On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа

АвторСообщение
Тахир



Сообщение: 460
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.10 14:38. Заголовок: Эвлия Челеби о карачаево-балкарцах в 17 веке (продолжение)


http://www.kumukia.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=9242<\/u><\/a>

Эвлия Челеби в стране карачаево-балкарцев.

Книги, написанные современниками, проходя через века, становятся свидетелями времени, своеобразными окнами в тот мир, который был, существовал очень давно. Такова "Книга путешествия" турецкого путешественника Эвлия Челеби. Он родился 25 марта 1611 года в Стамбуле. Получил хорошее образование, был хафизом (то есть знал Коран наизусть), изучал философию и право, искусно резал по камню, знал музыку, грамматику и греческий язык, писал стихи. Был, как мы сейчас говорим, разносторонне развитой личностью. Во сне пришло к нему понимание смысла собственной жизни - быть путешественником, объездить и описать много стран, создать книгу путешествий. Ушедшее, казалось, навсегда время, его приметы всплывают со страниц книги. Путешественник Эвлия Челеби дал в ней описания многих земель и народов Ближнего Востока, Кавказа, Крыма, Поволжья и Подонья, берегов Каспийского и Черного морей.

Готовя данный материал, я пользовался в основном турецким изданием "Книги путешествий" (Evliya Celebi Seyahatnameleri. Istanbul. 1996. s.445-448. Evliya Celebi Seyahatnamesi. I-II. Sadelestirilen: Tevfik Temelkuran, Necati Aktas. Baskiya hazirlayan Mumin Cevin. Ucdal Nesriyat. Istanbul.1986.). Хотелось бы подчеркнуть, что в русском переводе сочинений турецкого путешественника некоторые детали и подробности описания путешествия, представляющие для нас особенный интерес, к сожалению, упущены.

Qarachaili

[10 октября мы вступили в земли Черкесов1). Быстрым темпом проехали на восток 4 часа]. Крымский Хан Мехмет Гирей со своей армией вместе с Эвлия Челеби доходят до ногайского поселения. [Столетний ногаец мирза, которого зовут Чобан, является предводителем всех ногайских татар. Эта племя породнилась с черкесским племенем Шугаки, беря у них девушек в жены, но сами им своих девушек не выдавали. Эта племя ногайцев обосновались и живут в Черкезистане. Они ведут кочевнический образ жизни в горах и долинах, численность всех составляет около 10 тыс. юртов. Военная дружина ногайцев составляет около 10 тыс. стрелков. Все являются сильными и смелыми воинами с лошадьми и оружием. Отсюда мы двинулись на восток и проехали по горам и долинам около 5 часов и дошли до черкесского племени Шугаки. Отсюда и дальше местные жители свои поселения зовут "кабак", а татары свои поселения звали "сыла". Эти жители "кабаков" очень непослушные, но подчиняются Хану Мехмет-Гирею. Преподнесли Хану продуктов и высказали свое уважение и гостеприимство. Племя Шугаки смешалось с ногайцами. Здесь вышла потасовка из-за того, что один из воинов татарин взял, не спросив, у одного черкеса с арбы рыбу. За это черкесы убили трех татар. На столько черкесы являются злобными и окаянными. Но настолько же полезны и храбры.]

Таким образом, Крымский Хан Мехмет Гирей и Эвлия Челеби проезжают через многочисленные племена черкесов (адыгов) и ногайцев. Погостив так же и у кабардинцев, они приезжают к черкесскому племени Биберды2).

[Биберды живут междуречье Кубани и Джинджик (иногда он называет эту реку "Инджик" - это река Зеленчук). На севере Бибердов живут Калмыкские татары. Почти до реки Терек простирается земля Бибердов. Биберды состоят из 4 господ, каждый из которых имеет по сто кабаков. Два из них подчинены кабардинскому господину, а два Султану Тауистана ("Тауистаном" Эвлия Челеби называет Карачай и Балкарию и указывает на то, что часть Бибердов, а именно 2 рода, были зависимы от Тауистана). Один из этих господ по тому, как живет рядом с калмыками, подчиняется калмыкскому Шаху Мусенджаку. В начале года дает калмыкам одного быка и много разных подарков. Таким образом, сохраняет себя от калмыкского нападения.]

[Вышеупомянутые 4 господина имеют каждый по 2 тыс. вооруженных воинов, но так как они не являются мусульманами, на них иногда нападает Падишах Дагестана. Берет у них пленных, а также разные припасы. Им сложно, потому что в их землях нет скалистых гор, где можно было бы укрыться. Все живут на равнинных, лесистых местах. Эта племя тоже дало Хану подарки, а также помогло своей сопроводительной армией. Дальше мы пошли на восток и проехали 8 часов пути. Дошли до местности Беш Таг (Пятигорск). Это местность находится недалеко от кабардинских земель. Оттуда мы проехали на восток 5 часов, проехав кабардинские земли дошли до реки Золька. Эта река течет с горы Эльбрус и впадает в Терек. Отсюда за этой рекой начинаются земли Тауистана.] (Эвлия Челеби указывает на то, что река Золька была границей между Кабардой и Таустаном).

[Тауистан удивительно большая губерния. Одна сторона на севере граничит с Московским государством. Другая сторона на востоке граничит со страной Дагестан3). Третья сторона на юге у Эльбруса граничит со Сванетией.]

Отец всех гор - гора Барс (так называл Эльбрус Эвлия Челеби).

[На арабском языке его называют Эбуль-Джибаль (в переводе отец всех гор). Однако по той причине, что вокруг этой горы проживал народ под названием Барс, иранцы прозвали эту большую гору горой Барсов. На греческом языке его называют "Петре Аджан". На монгольском языке - "Тилтав", на языке Кахтани - "Пеште-и Дадьян", на лазском языке - "Зехунда", на языке кытак "Тавбан", на черкесском языке "Ритау", на татарском "Чылдыр Отак", на чагатайском гора "Миян". По-разному называют и другие историки, в числе которого и название "Кюх-ель Барс".]

[Древние философы, ученые по хадисам и тафсирам говорили: "Создатель всех миров Аллах своим словом "Кюн" создал на Земле 140 больших гор. Если бы не было этих гор, то земля постоянно расшатывалась бы". Про эти самые горы был спущен 63 аят суре Зуммер Священной книги Корана... По преданиям Батламуса, Бократа, Сократа и Пифагора гора Барс является одной из всех этих 140 гор. Эта гора Барс находится близко к Железным воротам. Вышеупомянутые путешественники считают, что гора Барс находится посередине всех остальных гор, возможно и посередине всего мира. Исследователи так говорят: Арабы назвали эту гору Абуль-Джибаль4). Ибо все горы Китая, Мачин, Хыта, Хутен, Фагфур и Индии (Эвлия Челеби перечисляет древние страны) примыкают именно к этой горе...]5)

[На юге-востоке горы Барс находятся земли Сванов. На юго-западе по побережью Черного моря расположены земли Абазов. На западе, по тем местам где мы прошли, расположены земли Черкесов, их соседи Кабардинские Черкесы и Тауистанские Черкесы. Отсюда на запад в 47 днях находится Крым. На севере горы Барс расположена Московское государство, у которой на границе находится Терская крепость].

[Вкратце если сказать, вокруг этой горы расположены земли 11 падишахов, до такой степени большая гора (Здесь имеется в виду весь Кавказский хребет). Такая большая гора, что и летом и зимой вершину не увидишь, все время покрыта облаками. И даже в хорошую погоду не возможно увидеть вершину. Ближе к вершине и деревья отсутствуют, потому что большие ураганы рвут их с корнями.]

[В июле чабаны народа Таустана выходят на пастбища у подножья этой горы Барс пасти свои стотысячные стада баранов. Это местность относится к Султану Таустана. Проехав на восток 4 часа, а затем еще 9 дошли до реки Балык. Эта река берет свое начало у горы Барс потом впадает в реку Терек, а затем и в Хазарское море (Каспийское море)). А затем мы прошли еще 5 часов на восток, а потом и еще 7 часов и дошли до селения Тауилистан. Здесь недалеко от реки Бахисан6) увидели развалины древнего города, из которого сохранилось около 1.000 покрытых бревнами домов, а остальные разрушил Тимурленк. Если дома черкесов покрыты тростником или камышами, то здесь дома покрыты деревянными бревнами. В этом селении растут фруктовые деревья. Тауилистан очень старый и ухоженный город. Тауилистан является таким же большим государством, как и Дагестан.]

[Нынешних господ того селения, в которое мы пришли зовут Кючукбий Шакман и Джауханбий Шакман7). Общее количество военной дружины этого селения составляет 12.000 азнауров и еще 2.000 оруженосцев. В основном все придерживаются шафиитского мазхаба. Большей частью дружат с грузинами. Торговцы и некоторые другие продвинутые жители владеют и русским языком.]

Одежда жителей Тауистана. [Одежда всех похожа на иранские покрывало, с дырочками и привязанные на подмышках и с высокими воротниками. На голову одевают белый башлык. На ногах иранские башмачки. Головы побриты, бороды подстрижены.]

Одежда женщин Тауистана. [Все женщины и девушки одевают шапки из белой ткани лисьей кожи. Волосы открыты, но не свисают. Одевают разные и разноцветные кафтаны, которые чуть затянуты. Одеты, как и остальные черкесские девушки.]

[Красивые парни и отборные девушки, бесподобные люди. Здесь тоже, как и в остальных районах черкесов нет рынков, денег, бань и садов. В этом поселении имеется 2 больших и 7 маленьких мечетей. Хутбы читают в начале на имя Дагестанского падишаха8) (шаухала Тарковского, валия дагестанского), а затем своего господина Кючюка Шакмана. Но настоящих мусульман мало.]

[Здесь протекает река Баксан, которая идет из грузинской Сванетии и впадает в Терек. В Баксане есть рыба, которая называется аргъы балык (форель). Она не похожа ни на одну речную рыбу. Шарообразная рыба. Кажется будто приукрашена золотыми дорогими камешками. По своему вкусу похожа на английскую сардалью. В середине имеется одна косточка, подобная алифу, больше костей нет. Имеет очень приятный своеобразный запах. Эта рыба очень полезна и питательна.]

Климат Тауистана. [Климат очень мягкий, совсем нет болеющих эпилепсией, прокаженных и шпигатом. Этот народ ни за что не потерпит обиды над собой. У людей крепкое здоровье и телосложение. В основном все живут 100-150 лет (некоторое преувеличение, однако, кавказское долголетие общеизвестно).]

[Оттуда, отдохнув три дня с ханом, приехали к реке Балык. Перешли ее на лошадях. Эта река тоже рождается из белоснежных гор Грузии и впадает в реку Терек. Оттуда мы прошли в сторону юга 3 часа и дошла до большого разрушенного Тимуром города. Здесь некогда от Тимура укрывался Татарский Хан Тохтамыш. Этот город населяли очень воинственные и храбрые люди, которые не подчинились воле Тимура. Но Тимур в течении семи дней держал осаду этого города и в результате, взяв город, убил Баксанского султана. Это место тоже принадлежит Тауистану. После того, как насмотрелись этого разрушенного города, мы в сторону востока прошли еще 7 часов и дошли до реки Чегем, перешли ее на лошадях и прошли еще 2 часа. Потом дошли до реки Лачин (Ладжек). После перешли и эту реку и дошли до "Яркай Кабака". Яркай кабак тоже относится к Таустану и очень благоустроен. Оттуда прошли еще 4 часа и дошли до реки Черек (Чарук). Эта река тоже идет из Таустана и впадает в Терек. И ее тоже перешли лошадьми и прошли еще 4 часа. Дальше дошли до большой реки Терек... на восток прошли еще 15 часов и дошли до реки Сунжа. Наконец-то наша нога вступила в мусульманскую землю Дагестана. Нас встретил дагестанский падишах Султан Махмут Шамхал Шах... Здесь в этих местах свои города называют не кабак, а "Кент"9).]

На этом Эвлия Челеби вместе с Крымским Ханом Мехмет Гиреем покидают Таустан и вступают в Дагестан.




2) Биберды - старинное название абазин и части адыгов.

3) Чеченцы до сих пор называют горную часть своей республики Дегиста. По тюркски "даг" - гора, "стан" - страна.

4) Здесь Дарьяльский проход.

5) Согласно античным представлениям, впоследствии некритически заимствованным средневековыми арабами Кавказ, Гиндукуш и Гималаи являлись частью единого хребта по имени Каф, охватывающего весь земной шар. За этой горой по арабским представлениям находился конец света.

6) Баксан.

7) В XIX в. балкарских князей из рода Шакъман стали называть Шахмановыми.

8) То есть в честь шаухала Тарковского, валия дагестанского

9) У кумыков раньше слово "кент" применялось лишь в отношении крупнейших сёл, лишь со временем эта особенность перестала быть строго обязательной.


<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Новых ответов нет , стр: 1 2 3 4 All [см. все]


Albert
администратор




Сообщение: 534
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.10 10:16. Заголовок: Более целесообразно,..


Более целесообразно, думаю, продолжить эту тему в другой ветке в теме "Генетическая структура народов Кавказа":
http://www.alanla.forum24.ru/?1-4-0-00000005-000-30-1<\/u><\/a>

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 497
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.10 11:01. Заголовок: Albert пишет: Вс..


Albert пишет:

 цитата:
Всадник и коневод - это чаще всего один и тот же человек. Воин был приучен всегда ухаживать за своей лошадью. Иначе и быть не могло. Неужели в походы воины должны были брать специальных коневодов, которые бы ухаживали за их лошадьми? Это можно было бы принять, если говорить о воинах как о дворянах и князьях, тогда с ними должны были отправляться в походы и их слуги. Но, вообще-то, за конем своим даже князь и дворянин ухаживали сами.


Не одно и тоже всадник и коневод, также как не одно и тоже - производитель компьютеров и пользователь. А элементарно ежедневно ухаживать за конём может любой, в том числе и воин-всадник, но он не будет разводить табуны лошадей: не его это дело, по большому счёту.


 цитата:
Если и говорить о специалистах-коневодах, то неужели таковых не было в гарнизонах? Думаю, что это просто исключено. Ведь без должного ухода за лошадьми, гарнизон бесспорно может потерять свою боеспособность. А это персидским шахам совсем не выгодно. Поэтому коневодческая традиция у воинов прерваться не могла в принципе.

Наверно были специалисты в гарнизонах, пока были сами гарнизоны. Но в последующих поколениях, когда гарнизоны перестали существовать, данный вопрос был на самотёке: у кого-то бы ли кони, у кого-то не было. А о том, что осетины - потомки воинов-всадников красноречиво свидетельствует их обряд посвящения коня усопшему. А также осетинское предание об Ирбараге, где вероятно зафиксирована память о царе Мириане: "Когда Иры жили на востоке, то это было для них золотым веком, потому, что они покорили всех. Могущественный властитель иров назывался Ирбараг, то есть Всадник Ир. Даже среди красивых иров Ирбараг был самый красивый, самый храбрый и всеми любимый. Его галуан стоял в высоких до неба горах, куда было трудно залететь даже ласточке...".

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 537
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.10 22:03. Заголовок: Тахир пишет: Не одн..


Тахир пишет:

 цитата:
Не одно и тоже всадник и коневод, также как не одно и тоже - производитель компьютеров и пользователь. А элементарно ежедневно ухаживать за конём может любой, в том числе и воин-всадник, но он не будет разводить табуны лошадей. Не его это дело по большому счёту.


Однажды сев на лошадь, человек вряд ли захочет отказаться от такого удобного вида транспорта. Все равно, что сейчас заставить человека перестать ездить на машине и начать ходить вместо этого пешком. В человечестве неистребимо желание разбогатеть, а имея столько лошадей, потерять их всех, и даже не пытаться их развести... Это из области фантастики, боюсь. И, кстати, разводить лошадей гораздо легче, чем производить компьютеры.
И почему-то, у ингушей, например, которые тоже вряд ли были потомками коневодов, лошадей было, все-таки, больше, чем у осетин. А у осетин - потомков всадников лошади исчезли.

Тахир пишет:

 цитата:
А также осетинское предание об Ирбараге, где вероятно зафиксирована память о царе Мириане.

"Когда Иры жили на востоке, то это было для них золотым веком, потому, что они покорили всех. Могущественный властитель иров назывался Ирбараг, то есть Всадник Ир. Даже среди красивых иров Ирбараг был самый красивый, самый храбрый и всеми любимый. Его галуан стоял в высоких до неба горах, куда было трудно залететь даже ласточке...".


Ирбараг мне больше напоминает Рустама из "Шахнаме" Фирдоуси. Осетинская традиция идет из персидской.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 500
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.10 22:13. Заголовок: Albert пишет: Однаж..


Albert пишет:

 цитата:
Однажды сев на лошадь, человек вряд ли захочет отказаться от такого удобного вида транспорта. Все равно, что сейчас заставить человека перестать ездить на машине и начать ходить вместо этого пешком. В человечестве неистребимо желание разбогатеть, а имея столько лошадей, потерять их всех, и даже не пытаться их развести...

А никто и не говорил, что первые предки осетин - "отборные всадники" побросали своих коней, нет конечно. Потеря численности поголовья лошадей произошла в последующих поколениях - из-за отсутствия навыков племенного коневодства и соответствующих пастбищ в местах расселения осетин.



 цитата:
И почему-то, у ингушей, например, которые тоже вряд ли были потомками коневодов, лошадей было, все-таки, больше, чем у осетин. А у осетин - потомков всадников лошади исчезли.


Но, к примеру, осетинский полк Дикой дивизии был укомплектован исключительно всадниками-осетинами, и при том, с собственными конями.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 501
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.10 22:18. Заголовок: Albert пишет: Ирбар..


Albert пишет:

 цитата:
Ирбараг мне больше напоминает Рустама из "Шахнаме" Фирдоуси. Осетинская традиция идет из персидской.

Рустам не был правителем, правителем и при том с пребыванием на юго-востоке от современной Осетии был Мириан.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 538
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.10 23:10. Заголовок: Тахир пишет: А никт..


Тахир пишет:

 цитата:
А никто и не говорил, что первые предки осетин - "отборные всадники" побросали своих коней, нет конечно. Потеря численности поголовья лошадей произошла в последующих поколениях - из-за отсутствия навыков племенного коневодства и соответствующих пастбищ в местах расселения осетин.


Я нашел выход из этой дилеммы: "отборные всадники" были все на меринах! Оттого и лошади и не размножились!
А если кроме шуток, то для разведения лошадей нет необходимости наличия навыков племенного коневодства! Лошади могут обмельчать, но не исчезнут ведь, поскольку жеребцы с кобылами будут и дальше давать потомство в виде жеребят. Они вполне достойно будут выполнять свои функции как вида транспорта, так и в хозяйстве. Так что, лошади так просто исчезнуть не могут.

Тахир пишет:

 цитата:
Но, к примеру, осетинский полк Дикой дивизии был укомплектован исключительно всадниками-осетинами, и при том, с собственными конями. И ни у кого они их не просили.


Ну, у Шанаевых, Дударовых и Кануковых, да и иных осетинских алдаров лошади, разумеется, были. А вот у простого населения, причем, не зависимого, а свободного, с лошадьми было очень непросто. У меня есть материал по количеству домашних животных у отдельных народов Кавказа. Поэтому, я и говорю об осетинах как о "безлошадном" народе.

Тахир пишет:

 цитата:
Рустам не был правителем, правителем и при том с пребыванием на юго-востоке от современной Осетии был Мириан.


Почему это не был? Рустам был представителем рода правителей Забула, провинции Иранской империи, расположенного примерно на границе нынешних Ирана и Афганистана. Он был сыном Заля - правителя Забула. Просто, мне кажется, что древние мифы претерпевая изменения, могли быть относимы к другим героям. Но главным героем иранского мира был, все же, Рустам - идеальный воин и идеальный герой, почти без недостатков.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 502
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.10 23:48. Заголовок: Albert пишет: Я наш..


Albert пишет:

 цитата:
Я нашел выход из этой дилеммы: "отборные всадники" были все на меринах! Оттого и лошади и не размножились!





Нет, они были просто воины, а не коневоды - вот и вся причина.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 503
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.10 00:04. Заголовок: Albert пишет: Почем..


Albert пишет:

 цитата:
Почему это не был? Рустам был представителем рода правителей Забула, провинции Иранской империи, расположенного примерно на границе нынешних Ирана и Афганистана. Он был сыном Заля - правителя Забула. Просто, мне кажется, что древние мифы претерпевая изменения, могли быть относимы к другим героям. Но главным героем иранского мира был, все же, Рустам - идеальный воин и идеальный герой, почти без недостатков.

Не был он правителем и всё. )) Он был - герой, богатырь, максимум полководец, но не правитель.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 504
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.10 00:15. Заголовок: Albert пишет: А есл..


Albert пишет:

 цитата:
А если кроме шуток, то для разведения лошадей нет необходимости наличия навыков племенного коневодства! Лошади могут обмельчать, но не исчезнут ведь, поскольку жеребцы с кобылами будут и дальше давать потомство в виде жеребят. Они вполне достойно будут выполнять свои функции как вида транспорта, так и в хозяйстве. Так что, лошади так просто исчезнуть не могут.

Не важно племенное коневодство или нет. Просто не было навыков коневодства. Лётчики не строили самолётов, танкисты танков, всадники не разводили лошадей. За них это делали специалисты. В Иране были специальные провинции, которые поставляли лошадей коннице Ирана, а сами воины этим не занимались. А потому ничего странного нет в том, что у потомках всадников ушедших со своей страны, количество лошадей стало редеть.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 540
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.10 10:04. Заголовок: Тахир пишет: Не был..


Тахир пишет:

 цитата:
Не был он правителем и всё. )) Он был - герой, богатырь, максимум полководец, но не правитель.


А разве сына правителя нельзя тоже назвать правителем? По-моему, можно. Он сам не успел стать правителем Забула, поскольку умер (его убил родной брат по отцу - побочный сын его отца) раньше своего отца Заля, прожив, кстати, согласно "Шахнаме" более 600 лет.

Тахир пишет:

 цитата:
Не важно племенное коневодство или нет. Просто не было навыков коневодства. Лётчики не строили самолётов, танкисты танков, всадники не разводили лошадей. За них это делали специалисты. В Иране были специальные провинции, которые поставляли лошадей коннице Ирана, а сами воины этим не занимались. А потому ничего странного нет в том, что у потомках всадников ушедших со своей страны, количество лошадей стало редеть.


То есть, как это всадники не разводили лошадей? А чем они еще занимались? В военное время они воевали, а в мирное - разводили табуны. Не нужно сравнивать самолеты, танки с лошадьми! В отличие от самолетов и танков, кои являются сложными техническими конструкциями, лошади являются обыкновенными животными, коих можно разводить просто пуская пастись на лужайку, запутывая им ноги, чтобы не ускакали. Необходимости каких-то специальных познаний для производства лошадей не нужно, они сами себя будут разводить.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 505
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.10 10:44. Заголовок: Albert пишет: А раз..


Albert пишет:

 цитата:
А разве сына правителя нельзя тоже назвать правителем? По-моему, можно. Он сам не успел стать правителем Забула, поскольку умер (его убил родной брат по отцу - побочный сын его отца) раньше своего отца Заля, прожив, кстати, согласно "Шахнаме" более 600 лет.

Альберт, всё, дорогой, обсуждение данного вопроса наверно закрывается. ))

Albert пишет:

 цитата:
о есть, как это всадники не разводили лошадей? А чем они еще занимались? В военное время они воевали, а в мирное - разводили табуны. Не нужно сравнивать самолеты, танки с лошадьми! В отличие от самолетов и танков, кои являются сложными техническими конструкциями, лошади являются обыкновенными животными, коих можно разводить просто пуская пастись на лужайку, запутывая им ноги, чтобы не ускакали. Необходимости каких-то специальных познаний для производства лошадей не нужно, они сами себя будут разводить.

Перипетии жизни бывают разными, поэтому постепенная потеря количества поголовья лошадей - вполне возможное развитие ситуации. Не стоит этого отрицать.
И ты не прокомментировал обряд посвящения коня умершему.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 541
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.09.10 14:28. Заголовок: Тахир пишет: Перипе..


Тахир пишет:

 цитата:
Перипетии жизни бывают разными, поэтому постепенная потеря количества поголовья лошадей - вполне возможное развитие ситуации. Не стоит этого отрицать.


Но не такая большая потеря, все-таки! Лошадники не станут пешеходами ни при каких условиях! Более того, они даже на осла не сядут. Могут пересесть, разве что, на лучший транспорт. Сейчас это автомобили. А пока автомобилей не было, от лошадей желающих отказаться тоже, вряд ли можно было найти.

Тахир пишет:

 цитата:
И ты не прокомментировал обряд посвящения коня умершему.


Во-первых, мне представляется, что этот обряд не был повсеместным, и был характерен только для представителей высшего сословия осетин. Если это не так, думаю, осетинские участники попробуют опровергнуть мои слова.
Во-вторых, оказывается, и у нас тоже такой обряд "посвящения коня", если так можно его назвать, существовал. В случае смерти предствителей княжеских родов, на кладбище приводили его коня и, кажется, несколько раз обходили вокруг могилы. Мне это стало известно от наших этнографов. Я ведь сам не этнограф, поэтому такие вещи сам не знал. Но речь о "посвящении коня" шла при смерти именно князей, насколько мне стало известно. Хотя, собственно, лошади были у узденей не в меньшем количестве, чем у большинства князей.

Необходимо выяснить наличие такого обряда среди тюркских народов. Если они клали коня в могилу ханов, беков и тарханов, то почему бы этот обычай не упростить и не заменить ритуальным "посвящением"? Полагаю, что так оно и происходило. Просто, надо посмотреть, каковы были похоронные обряды у других тюрок. Думаю, что и у осетин, и у нас это тюркская традиция. Мы ведь знаем, что алдарские рода Тагаурии и баделятские, царгасатские и гагуатские рода Дигории были в большинстве своем тюрками. Да и тот факт, что влиятельные рода Куртатинского общества назывались "таубиями" тоже, видимо, дань той же традиции.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 543
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.10 16:47. Заголовок: Тахир пишет: Альбер..


Тахир пишет:

 цитата:
Альберт, всё, дорогой, обсуждение данного вопроса наверно закрывается. ))


ОК! Только, знаешь, Тахир, если говорить о правителе в полном смысле этого слова, то есть, шахе, то в "Сказании об Ирбараге" речь могла идти даже скорее о шахе Исфандиаре. Даже более, чем о Рустаме, наверное. Шах Исфандиар прославился очень успешными войнами с тюрками. Именно при нем Туран очень сильно ослаб вследствие того. Кроме того, что Исфандиар был великим полководцем, он был и великим воином. И он единственный оказался даже более сильным воином, чем Рустам. Но Рустам победил его с помощью птицы Симург, то есть фактически убил шаха - своего царя. В отношении Исфандиара прославлялась не только его сила и то, что его не брали копье или стрела, поскольку он был "бронзовотелым", но и его внешность. А в отношении Ирбарага прославлялось то же самое, насколько я помню. Так что, думаю, что в некоторых осетинских преданиях сохранились древние иранские предания о царях Ирана. Хотя, конечно, не имея прямых совпадений в именах, мы можем только гадать об этом.



Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 506
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.10 18:22. Заголовок: Albert пишет: ОК! Т..


Albert пишет:

 цитата:
ОК! Только, знаешь, Тахир, если говорить о правителе в полном смысле этого слова, то есть, шахе, то в "Сказании об Ирбараге" речь могла идти даже скорее о шахе Исфандиаре. Даже более, чем о Рустаме, наверное. Шах Исфандиар прославился очень успешными войнами с тюрками.


А вот это уже интересно, т.к. Исфандияр, по преданию известному от Масуди, также установил свой гарнизон в Дарьяльском ущелье. И первые иранцы на территориях расселения осетин могли быть и потомками его гарнизона. Но это относится уже ко временам, когда этнонима ирон ещё не было. Данный этноним сформировался к первым векам нашей эры (до этого был арион), и был впервые зафиксирован в эпоху Сасанидов и стал официальным названием страны. И возможно, что дигорцы - потомки гарнизона Исфандиара, а иронцы - Мириана.
Но то, что осетины, в целом, потомки иранских гарнизонов, я думаю, факт не подлежащий сомнению. А вот сообщение Масуди (10 в) о гарнизоне Исфандиара: «Посреди страны аланов и Кавказа есть укрепление и мост через большую реку; это укрепление, которое называют «Крепость аланских ворот», было построено в самые отдаленные времена персидским правителем по имени Исфандиар сын Густасфа, сын Бахрасфа. Здесь стоял гарнизон, для того чтобы помешать аланам проходить через Кавказские горы, поскольку они не могли миновать этот мост, находящийся у подножия укрепления... Это укрепление расположено на отвесной скале, и взять его невозможно, поскольку проникнуть туда можно лишь с согласия тех, кто его занимает. Это укрепление обеспечено пресной водой из источника, который стекает туда с вершины горы. Это одна из наиболее знаменитых крепостей в мире, ее неприступность даже вошла в поговорку».

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Руслан





Сообщение: 34
Зарегистрирован: 03.07.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.09.10 16:16. Заголовок: Albert пишет: Я наш..


Albert пишет:

 цитата:
Я нашел выход из этой дилеммы: "отборные всадники" были все на меринах! Оттого и лошади и не размножились!


ты даешь прекрасный повод оппонентам Тахира продолжить твою мысль и сказать , что типа - Да , всадники были , но они были тоже "того"- евнухами ...)))) ...))) Что занимались непосредственным делом - охраной границы , а не по свиданкам бегали...)))

Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 508
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.09.10 17:40. Заголовок: Руслан пишет: ты да..


Руслан пишет:

 цитата:
ты даешь прекрасный повод оппонентам Тахира продолжить твою мысль и сказать , что типа - Да , всадники были , но они были тоже "того"- евнухами ...)))) ...))) Что занимались непосредственным делом - охраной границы , а не по свиданкам бегали...)))



<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 550
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.09.10 19:23. Заголовок: Тахир пишет: А вот ..


Тахир пишет:

 цитата:
А вот это уже интересно, т.к. Исфандияр, по преданию известному от Масуди, также установил свой гарнизон в Дарьяльском ущелье. И первые иранцы на территориях расселения осетин могли быть и потомками его гарнизона. Но это относится уже ко временам, когда этнонима ирон не было. Данный этноним сформировался к первым векам нашей эры (до этого был арион), и был впервые зафиксирован в эпоху Сасанидов и стал официальным названием страны. И возможно, что дигорцы - потомки гарнизона Исфандиара, а иронцы - Мириана.
Но то, что осетины, в целом, потомки иранских гарнизонов, я думаю, факт не подлежащий сомнению. А вот сообщение Масуди (10 в) о гарнизоне Исфандиара: «Посреди страны аланов и Кавказа есть укрепление и мост через большую реку; это укрепление, которое называют «Крепость аланских ворот», было построено в самые отдаленные времена персидским правителем по имени Исфандиар сын Густасфа, сын Бахрасфа. Здесь стоял гарнизон, для того чтобы помешать аланам проходить через Кавказские горы, поскольку они не могли миновать этот мост, находящийся у подножия укрепления... Это укрепление расположено на отвесной скале, и взять его невозможно, поскольку проникнуть туда можно лишь с согласия тех, кто его занимает. Это укрепление обеспечено пресной водой из источника, который стекает туда с вершины горы. Это одна из наиболее знаменитых крепостей в мире, ее неприступность даже вошла в поговорку».


Ну, надо и эту версию рассмотреть. Про Исфандиара, думаю, предки осетин точно должны были знать. Но вот только как в отношении Исфандиаровских, так и в отношении Мириановских гарнизонов не совпадает то, что большинство осетин произошли от одного человека, жившего в 1 - 5 вв. новой эры. Ведь мириановский гарнизон не мог состоять из одного человека?! А исфандиаровский тем более.

Руслан пишет:

 цитата:
ты даешь прекрасный повод оппонентам Тахира продолжить твою мысль и сказать , что типа - Да , всадники были , но они были тоже "того"- евнухами ...)))) ...))) Что занимались непосредственным делом - охраной границы , а не по свиданкам бегали...)))


Конечно же нет. Думаю, и на свиданки они бегали. Но вряд ли массово положили начало этносу. А вот включаться в число и грузин, и осетин, думаю, они могли.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 509
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.10 10:03. Заголовок: Альберт, я подозрева..


Альберт, я подозреваю почему ты на предков осетин - иранских гарнизонников ополлчился. За то, что они твоих предков-аланов через Дарьяльское ущелье не пропускали.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 552
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.10 10:48. Заголовок: Тахир пишет: Альбер..


Тахир пишет:

 цитата:
Альберт, я подозреваю почему ты на предков осетин - иранских гарнизонников ополлчился. За то, что они твоих предков через Дарьяльское ущелье не пропускали.



Я конечно мстителен и злопамятен, но не до такой же степени! Просто, я считаю, что если бы осетины оказались наследниками этого самого иранского гарнизона, они бы имели не основной гаплотип, первый носитель которого жил как раз в те времена, когда и должен был располагаться этот гарнизон, а имели бы множество гаплотипов и гаплогрупп, без преобладания одного из них.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 510
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.10 12:26. Заголовок: Но мы же очень сомне..


Но мы же очень сомневаемся в корректности этих генетических исследований осетин с однотипным показателем и предком в единственном числе в относительно недавнем прошлом. Выбор исследуемых был тенденциозным, с целью получить однотипный показатель по осетинам, а за одно получили и недавнее происхождение осетинского народа, что конечно же чушь.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 554
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.10 15:14. Заголовок: Тахир пишет: Но мы ..


Тахир пишет:

 цитата:
Но мы же очень сомневаемся в корректности этих генетических исследований осетин с однотипным показателем и предком в единственном числе в относительно недавнем прошлом. Выбор исследуемых был тенденциозным, с целью получить однотипный показатель по осетинам, а за одно получили и недавнее происхождение осетинского народа, что конечно же чушь.


Я замечаю с твоей стороны не очень мне понятное желание сильно удревнить историю осетин, для того чтобы доказать собственную теорию.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Turk
moderator




Сообщение: 82
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.10 15:43. Заголовок: Тахир пишет: Выбор ..


Тахир пишет:

 цитата:
Выбор исследуемых был тенденциозным


На счет выбора, часть выборки мы можем сами увидеть по YSearch по осетинам, там открытые данные, и гаплотипы их тоже там открыты.
Кажется результаты этих Ген. Проектов тоже.
То подсчитать можно и самим. Фамилии в большинстве случаев там указаны проверить какие роды более ли менее примерно тоже можно.
Но канечно при условии, что сами наборы маркеров не были подтасованы.. не знаю разве возможно так их
подтасовать?

Другое дело, ведь не совсем так как пытаются представь их только G, есть не мало среди осетин и R1b и другие, со временем эти данные будут публиковаться, с их фамилиями и родами также знакомы, и дальше можно самим считать, зная методику.



Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 511
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.10 17:51. Заголовок: Albert пишет: Я зам..


Albert пишет:

 цитата:
Я конечно мстителен и злопамятен, но не до такой же степени!


Это может на подсознательном уровне проходить: генетическая память от предков-аланов, которые недолюбливали иронских гарнизонников.




Albert пишет:

 цитата:
Я замечаю с твоей стороны не очень мне понятное желание сильно удревнить историю осетин, для того чтобы доказать собственную теорию.



Такого у меня нет. Реальности я стараюсь смотреть в лицо. А потому, никакой подгонки фактов под теорию нет. И данную теорию доказывать смысла тоже нет, потому что она сама по себе доказательство и единственно логичная теория происхождения осетин. Её просто следовало озвучить один раз и всё. Что я и сделал. А дальше она уже сама будет прокладывать себе путь. Но на всё воля Аллаха, конечно.

Что касается происхождения осетин от двух человек в Средневековье, исходя из нынешних данных по галогруппам. То очень трудно представить, что бы от двух человек, живших в Средневековье, произошло 500 000 человек народу к 21 веку. Реально ли это? У меня желания верить в подобные глупости, почему-то, абсолютно нет. При этом, до этого момента ты и сам, если не отрицал, то по-крайней мере очень сомневался в корректности этих генетических исследований по осетинам.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 512
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.10 18:27. Заголовок: Turk пишет: На счет..


Turk пишет:

 цитата:
На счет выбора, часть выборки мы можем сами увидеть по YSearch по осетинам, там открытые данные, и гаплотипы их тоже там открыты.
Кажется результаты этих Ген. Проектов тоже.
То подсчитать можно и самим. Фамилии в большинстве случаев там указаны проверить какие роды более ли менее примерно тоже можно.
Но канечно при условии, что сами наборы маркеров не были подтасованы.. не знаю разве возможно так их
подтасовать?


У них в виде устных родовых преданий может сохраняться, что такие-то рода и фамилии являются родственными между собой. По ним в основном и прошлись с выборками.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 555
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.10 19:56. Заголовок: Turk пишет: На счет..


Turk пишет:

 цитата:
На счет выбора, часть выборки мы можем сами увидеть по YSearch по осетинам, там открытые данные, и гаплотипы их тоже там открыты.
Кажется результаты этих Ген. Проектов тоже.
То подсчитать можно и самим. Фамилии в большинстве случаев там указаны проверить какие роды более ли менее примерно тоже можно.
Но канечно при условии, что сами наборы маркеров не были подтасованы.. не знаю разве возможно так их
подтасовать?

Другое дело, ведь не совсем так как пытаются представь их только G, есть не мало среди осетин и R1b и другие, со временем эти данные будут публиковаться, с их фамилиями и родами также знакомы, и дальше можно самим считать, зная методику.


Я не думаю, что там имеют место подтасовки, поскольку это абсолютно никому не выгодно. Возможно, речь просто идет о по возможности коренных осетинских родах. Это нормально. Я бы тоже постарался провести исследование родов по возможности коренных. Поэтому, ничего плохого в таком подходе нет. Единственно, конечно же, процент людей одной гаплогруппы несколько окажется завышен в сравнении с реальным положением вещей. Разумеется, такой подход нельзя называть подтасовкой.

Тахир пишет:

 цитата:
Это может на подсознательном уровне проходить, генетическая память от предков-аланов, которые недолюбливали иронских гарнизонников.


Не бывает подсознательной неприязни к определенным этническим группам! Тем более, что у меня в отношении осетин такого нет и в помине.

Тахир пишет:

 цитата:
Такого у меня нет. Реальности я стараюсь смотреть в лицо. А потому, никакой подгонки фактов под теорию тоже нет. И данную теорию доказывать смысла тоже нет, потому что она сама по себе доказательство и единственно верная теория происхождения осетин. Её просто следовало озвучить один раз и всё. Что я и сделал. А дальше она уже сама будет прокладывать себе путь. Но на всё воля Аллаха, конечно.


Как теория (или версия) она имеет право на существование. Я уже неоднократно говорил, что она гораздо более реальна, чем теория о происхождении осетин от скифов и алан. Но надо до конца проработать твою теорию, Тахир. Если сейчас есть возможность использовать результаты исследований ДНК, то почему бы это не сделать? Ведь данные по осетинам имеются уже в немалых количествах. Давай их тоже использовать! Надо исследовать митохондриальную ДНК, сравнив показатели осетин с грузинскими. Кроме того, все-таки, важный, я считаю, факт происхождения большинства осетинского этноса от одного человека, проживавшего примерно в 1 - 5 вв. новой эры. А ведь тогда несовпадение во времени получается. Ведь гарнизон не мог состоять из одного (или пускай даже десятка) человек, как известно. А от сорока тысяч даже следа нет среди осетин вообще-то.



Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 557
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.09.10 20:18. Заголовок: Тахир пишет: Что ка..


Тахир пишет:

 цитата:
Что касается происхождения осетин от двух человек в Средневековье, исходя из нынешних данных по галогруппам. То очень трудно представить, что бы от двух человек, живших в Средневековье, произошло 500 000 человек народу к 21 веку. Реально ли это? У меня желания верить в подобные глупости, почему-то, абсолютно нет. При этом, до этого момента ты и сам, если не отрицал, то по-крайней мере очень сомневался в корректности этих генетических исследований по осетинам.


Я сомневался и сомневаюсь в том, что мог получиться такой большой процент, ведь с течением времени достаточно много включений было в осетинский этнос. Как из Балкарии и Карачая (особенно, в составе дигорцев и, частично, тагаурцев), так и из Ингушетии (среди тагаурцев), а также из Кабарды, и особенно много - из Грузии. Поэтому, вызывает сомнения такая потрясающая гомогенность осетинского этноса. Я уверен, что проводили исследования в основном среди тех осетинских родов, которые считаются коренными осетинскими. Разумеется, это базовая часть этноса, и они должны составлять очень значительную часть осетин. Но очень много в Осетии родов, которые включились в состав этноса поздно. Их же, в основном, не учитывали, скорее всего.
Поэтому, я уверен, что если провести исследование не только базовых коренных родов, но и многих других, то процент G2a1 уменьшится, но, тем не менее, будет составлять большинство среди осетин, поскольку явно это их базовая гаплогруппа. И их предок, от которого они наследовали данную гаплогруппу жил в раннем средневековье. Я здесь не рассуждаю о том, возможно ли такое, мы лишь можем здесь рассматривать результаты работы генетиков, которые определили приблизительную дату жизни предка базовой части осетинского этноса.

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
Тахир



Сообщение: 515
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.09.10 16:40. Заголовок: Альберт, моя теория ..


Альберт, моя теория настолько правильная, что при генетических исследованиях вероятно следует ориентироваться и на неё.

<\/u><\/a> Спасибо: 0 
Профиль
Albert
администратор




Сообщение: 564
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.10 15:07. Заголовок: Тахир пишет: Альбер..


Тахир пишет:

 цитата:
Альберт, моя теория настолько правильная, что при генетических исследованиях вероятно следует ориентироваться и на неё.


Как скромно!
Ладно, Тахир, надо ориентироваться и на нее, и на остальные теории тоже. Не может человек, рассмотрев одну лишь теорию, сказать, что он узнал истину. Напротив, чем больше теорий будет исследоваться, тем выше вероятность того, что мы найдем истину. Твоя теория тоже имеет право на жизнь хотя бы потому что сорок тысяч человек (пусть даже эта цифра является завышенной!) не могли исчезнуть, они, конечно же, имеют потомков. Вероятность того, что их потомки осели в том числе и в Осетии, наряду с Грузией и Азербайджаном, весьма, я полагаю, велика. Но я пока не вижу оснований считать, что этногенез осетинского народа однозначно произошел от смешения мужчин-иранцев из персидского гарнизона с грузинскими женщинами. Ведь раз есть сейчас возможности, которые предоставляет ДНК-генеалогия, надо эти данные активно использовать. Почему нет?
Кроме того, есть ведь и культурные отличия осетин от иранцев сасанидского периода, тем более, гарнизонников. Я в другой ветке затронул эндогамию народов Дагестана, связав ее с влиянием зороастризма из Персии. Тому есть основания, поскольку в период арабских завоеваний на территории Дагестана были огнепоклонники, которые уничтожались. Об этом есть исторические свидетельства. Но вот почему же это у осетин нет зороастрийских традиций? Ладно, можем еще предположить, что религиозный синкретизм в конечном итоге привел к нивелированию зороастрийских традиций, которые "утонули" в религиозных традициях христианства и Ислама. Но культурная традиция в тех же брачно-семейных отношениях осетинского народа, предусматривающая строгую экзогамию, аналогичную нашей, вместо эндогамии пусть не зороастрийской, а хотя бы дагестанской формы или даже более ослабленной формы, предуматривающей хотя бы не предпочтение, а возможность кросс- и ортокузенных браков, думаю, может свидетельствовать о том, что в отличие от Дагестана, в Осетии серьезного влияния зороастризма не было. А в отличие от "рядовых" иранцев, воины сасанидского Ирана не могли не быть зороастрийцами. И пусть не целиком, но частично зороастрийские традиции они должны были сохранить, даже если их женами были грузинки. Но почему же тогда они не сохранили их?

Не жди справедливости. Твори её! Спасибо: 0 
Профиль
гвоздь



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.10 16:59. Заголовок: Привет! Я не могу по..


Привет! Я не могу понять, вы всерьез обсуждаете тему о персидских гарнизонниках, или шутите?

Спасибо: 0 
гвоздь



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.09.10 18:06. Заголовок: Альберт, На счет осе..


Альберт,
На счет осетино-кабардинских языковых параллелей. Простыми совпадениями ведь можно объяснить любой субстрат в осетинском языке, и сослаться на другие, далеко не кавказские в географическом смысле, языки, сказав что и в них есть похожие черты. Но нам ведь важно учитывать то, что у большинства осетин и адыгов все таки имеется общий предок по мужской линии. И этот предок ведь должен был разговаривать на каком то языке. Явно не на иранском-осетинском. Простыми совпадениями ведь можно объяснить любой субстрат в осетинском языке, и сослаться на другие, далеко не кавказские в географическом смысле, языки.

Спасибо: 0 
Новых ответов нет , стр: 1 2 3 4 All [см. все]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 28
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет