On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа

АвторСообщение
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 90
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.16 19:58. Заголовок: Путешествия Гюльденштэдта, Палласа, Райнегса, Клапрота и других на Кавказ


Предлагаю обсудить указанных иссследователей Кавказа, личности данных путешественников, их книги о Кавказе, а также толкование географических, этимологических и других сведений.
На это меня сподвигло то обстоятельство, что неискушенному историку-любителю затруднительно разобраться во всех этих немецких фамилиях и огромного количества книг, выпущенных по результатам их поездок.



Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]


Abrek
постоянный участник




Сообщение: 368
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.04.16 15:55. Заголовок: Может Джеганаз , ес..


Может Джеганаз , есть река или только район еврейский так называется...еще может быть типа джилга су

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 9929
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.04.16 17:33. Заголовок: Abrek пишет: Может ..


Abrek пишет:

 цитата:
Может Джеганаз , есть река или только район еврейский так называется...еще может быть типа джилга су

Джеганас - это речка в первую очередь! А еврейский поселок там был в низовьях речки Джеганас, а карачаевский аул - в верховьях.

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 1 
Профиль
Сары





Сообщение: 79
Зарегистрирован: 09.05.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.04.16 17:39. Заголовок: Этокский памятник



 цитата:

Этокский памятник (Этокская статуя, Статуя Дука-бек, Монумент Буса) — гранитный памятник высотой 2,65 м, покрытый рисунками и резными надписями. Время создания — IV век н. э. Памятник был обнаружен справа от дороги Нальчик-Пятигорск, у нынешнего селения Этоко. В 1881 году монумент был перевезён в Москву в Исторический музей, где и сейчас находится в 12 зале.
Первым памятник был обнаружен и описан немецким путешественником и естествоиспытателем Иоханом Гюльденштедтом. Он путешествовал по Кавказу в 1771—73 годах. В мае-июне 1773 года он увидел и описал памятник на берегу реки Этоко — правого притока Подкумка. Изваяние воина стояло на кургане, рядом вытекал источник, и проходила дорога. Рисунок памятника, вместе с подробным описанием, он опубликовал в своей книге «Reisen durch Russland und im Caucasischen Gebürge». Гюльденштедт воспроизвёл руническую надпись Этокской статуи и дал подробное описание монумента. Затем рисунок был повторен в книге графа Яна Потоцкого «Путешествие в Астраханские и Кавказские степи» (Т. 1, Париж, 1829).
Канцлер граф Николай Румянцев — основатель знаменитой Румянцевской библиотеки, неоднократно совершал учёные поездки по губерниям России. Летом 1823 года он ездил с научной экспедицией по окресностям Пятигорска. В своём письме от 23 июня 1823 года митрополиту Евгению Болховитинову Н. Румянцев дал подробное описание памятника: «Монумент состоит из одного гранитного камня вышиною в 8 футов и 8 дюймов. Очень грубо изображает человеческую фигуру с руками до самого пояса, а ниже пояса видна надпись. Она тем более интересна, что начертана на неизвестном языке буквами, составленными частью из греческих, а частью из славянских. После подписи высечены разные грубые фигуры. Одна изображает двух рыцарей. Лицо у статуи похоже не на монгольское, ибо нос длинен, и не на черкесское, будучи слишком кругло. Но что всего любопытнее и что может привести к разным заключениям, то это изображение маленького креста, находящееся на задней части воротника».




Взято отсюда
Насколько я знаю, осенью прошлого года в Пятигорске под Машуком была выделена площадка для установки точной копии этого памятника. На какой стадии сейчас - мне неизвестно...

Истина всегда где-то рядом... Спасибо: 1 
Профиль
фолькс



Сообщение: 381
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.04.16 18:58. Заголовок: Спсибо !брат- всё по..


Спсибо !брат- всё понял.Только по нашему это будет ЧУЧХУР СУУ -водопад - чучхугъан- от ковырять место падения образуя углубление- что мы сегодня называем СУУ СККИРТМЕ или просто СЕКИРТМЕ . от сюда и чучхуу- чочха- рус. чушка -свинья (какой то разновидность) и -т-д-

Спасибо: 0 
Профиль
фолькс



Сообщение: 382
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.04.16 19:12. Заголовок: Да и ещё- ДУКА не з..


Да и ещё- ДУКА не знаю вот ДУГУ- очень распрастранённое у нас до последнего времени имя муж. ДУГУ БЕК

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 369
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.04.16 23:45. Заголовок: насчет Дукабека не з..


насчет Дукабека не знаю, по мне азиат изображено како то бек похороненный по христианскому обычаю. Известно что на нем написано?
Не знаю кто этот персонаж пока не встречал такого имени. Возможно это не правильно записанная интепретация..хотя трудно вроде тут ошибиться.
Я поддерживаю версию о несторианстве алан. Несторианские храмы были в Кашгаре и вообще у уйгуров довольно сильное распростронение получило христианство. Ну и конечно Мерв и митрополит Илия ("Одним из известнейших на Востоке христианских проповедников того времени был митрополит Мерва Илия (ср. VI века), активно обращавший в веру тюркские племена, включая их правителей. Его труды пользовались большим авторитетом в христианской среде Востока и Запада. И в историю этот епископ вошел как «апостол тюрок»ни отсюда ли в фольклоре присутствует Элия).

Спасибо: 0 
Профиль
фолькс



Сообщение: 383
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.04.16 13:05. Заголовок: Да вдетстве моём ещё..


Да вдетстве моём ещё было популярно Я хызыр ильяс сен болуш- О хызыр ильяс помоги- хызыр ильяс нёгеринг болсун-да будет хызыр ильяс с тобой и близнецам давли имена Хызыр и Ильяс - старшие верили в серьёз для комсомольцев был прибауткой в последствий забыт- как бы советник попавшим в экстремальные ситуаций по рассказам появлялся ниоткуда дав совет, исчезал в некуда - не последуюшая ли аналогия КЪАРЧА у язычников овцеводов -къырчы который привёл адурхая,науруза,будияна 3-клана в карачай к анклаву полуязычников со временем метаморфирван в личность. и думаю эти трое ушли с обжитых мест по идейным соображениям( это мой ответ на то от чего" бежали" -чем хотят унинизить и сочинить нам историю некоторые- и ни какие не изверги и не и трусы- трус на такие поступки не осмелится ) как и староверы в своё время.из этой же оперы Орусбийлары-ОРусБИЙ -(полная версия бий земледельцев)-снялся с каких то благодатных земледельческих мест и перехал Басхан-

Спасибо: 0 
Профиль
Аття



Сообщение: 51
Зарегистрирован: 16.01.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.04.16 16:51. Заголовок: фолькс пишет: Я хы..


фолькс пишет:

 цитата:
Я хызыр ильяс сен болуш- О хызыр ильяс помоги- хызыр ильяс нёгеринг болсун-да будет хызыр ильяс с тобой и близнецам давли имена Хызыр и Ильяс



тебердичимисе?

Спасибо: 0 
Профиль
Сары





Сообщение: 80
Зарегистрирован: 09.05.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.04.16 17:54. Заголовок: О Дука-Беке (с 13-й ..


О Дука-Беке (с 13-й минуты) и не только...

https://www.youtube.com/watch?v=WWttvIo8agE

Конечно фильм преследует свои цели, но все же...
Русколань - Русы и Аланы?
Кяфарское ущелье - ущелье неверных или христиан?
Басхан (Баксан) - это Бас-Хан или Баш-Хан или Бус-Хан или Дука-Бек или Урус-Бий (не родоначальник Урусбиевых)?
Реальные потомки кавказских славян-русов - карачаевские I2a?
фолькс пишет:

 цитата:
Да и ещё- ДУКА не знаю вот ДУГУ- очень распрастранённое у нас до последнего времени имя муж. ДУГУ БЕК


Младшего брата моего прадеда, жившего в Учкулане в XIX-м веке звали Докка. Насколько это имя было тогда или ранее распространено - не могу судить...

Истина всегда где-то рядом... Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 9932
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.04.16 21:26. Заголовок: Сары пишет: Басхан ..


Сары пишет:

 цитата:
Басхан (Баксан) - это Бас-Хан или Баш-Хан или Бус-Хан или Дука-Бек или Урус-Бий (не родоначальник Урусбиевых)?

Урусбиевы - потомки безенгийских Суншевых (Сюйюнчлери). Надо бы только Суншевых из Киргизии протестировать!

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
Профиль
фолькс



Сообщение: 384
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.04.16 10:50. Заголовок: Джашла-джашла! очень..


Джашла-джашла! очень мног писанины ещё больще читанины=лабиринт-на все это ответ дома здесь -мессопотамский УР--сУРия у семитов ИР-ИРак ИРан И(е)Р-ихон у нас УР-УРунъан-рабочий- ОР-ОРгъан-жатва-ОРакъ-серп-сугъ(а)Оргъан-полив от сюда и ОРошение-О(а)Рыкъ-канава поливнаяи-и-т-д ОРакъ ауул КЧР-Урус и ачхой Мартан -ОРусланы тийре(самый благодатный пятачок для земледелия с оросительной сетю канав в Б -Карачае отсюда и фамиля оруслары)- Арал=ОРал тенгиз -междуречье Аму и Сыр дарий и ОРус хан и золотая ОРда где в ОР+золото золотые рудники в Узбекистане (действуют иныне)-АРис-киргизия-ОРенбуг -Орск-ОР ша-очаги развитого земледелия-самий крупный северное причерноморье 25%мирового чернозёма -от сюда и ОРуслула-(русские) земледельцы всего не перечислить- и ЭР-мужчина-работник кормилец-ОР-обшетюркскре слово и вряд ли отышется связь УРУС ХАНА (хан по азийятский)и ОРУС БИЙ (бий местный Кавказ-)

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 372
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.04.16 15:45. Заголовок: орайданы унутмагъыз ..


орайданы унутмагъыз ☺



Спасибо: 0 
Профиль
фолькс



Сообщение: 385
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.04.16 18:32. Заголовок: Абрек! ожидал как бу..


Абрек! ожидал как будто знал-У других некавказских тюрок нет многоголосицы -ОР в данном случае-жатва АЙ-месяц ОР+АЙ=меся цжатвы-и песня- пожеланий в весеннем сабантое с припевом-ногоголосицей(эжиу) ОРАЙДА-т -е про конечный резудьтат .Скажу больше скорбная песня Э. Къанамата -ООЙ_РИЙРАУ_рира-ООЙ РИЙРАУ рийа ОЙ рира -припев-теперь ОЙУЛГЪАН-разрушенный-ОЙСУРАГЪАН-обморк-(полусмерть)ОЙРАГЪАН убийство-ГОЙРА-убийца-и Геродотовский ОЙРПАТА- совр .ОЙРаБ+АТхАн-(где атхан-свершившееся окончательно- ууатыбмы атдынг?- разбил в дребезги?вот куда ведёт язык- ане ковыряние в словарях)и от ОЙУЛГЪАН ныешнеяя -
метоиорфоза-ЁЛГЕН-ЁюЛГаН-( АЛЛАХ сакъласын барыбызны да ол затдан) ирония?-воля божья и ваша!
АТдЯ- я БОМЖ-

Спасибо: 0 
Профиль
огъары учкулан
moderator


Сообщение: 2932
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.04.16 19:22. Заголовок: фолькс пишет: Абрек..


фолькс пишет:

 цитата:
Абрек! ожидал как будто знал-У других некавказских тюрок нет многоголосицы -ОР в данном случае-жатва АЙ-месяц ОР+АЙ=меся цжатвы-и песня- пожеланий в весеннем сабантое с припевом-ногоголосицей(эжиу) ОРАЙДА-т -е про конечный резудьтат .Скажу больше скорбная песня Э. Къанамата -ООЙ_РИЙРАУ_рира-ООЙ РИЙРАУ рийа ОЙ рира -припев-теперь ОЙУЛГЪАН-разрушенный-ОЙСУРАГЪАН-обморк-(полусмерть)ОЙРАГЪАН убийство-ГОЙРА-убийца-и Геродотовский ОЙРПАТА- совр .ОЙРаБ+АТхАн-(где атхан-свершившееся окончательно- ууатыбмы атдынг?- разбил в дребезги?вот куда ведёт язык- ане ковыряние в словарях)и от ОЙУЛГЪАН ныешнеяя - метоиорфоза-ЁЛГЕН-ЁюЛГаН-( АЛЛАХ сакъласын барыбызны да ол затдан) ирония?-воля божья и ваша! АТдЯ- я БОМЖ-


просто привев-возглас "орайда" местный, кавказский. материальная и духовная культура карачаевцев и балкарцев не на 100% тюркская. пока это признать и тогда будет все проще. а то странно получается, кавказский субстрат был достаточно мощен, чтобы сделать Кбцев кавказоидами, но при этом никак не отразился ни в каких иных характеристиках этноса

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 9934
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.04.16 19:28. Заголовок: Фолькс, лучше свои э..


Фолькс, лучше свои этимологии тебе в своей теме приводить)))

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 373
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.04.16 21:25. Заголовок: http://alanla.forum..




Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 374
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.16 01:04. Заголовок: ..


Провинция Басиания/Basiania или Басиана/Basiana

"Она занимает чать альпийских гор у Малки, Терека, Аргудана или Аргуна до Кубани и граничит на востоке с Осетией, на юге с Грузией, Имеретией и Сванетией, западнее с Апхазией, севернее с черкесами.
Жители точно тюркского происхождения и также их язык ногайско-тюркского диалекта. Этот (язык) не перенят, так как окружающие народы говорят на совершенно других языках. Предположительно они переселились в эти безопасные горы, чтобы избежать преследования врагов. Различные районы/distrikt говорят на мало друг от друга отличающихся говорах ногайско-тюркского.
Района этой части гор и народы:
1. Malkar по басиански, Balkar по черкесски, собственно Basiani по грузински.
Меньшая часть живет на Аргудане, большая на Череке притоке Терека. На востоке у них осетинские дугоры, на юге имеретинская Рад(ж)ша, на севере часть большой Кабарды, называемая Кашка-Тау.
2. Бизинге/Bisinge или Бизниге/Bisnige на Череке/Tscherek. Насчитывает около 100 семей.
3. Хулам/Chulam также на Череке. Примерно с таким же населением. Население обоих районов проживает в небольших деревнях/аулах.
4. Чегем/Tschegem по грузински Джики/Dshiki. Его жителей зовут Чехи/Tschechi. Он занимает всю верхнюю горную часть Баксанской реки Чегем/Tschegem и его притоков. Насчитывают около 360 семей в десяти аулах. Улу-Эльт/Ulu-Elt — главный аул и расположенный ниже на Чегеме и вверх по реке, Мимала/Mimala, Тобенинжил-Бердеби/Tobennischil-Berdebi, Аче/Atsche, Чеге/Tschege, Кам/Kam, Орсундак/Orsundak, Булунгу/Bulungu, Джерлиге/Dsherlige, хутор Устоширл/Ustoschirl.
Грузинское название Джики/Dshiki похоже является Зихией/Zichia Константина. Можеть быть это часть проживавшего здесь в то время на равнине народа , который позже переселился в горы.
5) Карачай/Karatschai по басиански, Черкесы зовут их Каршага/Karschaga, грузины же их страну Карачагети/Karatschagethi и жителей ее Кара-Джики/Kara-Dschiki.
Он находится в истоке Кубани и имеет абазинский район Башильбай на западе и Сванетию на юге. На востоке Чалпак отделяет их от кабардинцев на Баксане. На Чалпаке истекают Малка и Кума.
6) Баксан/Baksan. Все басиане были раньше подданными правителей Грузии, при которых они стали христианами греческой конфессии, откуда еще несколько старых церквей в этих районах, празднование воскресенья, держание большого поста. Некторые такие церкви имеются в районе Чегем у Улу-Эльта, возле которой беременные женщины обет/зарок/торжественное обещание дают и праздично съедают мясо жертвенного животного. Неизвестно об идолопоклоничестве или многобожии, а верят просто одному богу, дающему всему блага. Все чаще и чаще они становятся мусульманами, нет у них однако ни мечетей ни мулл.
Сейчас они никакого отношения к грузинским правителям не имеют, частично из за их (правителей) политического ослабления, а другая причина в том, что их страна/земля находится между высокими и снежными дикими горами и районом Сванети . От Они в Имерети до Чегема 2 дня пути. Еще приходят малкары с грубой тканью, овчиной и т. п. на базары в Они и Раджу. Больше же у басиан отношений с кабардинцами, так как различные басианские районы выплачивают подати различным кабардинским князьям. Принято что одна семья дает в год одного барана.
Кабардинцы властительны , зимой же басиане пасут свой скот на кабардинских территориях, вследствие чего им приходится подчиниться. В Кабарде при необходимости приобретают соль, хлопчатобумажную ткань, холст, и сафьян. Торгуют же грубой тканью, войлоком, рожью, ружьями, шкурами куниц, серой, которую у Устожирла добывают и из нее порох делают.
Распространенные имена у басиан: Мухамет, Мусласали, Девлет, Хамсо, Келемет, Басмурза и более татарские.
В предисловии напечатанного в Берлине Катехизма считается, что несколько лет назад, по другим данным в 1480 году, моравские братья, уходя от преследований «родственных религиозно» римлян, скрылись в этих горах . Похожесть названия бохемцы, цехи с Чегемом и имеющиеся следы христианства могут служить этому подтверждением. Я считаю это невозможным, и что Чехем /Tschechem это тоже тоже что и Zichen Константина или грузинское Джики. Богемские братья сохранили бы и богемский язык и не сменили бы его на тюркский, в котором нет аналогий со славянским."

Абхазы/Abchasi Апхазети/Apchaseti или Abasa /Абаз(c)а.

Грузины называют эту кавказскую провинцию Апхази/Apshasi или Апхазети/Apchasethi, так же они называют ее жителей, которые себя именуют Abasie/Абаз(с)и; черкесское название абаза/Abasa. Этот как известно Абазгия/Abasgia Канстантина; Имена Папагити/Papagithi и Алалети/Alalethi совпадают с Папаги/Papagi и Алани/Alani Константина. Такие назания, как подтвердили и грузины, долдны носить абазинские районы, сведений о которых я однако собрать не смог.
Абаза занимает высокогорья и склонов кавказских гор у Черного моря на западе до устья Кабети или Кабути, на севере Черкессии, на востоке Кахетии и Сванетии и на юге грузинские районы.
В древние времена страна имела своего правителя, который в грузинских источниках назван Aпхус-мепе/Apchus-mephe. После долгое время под грузинским королями, которые себя королем Абхаси и Картли ( Abchasetissa da Karthlissa Mephe) называли.. Под этим правлением было введено греческое христианство и в Bytschwinta/Бичвинта был даже патриарх, в Мокви/Mokwi и Дранде/Dranda епископы. В последующем они освободились от грузинского правления и до сих пор без общего руководителся. Некторые районы признали турецкую власть, а некоторые подданные черкесских князей. Их князья обеднели, вследствие чего выбирают себе районных старшин или предводителей, которые часто конфликтуют между собой.
У них, также как и у других кавказцев христанство исчезло, но как и у многих кавказских народов не сменилось другой религией. От прежних христианских обычаев кроме каменных церквей и их руин также сохранилосб соблюдение большого поста, празднование воскресенья не через богослужение, а через избежания всяческих дел. Нация имеет еще Калтакоса/Kaltakos , который живет при одной каменной церкви, который безукоризенными обычаями живет и особенно воздерживается от употребления мяса.
У абхазского или абазского и черкесского языков «одна мать», однако они различных говоров/наречий, что не везде можно найти и родство. Говоры югозападных, северозападных и северовосточных районов также отличаются друг от друга.
Абхазы довольно миролюбивы и если и становятся воинственны, то лишь для того чтобы отомстить. Такая группа воинственных собирается под старым дубом и говорят:»мы идем против врагов (называют имя), дай нам ловить, дай нам убивать.» У них ружья и сабли, но также лук и стрелы. В последней войне отряд в 3000 абхазов хотел на русские войска напасть, были однако назад отброшены, потеряв 300 человек и 7 вождей.
В домашем обиходе они как черкесы. Одеваются также как они, носят только более короткие юбки. Те которые граничат с Мингрелией носят мингрельские шапочки. Их дома как и черкесские из легких стройматериалов с замазанными стенами; Дома стоят однако не возле друг друга, а как и в Имеретии в лесах разбросаны. Животноводство их главное занятие. Земледелие малоразвито.
Продукты этой страны в основном мед, воск, шкуры лис и куниц, грубые платья и овчины. Первые четыре продаются в Крыму, последние два в Кизляре. Также продают лес в Турцию. Сами же покупают хлопковую ткань, кожу, сафьян. Торговля в основном идет через армянские руки.
Провинция Абхазия делится на три части:
1.Юго-западную, которая занимает прибрежные склоны гор между реками Кубань и Энгури и последней от Мингрелии отделена. К этой части, которая собственно и есть старая Абхазия, относятся районы Chirpit/Хирпит, Tschadshi/Чаджи, Садз/Sads и Аипга/Aipga, которую черкесы общим именем кушхасип/Kuschhasip, то есть Трансмонтанер называют.
Этой частью правят турки с помощью крепости SochumkalaГ где заседает паша обычно избираемый из княжеского рода Мудавио/Mudawio. Прошлый паша был Абай/Abai откуда грузины на свой манер ссаубай/Ssaubai, а затем русские ссабайцы/Ssabaizi вывели.
2.Северо-западная Абхазия включает районы Туби/Tubi, Убух/Ubuch, Schapsich/Шапсих или Schapso Ache и Kokush (нижняя и верхняя шапсо) на Хуадж/Chuadsh и Захи/Sachi и на кубанских притоках, которые с черкесскими районами Бшана/Bshana и Хатукай/Hatukai граничат. У турков есть на Черном море крепость Джочук-кала/Dshotschuk kala, чтобы налзирать за этими землями.
3.Севро-восточные районы составляют третью меньшую часть. Когда еще в прошлом столетии кабардинские князья далее на восток к Тереку переселились, абхазы взяли эти области и были тем самым кабардинскими подданными. Alte Kesek, то есть шесть штук, так как шесть семей/родов насчитывает, лежит между черкесскими районами Кабарда(х)/ Kabardah и Беслен/Beslen на кубанских реках Инджик/Indschik и Уарп/Uarp или Арга/Arga. Районы называют Касильбек/Kasilbek, Трамт/Tramt, Шеграй/Schegrai, Баракайй/Barakai или Бах/Bach с трехстами, Башильбай/ Baschilbai с тысячой семей и Сабар/Sabar.
На эти земли кроме непосредственно тех князей, кто владет ими, имеют притязания также князья соседнего района Беслен; Также не оставили своих прав и потомки «своих» князей Мудавия/Mudawia и Шараша/Scharascha, так что они в постоянных волнениях и стычках живут. Количество их увеличилось в 1769 году благодоря их враждебному отношению к России, вследствие чего генерал фон Медем их жестоко наказал.
Столица района Анакопис/Anakopis раньше Никопсис/Nikopsis. Другие значимые места — Анаклеа/Anaklea- пограничная крепость на Ингури/Enguri против района Одефси/Odefsi;
Бичвинта/Bytschwinta в устье Кабети/Kabeti, Бедия/Bedja, Мокви/Mokwi и Дранда/Dranda,бывшие резиденции бишопа; Иллори/Ilori, Кодри/Kodri, Чоми/Tschomi, Залумка/Zalumka, Зупу/Zupu и Бовудяк/Bowudiak находятся на море, Джанкет хабла/Dshanketa habla большой аул на кубанской реке Пшага/Pschaga, на котором он 20 верст вниз достигает, а также от моря и леса удаленные дома имеет. Их старейшину звали в 1772 году Арсланбек Херсисгукой/ Arslanbek Chersisgukoi.


"Описание Кавказских стран" Гюльденштэдт под редакцией Клапрота 1834.



Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 375
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.16 01:05. Заголовок: ..


Провинция Черкессия или черкесы

"Жители называют себя и страну Адыги /Adigi, турки и татары Черкас/Tscherkas, русские черкесы/ Tscherkessy, немцы Черкассия/ Tscherkassien, а осетины Казах/Kasach, которое возможно во времена кайзера Константина было общее название. Черкесы, осетины и кистинцы, хотя они и различной национальности, из за их общего проживания на Северном Кавказе, очень неопределенно названы русскими горски/Gorsky или Тавли/Tawli, что значит горцы на русском и тюркском соответственно.
Это страна/земля занимает местность на севере Кавказа по долинам у подножия главных гор и предгорий от Черного моря до Кубани и далее на Восток до устья Сунжи. Таким образом граничит севернее с Абхаси и Оссети, западнее с Кистети.
Черкесы особенный народ, который своим языком и другими имеющимися обстоятельствами, кроме их соседей абхазов, ни с кем другим не родственны. Оба народа говорят на одном основном языке, однако на таких различных диалектах, что без упражнения друг друга не понимают.
У них много князей, один сильный аристократ и народ им податен .
Значимые княжеские фамилии: Джамбулат/Dshambulat, Кайтук/Kaituk, Бекмурза/Bekmursa, Мойсол/Moisohl , Каргокин/Kargokin, все в большой Кабарде.
В Черкессии нет общего правителя и их районы не находятся в регулярном сообщении, хотя в стране респуликанский строй. Князья враждуют друг с другом и принимают часто различные стороны. В общем признает страна, особенно Кабарда, русскую власть и князья дают клятву верности, а также в целях безопасности заложников, которых в Кизляре содержат. Однако они очень воинственны и часто приходится снаряжать военные экспедиции для их усмирения. Особенно в прошлую турецкую войну , черкесы как и другие кавказцы, были удержаны с помощью отрядов из собственных сил. Над районами кроме Кабарды имеют также турки некоторую власть, и назначают в связи с этим Сераскира, заседающего в Копиле на Кубани.
Через старания грузинского и русского духовенства , а также царя Ивана Васильевича, черкесы стали греческими христианами, откуда еще частые признаки: каменные церкви, кресты на могилах на Куме и т. д., соблюдение поста некоторыми и прочее. Однако здесь произошло тоже что и в Абхазии. Христианская религия была утрачена. Мусульман стало напротив много, однако нет еще мечетей , школ и много необразованных. Народ живет без религии.
Распрастроненные имена :
мужские — Али, Махомет, Мойсул, Арсланбек, Тему, Хаммурза, Тамасса, Джантемир. Женские — Кенша, Фатме, Тепсике, Кистамар, Дженет.
Среди ремесел животноводство занимает ведущую роль, в основном овцеводство. Их овцы обычные европейские овцы, однако имеют очень хорошую шерсть. У них есть немного красивых лошадей. Шерсть они частично сами перерабатывают в грубую ткань или овчину, а частично продают. Их земледелие ограничено пшеном, которое у них вместо хлеба. Что было сказано о торговле абхазов через армян также относится и к черкесам.
У них нет городов, а живут в больших аулах, в которых дома ни как у абхазов разбросано, а возле друг друга стоят. Дома, какие уже часто описаны на Кавказе из легких материалов с плетенными и мазанными стенами.
Когда им понравится какая то территория из за хорошего расположения, воды, леса и т. п., то покидают они прежние аулы и строят быстро на новом месте.
Районы Черкессии следующие:
Большая и малая Кабарда - занимающие местность в долинах северных склонов до предгорья от верхней Кубани на востоке и до Сунджи и оба они делятся Аргуданом ниже его устья.
Беслен/Beslen на большой Лабе/Laba ischgo ( тюркское Улу-Лаба/Ulu Laba).
Темиргой/Temirgoi на реке Шагваша/Schagwascha.
Мамшах/Mamschach на ней же.
Адимей/Adimei на Пшаха/Pschaha.
Абазех/Abasech выше на Пшаха/Pschaha на запад до Хуадш/Chuadsh.
Бжедух/Bscheduch на Хуадш/Chuadsh.
Хатукай/Hatukai на Пшахупс/Pschachups.
Бшана/Bshana на Хурза/Chursa.
Все эти реки впадают в Кубань."


"Описание Кавказских стран" Гюльденштэдт под редакцией Клапрота 1834.

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 376
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.16 01:09. Заголовок: ..


Провинция Оссети или осетины

"Земля и провинция Ossethi/Оссети занимает часть кавкозского высокогорья по течениям притоков Терека, до Лефскена и южных притоков Куры, Арагви, Ксани, Патары и Диди-Лиахвы, а также Дшедшо.
Эта область имеет на востоке кистинский, на юге грузинский, на западе басианский и черкесский и на севере черкесский и кистинский районы.
Жители делят их землю на разные общества, Гир/Gir или Ир/Ir, Вальв/Walw или Валп/Walp, Хуатан/Chuatan и Херолин/Cherolin. Грузины и после них русские называют их Осси, а их землю Оссети, черкесы и татары однако именуют их Кушха (кости).
Осетины судя по всему остаток бывших половцев и узов, языковые пробы которых и еще популярные у них мужские имена — Итлар/Itlar, Китан/Kitan, Урус/Urus Саба/Saba, Качин/ Katschin, Яансланоп/Janslanop, Кунем/Kunem, Кусток/Kustok, Ченегреп/Tschenegrep, Сурбар/Surbar, Валдуса/Waldusa делают это еще более возможным и что само по себе истории не противоречит. (прим. Клапрота: эта гипотеза не обоснована и ни на чем ни основана). Эти языковые пробы показали, что они свой отдельный язык имеют, но с правильным персидским достаточно родственнен, чтобы «иметь одну мать»; то есть не с тюрским, как считает Тунманн (прим. Клапрота — узы и половцы были тюрками). Когда в 1110 году половцы были биты русскими на Дону, то вероятно оставшиеся, сегодняшние оссетины спаслись в Кавказских горах. (прим. Клапрота -
грузинская история знает осетин еще задолго до рождества христова).
У осетинов есть князья и один аристократ/дворянин , который не был богатым и властным и был весь народ подданными грузинских правителей, пока во время внутренних волнений в Грузии Оссетия снова не обрела свободу, кроме ее южной части. Сегодняшние княжеские фамили Кундахали/Kundachali, Шенат/Schenat , Тагаротаканша/Tagarotakanscha...
При грузинском правлении многие осетины, бывшие грузинскими подданными , приняли христианство. Так же и русские миссионеры в последние 20 лет распространяют религию в районах Тагаур/Tagaur, Куртат/Kurtat , Валагир/Walagir и Нар/Nar. Однако в целом, осетины как и абхазы за исключением некоторых признаков как то, старые церкви,держание большого поста и т. д. при своем вольном и диком образе жизни утратили религию и другая на ее смену не пришла.
Теперь страна разделена на много районов и обществ, которые как сказано, частью грузинским королям и князьям подданы, частью признали русскую власть, частью из них выбранные старейшины руководят, некоторые из последних под властью кабардинских князей.
Однако также и независимые общества не держатся вместе и находятся часто во взаимной вражде.
Это рослые, не высокие, но крепкие , суровые, терпеливые люди. Хотя они далеко от линии и русских войск живут, но из за ограблений и убийств проезжающих/путешествующих из/в Грузию и через налеты и грабежи на Терекской линии себе много хлопот доставили. Время от времени бывают за это покараны и признает тогда русскую власть и передают заложников; если же последние сбегут или умрут и их (осетин) более ничего не сдерживает, то становятся они снова враждебными.
Их аулы, которые от 5 до 50 составляют один район, совершенно как черкесские, большие и малые, такого же типа и также как и черкесские «перемещаются» в другие места. В каждом проживает от 20 до 100 и более семей.
Их ремесла и образ жизни не сильно отличается от черкесских и абхазских.

Осетинские районы

Места жительства/районы осетин, которые себя Мамисон или Мамесон и которых грузины Мапсуони зовут:
1.Сака/ Saka. Вверху на Арредоне Терека и Дшедшо Риона в высокогорье. Поселения этого района: Сака/Saka, где старая церковь, Абайте-кау/ Abaite-kau, Бай/Bai, Сригал/Srigal, Саварах/ Sawarach, Тфхамель/Tfchamel, Ноа-кау/Noa-kau, Пуират/ Puriat, Хусмасуй/Chusmasui, Тфхифе-кау/Tfchife-kau, Шгхеле/Shghele, Хусар/Chusar, Калака/Kalaka.
2.Нар/Nar на Арредоне ниже Сака. Селения: Регах/Regach, Саубин/Saubin, Бабиат/Babiat, Петрет/Petret, Эспе/Espe, Куркунт/Kurkumt, Нар/Nar, Слас/Slas, Синдхисер/Sindchiser, Сирнат/Sirnat, Сасгат/Sasgat, Гор/Gor, Тфхебат/Tfchebat, Вардсе/Wardse, Валсуби/Walsubi, Худисин/Chudisin, Уаркум/ Uarkum, Лессе/Lesse, Поскоми/Poskomi.
3.Саримах/Sarimach на Арредоне ниже Нара. Его селения вниз по реке: Калак/Kalak, Лисери/Liseri, Тли/Tli, Тиб/Tib, Клиат/Kleat, Джомшит/Dshomschit, Милака-кау/Milaka-kau, Серамак/Seramak, Рали/Rali, Джепшена/Dshepschena, Джебар/Dshebar, Тле/Tle, Сука/ Suka.
4.Валагир/Walagir . Нижний на Арредоне, по которому он до черкесского аула Эльмурза/Elmursa растянут. Его селения: Ноа-кау/Noa-kau, Нусал/Nusal, Насигин/Nasisgin, Сгет/Sget, Мазур/Masur, Бад/Bad, Чеба/Tscheda, Гими/Gimi, Холесте/Choleste, Кора/Kora, Унал/Unal, Донефарс/Donefars, Дагум/ Dagum, Тцамат/Tzamat.
Дугор/Dugor или Дигир/Digir расположен на Ирефе или Урухе, левом притоке Терека, особенно на речке Дугор. Говор/Наречие в этом районе Кцорте/Kzorte, Лаваре/Laware, Хаде/Chade, Мизура/Misura, Цамаде/ Zamade, Нешигин/Neschigin, Баде/Bade, Ноак-гау/Noakgau, Хареговерен/ Charegoweren, Тфхамум/Tfchamum, Ифгига/Ifgida, Уйсе/Uise, Камамунта/Kammunta, Мансурака-гау/Mansuraka-gau, Сотате/гауSotate-gau, Галаата/Galaata, Уокасте/Uokaste, Фескал/Feskal, Meschtinouka/Мештиноука, Тауита/Tauita, Тфхебойта/Tfcheboita, Калагте/Kalagte, УаказаUakaza/ , Цакавте/Zakawte, Санкесте/Sankeste, Хуре-гау/Chure-gau, Ферескаттер/ Fereskatter, Кумболате/Kumbolate, Камата/Kamata, Махчиэске/Machtschieske, Тументе/Tumente, Кала/Kala, Иггуни/Igguni, Холассен/Cholassen, Заде-гау/Zade-gau, Джинага/Dshinaga, Гуллер-гау/Guller-gau, Ноак-гау/Noak-gau, Куссу/Kussu, Штур/дугор/Stur-dugor, Ахсергин/Achsergin, Моске/Moske, Шсана/Schsana, Кумбулта/Kumbulta, Наре/Nare, Донифарс/Donifars, Ханаса/Chanasa, Саделеске/Sadeleske, Индаглесгоре/Indaglesgore, Риббанкак-лесгоре/Ribbankak-lesgore.
Районы Хеви/Chewi и Хевсури/Chewsuri , по грузински также Гудари/Gudari.
Два возле друга друга расположенных района на верхнем Тереке, которые также Сони/Soni и Меховани/Mechоwani называют . Жители по грузински хевсури. В Хеви 350 семей. Селения - Голет/Golet , Зудо/Zudo, Гергет/Gerget, Паншети/Panscheti, Арса/Arsa, Кайботени/Kaiboteni, Тоти/Toti, Канопи/Kanopi, Ткаршети/Tkarscheti, Горицихе/Goriziche, где Натсфале/Natsfale или главой администрации был яс/Jasse из семьи Тфхкарсули/Tfchkarsuli, Пхельше/Pchelsche, Сгат/Sgat , Хуртуси/Churtisi, Толгоси/Tolgosi , Мна/Mna, Ноа-кау/ Noa-kau, по грузински Achal sopheli, Сно/Sno, где старейшина Мартиа/Martia из семьи Гудушаурни /Guduschaurni и где горячий источник , Каргуча/Karguтscha, Мигуда/Miguda, Артхмо/Artchmo, Ахал/цихе/Achal-ziche, Степан-Цминда/Stepan-Zminda, Карбани/Karbani, Сиони/Sioni, Коби/Kobi, Уйхат/Uihat, Хомаули/Chomauli, Кистани/Kistani, Гудани/Gudani, Пазалиго/Pazaligo, Рашка/Raschka, Пло/Plo, Гветели/Gweteli, Мигуда/Miguda, Тенчо/Tentscho,Киности/ Kinosti. В одном из этих райнов проживает около 300, а в другом около 350 семей. Среди них также живет много грузин. Оба района подданные короля Картли.
Куртаули/Kurtauli или Куртат/ Kurtat в истоках Пог/Pog
Гуда/Guda на Арагве. Селения: Эрето/Ereto, Хати-кау/Chati-kau, Фалла-кау/ Falla-kau, Иезоите-кау/Jesoite-kau, Иедиате-кау/Jediate-kau, Ноа/кау/ Noa-kau , Мекет/Meket. Подданные короля Картли.
Сапершети/Saperscheti между Ксани и Арагви у Лордсабани. Подданные короля Картли.
Ванати/ Wanati и Тфхамури/Tfchamuri в истоках Ксани. Подданные грузинского эристава Ксани Давида. Их селения назвать не могу.
Ломиса/Lomisa , на левом берегу Ксани нижу Тфхамура/Tfchamur рядос с Сапершети/Saperscheti . Там есть руда. Селения района: Залкаки/Zalkaki, Шмори/Schmori ,Карели/Kareli, Шатакни/Schatakni, Балхави/Balchawi, Сабоети\Saboeti, Хосоети/Chosoeti, Квериети/Kwerieti,Чорчохи/ Tschortschohi, Миделатакари/Midelatakari, Тентат-кари/Tentat-kari, Бешуант-кари/Beschuant-kar, ХарбалиCharbali и Квелдаба/Kweldaba.
Тагата/Tagate, по грузински Тагури/ Taguri или Тагаури/ Tagauri в верховьх Терека, на Кизиле. Селения: Улаг-Шаниба/Ulag-Schaniba, Далаг-Шаниба/Dalag-Schaniba, Кани/Kani, Тумене-кау/Tumene-kau, Даргифс/Dargifs. Принадлежит разным осетинским князьям.
Тирсау/Tirsau или Трусо/Truso в верховьях Терека. Селения: Реси/Resi, Сивравте/Siwrawte, Теп/Tep, Гимара/Gimara, Ноа-кау/Noa-kau, Зозольте/Zozolte, Бурмасеик/Burmaseik, Худзури/Chudzuri, Караткау/Karatkau, Валагденце/Walagdenze, Далак-денце/Dalag-denze, Барс/Bars, Саватис/Sawatis, Сакагорс/Sakagors, Абано/Abano, Кетерси/Ketersi. Он (район) принадлежит княжеской семье эристава Арагви а после его смещения королю Картли. От Коби до Реси полдня, оттуда еще полдня до Сака.
Архоти/Archoti на верхнем Тереке. Селение Achiali и меньшие, в общей слодности около 60 семей.
Макал/Makal осетинское, Комойти/Komoiti грузинское. В верховьях Терека ниже Архоти. Селения: Танши/ Tanschi, Пачагала/Patschalaga, Арзия/Arzia, Лаудшага/Laudshaga, Обнир/ Obnir, Малархо/Malarscho, Гарака/Garaka, Байна/Baina, Багири/Bagiri, Ромпа/Rompa, Пемата/Pemata, Калмикауат/Kalmikauat, Дшариехи/Dshariechi, Осми/Osmi.
Гнуго/ Gnug или Гнуг/Gnug на Патара Лиахве под картлийским королем. Селения: Бехчо/ Bechtscho, Чапаруха/Tschaparucha, Брилл Лачаури/Brill Latschauri.
Гнасур/Gnasur на правой стороне Патара Лиахвы. Картийскому королю подчинен. Там же крепость Сиата/Siata.
Ткупта/Tkupta или Гупта/ Gupta на ручье Tkuptura ниже района Пачур/Patschur. Часть подданные короля Картли, часть эристава Ксаны. Тут же Ципор/Zipor.
Пачур/Patschur , подданные эристава Ксани. Селения Инаури/Inauri, Бисой/Bisoi
Кобаис/Kobais, подданные короля Картли. Лекон/Lekon, Циубани/Ziubani, Адсерис-хеви/Adseris-chewi, Похала/ Pochala, Рехи/Rechi, Уданети/Udanethi, Сом-кари/Som-kari.
Гриа/Gria и Тфхру/Tfchru на ручье Гриа/gria, под королем Картли. Оба включают около 50 деревень.
Джаукоми/ Dshaukomi, грузинское Джавис хеоба/ Dshawis cheoba, на Paza. Подднные короля Картли. Имеется также свой старейшина из княжеской семьи Губилта/Gubilta, откуда и затем Гупта/Gupta , Где живет старейшина Губили швили/Gubilischwili . Шлепи/Schlepi где восемь квартир, старая церковь которая серебром покрытый крест имеет, тогда еще подаренный князем Мачабели/Maschabeli.
Гузала/Gusala, Гверцери/Gwerzer, Зона/ Zona, Коталто/Kotalto, Тамута/Tamuta , которая крайняя картвельская деревня. Крепость Цохо/Zocho, аул Цлепе/Zlepe и другие. Этот район большой, занимает почти всю среднию Лиахву и насчитывает более 1000 семей. Он был грузинской семье Мачабели/Matschabeli подчинен. Однако когда оссетины на него пожаловались, отстранил король Иракли князей и отдал район своему сыну Георгию. Возле Цоны были еще разные деревни, которые однако имеретинские князья Зиреси/Ziresi, Джапареси/Dshaparesi в 1770 году разрушили так как жители не хотели платить подати.
Урс-Твалта/Urs-twalta , грузиснкое Магран-Двалети/Magran-Dwalethi . Подданные эристава Ксаны и то есть Картли. Селения: Эрема/ Erema, Ходс/Chods, два селения Кабуста/Kabusta, Калака/ Kalaka, Тахо/Tacho, Эксемети/Exemeti и некоторые меньшие.
Сцелет/Czelet или Келети/Keleti, под Картли. В районе около 300 семей в нескольких деревнях.
Биртаул/Birtaul около 10 деревень, грузинские подданные.
Сгобир/ Sgobir из сорока семей. Далее следуют Спа/Spa, Джавчкгр/Dshwatschkur, Джомах/Dshomach , Рука/Ruka, Подданные Картли. Старейшина из семьи Томашвили/ Тома/ Toma Schwili ю Далее Гудис/Gudis. Все эти на верхней Лиахве картвельскому королю и его князьям подданы, небольшие и малонаселенные.
Двалети/Dwalethi на Дшедшо Риони в южных альпийских горах, на границе с Имеретией, королю которого район достался после конфискации владений у эристава Рачи. На этот района претендует также и картвельский король. Севернее он достигает лежащего на Арредоне района Мамисон.Селения: Гуйланта/Guilanta, Нударбас/Nudarbas, Джеви/ Jewi, Наксебави/Naksebawi, Коречери/Koretscheri, Квемо/Kwemo, Боджа/Bodsha, Жади Боджа/Didi Bodsha, Кобиата/Kobiata, Мореха/Morecha, Сибатара/Sibatara, Джавис-Тави/Dshawis-Tawi, Матс Хора/Mats Chora, Садснари/Sadsnari, Ткебурта/Tkeburta, Лета/Leta, Срага/Sraga, Кешетта/Keschetta, Самтарети/Samtareti."
"Описание Кавказских стран" Гюльденштэдт под редакцией Клапрота 1834.



Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 377
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.16 15:34. Заголовок: ..


Провинция Кистия и Кистети

" Я называю так часть обществ или районов на северном Кавказе, которые у Сунжи довольно обширную часть главных гор занимают, долины между ними и предгорьем и на западе малую Кабарду, на севере Терек, на востоке терекеменские и лезгинские и на юге лезгинские и грузинские районы имеет.
Жители этих районов живут не миролюбиво, частью в открытой вражде и практически даже те кто на одной реке проживают не держатся вместе. Некторые имеют независимых правящих князей, как например чеченцы; другие без аристократов и выбирают среди себя богатейшего, особенно если они родственны, старейшиной, которому они однако служат настолько насколько считают нужным. Некотореы подданные более сильных соседей, частично податные. Иногда однако обретаю свободу или же под власть других подпадают. Так, районы Вапи/Wapi, Ангушт/Anguscht, Galga/Галга, Карабулак'Karabulak то яхсайским,то оксайским, то кабардинским князьям были подданны. Сейчас они русскую власть признали и заложников дали. Это однако не мешает указанным выше князьям иметь к жителям этих районов претензии.
Грузины называют жителей большинства обществ или районов Кисти/Kisti, откда провинция Кистия/ Kistia или Кистети/Kistethi .
В андийском языке кистин называют Миджегис Бутурул/Mitzdshegis/Buturul Mitzdshegen (народ мизджегов). Так же называют их соседи тюрки и черкесы. Однако понятие кистинцы и мизджеги на Кавказе не равнозначны, а грузины как отмечено называют эти районы под общим названием Кистети, а татары Мизджеги. Однако и татары и грузины ошибаются в перечислении их районов.
Язык этих районов, хоть и различный, частью очень отличающийся говорами, но нельзя не узнать в нем один общий, а жители различных районов/селений также понимают друг друга. Кистинский или мизджегский или как он по имени более отличающегося района называется чеченский язык , как следует из собранных мною языковых проб, ни с одним кавказским языком в частности и ни с одним мне известным в целом языком не схож, то есть совершенно собственный.
Популярные имена у кистинцев: Али, Таштаруква, Герс, Чочш, Эльберт, Шока, Борш, Экаш, Нога, Махамет и женские :Саувалик, Бадиги, Балакай, Тутай, Патума, Джума, Заби, Арагус и другие.
Кистинцы живут в аулах из примерно 20 домой, но по большей части аулы расположены рядом друг с другом, так что их с одной высоты разглядеть можно. В разных аулах имеется каменная башня, в которой при нападениях прячутся женщины и дети, а способные сражаться мужчины, защищаются с верхнего этажа. Их ремесла как и у всех кавказцев — животноводство и земледелие. Один из дополнительных сопосбов заработка — это нападения на соседние районы, где скотину и людей похищают, небольшие открытые войны, во время которых они грабят и сжигают. Они вообружены до зубов. Мужчины видные, рослые, шустрые. Русских, которые проезжают, они грабят не просто в своих раойнах, а на русской земле, на том берегу Терека, воруют людей, скот, лошадей, грабят отдельные нас.пункты. В 1774 годк они разрушили и ограбили станицу Наур прогнали соединения казаков насчитывающих более тысячи лошадей. Если же наступают русские войска превосходящими в пять или более раз силами , то клянутся в верности и дают заложников в Кизляр.
При все грубости и жестокости они сохранили следы христианства, более чем другие кавказские народы. Они верят в одного бога, которого они Дакла/Dakla именуют и неизвестно им о многобожии и идолопоклонничестве. Воскресенье они празднуют также как и абхазы, простым ничего неделанием. Летом один воздерживаются на короткое , а зимой на более долгое время, от поедания мяса (пост). Вся нация почитает одного благочестивого отшельника, который себя Zanin Stag именует (чистый человек) и в высоких горах у одной старой церкви живет и после поста жертвенных баранов освещает. Имеются различные церемонии при рождениях, свадьбах, похоронах. Они как и мусульмане имеют нескольких жен.
В упомянутой церкви могут быть надписи, статуи и в подвале манускрипты, которые могли бы пролить свет на историю Кавказа..
Некоторые из провинций этой земли я могу назвать только по имени, вследствие недостотачной полноты инофрмации.
Ингуши, русское - ингушцы. Так называют себя кисты некоторых обществ, которые в высокогорье возле малой Кабарды, южнее Моздока, примерно в 80 км, в основном вдоль речки Кунбелей(лай) проживают и которых я в 1770 году посетил с русским офицером приехавшим за аманатами. До сегодняшнего дня они практически нечего не известно. У ингушей нет аристократов, однако есть уже некоторое время известные фамилии/семьи: Мазеки/Mazeki, Bosa/Боса, Tschew/Тшев, Pschanuw/Пшанув, из которых они как свободный народ выбирают старейшину и судью. Ранее они находились под защитой кабардинских князей; но через посредничество кизлярских коммадантов, оберста Неймпч сменили этих и приняли защиту России. Их насчитывают около 5000 боеспособных мужчин.
Район (Качылык/Katschilik) Эндре/Endre и Яхсай/Jachsai
составляют собственно говоря так называемый Мизджеги/Mitzdshegi, так как их жители себя так называют. Они расположены между реками Сунджа и Апай или Яхсай, частью вдоль предгорья.
Селения: Бенедат/ Benedat, Белегулар/Belegular, Зулнагол/Zulnagol, Гурдасерал/Gurdaseral, Элерира/Elerira, Ангетирал/Angetiral, Гендугирал/Gendugiral, Дадагирал/Dadagiral, Гинасирал/Ginasiral, Сандаккол/Sandakol, Элмнкирал/Elmnkiral, Тиливол/Tiliwol, Аскуарал/Ackuaral, Бибилот/Bibilot, Кошгелде/Koschgelde, Курчилор/Kurtschilor, Наурузаул/Naurusaul, Алирааул/Aliraaul, Ноимберде/Noimberde, Ойссунгур/Oissungur, Истису/Istisu , называемый русскими горячий/Goretschii. Этот аул находится на Сундже имеет около 500 домов, жители которого опасные грабители.
Ахкингурт/Achkingurt вверху на Сунжу и Кумбелее.
Ардахли/Ardachli на Рошен/Roshen
Вапи/Wapi, осетинское Макал/ Makal на притоке Терека, который возле осетинского села Чим в Терек впадает, между Тереком и Кунбелеем.
Ангушт/Anguscht в большой долине на Кунбелее.
Шалха/Schalcha, которые русские малый Ангушт называют, так как с вышеуказанным общество составляют и следующие селения имеет: Галга/Galga, Тирол/Tirol, Ака/Aka, Бези/Bezi, Вушу/Wuschu, Курхеретсели/Kurcheretseli, Голай/Golai, Ялхор/Jalghor, Зулай/Zulai, Мелер/Meler, Корби/ Korbi, Махши/Machschi, Ахсай/Achsai, Шадгия/Schadgia, Асдар/Asdar, Хайсехи/Cheisechi, Зисди/Zisdi, Паланг/ Palang. Три последних района еще раньше сменили кабадинское подданство на русскую защиту и дали заложников
Чечен/Tschetschen
Занимает местность ниже Аргуна и пустот Сунджи и значительный по площади. Название жителей чеченцы, часто так называют всю кистинскую нацию. У чеченцев есть князья. Правящая фамилия Туркан/Turkan и он с Авар ханом/ Awar Chan родственник.
Князь Ахмед хан/Achmed Chan восстал в 1770 году против России, на был затем утихомирен. Он его старший сын вскорости усмерли. Правящий после него Али Султан/Ali Sultan . Он должен был своего сына в качестве заложника в Кизляд отправить.
Князей Хасбулат /Chasbulat чеченцы убили сами. Нго внуки Хасбулат/Chasbulat, Алхани/Alchani и Татархан/Tatarchan были в 1773 году подростками. Из многих находящихся там селений я могу назвать лишь некоторые:
Чечен/Tschetschen — главное селение, большое, на Аргуне, Хаджи аул/Hadshiaul,почти такой же большой как Чечен, Янгегент/Jangegent, Хаджи аул/Hadshi Aul на Аргуне, Шактери/Schakteri, Шареин/Scharein, Тага/Taga, Докан/Dokan, Атага/Ataga и многие другие.
Атахи/Atachi из таких же селений на Аргуне, которые так называемые атагинские населяют. Их князя зовут Арсланбек/ Arslanbek.
Кулга/Kulga или Джанти/Dfhanti , в горах возле Туши/Tuschi.
Галгай/Galgai , грузинское Гагла/Galga в истоках Асая. В селении Саглаис/Saglais этого общества была большая церковь.
Джанти/Dshanti, Чабрилло/Tschabrillo и Шабет/ Schabet на Аргуне.
Чишрикакер/Tschischrikaker на Рошни/Roschni."

Описание Кавказских стран" Гюльденштэдт под редакцией Клапрота 1834.

Спасибо: 0 
Профиль
Аття



Сообщение: 52
Зарегистрирован: 16.01.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.16 21:51. Заголовок: Шотландская миссия н..


Шотландская миссия на Кавказе была основана в 1802 году, и императором Николаем Первым в 1835 году закрыта. Отделение ее существовало около Владикавказа. После более чем двадцатилетних трудов доктор Хендерсон был вынужден сознаться, что достигнутые успехи чрезвычайно незначительны. Он мило прибавляет: «если мирские заботы о колонии были всецело отданы на попечение благочестивых людей, знакомых с земледельческими приемами и несколько способных и преданных миссионерам, начали бы проповедовать среди магометан в этой области, то можно было бы ожидать значительного уменьшения заблуждений арабского пророка». Как бы то ни было, миссионеры нашли средства устроить печатню и в 1807 году напечатали Новый Завет на старо-турецком наречии, употребляемом горцами и менее испорченном примесью арабского и персидского, чем то, на котором говорят в Константинополе. Без сомнения, существуют копии с этого издания. Сэр Макензи Моллес в своем классическом труде о России описывает свое посещение этой колонии и свою встречу с одним «шотландским черкесом», говорившем на шотландском диалекте, который сообщил ему, что его имя Джон Аберкромби. Если и не удавалось миссионерам обращать жителей в христианство, то по крайней мере они из всех сил старались «ошотландить» Кавказ. Они даже превратили Эльбрус в Ельборрос. Из своего домика на склоне Бештау наши соотечественники могли ежедневно наблюдать, как проходили тени над снегами великой горы, как утренние и вечерние зори окрашивали ее двойную главу, но они не могли приблизиться даже к ее подножию. До 1820 года свирепые племена Карачая препятствовали всякой попытке проникнуть в их дикое местожительства. Академик Абих, писавший в 1854 году, замечает, что ни один путешественник до этого времени не посетил Сванетии. Большая дорога через Дарьял была единственным путем, пересекавшим главную цепь и открытым для торговли.

Источник: Douglas W. Freshfield. The Exploration of the Caucasus. London & New York – 1902. Дуглас Фрешфильд. Исследование Кавказа. Лондон, Нью-Йорк, 1902.
Перевод с английского МОС ТЭУ ВЦСПС. Клуб туристов

Спасибо: 2 
Профиль
фолькс



Сообщение: 386
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.05.16 18:24. Заголовок: Айда аперим,! Хендер..


Айда аперим,! Хендерсон-орден ему! за рараздачу с первых рук по полной всем и по заслугам- не скрывет даже преднамеренные искажения топонимов как некоторые -(здесь помню эдесь чуть-чуть а здесь совсем не помню) - плоды своих вображений от услышанных хрен знает от каких рассказчиков - есть такой человеческий порок пафосно приврать несведущм гостям малость-( даже сегодня)- ну% всего лищь на70- 80-

Спасибо: 0 
Профиль
кеме
постоянный участник


Сообщение: 1512
Зарегистрирован: 29.06.13
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.05.16 21:47. Заголовок: фолькс пишет: Ве..


фолькс пишет:
[quote]`

Великолепно, Фолькс!

Спасибо: 0 
Профиль
фолькс



Сообщение: 387
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.05.16 22:23. Заголовок: ОООЙ- Кеме что я за..


ОООЙ- Кеме что я замечаю в форумах -все ищут великих древних предков и находят -есть в ранге маршалов и ниже- уже нашупывают капитанов дальнего плавания есть шанс найти лётчиков междунароных авиалиний а там и до космонавтов рукой подать -решил завязать с этой" желтзной" пока не съехал с катушек- нет простой прагматики- напишу соё мнение в карачайзе как ни будь ( в толерантном головном форуме ) о киргизах и ассах- и баста! все обыкновенные люди были несчастны по своему во все времена- я так думмаю!

Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 1924
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.05.16 22:40. Заголовок: фолькс пишет: я зам..


фолькс пишет:

 цитата:
я замечаю в форумах -все ищут великих древних предков и находят



Ну, да, Фолькс. Ищут, хотя бы древних. Потому что на себя не надеются. Чем-то же надо ублажать душу.

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 381
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.05.16 23:31. Заголовок: Клапрот в заглавии п..


Клапрот в заглавии пишет, путешествие Гюльденштэдта, полностью переработанное (переделанное) с пояснительными пометками.
Что он там намудрил?

Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 1926
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.05.16 00:02. Заголовок: Abrek пишет: То..


Abrek пишет:
[quote]`


То Паллас переработал и издал. потом Клапрот. Ну как можно чужую вещь "полностью переработать",
Абрек, он так прямо и пишет?

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 383
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.05.16 00:38. Заголовок: Ну как....Is-tina, в..


Ну как....Is-tina, вот Вы оставили мемуары на осетинском, своим почерком, часто во время путешествия Вы делали заметки на ходу. Эти заметки сложились в дневник. И вот сначала Паллас, а затем и Клапрот каждый по своему прочитал Ваш почерк.
Все...предлагаю считать Клапрота простым фриком, наткнулся на книгу, где его конкретно обвиняют в том, что халтурщик и возможно что и не совершал этих поездок по Грузии и на Кавказ в таком количестве, а просто пользовался трудами других писателей.

Спасибо: 0 
Профиль
Is-tina



Сообщение: 1927
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.05.16 10:45. Заголовок: Абрек, насчет доброс..


Абрек, насчет добросовестности Клапрота не только у нас претензии и недоумения. Он, видимо, таким был в принципе. Вот, например, из Бичурина. (Известно, что Бичурин лучший знаток историографии Китая).

Разбор критических замечаний и прибавлений г-на Клапрота к французскому переводу книги: Путешествие в Китай чрез Монголию, в 1820 и 1821 годах 1
«Справедливость требует сказать, что он имеет достаточные сведения в китайском языке; но не быв ни в Китае, ни в Монголии, не знает многих вещей, сведение о которых необходимо для ясности и точности в перевод. Сверх сего, поспешая опередить каждого, идущего по одному пути с ним, он не имеет терпения основательно заняться обозреваемым предметом, и посему необходимо прибегает к предположениям, не имеющим никакого основания. По каким-то причинам в переводе Путешествия г-на Тимковского самые ошибки поправлял новыми ошибками, а нередко вместо мнимых ошибок делал действительные. Итак, французский перевод, предварительно выхваленный самими издателями, никакого не имеет преимущества пред подлинником российским; но жаль, что сей перевод, сверх ошибочных замечаний, еще искажен погрешностями, заимствованными из новой системы г-на Клапрота о мнимых народах Монголии, чем в отношении к истории теряет доверие в просвещенной публике».

Сравнивая с кавказскими материалами, можно подумать, что аналогия присутствует. Между тем. Авторитет и слава Клапрота среди наших историков превосходит все мыслимые и немыслимые степени. "На нем», кстати, построена вся аланская несуразица. Без критического разбора.


Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 385
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.05.16 17:05. Заголовок: Is-Tina, надо замети..


Is-Tina, надо заметить, что вероятно между Клапротом отцом и сыном был конфликт, так как последний против воли первого стал востоковедом и петешественником-исследователем. Возможно Клапрот сын хотел доказать Клапроту отцу, что он тоже чего то стоит и много писал. Отец между прочим знаменитый химик Мартин Клапрот, открыл уран, церий, цирконий. И так сказать на десерт..Клапрот член Берлинской масонской ложи с 1776 года, которая в 1780 году была под сильным влиянием Розенкрейцеров. А Розенкрейцерами был и Райнеггс и Паллас и я не исключаю, что и Гюльденштэдт. Где то я видел записи из дневника Палласа, а может Клапрота?, который записывал всех с кем встречался.

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 71
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет