Окончание "ия" в арабском и русском языках - это заимствование из тюркского. Возможно правильно будет сказать с прототюркского. Где "Ия" - это "уя" - гнездо, нора, местожительство, нора. Россия - это Росс+уя, - родина русов. Башкирия- Башкорт +уя. В арабском Дуния = Тюн +уя. Где "тюн" тюркское - явь, плюс слово "уя" . Дуния - все сущее, мир.
Отправлено: 02.03.15 08:05. Заголовок: Эр, эрке, эркек - че..
Эр, эрке, эркек - человек , мужчина, самец, баловень. Думаю с периода общности r1a1 попал и в европейские языки. К примеру в русском ... Бояр-"бий ер". Может "бай эр", вождь, богач, божий воин. В Европе . Учить- тич. Учитель - тичер. Примеров множество. И везде ЕР пркрасно подходит под понятие человек, мужчина. Более того , думаб в русском языке имеет и "картавый вариант" ер - это окончание ель. Учитель.
Отправлено: 02.03.15 20:49. Заголовок: Кеме, нам надо ветку..
Кеме, нам надо ветку специальную создать для такого рода шуток. Там же и "Кунсткамеру" создадим, куда будем кидать фрические этимологии, сделанные на полном серьезе.
Отправлено: 03.03.15 07:00. Заголовок: Albert пишет: Кеме,..
Albert пишет:
цитата:
Кеме, нам надо ветку специальную создать для такого рода шуток. Там же и "Кунсткамеру" создадим, куда будем кидать фрические этимологии, сделанные на полном серьезе.
тварь. 1. живое существо, создание. 2. бранн. мерзкий, подлый человек.
Имеет корни от тюркского "туар" , "тувар". Где - "туу" - рождаться, "ар" - суффикс. Может быть со времен общности r1a1. Слово попало и в греческий язык, со скифского периода. Кентавр, минотавр. Где "тавр" - туар- тварь. Кен - конь.
Отправлено: 17.03.15 11:02. Заголовок: Кеме подскажи пожалу..
Кеме подскажи пожалуйста если знаеш что за растение ДЖАРАК по дороге на гондарай где начало кубани есть -джалпакъ къол аягъы-джохарлы тала-джохар ясно это вьязь-за тесниной рынджы тар джараклы тала дальше уже гондарй где начало кубани по карачаевской версии(от слияния рек акъ тюбюню суу игондарайны суу) если будеш писать напиши(в ваш заброшенныйкарьер)карачайз -забыл пароль ктоый у вас в обшем бу зат мени хайран этгенди с приветом таулуз
Отправлено: 18.03.15 07:10. Заголовок: Пока не наше..
Пока не нашел "карачаиз". Отвечу пока тут."Джаракъ", как мне объяснили это мягкая высохшая трава, для подстилки под обувь. Другой объяснил, что это любая сорная трава, которая растет сплошной массой.
Я же слышал что не под обувь. а всю ногу закрывали такой травой, это как портянка получалась. В нартском эпосе , к примеру если не ошибаюсь сын Дебета, Алауган за раз одну копну использовал для обуви. Но это чисто что бы показать какой Алауган был большой. Само слово мне ничего не говорит. Похоже на "джара" - полезный, пригодный. Может быть не смотря на свое происхождение как сорная, некультурная трава она пригодна. " Джаракъ"- пригодный.
Отправлено: 19.03.15 23:10. Заголовок: сау бол Кеме
Аллах айтса до осени отслежу говоят же Халджар хансдан чыкъанча это наверно как после увядания луговой травы ДЖАРАК схраняется превратившись в солому потому что его не едят животные -его полно на склонах между ессентуками и подкумком -мара башында-учхул тарда между красногоркой и важным -Халжар баула были В Дуутском ущелии как пишет Лейля уних до сиих пор хлев халджар-получается халджар-джарак -болджар-мурджар -эрде толма бау деб болгъанды -двойнаые плетённые стенки и между ними бла слома(джарак) для зимнего окота (утеплённый) на верное это из этой же оперы -в роде мелочи-говорят оони многом н-пр-р про единство этносов с -древности и ещё хотел узнать (спросить это Къызчыкъдан язык как то не поворачивается) как уних наш салах тартхан и сал агъач -Из немецкрго концлагеря в месте списками умерших( по росьбе писали всё что касемо карачая) карачаевцев поступили трое чисто русских уроженцев сёл -карачай сал -карачай -и карачаевка-воронежской области- слово СЫЛА ( челебий) -по рус -село наше (где есть церьковь-село-где его нет деревня-у коммунистов -клуб есть -село-нету деревня- и кдекс куманикус САЛА-ЦЕРКОВЬ) просто чтоб выяснить как это убратьев иу нас за ответ САУ БОЛ
Аллах айтса до осени отслежу говоят же Халджар хансдан чыкъанча это наверно как после увядания луговой травы ДЖАРАК схраняется превратившись в солому потому что его не едят животные -его полно на склонах между ессентуками и подкумком -мара башында-учхул тарда между красногоркой и важным -Халжар баула были В Дуутском ущелии как пишет Лейля уних до сиих пор хлев халджар-получается халджар-джарак -болджар-мурджар -эрде толма бау деб болгъанды -двойнаые плетённые стенки и между ними бла слома(джарак) для зимнего окота (утеплённый) на верное это из этой же оперы -в роде мелочи-говорят оони многом н-пр-р про единство этносов с -древности и ещё хотел узнать (спросить это Къызчыкъдан язык как то не поворачивается) как уних наш салах тартхан и сал агъач -Из немецкрго концлагеря в месте списками умерших( по росьбе писали всё что касемо карачая) карачаевцев поступили трое чисто русских уроженцев сёл -карачай сал -карачай -и карачаевка-воронежской области- слово СЫЛА ( челебий) -по рус -село наше (где есть церьковь-село-где его нет деревня-у коммунистов -клуб есть -село-нету деревня- и кдекс куманикус САЛА-ЦЕРКОВЬ) просто чтоб выяснить как это убратьев иу нас за ответ САУ БОЛ
Спасибо: 0 Цитата Ответить
Я слышал "Шайтан хансдан чыкъгъанча". )))) Вероятно я ослышался в детстве, правильно, наверное будет как ты сказал "Халджар хансдан чыкъгъанча". То есть получается.... "Толма бау"- это получается помещение для скота, где стенки из двойной плетенка (чалман) , заполненные травой - "Джаракъ". Выходит что "джаракъ " довольно широко использовалось. Просто вырвать рукой , на необходимое себе было крайне мало. Надо полагать, эту траву и косили и заготавливали на нужды строительства. Вопрос стоит что это за трава. Может быть это "мырды ханс". Которая растет на участках с излишней влагой? То есть та же самая трава , но в болотистой местности. Такую траву скот не ест. Обычно некоторые подкидывают соль в такую траву , что бы обмануть скотину.
А мулджар насколько я знаю - это не сам сарай. А помещение внутри сарая- отдельная комната. К примеру, для новорожденных телят или отдельное помещение для ягнят, огороженное и утепленное. Хотя я могу ошибиться.
Отправлено: 20.03.15 08:55. Заголовок: кеме пишет: А мулдж..
кеме пишет:
цитата:
А мулджар насколько я знаю - это не сам сарай. А помещение внутри сарая- отдельная комната. К примеру, для новорожденных телят или отдельное помещение для ягнят, огороженное и утепленное. Хотя я могу ошибиться.
Мулжар у нас - это настил для того, чтобы корова или теленок на нем лежали. Его делают из остатков сена, которые не доедает скот. Остатки называем "мулхар"
Отправлено: 20.03.15 12:11. Заголовок: На верно сделаем так
Старом форуме карачайз в разделе основание страны карачай я как бы вывесил красную тряпку (социолгическую) узнать на сколько интересна нынешним история ибыт прндков результат -ноль-печально! и давайте ребята своии старомодные соображения буду писать там чтоб не встреватьь ине мешать форуму (я не заманиваю -я думаю что 2 форума одно и тоже) там более свободно - К Б язык не изучен вообше-если считать что он изучен -и в чём то есть очень отдадённая схожесть с арабским где смыслы спов построенны из тёх согласных н-пр-р ХМД -означает -ХВАЛА-маХМуД -муХаМаД-ХаМиД -аХМаД -и три гласных А-У-И-попадая в середину- спереди- в конце меняют какбы тон выражения а обший смысл ХВАЛА -На КБ смысл тоже самое из трех звуков (ислючение самые древние-МА -ОЛ -АЛ -и т д ) но он аглюнативный и полный смысл достигается обединением двух смыслов н-пр-р КЪЫР +ДЫШ -естественный луг где къыр -суша+тыш(дыш) -поверхность =къырдыш-КЫРДЫК -КЫР-суша+ ДЫК(гы)-где дыкгы -дефицит =кырдык -не достаточно проросшая зелень (раняя) и основанны на реалиях проведи граблями по сухой земле КЪЫРРР - МЫР -спокойствие -мир-мырды-ни кто не претендует -звук весеннего токованя лягушек МРРРРРР-ЧЫР-ЖИР -шипение расплавленного жира упавшего на головшки (подойти шашлычнику -послушать) и -т -д о чём я ето все правильно по моему бдет сказать мурджар (мур-мыр-спокойствие для души) в кошарах для людей длиний деревянный настил покрытый солмой а с верху кийиз-кошма на чём я вдетстве счасливо спал у тёти къошда -(ностальгия) -ну коенчно для животных то же мне так кажется-
Загаадала ж мне загадку Лейля! значит правильно получается -от куда явился?как с хлева трава!-как о чём то не вероятном -халджардан ханс чыкъанча къайдан чыкъдынг? (удивление) а наша получается искажёною временем- аперим таулулагъа ! ТАК ДЕРЖАТЬ!
Загаадала ж мне загадку Лейля! значит правильно получается -от куда явился?как с хлева трава!-как о чём то не вероятном -халджардан ханс чыкъанча къайдан чыкъдынг? (удивление) а наша получается искажёною временем- аперим таулулагъа ! ТАК ДЕРЖАТЬ!
В осетинском языке хæдзар - "дом, жилище, главное помещение, где горит очаг", а в балкарском языке халжар - "крытый загон для скота".
Сынджыр - это не просто цепь . Это Мировая Ось. Этимология. "Сын" (шын) - смирно, стоя, "сын таш" - надгробный камень. " Джыр"- просекать, прорывать. Сынджыр - это просекающая ось. В Учкулане "была " такая Цепь. Висела с неба. Тейри Сынджыр. Этот сынджыр и вершил суд над людьми. Ему приводили преступников. Только схитрил однажды один бедняк . Ему удалось обмануть самого Тейри цепь исчез- ушел в небо. Аналогичную функцию связи с Тейри выполняли и другие Небесные оси. Это в Балкарии дерево Раубазы и в Хурзуке "Джангыз Терек", срубленный во времена революции неким Джукакаевым. Окончание "Джыр" в слове джыр - означает еще и песню . Песня в начале начал своего появления - это молитва - "просекающая" дорогу к Богу.
Отправлено: 11.04.15 07:30. Заголовок: Над очагом висела на..
Над очагом висела надочажная цепь (от сынджыр), глубоко почитаемая у многих народов Кавказа. Она олицетворяла родной очаг, с нею были связаны культовые обряды. Немаловажную роль от сынджыр играла, в частности, в свадебном ритуале. Прикосновение к ней новобрачной считалось как бы ее заявлением о готовности слиться с семьей, в которую она вошла как невестка и жена
Разумеется, тут этимология не приводится да и вряд ли будет другие этимологии, кроме которой что привел я. А так упоминается ритуальное значение цепи. В принципе, цепь самая непрактичная вещь в хозяйстве. И тяжелая и дорогая , в общем ни на что не годная. Есть веревки любого вида и размера. Цепь и на сегодняшний день , когда стоимость его не имеет значения несет чисто декоративную функцию. И надо полагать, в начале своего появления нес именно культовый смысл. На это имеется и прямое указание - фольклор ""Сынджыр терени къорагъаны". ТО есть имеется в виду "Мировая ось". Как я сказал выше, Мировая ось у нас КБ были "Джангыз терек", "Раубазы", "Сынджыр тёре". Был еще не практиковавшийся у нас и общетюркский "Темир къазакъ" - "Железный Столб"- Полярная Звезда. Все перечисленные "оси" не были культами для поклонения , а были лишь медиаторами между Богом и людьми. Скорей всего это у нас от дотенгрианских верований.
Есть ДЖЫДЖЫМ есть ДЖИБ (кожанный ремень) оба если смотать через руку на иплечо (по правилу) перегибаются образзуя полукруг -Вотличие СЫНДЖЫР переломляется на звеньях СЫНДЫР- СЫНД+Ж+ЫР те сынджыр- а кто такие персы-иран ? целиком усеянные тюркскими топонимами кто там - плавил медь-золото -сталь -что за река КАРАЧАЙ в начале спокойного течениякоторго город КЪУМ как иКЪУМУШ на кубани -столица-тегеран-перекрёсток 4-х направлений -на каспий -через прогалину на эльбурсе -джунгарию-турцию-песидский залив-по нашему ТЕГЕЙ-простой-РАН-путь-проход- и сегодня геостраегический важный район кто их только не прочёсывал-остались только горные таджики -как иКБ -под эльбрусом мне так кажется-
Отправлено: 13.04.15 16:54. Заголовок: фолькс пишет: Есть ..
фолькс пишет:
цитата:
Есть ДЖЫДЖЫМ есть ДЖИБ (кожанный ремень) оба если смотать через руку на иплечо (по правилу) перегибаются образзуя полукруг -Вотличие СЫНДЖЫР переломляется на звеньях СЫНДЫР- СЫНД+Ж+ЫР те сынджыр- а кто такие персы-иран ? целиком усеянные тюркскими топонимами кто там - плавил медь-золото -сталь -что за река КАРАЧАЙ в начале спокойного течениякоторго город КЪУМ как иКЪУМУШ на кубани -столица-тегеран-перекрёсток 4-х направлений -на каспий -через прогалину на эльбурсе -джунгарию-турцию-песидский залив-по нашему ТЕГЕЙ-простой-РАН-путь-проход- и сегодня геостраегический важный район кто их только не прочёсывал-остались только горные таджики -как иКБ -под эльбрусом мне так кажется-
Интересная этимология! Вероятно она и будет верной. А в Персии (ныне Иран) 35 000 000 тюрков. Примерно. И не вчера они туда попали. Слово могло кочевать туда и обратно с людьми.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет