Biyağı пишет:
[quote]` Потомки Хетага как раз таки самое что не на есть привилегированное общество.
1) День Хетага отмечает вся Осетия, не только род. Ро́ща Хе́тага (осет. Хетæджы къох) — роща (островной реликтовый лес) практически идеально круглой формы площадью около 13 га в Алагирском районе Северной Осетии у трассы Владикавказ—Алагир, почитаемая осетинами как святое место.
Ежегодно во второе воскресенье июля на праздник Хетага (осет. Хетæджы Уастырджи) сюда съезжаются люди со всех районов республики.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%EE%F9%E0_%D5%E5%F2%E0%E3%E0 2) Это один из крупнейших и сильных родов Осетии.
Нарцы возводили свое происхождение к легендарному княжичу Хетагу. По осетинским преданиям, Хетаг был младшим сыном знаменитого князя Инала, жившего на территории западной Алании. Старший брат Хетага Биаслан считался предком кабардинских князей. Приняв христианство против воли своих братьев, Хетаг был вынужден бежать от их преследования. Погоня настигла его недалеко от того места, где сейчас стоит селение Суадаг. Тогда он обратился с просьбой о спасении к Богу, и в ответ на молитву от далекого леса отделилась роща, укрывшая Хетага от врагов. Так легенда объясняет появление Священной Рощи Хетага, почитаемой осетинами как природное святилище Уастырджи. Священная роща была известна всему Кавказу, она служила безопасным убежищем для одинокого путника или беглеца. Даже кровника прекращали преследовать, если он успевал скрыться в роще.
Спасшись от врагов, Хетаг отправился в горы и поселился в Нарской котловине. Он славился мудростью и миролюбием. Сохранился рассказ о том, как Хетаг обменял коня на добрый совет, следуя которому избежал многих несчастий. Совет был таков: «Когда ты рассердишься, то левой рукой удерживай правую».
Потомками Хетага называли себя Хетагуровы, Джанаевы, Мамиевы, Бурнацевы, Гагиевы, Губаевы, Гиоевы, Дзапаровы, Еналдиевы, Хасиевы, Цуциевы, Атаровы, Балаевы и некоторые другие фамилии. Нарекая община состояла из 33 небольших селений, среди которых — Нар, Слас, Гуркумта, Джинат, Регах. Нарцы славились в Осетии храбростью своих воинов и мудростью старейшин. Не случайно великий осетинский поэт Коста Хетагуров назвал свою родину «законодательным центром для многих примыкающих к ней южных и северных ущелий».
http://osetins.com/2007/10/14/obshhestva-centralnojj-osetii.html 4) Самый большей ирад ( калым), был у Нарцев рода Хетага.
Ирад (калым) Прежде чем приступить к описанию интереснейшего обряда в осетинской жизни, я постараюсь изложить обстоятельства, сопровождающие сватовство. Ирад является мерилом достоинства крови. Раз установленный, его нельзя изменить произвольно. Принимая за единицу ценности корову, размеры ирад’а в Нарской котловине распределяются так: Хетагуровы (Зидахановы, Мамиевы, Бырнацевы, Дзанаевы и Джиоевы), Цуциевы, Губаевы и Саутиевы брали по сто коров с следующим непременно условием: двадцать коров выплачиваются коровами, пятьдесят шесть чем попало - пашнями, медью, оружием, скотиной и пр.- по оценке выборных. Бык идет за две коровы, а пять баранов за одну. По ценности остальных двадцати четырех коров следует дать что-либо определенное - ниву, ружье или медный котел; последний должен весить 24 литра (литр = 9 фунтам (?>). Последняя категория носит специальное название: сар (голова). Ирад остальных фамилий не ниже 25 и не выше 30 коров. Нет сомнения, что ни одна семья не в состоянии сразу уплатить ирад в 100 коров. Его выплачивают со дня сватовства и до самой свадьбы.
5) Нарцы были самыми независимыми.
Нарская котловина. До проведения в пятидесятых годах XIX столетия Военно-Осетинской дороги верховья Алагирского ущелья, или так называемая Нарcкая котловина, замкнутая высочайшими снеговыми вершинами гор Адай-хох, Зикара, Тепле и их отрогами, оставалась совершенно изолированной от остального мира. Перевалы Мамисонский, Рукский и Зикарский (все в Закавказье) только в летние месяцы были доступны для переправы пешком с навьюченным ослом или лошадью. Касарское ущелье, по которому теперь извивается Военно-Осетинская дорога, и Куртатинский перевал были еще менее доступны. Представляя довольно плодородную субальпийскую котловину, площадью в горизонтальном сечении более 600 кв. верст, пересеченную в разных направлениях восемью более или менее глубокими ущельями с превосходными пастбищами на водоразделах, а прежде и лесами, эта горная трущоба как нельзя больше отвечала тому идеалу изолированности и неприступности, которым не мог не дорожить всякий, кого судьба забрасывала на Кавказ, на эту арену нескончаемых ожесточенных войн. Благодаря таким топографическим и почвенным особенностям Нарской котловины жители ее, при господствовавшем повсюду произволе, имели полную возможность избегать общений с соседями и вследствие этого сохранить в продолжение длинного ряда поколений свою независимость извне, а с нею и свою самобытность во всей ее неприкосновенности, вплоть до нашего поколения. Сравнительно частое сношение осетины Нарской котловины имели только с южными сородичами, подпавшими под власть Грузии, и с самими грузинами, главным образом ведя с ними меновую торговлю или поступая по найму в ряды грузинских войск во время войн с Персией или Арменией. Не только власть чужеземных повелителей никогда не проникала в Нарскую котловину, но даже самые могущественные из осетинских царей не предъявляли никаких прав на нее. До самого последнего времени в нарской церкви хранилась грамота Екатерины Великой, пожалованная представлявшейся ее величеству депутации нарских осетин. Несмотря на это, Нарcкая котловина только спустя почти полвека после присоединения Грузии к России была причислена к Горийскому уезду. Пристава из грузин, назначавшиеся в Нарскую котловину, благоразумно уходили на родину, чтобы не быть подстреленными по примеру своих предшественников. Главноуправляющий в Грузии генерал от инфантерии барон Розен 4 ноября 1835 года сообщил Грузинскому дворянскому депутатскому собранию по поводу ходатайства Бессариона Хетагурова о правах дворянства, что последний «есть из нарских осетин, которые никаких податей в казну не платят и даже приставам, потому требуемое собранием по делу о дворянстве дознание не может быть доставлено и совершенно излишне». Только с проведением Военно-Осетинской дороги осетины Нарской котловины с полным доверием вступили в число верноподданных всероссийского императора, хотя и до этого времени несколько нарских осетин служили в рядах русской армии. На жизни и истории этих-то осетин Нарской котловины я намерен остановить внимание читателя. Поселения. Каменные постройки в один и несколько этажей с плоскими крышами, живописно гнездящиеся на скалистой крутизне или амфитеатром сгруппированные на гребне утеса, образуют в Нарской котловине то множество мелких поселений, которое составляет выдающуюся особенность горной Осетии. На квадратной версте таких поселений можно насчитать с десяток. Каждая семья, захватив известный район, селилась особняком и затем, разветвляясь по мере своего разрастания, за недостатком места в родовом поселении, строила в возможной к нему близости новый отселок. Это очевидно из того, что в Нарской котловине нет почти ни одного поселения, жители которого не были бы связаны самым близким родством. Родственная же близость жителей разных поселений в громадном большинстве совершенно соответствует взаимному расположению поселений и близости к старейшему родовому поселению. Карнизы утесов, крутизны и гребни скал, безопасные от снежных, земляных и каменных завалов и сползания почвы, непригодные для обработки и менее доступные для нападения, были наиболее предпочитаемы для поселений.
6) Ф.Х. ГУТНОВ
ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ СОСЛОВИЯ
СРЕДНЕВЕКОВОЙ ОСЕТИИ
Как и прежде в отражении агрессии извне Грузия
опиралась на помощь горцев, включая осетин. В конце XVII в.
нарские осетины во главе с Гоци – военачальником из рода
Хетага – вновь пришли на выручку грузинским воинам. Гоци в
единоборстве сразил персидского великана и получил в дар от
грузинского царя серебряную чашу с надписью. В
этнографическом очерке «Особа» (1902 г.) К. Хетагуров писал:
: «Чаша цела и до сих пор переходит от отца к старшему
сыну».
Из поколения в поколение на службу к монархам Грузии
поступали алагирские крестьяне и уазданлаги. В 20-х гг.
XVIII в. царь Кахетии Константин продлил действие
«дарственной книги» Зидахана Хетагурова, выданной ему отцом
Константина «за службу». Еще в XIX в. Хетагуровы хранили
грамоту карталинского царя Арчила (1730-1736 гг.),
пожалованную в знак «милости нарскому дворянину Хетагури-
Зидахани (Зиди) и потомкам» его.
Многие Хетагуровы «служили грузинским царям верою и
правдою, получали от них за это дворянское достоинство». Сын
Арчила Александр пожаловал грамоту «нарскому дворянину» Аса
Амиранову, в которой, кроме прочего, значилось: «отцы и
деды Ваши служили отцам и дедам нашим с таким тщением, что
дом наш и по сей день находится вне опасности». Им же дана
грамота «царскому князю Махамату Зидаханову в том, что отец
и деды ваши служили отцам и дедам нашим самопожертвованием,
отчего наш дом был всегда невредим». Аналогичную грамоту
Александр, внук царя Вахтанга, пожаловал в 1780 г. Чибиру и
Куба Бигуловым, Козаевым из Зрукского ущелья. Грамоты,
датированные 28 апреля 1701 г. и 22 мая 1702 г., хранились у
Черджиевых.
За службу в ополчении крестьяне получали своего рода
плату. Те же Черджиевы за усердную службу награждались
«красными товарами». Нарские «дворяне» Джаналд Хурумов,
Канибат Пареев, Вахтанг Эладиев, Гако Батаев, Ладо Гисаев,
Джаша Епхиев, Кайхо Салваев, Джагка Джанаев, Болатико Туаев
и др. получали по 50 марчилей ( 1 марчили = 60 коп. в ценах
того времени) в год; Басил Шикоев – 130, а Тавкан Хелпомаев
и Габис Самураев – по 150 марчилей в год. В 1780 г. сын царя
Бакара «назначил нарским дворянам» ежегодное жалованье:
Петру Мимиствали – 70 марчилей, Канча Зарашвили и «нарскому
князю Махмуду Джида-швили по 50 марчилей».
17 июля 1786 г. Ираклий II подарил Дохчико Хетагурову
имение в Цхинвали: «жалуем тебе... нарскому осетину
Хетагури, сыну Мамия Дохчико, сыновьям твоим Караджу и
Долету, внуку твоему – сыну Болатико Натгери и потомкам дома
вашего, за то, что сын твой Болатико был с нами в Аспиндзе,
где мы победили турок и лезгин, он храбро сражался и был
убит».
http://www.darial-online.ru/2003_2/gutnov.shtml Я уже не пишу о писателях, поэтах, художниках, офицерах, генералах, героях, чемпионах, это рода.
7) Все из протестировашихся этого рода оказались правы в родстве, так как ДНК это подтвердило.
J2a* PF4610, DYS438=7, DYS459=8,10
276871 Gochiev Gochiev, North Ossetia Russian Federation J2 12 24 14 10 13-15 11 15 13 12 11 28
155891 Tavasiev North Ossetia Unknown Origin J2a 12 24 14 10 13-15 11 15 13 13 11 29 20 8-10 11 11 26 16 19 30 13-16-16-16 11 11 19-22 15 14 16 16 34-38 10 7 11 7 14-14 8 11 10 8 10 10 12 22-23 14 10 12 12 18 8 12 23 20 15 12 11 12 11 12 12 11 34 18 8 15 9 25 26 20 11 12 12 11 13 10 12 11 10 11 11 30 12 14 21 13 11 12 21 15 19 12 20 16 11 13 26 12 21 19 9 14 19 8 13 11
276896 Kesaev Kesaev, North Ossetia Russian Federation J2 12 24 15 10 13-15 11 15 12 13 11 32 19 8-9 11 11 27 16 20 28 13-16-16-16 11 11 19-22 15 15 15 16 33-36 10 7
203106 Budaev Budaev, Digor Ossetian Russian Federation J2 13 24 14 10 15-15 11 15 13 13 11 29 19 8-10 11 11 26 16 19 31 14-16-16-16 11 11 19-22 15 14 16 16 35-37 10 7 11 7 14-14 8 11 10 8 10 10 12 22-23 14 10 12 12 17 8 12 23 20 15 12 11 12 11 12 12 11 34 18 8 14 9 25 26 20 11 12 12 11 12 10 11 11 10 11 11 30 12 14 21 13 11 12 22 15 19 12 20 16 11 13 26 12 23 19 9 14 19 8 14 11
J2a* PF4610, DYS438=7, DYS459=8,10, DYS641=9, DYS450=7
276916 Khetagurov Khetagurov, North Ossetia Russian Federation J2 12 24 14 10 13-14 11 15 13 12 11 30 19 8-10 11 11 26 16 18 28 13-15-16-16 11 13 19-22 15 15 15 16 33-34 10 7
268378 Gioev Gioev, North Ossetia Russian Federation J2 12 25 14 10 13-14 11 15 12 13 11 31
276851 Dzhanaev Dzhanaev, North Ossetia Russian Federation J2 12 25 14 10 13-14 11 15 12 13 11 31 19 8-10 11 11 26 16 18 28 13-15-16-16 11 12 19-22 15 15 15 16 33-34 10 7
295163 Gubaev Unknown Origin J2 12 25 14 10 13-14 11 15 12 13 11 31 20 8-10 11 11 26 16 18 28 13-15-16-16 11 13 19-22 16 15 16 16 33-34 10 7
280185 Dzhanaev Dzhanaev, North Ossetia Russian Federation J2 12 25 14 10 13-14 11 15 13 13 11 31
280183 Dzaparov Dzaparov, North Ossetia Russian Federation J2 12 25 14 10 13-14 11 15 13 13 11 31
276926 Dzanaev Dzanaev, North Ossetia Russian Federation J2 12 25 14 10 13-14 11 15 13 13 11 31
165773 Koutchiev Russian Federation J2 12 25 14 10 13-14 11 15 13 13 11 31 19 8-10 11 11 26 16 18 28 13-15-16-16 11 12 19-22 15 15 16 16 33-37 10 7
127744 Mamiev Mamiev, North Ossetia, Russia Russian Federation J2a 12 25 14 10 13-14 11 15 13 13 11 31 19 8-10 11 11 26 16 18 28 13-15-16-16 11 13 19-22 15 15 15 16 33-39 10 7 11 7 14-14 8 11 9 8 10 10 12 22-22 14 10 12 12 16 7 12 23 20 15 12 11 12 11 12 12 11
276845 Atarov Atarov, North Ossetia Russian Federation J2 12 25 14 10 13-14 11 15 13 13 11 32
Тут по мимо Хетаговцев несколько представителей других дигорских родов, выходцев из Ассии.