On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа

АвторСообщение
moderator


Сообщение: 254
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 01:14. Заголовок: Осетинский фольклор


В СОИГИ регулярно публикует академические издания по истории и этнограффии Осетии и осетин, неудивительно, что иногда в них есть что то интересное про нас. Очень прошу, по мере возможности Is-tina`у перевести этот небольшой текст:

был бы очень рад этому!))



Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 66 , стр: 1 2 3 All [только новые]


администратор




Сообщение: 1380
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 13:32. Заголовок: огъары учкулан пишет..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
Очень прошу, по мере возможности Is-tina`у перевести этот небольшой текст:


Это на дигорском! Сможет ли Тина перевести с дигорского? Хотя, разница там небольшая сравнительно...

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 760
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 14:37. Заголовок: Огъары учкулан попро..


Огъары учкулан попросил:/


Аслан, перевела, как могла. И скажу : «ох и трудная эта работа, из болота тащить бегемота»). В смысле, я вытаскивала из своего глубокого генетического нутра существующие и несуществующие слова дигорские. Действительно, язык невспаханный. Да еще и 1933 г. Алфавиты неопределенные. Многих слов сегодня просто нет. Или не так пишутся.

Но усекла одно. Ассия! Это мне было интересно.

Балкарская песня (так бы я перевела название)

(Устур Асси) Большая Балкария собрались посередине села. Нужно, мол, укрепить (или перевал, или пашню. Поля. В общем, границу) .
Алдар Бисурхан Тазарет предложил себя (пойти). Мол, один «лаг» буду я. Вторым себя предложил Уллу Таухъан (Большой Таухан). Третьим собрался, было, Гицци Абай (маленький Абай). Но его не взяли, мол, будешь только обузой. (не из той касты – «сау адамай). (Так я поняла),
На собрании алдар предъявил свои требования относительно вознаграждения (Ну, в смысле поесть_ Много чего!
Приуныли (арахи-уаллахи , что означает – аллон-биллон, мол) собравшиеся, присели.
А те двое, Тазарет и Таухъан, сказали, что пойдут к пастухам выпить «месин» ( это пахта) и ушли.

В это время «войска Сари» вторглись.
Что делать? Один Гицци Абай «на стреме», всполошился.
Повязал башлык. Надел папаху. Собрался и погнал вторгшихся. (повернул их обратно).
Вернулись те два амбала. И к Гицци Абаю:
Ты, мол, где был когда мы повернули войска?
Селяне спросили пастухов, и они сказали все как было. Что, мол Абай один отогнал «врагов» (извини!), ну. вторгшихся. Жители Асси (Балкарцы) все премиальные отдали Абаю.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 761
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 14:45. Заголовок: Albert пишет: Это ..



Albert пишет:

 цитата:
Это на дигорском! Сможет ли Тина перевести с дигорского? Хотя, разница там небольшая сравнительно



Ну, я-то как могла. А разница все-таки есть. И год давний, 1933г. Даже ведь словарей не было. Можно сказать, только Шёгрен. Но словари даже не помогают. Только внутреннее чутье и какие-то всполохи.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 763
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 16:12. Заголовок: Аслан, с переводом, ..


Аслан, с переводом, кажется что-то не так. Копирование у меня получилась с правой стороны отсеченной и я наугад вставляла слова. Сейчас еще посмотрю. Хотела снять, а правка не работает.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 255
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 17:54. Заголовок: Is-tina спасибо бол..


Is-tina
спасибо большое, Тина! На самом деле, сам знакое как сложно пеIs-tina водить с родного.
Итак, действующие лица алдар-бий, Бисурхан (?) Тазритов (ветвь Айдеболовых, кажется, упоминается фамилия и в иных балкарских песнях); Гитче (Гитци) Абай (Абаев ли - если он из "сау адама", т.е. "черный люд" (?), и Уллу Таукъан.
Гитче Абай согнал войска Сары - очевидно Сары Асламбека.
В общем понятно, как то так.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 764
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 19:11. Заголовок: Аслан. ну хоть что-т..


Аслан. ну хоть что-то понятно?
Или как в том стихотворении Нушича - "О, этот барабан . и эти палки" - так поэт запомнил при ДТП номер машины.
И тем самым следствию помог.
Я соединила те огрызки что не вошли в мой текст. но ничего особенно нового. Вот только Абай сильно ругался на тех уазданов. А я перевела 11 и 12 строчки совершенно по-дурацки. Но это сути не меняет.

Потом мне стало казаться, что Устур Асси - это населенный пункт. Название, а не то что "Большой Асси",

Да, еще. А уазданы - это же наше слово? Или балкарцы тоже так называли? В моем исправленном тексте это слово есть.
В общем, сюда бы Федара Таказова, конечно.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1382
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 20:12. Заголовок: Is-tina пишет: А уа..


Is-tina пишет:

 цитата:
А уазданы - это же наше слово? Или балкарцы тоже так называли?


Нет, Тина, это НАШЕ слово! Только звучит оно - ёзден! Абаев пытался дать осетинскую этимологию, надо отметить, совершенно неудачную. У нас же очень легко этимологизируется, как "из основы" или "(зависящий) от самого себя". Тюркское "ёз" - "сам", "сердцевина", "нутро", а аффикс "-ден" имеет то же значение, что и русский предлог "из".

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1384
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 20:40. Заголовок: огъары учкулан пишет..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
На самом деле, сам знакое как сложно пеIs-tina водить с родного.


Тем более, что дигорский для Тины не совсем родной. Она же куртатинка, а значит, язык у нее иронский!

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 20:57. Заголовок: огъары учкулан пишет..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
Гитче Абай согнал войска Сары - очевидно Сары Асламбека


Нет, Сари означает сванов ,эти ребята должны были охранять перевал Штулу ,а через Штулу можно попасть и в Дигорию ,и в Закавказье.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 766
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 20:57. Заголовок: Альберт, спасибо! Да..


Альберт, спасибо! Да, куртатинский родной.

Насчет уаздан. Я не против. Только у нас это тоже присутствует. произношение по-иронски - уождан ( в общем нечто дифтонгообразное.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 256
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 21:54. Заголовок: Is-tina спасибо за в..


Is-tina спасибо за ваши труды! Тина, а не подскажите что там говорится про узденов? И в каком значении употребляется Сари? Сваны или Сары?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 258
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 21:59. Заголовок: Умар пишет: Нет, Са..


Умар пишет:

 цитата:
Нет, Сари означает сванов ,эти ребята должны были охранять перевал Штулу ,а через Штулу можно попасть и в Дигорию ,и в Закавказье.


похоже действительно Штулу и сваны. удивилы что "сари" с большой буквы

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 768
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 22:25. Заголовок: Уазданта - вот в э..



Уазданта - вот в этой фразе, Аслан.
Раззаг дууа адтанца уаждантай, Абай ба сау аданай. (То есть, первые двое были уажданта, Абай же был сау)

На Сванов непохоже. Сари, - незнакомое совсем.

Интересно, а могли дигорцы себя называть асси? Что-то мне Устур Асси - тоже не нравится


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 259
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 22:30. Заголовок: нашел в том сборнике..


нашел в том сборнике 4 разные песни (текста) песних про Къаншаубия. и еще 5 (минимум) песен и текстов о нас

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 22:32. Заголовок: Сари Дигорон-Урусса..


Сари
Дигорон-Уруссаг дзурдуат
Сванетия ... Подробнее...
сари
Дигорон-Уруссаг дзурдуат
Сванетия; сваны
сванский ... Подробнее...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 313
Зарегистрирован: 20.05.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 22:44. Заголовок: Is-tina пишет: Усту..


Is-tina пишет:

 цитата:
Устур Асси



Здесь имеется в виду с. Верхняя Балкария

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 260
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 22:47. Заголовок: Is-tina пишет: Уазд..


Is-tina пишет:

 цитата:
Уазданта - вот в этой фразе, Аслан. Раззаг дууа адтанца уаждантай, Абай ба сау аданай. (То есть, первые двое были уажданта, Абай же был сау) На Сванов непохоже. Сари, - незнакомое совсем. Интересно, а могли дигорцы себя называть асси? Что-то мне Устур Асси - тоже не нравится


они не были уазданами, в том плане, что они не были узденами, Тазритовы это бии (князья) - алдары, как в тексте. Как я знаю, уаздан шире употребляется в смысле "нобели" аристократы? Т.е., благородные. А Абай был из простых, по балкарски кара-киши (букв. "черный человек). Т.е., простого сословия, а не акъ-сюек (букв. "белая кость"). Как я это понимаю.
Насчет асси, не знаю, но Устур Асси, Большая Балкария, это типичное название Огъары Малкъар. Это самое большое и плотнонаселенное место совр. истор. Балкарии.
Тина, а "сари" - не употреблялось в значении "горец". Нашел еще одну песню там упоминаются, если я правильно понял "чегем сари". А что означает: "Уотемаей уоми Сарий адаеми"?

"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 261
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 22:49. Заголовок: http://s1.ipicture.r..




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 262
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 22:52. Заголовок: в Карачае осетинские..


в Карачае осетинские песни про Крымшахалова Кючюка и очевидно, Крымшахалова Султана, не известны. Первая, очевидно, т.к. Кючюк был убит в гостях у кого вне родины, убив по осетинской песне, 12 человек. В память о нем, в Осетии и родилась та песня.
А песня про Крымшахалова Къаншаубия, это шлягер тех веков, она есть, в карачаевской, балкарской, кабардинской, западно-черкесской и остеинской версиях. Очевидно можно ожидать, например, сванскую.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 263
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 22:57. Заголовок: Тина, простите за на..


Тина, простите за навязчивость, не могли бы вы в последний раз перевести, о чем тут сказано:

кажется о набеге сванов на Чегем и Урусбиеве Чеппелеу?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 769
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 23:18. Заголовок: Да, Да, Спасибо, Ума..


Да, Да, Спасибо, Умар! Эсен!
Сари посмотрела - это Сванетия.

Аслан, а насчет уазданта, у нас это все как-то мягче было. Не так сильно сословное деление шло. У вас узден, по-моему , четко сословный статус. У нас такого звания нет. Уаждан – да. Даже если внешность позволяет, мы можем сказать – уаждан лаг! И нормально это будет. Поэтому у нас уаждан не обязательно там алдар или кто-то в этом роде. Ну, выше по статусу. Как-то так. Хотя у дигорцев больше такая сословность чувствовалась.

А песня, которую ты нашел, так там уж точно "чегем сари" . Уже и гадать не нужно.
А слова:
"Уотемаей уоми Сарий адаеми"? В смысле – «Где-то там (уоми) у сванов»




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 770
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 23:41. Заголовок: Ну, смысл здесь тако..


Ну, смысл здесь такой

Сваны (уже так будем их называть) ворвались в Чегем. И их скот угнали.

Мустафа, сын Болая вернулся из балса и видит – пусто кругом. А где, мол. Все? – спрашивает у матери. Та что-то сказала невнятно, мол. В Нари все пошли, там « заседают» в смысле.

Тут кто-то примчался и говорит, мол, там такое произошло, а ты как остался здесь? «Араби, мол, тут сваны угнали у чегемов скот»,

Ну, Мустафа вскочил, нож, винтовку выхватил и помчались они


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 264
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 23:49. Заголовок: спасибо большое, а ч..


спасибо большое, а что означает "АЕМА УРУСТИ ЦОППЕЛЕУ"?
Is-tina пишет:

 цитата:
Аслан, а насчет уазданта, у нас это все как-то мягче было. Не так сильно сословное деление шло. У вас узден, по-моему , четко сословный статус. У нас такого звания нет. Уаждан – да. Даже если внешность позволяет, мы можем сказать – уаждан лаг! И нормально это будет. Поэтому у нас уаждан не обязательно там алдар или кто-то в этом роде. Ну, выше по статусу. Как-то так. Хотя у дигорцев больше такая сословность чувствовалась.


мне конечно тут что то трудно говорить)) но по словарю:
http://ironau.ru/vortaro.php?q=%E1%EB%E0%E3%EE%F0%EE%E4%ED%FB%E9
уæздан
(мн. уæздæттæ) 1. благородный; вежливый, учтивый, деликатный; 2. ист. дворянин, аристократ, уздень

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 771
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 23:51. Заголовок: Про Крымшахаловых У..


Про Крымшахаловых

У нас эта фамилия сильно известная. Ведь Ислам Крымшамхалов был другом Коста.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 265
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.02.13 23:51. Заголовок: междметье "араби..


междметье "араби" в осетинском языке тоже употребляется?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 772
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.13 00:02. Заголовок: Урусти Цоппелеу - не..


Урусти Цоппелеу - не знаю.
Может , из заголовка?
«Сваны напали на Чегем ИЛИ Болай-сын Мустафа и Урусти Цоппелей

В тексте про (него?) нет ничего.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 773
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.13 00:04. Заголовок: "Араби"? - ..


"Араби"? - Да, употребляется.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 774
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.13 00:08. Заголовок: Умар пишет: цитата..


Умар пишет:

цитата:
"Нет, Сари означает сванов ,эти ребята должны были охранять перевал Штулу ,а через Штулу можно попасть и в Дигорию ,и в Закавказье".

Умар дал мне понять смысл. Я все думаю - там про перевал. А какой перевал? Не пойму.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 314
Зарегистрирован: 20.05.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.13 00:29. Заголовок: перевал Штулу http:..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 315
Зарегистрирован: 20.05.10
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.13 00:30. Заголовок: "Нарти маесуги&#..


"Нарти маесуги" - нартская башня?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 266
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.13 00:48. Заголовок: Is-tina пишет: Урус..


Is-tina пишет:

 цитата:
Урусти Цоппелеу - не знаю. Может , из заголовка? «Сваны напали на Чегем ИЛИ Болай-сын Мустафа и Урусти Цоппелей




эта вся песня) если вам интересно)
там вроде упоминается Урубсиевы. Хотя больше ничего, конечно. для меня не понятно. А чем там дело кончилось?))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 775
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.13 10:04. Заголовок: Эта история потрясаю..


Эта история потрясающая. Итак, сари напали на чегемцев. И Мустафа отправился на то поле, защищать и отбивать скот. Все кончилось плохо. Скот угнали. Люди пораненные, искалеченные, мертвые лежат на поле. Сваны своих забрали, раненых и мертвых. А Мустафа остался в поле. Тоже раненый, полуживой. И сарийцы подошли к нему, спросили, тебя, мол, к какой стороне отвести – к сари или чегем. Он предпочел, ладно, сари. Все равно, мол, в горах вороны заклюют. Ну, отнесли . Поместили в крепость. Побыл сколько-то, потом решил покончить с собой. Выпрыгнул с башни. Не погиб, но сломал ногу. И тут все опять собрались. Он полуживой. И вдруг метнул туда Урусбиты Цоппелей . Кровники они были с Мустафой. Увидев его, Мустафа заплакал. А тот говорит, ну что ты, мол, такие дела делаешь, а плачешь. Мустафа отвечает – от того, мол, плачу, что долг на мне останется. (В смысле. Не смытая кровь, что-ли?).
Ладно, мол, говорит Цоппелей. Бог решит. Перевязял ему раны, обустроил. Потом пришел просить у хозяев башни выдать ему Мустафу. Те никак. Но все-таки добился.
И снова. С миром, мол, иди. И вот тебе мое слово. Сегодня прощаю. А дальше кровники мы. И буду искать крови.
Еще что-нибудь?- спросил.
Мустафа попросил его побрить, и все такое. А то, мол, Чегемцы испугаются меня. Тот все выполнил, вычистил. И отправил.
Пришел Мустафа в свой Чегем. Ну, тут все как бывает. Возвращение!
Пришел в себя. Люди порадовались. И тогда он послал к Цеппелею. Мол, а теперь пусть как народ решит.

(Последняя фраза потрясла меня, и я не знаю точно ли перевожу. Вроде народ (он же самый мудрый) решил все как надо. Как Бог повелел. И Цеппелей получил что должен был получить. В общем, ужасно все это. И благородство, и жуткость. И все такое. Но таков Кавказ).




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 267
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.13 11:00. Заголовок: Is-tina не очень пон..


Is-tina не очень поняль откуда взялся Урусбити Чепеллеу, это получается Урусбиев Чеппелеу: балкарец. А что он делал в Сванетии?))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.13 11:24. Заголовок: А может это Суншев Ч..


А может это Суншев Чёпеллеу Орусбиевич ? Кстати ,причина его переселения на Баксан известна ?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 1035
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.13 13:53. Заголовок: Умар пишет: А может..


Умар пишет:

 цитата:
А может это Суншев Чёпеллеу Орусбиевич ? Кстати ,причина его переселения на Баксан известна ?

Да известна, баксанцы попросили, из-за того что - нет бия, нет эля.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1036
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.13 13:57. Заголовок: Is-tina пишет: Инте..


Is-tina пишет:

 цитата:
Интересно, а могли дигорцы себя называть асси? Что-то мне Устур Асси - тоже не нравится

Нет, дигорцы себя так не называли, кроме того, что некоторые фамилии говорили - "мы родом из Ассии" (Къарачая и Балкарии). Устур Асси, в данном случае селение - Уллу Малкъар, сейчас Верхняя Балкария называется.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 269
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.13 14:09. Заголовок: Умар пишет: А может..


Умар пишет:

 цитата:
А может это Суншев Чёпеллеу Орусбиевич ? Кстати ,причина его переселения на Баксан известна ?


он же кажется прибегал к услугам к сванов против Атажукиных? тогда более логично, почему он оказался в Чегеме. Хотя вариант с тезкой никуда не исчезает))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 776
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.13 15:14. Заголовок: А мне почему-то каже..


А мне почему-то кажется, что все дело в кровной мести. Она же была сильным фактором в уходе людей из своих мест?
Но в тексте он совершенно определенно появляется впервые только "на той стороне". И столько благородства проявил просто демонстративно. Подчеркивая этот момент. И все делал по "личной инициативе", вне связи с тем окружением. И лечил, и выпрашивал его у хозяев крепости (Уотарта).


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 270
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.13 16:51. Заголовок: Is-tina пишет: А мн..


Is-tina пишет:

 цитата:
А мне почему-то кажется, что все дело в кровной мести. Она же была сильным фактором в уходе людей из своих мест?
Но в тексте он совершенно определенно появляется впервые только "на той стороне". И столько благородства проявил просто демонстративно. Подчеркивая этот момент. И все делал по "личной инициативе", вне связи с тем окружением. И лечил, и выпрашивал его у хозяев крепости (Уотарта).


не могу ничего конкретно про этот случай говорить: по понятным причинам отсуствия знаний про этот сюжет, должных. Но вообще, да. Много людей, например переселялись из-за нее в Балкарию, Карачай из тех мест где кровная месть месть была развита дольше и сильнее. В Кабарде, Карачае и Балкарии, сильная княжеская власть ее не слабо ограничивали.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1040
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.13 19:47. Заголовок: огъары учкулан пишет..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
он же кажется прибегал к услугам к сванов против Атажукиных? тогда более логично, почему он оказался в Чегеме. Хотя вариант с тезкой никуда не исчезает))

Почему ты постоянно такие варианты высказываешь? Чегемцы против баксанцев воевали. Чегемцы позвали в союзники кабардинцев во главе с Атажукиными, наши сванов. Когда сваны и кабардинцы уже устали от упёртости балкарцев между собой - ушли, чегемцы и баксанцы продолжали воевать между собой, и баксанцы победили. Вот так было.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1391
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.13 19:58. Заголовок: Тахир пишет: Почему..


Тахир пишет:

 цитата:
Почему ты постоянно самые тупые варианты высказываешь?


У меня просьба к тебе, Тахир, не допускать оскорбительных выражений в отношении других форумчан! Понятно, что это высказывание не непосредственно в адрес огъары учкулана, а в адрес версии, но высказывание, тем не менее, оскорбительное.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1392
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.13 20:05. Заголовок: Такое ощущение, что ..


Такое ощущение, что со словарем можно без особых проблем перевести приведенные дигорские тексты. Столько уже пришлось заниматься осетинским языком, что немало, как оказалось, знаем об осетинских диалектах.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1399
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.13 12:04. Заголовок: огъары учкулан пишет..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
междметье "араби" в осетинском языке тоже употребляется?


Это арабское "йа, Рабби!", буквально: "О, Господи!".

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 778
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.13 15:02. Заголовок: Albert пишет: Это а..


Albert пишет:

 цитата:
Это арабское "йа, Рабби!", буквально: "О, Господи!".



Да, у нас употребляется, именно как ты пишешь, "йа". Обычно в мужской компании. Где-нибудь там на сходке, в общем в каких-то специфических случаях.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 781
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.13 19:21. Заголовок: Гергокова Лейля пише..


Гергокова Лейля пишет:

 цитата:
дети Чеппелеу24.



Что означает цифра 24 после Чеппелея? И действительно ли тот Чеппелей, которого я так неуклюже может быть перевела из фольклорного материала - реальное лицо? И Вы знаете причины его передвижений?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 782
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.02.13 20:05. Заголовок: Альберт, где-то выш..


Альберт, где-то выше ты писал о возможном легком переводе с дигорского языка. Если, мол, со словарем.
Я этого не заметила, что - «со словарем». Сначала я попыталась. И «нет и нет таких слов» - мне выплевывают он-лайн ответ.
И у меня большие вопросы к дигорскому языку собрались. Он не отсруктурирован, как я поняла. Размашист. Лишние гласные в начале слова, а также в конце. Хотя это и колорит придает немалый. Но язык (алфавит) должен быть как четко отработанные статьи закона.
Иронский – более подтянут. Без излишеств.
А потом в истории отлаживания алфавита вот эти крючки. Завитушки – над буквой. Внизу нее, сбоку и т.д. Все это процесс отлаживания. Но все должно идти к упрощению.

Делать вывод на основании всяческих излишеств букв в словах - о самостоятельном языке (якобы это «скифо-сарматский», иронский же – «аланский»), – я бы не стала. Но так делают наши. На самом же деле, Диалект есть диалект. Смешивать его с основным языком – есть, по-моему, методологический провал!

Не знаю. Доходчиво ли я выразила свои мысли.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 19
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.13 12:19. Заголовок: Is-tina пишет: Что ..


Is-tina пишет:

 цитата:
Что означает цифра 24 после Чеппелея?

Было бы замечательно, если бы количество его детей Но, к сожалению, так как это скопировано мной с работы Кипкеевой Заремы ПЕРЕСЕЛЕНИЯ КАРАЧЕВЦЕВ-УРУСБИЕВЦЕВ [1793-1807 гг.] всего лишь примечание автора "24. Лайпанов Х.О. К истории карачаевцев и балкарцев. Черкесск, 1957. С. 62-66."


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 786
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.02.13 13:44. Заголовок: Гергокова Лейля пише..


Гергокова Лейля пишет:

 цитата:
Было бы замечательно,



Спасибо! А то я подумала,может, там типа король Генрих 1v или что-то такое.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 787
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.13 14:07. Заголовок: Данная ветка называ..


Данная ветка называлась «Осетинский фольклор». Так и выдерживалась. Но теперь она превратилась в карачаевско-балкарские разборки. И я хочу немного выправить положение. Вернуть ветку в её первоначальном замысле.

Сегодня зашла на форум ( внизу указанный). И обнаружила чудесный стих. На осетинском. Кто может, прочитает.


Йу бон мае размае фаеци йу баелццон. Хаестоны дараесы уыд,
"Чи дае, лаеппу?"- бафарстон аез,-"каеуыл фаедзаехсыс дае уд?
Каеимае тох кодтай, аемае цаеуыл? Пырх сты знаегтае, мыййаг?"...
Лаеппу маем мидбылты худгае 'ркаст. Загъта: "Фаеуалахиз знаг"

"Кодтон аез тох"- дзырдта лаеппу-"Цаемаей суом саерибар,
Цаемаей мае адаем ма уа маегуыр, ма уа знаегты даелбар.
Бираетае кодтой махаен аемдзаегъд куы кодтам саерибары зард,
Фаелае куы'рхаеццае и тохы раестаег- бираеты мает уыд сае цард"
..................
Лаеппу фаераст и каедаемдаер, аез та кастаен йае фаедыл, аенкъард.
Йу фарстаен нал ардтон аккаг дзуапп- "чи даен, аегас аеви мард?".

Абу.12.2
Форум Kavkazweb.net


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 292
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.13 14:57. Заголовок: Is-tina по вашим воп..


Is-tina по вашим вопросам: Чеппелеу Урусбиев пришел на Баксан, по причине ссоры с родственникмаи (по ряду легенд). Интересно, что в вашем переводе тоже назван такой человек, возможно это один и тот же, ведь как я понял он был в хороших связях со сванами? А известный Чеппелеу был действительно в хороших связях, т.к. использовал их в борьбе с кабардинцами и чегемцами, кстати

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 788
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.13 21:40. Заголовок: огъары учкулан пишет..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
Is-tina по вашим вопросам:



Спасибо! Меня это интересовало. Как-то мне запал в душу этот образ.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1072
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.02.13 21:40. Заголовок: Is-tina пишет: Данн..


Is-tina пишет:

 цитата:
Данная ветка называлась «Осетинский фольклор». Так и выдерживалась. Но теперь она превратилась в карачаевско-балкарские разборки. И я хочу немного выправить положение. Вернуть ветку в её первоначальном замысле.

Сегодня зашла на форум ( внизу указанный). И обнаружила чудесный стих. На осетинском. Кто может, прочитает.

Пардон. Я всё, не буду здесь оффтопить.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 1416
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.13 21:07. Заголовок: Спор по происхождени..


Спор по происхождению балкарцев Баксанского ущелья перенесен сюда

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 688
Зарегистрирован: 29.08.12
Откуда: RUSSIA, Карачаевск
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.09.13 21:34. Заголовок: я был удивлен http:..


я был удивлен
[ut]http://www.youtube.com/watch?v=F-WDZCZ7ocU#t=84[/ut]


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 3185
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: earth
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.09.13 22:34. Заголовок: Что там, Ханапий?..


Что там, Ханапий?

Пусть лучше ненавидят, чем презирают... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 689
Зарегистрирован: 29.08.12
Откуда: RUSSIA, Карачаевск
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.09.13 22:47. Заголовок: там осетин поет на К..


там осетин поет на Карачаевском, Ата джуртум, я был в шоке ))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 950
Зарегистрирован: 29.08.12
Откуда: RUSSIA, Карачаевск
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.13 19:43. Заголовок: видео..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 26.01.14
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.14 01:17. Заголовок: Ну напереводили с ди..


Ну напереводили с дигорского)))))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 746
Настроение: Даканцааа
Зарегистрирован: 10.04.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.05.14 13:31. Заголовок: http://www.genotree...


http://www.genotree.ru/fam_kubatiev.htm

"...Представители рода Дзайнуковых породнились с другими родами, такими как: Мисаковы, Кудаевы, Адаевы, Бериевы, Боташевы, Дагуевы, Дзоблаевы, Каражаевы, Кульчиевы, Хохоевы, Цомаевы и другие..."



а кто эти Адаевы? Опечатка и имеются ввиду Абаевы? Или может чегемские Адаевы о которых впрочем ничего не известно

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 1830
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.05.14 15:39. Заголовок: Ааа Эльграндов пишет..


Ааа Эльграндов пишет:

 цитата:
а кто эти Адаевы? Опечатка и имеются ввиду Абаевы? Или может чегемские Адаевы о которых впрочем ничего не известно


может есть осетинская фамилия Адаевы?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 747
Настроение: Даканцааа
Зарегистрирован: 10.04.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.05.14 16:47. Заголовок: Да да, может есть та..


Да да, может есть такая осетинская фамилия, в этом случае откуда они и кто были?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 611
Зарегистрирован: 12.05.13
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.14 19:59. Заголовок: Где бы вот это прочи..


Где бы вот это прочитать ?
Асанов Ю. Песня-поэма «Каншаубий» или «Плач княгини Гошаях»

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 2214
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.14 22:39. Заголовок: Умар пишет: Где бы ..


Умар пишет:

 цитата:
Где бы вот это прочитать ? Асанов Ю. Песня-поэма «Каншаубий» или «Плач княгини Гошаях»


китабханада)) интернетде джокъду. мени аны окъугъаным болгъанды. джукъму кёрек эди андан?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 612
Зарегистрирован: 12.05.13
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.10.14 22:51. Заголовок: огъары учкулан пишет..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
китабханада)) интернетде джокъду. мени аны окъугъаным болгъанды. джукъму кёрек эди андан?

Окъургъа излей эдим ,китабханагъа эртде унутханма джолну ))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 826
Зарегистрирован: 29.06.13
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.14 09:22. Заголовок: Надо найти замечател..


Надо найти замечательную легенду, "Легенда об Уд- Дан Одине" называется. Бы опубликован во Франции, на французском языке. А то разговоры идут , а самого текста не показывают.

ЗДЕСЬ на третьей сточке упоминается.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 7363
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.11.14 12:33. Заголовок: кеме пишет: Надо на..


кеме пишет:

 цитата:
Надо найти замечательную легенду, "Легенда об Уд- Дан Одине" называется. Бы опубликован во Франции, на французском языке. А то разговоры идут , а самого текста не показывают.

ЗДЕСЬ на третьей сточке упоминается.

Плохи дела наших оппонентов, если откровенный фальсификат как Иры-Дада публикуют на "Осрадио". Надеюсь, Олег Кудухов знает что делает))))

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/ru/dna/ydna/
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 66 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 27
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет