On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
Форум об аланах, скифах и иных древних народах, оказавших влияние на этногенез народов Северного Кавказа

АвторСообщение
moderator


Сообщение: 2319
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.14 17:45. Заголовок: Къарачай-Малкъар фольклор / Карачаево-Балкарский фольклор


Сейирди быллай теманы табалмадым.
Артмакъны юсюнден материал излей тургъанлы ма бу затха тюбешдим:

— Жил в Баклане один человек, — заговорил Зейтуи. — Боташ-Мараучу его звали. Мараучу — по-нашему, охотник. Этот Боташ ходил по горам, как тур. Обычно князья нанимали его снабжать мясом косцов, что работали на дальних лугах. Долгое время все было хорошо, но однажды удача ушла от Боташа. Будто кто-то прогнал туров с его пути. Стыдно было такому человеку нести пустой артмак — сумку. Он набивал его красными ягодами шиповника и приносил в кош. Косари сердились и называли Боташа шиповным охотником.
Однажды Боташ вышел в горы, как обычно, затемно. Ходил до половины дня. Нет удачи. От этой тоски лег он на камни и уснул. И вот снится ему, будто кто-то поет:
Возьми-ка, Боташ-Мараучу,
Свой золотой Алтынлы,
Брось его со скалы.
Делай, как я научу:
Спеши, не жалея ног,
Иди в Карачай колдовской,
Добудь там ружье Карашхок
...
Тотчас проснулся Боташ. Без жалости бросил в пропасть свое знаменитое Алтынлы, старинную позолоченную кремневку, легкую, как флейта, и пошел в Карачай. Шел он, как на крыльях летел. И к вечеру вернулся на то же место, откуда ушел. И была у него в руках древняя кремневка из черной карачаевской стали — Карашхок.
Сразу увидел он стадо туров-рогачей, загнал их к пропасти и убил 99 штук. Остался один белый туренок. Белого убивать нельзя. Боташ поймал туренка, надел ему на шею свою серебряную пороховницу и сказал: «Иди, поблагодари своего отца».
Пришел охотник в кош и бросил перед косарями полный артмак. «Сейчас полакомимся шиповником», — смеялись косари. Открыли сумку, а там только турьи почки. Пришлось снарядить целый караван ишаков, чтоб привезти в кош все мясо.
С тех пор удача не оставляла Боташа. Говорят, он прожил до ста лет, но даже в глубокой старости ходил на охоту. И вот однажды увидел он белого тура-одинца. Тур был такой старый, что, когда отрывал пучок травы, от слабости садился на снег.
«Вот такой же старик, как я, — подумал Боташ-Мараучу, — верно, сам Абсаты послал его мне, чтоб умер он, как мужчина, от пули, а не от позорной старости». Боташ выстрелил, и тур упал. Охотник подошел к нему и увидел на шее тура свою серебряную пороховницу. Понял Боташ, что круг его жизни замкнулся...

Зейтун замолчал. Здесь, в горах, среди снегов, его рассказ как-то особенно подействовал на нас...
http://coollib.com/b/226955/read

Кертиси бла ол тизгинледе къалай эди? "Шам Къарачай"? "Къара шкокну" нек Къарачайда излейди? Кертиси бла бизде шкок этиб тургъан устала кеб болур эдилеми?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 48 , стр: 1 2 All [только новые]


администратор




Сообщение: 7708
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.14 18:07. Заголовок: А почему, интересно,..


А почему, интересно, Шам перевели как "колдовской"?

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/ru/dna/ydna/
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 2320
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.14 18:14. Заголовок: Не факт что там было..


Не факт что там было "шам", хотя почти уверен. Думаю переводчик просто был не очень )

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 2334
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.14 19:23. Заголовок: Вновь подниму тему с..


Вновь подниму тему с малкарскими переселенцами в Рачу. Как помните рачинское предание:

"Рехвиашвили. В начале нынешнего столетия российский путешественник В.В. Маркович записал от жителя рачинского селения Чиора - Нестора Рехвиашвили рассказ о возникновении селения Чиора и происхождении фамилии Рехвиашвили. Нестор Рехвиашвили сообщил ему, что некогда один известный балкарский охотник, по имени Рехвия, являвшийся основателем их фамилии, зашел в местность, где расположилось впоследствии селение Чиора. Поскольку ему очень понравилась окружающая местность и находящийся там родник, он решил перебраться туда на постоянное жительство и основать там поселение.
Грузинский царь, на землях которого основал свое поселение Рехвия, узнав о таком его своеволии, очень рассердился. Рехвия убил несколько редких зверей и преподнес их шкуры царю в качестве подарка. После этого царь простил знаменитого охотника и разрешил основать селение в выбранном им месте. Так возникло селение Чиора, населенное почти одной лишь фамилией Рехвиашвили, считающих себя выходцами из Балкарии (119).
Современные представители рода Рехвиашвили, которые сейчас проживают в Чиоре в количестве трехсот семейств, также помнят о своем балкарском происхождении и утверждают, что их предок прибыл в Рачу из местности Штулу (120). Это позволяет объяснить, почему балкарцы называли жителей селений Геби и Чиора “малкар-эбзе”(“балкарские грузины”). Ведь для балкарцев они как раз и являлись обгрузинившимися, ассимилированными балкарцами"

Из статьи к.и.н. Баразбиева со со ссылкой на источник нач. XX века.

Сегодня читал статью другого нашего историка - Кучмезова, и вот что попалось, на что я обратил внимание:

"В балкарской песне «Бекмыр-зала, Къайсынла», когда искали невесту Жабо-Бию, родственники говорили: «Может нам отправиться за горы (т.е. в Рачу - авт.), к фамилии Бийнёгеровых - знатных людей. Ведь из них получаются хорошие родственники"

А вот сама песня (есть эта же песня в изд. 1970 г., но я использую по техническим причинам текст из более позднего издания):

БЕКМЫРЗАЛА, КЪАЙСЫНЛА
Ой, не этейик а,
Айдаболну — Къоспартыда къаласы.
Къаратон къалды Тазрет деген, ой, баласы.
Къалмайын мынга жууукъла, тенгле келдиле. Ой, ой, ой.
Ой, о келдиле да,
Ала мынга къатын алыр оноу этдиле,
Тау артына келечиле, ой, ийдиле.
Баргъан келечиле Тау артына жетдиле
. Ой, ой, ой.
Ой, о жетдиле да,
Къонакъбайда бир ариу къыз кёрдюле.
Болжал этмей, аны алып келдиле.
Тазретге бир улан бла бир къыз туудула. Ой, ой, ой.
Ой, о туудула да,
Уланына Жабо бий деп аталла,
Къызына да Нух бийче деп, ой, аталла.
Была экиси да ёсдюле, уллу болдула. Ой, ой, ой.
Ой, о болдула да,
Нух бийчени къырым бийге бердиле.
«Жангыз жаш» деп, Жабо бийни, ой, сыйлайла.
Эй, жаным, Тазрет бийге ёлюр ауруу тийгенди. Ой, ой,
Ой, о тийгенди да.
Жабо бийни сюйдю къатын алырын,
Тау артына келечи жыйын, ой, барырын.
Тау артында огъурлу жууукъла болалла. Ой, ой, ой.
Ой, о болалла да,
Анда барды тукъум — Бийнёгерлары.
Аланы барды ариу, ахшы, ой, къызлары.
Жабо бийге ал а дан къатын алыргъа сюйдю
. Ой, ой, ой.
Ой, о сюйдю да,
Келечиле Тау артына аудула.
Хамме бийчеге сёз берип, ой, келдиле.
Тазрет саулукъдан Жабону юйюрлю этдиле. Ой, ои, ой.
Ой, о этдиле да,
Жабогъа ол эки осуят этди:
Атангдан къалгъан малны сен, ой, терк жойма.
Къатынынгы ата юйюнде юч кюнден кёп къойма.
Ой, ой, ой.
Ой, о юч кюнден кёп къойма.
Къарт Тазрет ёлдю, дуниядан кетди.
Юч кюн, юч кечени ашын, ой, этдиле,
Сора келечиле Тау артьина кетдиле, дейди. Ой, ой, ой.
Ой, о кетдиле да,
Тау артындан къатын алып келдиле.
Жаболагъа туугъанды, ой, эки улан.
Бири жигит Къайсын, бири да Бекмырза, делле. Ой,
...
Бекмырза бла Къайсын хапар сордула. Ой, ой, ой.
...
Была энди атланыр оноу, ой, этдиле,
Нёгерле излей, Бызынгыгъа аудула. Ой, ой, ой.
Ой, о аудула да,
Нёгерге Рахай улу Токъну алдыла,
Ызы бла Уллу Чегемге, ой, аудула,
Аида тийиншли нёгерле тапмалла. Ой, ой, ой.
Ой, о тапмалла да,
Салдыла да Уллу Басханнга бардыла,
Анда Орусбийлаиы бий Кючюкню, ой, алдыла.
Къайтып, ала Холам сыртында къалдыла. Ой, ой, ой.
Ой, о къалдыла да,
Къайсынны къошха шишлик тилей ийдиле.
Ала Къайсыннга шишлик мал, ой, бермелле,
— Жазды, къозу — гитче, къой — арыкъ,— делле.
Ой, ой, ой.
Ой, о делле да,
Орусбий улу Рахай улун жиберди.
Ол а бир къашха ирик алып, ой, келди.
Аны ашап, Уллу Малкъаргъа эндиле. Ой, ой, ой.

<...>

Еще интересно наблюдение В. Батчаева, из его монографии:
"история не располагает ни одним достоверно установленным фактом деклассирования таубиев в XVII-XVIII вв., а в зафиксированных нормах обычного права балкарцев [25] такая статья не предусмотрена вообще. Намек на подобную меру воздействия некоторые авторы склонны видеть в словах из песни о Бийногере: «В Большом Малкаре нет тебе села для княжения, ... сыну бия Тере не оказывает уважения»."

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1052
Настроение: Даканцааа
Зарегистрирован: 10.04.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.12.14 20:55. Заголовок: история не располага..



 цитата:
история не располагает ни одним достоверно установленным фактом деклассирования таубиев в XVII-XVIII вв., а в зафиксированных нормах обычного права балкарцев

ну да, какие тут правовые нормы, когда они предпочитали тупо вырезать друг друга..



http://vk.com/karachailwla

http://vk.com/tarihibiz

http://ok.ru/taulula
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1072
Настроение: Даканцааа
Зарегистрирован: 10.04.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.15 13:59. Заголовок: http://cyberleninka...


http://cyberleninka.ru/article/n/sovetizatsiya-severnogo-kavkaza-i-borba-s-politicheskoy-i-ugolovnoy-prestupnostyu-1920-1926-gg
 цитата:
Умар Алиев, стоявший у истоков создания Карачаево-Черкесии («создавал отряды милиции») в качестве председателя ревкома, «особенно любил песню о Кана-мате» - абреке, погибшем в 1893 г.: «Рыщут стражники тут и там / (Невзначай их не повстречай) / На поруки тебя не берут / Нет дороги тебе в Карачай»

бу джырны саулай окъур эди адам)



http://vk.com/karachailwla

http://vk.com/tarihibiz

http://ok.ru/taulula
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 2404
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.15 15:42. Заголовок: Ааа Эльграндов Эбзел..


Ааа Эльграндов Эбзеланы Къанаматны джырыды бу)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 687
Зарегистрирован: 12.05.13
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.15 23:31. Заголовок: Алий улу къаллай джы..


Алий улу къаллай джырланы сюйгенин билмейме, талай джырны орус вариантлары уа ма бу китабдады
click here


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1074
Настроение: Даканцааа
Зарегистрирован: 10.04.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.01.15 18:54. Заголовок: огъары учкулан пишет..


огъары учкулан пишет:
 цитата:
Эбзеланы Къанаматны джырыды бу)

какой-то текст слишком партийный. Интересно, а другие варианты были.

Умар, сау бол, надо сохранить ссылку)



http://vk.com/karachailwla

http://vk.com/tarihibiz

http://ok.ru/taulula
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 2408
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.01.15 23:00. Заголовок: Ааа Эльграндов пишет..


Ааа Эльграндов пишет:

 цитата:
какой-то текст слишком партийный. Интересно, а другие варианты были.


да наверняка были! только вот сохранились ли?
бизникеле шумерле бла кюреше тургъан заманда къартла аланы сакълаб турлукъ тюл эдиле да((

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1
Зарегистрирован: 16.01.15
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 20.01.15 11:56. Заголовок: огъары учкулан подум..


огъары учкулан подумал, может тебе интересно будет
Невская В.П. Карачай в пореформенный период. Ставрополь, 1964. С. 144.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 695
Зарегистрирован: 12.05.13
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.15 21:18. Заголовок: Ааа Эльграндов пишет..


Ааа Эльграндов пишет:

 цитата:
огъары учкулан пишет:
цитата:
Эбзеланы Къанаматны джырыды бу)

какой-то текст слишком партийный. Интересно, а другие варианты были.


Нынешний вариант с книги "Эски къарачай джырла" ,изданной в 1940 г.(составлен Х.О. Лайпановым.)
В 1909 Прёле в Венгрии опубликовал несколько песен (вроде и "Къанамат" в том числе). Не могу найти работу Прёле в открытом доступе .Меня ,кроме "партийности" , авторство( Къасбот Кочкаров) немного смущает.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 2413
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.01.15 21:48. Заголовок: Умар пишет: В 1909 ..


Умар пишет:

 цитата:
В 1909 Прёле в Венгрии опубликовал несколько песен (вроде и "Къанамат" в том числе). Не могу найти работу Прёле в открытом доступе .Меня ,кроме "партийности" , авторство( Къасбот Кочкаров) немного смущает.


Прёле был переиздан в книге "Карачаево-балкарский фольклор в дореволюционных изданиях". Посмотрю если там Канамат.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 696
Зарегистрирован: 12.05.13
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.01.15 23:06. Заголовок: огъары учкулан пишет..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
Прёле был переиздан в книге


Да здравствует интернет !
click here
Къанаматны джыры на стр. 251 и не только.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 2420
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.01.15 01:21. Заголовок: Умар пишет: Да здра..


Умар пишет:

 цитата:
Да здравствует интернет ! click here Къанаматны джыры на стр. 251 и не только.


саубол, Умар! кертиси бла аламат затны табханса. Эртдеден бери табалмай тура эдим.
Къараймада "-лар", "-ан" затла тилибизде ол заманда энтда тюбеще эдиле

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 2421
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.01.15 03:05. Заголовок: кстати, есть и балка..


кстати, есть и балкарские тексты прёле

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 697
Зарегистрирован: 12.05.13
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.01.15 10:27. Заголовок: огъары учкулан пишет..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
есть и балкарские тексты прёле


click here
стр.104

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 2422
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.01.15 11:56. Заголовок: Умар пишет: click h..


Умар пишет:

 цитата:
click here
стр.104


да, я уже начал сохранять. жаль что по одной стр. приходлится((

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 698
Зарегистрирован: 12.05.13
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.15 21:09. Заголовок: Умар пишет: "Э..


Умар пишет:

 цитата:
"Эски къарачай джырла" ,изданной в 1940 г.(составлен Х.О. Лайпановым.)


Эта книга есть у кого ?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 7997
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.01.15 22:33. Заголовок: огъары учкулан пишет..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
Эртдеден бери табалмай тура эдим.
Къараймада "-лар", "-ан" затла тилибизде ол заманда энтда тюбеще эдиле

Не думаю. Скорее всего, это результат восприятия карачаево-балкарского через призму других тюркских языков, либо воздействия на фольклор т.н. северокавказского тюркИ, ведь и исламская религия к нам тоже шла от носителей этого тюркИ. Тот факт, что указанные форманты не могли присутствовать в речи наших предков в 19-м даже веке даже в качестве рефлексов, поскольку они исчезли параллельно и у карачаевцев и у всех групп балкарцев. Случайным совпадением это быть не может.

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/ru/dna/ydna/
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 2423
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.15 01:06. Заголовок: Albert пишет: Не ду..


Albert пишет:

 цитата:
Не думаю. Скорее всего, это результат восприятия карачаево-балкарского через призму других тюркских языков, либо воздействия на фольклор т.н. северокавказского тюркИ, ведь и исламская религия к нам тоже шла от носителей этого тюркИ. Тот факт, что указанные форманты не могли присутствовать в речи наших предков в 19-м даже веке даже в качестве рефлексов, поскольку они исчезли параллельно и у карачаевцев и у всех групп балкарцев. Случайным совпадением это быть не может.


Согласен. Хотя в своей книге 1940 г. Филоненко писал что в малкарском фиксировал остаточные "-лар", "-ан"
Умар пишет:

 цитата:
Эта книга есть у кого ?


у меня)
выслать?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 7999
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.15 09:48. Заголовок: огъары учкулан пишет..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
Согласен. Хотя в своей книге 1940 г. Филоненко писал что в малкарском фиксировал остаточные "-лар", "-ан"

Я тоже об этом читал, но вот носители языка этого не подтверждают. А ведь с 1940-го года прошло совсем немного времени. Судя по всему, это примерно то же самое как "наличие" в нашем языке числительных "алты он" и "джети он", о котором писали некоторые горе-исследователи, никогда карачаево-балкарского языка не слышавшие. Порой столько непроверенной информации даже в научной литературе можно найти, а ведь потом на нее ссылаются и защищаются. Я как-то хотел открыть такую тему, но, как всегда, любое свое начинание я не могу закончить.))

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/ru/dna/ydna/
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 1079
Настроение: Даканцааа
Зарегистрирован: 10.04.13
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.15 11:28. Заголовок: фиксировал остаточны..



 цитата:
фиксировал остаточные "-лар", "-ан"

окончания наших фамилий не канают за них? О_о Батчалары, Боташлары и тд



http://vk.com/karachailwla

http://vk.com/tarihibiz

http://ok.ru/taulula
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 699
Зарегистрирован: 12.05.13
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.15 12:00. Заголовок: огъары учкулан пишет..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
выслать ?


Аллай мадарынг бар эсе ,айхой да !
Малкъар къарнашларыбыз "джортууулну" "золтугъур" этиб тургъанларын окъугъанмы эдинг ?-))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 8001
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.15 02:03. Заголовок: Ааа Эльграндов пишет..


Ааа Эльграндов пишет:

 цитата:
окончания наших фамилий не канают за них? О_о Батчалары, Боташлары и тд

Не только окончания фамилий, рефлексы на "-лар" сохраняются в том случае, когда за этим аффиксом следует другой. Вопрос немного не в этом, а в том, как давно в карачаево-балкарском отпали конечные -р, -н и т.п.

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/ru/dna/ydna/
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 700
Зарегистрирован: 12.05.13
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 26.01.15 23:19. Заголовок: огъары учкулан пишет..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
Къараймада "-лар", "-ан" затла тилибизде ол заманда энтда тюбеще эдиле



Вроде бы нет, Прёле сам же пишет ,в множественном числе "р" не произносится ,что -лар без усечения "р" идёт с суффиксом принадлежности. Т.е. атларым, юйлеринг и т.д. И в то же время сам же и допускает ошибки в письме ,не придерживаясь этого правила.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 2425
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 3
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.15 17:46. Заголовок: Умар пишет: Вроде б..


Умар пишет:

 цитата:
Вроде бы нет, Прёле сам же пишет ,в множественном числе "р" не произносится ,что -лар без усечения "р" идёт с суффиксом принадлежности. Т.е. атларым, юйлеринг и т.д. И в то же время сам же и допускает ошибки в письме ,не придерживаясь этого правила.


я то в дойче ничего не знаю))
так то конечно слабо верилось что всего 100 лет назад "р" произносилось
скинь имейл)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 701
Зарегистрирован: 12.05.13
Репутация: 2
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.01.15 18:38. Заголовок: огъары учкулан пишет..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
скинь имейл


Скинул в личку. Про суффиксы это в предыдущем томе на том же сайте .Прёле хорошо поработал.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор




Сообщение: 8009
Зарегистрирован: 15.06.09
Откуда: ниоткуда
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.01.15 16:19. Заголовок: огъары учкулан пишет..


огъары учкулан пишет:

 цитата:
я то в дойче ничего не знаю))


Сколько я с Дёрфером намучился тоже...
Я не могу закачать Прёле сейчас, если есть вариант выставить в открытом форуме, может, форумчанин Абрек (Радмир Абреков) сможет помочь с немецким языком. Он в Австрии живет и наверняка в немецком собаку съел.))
Я бы ему и в закрытую ветку открыл бы доступ, да неудобно то, что мы здесь иногда фамилии обсуждаем...

Карачаево-балкарский ДНК-проект: http://www.familytreedna.com/public/KBalkarDNA/default.aspx?section=yresults

Базы данных:
http://www.ysearch.org/
http://www.semargl.me/ru/dna/ydna/
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 2766
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.08.15 23:00. Заголовок: 5.6. ХАДЖИРЕТСКАЯ ПЕ..


5.6. ХАДЖИРЕТСКАЯ ПЕСНЯ
Рожденную для битв лошадь серую белохвостую
У окраины станицы заставляю плясать,
Серого цвета мою черкеску грубошерстную
Вспышки пороха чернеть заставляют.
Крымшокаловское мое ружье черное грозное
Никогда мужчину не подводило,
Когда нас во дворе окружили,
Довелось мне им сполна орудовать.
Хаджиреты, устроившие <это> нападение,
Мужайтесь же, да сгинут ваши болезни!
Лабы жителей молодое поколение,
Вы строем даете себя переписать,
Той, обручение с которой тысяча рублей,
Ар, с какой совестью вы <потом> в глаза смотреть
будете?
Лабы старой ваша молодежь,
Ар, чужой собаке вы позволяете себя искусать,
А кабардинцев ваши лошади откормленные
Утомились, вынося погибших <с поля>.
Во вражескую крепость, за стены, смотрим –
<Там> пушки черные грозные заряжают,
Тфокотлям вольным, готовым жизнь отдать,
Предводительствуют ангелы на их пути в рай.
Тот, кто мужчины достойную смерть не может принять,
Кто не достоин одеяния в саван,
Чью одежду мужскую достойно оставить женщинам,
Кто порога рая недостоен,
Кого в черную бурку завернутым
В дом своей жены доставляют, –
<Это> Мусы неприглядного сын Сырух.

Черкесская песня 1958 г. записи, опубл. "Адыгские песни времен Кавказской войны".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator


Сообщение: 2860
Зарегистрирован: 22.06.09
Репутация: 4
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.01.16 23:27. Заголовок: Аул Даут расположен ..


Аул Даут расположен в узкой долине. Горы поч-ти вплотную подступают к саклям аула, которые расположены по склонам, иногда прямо одна над другой. Многие сакли вплотную прилепились к окружающим скалам так, что эти скалы нередко образуют одну из стен сакли вниз по р. Даут, сейчас же по выходе из аула, лежит огромный камень, имеющий форму куба. Он возвышается своеобразной крепостью. По пре-данию этот камень служил защитой для местного населения от нападения соседей. Ночевать в ауле Даут можно' в школе или, при наличии палаток, несколько ниже аула, перейдя на правый берег реки.
Лисовский. Военно-Сухумская дорога. 1936 г. стр. 93.

никто это раньше не видел? че за камень?)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 48 , стр: 1 2 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 44
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет