On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа

АвторСообщение



Сообщение: 208
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.10 19:52. Заголовок: Дополнения к гарнизонной версии происхождения осетинского народа.


В соответствии с этой версией, в своей иранской составляющей осетины - потомки воинов гарнизонов Ирана, контролировавших центрально-кавказские перевалы. В частности, наибольшую роль в образовании осетинского народа сыграли воины царя Мириана. К слову сказать, они были носителями этнонима ирон. При логичности данной концепции, был один вопрос, который обращал на себя отдельное внимание: это фиксация предков осетин после 4 века. Но, как и положено правильной концепции, ответ и на этот вопрос нашёлся.

Очевидно, что ираноязычные предки осетин в средневековье, уже в постмириановское время, стали известны под именем цанаров. Во всяком случае, это верно в отношении иронцев. Цанары жили примерно в ареале расселения осетин на юге Кавказа. Об их этнической принадлежности и территории идут споры. Некоторые ученые считают их кавказскими племенами, предположительно близкими чеченцам и ингушам. Ряд грузинских исследователей склонны связывать цанар со сванами. Г. В. Цулая, оспаривая мнение о близости цанар вайнахам, определил их как этническую группу горной части Восточной Грузии. Г.Г. Мкртумян страну цанар отождествляет с Кахети, хотя самих цанар он склонен связывать с вайнахами. Вопрос остается спорным. Хотя цанары и были в IX—Х вв. связаны тесно с Кахети, отождествлять их территорию с этой восточногрузинской областью, по крайней мере для IX в., оснований нет. Цанары обитали между Тбилиси и «Аланскими воротами» и были достаточно самостоятельными. (Новосельцев А.П., 1990). В VI-Х вв. цанары становятся одним из самых заметных народов Кавказа. В тот период, когда Закавказье было поделено между Ираном и Византией, только цанары в числе горских народов, населявших южные склоны Большого Кавказа, сумели сохранить независимость. В древнегрузинском источнике «Мокцевай Картлисай» сообщается, что Иран и Византия, по взаимной договоренности, ежегодно выплачивали цанарам вознаграждение за то, что те охраняли Дарьяльское ущелье и регион Закавказья от вторжений с севера кочевых племен.

Этимология слова «цанар/санар» представляется возможной с позиции тюркских языков, на которых оно буквально значит «тот, кто посчитает». Такое название, возможно, закрепилось за потомками мириановских всадников - цанар, предков осетин в связи с тем, что они контролировали центрально-кавказские перевалы, и по существу выполняли и роль таможенников на этих территориях.

Это было традиционным занятием осетин вплоть до 19 века. Одно из свидетельств тому приведено у Р.С. Бзарова: «В это время за проезд по Военно-Грузинской дороге уплачивали пошлину. Рассказывали старики, что этим источником доходов владели Тулатовские алдары, они и поставили Чермена на Дарьяльской дороге сборщиком пошлины. Однажды, говорили, случился такой эпизод. В отсутствие Чермена какой-то грузинский князь проехал и не только отказался уплатить пошлину, но и применил силу против сборщиков. Когда Чермен вернулся, ему рассказали об этом. Чермен, говорят погнался за ним и где-то в Дарьяльском ущелье догнал его, заарканил, связанным доставил на сборочный пост и заставив уплатить не только пошлину за проезд, но и за обиду товарищей». Интерпретация мотива связана с вопросом о роли Дарьяльской дороги в жизни Тагаурского общества. Дорога, проходившая по их территории, имела большое политическое и социально-экономическое значение для тагаурцев. Контроль над главным транскавказским перевальным путем давал серьезный доход и был основой широких политических связей и авторитета тагаурской знати... Значение дороги особенно возросло в эпоху присоединения Кавказа к России. Присоединение Грузии превратило Дарьяльский путь во внутригосударственную коммуникацию, увеличило число переездов и перевозок, а значит — и сумму пошлинного сбора. Право на пошлину традиционно принадлежало тагаурским уазданам, которые были полными хозяевами на дороге. Свидетельства проехавших по дороге в конце XVIII и начале XIX в. путешественников и отчеты чиновников дают наглядное предстбавление об уплате пошлины и самом переезде (66, с. 82-98, 134, 199; 65, с. 79, 90). Кроме пошлины, которую делили уазданские фамилии, приходилось отдельно платить за наведение мостов, наем проводников и носильщиков, за охрану в пути... Кавказское командование, действовавшее в регионе от имени российского правительства, признавало за уазданами древнее право на контроль Дарьяльского прохода и вступало с ними в соглашения. Лишь в 1830 г., воспользовавшись, как поводом, вооруженным выступлением против экспедиции генерала Абхазова, администрация лишила тагаурских уазданов прав на подорожный сбор...».«История осетин в предании, Сюжет о Чермене» (Владикавказ, “Ир”, 1993)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 195 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]


администратор




Сообщение: 3366
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: earth
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.09.13 22:42. Заголовок: Понимаешь, Тина, ваш..


Понимаешь, Тина, ваша генетика сама не оставляет пока места для северного пути миграции. Везде сплошной юг!

Пусть лучше ненавидят, чем презирают... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 3367
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: earth
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.09.13 22:45. Заголовок: Идея-фикс осетин - п..


Идея-фикс осетин - происхождение от скифов, алан и др., а на деле оказывается, что все это фантазии Миллера и Абаева))

Пусть лучше ненавидят, чем презирают... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 241
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.10.13 00:38. Заголовок: В Азере вплоть до не..


В Азере вплоть до недавнего времени в ходу был индоевропейский азербайджанский. талышский..наверняка близок будет осетинскому в плане лексики. Это многое объяснит в осетинском вопросе. Хотя, конечно же..осетины по крови кавказцы больше.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 3570
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: earth
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.10.13 00:45. Заголовок: Талышский и сейчас н..


Талышский и сейчас никуда не делся. Распространен в южном Азербайджане - Астаринский и Джалилабадский районы. Там основное население талыши. Осетинскому, считается, что он не очень близок, поскольку относится к западно-иранской подгруппе. Но исследовать, наверное, надо, тем не менее.

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 242
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.10.13 14:52. Заголовок: Albert Я к тому, что..


Albert Я к тому, что осетины , в основном огрузиненные , но сохраняющие свой быт, очень плотно населяют Кахетию..Не знаю точно откуда они там, но это именно те осетины, которые в 40 годах заселили оставленный Пригородный район, сколько бы сам осетины этого не отрицали. Быть Может..кахетинские осетины живут в Картл-Кахети дольше, чем это предполагается..являясь логическим продолжением мазендаранцев, талышей, и некоторых уже ассимилированных народов....Это все имхо...прошу Ис-Тину сильно меня не ругать)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1983
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.10.13 15:59. Заголовок: Tsurungal пишет: Я..


Tsurungal пишет:

 цитата:
Я к тому, что осетины , в основном огрузиненные , но сохраняющие свой быт, очень плотно населяют Кахетию..Не знаю точно откуда они там, но это именно те осетины, которые в 40 годах заселили оставленный Пригородный район, сколько бы сам осетины этого не отрицали. Быть Может..кахетинские осетины живут в Картл-Кахети дольше, чем это предполагается..являясь логическим продолжением мазендаранцев, талышей, и некоторых уже ассимилированных народов....

Этот ареал расселения осетин полностью соответствует цанарам, о которых говорится в начале этой темы.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 248
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.11.13 21:59. Заголовок: Тахир все вроде так,..


Тахир Цанары присутствуют в Триалети ? несколько я знаю нет . Это по теме триалетских осетин . зато в Триалети отмечен, к примеру, топоним Двалта, что уж совсем странно..Откуда ? Думаю, самосознание этого народа было живо еще в 19 веке.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 2127
Зарегистрирован: 25.06.09
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.11.13 09:35. Заголовок: Tsurungal пишет: Та..


Tsurungal пишет:

 цитата:
Тахир Цанары присутствуют в Триалети ? несколько я знаю нет . Это по теме триалетских осетин . зато в Триалети отмечен, к примеру, топоним Двалта, что уж совсем странно..Откуда ? Думаю, самосознание этого народа было живо еще в 19 веке.

Там тоже могли оказаться, в принципе. Но в целом, ареал расселения осетин в Грузии совпадает с ареалом расселения цанаров.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 269
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.01.14 10:56. Заголовок: http://i016.radikal...





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 3
Зарегистрирован: 28.02.14
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.02.14 17:47. Заголовок: Осетинское слово «фа..


Осетинское слово «фарсаглаг» в переводе на русский язык означает «посторонний человек», «человек со стороны».

Б. Тулатов пишет, в 1899 г.: «По всей вероятности, аборигены-фарсаглаги пришли на Кавказ из Персии, ибо осетины называют себя иронами, что тождественно с названием персидской провинции Иран». И, далее: «Что же касается знаменитых парсийских легенд, например, об известном Рустаме, то у нас в Осетии ее знает каждый мальчик» (ППКОО, вып. 4, с. 327).

"лишь в исключительных случаях баделяты дигорцы выдавали своих дочерей за сыновей старшин других осетинских обществ, но и то только в случаях их физических или психических недостатков"/ Скитский Б. В. К вопросу о феодализме в Дигории.— Известия Северо-Осетинского НИИ, т. V. Орджоникидзе, 1933.

Кокиев характеристика эксплуатируемого класса: "Хехесы, или фарсаглаги, составляли наиболее многочисленную категорию осетинского крестьянства. Формально они были лично свободными, но, проживая на землях феодала, обязаны были нести поземельную повинность. Имели право перехода от одного феодала к другому, однако фактически переход был затруднен, так как в этом случае имущество оставалось у прежнего владельца, а на новых землях было необходимо нести поземельную повинность уже в пользу нового владельца."

ОСЕТИЯ НАКАНУНЕ РОССИЙСКИХ РЕФОРМ: "Претендуя на равный с феодальными фамилиями социальный статус, фарсаглаги требовали от российской администрации не только предоставления им таких же, как у алдаров, земельных наделов. Не менее важным для них стало отселение от феодалов и формирование обособленных фарсаглагских сел."

Емельянова Н. М. Мусульмане Осетии: "Крестьянская реформа в Северной Осетии проводилась в три этапа: на первом этапе царское правительство дало право на раздельное поселение фарсаглагов и адамихатов от алдаров и баделят. На втором этапе (1864) в селах равнинной Осетии было введено общинное землепользование. И только на третьем этапе реформы , в 1867 году началось освобождение всех зависимых сословий."

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 348
Зарегистрирован: 16.01.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.03.14 16:03. Заголовок: Shamil пишет: Осети..


Shamil пишет:

 цитата:
Осетинское слово «фарсаглаг» в переводе на русский язык означает «посторонний человек», «человек со стороны».



Парсаг (П=Ph. Phарсаг) на сванском - очень хороший, наилучший.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1050
Зарегистрирован: 18.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.03.14 13:07. Заголовок: Шамиль правильно опр..


Шамиль правильно определяет слово – «фарсаглаг» - - как «человек со стороны» («сторонний человек»). От древне-иранского (авестийского. Или мидийского. Как хотите) – fars – значит – крайний.
С этим значением перекликается, кстати, – и название Персии – parsu ( «Окраина» – тогдашней Мидии) Так же, опять же, кстати, и Украина, – «Окраина».

А уж сванское, приводимое Алмаизом, – совсем другого смысла. Наверное, просто какие-то фонетические флюиды, что – ли.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 62
Зарегистрирован: 15.02.14
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.14 09:34. Заголовок: Amigo пишет: А вот ..


Amigo пишет:

 цитата:
А вот что написал осетин Fire с молгена:


цитата:
Ирæттæ = Осетины, Ирон = Осетинский
Ир = Осетия, Ирæг = среднего возраста человек, Ираг = среднего возраста мужчина



Самое интересное что в тюркских языках 'ир' - это тоже переводится как 'мужчина', к примеру в башкирском 'ир' - это 'муж, мужчина'.





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 279
Зарегистрирован: 23.03.13
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.09.14 08:59. Заголовок: Сказать честно, посл..


Сказать честно, после 1991 года в истории осетин появилось слишком много псевдонаучного. Достаточно вспомнить , откуда стали выводить этимологию слова Кударо ))))
Хотя сам район заселен осетинами с севера ,будучи ранее целиком и полностью свано - двальским.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.14 00:00. Заголовок: ЭЛЬБРУС


СОГЛАСЕН С ВЕРСИЕЙ ТАХИРА. Я ОСЕТИН. ИРОН. МЫ НЕ КОЧЕВНИКИ НО ГОРЦЫ.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 195 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 52
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет