On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа

АвторСообщение



Сообщение: 10
Зарегистрирован: 27.11.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.10 16:20. Заголовок: Ономастика Нартовского эпоса


Обсуждаем... )

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 158 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]





Сообщение: 270
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.10 20:39. Заголовок: Я пока скажу то, что..


Я пока скажу то, что мною не воспринимается. Или как чужое. Искусственное воспринимается. Это когда проводят параллель между Шатаной и (якобы)аланской царевной Сатиник. Будто наша героиня эпоса носит ее имя.
Это никак несовместимо! Хотя бы потому. Что в эпосе это имя с разными вариациями имеется во всех сказаниях (то есть и у других народов С. Кавказа). Но и потому, что временные периоды вдрызг не сходятся. Когда была та легендарная война аланов с армянским царем Арташесом, чей сын женился на той аланской царевне, аланы еще на Кавказе не обитали. И нечего было переносить их имена сюда. Они делали набеги на ту же Армению с Подонья. Ибо это примерно 2 век. Нет! Герои эпоса должны носить не случайные имена. А сугубо кавкасионской расы! Так мне представляется. Герои эпоса не могли быть Анжелами. Артурами, Виолеттами и с прочими подобными именами.
Но откуда это имя – Шатана? Может истоки поискать у других северо-кавказцев?
Где-то должен быть единый корень. А потом начинаются вариации – адыгские, абхазские и др.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 241
Зарегистрирован: 15.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.10 22:17. Заголовок: Is-tina пишет: Я по..


Is-tina пишет:

 цитата:
Я пока скажу то, что мною не воспринимается. Или как чужое. Искусственное воспринимается. Это когда проводят параллель между Шатаной и (якобы)аланской царевной Сатиник. Будто наша героиня эпоса носит ее имя.
Это никак несовместимо! Хотя бы потому. Что в эпосе это имя с разными вариациями имеется во всех сказаниях (то есть и у других народов С. Кавказа). Но и потому, что временные периоды вдрызг не сходятся. Когда была та легендарная война аланов с армянским царем Арташесом, чей сын женился на той аланской царевне, аланы еще на Кавказе не обитали. И нечего было переносить их имена сюда. Они делали набеги на ту же Армению с Подонья. Ибо это примерно 2 век. Нет! Герои эпоса должны носить не случайные имена. А сугубо кавкасионской расы! Так мне представляется. Герои эпоса не могли быть Анжелами. Артурами, Виолеттами и с прочими подобными именами.
Но откуда это имя – Шатана? Может истоки поискать у других северо-кавказцев?
Где-то должен быть единый корень. А потом начинаются вариации – адыгские, абхазские и др.


У нас эта героиня носит имя Сатанай. Или Сатанай-бийче (княгиня Сатанай). С первой частью "сат " вполне резонная трудность имеет место быть, а вот вторая "анай" легко переводится как "матушка". А для первой части, если честно, не нашел пока ничего лучше, чем санскритское "сати": saty`a 1. верный; надежный; правильный; 2. n правда, истина. Не знаю, но звучит красиво.
Гораздо лучше чем библейское "сатана". (даже с большой буквы не хочу это слово писать).



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.01.10 22:32. Заголовок: Albert пишет: У нас..


Albert пишет:

 цитата:
У нас эта героиня носит имя Сатанай. Или Сатанай-бийче (княгиня Сатанай). С первой частью "сат " вполне резонная трудность имеет место быть, а вот вторая "анай" легко переводится как "матушка". А для первой части, если честно, не нашел пока ничего лучше, чем санскритское "сати": saty`a 1. верный; надежный; правильный; 2. n правда, истина. Не знаю, но звучит красиво.
Гораздо лучше чем библейское "сатана". (даже с большой буквы не хочу это слово писать).



Есть очень интересная этимология предложенная Махти Джуртубаевым "шатан-ай" - "ясная луна", вполне логично, учитывая что она сомволизирует собой луну.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 13
Зарегистрирован: 27.11.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 01:17. Заголовок: Альберт приводил соо..


Альберт приводил соображение, что наличие поэтической формы в нартовском эпосе карачаево-балкарцев говорит об его древности. Я считаю противоположно!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 4
Зарегистрирован: 08.01.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 01:37. Заголовок: 1


Возможно. Ведь язык со временем меняется и сохранить за тысячелетия рифму и слог трудней, чем смысл в прозаической форме. Хотя в адыгских сказаниях, которые я встречал, многие слова без соответствующих прилагаемых пояснений невозможно понять. Смысл некоторых слов уже утрачен.
С другой стороны, у нас рифма как правило достигается простым методом - в конце каждой строки поётся 'уойра' или 'уэй' и все дела.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 14
Зарегистрирован: 27.11.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 01:52. Заголовок: Анти пишет: Воз..


Анти пишет:

 цитата:
Возможно. Ведь язык со временем меняется и сохранить за тысячелетия рифму и слог трудней, чем смысл в прозаической форме. Хотя в адыгских сказаниях, которые я встречал, многие слова без соответствующих прилагаемых пояснений невозможно понять. Смысл некоторых слов уже утрачен.
С другой стороны, у нас рифма как правило достигается простым методом - в конце каждой строки поётся 'уойра' или 'уэй' и все дела.



Да я не об этом даже.

Да, передать поэтическую форму проще прозаической, когда последняя передается буквально. Слово в слово.

Но а если нужно передать общий смысл.

Вот сидит сказитель и пересказывает. Ну сильно вы запомните его поэзию? Едва ли. Только общий смысл. И передадите его дальше именно в прозаической форме.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 5
Зарегистрирован: 08.01.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 02:47. Заголовок: 1


Судя по вашему примеру, первична поэтическая форма. У адыгов и к-б нартский эпос существует в обоих формах. Так получилось потому, что помимо 'профессионалов' - джэгуак1уэ, ашугов, акынов - сказания передавали и простые слушатели, не имевшие певческих данных. Они передавали смысл песен путём пересказа. Прозаические варианты больше различаются, т.к. стих трудней 'исказить', чем рассказ. А рассказ быстрее 'обрастает' подробностями, характерными для разных местностей, культур, времён.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 10:27. Заголовок: Уважаемые господа на..


Уважаемые господа нартоведы и нартоведки, а вы слышали что "нар" по-монгольски значит солнце?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 274
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 11:53. Заголовок: Да, я читала об этом..


Да, я читала об этом. Но официальные нартоведы отклоняют постоянно сей аргумент. И выдумывют самые невероятные "этимологии". Все желали бы удревнить свои научные колена. Нарты. если анализировать, чистейшей воды, и от силы - 12-13- 14 века. Время монголов. Да и аланы - не они ли?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 6
Зарегистрирован: 08.01.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 12:06. Заголовок: 1


Откуда такая твёрдая уверенность, что слово 'нарт' обязательно переводится с современных и не очень языков? Всё это - лишь версии, основанные на созвучиях. Кто из присутствующих может ручаться, что слово 'нарт' не имело какое-нибудь значение на языке древнего населения Кавказа, которое впоследствие было заменено на какой-нибудь арабизм. Например, у адыгов 'баран' раньше был 'хъур', а теперь арабизм 'мэл', и старое название знают лишь лингвисты. Хотя прошло лет 500-1000. А нартский эпос в разы древней.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 276
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 12:23. Заголовок: Уверенности, тем бол..


Уверенности, тем более "твердой" - нет. А есть предположение. и констататция, если действительно нар (а не нарт) - это монголоьское слово. Нар, а потом например, по-осетински - признак множественного числа - - "ты" . Нар-ты. Очень органично, кстати.
Почему не может иметь место такой вариант?
Конечно, это версией только может быть. Но если поработать, можно развить ее.


И откуда у вас такая уверенность, что Нартский эпос " в разы древней"?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 8
Зарегистрирован: 08.01.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 12:41. Заголовок: 1


Я полагаю, что яркий образ Сатаней является современником периода позднего матриархата.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 9
Зарегистрирован: 08.01.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 12:49. Заголовок: 1


А как увязывается монгольское 'нар' и осетинское 'ты'? По-моему сложновато. Тем более, что до 1 века до н.э. предки монголов (сяньбийцы) жили в Манчжурии и столетиями были отделены от индоевропейского массива племенами хунну (предками тюрков).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 12:53. Заголовок: Анти пишет: а тепер..


Анти пишет:

 цитата:
а теперь арабизм 'мэл'


А ничего что "арабизм" МАЛ присутствует почти во всех тюркских, а также и в монгольском языке?

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 13:10. Заголовок: Но право ваше, вы мо..


Но право ваше, вы можете думать что получили это слово прямиком от бедуинов.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 10
Зарегистрирован: 08.01.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 13:12. Заголовок: 1


Ничего) Ссылками на соответствующие словари не поделитесь? Особенно на русско-монгольский. А то пока только у кавказских тюрок встречал это слово?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 13:26. Заголовок: Тезаурус полной луны..

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 13:33. Заголовок: В окошечко "выбо..


В окошечко "выбор слова" надо ввести вот так "-мал"

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
moderator




Сообщение: 11
Зарегистрирован: 04.08.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 13:34. Заголовок: Анти Мал - турецко-..


Анти
Мал - турецко-русский словарь (1) имущество 2)товар 3) скотина, скот)
Также еще присуствует - товар (тавар) - означает тоже скот - мелкорогатый).


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 279
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 13:47. Заголовок: Анти пишет: Я полаг..


Анти пишет:

 цитата:
Я полагаю, что яркий образ Сатаней является современником периода позднего матриархата.




Воспроизведенного тысячелетие спустя... Разве нельзя сегодня написать роман . например. об Атлантиде? И он мог бы восприниматься как та самая непонятная, но реальная - древность.

Кстати, а когда Вы считаете время позднего матриархата на кавказе?

Анти пишет:

 цитата:
А как увязывается монгольское 'нар' и осетинское 'ты'



Если "нар" - Солнце, то, при том, что "ты" - это (немного измененное "-та") осетинское множ число. я бы могла подразумевать - "Дети Солнца" .
Это все версии. конечно, упражнения ума. И слабинки я вижу...


Дальше у Вас в посте идут усложнения, о которых можно разно говорить, но в других ветках. Они довольно "дискутабельные" (Если можно такое слово).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 11
Зарегистрирован: 08.01.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 13:52. Заголовок: 1


Благодарю за ссылку и инфу. Но разве не видно, что чисто тюркским является 'къой' и 'коюн', а 'мал' - это в большей степени 'имущество' (ср. арабские 'маль' и 'мюльк').
Монгольский вариант не нашёл.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 12
Зарегистрирован: 08.01.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 13:59. Заголовок: 1


Ув. Истина, я думаю, что будь нартиада сочинена в Средние века, роль Сатаней, к сожалению, была бы гораздо скромней.
Далее, судя по всему, в осетинской версии отражены 3 сословия нартов: жрецы, войны, простолюдины, что соответствует арийским представлениям об обществе. И никаких царей. Это не характерно для Средневековой Алании.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 281
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 14:09. Заголовок: Анти пишет: Кто из ..


Анти пишет:

 цитата:
Кто из присутствующих может ручаться, что слово 'нарт' не имело какое-нибудь значение на языке древнего населения Кавказа, которое впоследствие было заменено на какой-нибудь арабизм.



Но не заменено же! Это "барана" заменили адыги. И "предка" слова "баран" уже нет! А со словом " нарт" все в порядке ведь. (А я думаю, что зря барана отдали адыги. И поменяли ему имя. Это ведь священное животное на Кавказе. Или - не зря? А все логично? Все дорогое - пришельцам?).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 14:10. Заголовок: Анти пишет: Но разв..


Анти пишет:

 цитата:
Но разве не видно, что чисто тюркским является 'къой' и 'коюн', а 'мал' - это в большей степени 'имущество' (ср. арабские 'маль' и 'мюльк')


"Къой" чисто тюркское, но овца и скот не есть синонимы. Видно только то, что тюрки и монголы, которые на скотоводстве съели барашка, называют скотину "мал" и объяснить это арабским влиянием можно только в некоторых случаях и то с большой натяжкой.

Анти пишет:

 цитата:
Монгольский вариант не нашёл.



... или не хотел найти ...

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Сообщение: 13
Зарегистрирован: 08.01.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 14:29. Заголовок: 1


Да нет же) Турецкий, шорский, азербайджанский, к-б нашёл, а монгольский не выдаёт.
'Мал', я думаю, вошёл в употребление когда МРС был своего рода денежной единицей.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 282
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 14:38. Заголовок: Анти пишет: Далее, ..


Анти пишет:

 цитата:
Далее, судя по всему, в осетинской версии отражены 3 сословия нартов: жрецы, войны, простолюдины, что соответствует арийским представлениям об обществе. И никаких царей. Это не характерно для Средневековой Алании.



Это в Вас Дюмезиль заговорил? Боже мой! что он знал о "Средневековой Алании"? Эпигоны они. Как кальку накладывали одни исторические характеристики на другие условия.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 14
Зарегистрирован: 08.01.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 14:38. Заголовок: 1


Истина, так вы всё-таки уверены, что не заменено? В общем каждый остаётся при своём)) А 'барана' мы пришельцам не отдавали, хотя об особом почитании его адыгами я не слышал. Наверное замена слов была связана с тем, что у нас итак немало одно- и двухсложных слов на 'хъу-' (хъу, хъун, хъурэ, хъурей...) и чтоб не путаться переняли этот арабизм посредством тюркского влияния. Хотя может меня и убедят что это тюркизм)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 15
Зарегистрирован: 08.01.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 14:43. Заголовок: 1


А кто такой Дюмезиль? Признаться, я ведь не алановед) Но ведь цари у алан были? А у нартов на хасе (ныхасе) все вопросы решали старейшие и знаменитые (военная демократия), а не цари.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 15:05. Заголовок: Все логично, "ху..


Все логично, "хур" по-осетински солнце, а по-древнеадыгски баран, теперь пойми, или солнце баран, или баран солнце

Спасибо: 0 
Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.01.10 15:33. Заголовок: Анти пишет: 'Ма..


Анти пишет:

 цитата:
'Мал', я думаю, вошёл в употребление когда МРС был своего рода денежной единицей.


А я думаю что у тюрков денежная единица называлась "тенге".
Анти пишет:

 цитата:
Хотя может меня и убедят что это тюркизм)


Информации к размышлению достаточно, выводы делайте сами.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответов - 158 , стр: 1 2 3 4 5 6 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 34
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет