On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа

АвторСообщение
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 90
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.01.16 19:58. Заголовок: Путешествия Гюльденштэдта, Палласа, Райнегса, Клапрота и других на Кавказ


Предлагаю обсудить указанных иссследователей Кавказа, личности данных путешественников, их книги о Кавказе, а также толкование географических, этимологических и других сведений.
На это меня сподвигло то обстоятельство, что неискушенному историку-любителю затруднительно разобраться во всех этих немецких фамилиях и огромного количества книг, выпущенных по результатам их поездок.



Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]


Abrek
постоянный участник




Сообщение: 201
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.16 20:02. Заголовок: «От Погрипа до Пецон..


«От Погрипа до Пецонта вся местность называется и сегодня Tscherkess Topragi. Раньше кубанские народы были через русских в христианство обращены(?), сейчас же от этого не осталось следа, если только не считать пустые церкви и монастыри где Инджик. Еще две каменные церкви на Кубани и Лабе, имена их и сейча татарам известны. На востоке называют Schoma, на западе Semita. Церкви ими очень почитаемы. Туда никтто не заходит, церковные принадлежности и книги лежат внутри. Они и двери и окна закрыли. Однако они не собираются об ремонте крыши думать. Я очень долго ждал пока появится возможность увидеть книги в церки находищиеся. Наконец один татарин принес мне два (манускрипта): на одном церковный ритуал на славянском языке согласно русско-греческой церкви, другой на греческом языке, содержание которого во многих словах доказывает, что Христос как бог не мог умереть.
Примечание к записи: Эти оба фрагмента теперь в королевском академическом музее в Göttingen.
Татарские муллы еще используют греческий шрифт, когда пишут молитвы для больных. Также и амулеты, без которых татары не садятся на лошадь или же он из своей хижины выходит, также написаны греческими буквами. Но не знают они однако их читать и произносить.»



«В keraunischen горах не редко из земли исходят минеральные источники, такие как нарзан Nardsan. Используются для лечения. Такие источники возле Kabil. Вдоль реки Intschik
еше некоторые такие источники, среди которых один из особенных, его татары Atschi bulak называют.»


«В 1776 году в Баратай обрушилась половина известнякой скалы. Она была почти вся из одного камня. Люли увидели в месте обрушения постронний предмет, который не мог быть камнем. Обрушение скалы, в результате которого несколько домов было разрушено, некоторые пострадали и некоторые погибли, не осталось не замеченным. Горные князья, кубанские и кабардинские дворяне, узнавшие об этом, собравшись решили сами увидеть провал и чужой предмет. Они посмотрели и увидели даже, что предмет был деревянным. Это дерево ни что иное как клад сказали некоторые. Каждый хотел обладать ящиком хотя и не знали каким способом. Высота горы до провала 872 Fuß и отсюда еще до верхушки скалы не меньше 128. Наконец они достигли они высоты и нужно было одного на веревке сверзу в провал спустить. Найти того кто приблизиться к драгоценностям было нелегко, так как не хотели к ним приближаться. (речь о каких то поверьях, что в ящике может быть чей то прах и т. д.) Наконец один доброволец нашелся, который за 250 баранов согласился спуститься и при помощи нового амулета с греческими надписями этот ящик согласился «расколдовать».
Однако они были сильно разочарованы, так как эти остатки дерева оказали ни чем иным, как двумя длинными практически перпендикулярно стоящими деревяшками, которые в двух местах крепкими железными гводями соединены были. Дерево не имело каменных отложений и было очень крепким, что невозможно ножом порезать. После того как они долгое время пролежали на воздухе быстро сгнили. Кабардинский князь Dewlet Kerai Kessaitsch, которому достался гвоздь, показал мне его и сказал что он большая редкость.
Многие в народе мне подтвердили произошедшее. «

Общее историко-топографическое описание Кавказа, том 1. Я. Райнеггс



Спасибо: 1 
Профиль
Ааа Эльграндов



Сообщение: 1389
Зарегистрирован: 10.04.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.16 20:54. Заголовок: Abrek пишет: На вос..


Abrek пишет:

 цитата:
На востоке называют Schoma, на западе Semita.

Чууана бла Сынты?

Спасибо: 0 
Профиль
фолькс



Сообщение: 311
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.16 21:19. Заголовок: восток-кубань азапад..


восток-кубань азапад лаба чуана -север а сынты -юг- как мне кажется-

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 202
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.16 21:23. Заголовок: Ааа Эльграндов пишет..


Ааа Эльграндов пишет:
[quote]` фолькс пишет:
[quote]`

может не совсем точно обороты перевожу, но как мне кажется те которые ты упомянул Ааа.

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 203
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.16 21:25. Заголовок: "Река Арадон ра..



"Река Арадон разделяет Осси от другого племени по имени Badellist, этот народ говорит кроме своего собственного осского языка-диалекта еше и на грузинском.
Бадилл очень знаменит своими роскошными сабляит и ножами. Также здесь производится лучший кавказский табак. Некоторые аулы этого народа лежат на горных речках Саликардон, Баригсау и Ширау, которые в одну реку сливаются, где возле Арадона татарское племя Валагир правый берег этой реки занимает.
Раньше Бадилы были христианами и еще стоит наполовину разрушенная каменная церковь на высокой скале, часть которой усеяна тысячами ям. Интересно с какой целью были высечены эти ямы в скалах. Бадилы их не используют. До многих из них трудно добраться.
Маленькая речка Гарниске отделяет народ Баделл от другого по имени Уйтигур. Некоторые соседи зовут их Тигур, многие же Уйтигур. (в 8-9 веке в Тамани быо племя гунов (Хуннен) под именем Уйтигур. Народ от меотского моря в Италию перешел и там римлянами был бит, также назывался Тигур. Может это остатки того народа.)
Уйтигуры говорят на самом старом известном татарском диалекте и также владеют старогрузинским языком. Здесь также много этих ям в скалах.
На реке Дундурр, которая с Усдом сливается находится Surtghar, черкасская семья, а также другая на правом берегу Уругха по имени Karetschau. На Карданик татарское племя Liogh , а на берегах горной реки Ghirsine также татарские хижины стоят.. В месте где Уругва на север-восток-восток сворачивает племя Вашиле и Тума, колонии Бадиллов. Дальше река поворачивает на север и возле татарского села Шулат впадает в Терек.
На северной стороне баксанских гор живет народ Чиркас, Черкес или Кабардины.
Черкесская легенда: когда жили на черном море часто воевали с Эммеч. Это женщины были, которые всеми черкасскими горами до Агла-Кабака владели.
История другое племени Черкасов , кабардинцев также туманна. Она была записана в 10 веке муллой Фирахеддином и так они считают. Их предок согласно традиции из рода Цинги или Zigeuner , которые раньше в Египте в провинции Купт иди Копте жил, откуда он потом преследуемый бежал. Причина побега послужил князь Сер Акус, который одного арабского князя в ссоре убил.
Цинги состояли из 4 орд. Атху, Адон и Гаресетха пошли в Тракию и Болгарию, Сер Акус пошел в район Кубани, после чего под именем Цинги они расселились от моря до Маныча. Цинге известны Плиниусу. Страбон же указывает Сиракене и кочевой народ Сираки на реке Ахардеус, которая сегодня правым приток Кубани. Если кабардинцы от них то дожны они были сюда переселиться раньше чем времена кайзера Константина.
Цинги в Тракии, Болгарии, в Молдавии и Валлахии с эгипетскими Bedous похожи. Много музыкантов среди них.
Сегодняшние черкасы много смешаны.
В 6 веке Хиджра покинули они свою землю и переселились на Дон, а оттужа на Таврию к реке Кабар. Слов Дах — зчанит деревня, оттуда и Кабардах — название народа.
От знающих черкасов сылшал я что, кабары от Чингисхана, в Крыму жили и оттуда сюда пришли.
В 7 веке хиджры под именем Кабары покинули они Таврию и вернулись на Кубань, на на острове между черным и меотским морями. Это место они назвали Кизил Таш (золотой камень). Там однако также были местные против и они с вождем Инал Дегенн пошли дальше на юго восток и достигли мест где сегодня живут, в которых тогда немногочисленный народ проживал, себя Черкесс называвший.
Кроме черкасского языка, у которого нет алфавита, кабардинцы свободно говорят на татарском. Кроме того есть у них еще язык, на котором только княщья и дворяне говрить могут.
На два разделилось племя — Хадожукха и Чампулад из за разногласий. Потом один старый князь Кессай попытался князей объединить и в конце концов удалось ему некoторых склонить и российскую защиту в 1774 году принять.
Кессай умер в 1780 году.
Миссост, избранный после него поклялся не ступить ногой ни d одну русскую деревню.
Он жил в районе Темур-Кабак.
Кабардинцы не в такое далекое время приносили человеческие жертвы на могилах, некоторые думают что они и сейчас совершают эти зверства. Они убивали на могилах своих отцов, братьев и друзей рабов. (это автору якобы рассказывают сопровождавшие его черкесы).
Тысяча семей племя баксан, восточнее от них 300 огней племени Биссинги, западнее
114 хижин племени Шакман, еще западнее 400 домов племени Чегем, и далее 140 домов племени Оруспи."

Allgemeine Historisch-topographische Beschreibung des Kaukasus. Aus ..., Band 1
von Jacob Reineggs

Должен отойти, продолжу попозже.


Спасибо: 1 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 204
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.16 23:09. Заголовок: "На левом берегу..


"На левом берегу большой Кубани, между ней и течением Jagnas, живет Doghan Muhammed с его родом в 280 семей, которых эта же река от татарского дворянина Ислам Мурза делит с 600 семьями. (В 1789 году Ислам Мурза перехал из за кавказских волнений на север в район Бештау, севернее на 80 км от реки Кубань.)
Состоящая из 130 семей орда племени Karaghan и Kesch на малой Кубани. Род Дударук в 400 хижинах на реке большой Инджик, род Пиперт из 200 семей на малом Инджик. Род Ситте со 120 огнями в истоках Murugh, Род Бешилпай или Басильнай из 600 семей на реке Вуарп.
С северное стороны Эльбруса вытекает река или Iend или Балк, на левом ее берегу Иенд Темур кабак, в котором род Арслан Бея Мурзы, большой татарский род, а далее севернее орда Бея Oghli Muhamed, который несколько лет раньше отшел от правления Кабардой и сюда переехал.
Большой татарский род, который 5 000 котлов насчитывает живет между средними горами и малой Кубанью и называется Мухаммед Керай и Кессай Хаспулад Огли.
Алти Кессек, татарское племя с 2000 хижин, севернее вышеуказанных, у них много овец.
Юго западнее народ Абассек из 2000 семей. Некоторые считают что рода Aesek и Schausak русские беженцы, а именно казаки.
Поэтому говорят Абазек, Эсек и Шаукас, только им самим, а татарам и русским не понятном, языке.
На правом берегу реки Лаба до предгорья род Тамм, Шегран и Барракай, вместе 700 семей. А на левом берегу этой реки 2000 семей рода Бсиан. Однако возможно что последние с указанными выше тремя племенами один народ организуют, так как говорят на одном языке.
Они веры мусульманской не придерживаются и враги последователей ее.
Они едят свинину и они много свиней держат , среди окружаюших народов которая мерзостью является. Они также продаеют много свиной кожи. Мусульмане-татары с некоторых пор стараются этих язычников в Ислам конвертировать. Были преследования их кровавые и с того времени часто до кровопролития доходит.
Севернее предгорья, вдоль берега Лабы до впадения в Кубань 600 огней рода Doghschu el Mursa. Западнее с 100 семей богатый Науруз Оглу мурза, который граничит с родом Эмрикай. На другойм берегу и западном предгорье рода Биссатух, Хеттекой и Шенна, около 2000 огней. Шапсиг с 10000-ми котелков.
Там где речка Хурса, которая сейчас Боур называется, живут два бедных племени: Неттухаж и Кескек с 200-та хижинами. Также сюда перехали два брата Чан Аслан и Еттускули Аслан и живут далее до турецкой крепости Шиммтай или Кабил, которая от Кубани на 7 верст отдалена.
Кубань делится на два русла. Большой которое Хипанис Страбона и малое, сухое, у старых географов вероятно именуемое Ахардеус, которое сейчас из за своего широкого и ровного русла и небольшого количество воды называется Kurru Kuban.
Эти рукава Кубани умывают Таман, который Страбон под именем Сиракене знает и сейчас Кизил Таш называется.
В 1793 году 17500 черноморских казаков поселись на Тамани.
Город Фанагория пишет Райнеггс находился на правом берегу Ахардеуса.
(Издатель однако пишет, что Райнеггса ошибается, так как древние едины в том что Фанагория на острове Тамань была недалеко от крепости."

Allgemeine Historisch-topographische Beschreibung des Kaukasus. Aus ..., Band 1
von Jacob Reineggs


Спасибо: 1 
Профиль
фолькс



Сообщение: 312
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.16 00:56. Заголовок: Абрек благодарю за с..


Абрек благодарю за сообшение- къарачайыр-как луг-из диллемы с твоей помошю для себя выработал единное мнение- (и уже уверен) что означает слово- карачай-БЕК САУ БОЛ !!! разы этдинг- АЛЛАХНЫ РАЗЫЛЫГЪЫН ТАБАРЫКЪ !

Спасибо: 1 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 9677
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.16 11:30. Заголовок: Абрек, очень нужную ..


Абрек, очень нужную работу ты делаешь! Сау бол! Аллахдан разылыкъ таб!

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
Профиль
Аття



Сообщение: 21
Зарегистрирован: 16.01.15
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.16 11:41. Заголовок: Еще две каменные це..



 цитата:
Еще две каменные церкви на Кубани и Лабе, имена их и сейча татарам известны. На востоке называют Schoma, на западе Semita. Церкви ими очень почитаемы. Туда никтто не заходит, церковные принадлежности и книги лежат внутри. Они и двери и окна закрыли. Однако они не собираются об ремонте крыши думать. Я очень долго ждал пока появится возможность увидеть книги в церки находищиеся. Наконец один татарин принес мне два (манускрипта): на одном церковный ритуал на славянском языке согласно русско-греческой церкви, другой на греческом языке, содержание которого во многих словах доказывает, что Христос как бог не мог умереть.
Примечание к записи: Эти оба фрагмента теперь в королевском академическом музее в Göttingen.
Татарские муллы еще используют греческий шрифт, когда пишут молитвы для больных. Также и амулеты, без которых татары не садятся на лошадь или же он из своей хижины выходит, также написаны греческими буквами. Но не знают они однако их читать и произносить.»



Былайда къайсы "татарлыланы" юсюнден джазады эке?

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 207
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.16 13:10. Заголовок: Albert пишет: Джа..


Albert пишет:
[quote]`
Джашла быллай бир джунчутмагъыз)

Аллах разы болсун барыбызгъа.


Аття пишет:
[quote]`
Аття, судя по всему имеет ввиду тех кто ближе к церквям живет. Мне заинтересовало то, что он в музей Готтингена передал.

Насчет первой книги Райнеггса- после ее выхода, ученые в Германии якобы ждали от нее большего и издатель потом надавил на этого учителя, у которого в Петербурге оказались рукописи Райнеггса и он во второй книги пишет уже все более подробно.
Нужно как говорится отсеивать то что из области фантастики.





Спасибо: 0 
Профиль
фолькс



Сообщение: 313
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.16 14:09. Заголовок: Джуртда джагнз терек..


Джуртда джагнз терек -( ДЖУРТ до сих пор это правобержье р. Хурзук в низ от шыйыж суу до слияния с Кубанью где собиралася батууда- батагъа -ватага-ополчение) где собиралися и на дерево вешали козлёнка за задние ноги и кружились вокруг с взгласами ИЛЛЕРИ ШОППА (одёргивая козлёнка за шерть чтоб бедный орал) - шоппа=чоппа= и наше джоппу(джоппу джыйыл -собратся в плотную)ДЖОББА НА =ШОппНА-ЧОппАНА=ЧУУАНА- а вот что означает ИЛЛЕРИ ?-это вопрос! может иелери- как бы хозяева ритуала или обшественного козлёнка? - а церковь как бы место где кучковатся ( У Чечецев сохранился до сийих пор только без идола с мусульманскими зикрами ) СЕМИТА - семит- с какого то языка ( не помню-говорят же антисемит) иноверец по моему- такво моё мнение

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 208
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.16 14:37. Заголовок: Ак Чомак - это кто б..


Ак Чомак - это кто был, его еще Хакашмак называли?

Спасибо: 0 
Профиль
Гергокова Лейля
постоянный участник


Сообщение: 1226
Зарегистрирован: 06.02.13
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.16 16:09. Заголовок: фолькс пишет: а вот..


фолькс пишет:

 цитата:
а вот что означает ИЛЛЕРИ ?-это вопрос!

Что означает слово ИЛЛЕРИ/ИЛЛЯРИ я точно не могу сказать, но это слово у нас применяют в отношении людей с ограниченными умственными способностями.

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 9680
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.16 23:00. Заголовок: фолькс пишет: ДЖУРТ..


фолькс пишет:

 цитата:
ДЖУРТ до сих пор это правобержье р. Хурзук в низ от шыйыж суу до слияния с Кубанью

Правобережье или левобережье?

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
Профиль
фолькс



Сообщение: 314
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.02.16 23:53. Заголовок: Альберт -бес меня по..


Альберт -бес меня попутал- извиняюсь ! точно- лавобережье-

Спасибо: 0 
Профиль
фолькс



Сообщение: 315
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.16 11:58. Заголовок: Лейля всё что я смог..


Лейля всё что я смог " откопать" здесь илляри с греческого- илариос-весёлый и получилось- веселей толпа- что то в роде святок соседстьвуем то давно со времён Эсхила -(с его рогов потоки снежные хлещут писал он в трагедий прометей- не про Эльбрус ли?) схауатскими греками- унас людей с умствеными роблемами в старину называли акъылдан хузум и хузумуракъ в 2-степени - от хумджу- жменя-( малое количество) сейчс чаще джарты или мысды- может увас илляри сравнительное выражение? а не настоящее?

Спасибо: 0 
Профиль
фолькс



Сообщение: 316
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.16 12:10. Заголовок: Абрек по моему прбле..


Абрек по моему прблема лиш в одной букве-хакашАмак- букв-поедающий оплату или скорее недооплчивающий - ныне харам хакъ ашагъан

Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 210
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.16 12:49. Заголовок: Фолькс, иллери - мн..


Фолькс,

иллери - мне на ум Иелери приходит только.

Hakaschmag (упоминается так же как Ак Tschomak (Ак Чомак) и Aktonag два брата соперничавшие за власть в Черкессии.

Спасибо: 0 
Профиль
Сары





Сообщение: 69
Зарегистрирован: 09.05.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.16 13:27. Заголовок: фолькс пишет: СЕМИТ..


фолькс пишет:

 цитата:
СЕМИТА - семит- с какого то языка ( не помню-говорят же антисемит) иноверец по моему- такво моё мнение


Из вики...

 цитата:

Семи́ты — термин, введённый в науку немецкими учёными А. Л. Шлёцером и И. Г. Эйхгорном в 80-х гг. XVIII в. для обозначения древних народов, характеризовавшихся принадлежностью к особой семье языков, общим ареалом расселения, общими чертами культа, сходством материальной культуры и быта. Почерпнут из Ветхого завета, где ряд народов Ближнего Востока объединён под общим названием «сыны Сима»


Совеременное же понятие семиты относится к арабам, евреям, ассирийцам и др. народов Передней Азии и Аравии


Истина всегда где-то рядом... Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 211
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.16 14:28. Заголовок: «Тогда калмыки чере..


«Тогда калмыки через Волгу в Крым хотели пройти, однако Алаиком Alaik, главой рода Kabartai, были назад отброшены, в той битве Selanasch Mirsa, которого Татархан черкесам на помощь против калмыков отправил, через выстрел из лука свою жизнь потерял.
Чтобы стать князем Черкессии спорили/ссорились/сражались/ два брата Hakaschmakbeg и Antonakbeg, которые уже во времена ханства Бехадир Гирая , из за власти враждовали
Antonak с оружием в руках пошел против Hakaschmak. После этого Антонак был отправлен в Инстанбул где получил выписанный уже султаном диплом князя Черкесов.
После казни Ислампаши, правителя Каффы, который страну черкесов опустошил, был Хан Крыма Мохаммед, как соучастник поступка Ислампаши сменен Исламгираем из Родоса.
Когда хан Крыма Ислам в Константинополе почетную одежду получал, то во время аудиенции у Султана, сидел Султан на края бака с водой без тюрбана. После того как хан поцеловал землю и долго молча стоял, сказал Ибрагим: « Смотри Ислам, смотри , я тебя Ханом сделал, так будь моим друзьям друг моим врагам враг. Верь и слушай только мои слова и ничьи другие. Сколько тебе лет? . Хан ответил :» 40. Он был в соболиный мех на золотую ткань/золотом отделланную, одет и драгоценностями украшенной саблей одарен.
После того как он вышел из аудиенции, заговорил он с большим везирем Султанфаде Мохаммед: « Так как я Татарханом стал, надеюсь, что Вы то что я Вам пишу делать будете и мне поучения писать не будете, как я с теми или другими неверными обращаюсь, не вмешивайтесь в дела страны, я знаю что мне делать, о дружбе между мной и неверными думать не надо, между мной и ими в будущем только меч.
Когда Хан Крыма в Гёфлеве Göflewe пришел то казнил от интедантa Suleimantschelebi; среди черкесских конкурентов благоприятствовал он Антонаку что тот Хакашмака (прим. К имени : в другом источнике Ak Tschomak(тут я на самом деле не уверен кого Хан поддержал) убил и ему потом владение над черкесами вручил.

Особое значение имели пограничные споры между Пфортой и Россией о Черкесах Кабарты.
Между Малкой, Баксаном и Тереком живут черкесы, одно племя из которых Кабартай называют. Они говорят на одном языке. Имя Кабартай, которое от двух братьев происходит, только лишь одно из многих имен, под которым этот знаменитый рыцарством мужчин и красотой женщин, народ упоминается в истории. Уже Страбону известны Керкеты в местах которые сегодня черкесы занимают. Kabaxia в Пурпур родившегося Константина, это сегодняшняя Кабарта.
По мнению осетин, черкесы до прихода князей Кабартай из Крыма, Kesek и ли Kasach себя называли. Сами они себя называют Aidegu , по имени главы рода Ногаев, с которым они тогда совместные места для проживания имели. Говорили они на своем с тюркским не родственном языке. Черкесский род Кабартай, который в 7 веке хиджры из Крыма переехал и поселился на острове , который течения Кубани образуют, позже перешел черезу упомянутую реку, где часть на Малке, на Баксане и левом берегу Терека, а другие на правом берегу Терека, поселились. Теперь они большая и малая Кабартай. Касогов или Кесек еще князь Тмуторокани в начале 11 века христианизировал. 500 лет спустя (ссылка на Клапрота) черкесы послов и заложников царю России отправили. В последнем мирном договоре, черкесы как и ногаи были признаны зависимыми от Крымского хана. А в ходе вышеупомянутого похода Крымских ханов Каплана и Сеадетгирая, также потребовали они чтобы и Кабартай платил Schandgeld (налог), а также девушек и юношей присылал, хотя Россия и была не согласна. Еще два года до этого Бахтгирай и Мурадгирай, братья Хана Менглигирая, с войсками в Кабартай пришли и заключили мир в котором налог был установлен, после чего они были черкесами из крепких ущелий Баксана отброшены назад.
Теперь русские написали, что черкесы - бывшие казаки из Украины и то есть русские поданные.Такое озвучивание происхождения черкесов из уст России привели в сильное негодование Пфорту и в особенности великого везиря Али, так как царь, через Мухамеда Ага из Nissa , переданном письме, черкесов и ногайцев признавал подданными султана.
Не успели успокоить ногаев в Бессарабии как поднялись на Кубани через Джантемира и Бахтгирата. Джантемир, властительный Ширинбег, который власть от хана потерял , перестал подчиняться и был объявлен Пфортой повстанцем. Хан вышел со своим войском и с козаками Potkul из Ор,а Калгъа с татарами Буджак, против Кубани. Джантемир объединился с Бахтгираем, который был известней по имени Deli Soltan (Тели Солтан?) среди ногаев.
Ногаи на кубани из 4 родов. Jeditscheki, Kassaioghli, Dschembolik и Jedisan.
Последние два, с Волги на Кубань перехали и от калмыков страх имели, так же как из за проблем с Кассаями и черкесами, просили разрешения в Крым перехать и его получили.
….Каплангирай снова воевал с перехавшими на Pischtaw/Бештау черркеским родом Кабарта. Иногда возникали волнения которые наказывались штрафом из черкесских рабов и рабынь. Штраф назывался Aiblik. С некоторых времен они под давленирем татаров из Крыма покинули свой Хорт на Бештау и в непроходимые места Balchandschan переехали. Опять потребовал Хан подчиниться и отказали те. Тогджа Хан выдвинулся с войсками, 6000 ногаев из Бессарабии, 15 тысяч Segbane хана, Беглербег из каффы, Муртеза со своими, 3 000 Сипахи, 5 000 черкесов Kemürkoji и другие ногайские роды под именем Jaman Ssadak всего 20000 воинов. В перевале Balchandschan напал Хан на черкессов, но был однако так бит, что кровь пролили дворяне, а именно Scherinbeg, бег рода Dscharik, Juruldsche и Manssur, 23 Улема и большая часть его войска.»


"Имена одних у Ссубхи (историк османского королевства) изменены через ошибки, имена некоторых других рек написаны на более старой карте Büschings , правильнее чем на российской. Первая река после Кубани, Koi, это вероятно река Atakum у русских и Кума у Büchings.
Fethgerai шел маршем через Малку.
В старыü картах две реки по имени Кой и Койсу. На новых только Койсу, а Кой называется Атакум или Кума.
Tatarghaw, резиденция Шемхала на берегу Кой, на картах не оотмечена."

История Османского королевства, Стр 629-630 ,7 том. Йозеф Хаммер.

Спасибо: 1 
Профиль
Сары





Сообщение: 70
Зарегистрирован: 09.05.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.16 14:47. Заголовок: Не знаю насколько я ..


Не знаю насколько я прав или не прав, аланы и др. христиане Сев. Кав-за, имхо, исповедовали несторианство.
Из всеми любимой Вики... ))

 цитата:

Интересно наблюдение академика В. В. Бартольда: говоря о несторианах, он отмечает, что в Средней Азии несториане не называли себя христианами или несторианами. Он пишет, что имя «несториане» «не перешло в восточные языки и не встречается ни в семиреченских надписях, ни в сиро-китайском памятнике». Христиане этой церкви называли себя насрани, назореями (от Иисус Назорей) и наср (Священное Писание по-арабски)[3


 цитата:

Усилиями миссионеров несторианство было широко распространено среди иранских, тюркских и монгольских народов Центральной Азии, Великой степи и Кавказа, в том числе, осетин, хорезмийцев, согдийцев, тюркютов, хазар, половцев, каракитаев, кереитов, меркитов, найманов, уйгуров, карлуков, киргизов.



Истина всегда где-то рядом... Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 9682
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.16 15:10. Заголовок: Сары пишет: Не знаю..


Сары пишет:

 цитата:
Не знаю насколько я прав или не прав, аланы и др. христиане Сев. Кав-за, имхо, исповедовали несторианство. Из всеми любимой Вики... ))

Не думаю! А как же тогда греческие храмы на территории Алании?)

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
Профиль
фолькс



Сообщение: 317
Зарегистрирован: 20.03.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.16 15:57. Заголовок: А брек читаю с упоен..


А брек читаю с упоением -неудобство -имена на латинице-знаеш есть ляпы каое где н-пр-р- укрепление УЧКУЛ- со слов местных тогдашних любознайкиных 3 мужика - 3 -кула. еслы не забыл это крепость напротив ст. Красногорки в правобережье Кубани (по договоруправый берег Россия-левый берегТтурция)от чисто нашего УЧХУЛ ТАР -оплзневая теснина дороги где учхул -ОПОЛЗЕНЬ ниже крепости по течению где дорога постоянно сползает к Кубани-( иэто по моемуне кждому по зубам нынче) то же самое Верхнй и нижний Учкуланы расположенные на 2-ух оползнях- у нас нет опрделния река и птосто къой-овца -къой суу уже овечья река и есть 2 реки Кума-уллу Гум игитче ГУМ протекают в кр.Востоке и Учкекене -сливаюрся в рйоне пятигрия-

Спасибо: 0 
Профиль
Сары





Сообщение: 71
Зарегистрирован: 09.05.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.16 18:25. Заголовок: Albert пишет: Не ду..


Albert пишет:

 цитата:
Не думаю! А как же тогда греческие храмы на территории Алании?)


Ну дык, упоминаемые уважаемым Абреком выше храмы и есть "греческие" храмы, а то что они "греческие" - ну можно и такой ярлык повесить...

 цитата:

Несто́рий (греч. Νεστόριος; после 381, Цезария Германикея, Сирия, Римская империя — около 451, оазис Ибиса, Египет, Восточная Римская империя) — известный церковный деятель, представитель Антиохийской богословской школы; архиепископ Константинопольский в 428—431, предполагаемый автор одной из трёх литургий восточно-сирийского обряда. Его учение осуждено как ересь на Эфесском (Третьем Вселенском) соборе в 431 году. Был в числе приглашённых на Халкидонский собор[1]. В Ассирийской Церкви Востока почитается как святой в числе «греческих учителей» (malpānē yawnāyē) Церкви, в связи с чем у этой конфессии существует экзоним несторианство[2].


Я имел ввиду что аланы, по моему мнению, всего скорее были христиане-несториане, чем христиане-православные (греческая религия)...

Истина всегда где-то рядом... Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 9683
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.16 19:59. Заголовок: Сары пишет: Я имел ..


Сары пишет:

 цитата:
Я имел ввиду что аланы, по моему мнению, всего скорее были христиане-несториане, чем христиане-православные (греческая религия)...

Так церкви-то греческие. Да и свидетельства говорят об Аланской епархии.

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
Профиль
Abrek
постоянный участник




Сообщение: 213
Зарегистрирован: 06.07.14
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.16 20:33. Заголовок: Первое что выдало П..


Первое что выдало

Попытки проповеди Православия среди алан предпринимались с VI века. Аланская епархия была учреждена по почину Константинопольского патриарха Николая Мистика в начале X века в землях Западного аланского государства - на Северо-Восточном Кавказе в верховьях Кубани - в связи с тем что местная правящая династия приняла крещение. Стараниями греческих миссионеров - монаха Евфимия (с 912) и архиепископа Петра (914-918) - действовавших при поддержке абхазских царей Константина III и Георгия II, православие быстро распространялось среди местных жителей.

https://drevo-info.ru/articles/22373.html

Спасибо: 0 
Профиль
кеме
постоянный участник


Сообщение: 1488
Зарегистрирован: 29.06.13
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.02.16 09:26. Заголовок: Где последняя работа..


Где последняя работа Хатуева, где задевался вопрос об отношении этнонима осетин относительно балкарцев и карачаевцев? Кто то выкладывал я и потерял из виду.

Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 9689
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.16 20:41. Заголовок: кеме пишет: Где пос..


кеме пишет:

 цитата:
Где последняя работа Хатуева, где задевался вопрос об отношении этнонима осетин относительно балкарцев и карачаевцев? Кто то выкладывал я и потерял из виду.

Не знаю где у Хатуева, но я в этой теме кое-что из них выкладывал: http://alanla.forum24.ru/?1-2-0-00000057-000-0-0-1454841238

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/
Спасибо: 0 
Профиль
Солтан



Сообщение: 89
Зарегистрирован: 25.08.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.02.16 22:13. Заголовок: Может эту статью пот..


Может эту статью потеряли? Тоже не помню кто и где выкладывал, только статьи сохранил.

«ОСЕТИНСКИЕ»-БАЛКАРСКИЕ КНЯЗЬЯ В ГРУЗИНСКИХ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ДОКУМЕНТАХ
XIX СТОЛЕТИЯ
М.И. Баразбиев
(Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова)

В средние века в грузинских источниках этноним «осетин», «овс» имел более широкое значение и охватывал собой не только современное коренное население Северной и Южной Осетий. Известно, что осетинами грузины в этот период именовали также и жителей Балкарии. Так, в знаменитой работе XVIII столетия «География Грузии» царевич Вахушти Багратиони писал: «Ущелья, оставшиеся за царями овсов называются так: Чими, Тагаури, Куртаули, Валагири, Паикоми, Дигори и Басиани; именами этими названы они (ущелья) или по именам селений или главным образом вступившими сюда овсами: после похода Чингис-хана Батохакан разбил (овсов) и опустошил (страну их), осетины же ушли внутрь Кавказа и именами их стали называться ущелья эти: ибо превосходнейшие из овсов имеют фамилии и фамилии овсов следующие: Басиани, Баделидзе, Черкесидзе, Тагаури, Куртаули, Сидамони и Чахилидзе»[1].

Наименование Басиани, упоминаемое царевичем Вахушти, является производным от имени легендарного родоначальника балкарских князей – Басиата[2]. Следует отметить, что и в более поздний период в грузинских документальных материалах жителей Балкарии зачастую называли осетинами.

В данной работе мы постараемся выявить в русскоязычных документах XIX столетия балкарских князей, называемых осетинами. Первый подобный документ относится к 1846г. В сентябре этого года заседатель Рачинского участка Грузии писал, что казенный крестьянин из селения Геби Георгий Гавашелишвили принес ему жалобу на «жителя селения Малкаки Али Мусакашвили, который в августе отнял у него лошадь, купленную два года назад у жителя селения Абуки кабаки осетина Абрега за 25 рублей»[3]. Из анализа данного документа и знакомства с современными ему документальными материалами становится понятным, что под жителем селения «Малкаки» Мусакашвили подразумевается житель Малкарского (Черекского) общества Балкарии князь Али Мисаков, а под осетином Абрегом из селения «Абуки кабаки» - житель селения князей Абаевых князь Абрек Алиевич Биев. Оба этих феодала, - и Али Мисаков, и Абрек Биев, - упоминаются в документе 1846 г. в качестве правителей Балкарии[4].

Следующий документ относится к 1850 г. и повествует о том, что правитель Мингрелии князь Дадиани обратился с жалобой к начальнику центра Кавказской линии, в которой писал: «Жители владения моего селения Чолури Князья сыновья Мурзакана и Джанука Гадабхадзевы в поданном мне прошении объясняют, что проходит довольное время, осетинские Князья Обаяновы, Мусакариановы Канука, Умар и Бинагор не удовлетворяют их четырьмя душами крестьян»[5]. Под упоминаемыми в данной жалобе князьями «Обаяновыми» и «Мусакариановым» следует понимать князей из Черекского общества Балкарии Канука и Омара Абаевых и Бийнегера Мисакова.

История же с требуемыми от них князьями Гардапхадзе крестьянами восходит к началу XIX в., когда грузины-сваны угнали у балкарцев 500 голов мелкого рогатого скота, а балкарцы в ответном набеге захватили их князя Хусия Геловани с сыном. Убедившись, что князь Хусия невиновен, балкарцы отпустили его на родину, но к тому времени его сын умер, из-за свирепствовавшей тогда в Балкарии чумы. Князь Геловани не поверил этому, считая, что его сын был убит и потребовал за него «кровную» плату. На состоявшемся по обычаю разбирательстве конфликт Геловани с балкарцами был исчерпан. Однако, когда примерно через двадцать лет после этих событий Канука и Омар Абаевы и Бийнегер Мисаков отправились в Сванетию в гости к своим родственникам, Хусий Геловани их неожиданно арестовал и вновь стал требовать платы за кровь сына. Родственники балкарских князей Мурзакан и Джанук Гардапхадзе освободили их из плена, отдав за их освобождение четырех своих крестьян. Возмещения этого ущерба и добивались впоследствии от Абаевых и Мисакова сыновья Мурзакана и Джанука Гардапхадзе[6].

В документе 1854 г. сообщалось: «Житель Вольной Сванетии дворянин Дадаш Курдиани в поданной докладной записке объясняет, что в июне месяце настоящего года пришли к нему осетины: имеющие жительство в селении Джедзели Отар и Огуш Булатгорна, Кошун и Махамет Сарбашаевы, принадлежащие в крестьянство тамошним дворянам Буту Керметше и Сербию Баймурдзаму и объявили ему, что помянутые помещики отняли у них: быков, коров, овец и несколько душ крестьян, всего на 1350 рублей серебром. Кроме того, недовольствуясь этим требовали еще от них подать; подобным действием помещиков видя они себя обиженными, уклонились от дачи подати и пришли к нему Курдиани с просьбою принять за них ходатайство пред Высшим Начальством, чтобы помещики возвратили им все отнятое и довольствовались бы теми податями, какие они отбывали до настоящего времени»[7]. Из ответа на эту жалобу пристава Балкарии майора Абисалова становится понятно, что под селением «Джедзели» следует понимать балкарское селение Чегем, а под дворянами «Бутой Керметшей» и «Сербием Баймурдзамом» - князей Чегемского общества Биту Келеметова и Сарыбия Темирбулатовича Кучукова (Кучуковы ветвь Баймырзаевых – М.Б.)[8].

Следующий документ датируется 1856 годом. В мае этого года Уцерский участковый начальник писал «Малканскому», т.е. балкарскому приставу: «крестьянин Давид Капиянидзе имеет жалобу на осетина заведываемого Вам приставства Мизарбеги Мусакашвили о лошади, которую он поручив и в последнее время утерян им и не возвращает…»[9]. В данном документе под «Мизарбегом Мусакашвили» следует понимать князя Мырзабека Хатуевича Мисакова, который впервые фиксируется в качестве балкарского феодала в документе 1843 г.[10].

В документе 1861 г. Лечхумский окружной начальник сообщал, что должен будет отобрать у «осетина Абрека Биева, проживающего в Балкарии, крестьянина Гогия Квачадзе, проданного ему князем Сисо Чиковани»[11]. Из дальнейших материалов становится понятно, что «осетин Абрек Биев» является, на самом деле, уже упоминавшимся в данной работе балкарским князем Абреком Биевым[12].

Документ 1871 г. повествует о следующих событиях: «Лет 25 тому назат, а может быть более или менее, Тобе Коболиани преследуемый помещиком своим князем Циоком Дадишкелиани бежал с женою и детьми в Осетию, где и родилась Толкуз в доме князя Исмаила Ворспиева, в последствии времени Тоба возвратился в Сванетию, а Толкуз осталась в доме Исмаила, она крестьянского происхождения, отец которой в то время принадлежал князьям Дадишкелиановым, а после казенный»[13]. В этом документе под «Осетией» следует понимать Урусбиевское (Баксанское) общество Балкарии, а под князем Исмаилом «Ворспиевым» - князя Исмаила Мырзакуловича Урусбиева, одного из наиболее известных балкарских феодалов XIX столетия[14].

Завершая предлагаемое исследование можно прийти к выводу, что дальнейшее выявление и изучение грузинских документальных материалов, в которых упоминаются Осетия и осетины имеет немаловажное значение для балкарской истории, так как из приведенных нами примеров можно заметить, что для грузинских авторов эти понятия были неоднозначны и зачастую обозначали как территорию современной Балкарии, так собственно, и само балкарское население.

[1] История Осетии в документах и материалах (с древнейших времен до конца XVIII века). / Составители: Г.Д. Тогошвили и И.Н. Цховребов. Т.1. Цхинвали, 1962. С. 215.

[2] Гюльденштедт И.А. Путешествия господина академика И. А. Гюльденштедта через Россию и по Кавказским горам в 1770, 1771, 1772 и 1773 годах // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Нальчик, 1974. С. 207.

[3] Центральный государственный архив КБР (ЦГА КБР). Ф. 16. Оп. 1. Д. 604. Л. 26об.

[4] Там же. Д. 520. Л. 30.

[5] Там же. Д. 3. Л.121.

[6] Сафарян С.Н. Султанбек Абаев. Нальчик, 1988. С. 10,11.

[7] ЦГА КБР. Ф. 16. Оп. 1. Д. 1568. Л. 1, 1об.

[8] Там же. Л. 4об.

[9] ЦГА КБР. Ф. 16. Оп. 1. Д. 1825. Л. 17об.

[10] ЦГА КБР. Ф. 16. Оп. 1. Д. 209. Л. 19.

[11] ЦГА КБР. Ф. 2. Оп. 1. Д. 540. Л. 1.

[12] Там же. Л. 24.

[13] ЦГА КБР. Ф. 3. Оп. 1. Д. 178. Л. 241.

[14] Этюды о Балкарии: Урусбиевы, Мисост Абаев, Басият Шаханов / Сост., ст. об авторах, прим. и коммент. Т. Ш. Биттировой. Нальчик, 2007. С. 17.

Или эту

ЭТНОНИМЫ «АЛАН» И «АС» В XVIII-XIX ВЕКАХ
Р.М. Бегеулов
(Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева)

В процессе исторического и этнического развития нередко бывает, что этнонимы и производные от них топонимы надолго переживают «свои» этносы. Так было, например, с таврами в Крыму, с бриттами в Англии, с аланами и асами на Кавказе. Собственно этносы или группа этносов, выступавшие под эндоэтнонимами или экзоэтнонимами (до сих пор этот вопрос остается дискуссионным) аланы и асы, давно исчезли с этнической карты мира, оставив немало генетических потомков, вошедших в состав других народов. Но определенная память о них жива до сих пор и даже приобрела причудливые формы, выражаясь, в частности, в попытках ренессанса этнонима, что особенно характерно для карачаевцев, балкарцев и осетин, отдельные представители которых не только безоговорочно убеждены в своем аланском происхождении, но и в последнее время нередко пытаются сменить сложившиеся на протяжении последних столетий этнические самоназвания и стать «аланами». Но это отдельная тема для исследования и научного анализа. В данной же небольшой работе мы попытались показать ареал распространения упомянутых этнонимов в XVIII-XIX столетиях.

Смутные представления об аланах и асах довольно долго держались в памяти кавказских этносов и не совсем изгладились даже к началу новейшего времени. Данные средневековые этнонимы еще в XVIII-XIX вв. не вышли из употребления, но, что интересно, употреблялись они не в качестве самоназвания, а употреблялись соседними народами в качестве экзоэтнонима.

Можно начать с того, что на протяжении всего XVIII в. асами грузины называли практически все этнические группы высокогорной полосы, обитавшие по соседству с ними на северных склонах Главного Кавказского хребта, по крайней мере на пространстве Кубано-Терского междуречья. Впоследствии этот термин в несколько измененном виде (осы, овсы, осетины) закрепился и превратился в этноним групп ираноязычного населения, до середины XIX в. придерживавшихся традиционных эндоэтнонимов – дигорцы, иронцы, кударцы и т.д. Однако до этого времени он имел более широкое распространение. Асетинами (ассетинами) в XVIII-XIX вв. нередко называли не только этногруппы современных осетин, но и различные субэтнические группы балкарцев. Еще в 1830-е гг. в различных отчетах, записках и справках, составляемых представителями российской администрации (в том числе не только русского, но и кабардинского происхождения) они выступали именно под именем «асетин»[1]. Применялся этот этноним и в отношении карачаевцев. Например, в 1846 г. бывший кадий Карачая, выходец из Акушинского (Даргинского) общества Дагестана Агаев, обращаясь к российскому командованию писал: «…Я происхожу из акушинских узденей, которые приняли присягу быть государю императору верноподданными, а потом, выехавший я оттоль, и поселился в Карачаевской Асетии и находился у них эфендием»[2]. Сентенция в виде «горские племена, называющие себя осетинами и говорящие карачаевским языком…», встречается в военном обзоре за 1834 г.[3] Интересен и известный факт, что сами осетины (в современном смысле этнонима) называли асами или осами своих западных соседей - карачаево-балкарцев[4].

Впрочем, этноним «асы» и производные от него названия применялись по отношению к народам, жившим еще западнее. Так, например, 13 апреля 1834 г., выбежавший из за Кубани представитель зависимого сословия Кабарды Трох Магометов, описывал свои похождения российскому командованию следующим образом: хозяин «меня отдал к медовым асетинам (медовеевцам – Р.Б.), у коих я находился два года»[5].

Следует отметить, что этноним «алан» и производные от него названия на протяжении рассматриваемого хронологического отрезка времени, судя по имеющимся в распоряжении автора материалам, также применялся довольно широко. «К аланскому племени, как полагают, принадлежат обитатели Кюринского ханства, Самурского округа, большей части Табасарани и северо-западной части Кубинского уезда», - отмечалось в одной из записок главного военного министра[6]. Тем не менее, такие заметки были скорее исключением из правил. В основном же распространение этнонима алан носило более локальный характер, в основном, в пределах высокогорных зон западного Кавказа. На грузинских картах XVIII в. «аланы» проживали на довольно небольшой, ограниченной территории западнее Эльбруса[7]. Эти свои представления грузины, мингрелы явно экстраполировали на карачаевцев, проживавших в этот период в когда-то наиболее развитой и густонаселенной части бывшей Алании. Собственно карачаевцы в представлениях своих закавказских соседей, в частности мингрел, и фигурировали как аланы[8]. В таком же качестве («карачаевцы или аланы») они нередко представали в различных обзорах и отчетах, выходивших из под пера представителей российской военной власти и гражданской администрации[9].

Однако употребление этнонима «алан» в описываемое нами время не ограничивалось только территорией собственно Карачая. В материалах, относящихся к концу XVIII – началу XIX в. и собранных исследователем П.Г. Бутковым, содержатся весьма противоречивые данные, упоминающие алан. Мы можем привести три варианта текста. 1) «Близ самого начала этих гор находится жилище нухоего (так в тексте – Р.Б.) народа, называемого аланы. Татары же называют их Чехе (род ворон) или также Едеки алан. Язык их им только одним известен и от всех прочих отличен. Они располагаются к Зюйд, Ост Зюйду по главной цепи гор и по разделяющей оные долине к югу, где граничат они с другим народом, который имеет также особливый язык и называется сваны. Оные аланы точно и суть остаток древнего под сим именем известного народа…». 2) «Позади Карачая живет в горах единоплеменное им, судя по одному языку, поколение Едики, там называемого… алани…». 3) «Близ горы Эльбруса обитает немноголюдное татарское поколение называемое Едике, они говорят по татарски… живут в самых вершинах гор… называются баксанцы… Рейникс (Рейнегс – Р.Б.) называет их Едеки-алан»[10]. Юго-восточнее Эльбруса по соседству со сванами помещает «алан» капитан Семен Вистицкий, на составленной им в 1786 г. карте[11].

Также с аланами связывали и часть обществ горной Абхазии, в частности уже упоминавшихся нами медовеевцев (мдавей)[12].

Вообще, данную субэтническую группу абхазо-абазин, состоявшую из обществ псху, ахчипсы, аибга[13], по-видимому, связывало с карачаевцами не только относительное соседство, естественным образом стимулировавшее этнокультурные контакты. Между карачаевцами и медовеевцами, насколько позволяют судить имеющиеся в нашем распоряжении материалы, никогда не было каких-либо взаимных нападений и набегов, столь свойственных для описываемой эпохи. В 1833 г., во время обострения отношений Карачая с представителями российского командования на Кавказской линии, карачаевцы собирались покинуть верховья Кубани и поселиться в урочище Дал по соседству именно с «медиветовским» народом[14]. Аналогичный маневр карачаевцы, судя по всему, готовы были предпринять еще раньше – в 1788 г., когда в послании к генералу Текелли отмечалось, что если не прекратятся притеснения со стороны российского командования и покровительствуемых им кабардинцев карачаевскому населению, последние будут вынуждены «перекочевать за горы»[15]. Позднее, когда в начале 1860-х гг. российские отряды фактически «очистили» от населения горные районы Абхазии, принуждая население переселяться в Османскую империю, многие семьи из упомянутых обществ нелегально перешли на северные склоны Кавказского хребта. Причем, значительная их часть оказалась не в родственных по языку абазинских или хотя бы черкесских аулах, а в Карачае и Балкарии[16]. Возьмем на себя смелость предположить, что в данном случае, учитывая то обстоятельство, что данные народы нередко назывались одним или схожими этнонимами, карачаевцы и медовеевцы имели значительный процент общего этнического субстрата, который вполне возможно был аланским или алано-асским.

Таким образом, в результате проведенного нами анализа определенного круга источников, можно констатировать, что в подавляющем большинстве случаев аланы и асы в представлениях народов Кавказа локализовались в центрально-кавказской части региона. Это, в основном, соответствует территории расселения алано-асских племен в период средневековья. В то же время вопрос о степени и глубине алано-асского влияния на этногенез и дальнейшее этноразвитие народов региона остается, на наш взгляд, открытым. Он и будет таковым до тех пор, пока не будут получены дополнительные материалы и источники, базирующиеся на данных не только смежных с историей наук, но и биологии, информатики, физики и т.п.


[1] Например, «Шегемские асетинцы» (т.е. чегемцы) неоднократно упоминаются в материалах архивного дела, содержащем переписку за 1839-1848 гг. (См.: Российский государственный исторический архив (РГВИА). Ф. 13454. Оп. 2. Д. 296. Л. 1, 9 и др.

[2] Бейтуганов С.Н. Кабарда и Ермолов. Очерки истории. Нальчик, 1993. С. 114.

[3] РГВИА. Ф. ВУА. Т. 3. Д. 19247. Л. 31об. Отметим еще раз, что в описываемое время ни один из народов в качестве самоназвания этноним «осетин» не употреблял.

[4] См.: Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев. М.-Ставрополь, 2002. С. 44.

[5] Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской республики (ЦГА КБР). Ф. 1. Оп. 1. Д. 31. Л. 144.

[6] РГВИА. Ф. 482. Оп. 1. Д. 94. Л. 15.

[7] См., например: Карты Кавказа. Составил Вахушти Вахтангеевич, грузинский царевич (первая половина XVIII в.) // Собрание рукописных карт библиотеки Российской Академии наук.

[8] См.: Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев. М.-Ставрополь, 2002. С. 44.

[9] См., например: РГВИА. Ф. ВУА. Т. 3. Д. 19247. Л. 31об; Тебуев Р.С., Хатуев Р.Т. Очерки истории карачаево-балкарцев. М.-Ставрополь, 2002. С. 45 и др. [10] РГВИА. Ф. 482. Оп. 1. Д. 192. Л. 103, 142, 137.

[11] РГВИА. Ф. ВУА. Д. 20479.

[12] РГВИА. Ф. 13454. Оп. 13. Д. 70. Л. 3.

[13] Медовеевцы (так называли их адыги) обитали на южных склонах Главного Кавказского хребта, на территории Абхазии. Но часть исследователей относит их к абазинам. (См., например: Тхайцуков М.С. Абазинское зарубежье. Черкесск, 2003. С. 22-26.).

[14] Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 13454. Оп. 2. Д. 101. Л. 1.

[15] РГВИА. Ф. 52. Оп. 1/194. Д. 481. Л. 44.

[16] Часть этих переселенцев, позднее, переселилась в селение Хасаут (Схауат). (См.: ЦГА КБР. Ф. 40. Оп. 1. Д. 8. Т. I. Л. 2об).

Спасибо: 1 
Профиль
кеме
постоянный участник


Сообщение: 1489
Зарегистрирован: 29.06.13
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.02.16 06:49. Заголовок: Аламат! Сау болугъуз..


Аламат! Сау болугъуз! Туура кеси.


Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 300 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 56
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет