественные мероприятия по благоустройству сел нельзя назвать явлением очень уж распространенным, но все же они оставили достаточно заметные следы. По мере возможности улочки выравнивали, трамбовали, обкладывали булыжником, срезы горных склонов вдоль дорог и тропинок в черте села предохраняли от оползней и обвалов стенами циклопической кладки. Искусственное террасирование склонов, о котором принято упоминать лишь в связи с вопросами горного земледелия, нередко применялось и на территории поселений, хотя получавшиеся при этом площадки были и не особенно велики. Следы террасирования совершенно отчетливо прослеживаются, например, в некоторых частях поселения Кюннюм, а в селе Шики срез террасы был укреплен мощной каменной стеной, сужавшейся кверху не плавно, а уступами. Иногда террасирование применялось и на территории сельских кладбищ. В случаях, когда поблизости не было пригодной для питья воды, к селу проводили водопровод и примитивные подобия акведуков. Один из таких водопроводов был исследован нами в 1977 г. в с. Верхний Холам.[68]"
Наконец, следует упомянуть и о такой категории древностей, как водопроводы. Согласно письменным источникам и устной традиции они имелись почти в каждом из балкарских «обществ», [106] но посредством археологических раскопок они выявлены пока в двух пунктах - на городище Лыгыт и в старом (ныне необитаемом) селе Верхний Холам. Холамский водопровод, часть которого была исследована мной в 1977 г., [107] состоял из узких керамических труб различной длины (от 35-36 до 55-60 см.), соединенных впритык и проложенных на глубине 45-50 см. Обстоятельное описание этого памятника имеется в одной из публикаций И.М.Чеченова, [108] здесь необходимо добавить лишь, что предлагаемая им дата водопровода (XVII-XVIII вв.) представляется небезупречной. В частности, вызывает сомнение лишь верхняя дата, которую автор склонен доводить даже до XIX столетия: «если не в XIX веке». [109] Непонятно, каким образом сельчане могли забыть о водопроводе уже к 1902 году, если бы он был сооружен в XVIII-м, или, тем более, в XIX веке. Ведь на каком-то своем отрезке водопровод продолжал функционировать и в начале XX века, а другая часть была обнаружена в 1902 году совершенно «случайно при постройке саклей» [110]. И это, судя по всему, явилось неожиданностью для самих холамцев, иначе вряд ли автор анонимной заметки счел бы нужным сообщать об «исторической давности» водопровода через газету «Каспий». Вероятнее всего строительство Холамского водопровода было начато никак не позже XVI-XVII веков. В последующие столетия он постепенно приходит в негодность, и в 20-е годы XX в. жители Холама ходатайствовали о строительстве в селе нового водопровода. [111]
У подножия их – аул Хулам. Башни эти имеют характерный вид сторожевых башен. И вот, оказывается, здесь к этим башням устроен подземный водопровод гончарными трубами.
Водопровод был подведен не только к башням, но и в сам аул. Жители пользовались им. Башни расположены не в самом Холаме, а на гребне горы.
Нашли его, по словам «Т. В.», горцы случайно при постройке саклей.
Жители Холама, на сколько мне известно, случайно обнаружили именно ту часть водопровода, которая была проложена к башням. Водоснабжение всех Балкарских крепостей держалось в секрете. По понятным причинам. Старики поговаривают, что из крепости Тотур (в хуламском обществе) до реки Черек был прорублен подземный ход. Но нет ни подтверждений, ни опровержений этому, ибо были только проведены поверхностные исследования, как говорится на скорую руку.
огъары учкуланГергокова Лейля Очень интересные вещи пишети!) Интересно в других ущельях, кроме Холама были водопроводы? Гергокова Лейля может тот пост с картинкам труб сюды перенесете ?
"Общественные мероприятия по благоустройству сел нельзя назвать явлением очень уж распространенным, но все же они оставили достаточно заметные следы. По мере возможности улочки выравнивали, трамбовали, обкладывали булыжником, срезы горных склонов вдоль дорог и тропинок в черте села предохраняли от оползней и обвалов стенами циклопической кладки.
Это старинная высокогорная дорога, построенная жителями Холамского общества. По ней свободно передвигалась арба. Арба жол дейбиз анга. Двигаясь, по дороги, то и дело видны подпорные стены (местами они достигают до 3-х метров), которые просматриваются только с наружной стороны. С внутренней стороны стены вровень засыпаны землей. Здесь они не несли укрепительный характер, а были воздвигнуты для расширения полотна дороги. Построены подпорные стены с небольшим наклоном назад (около 5 - 10 градусов). Внутренние полости их между стеной и склоном горы заполнены мелкими обломками камней и землей. Ходить или ездить по такой дороге, буквально врезанной в крутой склон, один край которой проходит по каменной подпорной стенке, было удобно. В некоторых местах стена сооружена практически на отвесной скале, на высоте более двухсот метров. Немыслимо как без специального альпинистского снаряжения балкарцы возвели это архитектурное сооружение?
Отправлено: 09.04.13 19:30. Заголовок: Если Альберт и други..
Если Альберт и другие участники форума не против, я хочу открыть тему "Путеводитель по Хуламо-Безенгийскому ущелью" и скинуть туда все материалы, которые накопила за 3 года.
Отправлено: 09.04.13 19:43. Заголовок: Гергокова Лейля я ду..
Гергокова Лейля я думаю против такого материала точно никто никогда против не будет!!
Если у вас много материала, не пробовали ли Вы напечатать научную статью и опубликоваться или оформить все в виде научного доклада под руководством какого-нибудь КБ историка? Я не знаю, что лучше в этом плане, чтобы сюда сразу все запостили (мое любопытство говорит, о том, чтобы сразу постили :) ) или прежде напечатались, но что для Вас или для истории КБ лучше не знаю.
Мое мнение создавайте тему и с удовольствием почитаю и ждите вопросы Аллах айтса, но на всякий случай высказался по поводу оформления в статьи...
И еще есть ли информация по примерным хотя-бы датировкам по этим находкам, когда было построенно, кем (приказы, народная память) или что говорят археологи, если они вообще об этом говорили и видели эти материалы, ведь это не маловажно.
Отправлено: 09.04.13 19:45. Заголовок: Гергокова Лейля и е..
Гергокова Лейля и еще у вас только по Хуламо-Безенгийскому ущелью материал? Есть ли по другим? И кстати, что на счет ущелья в верховьях малки или те могильники, что вы писали?
Отправлено: 09.04.13 20:05. Заголовок: Turk пишет: Если у ..
Turk пишет:
цитата:
Если у вас много материала, не пробовали ли Вы напечатать научную статью и опубликоваться или оформить все в виде научного доклада под руководством какого-нибудь КБ историка? Я не знаю, что лучше в этом плане, чтобы сюда сразу все запостили (мое любопытство говорит, о том, чтобы сразу постили :) ) или прежде напечатались, но что для Вас или для истории КБ лучше не знаю.
Я - филол + журналист по образованию. История и краеведение мое увлечение. Как говорится до научной статьи я не доросла пока, нигде не печаталась. Но у меня есть работы, которые были представлены 3 года подряд на Всероссийском конкурсе "Моя малая Родина: природа, культура, этнос" в итоге два первых места и одно второе. Единственная моя цель подтолкнуть деятелей науки на изучение богатой истории и культуры моего народа.
Отправлено: 09.04.13 20:07. Заголовок: Turk пишет: и еще у..
Turk пишет:
цитата:
и еще у вас только по Хуламо-Безенгийскому ущелью материал? Есть ли по другим? И кстати, что на счет ущелья в верховьях малки или те могильники, что вы писали?
Есть еще материал по Черекскому ущелью. А могильники находятся именно в Хуламском ущелье.
Если Альберт и другие участники форума не против, я хочу открыть тему "Путеводитель по Хуламо-Безенгийскому ущелью" и скинуть туда все материалы, которые накопила за 3 года.
Не могу сказать. Недавно был в Учкулане. Решил посмотреть заброшенное тийре Байчоровых. Какой большой объем каменных работ (построек)! Видимо строили нижние этажи из камня, а верхние из срубов. Во время депортации срубы, наверное, использовали как дрова. Там же есть источник. Вытекает из небольшого сооружения. Сооружение из хорошо обработанного песчанника. Я не додумался посмотреть, вода из под сооружения или по водопроводу под сооружение.
Недавно был в Учкулане. Решил посмотреть заброшенное тийре Байчоровых. Какой большой объем каменных работ (построек)! Видимо строили нижние этажи из камня, а верхние из срубов. Во время депортации срубы, наверное, использовали как дрова.
Больше всего срубов сохранилось в Дуyте. По понятным причинам.
Отправлено: 20.04.13 17:25. Заголовок: Albert пишет: Этот ..
Albert пишет:
цитата:
Этот канал в Нижнем Учкулане (устье р. Хурзук) не древний, а построенный при советской власти
На склоне напротив (очертания видны ниже красной стрелки ) через скальный участок проходит ещё один оросительный канал к кварталу Салпагаровых. Местность называется Ныхыт.
По преданию, практичные горцы прибегли к довольно-таки хитроумному способу решения проблемы. От выбранной начальной точки, соединяющей канал и реку Казикумухское Койсу (авар. яз. рахъил бетIер – «голова» канала) в нужном направлении был направлен осел. Вопреки закрепившейся за ним репутации глупого животного, он повел себя наоборот очень умно и полностью справился с поставленной задачей. Дело в том, что вьючное животное всегда выбирает удобный для себя путь и по возможности не пойдет в гору, а только наоборот. Поток же воды направленный по спуску, несомненно, быстрее достигнет нужного места. Таким образом, осел оказался лучшим ирригатором, канал проложенный по намеченной им прямой до сих пор служит гергебильцам.
Отправлено: 20.04.13 21:22. Заголовок: Умар пишет: На скло..
Умар пишет:
цитата:
На склоне напротив (очертания видны ниже красной стрелки ) через скальный участок проходит ещё один оросительный канал к кварталу Салпагаровых. Местность называется Ныхыт.
Если будет возможность поехать опять в эти аулы в этом году, хочу обойти несколько оросительных каналов, в том числе и указанный тобою.
Отправлено: 20.04.13 21:24. Заголовок: Adam пишет: По пред..
Adam пишет:
цитата:
По преданию, практичные горцы прибегли к довольно-таки хитроумному способу решения проблемы. От выбранной начальной точки, соединяющей канал и реку Казикумухское Койсу (авар. яз. рахъил бетIер – «голова» канала) в нужном направлении был направлен осел. Вопреки закрепившейся за ним репутации глупого животного, он повел себя наоборот очень умно и полностью справился с поставленной задачей. Дело в том, что вьючное животное всегда выбирает удобный для себя путь и по возможности не пойдет в гору, а только наоборот. Поток же воды направленный по спуску, несомненно, быстрее достигнет нужного места. Таким образом, осел оказался лучшим ирригатором, канал проложенный по намеченной им прямой до сих пор служит гергебильцам.
Оросительные каналы на территории Западного и Центрального Кавказа были характерны только для карачаевцев и балкарцев. Восточный Кавказ (Дагестан и Восточная Чечня) тоже имел оросительные каналы.
Отправлено: 20.04.13 21:39. Заголовок: Albert пишет: Ороси..
Albert пишет:
цитата:
Оросительные каналы на территории Западного и Центрального Кавказа были характерны только для карачаевцев и балкарцев. Восточный Кавказ (Дагестан и Восточная Чечня) тоже имел оросительные каналы.
Да, получается так. Причем, в наших горных селах по сей день они интенсивно используются каждый сезон. Например, в Верхней Теберде илипин подведен к каждому двору, огороду.
Отправлено: 20.04.13 22:03. Заголовок: Б.А. Калоев подтверж..
Б.А. Калоев подтверждая, что оросительные каналы на территории Центрального Кавказа были характерны для алан, недоумевал оттого, что у осетин не сохранилось никаких следов искусственного орошения, но они были и активно использовались карачаевцами и балкарцами.
Отправлено: 20.04.13 22:03. Заголовок: Adam пишет: Да, пол..
Adam пишет:
цитата:
Да, получается так. Причем, в наших горных селах по сей день они интенсивно используются каждый сезон. Например, в Верхней Теберде илипин подведен к каждому двору, огороду.
Природные условия вынуждали приспосабливаться. У нас тоже подводили оросительные каналы к каждому двору, даже сам помню маленьким в селе, где жили дед по стороне отца (это была в прошлом пески и змеи область Сабирабаде, Адыгюнь), там к каждому дому был проводен оросительный канал, его поправляли укрепляли, село джамаатом выбирало ответственного, кто следил за каналами и водой. Каналы даже были подведены к каменым колодцам, вода в них называла Таш Су, она остаивала, просоченная через камень пили ее. Вода была критический момент там, так как реально область до создания там села нашими выходцами была пустыня и камни, а превратили его в зелень и сады. На фото, которые привел Альберт, прям точь в точь как те каналы, про которые я щас пишу, и местами были укрепленны бетоном или камнями и так по всем селу вдоль дорог с обеих сторон, до сих пор без них не обходяться.
Отправлено: 20.04.13 22:07. Заголовок: Albert пишет: Б.А. ..
Albert пишет:
цитата:
Б.А. Калоев подтверждая, что оросительные каналы на территории Центрального Кавказа были характерны для алан, недоумевал оттого, что у осетин не сохранилось никаких следов искусственного орошения, но они были и активно использовались карачаевцами и балкарцами.
Отправлено: 20.04.13 22:14. Заголовок: Adam пишет: А есть ..
Adam пишет:
цитата:
А есть ли у тебя сведения о карачаево-балкарских селах в Турции? Где-то слышал, что в одной местности первоначально даже строили срубы.
Это можно поспрашивать в диаспоре), если напишешь свой вопрос на родном языке, я переведу на латиницу и скину тем, кто разбирается, думаю что-то нам расскажут.
Особенность оросительных каналов Карачая и Балкарии была в их горном характере. Обычно канал начинался заметно выше населенного пункта, там, где уровень реки был выше, затем по склону горы над населенным пунктом рыли главный канал, чтобы вода реки самотёком могла идти до конца села. От главного канала к каждому родовому тийре отходила ветка, которая могла делиться также уже между землями отдельных семей. Поскольку карачаевские села Большого Карачая были очень многочисленными и разбросанными по разным склонам гор, порой требовалось несколько больших каналов. Длина каждого из этих каналов составляла порой несколько километров.
Отправлено: 21.04.13 00:11. Заголовок: Adam Cauap: Toprakb..
Adam Cauapla: Toprakbaş üyle salgandıla, bugün de bolur ol üyleden.. Koylanı cıygan agılları da bir canın tauga berip alay etkendile.. taudan kele tebreseng, agılnı üsüne çıgıp kalasa.. tabiatla uyumlu.. Celni tıyarça, almazça.. Yazılıkaya elni videosunda 4:50 dk.dan sora siz aytgan üyleni körgüzedi:
Распечатанный мною материал из работы осетинского исследователя д.и.н. Бориса Александровича Калоева "Земледелие народов Северного Кавказа", выпущенной издательством «Наука», М.: 1981:
Стр. 34. Упадок земледелия в горных районах Кавказа происходил не одновременно и не в одинаковой степени. Следы террасных полей, например, в высокогорных районах Чечни и особенно в верховьях Аргуна, свидетельствуют о том, что здесь эта форма земледелия прекратила свое существование не ранее конца 19 в. У осетин террасные поля начали исчезать в 80 – 90 годы. Несколько позже начался упадок земледелия у балкарцев и карачаевцев, основная масса которых оставалась жить в горах. Покупая хлеб на равнине, они также по существу перестали заниматься земледелием. Вот что сообщая учитель И. Хубиев из Большого Карачая про жителей своего родного аула Карт-Джурт: «Обширная хлебородная земля (сабаны) пространством более 500 десятин, принадлежащая жителям Карт-Джурта Хубиевым, Салпагаровым, Узденовым, Батчаевым и Джанказовым, составляющая 2/3 части всего аула, превращается из года в год в бесплодную пустыню, которая никем не обрабатывается, а служит пастбищем… Эта земля как прежде, так и теперь считается самой хлебородной и ценной во всем ауле и могла бы дать прекрасный урожай, если бы вдоволь орошалась водой, как орошаются другие поля Карачая».
Стр. 60. Плодосменная система применялась и во всех балкарских ущельях, где пахотные поля также обильно удобрялись и орошались и где возделывались те же хлебные злаки (ячмень, пшеница, овес) и картофель, что и в горной зоне Карачая…
Некоторое отличие плодосменная система имела в горной Осетии, что объясняется не только более суровыми климатическими условиями, но отсутствием здесь орошения полей. В Осетии пахотные участки, располагавшиеся на теневой стороне (и нередко именовавшиеся в литературе «окраинными землями»), никогда не удобряли и не орошали. Их засевали исключительно одной, весьма малоурожайной здесь культурой – овсом.
Стр. 62. Одним из древнейших видов занятий населения нагорного Кавказа является террасное земледелие. Горное земледелие региона имело два вида террасных полей: естественные и искусственные, причем последние были более распространены в высокогорной зоне, где удобных земель было очень мало. Искусственные поля были разбросаны отдельными клочками часто на отдаленных от населенных пунктов местах. Землю на такие поля доставляли вьюками, на санях или на специальных арбах. Участки обносили кладкой из камня. Строительство искусствен- (стр. 63) ных террас требовало огромного труда и времени. Поэтому упадок горного земледелия, вызванный, как говорилось, развитием земледелия на равнине и массовым переселением горцев, начался именно с террасных земель. Горец, получив возможность покупать хлеб на равнине, перестал заниматься террасным земледелием. Уже для конца 19 в. мы можем говорить о почти полном исчезновении искусственных террасных полей на территории изучаемого региона. Отметим также, что, судя по имеющимся у нас данным, эта система земледелия здесь, по сравнению с Дагестаном, не достигла большого развития. Что касается естественных террас, то они имели наибольшее распространение во всех горных зонах; почти все горное земледелие возделывалось на естественных террасах; в предгорьях на них разводили огороды и сады. Естественные террасы, находившиеся компактно вблизи сел, систематически удобряли и орошали, если это требовалось. В данном разделе мы остановимся на характеристике только искусственных террасных полей. О широком распространении этой системы земледелия в прошлом по всей нагорной полосе региона свидетельствуют сохранившиеся здесь повсюду многочисленные следы террасных полей, каменных оград, земляных насыпей, каналов, служивших для орошения полей и т.д. В Чечено-Ингушетии, Балкарии, Карачае эти памятники земледельческой культуры встречаются чаще, в Северной Осетии – реже, что, по-видимому, свидетельствует о более раннем исчезновении у осетин этой формы земледелия.
Стр. 64. В системе земледелия горцев Северного Кавказа важную роль играли удобрение и орошение полей для получения устойчивых урожаев, особенно в горах. Однако, рассматривая искусственное орошение в горах региона, следует отметить, что оно применялось только у балкарцев и карачаевцев, а также в ряде мест Восточной Чечни. Балкарцы и карачаевцы имели давние традиции орошения, уходящие, возможно, в аланскую эпоху. Как показывает полевой этнографический материал, на территории Балкарии и Карачая сохранились многочисленные следы средневековых оросительных систем и даже действующие каналы, которые местные жители приписывают прежним обитателям этих мест – аланам. По словам прекрасного знатока быта карачаевцев 80-летнего Таулана Касаева из сел. Хурзук, предки его, переселившись из соседнего Баксанского ущелья, нашли на новом месте поселения несколько таких каналов, орошающих до сих пор земли этого селения. Вообще время постройки многих оросительных каналов у балкарцев и карачаевцев не сохранилось в памяти народа. Наличие средневековых аланских оросительных оросительных систем на территории указанных народов отмечалось дореволюционными авторами. Так, в 1892 г. В.Я. Тепцов писал, что аланы, занимаясь земледелием на современной их исторической территории, «проводили оросительные каналы с большим искусством. Остатки таких каналов особенно хорошо сохранились в предгорьях около хут. Атажукова. В предгорьях же нам указали на пашни, которые орошались каналами, проведенными на довольно значительной высоте» (48). Во всяком случае, предки современных балкарцев и карачаевцев обладали большим искусством в строительстве оросительных систем, что неоднократно отмечалось исследователями. «Горцы, - писал современник о карачаевцах, - опытные инженеры, и сооружение ими оросительных каналов производится по практическим соображениям. Воду они направляют на какую угодно (стр. 65) высоту…» (49). То же самое отмечал Н.П. Тульчинский о балкарцах: «… в горах большая часть пахотных и покосных участков подвергаются ирригации, без чего немыслима посевная растительность и хорошие питательные травы. Ввиду этого по ущельям горских обществ устроена целая сеть ирригационных каналов, искусно проведенных по очень гористым местам» (50). В неопубликованных полевых записках М.М. Ковалевского о Балкарии, произведенных им в 80-х годах 19 в. во время его путешествия по этой стране, даются важные сведения о поливе полей, в частности в Чегемском обществе, указывается на древность этой системы в Балкарии. Ковалевским зафиксировано несколько канав для провода воды, строительство которых, по народным преданиям, восходит к средневековой аланской эпохе. «Есть предание, - пишет М.М. Ковалевский, - что в башне, в которой спасалась одна княжна от Темура, вода проведена была через турий рог и рога воловьи» (51). По свидетельству наших информаторов, полив пахотных и сенокосных участков производили повсюду, используя для этой цели близлежащие водные источники. Только орошение полей могло обеспечить крестьянину получение гарантированного урожая. Поливные пахотные участки обычно располагались у поселений или недалеко от них. Большое внимание уделялось поддержанию в исправности оросительной системы и особенно главного оросительного канала (балк. баш илипин, уллу илипин) протяженностью 3 – 6 км. Во всех балкарских ущельях можно встретить несколько таких каналов. То же самое мы находим и в Карачае. В сел. Учкулан девять главных каналов; из них один был построен в 60-х годах 19 в., он протянулся до сел. Карт-Джурт; о времени постройки других каналов ничего не известно. Главный канал нередко представлял собой сложное инженерное сооружение с опорными каменными стенами, с подачей воды через туннели и по деревянным трубам. Для отвода из реки воды в канал использовалась большая крестовина из брусьев, которая ставилась ранней весной и снималась с наступлением зимы. От главного канала посредством распределителя вода отводилась в средние каналы (орта илипин), а от них – в более мелкие каналы (гитче илипин), которые непосредственно орошали участки. Таким образом, почти вся территория балкарцев и карачаевцев была покрыта широкой сетью оросительных каналов. Строительство и постоянный уход за этими каналами, часто подвергавшимися разрушению, особенно в период весенне-летнего таяния снегов и ливней, требовали от горцев огромного труда и времени. Ремонт и очистка каналов от камней и других наносов начинались еще ранней весной, накануне сельскохозяйственных работ. Особое внимание обращалось на главные оросительные каналы, разделявшиеся обычно на отдельные участки по числу сел или кварталов; жители каждого отвечали за эту работу на своем участке. За исправностью главных каналов следил выборный представитель «илипинчи» (балк. букв. «канавный работник»), которому выплачивались натурой или деньгами. «Орошение полей, - писал Н.А. Караулов о балкарцах, - поставлено хорошо, и каждый хозяин внимательно следит за своим полем, вовремя пуская и отводя воду» (52). То же самое пишет о карачаевцах Г. Петров, наблюдавший в 80-х годах 19 в. за жизнью этого народа: «Для поливки посевов пользуются ручьями, стекающими с возвышенности, с помощью канав воды направ- (стр. 66) ляются на участки. При этом наблюдается очередь: после орошения участков, лежащих по главному направлению ручья, вода пропускается в стороны с разветвлениями всюду, куда только может быть пропущена» (53). В упомянутых записках М.М. Ковалевского, касающихся в основном сел. Верхний Чегем, говорится, что вода для полива проводилась из речки Делы через земли владельца мельницы; в качестве вознаграждения последнему односельчане давали от каждого двора по чашке ячменя. «Обычай этот, - пишет М.М. Ковалевский, - теперь оставлен, так как воды много, но такого строгого распределения воды, как в Хуламе или Урусбиеве, не имеется. В Хуламе одной канавой пользуются семей двадцать, каждая семья в году один раз в течение двух суток. Если одна из семей, имеющих право на канаву, пахотной земли не имеет, то она за вознаграждение отчуждает ее нуждающимся (за сено или солому и т.д.)» (54). Распределение воды осуществлялось специальными выборными лицами «суучула» (водники). Вода делилась подворно, строго соблюдалась очередность. Однако в местах, обильных водой, особенно в Балкарии, пользовались водой без учета. Наиболее строгое распределение воды было у карачаевцев, для которых она стала даже предметом купли и продажи: «Вода делится, - пишет Н.П. Тульчинский, - на равные паи, не по числу орошаемых участков и не по их размерам, а по числу домохозяев, считавшихся собственниками главных водных артерий, и каждый таковой двор получает по очереди на одни сутки свой пай, не входя в рассмотрение, нужна ли ему вода или нет. Такой своеобразный обычай вызвал другой – торговлю водой: не имеющие совсем пахотных и луговых участков продают свои паи другим, ощущающим большой недостаток в воде, а равно продают свою воду или часть ее те, которые по размерам своих участков или по местонахождению их не нуждаются в полном пае» (55). Существование такого порядка пользования водой вызвано, несомненно, высоким развитием в горах Карачая поливного земледелия. В 80-х годах, по данным Н.С. Иваненкова, для полива поля с утра одного дня до утра другого платили 40 коп., а за использование 1/6 части воды – 20 коп. (56); уступка очереди дневного полива оценивалась в 50 коп.; немного дешевле стоил полив, проводившийся ночью. При пользовании водой для полива карачаевцы выработали и некоторые другие правила: как и когда на верхних участках расходовать воду, чтобы не лишать водой нижние участки. «Такого рода пользование водой для орошения, - отмечает В.М. Сысоев в начале 20 в., - очень распространенное явление в Закавказье, но на Северном Кавказе в Кубанской области оно встречается только в Карачае» (57). Наряду с балкарцами и карачаевцами искусственное орошение применялось также в ряде мест Восточной Чечни и особенно в Чеберлое, о чем свидетельствуют сохранившиеся здесь следы оросительных систем (каналов, водопроводных труб, дамб и т.д.). В других районах нагорного Северного Кавказа, где обычно выпадает большое количество осадков, искусственное орошение отсутствовало. Здесь поля и покосы поливали из ближайших речек и родников в случае крайней необходимости. Орошение не практиковалось и на равнине изучаемого региона. Исключение составляла Чечня, а также примоздокские и кизлярские степи, населенные русскими казаками и кавказскими народами. На равнине Чечни, через которую протекают несколько рек и множество ручьев, (стр. 68) полив начали практиковать еще в 18 в., в связи с развитием земледелия и повсеместным возделыванием кукурузы. … Наиболее ранними оросительными каналами в Чечне можно считать Ханькальский и Шавдонский каналы, построенные в начале 19 в., после основания крепости Грозный.
Примечания: 48. Тепцов В.Я. По истокам Кубани и Терека, с. 147. 49. Тюркское племя. – КС, 1910, т. 4, с. 292. 50. Тульчинский Н.П. Пять обществ…, с. 182. 51. ААН, ф. 103, оп. 1, ед. хр. 329, л. 20 – 25. 52. Караулов Н.А. Балкары на Кавказе, с. 144. 53. Петров Г. Верховья Кубани, с. 138. 54. ААН, ф. 103, оп. 1, ед. хр. 329, л. 20 – 25. 55. Тульчинский Н.П. Пять обществ…, с. 182. 56. Иваненков Н.С. Карачаевцы, с. 66. 57. Сысоев В.М. Карачай, с. 90. 58. Берже А.М. Чечня и чеченцы, с. 21.
Отправлено: 27.04.13 16:54. Заголовок: Albert пишет: Однак..
Albert пишет:
цитата:
Однако, рассматривая искусственное орошение в горах региона, следует отметить, что оно применялось только у балкарцев и карачаевцев, а также в ряде мест Восточной Чечни. Балкарцы и карачаевцы имели давние традиции орошения, уходящие, возможно, в аланскую эпоху. Как показывает полевой этнографический материал, на территории Балкарии и Карачая сохранились многочисленные следы средневековых оросительных систем и даже действующие каналы, которые местные жители приписывают прежним обитателям этих мест – аланам.
Как известно, аланы были забывчивым народом. Они понастроили оросительных систем, оставив их, как наследство карачаевцам, а сами ушли в Куртатинское ущелье, забыв напрочь об оросительных каналах.
Отправлено: 27.04.13 17:34. Заголовок: , которые местные ж..
цитата:
Как показывает полевой этнографический материал, на территории Балкарии и Карачая сохранились многочисленные следы средневековых оросительных систем и даже действующие каналы, которые местные жители приписывают прежним обитателям этих мест – аланам.
Как известно, аланы были забывчивым народом. Они понастроили оросительных систем, оставив их, как наследство карачаевцам, а сами ушли в Куртатинское ущелье, забыв напрочь об оросительных каналах
Но, например, я, ежегодно обновляя оросительные каналы, копая их снова и очищая, честно, в соответствии с мудрейшим и честнейшим высказыванием Калоева, приписываю их "прежним обитателям этих мест - аланам". Также делают все наши односельчане и вообще все балкарцы. У нас тем, кто не приписывает их прежним обитателям - аланам, тому воду вообще не дают.
Отправлено: 27.04.13 18:01. Заголовок: Тахир пишет: Хотя о..
Тахир пишет:
цитата:
Хотя они и самые забывчивые в мире, но, например, я, ежегодно обновляя оросительные каналы, копая их снова и очищая, честно, в соответствии с мудрейшими и честнейшими словами Калоева, приписываю их прежним обитателям этих мест - аланам. Также делают и все наши односельчане, и все балкарцы. У нас тут вообще, кто не будет приписывать их прежним жителям - аланам, тому воду вообще не дают.
Надеюсь, что Вы также благодарите алан за возможность пользоваться их этнонимом (который они-то сами позабыли) при обращении к соплеменникам.
Надеюсь, что Вы также благодарите алан за возможность пользоваться их этнонимом (который они-то сами позабыли) при обращении к соплеменникам.
Несомненно. А то, как бы мы обращались друг к другу? Другие обращения, кроме оставшегося от алан, в некоторых ситуациях неуместными оказываются, а этот - самый универсальный. Не говоря о многом, спасибо прежним обитателям этих мест - аланам и за лучший скот, и за прекрасные навыки скотоводства! А то, чтобы мы тут в горах делали?!
Отправлено: 27.04.13 18:19. Заголовок: За благородство лучш..
За благородство лучших представителей, способность к быстрой ассимиляции и абсорбции кыпчакских языков, рыжие волосы, осетинскую топонимику в Учкулане, спасибо им. Кто же нас поблагодарит за сохту и джёрме?!
За сохту, джёрме, кефир, айран и др., тоже скажем спасибо прежним обитателям этих мест - аланам, которые были превосходными скотоводами! И за горную породу лошадей, за пастушьих и сторожевых собак, также снова скажем, спасибо, прежним обитателям этих мест - аланам!
Отправлено: 27.04.13 20:58. Заголовок: Тахир пишет: Но, на..
Тахир пишет:
цитата:
Но, например, я, ежегодно обновляя оросительные каналы, копая их снова и очищая.
В детстве не любил, когда доходила очередь 'суу салыргъа'. Жаль, что в то время не было айфонов и интернета. Стоять часами в огороде и кричать 'Джетди!' было бы не так скучно.
http://issuu.com/eventusgl/docs/tom_1 Начиная с предпоследнего абзаца на странице 16 очень интересные сведения о древнем балкарском водопроводе. Скопировать сам текст, к сожалению, у меня не получается.
"ВОДОПРОВОД" в Элтюбю "По склону ущелья, параллельно левому притоку реки Чегем, над усадьбой Ахмана Кулиева проложен "водопровод" из деревянных плах с выдолбленным в них желобом, по которому питьевая вода подастся с верховьев речки Джилги-Су в селение. Желоб опирается на выступы скалы и сложенные из камня опоры разной высоты, устроенные так, чтобы на всем протяжении соблюдался один и тот же уклон, обеспечивающий равномерность потока. Таким образом, устройство этого водопровода фактически соответствует принципу, на котором было основано возведение римского акведука, при всей несоразмеримости во времени и масштабах этих сооружений".
66. "Водопровод" в Элтюбю. Натурная зарисовка. Бернштейн "Архитектура балкарского народного жилища"
Отправлено: 09.01.14 20:47. Заголовок: вася а что? исскуств..
вася а что это такое? исскуственное орошение, кажется еще было в Сванетии. Првда источников о нем говорят лишь вскользь. М.б. оно было другим и менее распространенным
Отправлено: 15.07.14 22:40. Заголовок: Некоторые карачаево-..
Некоторые карачаево-балкарские термины, связанные с ирригацией:
• Суу салыу - орошение, ирригация. • Илипин - оросительный канал. • Баш (ара, уллу) илипин - главная водная артерия, снабжающая несколько кварталов («тийре»). • Илипин ариулау - проводимые обществом ежегодные весенние очистительные работы по подготовке оросительного канала к эксплуатационному сезону. • Илипинчи - лицо, ответственное за состояние канала, специально нанимаемое и оплачиваемое обществом. • Суучу - лицо, ответственное за соблюдение очередности полива.
Отправлено: 19.07.14 20:45. Заголовок: ИЛИПИН Большой науч..
ИЛИПИН
Большой научный и практический интерес представляет в селениях Карачая и Балкарии система орошения полей и покосов.
Строительство оросительных каналов в селениях Карачая и Балкарии было очень трудоемким делом. Не располагая техническими знаниями, опираясь только на веками выработанную народную традицию, карачаевцы и балкарцы строили поистине удивительные оросительные каналы - илипины.
• Период использования каналов длился примерно с середины апреля по конец ноября, когда вода замерзала.
• Воду из илипина использовали не только для полива покосов и пашен, но также как питьевую для людей и скота, для хозяйственно- бытовых нужд.
• Вода распределялась строго по кварталам, для каждого был четко определен час, день, неделя полива.
• Полностью воду в канале никогда не перекрывали, мизерная доля ее постоянно текла для потребления на питье и другие бытовые нужды.
• Строго запрещалось загрязнять воду, протекавшую по илипину. Стирка в канале строго порицалась обществом.
• Чистка, подправка разрушенных за зиму оросительных каналов («илипин ариулау») были одним из ответственных моментов в хозяйственно-бытовом укладе карачаевцев и балкарцев.
• По окончании очистительных работ воду распределяли всем кварталам. Сколько бы кварталов ни пользовалось одним каналом, еженедельно, строго последовательно каждому из них отпускалась вода. Время, отведенное для полива тому или иному кварталу, зависело от численности его населения.
• За состоянием оросительных каналов следили специально нанятые и оплачиваемые обществом лица - «илипинчи», пользующиеся в обществе карачаевцев и балкарцев большим уважением.
• За соблюдением очередности полива следил специально выбранный «водник» - «суучу», который пользовался большим уважением в народе, как и «илипинчи».
• Сложившиеся за многие годы поливного земледелия традиции строго соблюдались. В день полива того или иного квартала никто из других кварталов на полив не выходил.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 69
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет