В СОИГИ регулярно публикует академические издания по истории и этнограффии Осетии и осетин, неудивительно, что иногда в них есть что то интересное про нас. Очень прошу, по мере возможности Is-tina`у перевести этот небольшой текст: был бы очень рад этому!))
Отправлено: 12.02.13 10:04. Заголовок: Эта история потрясаю..
Эта история потрясающая. Итак, сари напали на чегемцев. И Мустафа отправился на то поле, защищать и отбивать скот. Все кончилось плохо. Скот угнали. Люди пораненные, искалеченные, мертвые лежат на поле. Сваны своих забрали, раненых и мертвых. А Мустафа остался в поле. Тоже раненый, полуживой. И сарийцы подошли к нему, спросили, тебя, мол, к какой стороне отвести – к сари или чегем. Он предпочел, ладно, сари. Все равно, мол, в горах вороны заклюют. Ну, отнесли . Поместили в крепость. Побыл сколько-то, потом решил покончить с собой. Выпрыгнул с башни. Не погиб, но сломал ногу. И тут все опять собрались. Он полуживой. И вдруг метнул туда Урусбиты Цоппелей . Кровники они были с Мустафой. Увидев его, Мустафа заплакал. А тот говорит, ну что ты, мол, такие дела делаешь, а плачешь. Мустафа отвечает – от того, мол, плачу, что долг на мне останется. (В смысле. Не смытая кровь, что-ли?). Ладно, мол, говорит Цоппелей. Бог решит. Перевязял ему раны, обустроил. Потом пришел просить у хозяев башни выдать ему Мустафу. Те никак. Но все-таки добился. И снова. С миром, мол, иди. И вот тебе мое слово. Сегодня прощаю. А дальше кровники мы. И буду искать крови. Еще что-нибудь?- спросил. Мустафа попросил его побрить, и все такое. А то, мол, Чегемцы испугаются меня. Тот все выполнил, вычистил. И отправил. Пришел Мустафа в свой Чегем. Ну, тут все как бывает. Возвращение! Пришел в себя. Люди порадовались. И тогда он послал к Цеппелею. Мол, а теперь пусть как народ решит.
(Последняя фраза потрясла меня, и я не знаю точно ли перевожу. Вроде народ (он же самый мудрый) решил все как надо. Как Бог повелел. И Цеппелей получил что должен был получить. В общем, ужасно все это. И благородство, и жуткость. И все такое. Но таков Кавказ).
Интересно, а могли дигорцы себя называть асси? Что-то мне Устур Асси - тоже не нравится
Нет, дигорцы себя так не называли, кроме того, что некоторые фамилии говорили - "мы родом из Ассии" (Къарачая и Балкарии). Устур Асси, в данном случае селение - Уллу Малкъар, сейчас Верхняя Балкария называется.
Отправлено: 12.02.13 14:09. Заголовок: Умар пишет: А может..
Умар пишет:
цитата:
А может это Суншев Чёпеллеу Орусбиевич ? Кстати ,причина его переселения на Баксан известна ?
он же кажется прибегал к услугам к сванов против Атажукиных? тогда более логично, почему он оказался в Чегеме. Хотя вариант с тезкой никуда не исчезает))
Отправлено: 12.02.13 15:14. Заголовок: А мне почему-то каже..
А мне почему-то кажется, что все дело в кровной мести. Она же была сильным фактором в уходе людей из своих мест? Но в тексте он совершенно определенно появляется впервые только "на той стороне". И столько благородства проявил просто демонстративно. Подчеркивая этот момент. И все делал по "личной инициативе", вне связи с тем окружением. И лечил, и выпрашивал его у хозяев крепости (Уотарта).
Отправлено: 12.02.13 16:51. Заголовок: Is-tina пишет: А мн..
Is-tina пишет:
цитата:
А мне почему-то кажется, что все дело в кровной мести. Она же была сильным фактором в уходе людей из своих мест? Но в тексте он совершенно определенно появляется впервые только "на той стороне". И столько благородства проявил просто демонстративно. Подчеркивая этот момент. И все делал по "личной инициативе", вне связи с тем окружением. И лечил, и выпрашивал его у хозяев крепости (Уотарта).
не могу ничего конкретно про этот случай говорить: по понятным причинам отсуствия знаний про этот сюжет, должных. Но вообще, да. Много людей, например переселялись из-за нее в Балкарию, Карачай из тех мест где кровная месть месть была развита дольше и сильнее. В Кабарде, Карачае и Балкарии, сильная княжеская власть ее не слабо ограничивали.
он же кажется прибегал к услугам к сванов против Атажукиных? тогда более логично, почему он оказался в Чегеме. Хотя вариант с тезкой никуда не исчезает))
Почему ты постоянно такие варианты высказываешь? Чегемцы против баксанцев воевали. Чегемцы позвали в союзники кабардинцев во главе с Атажукиными, наши сванов. Когда сваны и кабардинцы уже устали от упёртости балкарцев между собой - ушли, чегемцы и баксанцы продолжали воевать между собой, и баксанцы победили. Вот так было.
Почему ты постоянно самые тупые варианты высказываешь?
У меня просьба к тебе, Тахир, не допускать оскорбительных выражений в отношении других форумчан! Понятно, что это высказывание не непосредственно в адрес огъары учкулана, а в адрес версии, но высказывание, тем не менее, оскорбительное.
Отправлено: 12.02.13 20:05. Заголовок: Такое ощущение, что ..
Такое ощущение, что со словарем можно без особых проблем перевести приведенные дигорские тексты. Столько уже пришлось заниматься осетинским языком, что немало, как оказалось, знаем об осетинских диалектах.
Что означает цифра 24 после Чеппелея? И действительно ли тот Чеппелей, которого я так неуклюже может быть перевела из фольклорного материала - реальное лицо? И Вы знаете причины его передвижений?
Альберт, где-то выше ты писал о возможном легком переводе с дигорского языка. Если, мол, со словарем. Я этого не заметила, что - «со словарем». Сначала я попыталась. И «нет и нет таких слов» - мне выплевывают он-лайн ответ. И у меня большие вопросы к дигорскому языку собрались. Он не отсруктурирован, как я поняла. Размашист. Лишние гласные в начале слова, а также в конце. Хотя это и колорит придает немалый. Но язык (алфавит) должен быть как четко отработанные статьи закона. Иронский – более подтянут. Без излишеств. А потом в истории отлаживания алфавита вот эти крючки. Завитушки – над буквой. Внизу нее, сбоку и т.д. Все это процесс отлаживания. Но все должно идти к упрощению.
Делать вывод на основании всяческих излишеств букв в словах - о самостоятельном языке (якобы это «скифо-сарматский», иронский же – «аланский»), – я бы не стала. Но так делают наши. На самом же деле, Диалект есть диалект. Смешивать его с основным языком – есть, по-моему, методологический провал!
Отправлено: 14.02.13 12:19. Заголовок: Is-tina пишет: Что ..
Is-tina пишет:
цитата:
Что означает цифра 24 после Чеппелея?
Было бы замечательно, если бы количество его детей Но, к сожалению, так как это скопировано мной с работы Кипкеевой Заремы ПЕРЕСЕЛЕНИЯ КАРАЧЕВЦЕВ-УРУСБИЕВЦЕВ [1793-1807 гг.] всего лишь примечание автора "24. Лайпанов Х.О. К истории карачаевцев и балкарцев. Черкесск, 1957. С. 62-66."
Данная ветка называлась «Осетинский фольклор». Так и выдерживалась. Но теперь она превратилась в карачаевско-балкарские разборки. И я хочу немного выправить положение. Вернуть ветку в её первоначальном замысле.
Сегодня зашла на форум ( внизу указанный). И обнаружила чудесный стих. На осетинском. Кто может, прочитает.
Отправлено: 15.02.13 14:57. Заголовок: Is-tina по вашим воп..
Is-tina по вашим вопросам: Чеппелеу Урусбиев пришел на Баксан, по причине ссоры с родственникмаи (по ряду легенд). Интересно, что в вашем переводе тоже назван такой человек, возможно это один и тот же, ведь как я понял он был в хороших связях со сванами? А известный Чеппелеу был действительно в хороших связях, т.к. использовал их в борьбе с кабардинцами и чегемцами, кстати
Данная ветка называлась «Осетинский фольклор». Так и выдерживалась. Но теперь она превратилась в карачаевско-балкарские разборки. И я хочу немного выправить положение. Вернуть ветку в её первоначальном замысле.
Сегодня зашла на форум ( внизу указанный). И обнаружила чудесный стих. На осетинском. Кто может, прочитает.
"...Представители рода Дзайнуковых породнились с другими родами, такими как: Мисаковы, Кудаевы, Адаевы, Бериевы, Боташевы, Дагуевы, Дзоблаевы, Каражаевы, Кульчиевы, Хохоевы, Цомаевы и другие..."
а кто эти Адаевы? Опечатка и имеются ввиду Абаевы? Или может чегемские Адаевы о которых впрочем ничего не известно
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет