фолькс пишет:
цитата: |
Согласен стобой -у богатыря от природы у нас имя-ТУЛПАР - и это 2-е разные вещи как и других случаях н -пр-р хант и ханс -хат и хал- ивообше прародителем т -н- тюрков я бы назвал ХАЛИБОВ( по геродоту из рода скифского) из передней азии которые разошлись 2- мя ветками на запад ч-з кавказ (от ТАБ КЪАЗылгъан -обнажённые жилы руды в разломах скал-в старыхх горах они под завалами н-п р-р на Урале) создав дисбалланс флоры для фауны ререгрузив разведением КРС (от чего гидрнимы с корнем дон -тана -телёнок-танаис и-т-д и от чего исчезли КЕМЕ твоий львы тигры и зубры стали кавказскими и беловежскими -рассекли получается) северном прчерномрье и дальше на запд-2 -ые пр югу каспия на врсток (как в дикий запад) только в место судов у тех корабли пустыни -верблюды и слово АС- ТАС- пропавший потерянный(ныне это диаспоры) которые и организовли щёлковый путь это итоварно сырьевая н -пр - олово для бронзового слава( нельзя всё время тоговать одним щёлком в одну сторону ) перевалочными базами на сев-кавказе все нынешние дороги ещё стех времён всё новое для нас -хоршо забытое старое -очень много лингво свидетельтв вКБ языке пользу моей гипотезы -хали-халит-халис-халим-халимат-гюрбеджи-гудящий печь-кузня -от сюда гюрджюлю грузины кузнецы-дольма печ-доменная печь-не преоывный процес на 35-40-лет и- т-д- Чую что скажут халиф арабизм-халиф у нас из европы араб был там в кордове хозяин звал его то жеХалиф (на верно из сирийского Алеппо и кордоовский халифат) ээто так в обших чертах не верю я в инддоевропу где стык 3 - основных рас человеческих- это точка поворота назад -где осознаёш куда ты попал и во что влип-что бы вернутся в месте с чингизханом= |
|
"Тулпар" есть и у вайнахов, вероятно тюркизм. У нас много слов для обозначения войнов- силачей. Тулпар же у нас больше относится к лошадям, если не ошибаюсь. Неутомимым. На взгляд неказистым , но обладающие невероятной силой.
Есть еше и "деу", но это от индоевропейцев, у них Деу- Тео- суть Бог. К башкирам попал как "дух". У нас как "могучий", "великан".
Есть и почему то "таджал". Вроде арабизм, и несет в себе крайне отрицательный смысл, но у нас часто применяется как "с неиссякаемой силой".
Ёречикау- сорей всего "поединщик". Типа как Челубея и Пересвета. От "ёречикау" скорей всего получили название своей фамилии Рачыкаовы. Поселок Рожкао - тоже.
Бёдене ёречикау.
Сын Шубадина Ёречыкау — из племени нартов,
Среди нартов он был настоящим богатырем,
Свои усы он, как перевясла, закручивал,
Своих врагов он, подобно молнии, настигал [и убивал],
5 — Ох-ох,— сказали [нарты],— [к нам едет] удивительный всадник,
К нам едет настоящий нарт.
Справа от него — солнце светит,
Слева от него — зайцы прыгают.
То, что зайцами показалось,—
10 Конец его шелковой плети.
То, что солнечным диском показалось,— [блестящая] кольчуга на нем.
Перед его конем низкий туман стелется,
В том тумане галки летают.
То, что туманом я назвал,—
15 Пар, вырывающийся из ноздрей [его коня].
То, что галками я назвал,—
Ископыть [его коня].
— Удачи вам, славные сыны нартов!
— Спасибо, добро пожаловать, джигит хороший!
20
Железные ломы подставив, сойти [с коня] помогли.
Он слез, согнув железные ломы.
Коня его повели, к железной коновязи привязали,
Тот начал железную коновязь расшатывать. — Ой, негодные, вы что его силу испытываете?!
25 Посох мой в землю воткните и к нему его привяжите.
Когда его доспехи на крюк повесили,
[Крюк их не выдержал], и они со звоном на землю упали.
— Что бы зарезать в честь гостя? — сказали.
Девять [юношей] к нартскому табуну отправились.
30 Яловую кобылицу, поймав, привели,
Освежевав, [все [ мясо в большой казан положили.
Все [мясо] до последнего кусочка он съел,
Закончив есть, пояс немного расслабил. Девяносто юношей в дом вошли
35 И кувшин с двумя ручками внесли. Разом осушив нартский кувшин, «Ох-ох»,— сказал и, опрокинув его, [нартам] подал.
Девять юношей пустой кувшин обратно поволокли. Покончив с едой, он на коня своего вскочил.
Его кунак, схватив его коня за голову, сказал:
40 — Ты сейчас [мясо] одной кобылицы съел,
Выпил содержимое кувшина, который принесли девяносто юношей.
Сойди [с коня], пусть пройдет немного времени,
Не мучай коня, не бери грех на душу.
— Грех будет на коне, ибо его тяжесть передастся земле,— сказал.
45 Мечом взмахнув, «Не подходите ко мне!»,— крикнул.
Он на коне, подобно крепости, возвышался,
[Голову] к небу задрав, потянулся, позевывая.
Хлестнув коня, он [в сторону гор помчался],
Всех врагов той округи пугая.
50 [Его конь] ударом груди рассек горные теснины,
От дыхания [коня] ледники [начали] таять.
Эти воды бурными реками потекли
И синие моря заполнили.
[При беге] копыта коня в землю уходили.
55 Куски дерна, вылетавшие из-под его копыт, до небес долетали.
Примечания.
Архив КБНИИФЭ. Ф. ф. 13, on. 1, д. 9, балк. Исп. Хамзат Кадыров (р. 1889), пос. Советское (КБР), 1959, зап. С. О. Шахмурзаев.
Бедене тоже видно из людей , которые любят закусить и запить. И ничуть этого не стесняеется.
Кстати сказать, Къарашауай на последок, когда покидает эмегенов, решивших испытать его силу говорит- "сау къалыгъыз
арыкъла" , - то есть "бывайте худосочные", как бы подчеркивая кто есть кто.
Джигит.
Джиг
ер. Вероятно одного корня. Во втором случае окончание "ер" можно считать как человек, воин.
Есть и гёджеб.
Пелиуан.
Многие есть. Но багъатыр - один из первых. И скорей всего - "откормыш". Другие тюрки, не владеющие замечательными гортанными звуками немного исказили слово- "баатур", "бахадур", "багатар" и в конечном итоге выдали "на гора" - "батыр". Храбрец, типа.
=========
"Гюрбеджи" , думаю совершенно замечательно находит свое объяснение в слове "гюрюлдеген". Ни за что бы не догадался. Спасибо, Фолькс! Именно плавильная печь!
А вот с тиграми - сложновато. Если львы "законно" и водились в Европе, то насчет тигров ничего не сказано путного. Но у нас есть и "аслан" и "къаплан". Есть и "аслан белли" , есть и "къаплан кёллю". У грузин к примеру витязь тот в тигровой шкуре щеголяет. откуда простому грузину знать про существование тигров? )))
Наш Алауган тоже тигровой шкуре ходил.
Есть еще и "покъун сырт", Малый карачай. Насколько я понимаю, "покъун" - это тур. Предок современной коровы. Последнего в Польше истребили, в 1728 году. У нас вероятно , еще раньше. Но название сохранилось. Зубр - близжайщий родственник жирафа. как он сюда попал? И почему все его на Кавказе называю совершенно по- тюркски- Доммай? Вопросов уйма.