On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
Форум об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа

АвторСообщение
moderator


Сообщение: 40
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.10 11:52. Заголовок: Тамерлан в фольклоре Карачаево-Балкарцев


Предлагаю обсудить данный вопрос, который так многих интересуют...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 46 , стр: 1 2 All [только новые]





Сообщение: 456
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.10 12:01. Заголовок: В сборнике статей КБ..


В сборнике статей КБИГИ за 2004 год есть работа Малкондуева Х.Х., где приведены проклятия и поговорки карачаево-балкарцев, связанные Акъсакъ Темиром (Тамерланом).

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 41
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.10 15:20. Заголовок: Я знаю эту статью.....


Я знаю эту статью... В целом это очень интересный вопрос, предлагаю его начать обсуждать.
Альберт, Тахир, в связи с этим ОЧЕНЬ нужна книга:
Х.О. Лайпанов. К истории карачаевцев и балкарцев. Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1957

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 457
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.10 16:21. Заголовок: огъары учкулан пише..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
Я знаю эту статью... В целом это очень интересный вопрос, предлагаю его начать обсуждать.
Альберт, Тахир, в связи с этим ОЧЕНЬ нужна книга:
Х.О. Лайпанов. К истории карачаевцев и балкарцев. Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1957


Я читал эту книгу. Посмотрю в библиотеке. По-моему, я там ее брал еще лет 20 назад.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 458
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.10 20:40. Заголовок: огъары учкулан пише..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
льберт, Тахир, в связи с этим ОЧЕНЬ нужна книга: Х.О. Лайпанов. К истории карачаевцев и балкарцев. Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1957

Кёрмегенме аллай китаб. Билалсам айтырма.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 42
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.10 12:12. Заголовок: Ол китабда Лайпан-ул..


Ол китабда Лайпан-улу къарачайлыланы Тамерлан бла урушларын, фольлорну айтханына кёре, материалны келтиреди. Китабны джзгъаны 1957 дж., кеси да ол бизни къыпчакъдан келгенбиз деб айта эди; сора объективности ол келттиргени - 100%
Амма, Барановну революцианы алы бла чыгъаргъан "Ахсак-Темир" деб тауруху барды. Аны мен келтириме

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 461
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.10 22:41. Заголовок: огъары учкулан пише..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
Х.О. Лайпанов. К истории карачаевцев и балкарцев. Карачаево-Черкесское книжное издательство, 1957


Завтра или послезавтра я эту книгу, Аллах айтса, достану. Наверное, мне следует ее отсканировать, чтобы тебе отправить?

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 462
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.10 22:46. Заголовок: огъары учкулан пише..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
Ол китабда Лайпан-улу къарачайлыланы Тамерлан бла урушларын, фольлорну айтханына кёре, материалны келтиреди. Китабны джзгъаны 1957 дж., кеси да ол бизни къыпчакъдан келгенбиз деб айта эди;


Къыпчакъланы юслеринден, конечно же, он "гнал" конкретно. Как и во многом другом, тейри.

огъары учкулан пишет:

 цитата:
сора объективности ол келттиргени - 100%


Ангыламадым былайын...



Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 459
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.10 14:07. Заголовок: Albert пишет: огъар..


Albert пишет:

 цитата:
огъары учкулан пишет:

цитата:
сора объективности ол келттиргени - 100%


Ангыламадым былайын...



Т.е., будучи "кипчакистом" Лайпанов не подгонял свою информацию под аланскую историю. Мен алай англагъанма.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 463
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.10 20:33. Заголовок: Тахир пишет: Т.е., ..


Тахир пишет:

 цитата:
Т.е., будучи "кипчакистом" Лайпанов не подгонял свою информацию под аланскую историю. Мен алай англагъанма.


Ну, Хамит Лайпанов аланистом не был точно. Он еще писал такие глупости, что будто бы Айсандыровы и Семеновы происходят от пленных русских солдат Александра и Семёна. Что, как известно, абсолютная чушь! Айсандыровы (Айсандырлары) являются отраслью чанка от князей Дудовых (Дудалары). А Семеновы (Семенлери) - одним из родов каума Трам, наряду с Джанибековыми и Коркмазовыми.
Поэтому, читать Х. Лайпанова надо с оговорками.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 43
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.10 23:32. Заголовок: Тахир пишет: Т.е., ..


Тахир пишет:

 цитата:
Т.е., будучи "кипчакистом" Лайпанов не подгонял свою информацию под аланскую историю. Мен алай англагъанма.


тюз англагъанса))
Albert пишет:

 цитата:
Ну, Хамит Лайпанов аланистом не был точно. Он еще писал такие глупости, что будто бы Айсандыровы и Семеновы происходят от пленных русских солдат Александра и Семёна. Что, как известно, абсолютная чушь! Айсандыровы (Айсандырлары) являются отраслью чанка от князей Дудовых (Дудалары). А Семеновы (Семенлери) - одним из родов каума Трам, наряду с Джанибековыми и Коркмазовыми.
Поэтому, читать Х. Лайпанова надо с оговорками.


бу бек кёб тюрлюню джазгъанды, алай а, бир пайда да чыгъар андан))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 464
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.08.10 09:58. Заголовок: огъары учкулан пише..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
Ол китабда Лайпан-улу къарачайлыланы Тамерлан бла урушларын, фольлорну айтханына кёре, материалны келтиреди. Китабны джзгъаны 1957 дж., кеси да ол бизни къыпчакъдан келгенбиз деб айта эди; сора объективности ол келттиргени - 100%


Вот этот материал:

"Карачаево-балкарское предание сообщает, что в период похода Тимура на Северный Кавказ в 1395 году карачаевцы жили в долине Баксана, а балкарцы обитали в предгорьях к востоку от Баксана, гранича с дигорцами, то есть карачаевцы и балкарцы жили совместно. Предание говорит, что карачаевцы и балкарцы в борьбе против Тамерлана участвовали вместе с кабардино-черкесскими племенами, жившими тогда в районе Ессентуков и Пятигорья. Далее предание говорит о том, что однажды небольшой отряд Тимура прибыл в долину Баксана, где жили карачаевцы, и стал грабить карачаевские аулы. В этот день основное взрослое население Карачая находилось на жатве ячменя. Предводитель тимуровского отряда пытался увезти одну красивую девушку, за что был убит стариком Таулу. Старики указывают могилу этого убитого предводителя в 6 км к северу от тогдашнего карачаевского аула Эльджурт, на правом берегу реки Баксана. Утверждение фольклора о проникновении отрядов Тимура в глубь исторической территории Карачая и Балкарии следует считать исторически достоверным, ибо это подтверждается данными истории. Например, в "Книге побед" Шереф-ад-дина Иезди говорится, что став лагерем в Пятигорье, Тимур совершал походы для усмирения племен, живших в долинах у Эльбруса". (Х.О. Лайпанов. К истории карачаевцев и балкарцев. - Черкесск, 1957, с. 10).

Это всё, что сообщил об этой легенде Х. Лайпанов. Сама легенда им не приведена.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 44
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.08.10 14:27. Заголовок: Albert саубол Альбе..


Albert
саубол Альберт сегодня скину сканы балкарской сказки (легенды) Аксак-Тимур, опубликованной еще до революции.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 45
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.08.10 16:28. Заголовок: еще по теме: "Р..


еще по теме:

"Развитие авторской историко-героической поэзии в Карачае и Балкарии второй половины XIX – начала XX века обусловлено событиями, определившими существенные этапы в жизни народа. Самый древний пласт этих событий связан с нашествием войск Тимура на Северный Кавказ (1395; 1400) и в частности на тер-риторию предков карачаевцев и балкарцев. Характерные черты авторского худо-жественного сознания проявились в произведениях Д. Шаваева [Хаджи; годы жизни - 1800-1892 - о.у.], посвященных историческим событиям, связанным с нашествием войск Тимура: «Предание о Хромом Тимуре» и «Грустные думы-размышления Дауут-Хаджи» Д. Шаваева.
В поэме «Предание о Хромом Тимуре» поэт воссоздает отдельные черты этой эпохи, изображает достоверный образ Тимура как жестокого военачальника. В походах Тимура Д. Шаваева интересуют в основном лишь события, связанные с историей своих предков. Сюжетная основа поэмы «Предание о Хромом Тимуре» определяется идеей Тимура «довести границы своего государства до Минги Тау», склонить словом к миру непокорных жителей, живущих «по отрогам пяти гор». Неизвестно, пользовался ли поэт какими-либо источниками, кроме преданий, но он проявляет осведомленность в названиях племен и народов, предков нынешних карачаево-балкарцев (во всяком случае, соответствующих одной из существующих гипотез). Так, поэт именует карачаево-балкарцев, «обитателей гор и равнин»: таулу, маджар, дюгер, карачай. Автор изображает своих пращуров настоящими патриотами, готовыми защищать родину, не желающими покоряться никому, кроме Аллаха. Весь комплекс художественно-выразительных средств, используемый поэтом для характеристики противоборствующих сторон, свидетельствует о связи поэмы с эпической традицией нартского эпоса.
Поэмы Д. Шаваева, донесшие до нашего времени отголоски событий, свя-занных с походом войск Тимура на территорию нынешнего Северного Кавказа, представляют исключительную ценность для историка как косвенное свидетель-ство об одной из трагических страниц в истории карачаево-балкарцев. В то же время для исследователя литературы поэма важна как один из первых опытов ав-торской поэзии в осмыслении истории. Изображение трагедии карачаево-балкарского народа, сочетание мотива скорби с героическим пафосом придает произведениям Д. Шаваева эпический характер.
Характерные черты эпической поэзии развиваются и обогащаются в карачаево-балкарской авторской исторической поэзии, посвященной Кавказской войне XIX века. В двух историко-героических песнях К. Байрамкулова (1772-1862) «Хасаука» и «Умар», сюжетно связанных между собой, повествуется о реальном историческом событии – сражении, происшедшем между карачаевскими ополченцами и царскими войсками у горы Хасаука (20 октября 1828 года). В песне «Хасаука» элементы героического предания уступают место авторскому видению реальной картины сражения. Бой с противником представляется историческим событием, в котором решается судьба не отдельного героя, общины, а народа. Патриотический пафос песни обусловлен описанием всенародного подъема, самоотверженности героев, сражающихся против «кровавого царя, который хочет набросить ярмо на Карачай».
Если в песне «Хасаука» преобладает описание картины сражения и упоми-наются только отдельные имена сражающихся воинов, то песня «Умар» посвяще-на подвигу и героической гибели главного героя Умара. Влияние эпической тра-диции проявляется в гиперболизации образа героя: он наделяется сверхфизиче-ской силой, воинской удалью. Изображение гибели Умара происходит в соответ-ствии с принципами эпического жанра: он гибнет на поле боя, в неравном по-единке, продемонстрировав богатырскую суть. В то же время авторское начало в произведении реализуется в осознанном художественном вымысле, в котором от-ражается народное представление о героическом идеале. Принцип понимания ге-роического образа трансформируется: герой сознательно повинуется своей траги-ческой судьбе, предназначенности быть защитником Отечества.
Формирование авторского художественного сознания отчетливо просматривается и в набеговых песнях, «поджанре» исторической песни. Типологические черты данного жанра ярко выражаются в произведениях карачаевского поэта К. Кочхарова – «Джандар»; балкарских поэтов, в том числе Д. Шаваева – «Легенда о Кереметове Мухае», «Песня о Хахоеве Борлаке и его Белом Коне», «Песня о Жанхотове Азнауре и его коне Карабуу»; К. Мечиева – «В Желтой Кошаре»"

из: Тетуев Борис Инзрелович "СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОЙ АВТОРСКОЙ ПОЭЗИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА: КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА, ПОЭТИКА", Автореферат.

Как известно в Карачаево-Балкарии именно устами "джырчы" передовались легенды, зафиксировались истор. события, предающие...


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 46
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.08.10 21:29. Заголовок: Известно что в карач..


Известно что в карачаево-балкарском эпосе, Тамерлан это не всегда "злодей" и завоеватель, иногда его имя надееляется чертами "супермена", если хотите.... является ли это особенностью именно нашего эпосе или нет?

«Тимуриды». Одна из версий легенд о происхождении карачаевского предводителя Карчи (он же – предок группы княжеских родов Карачая), записанных в XIX в., представ-ляет его потомком некоего турецкого Асхак-Султана . Фольклор народов Северного Кав-каза знает только одного Хромца-султана, образ которого здесь зафиксирован также в до-революционный период.
Это – Тимур, «Железный Хромец», разрушительные походы которого на Северный Кавказ (1395-1396) описаны во множестве работ.
У адыгов предание об Ахсак-Темире было зафиксировано также в дореволюционный период (1886). В кабардинском предании он представлен царем, живущим в Дербенте, женится на дочери «стамбульского царя», плавает по Черному морю .
У вайнахов Тимур (Тамерлан) фиксировался под именем Аксак-Темир (1872, упоминается вместе с ханом Тохтамышем) , Астхо-Темир (1875) , Тимур-Аксак (1878) , Астха-Темыр (1901) , которое переводится как «Хромой Тимур (Темир, Темыр)». Вайнахские сказания и легенды получили обзор У.Б. Далгат . В нарт-орстхойском эпосе вайнахов Тимур-Аксак упоминается рядом с Соски Солсаном (=осет. Сослан) .
В дореволюционный период образ Железного Хромца был зафиксирован и у дигорцев. По одному из их сказаний, Ахсак-Темир представлен как мифический военоначальник, который имел железные крылья, облетал небо. Он совершил поход в горы, которые «остались неподчиненными», где «большинство народа перебил», оставшихся «взял с собой в Китай», а сам поднялся на небо и «вошел в образ звезды» .
Следует отметить, что в наиболее реалистичном виде Тимур представлен в ногайском эпосе, посвященном Эдиге, где Тимур именуется Шах-Темир-хан/Шахтемир-хан/ Шате-мир-хан (в преданиях ногайцев, опубликованных до революции, он упоминается и под именем Аксак-Тимур ). Эта реалистичность вполне объяснима, поскольку оба персонажа эпоса были современниками и лично встречались. В ногайском эпосе Эдиге женится на дочери Тимура, от которой у него рождается сын Нурадин, говорится о помощи, которую Тимур оказал Эдиге в борьбе с Тохтамышем (исторический Эдиге являлся эмиром у золо-тоордынского хана Тохтамыша, против которого восстал и получил убежище у Тимура) . Как видим, эпические ногайские князья по женской линии оказываются потомками Тимура.
«Тимуридами» в фольклоре северокавказцев выступают не только эпические князья, но и целые народы. В этой связи интересно дигорское предание, где Алхас Темир, представленный молодым красивым всадником, появляется из Сирии, женится в неприступных горах на трех сестрах, которых родились Дигор, Ирау и Туалла, ставшие родоначальниками соответственно дигорцев, иронцев и туальцев .
Как видим, в мифо-эпике северокавказцев генеалогические (в т.ч. этногенетические) связи с образом Тимуром запечатлены достаточно четко. В связи с этим предание о про-исхождении Карчи от Асхак-Султана следует признать находящимся в русле северокавказской традиции.
Добавим, что Хромой Тимур (Асхак-Тимур) у карачаевцев и балкарцев также вошел в эпос, где представлен Полярной Звездой . Полярная Звезда в карачаево-балкарской космологии носит и наименование Темир-Къазакъ. К такому «астральному» образу Тимура близок тот, что описан в дигорском предании (опубликовано в 1882 г.), где Ахсак-Темир представляется «злым человеком»-небожителем, который в конечном итоге превратился в Полярную Звезду .



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 465
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.10 10:16. Заголовок: огъары учкулан пише..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
сегодня скину сканы балкарской сказки (легенды) Аксак-Тимур, опубликованной еще до революции.


Сау бол!

огъары учкулан пишет:

 цитата:
В двух историко-героических песнях К. Байрамкулова (1772-1862) «Хасаука» и «Умар», сюжетно связанных между собой, повествуется о реальном историческом событии – сражении, происшедшем между карачаевскими ополченцами и царскими войсками у горы Хасаука (20 октября 1828 года).



 цитата:
Типологические черты данного жанра ярко выражаются в произведениях карачаевского поэта К. Кочхарова – «Джандар»


Здесь Тетуев, видать, несколько ошибся, поскольку песни эти приписываются Кючюку Дебо улу Байрамукову (а не Байрамкулову). Хотя, достоверно утверждать, что автором песен "Хасаука" и "Умар" является Кючюк Байрамуков тоже нельзя. Так что, думаю, что пишущим на тему фольклора авторам, вроде Тетуева, следовало бы не обозначать авторство этих произведений.
То же самое, мне представляется, касательно авторства Къасбота Кочкарова в отношении песни "Джандар". Не знаю, признаться...

огъары учкулан пишет:

 цитата:
Добавим, что Хромой Тимур (Асхак-Тимур) у карачаевцев и балкарцев также вошел в эпос, где представлен Полярной Звездой . Полярная Звезда в карачаево-балкарской космологии носит и наименование Темир-Къазакъ. К такому «астральному» образу Тимура близок тот, что описан в дигорском предании (опубликовано в 1882 г.), где Ахсак-Темир представляется «злым человеком»-небожителем, который в конечном итоге превратился в Полярную Звезду .


Здесь, опять же, Тетуев ошибся, поскольку подобное название (но чаще - Темиркъазыкъ - через "ы" - "Железный кол") Полярная звезда имеет у очень многих тюркских народов. И далеко не только на Кавказе.

огъары учкулан пишет:

 цитата:
«Тимуриды». Одна из версий легенд о происхождении карачаевского предводителя Карчи (он же – предок группы княжеских родов Карачая), записанных в XIX в., представ-ляет его потомком некоего турецкого Асхак-Султана . Фольклор народов Северного Кав-каза знает только одного Хромца-султана, образ которого здесь зафиксирован также в до-революционный период.
Это – Тимур, «Железный Хромец», разрушительные походы которого на Северный Кавказ (1395-1396) описаны во множестве работ.
У адыгов предание об Ахсак-Темире было зафиксировано также в дореволюционный период (1886). В кабардинском предании он представлен царем, живущим в Дербенте, женится на дочери «стамбульского царя», плавает по Черному морю .
У вайнахов Тимур (Тамерлан) фиксировался под именем Аксак-Темир (1872, упоминается вместе с ханом Тохтамышем) , Астхо-Темир (1875) , Тимур-Аксак (1878) , Астха-Темыр (1901) , которое переводится как «Хромой Тимур (Темир, Темыр)». Вайнахские сказания и легенды получили обзор У.Б. Далгат . В нарт-орстхойском эпосе вайнахов Тимур-Аксак упоминается рядом с Соски Солсаном (=осет. Сослан) .
В дореволюционный период образ Железного Хромца был зафиксирован и у дигорцев. По одному из их сказаний, Ахсак-Темир представлен как мифический военоначальник, который имел железные крылья, облетал небо. Он совершил поход в горы, которые «остались неподчиненными», где «большинство народа перебил», оставшихся «взял с собой в Китай», а сам поднялся на небо и «вошел в образ звезды» .
Следует отметить, что в наиболее реалистичном виде Тимур представлен в ногайском эпосе, посвященном Эдиге, где Тимур именуется Шах-Темир-хан/Шахтемир-хан/ Шате-мир-хан (в преданиях ногайцев, опубликованных до революции, он упоминается и под именем Аксак-Тимур ). Эта реалистичность вполне объяснима, поскольку оба персонажа эпоса были современниками и лично встречались. В ногайском эпосе Эдиге женится на дочери Тимура, от которой у него рождается сын Нурадин, говорится о помощи, которую Тимур оказал Эдиге в борьбе с Тохтамышем (исторический Эдиге являлся эмиром у золо-тоордынского хана Тохтамыша, против которого восстал и получил убежище у Тимура) . Как видим, эпические ногайские князья по женской линии оказываются потомками Тимура.
«Тимуридами» в фольклоре северокавказцев выступают не только эпические князья, но и целые народы. В этой связи интересно дигорское предание, где Алхас Темир, представленный молодым красивым всадником, появляется из Сирии, женится в неприступных горах на трех сестрах, которых родились Дигор, Ирау и Туалла, ставшие родоначальниками соответственно дигорцев, иронцев и туальцев .
Как видим, в мифо-эпике северокавказцев генеалогические (в т.ч. этногенетические) связи с образом Тимуром запечатлены достаточно четко. В связи с этим предание о про-исхождении Карчи от Асхак-Султана следует признать находящимся в русле северокавказской традиции.


Говоря об этой компиляции, следует отметить давно замеченный в фольклористике факт, что негативный образ даже самого жестокого врага в фольклоре пострадавших от него народов, постепенно нивелируется, изменяясь на порой даже положительный образ. Народы Кавказа в отношении образа Тамерлана исключением не стали. В фольклоре каждого народа, предки которого в той или иной степени сталкивались с каким-либо великим (пусть и жестоким!) завоевателем, постепенно вырисовывается потребность "приписать" этого великого завоевателя себе в предки. Ведь образ предков почти всегда идеализируется потомками. И нет никого более идеально подходящего "в предки", чем образ Великого Воина. Оттого и получаем мы часто Асхак-Темира (Тамерлана) в образе этнарха народов Кавказа.

Кстати говоря, подобным же стремлением обозначить своих предков и свой род (а часто и народ!) представителями более престижного племени, общности, нежели можно было бы предполагать, исходя из его нынешнего состояния, объясняется стремление народов Кавказа возводить своих предков к народам известных и "престижных" государств. Чаще всего, на Кавказе фиксируются в подобном качестве Османская империя (Анатолия, Турция), Крым, Маджар, Египет и некоторые другие.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 47
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.10 14:15. Заголовок: Albert пишет: Говор..


Albert пишет:

 цитата:
Говоря об этой компиляции, следует отметить давно замеченный в фольклористике факт, что негативный образ даже самого жестокого врага в фольклоре пострадавших от него народов, постепенно нивелируется, изменяясь на порой даже положительный образ. Народы Кавказа в отношении образа Тамерлана исключением не стали. В фольклоре каждого народа, предки которого в той или иной степени сталкивались с каким-либо великим (пусть и жестоким!) завоевателем, постепенно вырисовывается потребность "приписать" этого великого завоевателя себе в предки. Ведь образ предков почти всегда идеализируется потомками. И нет никого более идеально подходящего "в предки", чем образ Великого Воина. Оттого и получаем мы часто Асхак-Темира (Тамерлана) в образе этнарха народов Кавказа.

Кстати говоря, подобным же стремлением обозначить своих предков и свой род (а часто и народ!) представителями более престижного племени, общности, нежели можно было бы предполагать, исходя из его нынешнего состояния, объясняется стремление народов Кавказа возводить своих предков к народам известных и "престижных" государств. Чаще всего, на Кавказе фиксируются в подобном качестве Османская империя (Анатолия, Турция), Крым, Маджар, Египет и некоторые другие.


это не Тетуева, это Хатуева "отрывок". А вообще я специально разместил его т.к., он очень показателен - образ Тамерлана не всегда это образ тирана... Кстати, Ртвеладзе, со ссылкой на Шахмурзава, говорит что крепость лыгыт в Балкария была разрушена по фольклорным даннымТамерланом. Ртвеладзе говорит что услышал это предание (текста предания он правда не приводит, в 1960 г.) Кстати, известная поговрка которую приводит в своей статье "Как Асхак-Темир нас разрушил", на нее он ссылается на Калоева.

Albert билгениме кёре, интрнетинг дженгил тюльдю, аны ючюн эталгъанымча файлны дженгил этдим, бундан ары, болаллыкъ тюлдю, 2мб.;
Скачать БАРАНОВ.pdf с WebFile.RU<\/u><\/a>

Albert пишет:

 цитата:
Здесь Тетуев, видать, несколько ошибся, поскольку песни эти приписываются Кючюку Дебо улу Байрамукову (а не Байрамкулову). Хотя, достоверно утверждать, что автором песен "Хасаука" и "Умар" является Кючюк Байрамуков тоже нельзя. Так что, думаю, что пишущим на тему фольклора авторам, вроде Тетуева, следовало бы не обозначать авторство этих произведений.
То же самое, мне представляется, касательно авторства Къасбота Кочкарова в отношении песни "Джандар". Не знаю, признаться...


бу башха хапар болурду))




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 466
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.10 21:07. Заголовок: огъары учкулан пише..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
это не Тетуева, это Хатуева "отрывок". А вообще я специально разместил его т.к., он очень показателен - образ Тамерлана не всегда это образ тирана... Кстати, Ртвеладзе, со ссылкой на Шахмурзава, говорит что крепость лыгыт в Балкария была разрушена по фольклорным даннымТамерланом. Ртвеладзе говорит что услышал это предание (текста предания он правда не приводит, в 1960 г.) Кстати, известная поговрка которую приводит в своей статье "Как Асхак-Темир нас разрушил", на нее он ссылается на Калоева.


Ну да.

огъары учкулан пишет:

 цитата:
Albert билгениме кёре, интрнетинг дженгил тюльдю, аны ючюн эталгъанымча файлны дженгил этдим, бундан ары, болаллыкъ тюлдю, 2мб.;
Скачать БАРАНОВ.pdf с WebFile.RU


Сау бол! Сегодня я не могу скачивать, так как мой антивирусник вообще чудит дальше некуда. Завтра, Аллах айтса, собираюсь его обновить.
Но, по-моему, у меня этот материал есть. Он где? В СМОМПК, или где-то еще? Ол сен Батча улу Шамилге берген къадар материал меннге да джетгенди толусу бла. Анда болгъан зат болса, ол материаллагъа ссылканы бер да къой.

огъары учкулан пишет:

 цитата:
бу башха хапар болурду))


Разумеется, башха хапарды. Да и не тебя я критиковал, разумеется, а Тетуева. Так легко отдельные авторы берут и отдают авторство исторических песен тем или иным людям. Меня это, признаться, добивает... Если есть хоть малое сомнение, то не надо делать категорических выводов. Я так считаю. А многие наши (и не наши) авторы этим часто грешат...

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 48
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.10 22:50. Заголовок: Albert Сау бол! Сег..


Albert

 цитата:
Сау бол! Сегодня я не могу скачивать, так как мой антивирусник вообще чудит дальше некуда. Завтра, Аллах айтса, собираюсь его обновить.
Но, по-моему, у меня этот материал есть. Он где? В СМОМПК, или где-то еще? Ол сен Батча улу Шамилге берген къадар материал меннге да джетгенди толусу бла. Анда болгъан зат болса, ол материаллагъа ссылканы бер да къой.


огъай, буну мен андан сора табханма; ол СМОМПК-да джокъду (если, конечно, я не забыл!).
я рад, что материал распространяется!)) ИншАллах андан бир пайда да болурду!))

Albert пишет:

 цитата:
Разумеется, башха хапарды. Да и не тебя я критиковал, разумеется, а Тетуева. Так легко отдельные авторы берут и отдают авторство исторических песен тем или иным людям. Меня это, признаться, добивает... Если есть хоть малое сомнение, то не надо делать категорических выводов. Я так считаю. А многие наши (и не наши) авторы этим часто грешат...


У тебя правильный потход! Полностью его разделяю;в целом вообще наш фольклор слабо собран, к сожалению... До революционные издания забыты, а то что. даже на слуху, слабо исследовано! Вот со времен У.Алиева все говорили, что царские войска повел Атажуко Атажукин, а как оказалось - Атажуко Абуков, как выяснил, Ш.Б., - а вроде бы это на "поверхности", ибо в песни "ит Атаджокъ", а не "ит Атаджокъ-улу"
Кстати, возвращаясь к нашей теме - Фиркович в 1840 г., он "туземцев" записал сюжет легенды об Акбилек, которая умерла в сражении с Тамерланом, в этой легенде есть очень интересная оговрка, Акбилек была из Архыза, верховий Б.Зеленчука, то место которое прямо называлось у нас "Старым жилищем" (см. Иваненков, например, Петрусевич). Я думаю. это прямо говорит в какой среде образовалось данное предание

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 467
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.08.10 17:49. Заголовок: огъары учкулан пише..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
огъай, буну мен андан сора табханма; ол СМОМПК-да джокъду (если, конечно, я не забыл!).


Алкъын ачыб кёрмегенме ол сен берген ссылка бла. Антивируснигими джангыртыргъа заман табмай турама. Аны джарашдырсам, Аллах айтса, ачарма.

огъары учкулан пишет:

 цитата:
я рад, что материал распространяется!)) ИншАллах андан бир пайда да болурду!))


Да, в нашей среде он распространяется. Насчет всех остальных - не знаю. Болмай а пайда! Игитда болады!

огъары учкулан пишет:

 цитата:
У тебя правильный потход! Полностью его разделяю


Сау бол!

огъары учкулан пишет:

 цитата:
в целом вообще наш фольклор слабо собран, к сожалению... До революционные издания забыты, а то что. даже на слуху, слабо исследовано! Вот со времен У.Алиева все говорили, что царские войска повел Атажуко Атажукин, а как оказалось - Атажуко Абуков, как выяснил, Ш.Б., - а вроде бы это на "поверхности", ибо в песни "ит Атаджокъ", а не "ит Атаджокъ-улу"


Я этот вопрос специально не изучал, в отличие от Шамиля, но разве в отношении Атажуко Атажукина не стали бы говорить: "ит Атаджокъ"? Вообще, Атаджокъ - это, всё же, имя собственное, насколько я могу судить, поскольку фамилия кабардинских пши Атажукиных по-карачаевски звучала как Хадагъужукълары, а не Атаджокълары. Именно такая форма фигурировала в фольклоре. Это весьма близко к кабардинской форме.

огъары учкулан пишет:

 цитата:
Кстати, возвращаясь к нашей теме - Фиркович в 1840 г., он "туземцев" записал сюжет легенды об Акбилек, которая умерла в сражении с Тамерланом, в этой легенде есть очень интересная оговрка, Акбилек была из Архыза, верховий Б.Зеленчука, то место которое прямо называлось у нас "Старым жилищем" (см. Иваненков, например, Петрусевич). Я думаю. это прямо говорит в какой среде образовалось данное предание


То, что карачаевцы (или их предки) жили в Архызе делают оговорки и абазины (по данным Н.Г. Петрусевича). Так что, это факт. Думаю, что в отношении Акъбилек можно говорить уже о собственно аланах.


Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 710
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.07.12 23:11. Заголовок: Здесь на Эльбрусоиде..


На Эльбрусоиде привели работу Малкондуева с данными фольклора карачаево-балкарцев о Тамерлане http://www.elbrusoid.org/forum/archive/forum133/topic15146/?PAGEN_1=8

Например: "Акъсакъ Темир къурутханлай къурусун журтунг» - «Да исчезнет твое поселение, как после Аксак Темира!»; «Биз Акъсакъ Темирден къалгъан жанлабыз» - «Мы души, выжившие после Аксак Темира», «Акъсакъ Темирден сау къалгъан эсек, энди ёлмебиз» - «Если мы остались живы после Аксак Темира - не умрем». Длительное время в народе был запрет на произношение его имени, т. к. считалось, что это может породить повторно зло. Рассказывают, что в период депортации балкарского народа в 1944 г. старожил из рода Таукеновых, часто повторял, подбадривая соплеменников: «Къоркъмагъыз! Акъсакъ Темир къуруталмагъан халкъыбызны, киши да хорламаз!» - «Не бойтесь! Если нас Аксак Темир не одолел, то уже никто не одолеет!»

Отрывок песни (перевод):

Новая холера вошла в горные ущелья,
Села таулу словно черным туманом окутала
Но это не черный туман, ей богу!
Это не стая черных ворон, ей богу!
Это - чернокровное войско Аксак Темира




Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 240
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.07.12 14:14. Заголовок: Тахир Вот и народна..


Тахир
Вот и народная память про Темура.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 714
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.07.12 01:12. Заголовок: Turk пишет: Тахир ..


Turk пишет:

 цитата:

Тахир
Вот и народная память про Темура.

Помнишь, на "Родстве" я предлагал Болату и Русланбеку, чтобы они со мной договор заключили, что если я приведу данные из фольклора о Тамерлане, то они заткнутся, и они понимая, что я приведу реально весомое, на это не соглашались?!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




Сообщение: 245
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 10.07.12 09:24. Заголовок: Тахир Да помню, еще..


Тахир
Да помню, еще бы они согласились

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 157
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.07.12 17:06. Заголовок: Б. А. Калоев, "З..


Б. А. Калоев, "Земледелие народов Северного Кавказа", 1981 г.:
"В неопубликованных полевых записках М. М. Ковалевского о Балкарии, произведенных им в 80-х годах XIX в. во время его путешествия по этой стране, даются важные сведения о поливе полей, в частности в Чегемском обществе, указывается на древность этой системы в Балкарии. Ковалевским зафиксировано несколько канав для провода воды, строительство которых, по народным преданиям, восходит к средневековой аланской эпохе. «Есть предание,— пишет М. М. Ковалевский,— что в башне, в которой спасалась одна княжна от Темура, вода проведена была через турий рог и рога воловьи». стр. 65

также им в книге "Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа", 1979 г., им упомянуто что крепость Зилги в Балкарии была разрушена Тамерланом. Много позднее, это упоминал Ртвеладзе в своей статье про нашествие Тамрлана на Кавказ, упоминул это же сказание со ссылкой на устное сообщение Шахмурзаев, классика балкарской литературы, услышанные, в 60х гг.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 155
Зарегистрирован: 20.05.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.07.12 00:34. Заголовок: Топоним «Акъсакъ Тем..


Топоним «Акъсакъ Темир бодуркъусу» на хребте Акъ Къая между Чегемским и Холамо-Безенгийским ущельями

«Балкарский топонимический словарь». 1970 г


бодуркъу - это пугало?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 934
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.07.12 21:30. Заголовок: Эсен пишет: Топоним..


Эсен пишет:

 цитата:
Топоним «Акъсакъ Темир бодуркъусу» на хребте Акъ Къая между Чегемским и Холамо-Безенгийским ущельями

«Балкарский топонимический словарь». 1970 г


бодуркъу - это пугало?


В Карачаево-балкарско-русском словаре "бодуркъу" указано как балкаризм и дан перевод: "пугало".

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2
Зарегистрирован: 25.06.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.13 12:52. Заголовок: аврпав543


Аланлыны кюйюю.

1.
Итле ичиб тоймаз къара суу,
Ой къара суу хой,
Къан къошулуб атла ётмез
Тенгиз болду Терк болду
Ой терк болду хой!
Джумуртха тенгеремез Къула тюз
Ой Къула тюз хой
Джакъынджикле учуб етмез бек болду
О-о-ой бек болду хой!


2.
Биз къазауат этген кюн о-о-ой
Этген кюн хой!
Бухарлыла бокъдан кёб болду хой!
О-о-ой бухар кёб болду хой!

3.
Барач ташла джауа эдиле
Юсюбюзге буз кибик,
О-о-ой , буз кибик хой!
Къазауатчыла джылай эдиле
Къыз кибик
О-о-ой къыз кибик хой!

4.
Биз а къаланы къач кангасын
Ташла бла тююб уатдыла ,
Ой уатдыла хой!
Къала ичиндегилени тышындагъыладан
Аман джылатдыла
О-о-ой джылатдыла хой!
Биз эшитмеген ачыула сынатдыла
О-о-ой сынатдыла хой!

5.
Юй, халджар къоймадыла
Кюйдюрдюле, ойдула
О-о-ой ойдула хой
Тиширыу сый къоймадыла. Джойдула
О-о-ой джойдула хой!
Сабийлени тишлик къозулай сойдула ,
О-о-ой сойдула хой!
Бухаралалыла джаныуардан да джаныуар .
Къан агъады аналаны кёзюнден
Кёк тейриси ургъа эди
Джелмауз Темирни.

Перевод.



1.
Родники, чем не могли насытиться собаки
Наполнивщись кровью, что не перейдут кони
Стало морем, стало Терком
Равнина Кула, что не перекатывалось яйцо
Стало крутым.
Что сороки не перелетят стало высоким.
2.
Мы в тот день что воевали
Бухарцы что дерьма было много.
3.

Камни "барач"??? падали
На нас словно градины. Как льдины.
Войны плакали словно они девушки.

4.
Нашей крепости крестовые деревянные ворота
Камнями заломали
Тех кто были в крепости , больше чем тех кто были снаруже него
Заставили страдать.
Издевательства, о которых мы и не слышали
Заставили испытать нам.
5.
Они не оставили даже загонов
Сожгли и сломали
Не оставили и чести женьщин. Осквернили.
Детей как шашлычных ягнят
Порезали.
Бухарцы - животные , что хуже животных
Кровь капает с глаз матерей
Пусть Тейри покарает.
Дракона Тимура.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 3
Зарегистрирован: 25.06.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.13 12:53. Заголовок: Хотел ответит в теме..


Хотел ответит в теме. Получилось - открыл новую тему. Прошу удалить ее.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 564
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.13 14:11. Заголовок: кеме22 откуда эта пе..


кеме22 откуда эта песня?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 567
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.13 14:20. Заголовок: кеме22 пишет: Аланл..


кеме22 пишет:

 цитата:
Аланлыны кюйюю.

атына кёре, бетсиз новодел болурму))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 46 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 31
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет